Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь ( Пс. 12:45 ). И еще: Да не торжествуют они надо мною; да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей! да не говорят: «мы поглотили его» ( Пс. 34: 24–25 ). Позор вражеского поражения пророк воспел в своем псалме, молясь Богу: Да постыдятся... и покроются бесчестием умышляющие мне зло (См. Пс. 34:4 ). А пророк Иеремия говорил: Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду безтрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением ( Иер. 17:18 ). Ведь это воистину двойная победа, когда демоны терпят поражение от нас. Во-первых, потому, что люди достигают святости, которая прежде была у лукавых, но они ее лишились. Во-вторых, потому, что они духи, но терпят поражение от плотских земных существ. В. Из святого Максима Как говорят некоторые, в (человеческом) существе не было бы зла, если бы нас не совращала к нему некая посторонняя сила. Она (в самом деле) существует и отнюдь не посторонняя. Это не что иное, как невнимание к природной работе ума. Вот почему тот, кто относится к этому внимательно, никогда не творит зла, а всегда только благо. Если и ты хочешь стать таким же, изживи в себе рассеянность и так покончишь со злом. Ведь зло происходит от неверного понимания значения чего-либо, отсюда и результат. От природы в нас заложено разумное начало. Оно подчиняется Богу Слову и господствует над (остальной) неразумной частью в нас. Пусть каждый человек хранит в себе этот порядок. Тогда зла не останется ни в одном существе, и ничто не будет совращать нас к нему. Г. Из Патерика Об авве Исайе рассказывали, что как-то он взял плетеный короб и пошел на гумно. – Дай мне зерна, – попросил он у крестьянина. – А ты жал, авва? – спросил тот. – Нет, – ответил старец. – Как же ты хочешь зерна, если не жал! – воскликнул крестьянин. – Разве тот, кто не жал, не получает платы? – спросил старец. – Нет, – ответил крестьянин. Так авва и ушел ни с чем. Братья, узнав об этом, сделали земной поклон старцу и попросили его объяснить, для чего он так поступил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Закрыть itemscope itemtype="" > О слове св. Пророка Даниила о «совершенном низложении силы народа святого» Размышления 18.07.2013 1368 Время на чтение 8 минут Низложение силы народа святого есть оскудение благочестия, низложение крепости духа. Подобно тому, как тело отдельного человека (или всечеловечский организм) дряхлеет с приближением конца и теряет крепость от поражающих его болезней, так дух человеческий оскудевает силою, когда невыносимо умножается «тяжкое греховное бремя». Низложение силы народа святого есть оскудение страха Божия и веры у людей, пребывающих в православии, т.е. под покровом Божественной благодати. И чем сильнее поражен организм, тем слабее способность противостоять растлению. Было время, когда св. Иоанн Креститель, обращаясь к оскудевшему силою благочестия, но не лишённому ещё благодати Израилю, говорил такие слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3: 11-12). Как современно это слово! Вся житница соборного церковного организма, согласно слову Св. Иоанна Богослова, имеет семь сокровенных отделений для освящённого зерна Христова. Иначе - семь Апостольских приделов Единого Вселенского Собора-семисвечника. Поэтому всякий православный христианин, где бы он ни предстоял Богу, к какой бы ни принадлежал Поместной Церкви, в соответствии с характером своего духовного служения, определён Спасителем в одно из этих сокровенных отделений, наименованных, согласно Божественному Откровению, как семь Азийских церквей. Было время, когда св. Иоанн Предтеча Христов, обращаясь к фарисеям и саддукеям, идущим креститься к нему, говорил такие слова: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»...» (Мф. 3: 7-9). Как современно это слово! Если воцерковлённому человеку есть дело только до себя, если он «ни холоден, ни горяч», но кичится (до времени гонений) своей так называемой «православностью», т.е. почитает себя весьма богатым бесспорным наследником праотца нашего Авраама, то несомненно он принадлежит по духовному устроению своему к собору Лаодикийской церкви. И это огромное по количеству людей и совокупной территории церковное пространство современной жизни практически не приносит в житницу Христову чистого зерна. И всё это - при неоскудевающей благодати Божественных Таинств. Как говорил в своё время св. епископ Игнатий (Брянчанинов): «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство».

