Так, жестокосердные и неопытные из принадлежащих к обрезанным не уверовали в нашего Спасителя, потому что считали нужным следовать букве пророчества о Нем, но чувственно не видели, чтобы Он проповедовал отпущение пленным, чтобы Он действительно устроил то царство Божье, которое они представляли себе, чтобы Он истребил колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме ( Захар. 9.10 ), чтобы Он ел масло и мед и избрал бы добро прежде, нежели узнал и избрал зло ( Ис 7.15 ). Они думали, что по пророчеству волк, животное четвероногое, будет пастись с ягненком, и барс будет отдыхать с козленком; теленок, бык и лев будут пастись вместе, под присмотром малого мальчика, бык и медведь будут вместе кормиться, и дети их будут вместе питаться, а лев будет есть солому, как бык (Ис гл.11). Не увидев чувственно ничего такого в пришествии Христа, Которому веруем мы, они не приняли Господа нашего Иисуса, но распяли Его, как незаконно провозгласившего Себя Христом. Что касается еретиков, то они читали в Писании слова: «Огонь возгорелся в гневе Моем» ( Иер. 15.14 ), и: «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20.5 ), и: «Жалею, что поставил я Саула на царство» ( 1Цар. 15.11 ), и: «Я делаю мир и произвожу бедствия» ( Ис 45.7 ), и в другом месте: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» ( Амос. 3.6 ), и еще: «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима» ( Мих. 1.12 ), и: «Напал злой дух от Бога на Саула» ( 1Цар. 18.10 ). Читая эти и множество других мест, подобных им, еретики не дерзнули отвергнуть божественность Писаний, но, веруя, что эти Писания принадлежат творцу, которому служат иудеи, пришли к той мысли, что этот творец не совершен и не благ, Спаситель же пришел возвестить более совершенного Бога, Который, говорят они, не есть творец; высказывая по этому вопросу разные мнения и однажды отступив от Творца, Который есть Бог, единый нерожденный, они предались вымыслам и придумывают себе основания, по которым, как они полагают, произошло видимое, а также и нечто другое, невидимое, которое вообразила себе душа их.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIV На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, и Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и бык и осел 156 поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чем говорил пророк Исаия: «Бык знает своего хозяина, и осел ясли господина своего». Эти животные, стоя по сторонам Его, беспрестанно поклонялись Ему. Тогда исполнилось равно и то, что сказал пророк Аввакум: «Тебя узнают посреди двух животных» 157 . И Иосиф и Мария пробыли три дня в этом месте с Младенцем. Глава XV На шестой день блаженная Мария пошла в Вифлеем с Иосифом, и, когда исполнилось тридцать три дня, Она принесла Младенца в храм Господень, и они принесли в дар за Него пару горлиц и двух птенцов голубиных 158 . И был в храме один муж праведный и благочестивый, по имени Симеон, и было ему сто тринадцать лет 159 . Ему было обещано от Бога, что он не вкусит смерти, пока не узрит Христа, Сына Божия, воплотившимся. Когда он увидел Младенца, он воскликнул громким голосом, говоря: «Бог посетил народ свой, и Господь исполнил обет Свой». И он поспешил подойти и поклониться Младенцу, и, взяв Его в плащ свой, снова поклонился Ему, и облобызал подошвы ног Его, говоря: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи мои Спасителя, которого предназначил Ты перед всеми народами, свет для откровения народам и славу народа Твоего израильского». И была также в храме Господнем женщина по имени Анна, дочь Фануила из колена Ассирова, которая прожила семь лет со своим мужем и которая вдовела восемьдесят четыре года; и она не отходила от храма Господня, непрерывно предаваясь посту и молитве. И приблизившись, она поклонилась Младенцу, говоря: «Вот в Нем искупление века». Глава XVI По прошествии двух дней пришли в Иерусалим маги с Востока 160 , принося великие дары, и разузнавали тщательно у Иудеев, спрашивая: «Где родившийся нам Царь? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и мы пришли поклониться Ему». Это известие устрашило весь народ, и Ирод послал совещаться книжников, фарисеев и ученых, дабы узнать от них, где возвестил пророк, что должно родиться Христу. И они ответили: «В Вифлееме, ибо написано: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, который будет править Моим народом израильским» 161 . Тогда царь Ирод позвал магов и узнал от них, когда явилась им звезда, и он отправил их в Вифлеем, говоря: «Пойдите и узнайте тщательно о Младенце этом, и когда найдете Его, придите сказать мне, чтобы я пошел поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

