—298— скотину, тот должен заплатить за неё, животное за животное. А кто сделает повреждение ближнему своему, тому должно сделать тоже, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение человеку, так и ему должно сделать. А кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; и кто убьёт человека, того должно предать смерти ( Лев. 24:18–21 )“. – Нельзя не видеть, что в основе Моисеева законодательства о возмездии лежит тот же принцип соответствия наказания социальному положению потерпевшего ущерб, как и в законах Гаммураби. Ещё параллель, на которой мы дольше остановим своё внимание для большего выяснения отношения сходных пунктов в законах Гаммураби и в Моисеевом законодательстве. Кодекс Гаммураби §§ 250–252. „Если бык опрокинет (рогами) во время своего бега и убьёт человека, – нет повода для ответственности хозяина“. Однако „если бык с наклонностью бодаться известен был как таковой хозяину, и последний не лишил его возможности причинить зло, спилив ему рога и укротив всяким образом, в случае убийства таким быком свободного человека, владелец его уплатит пол-мины денег, в случае убийства невольника – третью часть мины. „Если забодает вол мужчину или женщину, так что умрёт: то вола побить камнями, и мяса не есть; а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещён об этом, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, а хозяина его предать смерти. Если выкуп будет наложен на него; то пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, по этому же закону поступать с ним. Если раба забодает вол или рабыню, то тридцать сиклей серебра заплатить господину их; а вола побить камнями“. —299— Как можно видеть, – эти постановления закона Гаммураби и закона Моисеева разнятся несколько лишь по форме, но совершенно одинаковы по содержанию. Они даже как будто поясняют друг друга. Так, например, в постановлениях Гаммураби не говорится о том, чтобы в том случае, если вол, бодливость которого заранее известна была хозяину, забодает человека, – хозяина его предать смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Букефала, Букефалы, Букефалия и др. – 7. XVII, 95, 5 ( Βουεφλα). 8. XV, 1, 29 (Βουεφαλα). 11. VI, 77 (Bucephala). 13. 47 ( Βουφαλος λεξνδρεια – Александрия Букефал(ос)). 17a. V, 19, 4 ( Βουεφλα); 20, 2 (sc.); 29, 5 (τ Βουεφλα). 23. VII, 1, 46; VIII, 26, 8 ( Βουεφλα) – город (по Плинию, 11, главный город асинов), основанный Александром Македонским в 326 г. до н. э. (после победы над Пором, 1, названный в честь его любимого коня Букефала, павшего перед сражением) у правого берега реки Гидасп (нын. Джелам, в Пенджабе). Место точно не установлено. Локализуют на месте нын. города Джелам (32°58», 73°46», у западного берега реки Джелам, на северо-востоке Пакистана) или на месте Дилавара (32°43», 73°32», там же); менее вероятной считается локализация на месте нын. города Джалалпур (32°40», 73°26», там же; к востоку от реки Джелам, между реками Джелам и Чинаб, есть и другой Джалалпур, 32°38», 74°12», там же). См также Никея, 2. букс – 8. XV, 1, 58 (πξος). 11. VI, 79 (buxus) –=самшит, произрастает главным образом в юго-восточной части Азии, на островах Сокотра и Мадагаскар, в Средиземноморье, приатлантических частях Европы. бумасаны – 23. VII, 4, 9 (Βουμσανοι) – народ в юго-западной части острова Тапробана (нын. Шри-Ланка), не идентифицируется. буты – 11. VI, 76 (Butae) – народ, названный в длинном перечне народов после пандов до острова Патам, т. е. дельты Инда; упоминается только здесь, не идентифицируется; его локализуют к востоку от нижнего течения Инда, в штате Гуджарат. быки и коровы – греч. βος и лат. bos может означать и «бык» и «корова». Во многих случаях без определений нельзя уточнить. Греч, ταρος и лат. taurus – бык, вол. Иногда этими словами с дополнительными определениями обозначаются другие животные, идентификация которых предположительна. – 26. р. 46b (коровы?); 48b (коровы?); 49а (?). 