В Москве ему жить было запрещено, и он ездил, куда только мог, проповедуя слово Божие. Епископ Леонтий Филиппович о владыке Аркадии вспоминал: «После отбытия своей ссылки, я его ещё раз в своей жизни встретил в г. Киеве, у Схиархиепископа Антония. Это было зимой. Он был в простом полушубке. Вспоминали Александро-Невскую Лавру и его поездку к московским тиранам, у которых он надеялся найти великодушие и справедливость. После этого он долго нигде не задерживался, продолжая ездить по России и благовествовать Евангелие» 568 . В Киеве Епископ Аркадий посетил Веру Васильевну Скачкову, которая когда-то жила в Житомире и, имея свой дом, предоставляла его для нужд Свято-Николаевского братства. Уезжая в Житомир, владыка попросил, чтобы она предупредила его духовную дочь и её мать, которые выходили его, когда он был болен, что на обратном пути он посетит их. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал 569 . Житомир Епископ Аркадий посетил для того, чтобы помолиться на могиле матери и встретиться с членами Свято-Николаевского братства. О его посещении сохранилось свидетельство протоиерея Ореста Бычковского, которое он дал во время своего допроса органам НКВД в июне 1937 года: «В начале 1937 г. у меня на квартире остановился, оговариваюсь, был Епископ Аркадий Остальский , который возвращался из ссылки, где отбывал наказание за контрреволюционную деятельность. Тогда ко мне на квартиру явились священники Николаев Илья и Серов Иоанн. Остальский рассказывал нам о том, что он делал в ссылке, и что думает в будущем получить где-либо приход. Никаких антисоветских разговоров между нами не было. Цель приезда его заключалась в том, что он хотел повидаться с бывшими членами братства, во главе которого он стоял» 570 . На обратном пути, в Киеве он посетил тех самых духовную дочь и её мать, о которых шла речь чуть выше. Поскольку посещения таких городов, как Москва, Киев и целый ряд других, ему были запрещены, владыка держался чрезвычайно осторожно, стараясь, чтобы его не узнали. На пороге квартиры, где он прожил когда-то три недели, он появился в пальто с поднятым воротником и в тёмных очках. Владыка пришёл поздравить именинницу с днём Ангела. Всего несколько дней пробыл Преосвященный Епископ Аркадий в Киеве 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Собрание духовенства решило своих представителей в комиссию по изъятию ценностей не посылать, но вместе с тем и не препятствовать изъятию ценностей из церквей, т.к. духовенство не является лицом, имеющим право распоряжаться ценностями, находящимися в храме. Это право принадлежит общинам. Об этом был составлен акт иереем Орестом Бычковским, который вёл протокол собрания, и все присутствующие его подписали. Но этот акт был со временем утерян. Позже протоиерей Юлиан Красицкий так рассказывал об истории с текстом послания Патриарха: «26 апреля 1922 года я прибыл на собрание духовенства г. Житомира, бывшее в архиерейском доме. На собрании должен был обсуждаться вопрос о делегировании двух представителей от городского духовенства в комиссию по изъятию церковных ценностей. Я прибыл до открытия заседания, когда ещё не всё духовенство собралось. Мне сразу, когда я подошёл для приветствия к Епископу, пришлось услышать разговор о послании Патриарха Тихона, разговор происходил между Епископом Аверкием и протоиереем Остальским, выразившим желание ознакомиться с этим посланием. Я, читавший газетные выдержки из послания, также хотел его прочесть в подлиннике и в целом виде, и присоединился к просьбе прот. Остальского получить его для собственного ознакомления. Епископ Аверкий сказал, что он его даст для прочтения, но от оглашения его воздерживается и полагает, что пользование этим посланием может иметь нежелательные последствия. Протоиерей