- Твоя звезда, сынок, — это дар Христу Младенцу. Он принял твой дар. Слеза скатилась по щеке матери, и из Петькиных глаз тоже потекли радостные слезы. Пятница Недалеко от Печор, в поселке Майском, было освящение места закладки нового храма в честь святой великомученицы Параскевы. Поселок находится в двух верстах от города и для старых людей посещение городского храма всегда бывает сопряжено с большими трудностями. Автобусы ходят в неудобное для церковных служб время, билеты в них дорогие. Пешком тоже тяжело, а в вечерние часы еще и опасно. Отслужен был водосвятный молебен, окроплена святой водой земля, прочитаны молитвы, вбиты колышки на месте будущего храма. Будет он построен или нет, трудно сказать, но есть надежда, что храм рано или поздно будет стоять. Добрым знаком является первое чудо, совершившееся на месте стройки. Дело в том, что место это было пастбищем для скота, и часть жителей поселка, имея коров, выступила против постройки храма. Одна женщина в знак протеста стала пасти свою корову на освященном участке. Вечером ее корова померла. Ветеринарный врач, к своему удивлению, не нашел никакой болезни или отравы. С этого дня напуганные чудом жители поселка перестали пасти скот на освященной земле. …В восьмидесятых годах в Пюхтицком монастыре на скотном дворе жил бык Меркеша. Он был особого склада, и его побаивались не только сородичи, но и посещавшие ферму паломники. Бодлив, смышлен и смел был Меркеша, послушлив на зов пастухов. Только однажды он не послушался человека, а послушался Бога и невольно стал участником чуда. Как рассказала мне пастушка, послушница Лида, все стадо паслось на лугу, дружно щипало сочную траву, отмахиваясь хвостами и головой от наседавших мух. Лида с напарницей решила перегнать стадо на новое место и коровы послушно двинулись. Только один бык Меркеша не тронулся с места. Он остался на лугу около поля, упершись рогами в землю. - Меркеша, Меркеша, — звала Лида быка, но тот и ухом не пошевелил. Лида подошла к нему и увидела на земле небольшую икону, вставленную в старую рамку. Тем временем Меркеша поднял голову и, как ни в чем не бывало, пошел к стаду. Лида подняла икону. Это был образ святой великомученицы Параскевы. Вечером, помолившись, она принесла этот образ ко мне для небольшой реставрации. Так святая Параскева через безсловесное животное указала свой образ людям для укрепления веры. После работы я отдал образ Лиде, она повесила его в келье.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodi...

Глава XIV На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, и Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и бык и осел 156 поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чем говорил пророк Исаия: «Бык знает своего хозяина, и осел ясли господина своего». Эти животные, стоя по сторонам Его, беспрестанно поклонялись Ему. Тогда исполнилось равно и то, что сказал пророк Аввакум: «Тебя узнают посреди двух животных» 157 . И Иосиф и Мария пробыли три дня в этом месте с Младенцем. Глава XV На шестой день блаженная Мария пошла в Вифлеем с Иосифом, и, когда исполнилось тридцать три дня, Она принесла Младенца в храм Господень, и они принесли в дар за Него пару горлиц и двух птенцов голубиных 158 . И был в храме один муж праведный и благочестивый, по имени Симеон, и было ему сто тринадцать лет 159 . Ему было обещано от Бога, что он не вкусит смерти, пока не узрит Христа, Сына Божия, воплотившимся. Когда он увидел Младенца, он воскликнул громким голосом, говоря: «Бог посетил народ свой, и Господь исполнил обет Свой». И он поспешил подойти и поклониться Младенцу, и, взяв Его в плащ свой, снова поклонился Ему, и облобызал подошвы ног Его, говоря: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи мои Спасителя, которого предназначил Ты перед всеми народами, свет для откровения народам и славу народа Твоего израильского». И была также в храме Господнем женщина по имени Анна, дочь Фануила из колена Ассирова, которая прожила семь лет со своим мужем и которая вдовела восемьдесят четыре года; и она не отходила от храма Господня, непрерывно предаваясь посту и молитве. И приблизившись, она поклонилась Младенцу, говоря: «Вот в Нем искупление века». Глава XVI По прошествии двух дней пришли в Иерусалим маги с Востока 160 , принося великие дары, и разузнавали тщательно у Иудеев, спрашивая: «Где родившийся нам Царь? