В оных полатах вдоль сводов трещина. При оных полатах отвнутрь монастыря с западной стороны четыре быка каменные ветхи и развалились, и на них тес весь изгнил и обвалился. С полуночной стороны при стене ж бык в длину семнатцать сажен с полуаршином, в ширину одна сажень один аршин с четвертью, крыт тесом. Оной бык и крыша тверды. При оных кладовых полатах от восточной стороны сени в длину четыре сажени без четверти аршина, в ширину четыре сажени один аршын три четверти аршына. В сенях семь окошек с оконницами слюдными ветхими. Означенные кладовые полаты и сени после бывшего в 764-м году пожару прикрыты в большей течи на время желобьем старым. Между оными кладовыми полатами и настоятельскими кельями простенок каменной, в длину четыре сажени один аршин три четверти, в ширину один аршин с половиною. Оной простенок и на нем крыша тесовая тверды». (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 67 об.–68 об.). 685 Если судить по описанию Н. Султанова, подобный орнамент (каменный балясник, расположенный во впадине, в роде фриза и перекрытый свешивающимся кирпичем) наблюдается в поясках Печерской церкви Божией Матери в Московском Кремле, так называемой Сошественской церкви Троице-Сергиевой Лавры и проч. и был перенесен (в виде балясника с шаровидными утолщениями по средине) художником XVI века в лицевую рукопись жития св. Николая (Н. Султанов, Образцы древне-русского зодчества в миниатюрных изображениях. Исследование по рукописи XVI в. «Житие Николая Чудотворца», СПБ. 1881) По мнению Н. Султанова этот архитектурный мотив был московскою переделкою церковных поясков суздальской формы (из арочек, поддерживаемых колоннками). Впрочем, на чертеже, приложенном к исследованию Н. Султанова (из Рихтера), поясок Печерской церкви имеет отличие от кирилловского в том, что балясина лишь разделяет впадины из кирпичей, но не служит средоточием для них. (См. Н. Султанов, о. с. табл. I, рисун. 4. Сравн. прилагаемый рисунок XXX). 687 Общая сумма образов, находившихся в церкви св. Иоанна Лествичника и в приделе, слагалась из пяти местных образов на золоте, четырех пядниц окладных, 61 пядниц на золоте и на красках, трех складен на золоте (и одинадцати пелен бархатных и трех пелен крашенинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Действительно, Жан Вальжан вступил в должность, согласно всем правилам; у него был кожаный наколенник и бубенчик; отныне он стал лицом официальным. Его звали Ультим Фошлеван. Решающей причиной согласия принять его на службу явилось соображение настоятельницы относительно Козетты: «Она будет дурнушкой». Предсказав это, настоятельница тотчас же почувствовала расположение к Козетте и зачислила ее бесплатной монастырской пансионеркой. Это было вполне последовательно. Пусть в монастырях нет зеркал, но внутреннее чувство подсказывает женщинам, какова их внешность; поэтому девушки, сознающие свою красоту, неохотно постригаются в монахини. Так как степень склонности к монашеству обратно пропорциональна красоте, то больше надежд возлагается на уродов, чем на красавиц. Отсюда и вытекает живой интерес к дурнушкам. Все это происшествие возвеличило добряка Фошлевана; он имел тройной успех: в глазах Жана Вальжана, которого он приютил и спас; в глазах могильщика Грибье, говорившего себе: «Он избавил меня от штрафа»; в глазах монастырской обители, которая, сохранив благодаря ему гроб матушки Распятие под своим алтарем, обошла кесаря и воздала «богово богу». Гроб с телом усопшей покоился в монастыре Малый Пикпюс, а пустой гроб – на кладбище Вожирар. Конечно, общественный порядок был серьезно подорван, но никто этого не заметил. Что же касается монастыря, то его благодарность Фошлевану была очень велика. Фошлеван стал считаться лучшим из служителей и исправнейшим