7. II, 16, 9 (черные, коровы?). 8. XV, 1, 8 (коровы, – см. 17б. 5, 12); 37 (бык); 52 (быки=волы); 54 (быки=волы); 69 (быки=волы). 11. VIII, 36 (быки); 72 (быки – boves – однорогие и трехрогие; таких быков не существует, поэтому предполагают, что здесь имеются в виду носороги, однорогий и двурогий, и что в последнем случае кончик носа мог быть принят за третий рог (?)); 7б (быки – boves – с нераздвоенными копытами, однорогие; предполагают, что это тоже носорог, перепутанный с антилопой, (?)); 17б (bubus Indicis – дат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангельское повествование о Рождестве Спасителя (от Луки гл. 2) отличается краткостью. Апокрифические сказания дают дополнительные черты, почти всецело вошедшие в народную поэзию, преимущественно колядки и щедривки. Уже на древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Рождестве Христове. К IX веку на востоке и западе пользуется огромною популярностью форма изображения Р. X., где главные действующие лица изображены таким образом: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье, либо грусти, или же в дремоте. 89 Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр., Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Сии то бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и произвел сильное впечатлите на народную мысль, так что в духовных стихах и легендах малорусского народа он передается почти с дословною верностью. Так, в одном рассказе, записанном в подольской губернии говорится: «Ото як находився Господь та лежав у яслях, то вил не нарушав з ясел жадного стебла, а ще дыхав и загривав Бога... Ото ж то Божа Мати и сказала: «будешь же ты, добрый воле, завсегда в Бога сытый» (Драг., стр. 109). В литинском уезде записано поверье, что волы и ослы благословенны Богом за то, что укрывали Спасителя в яслях соломой и согревали Его (Чуб. т. 1, втр. 48). Отсюда произошло поверье, что рогатый скот накануне Р. X. получает способность говорить человеческим голосом (Ibid., стр. 48). Колядка, записанная в бердичевском уезде и вошедшая в III т. «Трудов» Чубинского, стр. 340–341, представляет любопытный образчик стихотворной переделки чети-минейного сказания:

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Обращает на себя внимание отождествление первосвященника и Господа, – разумеется, ритуальное 786 , – которое, с учетом представленного выше образного ряда, отчасти проясняет смысл чтения Септуагинты: «В солнце положил селение Свое» ( Пс 18:5 ) 787 . Само по себе такое откровенное утверждение о пребывании жилища Бога на солнце вызывает неизбежные языческие ассоциации. Прежде всего, с египетской религией, где одним из имен Амона-Ра было «Обитатель солнца» 788 . Но не только: вавилонский Мардук и хананейский Ваал, описания которых содержат немало типологических сходств с описаниями Господа 789 , также были солярными божествами. Можно идти дальше и заметить важность солнца в индийских памятниках. Примечательно, что в Атхарваведе светило непосредственно связывается с жертвоприношением, а бог солнца Савитар – с богом огня Агни. Огонь, устремляющий в небо дым жертвы, является связующим началом верхнего и нижнего мира: Мы хотели бы возжечь, о бог Агни, Тебя, сверкающего, нестареющего, Чтоб этот твой удивительный Костер запылал на небе. (Похоронный гимн, 88) В свою очередь, солнце само представляет собой небесный огонь, участвующий в циркуляции мировой жизни, где регулярная жертва является своего рода кровотоком, который обеспечивает обмен материей между землей и небом. В индийской традиции, как и в ближневосточных, представление о солнце накладывается на образ быка, причем то, что производится такое отождествление при описании бога Сомы (священного опьяняющего