Прохор, из 70 апп. 28 июля. Игнатий Богоносец, священномуч. Римский. 20 дек. Никифор, муч. при Валериане. 9 февр. Трофим, муч. при Прове. 19 сент. Пелагия, св. дева. 8 окт. Вавила еп. и три отрока, мучч. при Нумериане. 4 сент. Роман, диакон Кесар., и Варул (отрок), мучч. ок. 303. 18 ноября. При Максимине пострадали: Вавила еп. и 84 детища. 4 сент. Феотекн воИн.10 окт. Лукиан преп., муч. Никомидийский. 15 окт. Фнлогоний еп., ум. ок. 324. 20 дек. Евстафий еп., ок. 360. 21 февр. При Иулиане. Артемий муч. 20 окт. Евсигний муч. 5 авг. Евгений и Макарий пресв, псповедники. 19 февр. Иувентин и Максим воины, мучч. 5 сент. Феодорит пресв., муч. 8 марта. Феодор муч. 23 ноября. Поплия диаконисса, исповедница, и сын ее св. Иоанн Пресв. 9 окт. Мелетий архиеп., ум. 381. 12 февр. Феодосий преп., ок. 412. 11 янв. Петр преп., от Галатии, ум. ок. 429. 1 февр. Ефрем патриарх, ум. позже 540. 8 июня. Исихий магистриан, муч. 10 мая. Серафима девица, муч. 29 июля. Феофил преп. 10 июня. Апамея Вифинская , при Риндаке, к западу от Никеи. Феодор преп., начертанный, ум. ок. 810. 27 дек. Апамея Сирийская. Аристарх, из 70, епископ, ск. в Риме. 15 апр. и 27 сент. Маврикий и 70 воинов, мучч. прп Максимине. 22 февр. Маркелл еп., муч. при Феодосии В. 11 авг. Аполлония, или Аполлониада , в Вифинии. Марк, из 70 апп., епископ. 30 окт. Фирс и Каллиник, мучч. при Декии. 11 дек. Никита архиеп., исповедник при Льве Арм. 20 марта. Аполлония Македонская . Исавр, диакон, Иннокентий, Феликс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин, мучч. 4 в. 6 июля. Арвил, Arbelae , в Ассирии . Анания Персянин, муч. 1 дек. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. 380. 3 ноября. Акепсий и Аифал, мучч. 11 дек. Аврамий еп., муч. Персидский. 344. 4 февр. Аргос, в Пелопонесе . Петр преп., еп. 10 века. 3 мая. Арефуза, в Сирии , не вдалеке от Емесы. Марк еп., Кирилл диакон, и др., мучч. при Иулиане. 29 марта. Аримофея, в Иудее, между Иерусалимом и Ионнией. Иосиф Аримаф. 4 янв. и в нед. Мироносиц. Арион гора . Нард римлянин, отшельник. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В турецком Коджаэли состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата 5 марта 2023 г. 14:46 4 марта 2023 года в турецком городе Коджаэли состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата, проживающих в регионе Мраморного моря. Божественную литургию совершил ответственный за окормление русскоязычных верующих на территории Турецкой Республики священник Георгий Сергеев. По окончании богослужения отец Георгий провел встречу с прихожанами, в ходе которой рассказал о жизни общин Московского Патриархата на территории Турции, а также об отношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом в настоящее время. В ходе беседы были определены дальнейшие планы по организации регулярных богослужений в регионе. Город Коджаэли, известный с 712 года до Рождества Христова под названием Астакос, а затем с III века до н.э. как Никомидия, был основан древними греками. Расположен на северо-западе Турции в 120 километрах от Стамбула, на побережье Мраморного моря. Никомидия в эпоху гонений стала местом мученической кончины многих христиан. 23 апреля 303 года в Никомидии, во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен великомученик Георгий Победоносец. Также приняли мученическую кончину святые — великомученик и целитель Пантелеимон, мученики Трофим, Евсевий, Каллиста, Ермолай, Анфим, епископ Никомидийский Вавила и его 84 ученика. Общее число пострадавших христиан исчисляется многими тысячами. В XIV веке город был завоеван турками-османами и был переименован в Измит, а во время Турецкой Республики — в Коджаэли. В настоящее время в почти двухмиллионном городе проживают около 3000 русскоязычных жителей. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6008118.ht...