из садовников. При ближайшем же посещении монастыря архиепископом настоятельница рассказала обо всем его преосвященству, как будто бы и каясь слегка, но вместе с тем и похваляясь. Архиепископ, покинув монастырь, с одобрением шепнул об этом г-ну де Латилю, духовнику его высочества, впоследствии архиепископу Реймскому и кардиналу. На этом слава Фошлевана не остановилась, она дошла и до самого Рима. Мы собственными глазами видели записку папы Льba XII, адресованную к одному из его родственников, архиепископу, парижскому нунцию, носившему ту же фамилию делла Женга; в ней можно прочесть следующие строки: «Говорят, что в одном из парижских монастырей есть замечательный садовник и святой человек по имени Фован». Но ни единого отзвука этой славы не достигло сторожки Фошлевана; он продолжал прививать, полоть, прикрывать от холода дынные грядки, не подозревая о своих высоких достоинствах и о своей святости. Он столько же знал о собственной славе, сколько знает о своей дургемский или сюррейский бык, изображение которого красуется в «Illustrated London News» , со следующей подписью: «Бык, получивший первый приз на выставке рогатого скота».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

И что интересно, эти, казалось бы, самые обычные животные тоже как-то по-особенному к нему относились. Москвичка Анна Савельева рассказывает, как батюшка зашел однажды на ферму, и все коровы, которые до этого ели, вдруг прекратили есть и, как по команде, повернули головы и, вытянув их к нему, дружно замычали, видимо, приветствуя батюшку. А матушка Гавриила рассказала мне еще более удивительный случай, как одна женщина пасла монастырское стадо, но ее постоянно пугал один очень бодливый бык. Она все время страшилась, что он вот-вот поднимет ее на рога. Наконец решила пожаловаться батюшке. Он говорит ей: «Пошли к нему». Идут. Немного не доходя до быка, старец громко проговорил: «Батюшка идет». Бык неожиданно замер, опустился на колени и принялся мотать головой. «Покаялся», – шутит матушка Гавриила. И больше, говорит, он не бодался… Отец Ипполит не торопился восстановить сразу все храмы, он делал это постепенно. Еще с самого своего появления в этой обители он начал реставрацию нижнего храма одновременно с ремонтом братского корпуса. И таким образом привел в приличное состояние все постройки монастыря и обзавелся немалым подсобным хозяйством. К 2001 году в обители было около 300 га земли 22 и около 150 коров. Но вот что интересно. Сам батюшка не касался вопросов строительства. Его основной работой была молитва . Говорят, поначалу Курский владыка Ювеналий был недоволен отцом Ипполитом, считая, что он ничего не делает. И правда, в первые годы его настоятельства нижний храм, где стали проводиться первые Божественные службы, выглядел далеко не празднично. Обшарпанные стены, икон мало, никаких росписей, даже пол наполовину не был выложен. «Это все не главное, – говорил старец монахам. – Главное – служба идет». И он занялся ремонтом корпуса для размещения братии, трудников и паломников. И однажды приехал владыка Ювеналий в монастырь на престольный праздник, на Николин день. И при всем народе, а людей в храме было много, прямо с амвона стал ругать отца Ипполита: «Это до каких пор у тебя все так будет? Ты ничего не делаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Ржи немолоченой две кучи, например (т. е. приблизительно) будет десять овинов». «За монастырем скотской двор с хлевами и с сараями и с чуланами; в нем скота: лошадей тяглых, а имянно: две кобылы рыжих, у одной во лбу белая лысинка, в летах, срослыя; кобыла темносерая шти (6) лет; мерин гнедой, хромой, срослой; жеребенок карей трех лет, некладеной; другой, саврасой, двух лет; кобылка рыжая, во лбу белая лысинка, двух лет. Рогатого