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и мы пришли поклониться Ему». Это известие устрашило весь народ, и Ирод послал совещаться книжников, фарисеев и ученых, дабы узнать от них, где возвестил пророк, что должно родиться Христу. И они ответили: «В Вифлееме, ибо написано: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который будет править Моим народом израильским» 161 . Тогда царь Ирод позвал магов и узнал от них, когда явилась им звезда, и он отправил их в Вифлеем, говоря: «Пойдите и узнайте тщательно о Младенце этом, и когда найдете Его, придите сказать мне, чтобы я пошел поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

180): л. 1–3, 229–244, 291–322, 434–464; 2) Щит с рожком под лилией (как в третьей рукописи сборника Троиц. 180): л. 4–99, 148–155; 3) Якорь (два варианта): л. 100–147, 156–179, 221–228, 245–260, 274–282; 4) Полуподкова: л. 180–212, 347–350, 353–356, 384–407, 418–433; 5) Голова быка: л. 213–220, 283–290; 6) Маленькая голова быка, увенчанная стержнем с 7– лепестковым цветком (как во второй рукописи сборника Троиц. 180): л. 261–273, 351–352; 7) Литера N: л. 323–346, 357–364; 8) Петух: л. 365–383, 408–409, 414–417; 9) Гроздь винограда: л. 410–413. Сборник РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 23 (1°, 1–225 † I-II † 226–397 † I-III лл.) содержит две разновременные рукописи. Первая рукопись (л. I † 1–225 † I) представляет Толковую псалтырь Афанасия Александрийского , переписана целиком рукой Пахомия Серба в 458/59 гг. Об этом гласит запись писца на л. 225 об.: «Съписана бысть сия боже-ственая книга псалми Давидови повелением Сергия старца Сергиева монастыра казначии рукою последняго вь священоиноцех таха иер-монаха Пахомия Серьбина вь лето 6967». Филиграни: 1) Бык (лист бумаги из более ранней второй рукописи): л. 1 ­­ 5; 2) Маленькая гроздь винограда (также есть во второй рукописи): л. 1­4, 6, 31–33, 36–38; 3) Корона небольшая (два варианта): л. 2–3, 7–30, 34–35, 39–61; 4) Корона большего размера (два варианта): л. 62–225 † I. Вторая рукопись (л. II † 226–397 † I-III) представляет Евангелие от Иоанна с толкованиями Феофилакта Болгарского , переписана в 1455/56 гг. почти целиком Алексеем Переяславцем 234 , о чем свидетельствует запись на л. 397: «Списан бысть сии еуангелист въ Сергиеве монастыри в лето 6964, индикта 4, при преподобном игумене Васиа-не, рукою многогрешнаго попа Алексия Переяславца» (другой рукой добавлено «Рылова»). Филиграни: 1) Бык (три варианта): л. II, 226–272, 321–397, I-III; 2) Гроздь винограда большая (два варианта): л. 273–314, 316–317, 319–320; 3) Гроздь винограда маленькая: л. 315­318. Теперь мы имеем возможность датировать сборник РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Случай в Ватопеде Однажды, когда старец жил и трудился в Ватопеде, между рабочими с острова Лемнос разразилась ссора, и старец Иродион постарался их унять. Один из рабочих, имевший зуб на старца, которого любили в монастыре за огромное трудолюбие и выносливость, стукнул его по голове. Тогда Господь, Один знающий глубины души человеческой, призвал старца, получившего сотрясение мозга, последовать путем юродства. Он «обманывал» и людей, и бесов: терпел издевательства, притеснения, клевету, сохраняя благодать, дарованную ему от Бога. «Бык выпьет всю воду и лопнет» Впервые я встретил старца Иродиона летом 1987 года. Я тогда жил в Карее в конаке Дионисиата и услышал о нем от приснопамятного благочестивого батюшки