10 . десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. „В уши мои сказал Господь“; подобное же выражение см. у Иезекииля IX, 5. Предсказываемое опустошение и опустение домов совершилось в Иудее при нашествии Сеннахерима, который однако не мог взять Иерусалима; Иерусалим же был опустошен уже при Навуходоносоре Вавилонском. Бедствия за отступничество народа были предсказаны Моисеем; об опустошении домов см. Лев. 26:31 ; о том, что земля не будет давать плодов своих см.: Втор. 28:38–39 . Слово участок обозначает меру земли, которую может вспахать человек в один день 395 . Десять участков составляют две десятины виноградников, которые будут давать только один бат вина, т. е. около трех ведер. Гомер, мера сыпучих тел, заключал в себе 10 ефа 396 : поэтому пророк говорит, что поле возвратит только одну десятую часть семян. Ср. Втор. 28:38–39 . 11 . Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12 . и цитра и гусли, и тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. 13 . За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. Одним из преобладающих пороков народа было пьянство 397 , со всеми последствиями этого порока 398 . Под именем „сикеры“ разумеется всякий хмельный, отуманивающий напиток, но более легкий, чем вино 399 . С раннего утра ищут разнузданные пьяницы утолить жажду более легкими хмельными напитками, чтобы к вечеру придти от крепкого вина опять в то состояние, ниже скотского, о котором говорит Исаия XXVIII, 7. Обличение это имеет не только прямое, но и косвенное значение, причисляя к нравственному пьянству безумную гордость, опьянение самонадеянности, как в пророчестве об Ефремлянах 400 . Понятно, что порок пьянства подкапывает не только благосостояние народа, но и его духовные способности и силы. „Пробудитесь пьяницы и рыдайте все пьющие вино“, восклицал пророк Иоиль ( Иоил. 1:5 ), грозя Израилю нашествием народа сильного, посланного на него за его беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10. Судей чтение Сказал Гедеон Богу: “Если Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал, то вот, я раскладываю стриженую шерсть на гумне: и если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал”. Так и сделалось. И, встав назавтра с рассветом, Гедеон выжал шерсть, и вытекла роса из шерсти – полная лохань воды. И сказал Гедеон Богу: “Да не раздражится гнев Твой на меня, и я скажу еще один раз, и сделаю еще один раз испытание над шерстью: пусть же будет сухо только на шерсти, а на всей земле роса”. И сделал Бог так в ту ночь: и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса. Суд 6:36–40 Царств третиих чтение (глава 18): 11. Третьей книги Царств чтение Рече Илия к людем: приступите ко мне. И приступиша вси людие к нему. И взят Илия дванадесять камений, по числу дванадесяти колен сынов Израилевых, якоже глагола Господь к нему, глаголяй: Израиль будет имя твое. И созда камение, и исцели олтарь Господень раскопанный, и сотвори ров, вмещающ по две меры семени, окрест олтаря. И положи полена на олтари, егоже сотвори. И раздроби всесожжения, и положи на полена, и обыде олтарь. И рече Илия: приимите ми четыре водоносы воды, и да пролиются на олтарь, на всесожжение же и на полена. И рече: удвойте. И удвоиша. И рече: утройте. И утроиша. И идяше вода окрест олтаря, и ров исполнися воды. Сказал Илия народу: “Подойдите ко мне”. И подошел весь народ к нему. И взял Илия двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израиля, – как сказал Господь ему, говоря: Израиль будет имя твоё. И воздвиг он камни [во имя Господа], и исправил срытый жертвенник Господень, и сделал ров, вмещающий две меры зерна, вокруг жертвенника. И положил дрова на жертвенник, который сделал, и рассек всесожжение на части, и положил на дрова, и водрузил на жертвенник. И сказал Илия: “Возьмите мне четыре ведра воды и выливайте на всесожжение и на дрова”. И сказал: “Повторите”. И они повторили. И сказал: “Сделайте то же в третий раз”. И сделали в третий раз. И проходила вода вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