Остальский ушёл вскоре после открытия заседания на какое-то требоисполнение, и так как сидел рядом со мной, то, уходя, попросил по окончании заседания взять послание и передать ему. По окончании заседания я подошёл к Епископу Аверкию и напомнил ему просьбу протоиерея Остальского и, получив послание, на другой день или через день, не помню точно, отнёс в церковь , где служил протоиерей Остальский и лично передал в ризнице ему патриаршее послание » 229 . Епископ Аверкий свидетельствовал об этом так: «26 апреля ко мне обратился с просьбой о послании о. Аркадий Остальский . Так как о. Аркадий Остальский очень интересовался этим вопросом, я сказал ему и о полученном мною экземпляре. О. Аркадий просил дать ему для ознакомления, и так как он тогда очень спешил, то просил передать чрез священника о. Юлиана Красицкого, который имел скоро встретиться с о. протоиереем Аркадием Остальским . Передавая послание о. Юлиану Красицкому, я просил его предупредить о. Аркадия Остальского, что послание незаверенное, и, что доверчивое отношение к нему и пользование могут иметь нежелательные последствия. О. Аркадий Остальский, не получив моего благословения и разрешения, огласил послание в храме. И через несколько дней возвратил послание мне» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

И вот, спустя немногим более месяца после проигранного им процесса, Сергей Бычков убедительно доказал, что высокий суд не ошибся в нем как в человеке без чести, без достоинства и без деловой репутации. В канун праздника Крещения (такова старая комсомольская традиция – встречать большие праздники особыми " трудовыми подарками " ) он вновь как ни в чем не бывало появился на страницах " Московского комсомольца " со своим обычным антицерковным пасквилем. Очередной опус господина Бычкова имеет заголовок " Отставлен епископ-чекист " и формально посвящен уходу на покой новоназначенного архиепископа Варшавского Станислава Вельгуса, который был избран Ватиканом главой Польской Католической Церкви и тут же обвинен в сотрудничестве со спецслужбами в годы коммунистического правления. Однако для журналиста Бычкова любое событие в мире только тогда обретает смысл и ценность, когда оно может послужить предлогом для нападок на Русскую Церковь. " Польская " часть бычковского опуса заканчивается констатацией того факта, что " Папа Бенедикт XVI был вынужден принять " отставку " несостоявшегося примаса Польской церкви " . И тут же встык, без перехода: " Недавно тележурналист Андрей Караулов предпринял подобную попытку в одной из своих авторских передач... " Да не смутят читателя, не знакомого с писаниями Сергея Бычкова, свойственные нашему " обличителю " Церкви бессвязность мышления и корявость изложения (см. об этом в статье " Самые новые материалы в судебное досье господина Бычкова " .Нет, тележурналист Андрей Караулов, который " предпринял подобную попытку " , отнюдь не " принимал отставку " ни у какого архиепископа, да и сам не покушался на то, чтобы занять место " несостоявшегося примаса Польской церкви " . В переводе с нерусского этот маловразумительный пассаж означает, что Сергей Бычков обвиняет священника Бориса Развеева в том, будто " в 1986 году, находясь в лагере, Развеев согласился на сотрудничество с представителями церковного отдела КГБ " . Но господин (в те времена – товарищ) Бычков почему-то обходит молчанием то обстоятельство, что в заключении о.Борис Развеев оказался как раз по доносу самого Сергея Бычкова. Обвиненный в антисоветской агитации и пропаганде, а также в создании антисоветской группы, священник был приговорен к четырем годам заключения с отбыванием срока в лагере строгого режима. Отец Борис Развеев видел донос на него Сергея Бычкова, знакомясь с материалами своего трехтомного уголовного дела.

