Нумериан разгневался и повелел бить благочестивую мать по щекам, говоря ей: — Не говори так дерзко с царем. Дети же, видя как бьют их мать, говорили: — Царь обезумел: бьет мать за то, что она говорит истину. После сего царь стал спрашивать детей, как их зовут и сколько им лет. Они сказали, что первый из них двенадцати лет от роду и называется Урваном, второму — Прилидиану — девять лет, а третьему, по имени Епполонию, семь лет. Мучитель прельщал их ласковыми речами и дарами, убеждая поклониться идолам. Но они единогласно отвечали: — Мы христиане и не подобает нам кланяться идолам. Нас научили ведать Единого Бога, Того, Кто сотворил небо и землю. Ему мы и поклоняемся, а не бесам. После многих ласкательств увидев, что дети непреклонны, мучитель повелел бить их, нанося им раны по числу лет каждого из них. Итак, первому отроку нанесли двенадцать жестоких ран, другому — девять, а третьему — семь. Дети мужественно терпели страдания и сожалели только о том, что не имеют больше лет, чтобы больше получить ран за Христа. — Если вы решили даже убить нас, — говорили они, — мы не поклонимся ложным богам: Единому Богу, Господу Иисусу Христу, мы служим. Отпустив их мать и удалив самих детей в другое место, царь опять вызвал к себе Вавилу. — Вот, — сказал он — дети твои уже поклонились нашим богам, подобает и тебе немедля самому поклониться. — От отца лжи, диавола, научились и вы лгать, — отвечал царю Вавила, — знаю я, что невозможно ни прельщением, ни муками отторгнуть детей от Христа: ибо я хорошо научил их почитать Единого Истинного Бога и веровать в Него. Тогда царь велел повесить и Вавилу и детей на дереве и жечь их огнем. Вавила, возведя очи к небу, помолился Богу, чтобы послал Он малым сим детям крепость Свою и даровал им непреодолимое терпение в предстоящих муках. А их самих увещевал мужественно переносить страдания, обещая им великую награду от Христа. Доблестно переносили страдания незлобивые дети вместе со своим учителем, и помощь Божия укрепляла их в терпении. Приказав снять страдальцев с дерева и заключить Вавилу в цепях в одном доме, неподалеку от места мучений, мучитель решил еще раз прельстить детей лаской. Он называл их своими детьми, благонравными и прекрасными отроками, дарил им золото и серебро. Но они в один голос говорили ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но отроки и тут остались непоколебимыми, как скала, и, как бы одними устами, отвечали царю: «Неужели ты думаешь, что когда-нибудь уловишь нас лестью? Знай, что никогда ничего не успеешь, если бы даже и без числа стал бы трудиться». И потом все, вздохнувши, ещё прибавили: «Если б был здесь не только один этот царь, но и ещё множество лютейших царей и мучителей, и тогда ни один из них не разлучил бы нас от Бога нашего». Царь после этого приказал предать детей вместе с Вавилою смерти. И вот, отроки вместе с своим учителем пошли на казнь. Когда они шли на место казни, то священномученик Вавила воспел слова Давидовы: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» ( Пс.114:7 ). Когда же достигли самого места казни, тогда сперва отроки подклонили головы свои под меч, а затем усечён был во святую главу свою и Вавила. Понятно ли вам теперь, дети, что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Пример детей – учеников Вавилы, как видите, говорит вам, что любить так Бога значит быть преданным Ему всем существом своим и вести себя так, чтобы, в случае нужды, ни угрозы, ни прельщения, ни самая смерть не могли заставить вас изменить законам Господним, нарушить их или отречься от Самого Господа. Пример показывает нам, что любовь к Господу не должна ограничиваться ничем и вся наша жизнь должна быть посвящена Ему. Узнавши же это, потщитесь и вы утвердить такую любовь к Господу в сердцах своих. Помните, что Он есть единственное, высочайшее и существенное благо для вас; стремитесь к Нему непрестанно умом и сердцем и всем существом вашим; делайте всё для славы имени Его; ставьте для себя исполнение закона Его выше всего, будьте тверды и непоколебимы на пути благочестия и добродетели. Помните, что вы можете встретить неприятности, огорчения и другие трудности за вашу любовь к Господу; но и тут не смущайтесь. Не скорбите, если, например, услышите обидное слово или насмешку или увидите какое-либо неразумное презрение вашей всецелой преданности Царю Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Когда, говорит Златоуст, восходит на царский престол кто-нибудь согласный с нами в исповедании Бога, тогда христиане бывают в беззаботном состоянии, – так мало они возвышаются почестями. Когда же получит власть человек нечестивый, везде преследующий нас и подвергающий бесчисленным бедствиям, тогда наше положение бывает превосходно и блистательно, тогда время доблестей и трофеев, тогда случай достижения венцов, похвал и всякого отличия. 