напитка), указывает, скорее всего, на экстатический исток подобного хода мыслей, что наиболее существенно для рассмотрения архетипической природы ряда религиозных феноменов: Бык мыслей очищается, далеко смотрящий, Солнце дней, распространитель зорь, неба. Дыхание рек наполнило шумом сосуды... (То же, 58) В процитированном отрывке «бык мыслей» – Сома, который в виде напитка, сделанного из растений, также подается небом двояким образом, и сам является мысленным «солнцем» – как источник религиозных откровений в ведической традиции. «Быком» был и персидский бог солнца Митра. Один из эпитетов Бога Израилева, который прилагался также к начальникам народа, вообще к сильным мужам, – , что иногда переводится как «вол» или «жеребец». Нет ничего удивительного в том, что солнце является небесным быком, так как оно каждый день с неизменной силой распахивает ниву неба и земли, роняет в землю золотые семена, вообще являет собой непобедимую силу (ср. Пс 18:7 ), для выражения восторга перед которой человеку неурбанистической цивилизации всегда было свойственно подыскивать эпитеты из животного мира. Солнце выступает одушевленным, чтобы явилась возможность его сравнения с живым богом, а в этом сравнении оно или по-язычески обожествляется, или по-библейски превращается в иконический образ 790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

8 . Если богач считает, что спрятанное и сохраненное серебро может помочь ему в жизни, напрасно он будет нести свой груз, который сгорит в судном οгне. Богачи, оставьте свои дрова здесь, чтобы ваша ноша не разжигала сильнее будущий пожар. Если ты раздашь часть [богатства], бремя уменьшится, а то, что останется, не будет бременем. Ничего не храни, скупой, чтобы не быть тебе христианином лишь по имени, а на деле — иудеем, чувствуя, что твое богатство стало тебе в наказание. Тебе сказано не прикровенно, но открыто, при солнечном свете: У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:14–15). 9 . И потому как совершенный, сведущий в законе и утвержденный в Евангелии, прими веру обоих Заветов. Блажен сеюший при всех водах, где бродят вол и осел (Ис. 32:20), как сегодня читали, то есть тот, кто сеет в народах, следующих учению обоих Заветов. Пахотный вол несет бремя закона, о нем закон говорит: Не заграждай рта вола молотящего ( Втор. 25:4; 1 К ор. 9:9 ; 1 Т им. 5:18). потому что у него рога божественных писаний 3161 . А на осленке, прообразующем народ языческий, в Евангелии восседает Господь 3162 . 10 . Поскольку слово Божие богато смыслом, я думаю, мы должны понимать и так: у вола есть рога, наводящие ужас, бык свиреп, осел покладист. Это хорошо согласуется с нынешним обсуждением: блажен, кому свойственны и суровость и кротость, первая помогает сохранять порядок, вторая — щадить неповинного, ибо излишняя суровость при помощи страха обычно исторгает лишь ложь. Бог хочет, чтобы Его любили, а не боялись. Господину нужна любовь, слуге страх. Страх в человеке не может быть вечным, и сегодня читали Писание: Будут в страхе перед вами те, кого боялись вы (Ис. 33:7). Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 65 (Maur. 75). Амвросий Клеменциану 3163 1 . Я знаю, что нет ничего труднее, чем рассуждать об апостольских посланиях, если даже сам Ориген в Новом Завете разбирается хуже, чем в Ветхом. Однако, так как тебе показалось, что в предыдущем письме 3164 , говоря о законе–детоводителе, я был достаточно убедителен, поэтому постараюсь также и сегодня раскрыть самую силу апостольской мысли.