43 В пример можно указать на человеческие темпераменты, а также на расовые, племенные и индивидуальные особенности людей. 44 Автор книги «Премудрость и благость Божия в субъектах мира и человека» высказывает мнение, что в первобытном состоянии мира звери не были плотоядны и жили в полном согласии между собой. Это мнение он основывает на том, что всем зверям, и птицам, и гадам Бог назначает в пищу только траву ( Быт. 1, 30 ). Кроме того он предполагает, что пророк Исаия для изображения будущего состояния обновленного мира берет черты с первобытного его состояния; а в обновленном мире волк будет жить вместе с агнцем, а барс будет лежать вместе с козлищем; и телец, и лев молодой, и бык, вместе будут ходить, и дитя малое будет водить их. И коровы с медведицею будут пастись, дитяти их вместе будут лежать, и лев, как вол, будет питаться соломой. И будет играть младенец надо норою аспида, и дитя направит руку свою на пещеру змеи; не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Иса. 11, 6–9). Со своей стороны мы не считаем этого мнения доказанной истиной, а только вероятным предположением. 46 De principiis Lib. 1, cap 6, p. 105. Opera omn. fom. XXI, Edit. Card. Henr. Eduard Lommatzsch. Berlini 1847. 51 Разговор «Федр». См. также Hanne – Die Idee der absoluten Person-libhkeit. Zw. Auflage. Erst B.S. 108 53 В русском переводе, неизвестно почему, греческие слова подлинника èν πασιν переведены словом во всем, а не во всех. Может быть, потому что в слове èν πασιν разумеются не одни личные и живые существа, а вообще все бытие, все вещи. 54 Даже в Боге, существе строго едином по существу, полнота жизни проявляется в тройственности Лиц. 57 Под миром мы разумеем здесь преимущественно существа, способные к нравственному союзу с Богом, то есть способные на любовь отвечать любовью, – существа духовно-разумные. Но, впрочем, бессознательно славословят Творца все твари – бессловесные животные, и даже бездушные стихии, как это изображено в псалмах 148 и 150-м. 59 Эросом в греческой мифологии называется бог любви; самое слово «эрос» (ρος) по-гречески значит любовь. 60 Во сколько раз эта мысль древнего мудреца возвышеннее, нежели учение пантеистов о слиянии конечного с бесконечным! 62 Напр., в книге Иова Элиуй говорит: Дух Божий создал меня, и … Вседержителя дает мне жизнь (33, 4). Читать далее Источник: Любовь божественная : Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви божественной./[Соч.] Александра Беляева. - Изд. 2-е. испр. знач. доп. : Учебным Комитетом Св. Синода книга эта одобрена для приобретения в семинарские библиотеки. - М. : Типография М.Н. Лаврова и К°, 1884. - 305, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Быт.1:30.  И   всем   зверем   земным,   и   всем   птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всякую траву зелену в снедь. И бысть тако.    Пища растительная назначается и бессловесным, как человеку, с тем различием, что им не дано права на древес­ные плоды, а только на зелень травную. На сем основании можно предполагать, что в первобытном состоянии живот­ные не были плотоядными и жили не только в полном подчинении человеку, но и в полном согласии между собою. О сем можно также заключить из пророчества Исаии о временах Мессии, как временах всеобщего мира. Тогда, по слову пророка, «волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок,, и молодой лев, и бык будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет питаться соломою. И будет играть младенец над норою аспида, и дитя направит руку свою на гнездо змей» (Ис 11:6—8. слич. Ис.65:25). Все это, конечно, образы: под образом мирных отношений диких животных к домашним и к людям пред­ставляются мирные отношения между людьми: в среде их уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, — все сделаются кроткими, миролюбивыми и доброжелатель­ными. Но образные черты, которыми пророк описывает нравственное состояние будущего христианского общест­ва, взяты из того блаженного времени, когда на земле еще не было греха и разрушительных его последствий в чело­веке и в окружающей его природе, когда не только человек жил в мире с животными, но когда и между животными господствовал мир. Все это тем более вероятно, что и впоследствии бывали случаи, когда враждебные челове­ку животные являлись кроткими в отношении к тем, в которых сила греха ослаблена благодатию. Вспомним при­меры праведников: Ноя, безопасно жившего в ковчеге среди всех родов животного царства; Даниила, «заградив­шего уста львам» (Дан 6:22); апостола Павла, не потерпев­шего уязвления от ехидны, обвившейся вокруг руки его (Деян 28:5); некоторых мучеников, брошенных на растер­зание зверям и не тронутых ими, и преподобных, пользо­вавшихся служением диких зверей (например, Герасима на Иордане).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