«И на тщеславие» правильнее и проще: «и его хвастливую гордость». Ис.10:13 . Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, по­тому что я умен: и пере­ставляю пред­елы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с пре­столов, как исполин; «Переставлять пределы народов», установленные Самим Богом ( Втор.32:6 ), – ясный признак нечестия и гордости царя ассирийского, возмнившего себя самым мудрым существом в мире. «Как исполин» – по-евр. keabir, т. е. как бык. Здесь может быть намек на фигуры могучих быков, которые украшали собою входы в ассирийские дворцы. Сильный ассирийский бык мчится по вражеским странам и своими рогами опрокидывает царские престолы. Ис.10:14 . и рука моя захватила богат­с­т­во народов, как гнезда; и как забирают оставлен­ные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не по­шевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». «Никто не пошевелил крылом». Этими словами указывается на ту панику, какая находила на всех при приближении ассирийских полчищ. Ис.10:15 . Величает­ся ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордит­ся ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает про­тив того, кто поднимает его; как будто палка поднимает­ся на того, кто не дерево! Ассур – есть только слепое орудие в руках Божиих. «Восстает» правильнее было бы сказать: управляет рукою, которая поднимает его. «Поднимается» правильнее; заставь двигаться руку. Ис.10:16 . За то Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф, по­шлет чахлость на тучных его, и между знаме­нитыми его воз­жет пламя, как пламя огня. «Тучные» – очевидно, синоним следующего далее выражения: знаменитые. Здесь разумеются прежде всего могучие воины ассирийские, а потом и все знатные и богатые ассирийцы, сила которых будет уничтожена – они зачахнут. «Чахлость и пламя» – также синонимы, указывающие на разные бедствия, которые обрушатся, по суду Божию, на ассирийцев. Ис.10:17 . Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и по­жрет терны его и волчцы его в один день; «Свет Израиля... и Святый его» – синонимы, обозначающие Всевышнего – Покровителя израильского народа. Господь – есть огонь, поедающий нечестивых ( Втор.9:3 ), и, в частности, ассирийцев, которые здесь названы тернами и волчцами для Израиля ввиду тех многочисленных несчастий, какие они ему причиняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наконец, простые люди, которые хвалятся тем, что принадлежат к церкви, не признают никого выше Творца и в этом случае поступают здраво, но (зато) придумывают о Нем такие вещи, каких нельзя думать даже о самом жестоком и несправедливом человеке. 8 . После краткого рассуждения о том, что Священные Писания вдохновлены Святым Духом, необходимо, кажется, объяснить также и то, каким образом некоторые люди, неправильно читая (Писание), предались очень многим заблуждениям – именно потому, что многие не знают, каким путем нужно идти к уразумению божественных Писаний. Так, иудеи, вследствие жестокости своего сердца, при которой они хотят казаться самим себе мудрыми, не уверовали в Господа и Спасителя нашего. Они думали, что сказанное о Нем нужно понимать буквально, т.е. что Он должен был чувственно и видимо проповедовать отпущение пленным, и что предварительно – «Он должен был создать царство, которое, по их мнению, есть воистину царство Божье, что вместе с тем Он должен был истребить колесницы у Ефрема и коня в Иерусалиме, что также Он должен был есть масло и мед и избрать добро прежде, чем научился отвергать зло. Они думали, что волк, животное четвероногое, в пришествие Христа, по пророчеству, будет пастись с ягнятами, и барс будет отдыхать с козами, теленок же и бык будут пастись вместе со львами, и малый мальчик будет водить их на пастбище; бык и медведь вместе будут лежать на пастбищах, и вместе будут питаться их дети, львы же будут стоять у яслей вместе в быками и будут питаться соломою. Итак, видя, что из всех этих пророчеств о Христе, по которым, как они веровали, преимущественно нужно наблюдать знамения пришествия Христова, ничего не исполнилось исторически, они не хотели признать пришествие Господа нашего Иисуса Христа и даже пригвоздили Его ко кресту, как присвоившего Себе имя Христа не по праву, т.