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Uc.XI:6–8 . И пастися будут вкупе волк со агнцем и рысь почиет (будет отдыхать) с козлищем, и телец, и юнец (бык) , и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я. И вол, и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев, аки вол, ясти будет плевы (солому) . И отроча младо на пещеры аспидов и на ложи исчадий аспидских руку возложит В сих словах содержится пророчество о наступлении золотого века в царстве Мессии, когда между людьми водворятся мирные отношения, когда в христ. обществе уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, когда все сделаются кроткими и доброжелательными друг к другу. Образные черты, которыми пророк описывает будущее духовное состояние христианского общества, взяты из того блаженного времени райской жизни, когда на земле еще не было греха и разрушительных его последствий в человеке и окружающей его природе, когда в мире животных не было, возникшей впоследствии, так называемой борьбы за существование, когда не было плотоядных животных и все они питались одной растительною пищей ( Быm. I, 30 ), когда между ними господствовал мир и человек жил со всеми ими в мире, не страшась ни льва, ни змия, ибо ни львы не были тогда свирепы, ни змии не отравлялись ядом. Утверждают некоторые, что рассматриваемое пророчество должно понимать в буквальном смысле, что действительно животные некогда возвратятся к тому состоянию взаимных отношениях и в отношении к человеку, в каком были до грехопадения человека. Одичание и кровожадность большей части животных, ослабление над ними власти человека произошли вследствие проклятия земли за грехи человека ( Быm. III, 17 ). Проклятие относилось собственно к почве земной, осужденной на бесплодие или малоплодие, также к качеству ее произрастаний: пораженные проклятием, они в значительной степени утратили первоначальную питательность и полезность не только для человека, но и для животных, вследствие чего многие из них, питаясь плодами проклятой земли, не столь обильными и менее годными для поддержания сил и здоровья, перестали довольствоваться ими и сделались плотоядными и свирепыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Основание законного принесения жертв составляла заповедь: пред лице Мое не должны являться с пустыми руками Исх.23:15 или Втор.16:16 : не являйся пустым пред лицем Иеговы; для объяснения этой заповеди ст. 17-й присовокупляет: каждый с даром в руце своей являйся по благословению, которое дал ему Иегова бог твой. Между дарами, с которыми народ должен был являться пред своим Богом, предписываются как материал жертвы, назначенной для жертвенника, частью животные, частью растительные вещества. – Жертвенными животными были а) скот стад (behema) и из него рогатый скот (bagar) и мелкий скот (tzon т. е. овцы и козы); b) птицы (ha’oph) именно горлицы (thorim) и молодые голуби (bnej-hajonah) – ( Лев.1:14 ); голуби впрочем были назначены частью как дар бедных, которые не могли приобресть больших жертвенных животных ( Лев.5:7, 12:8 ), частью как жертва за маловажные грехи. Из рогатого скота оба пола (самцы и самки Лев.3:1 ) могли быть приносимы в жертву, частью взрослыми, как то: бык, (schor), вол (par-ben bagar – Лев.4:3 , молодой вол и parah молодая корова), частью маловозрастными, как то: теленок (’egel=ben bagar – Лев.9:2 и ’eglah Быт.15:9 ; 1Цар.16:2 ); из мелкого скота, под которым разумеются овцы (kesabim) и козы (’ezzim, ср. Лев.1:10, 22:19 со ст. 21) также приносились оба пола ( Лев.3:6 ), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (ail) ( Чис.15:5,6,11, 28:11 gg.), а между козами ’attud и sa’ir или se’ir ’izzim 332 Чис.7:16 и д. 22 и др. Относительно качеств жертвенных животных требуется а) известный возраст: маловозрастные должны были быть по крайней мере осьми дней ( Лев.22:27 ; Исх.22:29 ); обыкновенно же из мелкого скота приносили в жертву однолетних ( Исх.29:38 ; Лев.9:3 и др.), а из крупного – трехлетних, 333 хотя по Суд.6:25 приносится в жертву и семилетний вол; b) телесная беспорочность. Жертвенные животные должны быть thamim, αμωμοι, беспорочны, без недостатка (mum), не должны быть: слепые, имеющие переломленный член, изувеченные (charutz’, одержимые оспою, коростою или паршами, с членами не соразмерно короткими и кастрированные ( Лев.22:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1149 Крестообразная фигура с углами служила эмблемой жизни, и притом жизни по преимуществу, и имела мистическое значение таинственности и глубины бытия. 