скота: две коровы черных, дойных; две коровы белых, дойных; три коровы красных, дойных; бык пороз, трех лет, красной; две нетели – одна черная, а другая красно пестрая; два бычка порозка, по другому году; бычек белой, да телушка красная – годовых. Овец больших семь, да боров, два ягнятка маленьких; пара свиней черных… 375 «Четыре хомута со шлеями, да четыре узды, четыре сохи, четверы ральники, скобель один»... «Мельница водяная на ходу, об одном жернову, о дву ступах, с мельничными снастьми». В этой описи устройство пустыни не описывается, хотя и видно из ней, что церквей тогда, т. е. в 1755 г., было две, но не сказано, во имя кого; однако, по всей вероятности, – Богоявления Господня и Успения Богородицы. – За монастырем был скотный двор, в нем: лошадей 4, жеребят 3 (=7), коров 7 бык 1, нетелей и телят 6 (=14), овец с ягнятами 10, даже 2 свиньи, всего 33 головы. Опись эта состоит из тетради, в 8 страниц, величиною в полов. листа; на 6 и 7 ея странице записана выдача работникам пустыни денег, с наставлением, по сему предмету, некоему Якову Анисимову; ибо работники, забрав деньги вперед, в виде задатков, – не работали, и потому, в случае их отказа, предписывалось, – вероятно Каргопольским Спасским монастырем, – помянутому Анисимову ведаться с ними посредством сотских и старост. Все это и приводим дословно. «В нынешнее, 1755-е лето наемным, – в Челмогорской п. монахом Фео(дори)том, – нижеписанным работником выдано денег, а имянно: «Государственным крестьянам: «Лекшмозерской волости, Орловской стороны, Василью Сяверикову, да Ивану Трофимову во сто желобов, – рубль шездесят копеек, – четыре-саженных, в отрубе пяти и шти вершков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказанное, разумеется, не означает, что автор против поддержки семьи государством. Напротив, я очень даже за, тем более что сама этой поддержки практически не имела и прекрасно понимаю, как тяжело за все платить из своего кармана. Но поддержка должна быть тактичной, не унижающей и не закабаляющей семью, не превращающей ее из малой Церкви в малое госпредприятие. Хотите помочь – дайте нормальные пособия, чтобы женщины не разрывались между работой и домом и были спокойны: даже если муж бросит или с ним, не дай Бог, что-то случится, дети не будут терпеть нужды, а мать чувствовать себя виноватой из-за того, что вовремя не сделала карьеру и «наплодила нищету». Большие пособия на детей, предоставление жилья и другие меры по поощрению рождаемости – это и есть настоящее признание государством ценности материнства. Ничего тут принципиально иного выдумывать не надо. Ну, а засчитывать постфактум, при оформлении пенсии, в трудовой стаж время ухода за детьми можно и нужно. Тут уже органы опеки вмешаться и разорить семейное гнездо не смогут. Только все равно следует помнить, что главные записи в трудовой книжке матери производят не чиновники, а Господь. Ему она даст отчет о своих трудах по воспитанию детей. От Него и получит воздаяние. скрыть способы оплаты Комментарии Екатерина 15 июня 2016, 01:09 Да, от мужчин ничего не требуется вообще. Так их воспитывают. Любимая фраза свекрови : " Что позволено Юпитеру - не позволено быку. " (Естественно, " бык " - это я. Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик. Мне драгоценный муж сказал " Иди хоть уборщицей, хоть поломойщицей! " - а у меня высшее музыкальное образование, и еще две серьезные профессии в руках, сказал потому, что я не имею возможности зарабатывать - всего две недели (нет учеников летом вообще, я репетитор - и работаю весь декрет (ребенок в ГКП на три часа в день), и со старшей работала на двух работах - бухгалтером и репетитором, Елена Стекачёва 1 апреля 2016, 18:09 Замечательная статья, очень грамотная, содержательная, написанная с умом.