е. свирепость, хитрость, хищность, вступят в искреннее общение с простосердечными членами стада Христова, будут жить в Евангельской простоте и братолюбии, питаться одною духовною пищей и пить из одних источников спасения. 2) Барс будет лежат вместе с козленком. Барс – животное свирепое, жестокое, коварное, враждебное особенно для козлов, в движении чрезвычайно быстрое, нелюбящее покоя, – со временем, подобно кроткому животному, будет спокойно, мирно лежать вместе с козленком на одной пажити. Лежание в переносном смысле означает а) спокойствие духа, тихость, утешение, проистекающее от благодати, и б) обильное насыщение духовными благами – до сытости. Пророк этим хочет сказать, что жестокие враги Церкви Христовой, особенно те, которые коварно, лицемерно, с тайною злобою преследуют Христиан, посредством Евангельского учения сделавшись кроткими, вместе с меньшими братьями в царстве Христовом будут наслаждаться спокойствием духа, тишиной, благодушием и обилием всех духовных благ. 3) И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малый ребенок будет водит их. Теленок и откормленный бык для льва составляют лучшую добычу. Но со временем они вместе будут жить – миролюбиво. Это значит, что гордые, властолюбивые цари мира вступят в духовное общение с теми, которых они обрекали себе в добычу и которые подавали великую надежду Церкви, и преимущественно пред другими служили украшением для стада Христова; миролюбиво, охотно подчинятся руководству смиренных служителей Евангелия, не отличающихся ни достоинством, ни мудростью мирскою, ни могуществом и славою в мире, но в простоте сердца, без тщеславия и велеречия проповедающих Евангельское учение и указывающих стаду путь к пажити духовной жизни. 4) Корова и медведица будут пастись вместе, и дети их будут лежать вместе. Медведица особенно бывает алчна, свирепа, когда воспитывает детей. Но со временем она мирно будет пастись с коровою на одной пажити, т. е. жестокие, варварские народы и их вожди, учители, жрецы, обратившись к вере в Иисуса Христа, мирно будут жить в общении с духовными овцами стада Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Кроме того, христианские художники любили также изображать Фараона, утопающего в море, как образ злого духа, преследующего христиан; Давида, побеждающего Голиафа; Самсона, раздирающего уста льва. Почти одновременно с изображениями Ветхозаветными явились в христианских храмах и Новозаветные, особенно с 3-го и 4-го веков, а в 5-м веке они входят во всеобщее употребление; и это было естественно. Потому что если первые изображения были целесообразны, то о последних нечего и говорить. Только христиане при изображении Новозаветных лиц и событий не строго смотрели на историческую достоверность. Их желание было, чтобы только иметь пред собою изображения, напоминающие лиц без исторической обстановки целого события. При этом нужно сказать, что все Новозаветные изображения как и Ветхозаветные, а их было не очень много, носили характер полусимволический. От того в катакомбах встречается изображение, напр., Рождества Спасителя в корзине, или яслях, в ногах которого виден бык или вол, согревающий младенца, и осел. Это было символом двух народов – иудеев и язычников, примиренных чрез Рождество Христово. В период полусимволический 2-го и 3-го столетия, если и встречаются изображения лиц действительных, как-то: изображения Спасителя и Божией Матери, как виновников искупления, за то они не имели еще притязания на исторический характер и не могли быть всеобщими. Поэтому в саркофагах и в катакомбах 1193 «встречается фигура Спасителя – юношеская, идеальная, без бороды, с длинными волосами, изящно закинутыми назад, в тунике и тоге, перекинутой чрез плечо и подхваченной под другую руку». В этот период даже и самые предстоятели церкви не выясняют точно внешнего образа Иисуса Христа. «Древнейшие отцы церкви: Иустин мученик (89–167), Климент Александрийский († 220), Тертуллиан († 220), основываясь на пророчестве Исаии, 1194 полагали, что Спаситель был мал ростом и невзрачен», 1195 «не имеющим вида, ни величия, чтобы с обаянием смотреть на лик Его, ни красоты, чтобы полюбоваться им». Напротив того Иоанн Златоуст († 407), уже знакомый с мозаическим типом Иисуса Христа, основываясь на псалме 44: 1196 красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать в устах твоих, полагал, что Спаситель был прекрасен по внешнему виду и что пророчество Исаии следует относить к уничиженному Его состоянию во время крестных страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Место Рождества