2838 Указав, таким образом, существенную сторону христианской истины – её самодовление, Златоуст в лице священномученика Вавилы рисует образ идеального служителя истины, глубоко верующего в силу последней, самоотверженного борца и защитника её. Он указывает факт отлучения св. Вавилою от Церкви императора, изменившего истине. Того, кто владел большею частью вселенной, обладал многими народами, многими городами, бесчисленными войсками и был страшен везде, как по величию своей власти, так и по жестокости своих нравов, Вавила отлучил от Церкви с такою твердостью и с таким бесстрашием, с каким пастух отделил бы от стада паршивую и больную овцу. Он сделал это, подтверждая на деле слова Спасителя, что раб только тот, кто совершает грех, хотя бы он имел на голове своей тысячу венцов, хотя бы казался владыкою всех людей, а кто не сознает ничего худого, тот, хотя бы был в числе подданных, царственнее всех царей. Таким обра- —207— зом, подначальный распоряжался начальником и подчиненный судил владевшего всеми и произносил осуждавший его приговор 2839 – и всё это он делал спокойно и кротко, потому что душа его была проникнута духовною солью. 2840 Последнее и составляет необходимый элемент личности истинного служителя истины. Врачи, когда им нужно разрезывать загноившиеся члены, или остановить в них воспаление, приступают к врачеванию, не приводя себя наперед в грех, а напротив тогда особенно и стараются соблюсти душу в спокойном состоянии. Если же тот, кто хочет лечить тело, имеет нужду в таком спокойствии, то врачующему душу нужно быть в высшем и превосходнейшем состоянии спокойствия и любомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родилась она в Панорме (Палермо), а за­мучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд кото­рого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыт­кам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясе­ние, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и ото­шла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Даль­нюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административ­ным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика терри­ториально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту про­винцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, ко­торый ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближай­шем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая за­нимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испан­ских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глу­бокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кро­ме Нарбоннской Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свет никогда не будет мраком, пока он свет, и истина наших дел не опровергается, потому что она истина, а сильнее её нет ничего 167 . История показывает, что во времена гонений христианство было сильнее, чем во времена мира. «Когда, – говорит Златоуст, – восходит на царский престол кто-нибудь согласный с нами в исповедании Бога, тогда христиане бывают в беззаботном состоянии, – так мало они возвышаются почестями. Когда же получит власть человек нечестивый, везде преследующий нас и подвергающий бесчисленным бедствиям, тогда наше положение бывает превосходно и блистательно, тогда время доблестей и трофеев, тогда случай достижения венцов, похвал и всякого отличия 168 . Указав, таким образом, существенную сторону христианской истины – её самодовление, Златоуст в лице священно-мученика Вавилы рисует образ идеального служителя истины, глубоко верующего в силу последней, самоотверженного борца и защитника её. Он указывает факт отлучения святым Вавилою от Церкви императора, изменившего истине. «Того, кто владел большею частью вселенной, обладал многими народами, многими городами, бесчисленными войсками и был страшен везде, как по величию своей власти, так и по жестокости своих нравов, Вавила отлучил от Церкви с такою твердостью и с таким бесстрашием, с каким пастух отделил бы от стада паршивую и больную овцу. Он сделал это, подтверждая на деле слова Спасителя, что раб только тот, кто совершает грех , хотя бы он имел на голове своей тысячу венцов, хотя бы казался владыкою всех людей, а кто не сознает ничего худого, тот, хотя бы был в числе подданных, царственнее всех царей. Таким образом, подначальный распоряжался начальником и подчиненный судил владевшего всеми и произносил осуждавший его приговор 169 – и все это он делал спокойно и кротко, потому что душа его была проникнута духовною солью» 170 . Последнее и составляет необходимый элемент личности истинного служителя истины. «Врачи, когда им нужно разрезать загноившиеся члены или остановить в них воспаление, приступают к врачеванию, не приводя себя наперед в грех , а напротив тогда особенно и стараются соблюсти душу в спокойном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вошедшие