Вавила, муч. Никомидийский, 4 сент. Вадим, арх. Перск., † 376 г., 9 апр. Вакх муч. † 308 г., 7 октября. Валентина муч. † 308 г., 10 фев. Валентион (Валентин) муч. † IV в., 25 мая. Валент диакон, муч. † около 309 г., 16 февраля. Валериан муч. III в., 22 ноября. Валерий муч. 320 г., 15 сентября. Валерий муч. † 298 г., 7 ноября. Валерия муч. † 64 г., 14 октября. Ваптос муч. (с Харлампием), 10 февраля. Варахисий муч. в Персии † 327 г., 28 марта. Варвара великомуч. IV в., 4 дек. Варвар, бывший разбойник, V в., 6 мая. Варлаам, пр. Шенкурский, † 1462 года, 19 июня. Варлаам Хутынский † 1192 года, 6 ноября. Варлаам муч. † 304 г., 19 ноября. Варлаам (с Иоасафом) 19 ноября. Варлаам Печерский † 1065 года, 19 ноября. Варнава Апостол, 4 янв. и 11 июня. Варнава преп. † 1445 г., 11 июня. Варсава (Иуст, Иосиф, Иосий) ап., 4 января и 30 октября. Варсавий игумен † 345 г., 3 июня. Варсануфий, Египет. подв. VI века, 6 февраля. Варсонофий преп. † 1416 г., 2 мар. Варсонофий, епископ Тверской, † 1576 г., 11 апреля. Варул муч. † 303 г., 18 ноября. Варфоломей Апостол, 11 и 30 июня и 25 августа. Варфоломей преп., ученик Сергия Радонежского, 25 сентября. Василид муч. † 250 г., 23 декабря. Василиск муч. † 308 г., 3 марта и 22 мая. Василиса мученица † 304 г., 8 янв. Василиса Puм. I в., 15 апреля. Василиса, Никомидийская муч., † 309 г., 3 сент. Василий Великий † 379 г., 1 и 30 янв. Василий, муч. Анкирский, † 362 г., 1 января. Василий, архиепископ Новгородский, † 1352 г., 10 февраля и 4 октября. Василий подв. † 747 г., 28 февраля. Василий (Василько), князь Ростовский, † 1238 г., 4 марта. Василий Мирожский † 1299 г., 4 марта. Василий, еписк. Херсонский, IV в., 7 марта. Василий пресвитер муч. † 363 г., 22 марта. Василий Мангазейский † около 1600 г., 23 марта. Василий Новый † 944 г., 26 марта. Василий Парийский IX в., 12 апр. Василий Рязанский † 1360 г., 12 апр. Василий Амасийский † 322 г., 26 апр. Василий Захолмский (в Черногории), 26 апреля. Василий, князь Ярославский, † 1249 г., 3 июля. Василий Юродивый † 1552 г., 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вавила сказал, засмеявшись: «Воистину ты достоин насмешки, говоря это; ибо я готов все претерпеть ради Христа, ради которого все презрел, дабы приобрести Христа; ибо души праведных в руке Божией и не коснется их мучение. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением; но они пребывают в мире; ибо Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. Сол. III. 1–4). Нумериан сказал: «Болтун, в чем мы достойны насмешки?» Вавила сказал: «Если услышат остальные боги твои, что ты поклялся одним Асклипием, то разгневаются на тебя, наибольше Игия; ибо я воистину стыжусь вашего неразумия, что вы не понимаете вашей пользы, но поклоняетесь тем, кому не поклонялись даже дети». Нумериан сказал: «Если услышит Христос твой и вознегодует, что ты поклялся Богом, что ты сделаешь?» Вавила сказал: Ты недостоин услышать ведение христиан, но ради стоящей толпы говорю, дабы из-за твоего неверия и они не были лишены ведения. Когда христиане называют Христа, они исповедуют и Отца, исповедуют и Сына и Духа; ибо Отец не разделен от Сына и Духа, ниже Сын от Отца и Духа; и нет сравнения Бога с демонами, которым ты поклоняешься, как написано: «Какое общение свету с тьмою»? 9. Дети оставались висящими столько часов с Вавилою, подтверждая его слова. Мученик же сказал: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Исаии VIII, 18). Нумериан же повелел мучить его, закованного в цепи, так что от тяжести оков блаженный был изранен, стоявшие же, бывшие ему знакомыми, сострадали ему и говорили: «Согласись принести жертву и избавь себя от мук». Вавила сказал: «Я не столько сожалею этого неразумного председящего, сколько вас, послушавшихся его и погубивших жизнь свою; итак, ему я не повинуюсь, а вас послушаюсь? Мне эти муки – жизнь. Ибо облегчает меня Господь, ради которого я и подвизаюсь, и увенчиваюсь, и совершенствуюсь; поэтому я не чувствую, если ты даже подвигнешь против меня больше мук». Он повелел еще мучить его, а висящие дети воскликнули: «Тиран и нечестивейший, за что ты так жестоко и безвинно мучишь нашего господина и доброго пастыря? За то, что он чтит Владыку всех? Но за то он достоин чести, а не мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Не