121 . (Был некий монах, имея мирского брата убогого, и если что вырабатывал, подавал ему). Брат же, когда тот давал ему, становился еще беднее. Пошел брат и рассказал об этом одному из старцев. Сказал старец ему: «Если ты хочешь послушать меня, не давай ему больше, но скажи ему: „Мой брат, во время, когда я имел, я давал тебе. Ты же теперь то, что добудешь твоей работой, принеси мне». И то, что он принесет, возьми у него. И где ты узнаешь, что есть странник или бедный старец, отдай это ему и попроси их, чтобы они помолились за него». Пошел брат и сделал так. Когда пришел его брат мирской, он сказал ему так, как говорил старец, и он ушел опечаленный. И вот в первый день он взял из огорода овощей съедобных и принес ему. Взял их его брат, и отдал старцам, и попросил, чтобы они помолились за него, и получил благословение, и вернулся в свой дом. После этого опять он принес овощи вареные и три хлеба. Взял их опять брат и сделал, как в первый раз, и получил благословение, и возвратился. Он пришел после этого в третий раз и принес маслины, и вино, и масло. Когда же увидел брат, подивился, и пригласил братьев бедных, и упокоил их. Сказал он своему брату: «Не нуждаешься ли ты в немногих хлебах?». Он сказал: «Нет, мой брат, ибо во время, когда я нуждался и брал что-либо у тебя, я словно бы брал огонь в мой дом, и он пожирал его. Во время же, когда я не брал ничего у тебя, у меня стало много всего, Бог благословил меня». Пошел брат и сообщил старцу все, что произошло, и сказал старец: «Ты не знаешь, что дело монаха – огонь; всякое место, в которое он приходит, он сжигает. Этот же более получил пользу себе, чтобы давать милостыню от собственных трудов, и он получил молитвы святых, и таким образом он будет благословенным». 122 . Говорил один старец: «Есть некто, делающий много добра, и лукавый (заставляет его тщательно заниматься мелочами), чтобы он погубил воздаяние за большие благодеяния, которые он сотворил. Ибо когда я жил, – сказал он, – однажды в Пемдже 56 (греч. Оксиринх) у одного пресвитера, творящего милостыни, пришла к нему вдовица, прося у него немного зерна. Сказал он ей: «Иди и принеси меру 57 , и я отмерю тебе». Она же принесла ее, и он проверил (меру), говоря: «Велика эта мера», покачав ее своей рукой, и пристыдил вдовицу. Когда же вдовица ушла, я сказал ему: «Мой отец пресвитер, ты продал зерно вдовице?». Он же сказал: «Нет». Сказал я ему: «Если ты даешь ей милостыню, почему ты проверил меру и пристыдил вдовицу?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

13 Каждый исконный израильтянин должен это делать, когда будет приносить дар для благоухания, приятного Господу. 14А если живет среди вас переселенец или в будущем кто–либо поселится среди потомков ваших, и захочет он принести дар как благоухание приятное Господу, то и он должен делать всё так, как и вы. 15Для всего народа вашего да будет у вас одно установление и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас, установление непреложное для всех поколений ваших. При жертвоприношениях между вами и переселенцами нет различия перед Господом. 16Один закон и одни права для всех: и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас». 17И еще велел Господь Моисею 18передать сынам Израилевым: «Когда войдете вы в ту землю, в которую Я веду вас, 19и будете есть хлеб той земли, принесите часть от него в возносимый дар Господу. 20Из первого же замеса теста вы должны принести лепешку как возносимый дар; принести ее следует так же, как вы это делаете с возносимым даром с гумна при обмолоте зерна. 21Во всех грядущих поколениях ваших совершайте сие приношение Господу ежегодно из своего первого помола муки. Приношения за неумышленные грехи 22Но если вы с пути собьетесь и не исполните все заповеди, о которых говорил Господь Моисею, 23всего, что заповедал Господь через Моисея, начиная с того дня, когда Господь дал вам заповеди на Синае, и после того, сделав их обязательными для всех поколений ваших, 24тогда за это по ошибке сделанное упущение, не замеченное общиной, она, осознав, должна будет всё приготовить, чтобы принести в жертву всесожжения молодого быка в благоухание приятное Господу вместе с предписанным хлебным даром и возлиянием, и козла – в жертву за грех. 25И священник совершит для них то служение, которое приведет всю общину сынов Израилевых к единению с Богом, и они обретут прощение, ибо это было сделано по ошибке, и за свое упущение они принесли дар Господу, принесли пред Ним жертву за грех. 26Обретут прощение и вся община сынов Израилевых, и переселенцы, которые живут среди вас, ибо неумышленно согрешил весь народ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