http://pravoslavie.ru/44989.html

Бушуй, Бушуевы : Петр Федорович Бушуй Аничков [см. Аничковы], конец XV в.; Василий Бушуев, дьячок, 1630 г., Курмыш Бушук , крестьянин, 1499 г., Владимир Буякин Гаврило, казак, 1630 г., Вязьма Буян, Буяновы : Буян Истомин [см. Истома], 1585 г., Арзамас; Буян Сумороков Мерлин [см. Суморок, Мерль], помещик, 1590 г., Мещера; Буян Шестаков Литвинов [см. Шестак, Литвин], помещик, 1592 г., Арзамас; Буян Филиппович Дуров [см. Дуров], 1626 г., Боровск [см. Коза] Буян – бугай, племенной бык Бывальцев Феодосий, ростовский владыка, с 1461 г. митрополит; Авраам Бывальцев, 1440 г., Углич Бык, Быковы – очень распространено в XV–XVI вв.; Семен, крестьянин, 1470–1480 гг., Бежецк [см. Суморок] Быканов Федот Наумович, 1596 г., Орел Быкасов Герасим, конюх царя Ивана; Андрей Быкасов, в 1595 г. сослан в опале в Сибирь Было кн. Матвей Васильевич Елецкий, 1574 г. Быльев ( Былоев ) Алексей, подьячий, 1638 г., Москва Быльный : Рахманин [см. Рахманин] Быльного, дворянин, 1613 г., Смоленск Быльца Фома, дворянин, 1550 г., Двина Быня , крестьянин, 1545 г., Новгород Бырдин Дмитрий Андреевич, 1613 г., Рыльск Быслав ( Быслаев ) Василий Васильевич Быслаев-Квашнин [см. Квашня], конец XV в. Быслав – Буслав Быстрый Фрол Яковлев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бых Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород Бычек, Бычко, Бычковы : кн. Иван Владимирович Бычек Ростовский, конец XVI в.; Бычко Грихнов [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород [см. Бритый, Волох, Галах] Быченев Никита Васильевич, 1571 г., Кашин Бычура , крестьянин, 1545 г., Новгород Бяконт Федор, черниговский боярин, в конце XIII в. выехал в Москву, отец митрополита Алексея, родоначальник нескольких дворянских фамилий, между прочих Плещеевых [см. Плещей, Бархат, Льгота, Москотинье, Ресница] Ср. селение Бяконтово близ Подольска в бывшей Московской губ., селения Бяконтово, Плещеево в бывшем Дмитровском уезде у канала Волга-Москва В Вавин Александр, троицкий чернец, середина XV в. Вавулка , приказчик митрополита, 1462 г., Звенигород Вага Павел Гаврилов, посадский человек, 1623 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Другие символические изображения помещены г. Васнецовым на парусах купола. Здесь изображены евангелисты, а под ними написаны их символические изображения. Евангелисты изображены с раскрытыми книгами, фигура каждого из них вдвое больше человеческого роста. Иоанн помещен на северо-восточной части стены, Матвей – на юго-восточной. Ниже Иоанна – орел, с распущенными крыльями, голова евангелиста обращена влево, седые волосы его развеваются по ветру. Ниже Матфея – человек с крыльями, правою рукою он подает евангелисту свиток, а в левой – держит перо. На юго-западной части стены – евангелист Марк, а под ним крылатый лев, на северо-западной – Лука, ниже его крылатый бык. В первый раз эти символические образы евангелистов описаны у пророка Иезекииля (гл. I), а потом у св. Иоанна в Апокалипсисе (гл. IV, 6 – 7). По мнению отцов церкви, каждое из упомянутых четырех животных, в приложении к евангелистам, выражает собою стиль или характер, исключительно свойственный Евангелию каждого из них. Образ крылатого человека должен быть усвоен Матфею, так как он начинает свое евангелие человеческою генеалогиею Спасителя; образ Льва – евангелисту Марку, в евангелии которого, начиная с третьего стиха первой главы, как будто слышится голос льва, рыкающего в