находится у восточной стены крипты в небольшой полуциркульной нише. С 1717 г. оно отмечено установленной францисканцами серебряной звездой с четырнадцатью лучами (по числу остановок Христа на Скорбном пути). В центре звезды отверстие, позволяющее увидеть поверхность природного скального ложа под ней. На звезде латинская надпись «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»). Оригинальная звезда 1717 г. не сохранилась. Она таинственно исчезла в 1847 г. Существующая ныне звезда установлена Иерусалимской православной церковью в 1852 г. Место Рождества принадлежит сегодня Иерусалимской православной церкви, примыкающая же к нему с южной стороны капелла Поклонения Волхвов с яслями – францисканцам. В верхней части полуциркульной ниши сохранился фрагмент мозаики XII века, когда-то, по свидетельству паломника Теодориха (70-е годы XII века), покрывавшей стены и своды крипты полностью. Мозаика носит характер византийской миниатюры, объединяющей несколько сюжетов в единую композицию. Посредине Богородица в голубом одеянии, слева от нее ясли с младенцем Иисусом с нимбом вокруг головы, за ними вол с ослятей и пастухами. Несохранившиеся части мозаики изображали волхвов, дары приносящих, и стада скота, как это описывает византийский путешественник XII века Иоанн Фока (Сказание вкратце…, 27): «Дева, возлежащая на одре, левую руку подложив под локоть правой, а к правой приклонивши ланиту, смотря на младенца и внутреннее смиренномудрие обнаруживая в улыбке и в румянце ланит. Ибо лице не изменилось, как (обыкновенно бывает) у только что родившей и притом в первый раз родившей, которая бывает бледною. Сподобившейся родить превыше естества и подобало быть освобожденною от страданий по естеству. Здесь и осел, и бык, и ясли, и младенец, и толпа пастырей, которых глас некий, с небес поразивший их уши, разлучил с стадами, и они, беззаботно оставивши овец, пасшихся на лугу у источника, и поручивши собаке охрану стада, вытянули шеи вверх, напрягши слух по направленно шума, и ставши каждый по-своему, как будто каждый помышлял о том , как бы стать поприличнее и поудобнее, и одним посохи казались бесполезными, а у других очи были устремлены на небо.

http://sobory.ru/article/?object=14202

– об особенностях марша и строительства военного лагеря на вражеской территории), «Неопубликованной тактики Льва» (Sylloge tacticorum, ок. 975 г). Традиция ромейской военной литературы завершилась Тактикой Никифора Урана (1000 г). См.: Кулаковский, Дэн, Дагрон, Кучма. Военный закон – см.: закон. Возрождение (Ренессанс) – прогрессивный переворот во всех областях жизни, период в культурном и идейном развитии европейских стран (в Италии XIII-XVI вв., в других станах – конец XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени, обусловленный зарождением в этих странах капиталистических отношений. В этот период начала создаваться новая, буржуазная культура, основным идейным содержанием которой стал гуманизм. С этим связаны все великие достижения периода В. в области науки, техники, культуры, литературы, искусства. Название объяснимо возрождением интереса к культуре античности, в которой видели все блестящее, оставшееся от древних греков, римлян и византийцев. Воидат – 1) форма организации землевладения, вид земельного участка; 2) податная категория поздневизантийского крестьянина – парика, имевшего участок пахотной земли, который можно было обработать с помощью одного вола, то есть неполной упряжью. Ср.: боидат, зевгарат. Войтович Леонтий Викторович – советский и украинский историк последней четверти XIX – начала ХХ вв., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории средних веков и византиноведения Львовского национального университета им. И. Франко. Специалист в области истории Древней Руси, глубоко занимался исследованием русо-византийских отношений, ромейского влияния на Русь. Вол – кастрированный бык. Отличался выносливостью и спокойным нравом. Волхвы – жрецы, служители религиозного культа. В Новом Завете В. названы те восточные жрецы, что явились в Палестину засвидетельствовать появление на свет младенца Иисуса Христа. Вольф (Wolf) Иероним (1518–1580 гг.) – один из первых немецких византинистов. Прекрасно зная греческий язык, перевел исторические сочинения Иоанна Зонары и Никифора Григоры. См.: историки Византии. Воски – дословно «пасущиеся», подвижники, самое раннее свидетельство о которых принадлежит Созомену. Он назвал основателями этого вида подвижничества тех, кто монашествовал у горы Тигор недалеко от города Нисибиса на ромейско-иранской границе (Ватфей, Евсевий Варгий и др.). Имя «пасущиеся» дано им потому, – пишет Созомен , – что они не имеют жилищ, не едят хлеба и вареной пищи, и не