встали рядом на колени перед золотым троном. Два толмача переводили непонятные слова старика. Один из них спросил: – Покоритель вселенной желает знать: кто ты, как тебя зовут, откуда ты родом и как попал сюда на реку? – Я слуга великого колдуна и звездочета Газука, хранителя священной Ураковой горы. Я бедный раб его… На мне тамга моего хозяина… Бату-хан кивнул: – Покажи! – Сорок лет назад мне выжгли на бедре. Монгольский воин спустил холщовые порты старика, и он повернул к хану тощее бедро, где краснела выжженная тамга: круг с двумя рожками, как у козла. – Что значит такая тамга? Почему рога? Старик повернулся к сторожившему его монголу и строго сказал: – Раз ты спустил порты, ты и натяни. Видишь, я руками пошевельнуть не могу! Монгол поправил шаровары, и старик обратился к Бату-хану: – Видел ты на той стороне реки серую гору? Называется она – городище хана Урака. Там живет старый колдун Газук. Ему более ста лет, и даже я гожусь ему только во внуки. Но он все помнит, что было раньше, в старые времена, и много рассказывает. Каждое полнолуние на горе устраивается моление в честь богов водяного и громового. Тогда отовсюду приезжают куманы и другие степняки, режут черных козлов и пьют айран. Потому у Газука и тамга с рогами козла… – Как звать тебя? – Меня зовут дед Вавила. Родом я из Рязани. Был бортником. Меня обманом поймали на охоте, когда я ходил за диким медом, ушкуйники-новгородцы, увезли вниз по реке и продали купцу, а тот перепродал другому. Так я переходил из рук в руки, пока не попал к колдуну Газуку. Субудай-багатур прервал старика: – Постой! Отвечай только то, о чем тебя спрашивают. Бату-хан спросил: – Какие войска ты видел на той стороне? Много ли пеших и конных воинов? – Я рыбак, езжу по реке. Много ли я в камышах увижу? – А что слышал? – Слышал я, что куманские ханы еще недавно кочевали поблизости. Потом они в страхе стали уходить прочь, в свои степи. Угоняют табуны, скот, увозят юрты. Никогда раньше у них такого бегства не бывало… – В какую сторону уходят?

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

Из групе ученика Св. Синаита, од оних су прешли у свакако Св. Ромило Раванички, 1376. године, се гробница са моштима налази у припрати Манастира Раваница. му написао савременик Синаит, као или Раванички. или Руско, пореклом из Видина, одлази у Загору где се код Трнова монаши у Манастиру Св. Богородице и име Роман. Затим одлази у у где се Синаиту – од кога прима синаитска и поуке, као великосхимник. После Маричке битке 1371, угрожености Св. Горе и суседних од Турака, преко Валоне долази у Из преписа аутентичних кнеза Лазара и Спиридона од 17. 1379. за Манастир Пресвете Богородице у Ждрелу Браничевском, каже се „да се старац са потрудио око и тога храма“. или Синаит – по некима Србин пореклом, а по другима из околине Смирне, се пре боравка у подвизавао у Кипру, Криту, и Гори. МОЛИТВЕНИЦИ И ПОДВИЖНИЦИ Поред Синаита: Ромила, Романа Раваничког и су као уписани у календар Српске Православне Цркве, нам тако о епохи молитвеника и списак српских синаита се не Синаити су били духовни покрет исихастичког карактера, наглашеног анахоретског и типа, и друге свештеномонахе о светости сведоче штури записи и кратке белешке. Народно, усмено много више приповеда о овим испоснима, светим скровитим местима и кивотима са светим моштима. Усмено забележено и фиксирано средином XIX века седморицу Синаита се у српским и ка седмици, као светом тешко да одговара стварности ових „чувара светих врлина“, како их назива Константин Философ био много Тако се зна да Данило Синаит припада половини XIV века, а су се мошти налазиле у Манастиру у Ждрелу пропао у немирима Кочине XVIII века. У Манастиру налазиле су се мошти Св. пропале за време устанка, о чему сведочи у свом и егзарх београдских митрополита Максим 1733. године. наводи и Нестора, брата Св. Романа Синаита, подигао цркву у Витковцу код Алексинца. Преподобни монах се у Милице из 1398, а се да место код Раванице чува успомену на подвиге. Име Зосима Синаита се доводи у блиску везу са Манастиром Тумане код Голупца, где се налазе и мошти. Народно памти Синаита, зауздао мечку и на дошао владици, што неких нарочитих народних Прича о прилично непознатом дародавце, на призив над кесом златника: „Поштени, само дукат кренуо према испосничком лику, би се могла везати за Синаите. се памти Синаит, живео у месту Прекопеча код Манастира Драча и Синаит или место подвига беше испод брда Шареник код недалеко од Вавила се подвизавао у клисури Раваничке речице, а топоним у лако може бити везан за духовни покрет. Народ зна за Синаите, се у литератури „анонимни“, а живели су – у Манастиру Св. Петке код (из савремених извора XIV века познат као у Манастиру Витовница код Петровца на Млави, итд. Имена и Синаита се теже за неке конкретне топониме.