http://religare.ru/2_37879.html

Однако газета " Московский комсомолец " продолжает предоставлять свои страницы для скандальных и не могущих быть долее терпимыми провокаторских опусов Сергея Бычкова. Не хотелось бы думать, что честь, достоинство и деловая репутация этой газеты имеют ту же цену, что и доносы ее одиозного обозревателя. Однако " Московский комсомолец " , как кажется, не в силах сбросить с себя бычковское наваждение – то ли в силу ложно понимаемого долга защищать честь мундира, то ли из-за недостатка профессионального мужества, то ли по причине каких-то старинных, эпохи информационных войн и журналистского киллерства, обязательств перед третьими лицами. Что ж, когда дело заходит слишком далеко и грубо нарушаются общепринятые представления о простой человеческой и профессиональной порядочности, тогда сами читатели приходят на помощь газете, разучившейся отличать добро от зла и свидетельство об истине от злобного заказного доносительства. На прошлой неделе агентства новостей распространили информацию о появлении общественного движения, которое намерено добиваться отзыва Главного редактора газеты " Московский комсомолец " П.Н.Гусева с должности главы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации (о закономерной неизбежности подобного развития событий мы писали в статье " Новые материалы в судебное досье господина Бычкова " . Основанием для этой гражданской инициативы послужили регулярные публикации газеты " Московский комсомолец " о жизни Русского Православия, неизменно содержащие злонамеренную клевету на Церковь и ее верных служителей, в том числе и в связи с трагической гибелью священника Тверской епархии, сожженного в собственном доме вместе с матушкой и чадами. Все эти позорные публикации, снискавшие " Московскому комсомольцу " сомнительную славу одного из лидеров отечественной " желтой прессы " , по большей части принадлежат перу журналиста Сергея Бычкова, а в иных случаях инспирируются и заказываются им.

http://religare.ru/2_37879.html

За что хочу сказать «спасибо» этому Таинству? Мы не только получаем прощение грехов, но и силы на их преодоление, если есть искреннее желание победить себя в слабостях. Осмысляешь свою «нехорошесть» — и как же это помогает избавляться от налета высокомерия и спеси! И оставаться простым и сердечным человеком в общении. Ольга Бычковская, журналист, г.Витебск, Белоруссия Приходящего ко Мне не изгоню вон . Ин 6:37 Ангелы плакали, когда я молился по новенькому молитвослову... Крестился я в 1996 году. Знаний о Церкви у меня было ничтожно мало, опыта — еще меньше, воцерковленных знакомых — не было вообще. «Завтра вам следует причаститься», — напомнил всем священник по окончании таинства. Зачем — я не знал и напоминание проигнорировал. В течение следующих 6 лет я и в Церковь не пришел... А в 2002 году мы с будущей женой решили обвенчаться. Оказалось, следует готовиться: молитвой, постом, исповедью и причастием. Самым страшным из всего перечисленного была, конечно, исповедь... Молитву прочесть, мяса не поесть, делать то, что тебе скажут в церкви, — не страшно: понятное дело — обряд такой! Но, исповедь... Тут не отвертишься! Нужно же грехи свои вслух назвать! Да еще, говорят, как-то каяться... Разузнали мы все о подготовке, купили молитвословы и оценили объем всех канонов, читаемых перед исповедью... Ангелы плакали, когда я молился по новенькому молитвослову. Я плакал тоже, причем, сам не знаю почему — и половины из прочитанного тогда не понял. Теперь самое сложное было  припомнить грехи. И тут я вдруг вспомнил поступки, о которых раньше и мысли не было, понял, что не хочу повторять эти дела... Появилась жажда прощения! На следующий день к исповеди я шел в полуобморочном состоянии. Думал, ничто не заставит меня подойти к этому «страшному бородачу», которому следует еще и что-то говорить! Бумажка-шпаргалка меня выручила. Я что-то сумбурно говорил, даже на вопросы отвечал... И вот разорванная шпаргалка летит в корзину, и над моей головой читается разрешительная молитва. Облегчение? В голове продолжают крутиться мысли и преживания, но постепенно все стихает, начинается Литургия . Было удивительно, что служба оказалась не такой длинной, что язык — не таким уж непонятным, и как красиво пел маленький и не очень стройный хор. Только гораздо позже я понял, что на той моей первой Литургии пела душа.

http://foma.ru/pisma-o-pervoj-ispovedi.h...