пьют вина, но, обитая в горах, постоянно восхваляют Бога в молитвах и песнопениях, согласно уставу Церкви. Когда же наступает время еды, каждый из них, взяв серп, отправляется бродить по горе, подобно пасущемуся животному, и питается растениями». В VI в. такая форма пустынничества распространилась в Сирии, Палестине и Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в Южной Англии, где стал монахом, жил в Риме и Константинополе, совершил паломничество также в Святую Землю. В 730 г. был на Монте Кассино. По предложению св. Бонифатия папа Григорий III призвал Вилибальда принять участие в немецкой миссии. Вскоре был рукоположен в пресвитеры, а в 741 г. — хиротонизирован. Работал в окрестностях Эйхштата, а также среди племен баваров, франков и швабов. В 778 г. его родственница Гюгенбурц записала его воспоминания, известные под заглавием " Hodoepiricon " Умер в 787г. День памяти 7 июля История загадочного далекого христианского царства пресвитера Иоанна волновала средневековых путешественников, а сейчас удостоилась многочисленных исследований и популярных изданий. О.Верньеро из Монтепелозо, викарий Святой Земли, в период с 1632 по 1636 год, написавший «Relazione fedele della grande controversia nata in Gerusalemme, circa alcuni santuari dai Greci usurpati ai Latini, descritta da un Religioso Minorita» («Верный доклад о великом споре, рожденном в Иерусалиме по поводу некоторых святынь, захваченных греками у латинян, описанная братом миноритом»). Согласно реформе патриарха Арнульфа от 1114 г. двадцать священников, назначенных стражами Храма и живших до тех пор в городе, получали постоянный доход и разрешение на проживание в самом храме. Символические животные в видении Иезекииля (Иез.1:4-28, 10:14 и 41:19). Ниже (Иез.10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар.28:18). Апостол Иоанн продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ (Откр, 4:6-8). В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр, 6:1-8). Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково: Человек или ангел (Матфей) символизирует человеческую природу Христа и его воплощение, лев (Марк) – действенность, господство и царскую власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых, бык или вол (Лука) – священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестную жертву, орёл (Иоанн) – дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне. Четыре животных имеют символическое значение также во многих языческих культах и мистических ритуалах.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Так, что вся картина грехопадения представляет символ смерти 571 Даниил в львиной пещере, которого Бог спас от львов, как нас он спас от смерти, есть символ Воскресения 572 , и оттого помещён вслед за формулою: vivas in aeterno, которую окончательно поясняет. Избранный символ Пастыря, несущего овцу на плечах, представляет также мысль о спасении души умершей Понтии. а) Бык, вол, корова, телёнок, тёлка Символы быка, вола, коровы и телёнка, – все относятся к пастырю, но различить их между собою, по грубости изображений, невозможно. Такое же затруднение встречаем мы и в понимании прямого символического значения этих изображений, потому что толкования основаны не на надписях, а на мнениях позднейших церковных писателей 573 . X. Лира, λρα Климент Александрийский , упоминая о символе лиры, определяет его назначение, говоря: λρα μουσικ. Если сблизить это указание св. Климента со словами апостола Павла ( Еф.5:18–19 ) „ И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих (ν ψαλμος, κα μνοις) и песнех духовных (κα δας πνευματικας) воспевающее и поюще в сердцах ваших Господеви“, то можно заключить, что христиане при пении употребляли между прочими музыкальными инструментами, вероятно, лиру. Вследствие этого Мюнтер 574 принимает лиру за символ церковного богослужения и по преимуществу за символ хвалебных песен в честь Бога. Следует обратить внимание на слова св. Климента 575 , который толкует десятиструнную лиру за символ Самого Христа, или Слова Божия: „Numquid autem decachordum psalterium (τ δεκχορδον ψαλτριον), Logon, Jesum scilicet, significat, qui manifestatur elemento decadis?