О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым Лк.13:18–29 Гал.3:8–12 В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире. Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями. И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь . И все это – тесным путем. И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Горчичное зерно Загадка горчичного зерна: почему именно с ним Христос сравнивает Царство Небесное? При чем здесь горчица? 3 мин., 08.07.2022 В Евангелии от Матфея Иисус Христос так объясняет сущность Царства Небесного: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его  (Мф 13:31-32). Речь идет о том, что Царство Небесное начинается с малого. Однако почему же для этого сравнения Христос выбрал именно горчичное зерно? И о каком именно растении идет речь? На Ближнем Востоке были известны растения и с более мелкими семенами, например кипарис. Однако в древней восточной культуре именно горчичное зерно часто упоминалось, когда речь шла о чем-то очень маленького размера. У евреев — современников Христа бытовала поговорка «мал, как горчичное семечко». Иудеи сравнивали с горчичным зерном каплю крови. Об осквернении не больше горчичного зерна говорили по отношению к малейшему нарушению обрядового закона. Очевидно, что именно эту метафору использует и Спаситель. Помимо приведенных слов о Царстве Небесном, Господь говорит о горчичном зерне применительно к вере: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас  (Мф 17:20). Читайте также: 12 притч: Христос о Царствии Небесном Существуют разные предположения относительно того, чем на самом деле являлось растение, о котором говорит Христос, ведь как такового горчичного дерева не существует. Некоторые учёные считают, что речь в евангельской притче шла вовсе не о горчице. Например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, крупнейшей энциклопедии, написанной на рубеже XIX u ХХ веков, утверждается, что недопонимание кроется в переводе Евангелия с церковнославянского на русский язык. В церковнославянском переводе притча Христа звучит так: Подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну . По мнению авторов энциклопедии, так называлось растение сальвадора персидская — кустарник, растущий в диком виде на Ближнем Востоке и в Африке, а также в Индии и Пакистане. Сальвадора персидская достигает в высоту 5 метров и имеет мелкие ароматные цветы и плоды размером в полсантиметра.

http://foma.ru/zagadka-gorchichnogo-zern...

«Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте». Кстати, здесь возможно и другое прочтение: они хотели избавиться от этих мошек. Но ничего у них не получалось, они не могли. У людей древности существовало такое поверье: волхвы не могли справиться с мошками, потому что демонические силы не властны над существами, которые меньше ячменного зерна. Маги и волхвы Мицраима (то есть Египта) действовали посредством сил скверны. Они гадали и приводили себя в возбуждение костями мертвецов. Но кость мертвеца размером меньше ячменного зерна не способна осквернить, следовательно, маги не властны были над существами, которые меньше ячменного зерна. И вот для этих магов становится очевидно, что происходящее – перст Божий, что эта кара не вызвана колдовством, она от Бога вездесущего! И они к своему ужасу начинают это понимать, в отличие от фараона, который упорствует. Мы читаем далее: Исх.8:19 . «И сказали волхвы фараону: это перст Божий». То есть они сказали ему: «Все, мы уже не принимаем участия в этих «соревнованиях», это не цирк, это не колдовство, это перст Божий!» Исх.8:19 . «Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь». Для них для всех уже очевидно, что это – наказание от Бога! Ведь эти волхвы были не просто какие-то рядовые проходимцы-заклинатели, они были и жрецами одновременно, они были самыми образованными людьми в Египте своей эпохи! И когда фараон не был еще фараоном, а был только ребенком, наследником, именно эти люди обучали его знаниям. И вот эти самые мудрые люди, его учителя, говорят: «Это не колдовство, это – от Бога!» Но фараон по-прежнему ожесточает свое сердце. То есть он уже восстает против всей мудрости египетской, вот этой оккультно-магической мудрости! Исидор Севильский , древний христианский экзегет, пишет: «После этого производятся мошки. Это животное летает по воздуху на крыльях, но оно настолько мало и ничтожно, что его нельзя увидеть глазами, если только не всматриваться пристально.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