Другая, по мнению Сергея Бычкова, причина его судебного фиаско отнюдь не носит метафизического характера. Но она-то, будем надеяться, вызовет особый и заинтересованный интерес именно в " Верховном, Конституционном и Страсбургском судах " . Потому что в этом пункте журналист Сергей Бычков перешел к тому, что на языке закона называется разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни в средствах массовой информации: " Войдя во дворец правосудия, я ожидал увидеть в нем сплошь русские православные лица. Но когда началось слушание дела, я понял, что ошибся. Даже среди трех судей судейской коллегии одна оказалась с нерусской фамилий " . Нет сомнения, что упомянутые Бычковым судебные инстанции правомочны по достоинству оценить его откровенно ксенофобские инвективы. Полагаю также, что его наблюдения будут изучены с особой и вполне понятной пристальностью прежде всего в газете " Московский комсомолец " , где ключевые позиции занимают граждане либо с " нерусскими неправославными лицами " , либо с " нерусскими неправославными " фамилиями, либо имеющие в различных сочетаниях те и другие признаки, по классификации их коллеги Бычкова. А пока что остается в силе вердикт коллегии судей Мосгорсуда: " Решение Преображенского районного суда города Москвы оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения " . Как показало дальнейшее развитие событий, оставшийся без удовлетворения Сергей Бычков предпочел расценить этот приговор как легальную возможность продолжить вымещать на Русской Церкви " личную скорбь шизофренического плана " и свои доносы на нее по привычке " оформлять в виде статей " . И в самом деле, чего тушеваться? Правовое государство у нас еще в строительных лесах стоит, а с " человека душевно больного " , причем официально, по суду, спрос невелик. Ведь журналист Сергей Бычков – он у нас, что называется, со справкой. Ему теперь на законном основании все можно. Ведь в чести и достоинстве, как всем известно, ему отказано уже дважды. Покончив с возмущающим его присутствием " нерусских неправославных " элементов в российской судебной системе, журналист Бычков тут же переключился на борьбу с русскими и православными, причем в мировом масштабе. Специальные доктора, исследующие подобные случаи, диагностируют их как мегаломанический бред, или александризм (по имени Александра Македонского). Ибо срочного бычковского вмешательства потребовал открывшийся в Храме Христа спасителя XI Всемирный Русский Народный Собор. В пристрастном описании этого события журналист Сергей Бычков, верный своему творческому методу, начал со лжи, продолжил клеветой, а закончил доносом.

http://religare.ru/2_40518.html

Борздовка Оршанского р-на Витебской обл. Иоанн Аладьев и благочинный Клецкого р-на прот. Павел Кирик. В 1949 г. были арестованы прот. Александр Смирницкий (с. Пацева Слобода Бобруйского р-на), свящ. Михаил Хвалько (с. Телядовичи Копыльского р-на) и прот. Владимир Синявский, благочинный Друйского р-на Витебской обл. и духовник полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского мон-ря. Арестам и высылкам в 1950-1951 гг. подверглись настоятель храма в дер. Ст. Свержень Столбцовского р-на свящ. Стефан Вериго, настоятель ц. в дер. Б. Лысица Несвижского р-на прот. сщмч. Матфей Крицук (арестован 28 июля 1950 за хранение дома книг религиозно-философского содержания, осужден на 25 лет ИТЛ), настоятель храма в пос. Ивенец Воложинского р-на свящ. Корнилий Трашутин, настоятель храма в Воложине прот. Платон Слиж и др. В 1952 г. был арестован свящ. Платон Лешин из с. Мосты Кривичского р-на Молодечненской обл. В 1951-1952 гг. под следствием находился настоятель храма в с. Пережир Руденского р-на Минской обл. иером. Вассиан (Тернович), заподозренный в антисоветской деятельности; после завершения следствия в возобновлении регистрации ему было отказано, клирик был почислен на покой в Жировицкий мон-рь. Свящ. Родион Бурховецкий, настоятель храма в с. М. Ляды, был обвинен в том, что «в двадцатку» прихода были включены монахини возобновленного на краткое время в период