должно нам, христианам, — отвечал Вавила, — никого из людей ни укорять, никому ни досаждать. Не досаждаем мы и тебе: ибо не должно бесчестить создание Божие, сотворенное по образу Божию и по подобию. Однако, если кто восстает на Бога и наносит оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почтения, но вполне справедливо его возненавидеть, как врага Господня, по слову Давида: «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21-22). — Оставь свое многоглаголание, — сказал ему царь, — и послушай нас: если ты хочешь избавиться от казни за свое преступление и получить прощение, то принеси жертву нашим богам и поклонись им. — За порученное мне стадо, — отвечал святитель, — я готов перенести всякое страдание и даже умереть. И немного помолчав, сказал: — Я не могу отречься от Бога моего и служить ложным богам, о беззакониях коих стыдно и подумать. — Снова говорю тебе, — сказал царь, — оставь свое многоглаголание и принеси жертву богам. Если же не исполнишь сего, то моя власть так же зло погубит тебя, как зол ты сам. Вавила отвечал: — У меня было желание избавить тебя от мрака, тебя окружающего, чтобы ты мог избежать нескончаемых мучений, а ты и себе приготовляешь еще большие муки, и других к ним призываешь. Истинно говорю тебе: не можешь ты избежать рук Бога Живого. Тогда мучитель притворился кротким и стал спокойно спрашивать святого Вавилу: — Можешь ли ты, — сказал он, — объяснить нам, что такое Бог? Вавила отвечал: — Существа Божия постигнуть невозможно, хотя бы ты употребил для сего всё старание; ибо Бог есть вечно сущий Царь и Творец всего, неизреченный, непостижимый, не подлежащий испытанию умом человеческим, начало и сила всего. Он сотворил ангелов и архангелов и все другие бесплотные существа; после них — Он создал человека и даровал ему бесчисленные блага, поставил его царем на земле, по подобию того, как Он Сам царствует на небесах, и поместил его в раю. Для того же, чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им. Бог создал человеку помощницу и удостоил его наслаждаться беседою с Собою. Неблагодарный человек презрел своего Создателя и с пренебрежением отнесся к Его заповедям, а врага своего не сделавшего ему никогда никакого добра и только польстившего ему, послушал. Поверив льстивым его речам, он праведным судом Божиим был изгнан из рая. Но незлобивый и благий Бог, хотя и отогнал человека от Себя, однако непрестанно ему благодетельствует, явно показывая, что, несмотря на наши бесчисленные прегрешения, не хочет Он нашей погибели, но всячески устрояет наше спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И когда вернулась [в Александрию], от скорби впала в горячку, и возвестили архиепископу, что она заболела. И придя к ней, он попросил рассказать, что с ней случилось. Она же сказала ему: «Лучше бы я не приходила сюда. Ибо сказала я старцу: «Поминай меня», а он сказал мне: «Молю Бога, чтобы изгладилась память о тебе из сердца моего», и вот я умираю от скорби». А архиепископ говорит ей: «Ты не знаешь, что ты женщина и что враг посредством женщин враждует на святых? Потому и сказал так старец: ибо о душе твоей он молится постоянно». И так исцелен был помысел ее, и она возвратилась [в Рим] с радостью. В Тарсе Киликийском был один мим, по имени Вавила. У него было две подружки, одну звали Комито, а другую Никоса, и жил он распутно, творя дела, достойные содействовавших ему бесов. И вот однажды вошел он в церковь и, по промыслу Божию, читалось тогда Евангелие, в котором было место, где говорилось: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное 454 . Придя от этих слов в сокрушение, он начал со слезами укорять себя за свои деяния и, выйдя из церкви, тотчас зовет своих подружек и говорит им: «Вам известно, как жил я с вами в распутстве, и никогда не предпочитал одну другой. Теперь вам принадлежит то, что приобрел я для вас. Возьмите все мое имущество и разделите между собой. Ибо я с сегодняшнего дня отрекаюсь от мира и становлюсь монахом». Они же, словно едиными устами, отвечали ему со слезами: «Если уж в грехе и погибели мы были с тобой сообща, то теперь, когда ты хочешь сотворить такое богоугодное дело, ты оставишь нас и пойдешь один? Поистине, не оставляй нас, но будем едины с тобой и в добром!» И вот мим