Исаака Ливанского, ученика старца Паисия. И вот с одним диаконом из Киккского монастыря на Кипре мы отправились к старцу. Когда мы пришли в его каливу, он сидел под оливковым деревом и выглядел таким благодатным, что можно было подумать, что восседает он на высочайшем троне мира. На его голову вместо шапочки был надет носок, на нем самом – разорванные в клочья штаны, рубашка, тело обмотано одеялом, словно юбкой, на почти разутых ногах были видны разбитые пальцы. На наше приветствие «Благословите, геронда» он радостно ответил: «Господь благословит». И принялся юродствовать: «У меня есть самолеты, я летаю над всеми странами, – он сделал паузу и с улыбкой неспешно продолжил: – я пролетаю над Кипром». И потом сказал: «У меня есть лодки, есть корабли». Остановился и добавил в свойственной ему ласковой манере: «Не глотай все сразу. Бык выпьет всю воду и лопнет. Не держи все в себе». Продолжая юродствовать, он повернулся к диакону: «Дай мне твою ручку». Диакон дал. «Слушай, что тебе говорят батюшки. Будь внимателен к их словам. Ты слышишь?» Сейчас этот «диакон» архиерей в Александрийском Патриархате. Домик… Флорина… Фессалоники… Как-то раз один старец с послушником пришли к отцу Иродиону. Как только геронда увидел монахов, он бессвязно стал произносить слова, которые имели отношение к проблемам послушника: «Домик… Флорина… Фессалоники… монашество… Поезжайте вместе. Ох, он уйдет. Канада… сто тысяч запечатанных» и всякое такое. А тот послушник имел помысел уйти со Святой Горы, построить домик между Флориной и Фессалониками, как говорил старец, и отправиться в Канаду к своим родственникам. В конце концов он покинул Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3005

Протоиерей Чернышевский нашёл, что одна статья метрик у благочинного написана не по форме. И Боже мой, что тут было!… И дурак, и скотина, словом, преосвященный вышел из себя. Изо всех только с одним мной он обошёлся необыкновенно ласково: он спросил меня, доволен ли я новым приходом, как живу, что делаю и сказал: «Я не забуду тебя». Действительно не забыл: тотчас по приезде преподал мне архипастырское благословение, а чрез полтора года дал мне должность благочинного. Преосвященный отпустил нас, мы поклонились и ушли. Такой порядок поклонов был у нас везде. По отъезде преосвященного, Ремлинген прислал за мной и говорит, что преосвященный очень доволен мной, что спрашивал его обо мне, и что он — Ремлинген, — со своей стороны, похвалил меня. Но за то другие немцы, его гости, с которыми я был уже хорошо знаком, задали мне: одни представляли, как дьячки и дьякона пели, другие, — как мы кланялись, третьи, — как мы ползли на четвереньках чрез все комнаты; один сел на диван и представлял преосвященного, другой — дьячка. На наш счёт потешались все, и на все лады. Как ни были неприятны мне эти дружеские шутки, но я, по неволе, должен был терпеть и отшучиваться, потому что я знал хорошо, что пожалуйся на меня Ремлинген, — и я опять в своей богохранимой Е. Жить в этом приходе можно было без горя; но злоупотребления властью управляющего, безалаберщина в управлении и жестокость возмущали душу. Едешь, бывало, в деревню к больному, сидишь — молчишь, а кучер-мужик и поёт тебе всю дорогу, и взад и вперёд, про свои порядки, — что управляющий двойные берёт подати, заставляет на себя работать, безвинно сечёт и т. под. Идёшь по улице или в церковь, а тебя останавливает мужик или мальчик с рогаткой или колодкой, плачет, показывает, как натёрла ему шею рогатка или ногу колодка, и просит заступничества. В чужое дело я никогда не вступался, но иногда пойдёшь к управляющему посидеть вечерком и, в разговоре, слегка скажешь, как трудны эти рогатки и колодки, что они до мяса протирают кожу. Но он: «Русский мужик, — как бык. С ним можно обращаться только так. Натёр шею, ногу, — ну, что ж? Натрёт бык ярмом шею, — поболит да заживёт. Вы ещё молоды, мужика не знаете, вот и жалеете».