13 Смотри же, не вздумай совершать свои всесожжения в любом месте, выбранном наугад; 14а только на том, какое сам Господь изберет на земле одного из колен ваших, только там совершай всесожжения и всё положенное, что я повелел тебе. 15Впрочем, в любом месте, где бы ты ни жил , тебе не возбраняется, когда захочешь, резать скот и есть мясо, – сколько можешь позволить себе по дарованному тебе благословению Господа, Бога твоего. Любой из вас, чист он ритуально или нет, может употреблять такое мясо в пищу, как и мясо серны и оленя. 16Только кровь в пищу никогда не употребляйте, выливайте ее на землю, как воду. 17Но нельзя тебе есть десятину со своего зерна, молодого вина и оливкового масла там, где ты живешь; также из мяса первенцев твоего крупного рогатого и мелкого скота, ничего, что обещал ты принести Господу по обету, или из особого рвения, или как пожертвование твое. 18Всё это перед Господом, Богом твоим, ешь на том месте, какое Господь, Бог твой, изберет, ешь вместе с сыном твоим и дочерью, рабом и рабыней, и левитом, живущим в твоем поселении. Там перед Господом, Богом твоим, ты порадуешься всем плодам трудов своих! 19И никогда, сколько бы ни жил ты на земле своей, не забывай левита. 20Когда же Господь, Бог твой, расширит владения твои, как обещал Он, и ты скажешь: «Поем–ка я мяса“, потому что возникло у тебя такое желание, можешь есть его, когда пожелаешь. 21А если очень далеко от тебя то место, какое изберет Господь, Бог твой, чтобы там имя Его пребывало, то можешь, как я уже сказал, резать свой крупный рогатый и мелкий скот, который даровал тебе Господь, и есть мясо, когда пожелаешь, там, где ты живешь. 22 Ешь это мясо, как и мясо серны и оленя. Каждый может есть его, чист он ритуально или нет. 23 Только совершенно без крови – ее не употребляй в пищу! Ведь кровь – это жизнь , и нельзя есть мясо, в котором жизнь! 24 Кровь не должна служить тебе пищей; выливай ее на землю, как воду. 25Ты не должен есть ничего с кровью, дабы хорошо было тебе и потомкам твоим, как людям, делающим угодное Господу. 26А со святынями и дарами по обету иди в то место, какое изберет Господь. 27Приносить свою жертву всесожжения – и мясо ее, и кровь, – ты должен на жертвеннике Господа, Бога твоего. А кровь других жертв надлежит выливать у жертвенника Господа, Бога твоего; мясо же можешь есть. 28Тщательно соблюди все указания, какие даю тебе ныне, и будет хорошо и тебе, и потомкам твоим вовеки, ибо вы будете делать то, что угодно Господу, Богу твоему, и что Он одобряет. Предостережение относительно идолопоклонства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

153 . (Следующее), как мне думается, сказано о лицах: «Ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка», т. е., пусть избыток (коринфской) общины (populi) дает ей повод к доброму делу, (именно): облегчению материальной нужды тех (общины македонской) (ad illorum sublevandam alendi inopiam), a духовное богатство последних (церкви македонской) восполняло бы скудость духовных заслуг (коринфской) общины (adjuvet in plebe inopiam meriti spiritalis) путем благодатного общения (et conferat ei gratiam) 262 . 154 . Прекрасный пример дал апостол: «Кто избрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка». Как убедительно (bene) этот пример увещевает всех людей быть милосердными; ибо и тот, кто имеет много золота, не обладает избытком, так как все, что только есть в веке сем, ничто; и тот, кто, мало имеет, не испытывает недостатка, так как ему нечего терять. Не может быть убытка в том деле, которое само уж (tota) есть убыток. 155 . Впрочем, можно понимать (это изречение) и так: кто обладает многим и (никому) не дает, тот не имеет избытка, потому что кто желает все большего, тот всегда будет нуждаться, сколько бы он ни приобрел, и кто имеет мало, тот не терпит недостатка (non minuit), потому что бедняк просит немногого. Равным образом и тот беден, кто духовные (дары) раздает за деньги (необходимые для поддержания жизни) и, хотя бы в нем преизбыточествовала благодать, он не был бы богатым, потому что благодать не отягощает, а облегчает ум. 156 . Хотя можно понимать и так: нет у тебя изобилия, человек! Насколько ценно (quantum) то, что ты получил, хотя бы его было и много? Иоанн, больше которого нет между рожденными женами, однако не выше того, кто (считается) меньшим в Царствии Небесном. 157 . Возможно и такое объяснение (potest et sic): не может Божья благодать, поскольку она духовна, иметь изобилия по образцу материального (corporaliter), кто может понять или силу или величие (magnitudinem aut latitudinem) ее, которую он не может и ведать? Вера, если она будет как зерно горчичное, может переставлять горы, и не дается она тебе больше зерна горчичного. И если изобилует в тебе благодать, то не должно ли опасаться, чтобы ум не стал превозноситься таким делом? Ибо много таких, которые благодаря сердечной высоте пали глубже, чем если бы они совсем не имели Господней благодати. И кто имеет не так много, тот (тоже) ничего не теряет, потому что (то, что он имеет), не материально и его нельзя делить (quia non est corporeum, ut dividatur); и что кажется малым для имеющего, (то же самое представляется) великим для того, кто ни в чем не имеет недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