пустыне. Евангелисту Луке должен быть усвоен бык потому, что он начинает евангельскую историю с Захарии, священника и жреца. Наконец, орел служит эмблемою св. Иоанна, который в высоком красноречии своего слова, как бы порывается в высшую область божественных тайн, чтобы раскрыть перед нашими глазами, так сказать, небесную божественную генеалогию Спасителя. Изображения сидящих с книгами в руках евангелистов, а над ними перечисленных символических животных появляются на памятниках христианского искусства с V в. Такова мозаика в церкви св. Василия равенского, исполненная в 557 г. Картины М. Нестерова во Владимирском соборе светлые, нарядные, с нежными тонами и ласкающими глаз красками, как бы говорят о лучшей жизни в другом, идеальном мipe. Но не одним сочетанием красок и нежных тонов стремится художник подействовать на религиозное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Георгий помог мне паломничать Я пополз с этой цепью вокруг столба, а сам мысленно прошу: «Помоги мне, святой Георгий, побывать у разных православных святынь по всему миру». И что вы думаете? Через два месяца я поехал в Иерусалим и в Египет на гору Синай. Потом три раза подряд в Россию. После этого был два раза на Афоне. Потом в Турции, на Украине и снова в Иерусалиме. Вот так мне святой Георгий помог в моем паломничестве. Но это не единственное чудо, которое там произошло. – Во время паломничеств вы встречались с разными людьми. Расскажите о тех, кто особенно запомнился. – Когда был я в Кахетии в паломничестве, остановился на ночь в одной семье. Там мне перед сном помыли ноги. Меня это очень удивило, потому что такого я нигде не видел. На Афоне я познакомился с человеком, который подарил мне 100 евро. В Ватопеде подружился с православным азербайджанцем Лазарем, очень хорошим человеком. Он оплатил мне обратную дорогу. В России я попал в одну семью, где меня приютили и помогли деньгами. Причем я ни у кого ничего не просил. Само собой так устраивалось. Во время своих паломничеств по всему миру я встречал много удивительных людей. О каждом стоит рассказать отдельно. Вот хочу когда-нибудь написать книгу, по примеру отца Тихона , – «Мои несвятые святые». Рейтинг: 9.9 Голосов: 147 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  О схиархиепископе Антонии (в мантии Димитрии, в миру – князе Давиде Ильиче Абашидзе) см.:  http://drevo-info.ru/articles/12945.html .  История создания монастыря Ломиси такова: в XIII в. Джелал-эд-Дин захватил Грузию и угнал в плен, в Иран, 7000 грузин. Пленники взяли с собой икону святого Георгия. Вскоре в Иране началась засуха. Когда султан спросил своих гадателей о причине бедствия, то ему объяснили, что виной этому икона из Гурджистана. Ее попытались уничтожить, но не смогли: икона поднялась в воздух и опустилась на рога белого быка по прозвищу Лома. Султану пришлось освободить всех пленников, и они пешком двинулись в Грузию. Места, где бык ложился отдыхать, люди отмечали, чтобы потом построить там церкви. Все 7000 пленников благополучно вернулись на родину. Бык взошел на вершину одной из гор и там испустил дух. Икона святого Георгия, которая была привязана к его рогам, осталась стоять в вертикальном положении. На этом месте и был основан монастырь: он посвящен святому Георгию, его святыня – икона святого Георгия, а название свое получил он имени быка – Ломиси. В Ломиси бездетные просят о продолжении рода, слепые – о прозрении, крестьяне – о плодородии земли и скота.