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

Как ни странно было здесь, в покоях римского первосвященника, соседство картин из Нового Завета с обожествлением золотого быка рода Борджа, под видом Аписа, – единая всепроникающая радость жизни примиряла оба таинства – сына Иеговы и сына Юпитера: тонкие молодые кипарисы гнулись под ветром между уютными холмами, подобными холмам пустынной Умбрии, и в небе реявшие птицы играли в весенние игры любви; рядом со св. Елизаветой, обнимавшей Матерь Божию с приветствием: «Благословен плод чрева Твоего», – крошечный паж учил собачку стоять на задних лапках; а в «Обручении Озириса с Изидою» такой же точно шалун ехал голый верхом на жертвенном гусе: все дышало единою радостью; во всех украшениях, между цветочными гирляндами, ангелами с крестами и кадильницами, козлоногими пляшущими фавнами с тирсами и корзинами плодов, являлся таинственный бык, златобагряный зверь – и от него-то, казалось, как свет от солнца, изливалась эта радость. «Что это? – думал Джованни. – Кощунство или детская невинность? Не то же ли святое умиление – в лице Елизаветы, у которой младенец взыграл во чреве, и в лице Изиды, плачущей над растерзанными членами бога Озириса? Не тот же ли молитвенный восторг – в лице Александра VI, склонившего колена перед Господом, выходящим из гроба, и в лице египетских жрецов, принимающих бога солнца, убитого людьми и воскресшего под видом Аписа?» И тот бог, перед которым люди падают ниц, поют славословия, жгут фимиам на алтарях, геральдический бык рода Борджа, преображенный золотой телец был не кто иной, как сам римский первосвященник, обожествленный поэтами: Caesare magna fuit, nunc Roma est maxima: Sextus Regnat Alexander, ille vir, iste deus. Рим был великим при Цезаре, ныне же стал величайшим: Царствует в нем Александр: тот – человек, этот – бог. И страшнее всякого противоречия казалось Джованни это беззаботное примирение Бога и зверя. Рассматривая живопись, в то же время прислушивался он к разговорам вельмож и прелатов, наполнявших залы в ожидании папы. – Откуда вы, Бельтрандо? – спрашивал феррарского посланника кардинал Арбореа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

И о водительстве Божием, очевидно, они имели превратное понятие, чисто внешнее. По отношению же к Моисею отмечается со стороны их не только неверность, но и некоторое презрение, выраженное в слове «сей», которым показывается, что он будто бы какой-то, в чем и выразилось его духовное отриновение, как вождя и пророка. Евреи того времени хотели руководства богов Египетских. А современные Христу Евреи говорили: «не имамы царя, токмо кесаря» ( Ин.19:15 ), а между тем у всех в уме и на устах был ожидаемый Мессия и по преимуществу как царь. «И не без цели указывается на Хорив, но для того, чтобы показать крайнее безумие Израильтян; здесь Бог явился Моисею, здесь же они делали идолов и приносили им жертвы» (Феофилакт). 212 Устроение тельца – показывает, что Евреи впали именно в идолослужение Египетское, в котором особенным почитанием пользовался живой телец, так называемый бык Апис, как олицетворение плодородия. Другое божество из того же вида был телец истукан – Мневис Илиопольский. Аписа было доставать трудно; ибо в этого рода бога избирался бык, имевший особенные приметы, как, например, белое пятно на лбу. Вылить же изображение его было не трудно, потому что Евреи были искусны во всякого рода работах. И к тому же, уходя из Египта, они взяли у Египтян, как очень напуганных казнями, множество всякого рода вещей, золотых и серебряных ( Исх.12:35 –36 ). Веселие перед идолом тоже показывает, что все это дело имело характер явного