18–19. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (Горе привлачающым грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющым: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет святаго Израилева, да разумеем). Доброму хозяину приходится употребить много усилий, чтобы обработать поле; но труд и соединенные с ним неприятности, забываются, когда он вымолотит хлеб и обеспечит себя и семью продовольствием до следующего урожая. Иначе бывает с тем, кто не честным трудом, а во многом хищнически собирает себе средства к жизни. Прельщаясь чужим добром, он всеми неправдами старается обогатить себя, но – не на радость; этим он привлекает к себе лишение, суд и наказание. Подобные люди так бывают преданы беззаконию, что не оставляют его и на малое время, как будто волы, привязанные веревками к возу с чужим имуществом, усиленно стремятся к хищению, как будто волы, запряженные в колесницу, понуждаются топтать колосья и вымолачивать зерна пшеницы. Побуждение к этому – суетность, такое направление воли человека, когда он многого желает, постоянно для того трудится и не приобретает ничего, существенно полезного. С такой суетностью обыкновенно соединяются отступничество от Бога и забвение о Его промышлении. Обольщаясь воображаемым благополучием, какое по-видимому устраивается при многих усилиях, суетные люди, уже теряют доверие к слову пророков, возвещающих грозный суд Божий за неправды, и с дерзкой насмешкой отвечают на слова пророка: «пусть придет то бедствие, какое определено!» и разумеют: «нет, оно не придет, оно вами выдумано!» Но в этом – оскорбление для Бога, огорчение для пророков и величайшее «горе» для самих оскорбителей. 20. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! ( Горе глаголющым лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающым тму свет, и свет тму, полагающым горькое сладкое, и сладкое горькое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18 Священники–левиты, всё колено Левия, не будут иметь земельного надела или наследства в Израиле. Питаться они будут, получая свою долю от жертв, на огне возносимых Господу. 2 Такого, как у остальных братьев их, израильтян, наследства у левитов никогда не будет, ибо сам Господь – их наследство, как Он и обещал им. 3 И вот что обычно причитается священникам из того, что народ приносит в жертву: от быка или овцы – плечо, челюсти и желудок. 4 Первые плоды урожая своего – зерна ли, вина, масла оливкового, ты должен им отдавать, как и шерсть от первой стрижки овец. 5Ведь Господь, Бог твой, избрал только их из всех колен твоих, дабы они и их потомки всегда предстояли пред Господом и служили во имя Его. 6Если левит, живущий в одном из ваших городов в Израиле, переселится по своему желанию на то место, какое Господь для Себя изберет, 7он вправе и там совершать служение во имя Господа, Бога своего, как и его собратья, левиты, которые предстоят пред Господом и служат Ему. 8И сей левит–переселенец должен быть обеспечен пищей наравне со всеми служителями, даже если и будут у него какие–то средства от продажи своей семейной собственности. Запрет на принесение в жертву детей, на колдовство и на магию 9Когда войдете в страну, которую Господь, Бог ваш, отдает вам, вы не должны перенять у народов, живущих там, их мерзкие обычаи. 10Пусть же никто из вас не посмеет принести в жертву сына своего или дочь, предав их огню . А также не должно быть среди вас ни прорицателя, ни колдуна, ни гадателя или чародея, 11ни заклинателя, ни тех, кто вопрошает духов, или знахаря, или того, кто вызывает мертвых. 12 Ибо всякий, кто это делает, мерзок Господу, и именно за эти дела мерзкие и изгоняет Господь, Бог ваш, эти народы с пути вашего. 13Будьте всецело преданы Господу , Богу вашему. 14 Ибо народы, которые вы изгоните из их владений, слушали гадателей и прорицателей, а вам совсем не это предназначил Господь, ваш Бог! 15Он явит вам пророка, подобного мне. Из вас, израильтян , он будет. Его слушайте! 16Ведь еще у Хорива вы просили Господа, Бога вашего, когда собрались там все: «Избавь нас от того, чтобы слышали мы голос Господа, Бога нашего, и видели этот великий огонь, иначе мы погибнем!“ 17И Господь сказал мне: «Правильно они говорят. 18Я пошлю им пророка, подобного тебе, Моисей, одного из братьев твоих, израильтян. Вложу в уста его слова Мои, и будет он говорить им всё, что Я повелю ему. 19А кто откажется внимать словам пророка, говорящего от имени Моего, тот предо Мною ответит за это. 20Но всякий пророк, дерзнувший в заносчивости своей возвещать от Моего имени то, чего Я никогда не поручал ему, или такой, который будет говорить от имени других богов, должен быть предан смерти“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