27–28. Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин – палкою. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. (Ибо не с жестокостию очищается чернуха, ниже коло колесничное обыдет кимина, но жезлом истрясается чернуха, кимин же со хлебом снестся. Не во век бо аз разгневаюся на вы, ниже глас гнева моего поперет вас). Хлебные зерна вымолачивали разными способами, то более, то менее сильными орудиями: иногда употребляли колесницы с зубчатыми колесами, а иногда простую палку. Так, зерновой хлеб (пшеницу, ячмень и т.п.) вымолачивали сильными орудиями, в своем роде «жестоко», – клали развязанные снопы в стог и водили по нем волов, запряженных в молотила в виде колесницы с зубчатыми колесами или в виде доски с зубцами снизу (на подобие пилы), и таким способом выбивали, выдавливали и вытирали зерна из колосьев; а чернуха и тмин просто и легко вытрясались палкой; а потом то и другое употреблялось в пищу, как бы приправа к хлебу. Подобно тому действует и правосудие Божие: Господь не всегда гневается на свой народ, и сам гнев Его не всегда одинаково жестоко действует: так, иногда Господь поражает свой народ как бы только жезлом, как Пастырь (гл.9:4; Мих.5:1 ), а иногда Он попирает народ страшными воинскими колесницами сильных народов (Филистимлян, Египтян, Ассирийцев), как Царь царей и народов. Так именно теперь накажет Господь Самарию, а потом Иерусалим. 29. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его! (И сия от Господа Саваофа изыдоша чудеса: советуйте, вознесите тщетное утешение). Изъяснив образ суда Божия над народами, пророк восклицает: «сии от Господа воинств исходят чудеса или, точнее, дивные знамения Его правосудия!» И, в виду этих знамений, пророк убеждает: производите совет, но на совете вашем устраните напрасное утешение, т.е. не надейтесь на союз с Египтом, а постарайтесь сохранить союз с Богом, который на Сионе полагает вернейшее основание спасения, для всех верующих и верных незыблемое, как избраний краеугольный камень (ст.16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

29Возвратившись в Ханаан, к своему отцу Иакову, они рассказали ему всё, что с ними случилось: 30«Человек, который управляет той страной, был строг с нами и принял нас за лазутчиков. 31 Мы сказали ему, что мы люди честные и вовсе не лазутчики, 32что было нас двенадцать сыновей у отца: одного из братьев уже нет в живых, а младший остался в Ханаане, с отцом нашим. 33 Тогда сказал нам правитель той страны: «Вот как я смогу узнать, честные ли вы люди: оставьте одного из ваших братьев у меня, возьмите зерно и отвезите своим голодающим семьям, 34но ко мне приведите вашего младшего брата, чтобы мне убедиться, что вы не лазутчики, а честные люди. Тогда отпущу я вашего брата, и страна наша будет открыта для вас “». 35А когда они стали опорожнять мешки, оказалось, что у каждого в мешке был его узел с серебром. Ужас охватил и братьев, и отца их при виде того серебра, которое они отдали в уплату за зерно. 36«Лишаете вы меня детей! – воскликнул Иаков, отец их. – Иосифа нет, Симеона нет, а теперь еще и Вениамина взять хотите! Как тяжко нести мне всё это!» 37Рувим сказал отцу: «Убей моих двух сыновей, если я не приведу Вениамина к тебе. Доверь его мне, и я верну его тебе живым». 38«Не пойдет сын мой с вами! – возразил им Иаков. – Брат его умер, и он один у меня остался. Случись с ним несчастье в пути – не перенесу я утраты. Скорбью по нему в могилу сведете вы седую голову мою ». Второе посещение Египта 43 Т ем временем голод в земле ханаанской усиливался. 2 И когда иссякли все запасы зерна, привезенного из Египта, отец сказал сыновьям: «Идите опять и хоть немного купите зерна, чтобы была у нас пища». 3Но Иуда напомнил ему: «Человек тот, о котором мы говорили тебе, строго–настрого наказывал нам не являться к нему без нашего младшего брата . 4 Если ты отпустишь его с нами, мы пойдем за зерном, чтобы была у тебя пища. 5Если же не отпустишь, не стоит нам идти туда, ведь человек тот сказал: «Без вашего младшего брата мне и на глаза не показывайтесь!“» 6«Надо же было вам такую беду навлечь на меня! – сетовал Иаков. – Зачем вы сказали, что у вас есть еще брат?!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

30. И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их. (Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже ecu всеял, а во второе лето, еже от себе растет: а в третие насеявше пожнете, и насадите винограды, и снесте плоды их). В удостоверение истины слова-откровения и для утешения и успокоения Езекии, пророк дает ему знамение, – указывает на особенное действие Промысла Божия: опустошенная Иудея останется в том же виде до третьего года, так что – один год жители будут есть то, что вырастет от прежде посеянного зерна, – другой то, что само собой вырастет без посева, а на третий, когда ассирийцы окончательно водворятся в своей земле, начнутся снова мирные земледельческие занятия – обработка полей и возделывание виноградников; и таким образом не пройдет и трех полных лет, как страх войны исчезнет и народ Божий окончательно успокоится (ср.7:16 и дал.8:4). Такие обстоятельства, наперед предсказанные пророком, знаменательны будут в том смысле, что подтвердят истинность его слов и покажут, что настоящие события – наступление войны и прекращение её совершились по воле Бога Вседержителя. 