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

И вот он обвиняет их в том, что они шпионы, что они соглядатаи, которые пришли из другой страны посмотреть, разведать, потом вернуться, собрать армию и напасть. По сути, это политическое обвинение. Братья начинают оправдываться перед ним: « Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи » ( Быт.42:10 ) – то есть у них совсем банальная проблема, как и у всех: закончился хлеб. Зерно использовалось не только для приготовления лепешек, зерном кормили скот, особенно в зимнее время, и наличие зерна определяло возможность выжить семье или погибнуть, если зерна не было. И они говорят, что пришли ради пищи, и поклоняются перед ним, опускаются на колени, потому что у них серьезные проблемы. Они говорят: « мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями. Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей. Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало » ( Быт.42:11–13 ). Как это, « одного не стало »? Он сидит перед ними, этот «один», но они уверовали в то, что он умер, как современные иудеи верят в то, что умер Иисус из Назарета – «да, Он умер…» Как я читал у одного раввина, который так и пишет в своей книге: «Конечно, это ужас, что молодого еврея, 33-х с половиной лет, отдали римлянам-язычникам! Талмуд запрещает отдавать еврея на казнь язычникам, даже если еврей виновен!» Евреи сейчас меняют отношение к Иисусу Христу. Они, во-первых, поняли, что Он был очень молод: 33-и с половиной года. Потом, факт, что они выдали его язычникам, Понтию Пилату и римлянам – это прямое нарушение предписаний Талмуда, где запрещается даже виновного в тяжелом преступлении выдавать язычникам на суд 59 . Но здесь братья ведут себя как? Они пытаются быть искренними до конца, они рассказывают все как есть: один брат остался, а одного не стало. « И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи » ( Быт.42:14 ). Ну, здесь своя логика есть: если кого-то хотят обмануть, то начинают говорить какие-то подробности, и опытные люди это знают. В частности, братья здесь говорят: «Вот, у нас здесь один брат остался, другой у нас умер брат, пропал, вот мы десятеро пришли…» Обычно, когда говорят такие подробности, то сразу подозреваешь: «А, ну ясно, ясно. Всё придумали!» Поэтому реакция Иосифа естественна.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И отправил их под стражу на три дня. По истечении трех дней он сказал им: – Я боюсь Бога, поэтому вы поедете домой, чтобы отвезти хлеб, а один останется здесь. А брата своего приведите, иначе умрете. Братья сказали друг другу: – Мы наказываемся за грех свой против проданного брата, мы видели страдание его, но не послушали его. Иосиф слышал это и, выйдя, заплакал. Вернувшись, он приказал посадить под стражу одного из братьев, Симеона, а остальным дал зерна и отправил домой, тайно положив в мешки с хлебом их серебро. Братья были очень удивлены, когда увидели, что серебро вновь оказалось у них. Они рассказали отцу о происшедшем, но тот не хотел отпускать Вениамина, потому что он был сыном Рахили. Через год голод усилился, и Иаков был вынужден отправить всех братьев назад, в Египет. Иуда поручился перед отцом за Вениамина, беря на себя ответственность за его жизнь. Когда братья пришли в Египет, то их ввели в дом Иосифа, и тот устроил для них пир. Увидев Вениамина, Иосиф вышел во внутреннюю комнату, ибо не мог сдержать слез. На следующий день братьям дали зерна и, по приказу Иосифа, опять тайно положили в мешки серебро, а Вениамину в его мешок – серебряную чашу. Так Иосиф хотел испытать братьев. Когда они отъехали, то Иосиф отправил за ними начальника своего дома. Когда тот нагнал их, то сказал: «Зачем вы заплатили злом за добро? Зачем украли чашу господина моего?» Братья возмутились и стали требовать, чтобы их обыскали, и у Вениамина нашли чашу. Тогда все они возвратились к Иосифу. Иуда вступился за брата и просил наказать его вместо Вениамина, чтобы пожалеть отца. Иосиф видел, что братья его давно изменились и раскаялись в своем злодеянии, и открылся им. «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали! – воскликнул он. – Но не печальтесь, потому что Бог послал меня сюда, чтобы сохранить вашу жизнь». Они смутились, но Иосиф утешил их и отправил домой к отцу, сказав, чтобы тот переселился в Египет, где он пропитает весь израильский народ, и фараон тоже просил об этом. Братья отправились к Иакову, щедро одаренные Иосифом, – он послал с ними и колесницы, чтобы перевезти