тотчас заперся в одной из башен города. Они же, продав все свое имущество и раздав деньги нищим, облеклись в подвижническую схиму и, сделав близ той башни келью, затворились там. Так и они, и Вавила весьма благоугодили Богу. Есть город Финикия Ливанская. В нем был мим по имени Гайан, и во время представления он хульно изображал Пресвятую Богородицу. И часто видел он во сне Госпожу Богородицу, говорящую ему: «Что худого сделала Я тебе, что при такой толпе народа позоришь Меня в представлениях?» А он, проснувшись, не только исправился, но еще более хулил Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Если Елисея, для такого только случая, окружало воинство ангельское, то что сказать о Павле? Пророк Давид говорит: " Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его " (Пс. 33:8), и еще: " На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногой твоей " (Пс. 90:12). Но что я говорю об ангелах? Сам Владыка был с ним, когда он выходил (из темницы). Его не видал и Авраам. Он не был и с Авраамом; но (теперь) Он сам дал обетование: " Я с вами во все дни до скончания века " (Μф. 28:20). Явившись Павлу, сказал: " Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла " (Деян. 18:9,10). И во сне Он явился ему и сказал: " Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне " (Деян. 22:11). Так дивные святые и всегда исполнены великой благодати, а особенно тогда, когда подвергаются опасности за Христа, когда делаются узниками (за Него). Как на доблестного воина приятно смотреть и во всякое время, а особенно, когда он стоить и сражается подле самого царя, так представляй себе и Павла, которого можно было видеть учащим и в узах. Здесь расскажу то, что, между прочим, пришло теперь мне на мысль. И блаженный мученик Вавила был в узах за то же, за что и Иоанн, – за обличение царя в беззаконии, и, умирая, приказал положить эти узы вместе со своим телом, похоронить себя в узах, и теперь оковы лежат вместе с прахом: такова была любовь его к узам ради Христа! " в железо вошла душа его " (Пс. 104:18), сказал пророк об Иосифе. Да и женщинам случалось испытать узничество. А мы не хотим связать самих себя! Я советую принять не это (узничество Павлово), – так как теперь не такое время, – но ты, не связывая рук, свяжи свой ум. Есть и еще узы, и кто не носить одних, понесет другие. Слушай, что говорить Христос: " Связав ему руки и ноги " (Мф. 22:13). Чтобы не подвергнуться этому узничеству, возложим на себя те узы. Потому (Павел) и сказал: " Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны " . И опять: глава у нас Христос. Он совоскресил и спосадил нас на небесных, несмотря на то, что мы так враждебны Ему и сделали столько зла. Велико это звание и к великому (направлено оно)! Велико не потому только, что (Он призвал нас) из такого состояния, но и потому, что призвал на такие дела и таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник ) турки презрительно звали всех немусульман. 5 « Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире » (1Ин.4:2,3). 6 —« Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести » (1Кор.10:13). — Ср .: 2Пет.2:9; Евр.12:4. 7 Священномученик Вавила Антиохийский (Βαβλας Αντιοχεας; 238–251) — еп. Антиохии (237–253), пострадавший во время гонений императора Деция. Епископа сопровождали его ученики — трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. За отказ поклониться идолам их повесили на дереве, подвергли пытке огнём и затем обезглавили. Вавилу погребли вместе с учениками, в гроб были положены его оковы. В 351 г. Констанций Галл построил в Дафне (предместье Антиохии) небольшой храм и перенёс в него мощи св. Вавилы и пострадавших с ним отроков. Это первый известный случай официального торжественного перенесения мощей. Память — 4 сентября по ст. ст. Сократ Схоластик в «Церковной истории» сообщает предание, что Юлиан Отступник открыл языческие храмы в Антиохии и, придя к оракулу дафнийского Аполлона, не смог получить ответа на свои вопросы, так как дух «страшился соседа, мученика Вавилы, тело которого лежало в недалёкой от того места гробнице». Мощи святого были перенесены из Дафны в другой город. 8 Пс.134:15–18; Прем.15:15; Иер.10:8; Откр.9:20. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/starec-efrem-filofejsk...