оккупации мон-ря. В 1949-1951 гг. секретарем ЕУ и благочинным Минского окр. был прот. Петр Бычковский, его увольнение также состоялось под давлением гос. чиновников. Вероятно, из-за недоверия к архиеп. Питириму и его окружению власти Белоруссии инициировали в апр. 1950 г. передачу приходов Брестской обл. из состава М. е. под управление Гродненского еп. Сергия (Ларина) . В 1951-1959 гг. секретарем ЕУ являлся прот. Виталий Богаткевич, имевший военные награды и, очевидно, вызывавший сначала больше доверия у властей. Однако за активную деятельность по защите Церкви, за частые жалобы на произвол местных властей в Москву и др. действия он также был уволен по требованию уполномоченного СД РПЦ как с должности секретаря, так и с должности настоятеля Свято-Духовского собора в Минске и переведен в г.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Церковь экзерциргауза приписана к Богоявленской и самостоятельного причта не имеет. Причт Богоявленской церкви состоит из двух священников, диакона и двух причетников. По отрывочным показаниям церковных записей имена прежних священников и время их служения могут быть представлены в следующем виде: Савва Бычковский (1734), Василий Иоанникиев (1738), Петр Иоаннов (1739), Петр Богоявленский (1746), Василий Иоаннов (1750), Алексей Васильев (1754), Евстратий Алексеев (1764), Василий Григорьев (1764), Кодрат Саввин (1768), Василий Григорьев и Алексей Андреев (тогда же), Иван Федоров (1787), Тит Яковлев Шорохов (1789), умерший в 1835 году, 82 лет от роду; Матфей Яковлев (1792), Павел Поморский (1808), Павел Владыкин, умерший в 1854 г., 68 лет; Иоанн Зарянов († 1848), Александр Кутневич, служивший до 1860 года, Иоанн Цветков с 1853 года, Василий Жуковский, умерший в 1866 году, Порфирий Строкин. В настоящее время причт составляют: протоиереи Порфирий Строкин и Иоанн Цветков, диакон Петр Сперанский и причетники Иоанн Поспелов и Николай Виноградов . Ктитором церкви состоит коллежский советник Григорий Александрович Григорьев, служащий при кронштадтском порте. По Высочайшему указу 1859 г. декабря 25-го, за 305, священникам положено по 300 р. жалованья и по 100 р. столовых, диакону – 200 р. жалов. и 50 р. столовых, причетникам – по 51 р. жалованья. На отопление квартиры священникам дается по 100 р., диакону – 50, причетникам – по 25 р. С 1875 г. положено: протоиереям 600 р. жалованья и 200 р. столовых, священнику 450 р. жалованья и 150 столовых; диакону 350 р. жалованья и 150 р. столовых, причетникам по 240 р. жалованья. С 1828 года причт подчинен главному священнику армии и флотов. Причт помещается в церковном доме в ¼ версты от церкви, на углу Петербургской, Чеботаревой и Викторской улиц; земли под домом 20 сажень длины и 15 сажень ширины. В ограде церковной, в деревянном флигеле, помещается просвирня и находится склад для дров. Площадь, занимаемая церковию, составляет пространство в 56 квадратных сажень между Галкиной, Богоявленской и Чеботаревой улиц и безымянным переулком.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

24 Отец Геннадий (Давыдов, в схиме Григорий; 1913–1987) более двадцати лет знал отца Серафима. Во время сталинских репрессий он был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на Колыме. С 1957 г. до кончины служил в храме с. Покровка, что в шестидесяти километрах от Ракитного. См. кн.: прот. С. Клюйко»Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов)». ТСЛ, 1997. 25 Схиархимандрит Андроник (Лукаш) . Род. в 1889 году в с. Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1906 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1915 г. призван в армию, был на фронте, попал в плен к австрийцам. В 1918 г. вернулся в обитель. В 1920 г. пострижен в рясофор, а в 1921 г. в мантию с именем Андроник. В 1922 г. рукоположен во иеродьякона. В 1923 г. арестован и сослан на Колыму на пять лет. Освобожден досрочно и вернулся к епископу Павлину, у которого был келейником. С 1926 г. иеромонах. В 1927г. пострижен в схиму (в связи с серьезным заболеванием). В 1939 г. вторично осужден и сослан на Колыму. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1961 г. после закрытия обители переехал в г. Тбилиси к митрополиту Зиновию (Мажуга). Служил в храме Александра Невского. Скончался в 1974 г., похоронен на Грмагельском городском кладбище в Тбилиси. 26 Готня – ж/д станция в 8 км от Ракитного. Там был домик, где мать монахини Иоасафы Екатерина, который батюшка называл «наше подворье». Иногда отец Серафим там уединялся для молитвы, а иногда принимал кого-либо из приезжих. 27 Николай (в миру Орест Николаевич Бычковский; 1893–1981) – духовный сын отца Серафима. С 1915 г. – иерей в г. Житомире. В 1971 г. пострижен в монашество и рукоположен во епископа Курского и Белгородского. С 1974 г. до кончины OKOPMJVUI Пермскую епархию. Погребен в церковной ограде кафедрального собора г. Пермь. 28 Иеросхимонах Сампсон (1898–1979) имеет в виду особенную проникновенность в служении подвижников и сугубую благодать Божию, даруемую им во время служения. 29 Иеросхимонах Сампсон (Сивере). Беседы и поучения. М., 1995. Т. 2. У старца Сампсона в келлии рядом с иконостасом находилась фотография архимандрита Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на все трудности, епископ Павел постоянно требовал от настоятелей пополнения церковной утвари в храмах. Ее запасы создавались в епархии. Из Москвы в Пермь было привезено большое количество икон разных размеров, сосудов, венцов, лампадок. Пермская епархия продолжала материально поддерживать общецерковные структуры. В 1959 году на содержание Московской Патриархии было перечислено 1 миллион 500 тысяч рублей, на духовные учебные заведения – 365 тысяч рублей, в пенсионный фонд – 25 тысяч рублей. Всего – 1 миллион 890 тысяч рублей. В Свято-Троицком кафедральном соборе Перми владыка Павел тайно заменил иконостас, вызвав бурю негодования уполномоченного. По этому поводу уполномоченный П. С. Горбунов был вынужден оправдываться перед Советом: «В соборе иконостас был очень приличный, а они с 6 по 12 декабря вместе с настоятелем собора Орестом Бычковским съездили воровским путем от меня в Оренбург и там заказали новый резной и золоченый иконостас». С назначением епископа Павла в епархии резко улучшилось качество богослужений. Епископ сам за каждым богослужением говорил проповеди и требовал того же от всех священнослужителей. Богослужения в соборе совершались торжественно, с многочисленным клиром. Для обновления облачений в храмах Перми в январе 1958 года на Антиохийском подворье в Москве была закуплена большая партия серебряной и золотой парчи. Владыка добивался от настоятелей создания при храмах хоровых групп, состоящих из молодежи. Требовал, чтобы пение было стройным и по возможности антифонным. Архипастырь не раз говорил: «Не жалейте денег на певчих. Оплачивайте хорошо, и певчие будут. Не жалуйтесь, что молодых голосов нет, а старые умирают. Если не учить петь молодежь, скоро некому будет петь». Чтобы укрепить религиозное чувство местных жителей, епископ Павел стремился к возрождению в епархии широкого почитания святителя Стефана Великопермского, просветителя пермяков. В 1958 году владыка освятил в честь святителя Стефана приставной престол в кафедральном соборе. В августе того же года в богослужение городских храмов было введено новшество. В соборе по четвергам преосвященный Павел дал указание читать акафист святителю и чудотворцу Николаю, в воскресенье вечером – акафист Божией Матери. Во Всехсвятской кладбищенской церкви было введено чтение в среду акафиста святителю Стефану Великопермскому. Совершение акафиста было организовано следующим образом. В назначенные дни вечером все священнослужители и певчие собирались в храме, выходили на солею. Верующие, которые не знали акафиста, стояли в храме с текстом в руках, который они переписывали друг у друга. Богослужение длилось около часа. Певчие, священники и все молящиеся пели хором. Пение акафистов привлекало народ в храмы, способствовало пробуждению интереса к богослужебному пению. Епископ лично присутствовал на чтении всех акафистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010