е. вопреки свидетельству пророчества. Еретики же нашли в Писании слова закона: «Огонь возгорелся в гневе Моем», и: «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», и: «Жалею, что поставил я Саула на царство», и: «Я делаю мир и произвожу бедствия», и в другом месте: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?», и еще: «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима», и: «Напал злой дух от Бога на Саула».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Но и после поселения в Палестине небогатые евреи употребляли мясную пищу только по праздникам, или на пиршествах, или при посещении путника или друга, которого хотели особенно угостить. Вот постановление Моисеева закона о мясной пище в праздники: „Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу Богу Твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего. Перед Господом Богом твоим каждогодно съедай это ты и семейство твое, на месте, которое изберет Господь Бог твой». Дело в том, что на жертвеннике сжигались часто только жирные части животного, а большая часть мяса отдавалась назад жертвователю, и из него он устраивал трапезу для своих семейных и друзей. „Если же будет на нем, т. е. на первородном животном, порок, хромота или слепота, или другой какой-нибудь порок; то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему, но в жилищах твоих ешь его: нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя. Только крови его не ешь: на землю выливай ее, как воду “( Втор. 15:19–23 ). Но богатые люди ели мясную пишу ежедневно. Так продовольствие Соломона на каждый день составляют (между прочим): 10 волов (особенно) откормленных (на дому) и 20 волов с пастбища, и 100 овец, кроме оленей и серн и сайгаков и откормленных птиц ( 3Цар. 4: 23 ). Точно также Неемия вот что говорит о своем ежедневном расходе: „И вот что было приготовляемо у меня на один день: один бык, шесть отборных овец и птицы приготовлялись у меня» ( Неем. 5:18 ). Из различных животных, употребляемых в пищу, на востоке очень высоко ценится разного рода дичь, а также ягнята и молодые козы, которые в этих странах и действительно много вкуснее, чем у нас. Поэтому большая часть еврейских жертв состояла из однолетних ягнят и коз. Бычачье мясо в настоящее время мало ценится на востоке и употребляется редко; но у евреев молодые, не старее трех лет, особенно откормленные, быки считались очень вкусной и любимой пищей. „Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть», говорит Соломон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

12 Если же дойдет до тебя слух, что в одном из ваших городов, которые Господь, ваш Бог, дает вам, чтобы жили вы в них, 13объявились беспутные люди и попытались совратить жителей того города, нашептывая им: «А что, если и вы начнете с нами служить другим богам?“ (богам, о которых прежде вы ничего не знали) – 14тогда ты должен это проверить, тщательно расследовать и расспросить кого надо. И если слух подтвердится, если выяснится, что такое мерзкое дело и вправду совершилось среди вас, 15то всех жителей города того убейте, поразите мечом – весь город уничтожьте, наложив заклятье на всё, что в нем, даже и скот истребите мечом. 16Всё имущество, найденное там, соберите на площади и предайте огню и город, и всё, что найдено в нем, как всесожжение Господу, Богу вашему. Город навсегда должен остаться в развалинах – восстановлению не подлежит! 17И ничто из заклятого пусть не прилипнет к твоим рукам. А Господь тогда Свой сильный гнев, мерзостью той вызванный, сменит на милость к вам. И в милосердии Своем дарует вам, как обещал клятвенно праотцам вашим, большое потомство 18в том случае, если вы будете повиноваться повелениям Господа, Бога вашего, исполняя все заповеди Его, которые я ныне вам возвещаю, и делая угодное Господу, Богу вашему . Языческие ритуалы – не для народа Божьего 14 Вы – сыны Господа, Бога вашего, а посему не причиняйте себе увечье, нанося порезы, и не выстригайте пряди волос на лбу, когда скорбите об умерших. 2Ведь вы – святой народ у Господа, Бога вашего; и Он избрал вас из всех народов, что живут на земле, чтобы стали вы Его особым достоянием. О пище чистой и нечистой 3Не ешьте никакой мерзости. 4Вот животные, которых вы можете употреблять в пищу: бык, овца, коза, 5олень, серна, косуля, дикий козел, зубр, антилопа и горный баран. 6Всякий скот, у которого копыта раздвоены и полностью разделены и которые жуют жвачку, есть можно. 7Но если копыта животных не разделены полностью надвое, и они не жуют жвачку, есть их нельзя. Не ешьте верблюда, кролика и дамана , потому что, хотя они и жуют жвачку, но их копыта или лапы их не раздвоены – нечисты они для вас. 8Равно и свинья – копыта у нее раздвоены, но жвачки она не жует – нечиста она для вас. Мяса этих животных не ешьте и к трупам их не прикасайтесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