их в Египет. Иаков, узнав обо всем, ожил духом и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Иеремиею Бет-шемеш, городом (домом) солнца ( Иер. 43:13 ). Город стоял на восточном берегу Нила, в немногих милях к северу от Мемфиса, и был славен своим поклонением Ра, солнцу, а также учёностию и мудростию своих жрецов (Герод. II, 3). На месте бывшего города и теперь находится обелиск красного гранита, составлявшего часть храма солнца, с посвятительною надписью, высеченною Осиртасен-ом или Сесортас-еном I. Обелиск и надпись суть древнейшие остатки в Египте 12 династии (Gesenius, p. 52; Wilkinson, V. I, p. 44; Rawlinson’s Herodot, II, 8; Brugsh. H. E., p. 254). «Многие видели важное затруднение в объяснении возможности женитьбы Иосифа, поклонника Иеговы, на дочери жреца солнца. Но это затруднение только кажущееся, ибо ни египтяне, ни потомки Евера не были в те времена так исключительны в своих отношениях к другим народам, как они сделались впоследствии. Иосиф сделался вполне египтянином по наружности (ср. Быт. 43:15, 32 ), носил египетское имя и сделался великим визирем фараона. Авраам сам имел вторую жену египтянку Агарь, стало быть, женитьба на египтянке не представляла ничего странного даже в семействе Авраама. Нет сомнения, что впоследствии Асенефа примкнула к богопочитанию семьи своего мужа (см. Англ. Комм. Библия, in loco). По-видимому, не семитов презирали египтяне, а пастушеские занятия. И пошел Иосиф по земле Египетской. Быт. 41:46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. Из сличения с настоящим местом Быт. 37видно, что Иосиф прожил в доме Потифара и в темнице тринадцать лет. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Быт. 41:47 Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. М. Филарет переводит: «и приносила земля в семь лет изобилие снопами», и объясняет этот текст тем, что от одного зерна родилось такое множество стеблей и колосьев, которое казалось целым снопом (in loco). О. Герлах переводит: «земля приносила полными снопами». Остервальд переводит: «trés abondamment».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иисус учил чему-то куда более существенному, чем ласковое доброжелательство взрослого к детенышам лишь за то, что они увлажнили нам очи. Во всяком Его слове или жесте, помимо прямого, явного, сокрыт еще и неразгаданный смысл, и если начать его разгадывать — и самому миру не вместить написанных книг ( Ин. 21:25 ). Есть книга о безумии Креста, есть книга о подвижничестве и отсечении воли, есть другая, миссионерская, волевая, в которой все глаголы стоят в повелительном наклонении, есть книжица чудесных встреч и вразумляющих чудес, есть даже отдельная поэма о лилиях, одевающихся краше Соломона, но среди множества томов затерялась где-то и тоненькая тетрадка, на обложке которой неустоявшимся почерком написано: «Младенчество». В сущности, каждый из этих текстов есть Откровение, переведенное на доступные нам языки, на которых Бог говорит с нами. Многому из того, что сказано там, по словам Иисуса, еще предстоит до конца раскрыться в Царстве Его. Все помнят Его слова: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф. 18:1-4 ). Царство Небесное — основная весть Спасителя, цель, исток, распахнутая тайна Его проповеди. Возвещение Царства в Его устах звучало как мессианское обетование о владычестве Божием не только в конкретной истории здесь и теперь, но и в обновленном, еще не узнанном времени, которое стоит близко и таится где-то рядом, стучится в наши двери, подзывает, ждет на пороге. Оно спешит к нам во Христе, живущем сегодня и грядущем завтра, но ошеломляющее соседство с Ним уже сейчас проступает яснее всего в том, что всегда, изначально Христово. Царство, как и детство, которое обращено к Нему, — уже близ есть, при дверях ( Мф. 24:33 ). Мы когда-то вышли из него или еще не вошли, не получили вида на жительства в нем, потому что слишком нагружены скопившимся в нас временем взрослым, тяжелым, дебелым, — в сущности, где-то нам изначально чуждым. Царство Небесное подобно забытому детству, оно — всегда на дальней обочине, оно меньше зерна горчичного, оно внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ), но семена его — всего различимее в тех, кто способен умалиться до такого зерна. Оно — как в сегодняшних детях, окружающих нас, так и в тех, которыми мы некогда были. Потому что детское есть и царственное, умалившееся — Христово, и в эту тайну, открытую Им и в Нем сокрытую, Иисус призывает нас вернуться.