5. К детям учащимся. О любви к Богу (Из жизни св. священномученика Вавилы. Чет. Мин. сент. 4) Вы знаете, дети, что благодеяния Божии к нам велики и неисчислимы. Вы знаете, что Бог даёт нам жизнь; посылает святых Ангелов для хранения нас; даёт землю в жилище нам; солнце, луну, звёзды – для освещения нас; воздух, воду, растения, животных, чтобы мы имели все удобства для жизни; что Он открыл нам Свою волю, чтобы мы исполняли её и благоугождали Ему; даровал спасительные таинства, чтобы пользуясь ими мы очищались от грехов, приближались к Нему и в Нём получали спасение и вечную жизнь. Вы знаете, что всё, что имеем доброго, начиная с самой жизни, всё мы имеем от Бога и что «Им лишь, – как говорит Слово Божие, – и живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Так, вы знаете всё это. Но для чего же, спрошу, это вам дано знать? Не забывайте, что дано для того, чтобы вы, видя и зная беспредельную любовь Божию к вам, и сами платили Богу любовью и благодарностью. К такой любви призывает вас и наш Спаситель. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» ( Мк.12:30 ) Да, не забывайте, дети, что первая заповедь для вас, первая обязанность ваша должна состоять в том, чтобы вы любили Бога Творца и благодетеля вашего; и, как видите, не просто любили, но любили бы, по слову Спасителя, всем сердцем вашим, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью вашей. Но, что же, спросите, значит последнее? Что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Что это значит, на это даст вам ответ следующий пример. Святой священномученик Вавила, епископ Антиохийский, при жизни своей однажды сжалился над троими лишившимися отца сиротами – мальчиками, заступил для них место последнего и воспитал их в вере и благочестии. И дети настолько привязались к нему, что не оставили его и в то время, когда он мучителем Нумерианом предан был на страдания за Христа, и ходили за Вавилою и в то время, когда он в цепях с позором водим был по городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

945 Потому и Иезекииль, которому возвестил Господь: Сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся... ( Иез.2:6 )... И Я дал лицо тебе медное и чело тебе железное», как если бы, пожалуй, поднялся против него молот всей земли, как будто бы над крепчайшей наковальней, и она противостояла молоту и сокрушила его. Об этом написано: Как разбит и сокрушен молот всей земли! ( Иер.50:23 ). Этот же наставник, толкуя евангельское речение, в своем труде также говорит: «Не приятное и не безмятежное исповедание в Боге: кто верует в Меня, должен пролить свою кровь. Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф.10:39 )». 946 Когда пророк Агав пришел к апостолам, то, подняв пояс апостола Павла, связал им себе руки и ноги и сказал: Так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников ( Деян.21:11 ). Когда услышали апостолы и те, кто был в том месте, то молились со слезами, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса Христа ( Деян.21:13 ). И когда они не смогли его убедить, успокоились, говоря: Да будет воля Господня! ( Деян.21:14 ). Так и блаженнейший Феликс, 947 получив точные известия о преследовании кафоликов, которое происходило у пограничного с Галлией испанского города Герунды, и узнав о том, что там Церковь Божия жестоко преследуется язычниками, тотчас оставил занятия свободными искусствами, которым он предавался, находясь в Цезарее Мавретанской, в благоприятном плавании переправился через море, приехал в вышеназванный город и там победно принял мученичество, которого не было у него на родине. Так святой Себастиан, 948 так блаженнейший Фирс, 949 так избранный Адриан, 950 так Иуст и Пастор, 951 так Евлалия, 952 барселонская дева, так предстоятель Вавила 953 и многие другие по своей воле себя принесли в жертву и были увенчаны, и поэтому, как упомянул некто из мудрецов, «на первые места в Царстве Небес должно ставить тех, кто идут незваные на страдание, и возвышенное желание – поспешать на мучения, когда не преступление скрыться от преследования».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010