отступления от Бога и его посланника Моисея. Жертвы, которые приносились идолу, были животные, испрошенные Моисеем у фараона для принесения Богу Единому. Таким образом, и в этом Евреи были ослушниками Моисея. Обреченных Богу они принесли идолу, делу рук своих. И потом великие остатки идоложертвенные ели, сопровождая это вкушение отчасти языческими церемониями, в которые входили и веселые действия – пляска, ликования, студодеяния. «О, безумие! (восклицал некогда святой Иоанн Златоуст ). Сотвори, говорят, нам боги. Не сказали: Бога, но: боги; так они неистовствовали, что и сами не знают, что говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда в том скудном месте я воспитывал одного сына добрых родителей, и ему для воспитания я написал специальную книжечку, и когда родители его пытались дать мне ценные подарки, я сказал матери этого мальчика, чтобы дала мне плащ, сотканный из козьей шерсти. И когда прошел один или два года, или больше, и она забыла выполнить свое обещание, когда приближалось время сбора винограда и она спешила на праздник урожая, эта женщина по имени Феодора занемогла. Когда ночью больная спала, ей было открыто, чтобы она отправилась со своим мужем, сыновьями и дочерями в вышеназванную церковь святого Феликса просить об исцелении. А так как под этой горой шла общая проезжая дорога, когда уже по ней они шли, повстречали на дороге большую толпу людей, везущих много поклажи на быках. И когда среди них они шли, однорогий бык, разъярившись, проткнул эту матрону рогом под лопатку. Итак, дикий бык, вскинув вверх голову, пронзив до конца рогом ее внутренности, поднял на рога. Когда ее муж со всеми своими и прочими попутчиками пытался освободить от него ее тело и никоим образом не смог, когда уже полумертвую ее держал, явился ему светозарный муж, идущий со стороны церкви святого Феликса по пустыне, лицо которого сияло как солнце, а одежды его ослепительнее снега. Когда он приблизился к ним, как бы не зная, спросил: «Что случилось, люди, и что за причина скорби и смятения вашего?» Тогда они указали на чудовищное это бедствие, говоря: «Смотри, господин, какое гибельное совершилось происшествие. Растерзана женщина, и мы никак не можем ей помочь». И он ответил: «Вас так много, и вы не можете ей помочь? Что вы мне дадите, если я ей помогу одним мановением?» Тогда все они сказали: «Если ты прикажешь, то можешь сам сотворить вознаграждение, потому что такая в тебе преславная светлость святости, что для тебя нет ничего невозможного для исполнения». Тогда он приблизился к ней прежде и сказал: «Я тебе ничем не помогу, если прежде мне не дашь клятву перед тем, как ты отправишься в Бергид, ты сделаешь ту накидку, которую обещала некоему Валерию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сообщениям итальянцев, на них съезжалось до 20 тысяч человек из Абхазии и Западной Грузии. Морем даже прибывали купцы из Турции. Накануне праздника двери церкви закрывали, и царь собственноручно опечатывал их царской печатью. В следующее утро после внимательного осмотра печати и замков двери открывались, и внутри уже находился бык. Люди верили, что его неведомым путем приводил сам Святой Георгий. Бык по велению князя закалывался, а его мясо раздавалось по маленькому кусочку. Есть его имели право только мужчины. Наталья Милованова в книге " Абхазия христианская " приводит свидетельства русских послов Федота Елчина и Павла Захарьева. Местный священник Гавриил сообщил им, что ранее (но когда именно он не знал) Святой Георгий в свой праздник приводил в храм не быка, а белого оленя. Так было до тех пор, пока какой-то человек не дал своей жене попробовать священное