http://azbyka.ru/fiction/budte-kak-deti-...

Им начинался каждый обед, домашний или пиршественный, и его предлагали всем присутствующим. Это потому, что у иудеев хлеб был символом благословения дома. Поэтому-то, вопреки обычаю Римлян, у евреев остатки хлеба, даже самые маленькие, не бросались на землю, потому что это значило бы, по мнению евреев, пренебречь благословением Божиим. Лучший хлеб, употреблявшийся между прочим для приношения Господу, делался у евреев сдобный, с маслом. „Если приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем» ( Лев. 2:4 ). Еще более вкусные хлебы приготовлялись с прибавкою еще меда; они имели вкус подобный манне. „И нарек дом Израилев хлебу тому имя манна; она была как кориандровое семя белая, вкусом же как лепешка с медом» ( Исх. 16: 31 ). Вероятно, такую лепешку с медом приготовила Фамарь, сестра Авессалома, больному брату своему Амнону. Вообще хлеб с маслом и медом считался самою лучшею здоровою пищею. Изображая свои благодеяния дщери Сионовой, Господь у пророка Иезекииля говорит ей: „питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия (16:13). По его словам, евреи даже торговали с финикианами „сладким пирожным» (27:17). 1 ) Выше я упомянул о манне, которою Господь питал народ еврейский во время пребывания в пустыне. В книге Исход по наружному виду манна сравнивается с зернами кориандра – однолетнего растения из породы зонтичных. Кориандр – это кишнец-трава, издающая неприятный запах, подобный клоповьему; но семена ее имеют ароматический запах. Поэтому ее разводили в Египте и Палестине. В диком виде растет она в Палестине и теперь, преимущественно в долине Иорданской. Сладкие и пахучие зерна кориандра употреблялись в древности в качестве приправы к кушаньям и в качестве лечебного средства; зерна этого растения беловатые, круглые, мелкие. В книге Чисел (11: 7) манна сравнивается с Бдолахом. По мнению одних ученых Бдолах означает жемчуг (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Мельница Мельница (жернова) ( Ucx. XI, 5 ). – Мельницы для молотьбы зернового хлеба – изобретение очень древнее. В первый раз мы встречаемся с ними еще во времена Исхода, когда в Египте господствовал обычай заставлять женщин ворочать жернова, как это принято на Востоке даже до настоящего времени. Израильтяне мололи манну в жерновах ( Чuc. XI, 8 ), и мельничный жернов был столь важным предметом в домашнем обиходе, что его не дозволялось даже брать в залог ( Bmop. XXIV, 6 ). Указания на жернова вообще, мельничные жернова и их употребление, нередки в Свящ. Писании, и некоторые из означенных указаний весьма замечательны. Так, напр., в кн. Cyд. XI:53, XVI:21 , Uc. XLVII, 2 , Uep. V, 13 , Mф. XXIV, 41 и др. Одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Филистимляне взяли Самсона, выкололи ему глаза... и он молол в доме узников ( Cyд. XVII, 21 ). Возьми жернова, говорит пр. Исаия, и мели муку. Юношей берут к жерновам, говорит пр. Иеремия в описании бедствий Иерусалима, и отроки падают под ношею дров. И прекращу у них, говорит тот же пророк в другом месте, голос радости и голос веселия... и шума от жерновов не будет слышно у них ( Uep.XXV, 10 ), что означает не только прекращение веселия, но и отсутствие самого необходимого и существенного для ежедневного пропитания в Иудее под игом ц. вавилонского. То же предвещается и о судьбе самого Вавилона ( Anok. XVIII, 22 ). Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, говорит Спаситель, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской ( Mф. XVIII, 6 ). Означенный в Евангелии род казни был нередко употребляем в Сирии и был в одно время введен в Риме по указанию Августа кесаря. Ручные мельницы, как уже замечено выше, составляют на Востоке одну из необходимейших домашних утварей и обыкновенно состоят из двух круглых, лежащих друг на друге мельничных жерновов или камней, которые быстрым вращением верхнего трутся друг о друга и таким образом перемалывают находящиеся между ними зерна. Нижний жернов твердо стоит в своем основании, а верхний приводится во