http://pravoslavie.ru/79524.html

Безумец! он забыл, что высокопарный орел увязает в силке и что медведей ловят льняными тенетами……Прошло немного времени и этот бык ревущий, бык широкогрудый попался в руки ловчих. И его привели на казнь за его дерзость. Увидела его царица, поражена была его красотой, влюбилась в него с первого взгляда, ни во что вменила дерзость Романа, забыла свои страшные клятвы. И вот царица вступает в любовную связь с узником; вместо темницы отворяет ему брачный чертог, вместо цепей дарит ему украшенные жемчугом одежды, вместо подстилки на земле – царское ложе. Освободив от смертной казни, царица провозглашает самодержцем того, кто чуть было не попал в челюсти ада. Такие-то шутки ты шутишь со смертными, о игривый коловорот жизни!» 360 . Роман был государь воинственный, гордый и подозрительный. Он был тяжел и несносен не только для вельмож, но и для своей жены и для пасынков (сыновей Михаила Дуки), которые хотели всячески от него избавиться. По этому поводу наш летописец замечает: «если ты имеешь внутренних врагов, если они сидят за твоей трапезой, то не спасут тебя от опасности ни Вавилонские стены, ни башни Семирамидины, ни толстостенные пирамиды. Если ты так несчастен, что имеешь в сожительстве предательскую душу, то хотя бы ты жил с ней в неприступной крепости, крепость ненадежна и город не уцелеет» 361 . Во время сражения с турками 26 авг. 1071 г. домашние враги царя подстроили дело так, что он попался в плен туркам. Правда благодаря великодушию султана, Роман Диоген быль отпущен на волю и возвратился в отчизну, – но не на радость себе. Худо принятый греками, он в конце концов был ослеплен и заточен на какой-то бесплодный и каменистый островок. Михаил VII 1071–1077 Михаил, сын Константина Дуки, воцарившийся после пленения Романа Диогена, так характеризуется у нашего летописца: «после того, как Михаил избавился от ближайших опасностей, ему и во сне не снились военные тревоги, ношение доспехов, воинский шум, труды и опасности. Напротив того, царь проводил целые ночи в книжных занятиях и был как бы второй Демосфен или александрийский Дидим медночревный, которого прозвали так за то, что, увлекшись книгами, он целые дни проводил без пищи» 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В евр. каноне: Первая книга Царей. Евр. Омри. Слово Элохим можно перевести и единственным числом: Бог . Ср. Исх 32:2-6. После сооружения тельцов Аарон объявляет праздник Яхве. Золотые тельцы - всего лишь видимый знак невидимого присутствия Яхве среди своего народа. Народ должен быть уверен, что Яхве не бросил его, подобно Моисею, но что Он по-прежнему с ним. Грех Аарона - в потакании этой народной религиозности, требующей от Бога гарантий Его присутствия. Комментарии ( 6): проф. прот. Ростислав Снигирев 20 января 2010г. 23:13 Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распространенной у западносемитских народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества. Иеровоам, видимо, стремился с помощью тельцов выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельягу ( " Бык Господень " ), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии. В различных языческих изображениях фигура быка служит подножием для самого божества, поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать лишь престол для невидимого, неподдающегося изображению Бога Израиля.Херувимы храма Соломонова имели еще более распространенное употребление в библейских странах. Смысл их употребления во Святом святых объясняется частыми находками царских тронов, представлявших собой сиденье, укрепленное между двумя херувимами. Отражая эту традицию, авторы книг Ветхого Завета восседание на херувимах воспринимают как свидетельство царской власти. То, что для них Бог Израилев виделся Царем, восседающим на херувимах (т.е. на царском троне) (1 Цар. IV, 4), объясняет, возможно, безбоязненность восприятия Соломоном и его окружением финикийских традиций для сооружения храма Единому Богу: при сохранении всех вышеприведенных особенностей, важнейшим отличием храма Соломонова от финикийских святилищ было то, что в самом святом помещении, где ханаанейский храм предполагал размещение фигуры божества либо его символа, находился трон, на котором восседал Невидимый Царь Израилев, реальное присутствие Которого во Своем храме и на Своем престоле (троне), было общим убеждением ветхозаветной церкви.

http://bogoslov.ru/article/465404

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010