http://pravoslavie.ru/50956.html

  Руководство и насельники Важского Богословского монастыря в начале XVII в. В справочнике П. М. Строева в этот период назван только один игумен – Авраамий (1607–1614 гг.) . По данным приходо-расходных книг выявлено несколько настоятелей: Аврамий (8 марта 1600 г. – 18 июня 1602 г.); Измаил (декабрь 1602 г. – август 1603 г.); Аврамий (8 мая 1605 г. – 1 сентября 1609 г.); Мисаил (1 сентября 1610 г. – 1 сентября 1612 г.); Аврамий (29 августа 1613 г. – сентябрь 1615 г.). Вторым важным моментом является изменение во внутримонастырской иерархии. На протяжении второй половины XVI в. вторым после игумена лицом считался черносвященник (иеромонах). В первые годы XVII в. эта традиция сохранялась. Так, в 1601 г. в монастырском руководстве названы несколько монахов-священников: Кондратий, Измаил, Аврамий. До декабря 1601 г. священник Кондратий выдавал деньги казначею на монастырские расходы . В 1604 г. упомянут черносвященник Измаил. В более позднее время черносвященники указаны среди руководства только в 1607 г. (см. публикацию, документ 9), после чего перестали фигурировать в хозяйственных книгах в качестве «заместителей» игумена. Можно констатировать, что монастырское духовенство утратило своё привилегированное положение в монашеской общине, а хозяйственная верхушка усилила влияние в управлении монастырём.   Руководство Важского Богословского монастыря в начале XVII в.   Игумен Черно-священник Келарь   Казначей   Источник (ГА АО, ф. 829) Аврамий Кондратий Измаил Митрофан Евстратий 19 июля – 10 сентября 1601 г. оп. 1, д. 828. л. 1 Аврамий Кондратий Аврамий Вавила Ферапонт 1 сентября 1601 г. – 18 июня 1602 г. оп.1, д. 828, л. 1 об.; оп. 3, д. 8, л. 17, 18 об., 29 Измаил Митрофан Варлам 2–29 декабря 1602 г. – не позднее 8 января 1603 г. оп.3, д. 8, л. 16; д. 9, л. 1 об. – 2 Измаил Меркурий Варлам 19 февраля – 5 апреля 1603 г. оп. 3, д. 9, л. 6, 7 – 7 об. Измаил Меркурий Варлам 11 августа 1603 г. оп. 2, д. 2, л. 13 об. Евстратий 11 января 1604 г. оп.2, д. 2, л. 15 Кирилл 8 мая – 1 ноября 1604 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

И другие обстоятельства из Истории подвигов Иулиана – к восстановлению язычества, громогласно говорят, что предприятие его сколько было безрассудно, столь же и безуспешно. В Берите, во время прохода своего чрез Сирию, Иулиан вздумал рассуждать пред Сенатом о религии. «Все, – пишет Иулиан Ливанию, – хвалили мою речь, но весьма не многие убедились ею; даже некоторые из числа тех, о которых я прежде думал, как о хорошо расположенных (т. е. к еллинизму), не умедлили явиться тем, чем они были на самом деле и отринуть всякую благопристойность и всякой стыд» 129 . Вообще Иулиан, как замечено уже, дозволил себе, в начале слишком много обольститься и своим планом и своими успехами. В тишине своих палат, в обществе с своими друзьями Философами и Риторами, Иулиан предается мечтам о прекрасных днях, скоро имеющих наступить для полифеизма. Все это есть лишь обольщение, быстро исчезающее пред действительностью. В самые торжественные празднества, он не находит ни жертв, ни приношений в честь богов, ни масс народа, и когда сам он, с ревностью жреца, закалает жертвенных животных, едва несколько старых женщин окружают его. Прибыв в Антиохию,– город, отличавшийся прежде такою великою преданностью богам и где при том находилось знаменитое прорицалище Аполлона Дафнийского, Иулиан надеется встретить в народе набожность – и встречает насмешки над своим суеверием 130 ; надеется слышать оракула – и слышит, что Христианский мертвец Вавила наложил на его язык печать молчания; Иулиан