18На следующий год они снова пришли и сказали: «Господин наш, для тебя не секрет , что серебра у нас уже нет и все стада наши перешли к тебе, не осталось у нас ничего, что могли бы мы дать господину нашему, кроме самих себя да земли нашей. 19Зачем нам умирать у тебя на глазах, погибая вместе с землями нашими? Возьми нас и земли наши за хлеб, и мы, вместе с землей нашей, будем принадлежать фараону, станем рабами его. Дай нам зерна для посева, чтобы нам жить и не умереть голодной смертью, а земле нашей не превратиться в пустыню». 20Так приобрел Иосиф для фараона всю землю египетскую: все египтяне, спасаясь от страшного голода, продавали свои поля, пока вся земля не стала фараоновой. 21 И по всей стране египетской Иосиф переселил народ в города , где хранилось зерно. 22 Только землю жрецов он не скупил – те получали содержание, назначенное им фараоном, жили за счет того содержания, и им не нужно было продавать свои земли. 23 И сказал Иосиф народу: «Вы видите, как теперь обстоит дело: я купил для фараона и вас, и участки земли вашей, поэтому берите семена и засевайте землю. 24Однако от каждого урожая вы должны отдавать пятую часть фараону, а четыре части оставлять на засев поля и в пищу вам и вашим семьям – так и прокормите своих детей». 25«Ты спас нам жизнь, – сказали они. – Если угодно тебе, господину нашему, разрешить нам пользоваться землей, мы будем рабами фараона». 26Так Иосиф положил начало закону, который и поныне соблюдается в Египте: пятая часть урожая принадлежит фараону. Только земля жрецов не стала фараоновой. 27Израильтяне же поселились в Египте, в краю Гошен. Там они владели землями; и так как в их семьях обычно было много детей, они вскоре стали весьма многочисленны. 28Иаков прожил в Египте семнадцать лет, так что всех лет его жизни было сто сорок семь. 29И когда пришло время Израилю умереть, он позвал сына своего Иосифа и сказал ему: «Если я снискал твое расположение, положи свою руку под бедро мое в знак того, что окажешь мне милость и проявишь верность: не похоронишь меня в Египте! 30Когда приобщусь я к праотцам моим, вынеси меня из Египта и похорони в их гробнице». «Я исполню желание твое», – пообещал Иосиф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1910 г. 1165). Из того, что сказано о роскошном украшении поясов, можно понять, что значит употребленное у пророка Исаии выражение: „И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина (11: 5), то есть что эти именно добродетели служат величайшим украшением человека. Пояс служил не только для того, чтобы стягивать одежду для беспрепятственной ходьбы и работы, но также и для того, чтобы поднимать кверху, поддергивать длинные одежды. При таком поднимании выше пояса образовывались пазухи. Здесь, в пазухе, люди, отдыхающие от работы, обычно держали свои руки, отчего и читаем в 73 псалме следующее воззвание Псалмопевца к Господу о наказании нечестивых: „Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою. Из среды недра Твоего порази их“. Иногда пользовались пазухой, как карманом, или мешком, носили здесь мясо, хлеб, хлебные зерна и другие жизненные припасы. Так, при рассказе о выходе евреев из Египта читаем, что они в одеждах своих вынесли из Египта невскисшее тесто. ( Исх. 12:34 ). Равным образом в рассказе о сынах пророческих при Елисее читаем: „И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющее растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою“ ( 4Цар. 4: 39 ). Точно также в Евангелии Луки читаем: „Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше “ (6:38). Это выражение: „отмерить в недро“ (или в лоно) встречается в Библии много раз ( Пс. 78:12 ; Иер. 32: 18 ; Ис. 65: 6–7 ). В пазухе же, при поясе или в самом поясе, было особое помещение для денег. Поэтому Господь сказал апостолам: „Не берите себе золота, ни серебра, ни меди в пояса свои ( Мф. 20:9 ). Далее к поясу воины привешивали меч, а писцы чернильницу. Намереваясь преследовать Навала, Давид сказал людям своим: „Опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими; опоясался и сам Давид мечом своим. “ А о том, что писцы носили чернильницу при поясе, читаем в книге пророка Иезекииля. „И вот шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное оружие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца ( Иез.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010