(19) Приблизься к душе моей, избавь ее, вопреки врагам моим выручи меня. (20) Знаешь Ты позор мой, и посрамление мое, и стыд мой, пред Тобой все враги мои. (21) Поругание сокрушило сердце мое, и тяжело заболел я, и ждал сострадания, но нет (его), и утешителей – но не нашел. (22) И положили в пищу мою яд, и когда жажду я, поят меня уксусом. (23) Да будет стол их ловушкой для них, и для беспечных – западней. (24) Пусть помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и чресла их сделай шаткими навсегда. (25) Излей на них гнев Свой, и ярость гнева Твоего пусть настигнет их. (26) Да будет опустошена обитель их, и в шатрах их да не будет жителя! (27) Ибо (тех), кого поразил Ты, преследуют они и о страдании раненых Твоих рассказывают. (28) Прибавь грех (этот) к грехам их, и пусть не достигнут они справедливости Твоей. (29) Пусть изгладятся они из книги живых и с праведниками да не будут записаны. (30) А я беден и страдаю, помощь Твоя, Б-же, пусть укрепит меня! (31) Хвалить буду имя Б-жье песней и возвеличивать Его благодарением. (32) И будет (это) лучше для Г-спода, чем бык, чем телец с рогами (и) копытами. (33) Увидят смиренные, возрадуются: ищущие Б-га, да оживет сердце ваше! (34) Ибо внемлет Г-сподь нищим и не презирает узников Своих. (35) Восславят Его небо и земля, моря и все кишащее в них. (36) Ибо Б-г спасет Цийон, построит города Йеуды, и поселятся они там, и унаследуют ее. (37) И потомство рабов Его унаследует ее, и любящие имя Его обитать будут в ней. (1) На Тебя, Г-споди, полагаюсь! Да не буду пристыжен никогда. (2) Справедливостью Своей избавь меня и спаси меня, приклони ко мне ухо Твое и помоги мне. (3) Будь мне скалой, жилищем, куда (я мог бы) придти всегда; заповедал Ты помочь мне, ибо скала моя и крепость моя Ты. Б-г мой! (4) Спаси меня от руки нечестивого, от руки совершающего беззаконие и грабителя, (5) Ибо Ты надежда моя, Г-споди Б-же, опора моя от юности моей. (6) На Тебя полагался я от чрева, из утробы матери моей Ты извлек меня. В Тебе слава моя всегда. (7) Примером был я для многих, и Ты убежище мое надежное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

35Это доля Аарона и сыновей, полагающаяся им от приношений Господу; доля, предназначенная для них с того дня, когда поставил их Моисей священнодействовать пред Господом. 36В первый же день помазания священников Господь заповедал, чтобы означенные части жертвенного мяса отдавали им сыны Израилевы. И для всех потомков Израиля это установление должно быть вечным и непреложным. 37Таковы обряды, которым надо следовать при всесожжении, при принесении хлебного дара, жертвы за грех и жертвы за провинность, а также и при жертвоприношении во время посвящения и при благодарственных жертвах. 38Даны они были Моисею на горе Синай, в день, когда Господь в пустыне Синайской повелел сынам Израилевым приносить жертвы Ему, их Господу. Посвящение Аарона и сыновей его 8 Господь сказал Моисею: 2«Вели Аарону вместе с сыновьями его прийти ко входу в Шатер Откровения, где у тебя должны быть приготовлены священнические одежды, елей для помазания, бык для жертвы за грех и два барана; пусть там будет и корзина с пресными хлебами. 3 И собери там же и всю общину израильскую». 4 Сделал Моисей всё по слову Господа, и, когда люди пришли ко входу в Шатер Откровения, 5он обратился к ним: «Смотрите, вот что надлежит мне сделать по повелению Господню!» 6После сих слов он вывел вперед Аарона и его сыновей и совершил над ними обряд омовения. 7Потом облачил Аарона в хитон, подвязав его поясом; поверх хитона надел на посвящаемого ризу и возложил на нее эфод, закрепив его расшитым поясом эфода. 8Надел Моисей на Аарона и нагрудник, возложив на него урим и туммим; 9а голову покрыл тюрбаном , прикрепив к нему спереди цветку подобную золотую пластинку  – диадему священную, – сделал всё, как Господь повелел ему. 10Затем взял Моисей елей помазания и совершил обряд посвящения Скинии, помазав в ней елеем всё, что там было. 11 Елеем тем семь раз покропил он и жертвенник, а также сосуд умывальный и опору под ним, дабы посвятить всё это Богу; 12немного елея помазания вылил он на голову самого Аарона, посвящая его на служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010