вращение на нем животными, машиной или даже человеческими руками. Потому-то Спаситель и говорит: Две мелющие в жерновах: одна берется, другая оставляется ( Mф. XXIV, 41 ). Так как труд этот был очень тяжел, то он часто возлагался на рабов, пленников и рабынь, как то видно из истории Самсона, Седекии и др. Молотьбой зернового хлеба на мельницах обыкновенно занимались две женщины – одна из них бросала зерна в мельницу, а другая вертела верхний жернов ( Лk. XVII, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных «стражей», т. е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого «Великого Благовестника» и роль «стражей» при Нем раскрыты пророком Исаией и нами изъяснены раньше ( Ис.52:7–8 ст.). Ис.62:8 . Го­с­по­дь по­клял­ся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам тво­им, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудил­ся; «Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоею, над которым ты трудился.» «Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Второзаконии Втор.28:33 : «плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал»; «виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить» ( Втор.28:39 ). Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск ассирийских, вавилонских, египетских, сирийских и римских Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку (Властов. Цит. сочин. 357 с.). Ис.62:9 . но собира­ю­щие его будут есть его и славить Го­с­по­да, и обира­ю­щие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. «Но собирающие будут есть... пить вино его во дворах святилища Моего.» Господь не даст пшеницы Сиона врагам его и вина его – для пития чужим; пшеницей и вином Сиона будут пользоваться лишь граждане его, славящие Господа. Под пшеницей и вином Сиона, т. е. церкви, согласно блаженному Иерониму, здесь разумеются тело и кровь Христовы, от которых приобщаются лишь принадлежащие к церкви (ср. Ин.6:55 ; – Комм. СПб. Академии. с. 901–902). «Во дворах святилища Моего». Прибавка эта, ведущая мысль к одному из определенных ветхозаветных узаконений ( Втор.14:22–24 ), подтверждает вышеприведенную догадку блаженного Иеронима об особом, символическо-священном характере тех даров земли, о которых здесь говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.4:29 . Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Время созревания плода и жатва, это – время кончины мира и суда над родом человеческим. Так в притче о семени у еванг. Матфея объяснил Сам Иисус Христос. Там сказано: жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его всех делающих беззаконие (эти грешные люди представлены в притче под образом плевел, т. е. сорной, негодной травы, тогда как праведники – под образом пшеницы) и ввергнут в печь огненную (т. е. в ад). Там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведницы воссияют как солнце в царстве Отца их ( Мф.13:39–43 ). Под временем жатвы можно разуметь и время смерти каждого из людей, в частности. Когда плоды добродетелей человека верующего созрели и он готов для неба, то он изъемлется из среды живых, подобно тому, как срывается готовый плод (Мих.). Мк.4:30 . И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Чему уподобим и пр. Тут выражает Господь как бы раздумье, как бы более уяснить народу о царствии Божием или Своей церкви. И вот Он предлагает притчу о Своем царстве под образом горчичного зерна. Мк.4:31 . Оно как зерно горчичное, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; Мк.4:32 . а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. Яко зерно горушично (оно, т. е. царствие Божие, как зерно горчичное) и пр. Эта притча читается в Евангелии Матфея почти так же, как здесь и у Марка ( Мк.13:31 и дал.). Горчичное зерно, т. е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в притче на востоке и в Палестине, где Он жил, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, и бывает однолетнее и невелико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь: и бывает более всех зелий и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010