надеется отпраздновать, со всею пышностью, древнее торжество в честь Аполлона Дафнийского: «весь город, – пишет сам Иулиан, – должен был двинуться в Дафны, чтобы праздновать сие торжество. Я оставляю храм Юпитера Казия и спешу в Дафны, воображая встретить весь блеск торжества, к какому только способна Антиохия. Мое воображение уже наполнено было образами благоуханий, жертвенных животных, возлияний, молодых людей, облеченных в белые одежды – символ чистоты их сердца. Но все сие было лишь как бы прекрасным сновидением! Я прибегаю в храм и не нахожу в нем ни одной жертвы, ни одной даже лепешки, ни одного зерна ладона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

3. При нем стад исповедником святой Харитон. При Аврелиане был проклятый Мани, от которого на многих перешло имя манихеев 423 . 83. Тацит Тацит процарствовал два года 424 . Он поставил Максимина, своего родственника, над Ассирией. Убив его за совершенные им обиды, воины, испугавшиеся, как бы не отомстил им Тацит, убили и его 425 . И стали императорами Проб и Флориан. 84. Проб и Флориан Проб и Флориан процарствовали два года 426 . При нем [т.е. Пробе] после дождя выросло много хлеба, собрав который, сделали большие копны. (Так же, как и при Аврелиане, как рассказывают, пролились серебряные капли. А Викторин, друг Проба, попросил назначить своего друга в Британию. Тот, прибыв туда, поднял мятеж. И вот Викторин, бранимый за это императором, был послан, чтобы прекратить мятеж. Итак, притворившись, что бежит от лица императора, как друг мятежника, он был принят тем и убил его. Вернувшись же, он, как только сошел с корабля, развязал свой пояс, бросил его в море и вошел к императору без пояса. Тот разгневался, решив, что он претерпел такое от кого-то другого; но Викторин сказал, что сам это сделал, и попросил никогда больше не поручать ему государственные должности, ведь всякая власть сопряжена с опасностями и превратностями. Тот даровал ему покой и предоставил множество даров) 427 2. Убил же он всех убийц Тацита и Аврелиана, созвав их на пир в Перинф. Был убит и сам он своим окружением. И царствуют Кар, Карин и Нумериан. 85. Кар, Карин и Нумериан Кар, Карин и Нумериан процарствовали 2 года 428 . Этот Кар захватил Персию и Ктесифон, так что они оказались взяты уже четырежды: Траяном, Вером, Севером и Каром. А после кончины Кара и ослепления Карина убил его Апр, и воцарился Нумериан. 2. При нем был замучены святой Георгий и святой Вавила в Антиохии. Его убил Диоклетиан, который был дуксом Мисии. 86. Диоклетиан Диоклетиан процарствовал 20 лет 429 , будучи родом из Далмации. He справляясь с управлением государством, он назначает императором Максимиана Геркулия 430 , который был его зятем и другом. Ими было начато большое гонение на христиан 431 . В своих областях они назначают цезарями и делают своими зятьями Констанция и Галерия 432 , убедив их оставить своих супруг и жениться на их дочерях: Феодора 433 стала женой Констанция, а Валерия 434 – Галерия. 2. Галерий по просьбе Диоклетиана был послан воевать против персов; победив их в битве, он захватил и царскую ставку, и жену Сабора 435 и с величайшим триумфом отбыл к Диоклетиану, везя мешки, полные драгоценных камней и жемчуга; благодаря этому Диоклетиан первым украсил одежду и обувь драгоценными камнями и золотом. Также он приказал, вопреки исконному обычаю, совершать перед ним проскинесис и отпраздновал триумф (триумф же – θραμβος – назван так по поэтическому слову θρασις, то есть исступление, или оттого, что словом θρα называют листья смоковницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010