1150 Uraeus – Uro – от корня Ра, – так назывался священный или царственный змей, о котором говорили, что он ползает на задней части тела, выдвигая вперед переднюю. Змеи каждую весну меняли кожу и служили, поэтому, символом обновления жизни, – они сопоставлялись с самим солнцем, которое каждый день вновь является из глубины мрака. Изображение змея, потому же, было символом и царского достоинства. 1151 Угол или соединение линий под углом, как и крестообразная фигура, имел таинственное, мистическое значение полноты бытия. Les Divinitès Egyptiennes. par Beauregard, р. 280. 1153 Почти все они уже поименованы нами прежде. Бык (Апис и Мневис), баран, овца, обезьяна, землеройка, собака, вол, лев, кошка, гиппопотам, ибис, крокодил, змей, скарабей (жук) и некоторые породы рыб. 1154 Кто случайно увидел бы в поле мертвое животное, обязан был плакать, кричать, заявляя, что он нашел его мертвым. 1156 Слово «сфинкс» производят от sphingo-etrangler – душить, теснить. По-видимому, оно значило: лютое, страшное животное. См. Revue archeolog. 1854. Les motes Grecs, relatives a l’Egypte. Louis Delatre. Бругш не признает сфинкса чисто египетским произведением. Он говорит, что между памятниками древней египетской империи таких изображений не встречается. Только со времени 18-й династии появляется эта эмблема божества, изобретенная, по его мнению, ассирийскими жрецами. Впрочем, по его же словам, фигура сфинкса, заимствованная у азиатских народов, скоро усвоена была египтянами и заняла самое видное место в египетской символике. Histoire d’Egypte. р. 112. 1157 Apis «le vivant Osiris», Apis le revivifiè de Phtah». См. L’Athenaeum Français. 1855. Renseignements sur les soixante Apis, trouvès dans les souterraines du serapeum. Mariette. 1158 В числе их и наш Новицкий, который в этом, как и в других вопросах, касающихся религии нота, повторяет взгляды Рёта.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

492 (Ст. 3–6). См. Лeb. XI, 3 , вол, овца и коза упомянуты первыми как животные жертвенные. Олень (cervus), который водится в горных долинах Ливана; об нем, как о других чистых животных не упоминалось вовсе в кн. Левита потому, что Левит написан был в пустыне, где вероятно охотой народ заниматься не мог и где самые животные были редки. Подходя к земле обетования, богатой всякой красной и крупной дичью, даются более подробные наставления и называются животные из более распространенных пород, на которых несомненно будут охотиться оседлые израильтяне. Серна (bubalus Вулгаты и LXX). Это животное считают Cerous dama (Damhirsh) хотя некоторые комментаторы думают, что это антилопа. И то и другое животное водятся в Сирии, южной Азии и северной части Аравии. Буйвол водится в диком состоянии в болотах и камышах нижнего течения Ефрата. Зубр – дикий бык, который водится и ныне в горох Кавказа в вероятно водился на возвышенных в прохладных долинах Ливана и Антиливана. Орикс – род антилопы. Камелеопард или жираф есть известное животное, травоядное, отрыгивающее жвачку, с раздвоенными копытами и потому подходящее под определение закона. Вероятно жираф заходил из степей Аравии к границе Палестины и служил предметом, охоты, так как законодатель нашел нужным упомянуть об этом животном. 