31–32. И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное – от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это. (И будут оставшии во иудеи, прорастят корения долу, и сотворят вверх плод: яко от Иерусалима будут оставшиися, и спасшиися от горы Сионе: ревность Господа Саваофа сотворит сия). Послы Езекии, обращаясь к Исаии, просили его «помолиться Господу Богу об оставшихся, которые находятся еще в живых» (ст.4). Исаия отвечает теперь, что «остаток» уцелевший прежде не только уцелеет и теперь, но и сохранится на будущее, и даже весьма размножится; праведные эти люди, подобно дереву при источнике, будут разрастаться и приносить плод, т.е. будут размножать потомство и украшать свою жизнь добродетелями во славу Божию. И это совершится по ревности Господа к исполнению своих обетований, которые пребудут неизменны, – как об этом говорил Исаия еще и прежде, во дни Ахаза (ср.гл.6:11–13; 10:20–23 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3. То же самое можно видеть и в деревьях и в животных, несмотря на то, что по–видимому кто дает другому что–либо, прежде сам должен иметь то, что дает. Но этого требует только человеческий разум. Когда же созидает Бог, тогда ничего не нужно. Если же это в такой степени неудобоизъяснимо и даже больше, нежели неудобоизъяснимо, то как безумствуют те — они теперь пришли мне на мысль — которые силятся постигнуть бестелесное рождение Сына! Того, что совершается ежедневно, что находится под руками и уже тысячу раз было исследовано, никто и никогда не мог еще уразуметь: как же, скажи мне, можно надеяться постигнуть неизреченное и непостижимое рождение? Разве не приходит в изнеможение ум их от тщетных этих усилий? Разве не запутывал он самого себя в бесчисленных недоумениях? Разве не безмолвствовал (от изумления)? И однако они не вразумляются этим. Будучи не в силах сказать что–либо определенное о винограде и смоковнице, рассуждают о Боге. В самом деле, скажи мне, каким образом из этого зерна виноградной ягоды развиваются листья и ветви? Ведь в нем прежде этого не было и не замечалось? Но они говорят, что это происходит не от зерна, а от земли. А отчего же без него земля сама собою ничего не может произвести? Перестанем безумствовать! Это происходит не от земли и не от зерна; а от Того, кто есть Господь и земли и семян. Поэтому Он и устроил так, чтобы это происходило и при посредстве их и без них (семян), чтобы таким образом с одной стороны проявить Свое могущество, ради чего и сказал: « да произрастит земля зелень, траву » (Быт. 1:11), с другой — чтобы, вместе с проявлением Своего могущества, научить нас трудолюбию и деятельности. Для чего же все это сказано нами? Не без цели, но для того, чтобы мы и в воскресение веровали, и чтобы, мы не огорчались и не досадовали, если опять, несмотря на наше желание постигнуть что–либо умом, не будем иметь возможности достичь этого, но — благоразумно обуздывая и смиряя ум свой, находили успокоение в том, что Бог может все сделать и ни в чем не находить препятствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3 . Зачем я упомянул об этом? Потому что крещение, которым крестит Иисус, есть крещение «Духом Святым и огнем». Я помню, что говорил прежде, и не забыл свое прежнее объяснение, но хочу также сказать нечто новое. Если ты благочестив, Святой Дух окрестит тебя, если ты – грешник, то будешь ввергнут в огонь. Таким образом, это крещение обернется осуждением и огнем для недостойных и грешных, а тем, кто праведен и обратился к Господу с искренней верой, будет дана благодать Святого Духа и спасение. Поэтому Тот, о Ком сказано, что Он крестит Духом Святым и огнем, держит лопату в руке, «и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». Интересно, почему Господь наш держит в руках лопату, и откуда дует ветер, так что легкая шелуха уносится им, а тяжелые зерна пшеницы падают и собираются в одно место, ведь пшеницу и мякину нельзя разделить без ветра. 4 . Думаю, что ветер означает соблазны, которые показывают, что в смешении верующих одни – зерна пшеницы, а другие – мякина. Ибо когда твоя душа побеждается соблазном, ты не превращаешься в мякину, а, скорее, так как ты – мякина, то есть легковесный и неверующий, – соблазн обнаруживает, кем ты на самом деле являешься и что прежде скрывал. И, напротив, когда ты мужественно противостоишь соблазну, он не делает тебя верным и терпеливым, но, скорее, раскрывает добродетели терпения и мужества, которые есть в тебе, но сокрыты. Господь говорит: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). И еще: «Помни весь путь, которым вел тебя Господь… чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем» ( Втор.8:2 ). Таким же образом и буря разрушит дом, построенный «на песке»; если хочешь построить дом, строй его «на камне» –когда поднимется буря, она не разрушит то, что построено «на камне»; но то, что построено «на песке», сотрясается, так как не имеет прочного основания. 