“ Принимая это символическое значение в ещё более обширном смысле, необходимо признать лиру за символ веры христианской, и такое значение подтверждается самим происхождением этого символа. Лира только раз встречается отдельно на гемме 576 , а постоянно в руках Орфея на христианских памятниках является как инструмент, посредством которого страсти усмиряются, а люди развиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже у Юстина намечается понимание библейских образов в трех смыслах, хотя он и не акцентирует на этом специально внимания. Во-первых, он показывает, что все в Писании допускает иносказательное толкование (129). но что многие события ветхозаветных текстов имеют и буквальное и символическое значение (134). Последнее, в свою очередь, имеет разновидности, в частности притчу (παραβολ) и «тропологический образ» (τροπολογα). Так, «Христос часто в притче называется камнем, и тропологически (εν τροπολογα) Иаковом и Израилем» (114). Под «тропологией» Юстин имеет в виду иносказательное предвозвещение (καταγγελα) важных событий, а под притчей особый жанр иносказаний, на котором мы еще будем иметь возможность остановиться подробнее у других авторов. Ириней Лионский также понимал многие места Ветхого Завета аллегорически. Библейский эпизод совокупления дочерей Лота с отцом он толкует как символ двух синагог, родивших от одного и того же отца (Adv. haer. IV, 31, 1-2); Лазарь в пеленах представляется ему символом человека, повязанного грехами (V, 13. I), и т. п. Большой интерес для истории художественной культуры представляет символическая связь апокалиптических животных с головами человека, льва, быка (тельца) и орла (см. Иез 1, 10; Откр 4, 7) с четырьмя Евангелиями, впервые установленная Иринеем, а затем повторенная и развитая Ипполитом, Иеронимом. Григорием Великим и прочно вошедшая в изобразительное искусство как на Западе, так и, хотя и в меньшем объеме, на Востоке (Византия, Древняя Русь, Закавказье). Толкуя указанное место из Апокалипсиса (Откр 4, 7), Ириней отмечает, что четыре лика животных, на которых восседает Христос, суть образы (символы) различных аспектов деятельности Сына Божия. Лев означает его действенность, господство и царскую власть; вол (бык, телец) - знак его священнического достоинства; лицо человека ясно означает его явление в мир человеком; орел указывает на обладание Духом. Евангелия же соответствуют тому, на чем восседает Христос. Поэтому Евангелие от Иоанна, как излагающее «первоначальное, действенное и славное рождение от Отца», он соотносит со львиным ликом, Евангелие от Луки, носящее на себе священнический характер,- с тельцом, Евангелие от Матфея, изображающее человеческое рождение, земную родословную и деятельность Иисуса на земле,- с лицом человека, а Евангелие от Марка, начинающееся «с пророческого Духа, свыше приходящего к людям», - с орлом. Ириней подчеркивает, что каждое животное соответствует определенному характеру деятельности Христа, запечатленному наиболее полно в одном из четырех Евангелий. И именно потому, что четверовидны животные, четверовидны Евангелия и деятельность Христа. И ведь не случайно человечеству были даны четыре завета: один при Адаме до потопа, второй после потопа при Ное, третий - при Моисее и четвертый - в Евангелиях (Adv. haer. III, 11, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Этот протест, впрочем, выражен в книге Исход: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сём, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним.» ( Исх. 21:28–31 ). Этот текст вместе с тем служит лучшим доказательством того, что Моисей не мог черпать непосредственно из законов Хаммурапи, так как в них установлена вовсе не смертная казнь, а, при наличии предварительного предупреждения, денежное взыскание: «Если бык при своем хождении по улице забодал человека и умертвил его, то это дело не имеет основания для иска. Если бык человека был бодлив, и его квартал сообщил ему, что тот бодлив, но не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебра». 175 Смертная казнь устанавливалась, надо думать, в древнем первоначальном законе, который послужил образцом и для Моисея, с оговоркой, что если вол забодает несовершеннолетнего сына или дочь, то смертная казнь, как и в трех ранее упомянутых случаях, постигает сына или дочь хозяина быка. Против этого чисто варварского постановления протестует Библия . Обратим ещё наше внимание на две сходные статьи, которые по своему характеру и содержанию, относятся к примерам заимствования. В хеттских законах обращает на себя внимание следующее постановление: «Если кто-нибудь околдует человека и сделает его больным, то он должен за ним ухаживать и дать вместо него человека, и тот должен работать для его дома до тех пор, пока он не поправится; а когда поправится, то околдованный должен дать ему 6 полусиклей серебра, и плату врачу он же должен дать. Если кто проломит голову свободному, то он должен за ним ухаживать, и должен дать вместо него человек, и тот должен работать для его дома, пока он поправится; когда же он поправится, то он должен дать ему 10 полусиклей серебра и должен дать плату врачу – 3 полусикля серебра.» 176

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010