495 (Ст. 11–18). См. Лeb. XI, 13–19 пр. 7-е до 13-го. В списках Второзакония, совершенно тождественном со списком кн. Левита, прибавлена только одна птица (раа) кречет, известная плотоядная птица, которая водится везде. В Библ. Лекс. Смитта высказано предположение, что еврейское имя птицы происходит от дальнозоркости ее. 496 (Ст. 19). Ср. Лeb. XI, 20, 23–25 . В Левите XI к этому общему запрещение прибавлено однако (ст. 21–22) позволение есть четыре вида саранчи. Очень естественно, что пища эта хотя несколько разнообразившая продовольствие израильтян в пустыне и потому занесенная в законодательство Синайское, пропущена в законах изрекаемых в стране населенной и перед входом в страну обильную и плодородную. Позволение есть саранчу не отменялось, – но отныне закон этот не имел никакой важности. Весь этот отдел Второзакония по нашему мнению тесно связывается с подобными же законами Левита и доказывает самими умолчаниями и изменениями, что оба законодательства писаны одною и тою же рукою, но при изменившихся обстоятельствах жизни народа. Мы уверены также, что не без основания умалчивает Моисей о нечистоте происходящей от прикосновения к кроту, мыши, ящерице, анаке, хамелеону, летаа, хомету и тиншемету ( Лeb. XI, 29–31 и прим. 20, 21, 22). Осквернения в кочевой жизни во первых было легче избежать при жизни в шатре, который должен был каждый день пересматриваться и содержаться в строгой чистоте, что необходимо было и для безопасности от укусов скорпионов, фаланг и др. ядовитых пресмыкающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

568 Корень «Херуб» с Сирско-Халдейского значит «работать», отсюда прилагательное «устойчивый в работе, сильный, крепкий», существ. «бык, вол». Vigouroux «La Bible et les decouvertes modernes» б-ed. t. I, 283 – 4 p. 571 (от гл. «лизать, жадно истреблять») означает «пламя, сверкание» Fürst, I 662 s. от гл. «разрезать, разделять» значит «меч» Ibid 434. стоит part. fem. hiphi (от гл. «вращать, обращать») в форме гифиль «вращаться» Ibidem 334 ss. Отсюда, дословный перевод всей этой, несколько тяжеловатой, фразы будет таков: «и пламя меча обращающегося и вращающегося». 579 По вопросу о библейских херувимах существует прекрасная немецкая монография Johan. Nikel «Die Lehre des Alten Testamentes ber die Cherubim und Seraphim». Breslau 1890. 580 Велтистов «Грех, его происхождение и сущность» 191 стр. Там же смотри многочисленные выдержки в потверждение этого, как из Св. Писания обоих Заветов, так и из святоотеческой литературы 183–91 с. 592 Прт. I. Иванова «Добро и зло в истории рода человеческого, по свидетельству Св. Писания». 56 стр. Воронеж 1894 г. 598 «С течением времени постоянно, хотя и постепенно, эта идея выяснялась в своем чрезвычайном значении. Сообразно с ходом её развития, изменяется и сама форма, и символика обетований. В первоначальную эпоху форма или символы берутся из внешней природы... затем выступает в самой символике мессианской идеи сторона более нравственная». Хрисанф «Религии др. мира» III,227 стр. СПб. 1878. 601 С первых моментов существования падшего человека благословенный Потомок, Спаситель мира, Бог-Слово был светочем и жизнью человека: «в Нем была жизнь и жизнь была свет человеком. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:4, 5 ). 603 «Жертвы не сами по себе были приемлемы, но благоприятны были ради Первообраза. Ибо на всех их печатлеется образ Христа, и повсюду предначертано будущее. Все имело отношение к Искупителю». Зл. см. в прилож. к Твор. Св. Отцов 56 г. 26 к. 245 стр. 606 «Протоевангелие», – говорит Дремлер, – «неустойчиво (vague), неопределенно и темно, как и первобытные времена, откуда оно идет. Похоже на сфинкса, открытого перед развалинами древнего храма. Но Сын Марии, который при искушении в пустыне, во время своей жизни и страданий, терпел угрызения змия и, наконец, за нас сокрушил его главу в совершенстве объясняет нам загадку сфинкса. Недаром и катакомбы первенствующих христиан часто украшались этим символом». Thomas II 149 р. «Les temps primitifs».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010