5 . Поэтому прежде чем разыграется буря, поднимется сильный ветер и вздуются реки, хотя все будет по-прежнему спокойно, мы должны все свое внимание сосредоточить на основании нашего дома и строить его из прочных камней Божьих заповедей, чтобы когда против христиан поднимется страшная буря гонений, показали бы мы, что строим «на камне» – Христе Иисусе. Но если кто-то будет отрицать Христа – да не будет этого с нами, – ему следует уразуметь, что он отрицает Христа не тогда, когда отвергает Его; скорее, семена и корни отрицания уже были в нем, а затем вышли наружу. Поэтому мы должны молить Господа, чтобы быть нам прочными строениями, которые никакая буря не сможет разрушить, зданиями, «основанными на скале», Господе нашем, Иисусе Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 27. Евангелие от Луки 3:18–22. На отрывок от слов: «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» до того места, где сказано: «Дух Святый нашел на Него»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4:3). Знай, что « правда » и состоит в веровании словам Божьим. Когда Он изрекает Свои обетования, то не испытывай их, прошу, по человеческим соображениям; но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество Давшего обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великие для него искушения, не смущался, не предавался страху; но с твердостью духа все переносил мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Зато после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы, он получил власть над всем Египтом. Размышляя обо всем этом, будем благодушно встречать напасти, за все благодаря человеколюбца Бога и от Него ожидая помощи, которой и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 64 « И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского » (Быт. 41:46–47, 49).   Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. — Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. — Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. — Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. — Увещание любить врагов.   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? « Вышел », сказано, от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского ». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготавливая, таким образом, достаточное обеспечение на время наступавшего голода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

53Закончились семь лет изобилия в земле египетской. 54 Им на смену пришли семь лет голода, как и предсказывал Иосиф. Во всех странах народ голодал, лишь в Египте повсюду был хлеб. 55Как только и у жителей Египта закончились все съестные запасы, они пришли к фараону просить хлеба. «Идите к Иосифу, – говорил им фараон, – и делайте то, что он скажет». 56Когда голод охватил всю страну, Иосиф распорядился открыть хранилища и продавать зерно египтянам, ибо великий голод стоял в земле той. 57И со всех соседних стран люди шли в Египет покупать зерно у Иосифа, потому что везде был страшный голод. Первое посещение Египта братьями Иосифа 42 К огда Иаков узнал, что в Египте есть зерно, он сказал своим сыновьям: «Что сидите вы здесь и смотрите друг на друга? 2Я слышал, что в Египте есть зерно. Ступайте туда и купите – не умирать же нам голодной смертью! » 3–4 И пошли они в Египет за зерном. Пошли десять братьев Иосифа – Вениамина, младшего брата, Иаков с ними не отпустил. «Как бы не случилось с ним какой беды», – подумал он. 5Так сыновья Израиля оказались среди прочих, кто, страдая от голода в земле ханаанской, пришел за зерном в Египет. 6Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли. 7Увидев братьев, Иосиф тут же узнал их, но не подал виду и был суров в обращении с ними. «Откуда вы пришли?» – строго спросил он. «Из земли ханаанской, – отвечали братья. – Пришли мы купить зерна, пищу себе купить». 8Иосиф узнал своих братьев, а они не узнали его. 9Вспомнил он тогда те сны, которые видел про них, и сказал им: «Вы – лазутчики. Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!» 10«Нет, господин мой! – спешил каждый из них заверить его. – Мы, рабы твои, пришли купить зерна. 11 Мы все дети одного отца, люди честные. Никакие не лазутчики рабы твои!» 12«Нет! – настаивал он. – Вы пришли высмотреть уязвимые места страны нашей!» 13«Нас, – продолжали они оправдываться, – рабов твоих, было двенадцать братьев – все сыновья одного человека, который живет в Ханаане; младший брат наш остался с отцом, а одного из нас уже нет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010