мясо. Сила Святого В 1733 году храм в Илоре разорили турки. " Турки разрушали все и брали в плен всех, кого находили. Турки ворвались в Илор. Иконы, кресты и другие реликвии удалось спрятать. Подложили огонь, сожгли церковь, сорвали крышу, уничтожили фрески и после направились дальше " , — описывал эти события царевич Вахушти. Решающее сражение между абхазами и турками состоялось в том же году: " …абхазы напали и уничтожили лагерь осмалов, обратили их в бегство; паша бежал морем, большую часть их истребили, либо утонули в море и в реке, взяли много добычи и оставили магометанство и вернули свою веру " . Как отмечал Вахушти, эта победа была " чудом, сотворенным Святым Георгием, так как в ту ночь он велел абхазам выступить и придавал силу в сражении. " В поисках святынь В Илорском храме хранились древние иконы и различные приношения покровителю церкви и окрестных земель. Во второй половине XIX века в ризнице еще оставалось множество предметов старины, включая знаменитую золотую чашу из Бедийского собора. В храме было несколько глубоко почитаемых древних икон Святого Георгия, сообщает историк Наталья Милованова. Одна из них была известна за пределами Самурзакана как чудотворная. Илорская чаша из серебра X века, похожая на Бедийскую, утеряна.

http://sobory.ru/article/?object=12992

Наконец, простые люди, которые хвалятся тем, что принадлежат к церкви, не признают никого выше Творца и в этом случае поступают здраво, но (зато) придумывают о Нем такие вещи, каких нельзя думать даже о самом жестоком и несправедливом человеке. (Р) После краткого рассуждения о том, что Священные Писания вдохновлены Святым Духом, необходимо, кажется, объяснить также и то, каким образом некоторые люди, неправильно читая (Писание), предались очень многим заблуждениям – именно потому, что многие не знают, каким путем нужно идти к уразумению божественных Писаний. Так, иудеи, вследствие жестокости своего сердца, при которой они хотят казаться самим себе мудрыми, не уверовали в Господа и Спасителя нашего. Они думали, что сказанное о Нем нужно понимать буквально, т. е. что Он должен был чувственно и видимо проповедовать отпущение пленным, и что предварительно – «Он должен был создать царство, которое, по их мнению, есть воистину царство Божье, что вместе с тем Он должен был истребить колесницы у Ефрема и коня в Иерусалиме, что также Он должен был есть масло и мед и избрать добро прежде, чем научился отвергать зло. Они думали, что волк, животное четвероногое, в пришествие Христа, по пророчеству, будет пастись с ягнятами, и барс будет отдыхать с козами, теленок же и бык будут пастись вместе со львами, и малый мальчик будет водить их на пастбище; бык и медведь вместе будут лежать на пастбищах, и вместе будут питаться их дети, львы же будут стоять у яслей вместе в быками и будут питаться соломою. Итак, видя, что из всех этих пророчеств о Христе, по которым, как они веровали, преимущественно нужно наблюдать знамения пришествия Христова, ничего не исполнилось исторически, они не хотели признать пришествие Господа нашего Иисуса Христа и даже пригвоздили Его ко кресту, как присвоившего Себе имя Христа не по праву, т. е. вопреки свидетельству пророчества. Еретики же нашли в Писании слова закона: «Огонь возгорелся в гневе Моем», и: «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», и: «Жалею, что поставил я Саула на царство», и: «Я делаю мир и произвожу бедствия», и в другом месте: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?», и еще: «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима», и: «Напал злой дух от Бога на Саула».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010