Описания ризы на иконе известны с 1770 г., а также по литографии 1820 г. Серебряная риза 1820 г., исполненная по заказу томского купца М. А. Мыльникова, была расшита персид. (бурмитским) жемчугом и «простыми» камнями, под к-рыми подразумевались поделочные полудрагоценные камни, добываемые на Горном Урале (агат, яшма, сердолик); риза весила 8 фунтов 10 золотников (ок. 3 кг). К нижней части образа прикреплялись привесы, в т. ч. панагия. Образ имел киот с вызолоченной сенью, в сельской церкви находились и приспособления для его переноски в виде 2 деревянных 4-ногих подставок с киотами, один из к-рых также был украшен живописным изображением святителя. Антиминс на сооружение Никольской ц. на месте Вознесенской часовни в с. Семилужном был выдан Тобольским и Сибирским митр. Филофеем (Лещинским) в 1708 г. В 1750 г. деревянный храм был обновлен по благословению митр. Сильвестра. С 70-х гг. XVIII в., согласно приходским книгам сельской церкви, в ней собирали средства для построения каменного храма, на эти же нужды собирали деньги во время ношения иконы в Томск и в селения епархии. В 1800-1818 гг. было построено каменное здание, получившее название по первоначальному, Вознесенскому, престолу, в 1817 г. пристроена каменная колокольня. Летним, холодным, храмом был Вознесенский, зимним, отапливаемым - с престолом, посвященным свт. Николаю Чудовторцу. В 1867 г. к северу был пристроен придельный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Об облике церквей можно судить не только по сведениям приходских документов и описей, но и по картине местного живописца П. М. Кошарова «Село Семилужное» (80-е гг. XIX в., Томский областной худож. музей). Именно при этом храме велись записи об исцелениях, происходивших и после 1702 г., и о дарах исцеленных, сделанных в благодарность святыне и хранившему ее храму. С 1930 г. крестный ход с чудотворной Семилуженской иконой был запрещен. Последний настоятель храма, игум. Серафим (Скорняков), арестован 22 окт. 1935 г., а храм закрыт; в 1938 г. передан под хозяйственные нужды и лишился иконостаса. На сохранившихся фотографиях (ок. 1950) храм еще виден.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В 1780 году императрицей Екатериной II на окончательное устроение и украшение собора пожаловано было 15873 рубля. Алтарь собора разделен на три части. Стены храма и столбы, поддерживающие своды, обнесены особыми иконостасами. Первоначальный иконостас был закончен к концу 1670-х годов, в его исполнении участвовали на ряду с устюжскими иконописцами и резчиками и иконописцы московской Оружейной палаты. При перестройке храма в 1731-1732 годах был создан новый иконостас куда вошли древние иконы. Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, принесенный в дар Устюгу ростовскими князьями и привезенный в 1290 году епископом Тарасием сгорел вместе с церковью в 1496 году, его заменил образ Успения Божией Матери, датированный 1496 годом — присланный Суздальским князем Семеном Борисовичем. В 1693 году на образ этот обратил свое внимание Петр Великий при посещении им Устюга и повелел убрать рукояти и поставить его по левую сторону царских врат (образ был выносной и имел специальные ручки для переноски). Образ Богоматери был обложен с обеих сторон серебряною ризою, чеканной работы. Вес серебра 23 фунта и 12 золотников. Венцы были украшены алмазами, яхонтами, топазами и другими драгоценными камнями, а так же крупным жемчугом и бурмитскими зернами. Бриллиантов и алмазов в ризе было 923 штуки. Данное украшение было сделано в 1805 году. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий по левую сторону пономарских дверей в иконостасе, копия чудотворного образа под названием «Устюжское Благовещение». Также в иконостасе находились иконы 1674-1676 годов написанные известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы. Царские врата были украшены скульптурами евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (находятся в Государственном Русском музее) выполненные устюжскими мастерами. Дошедший до нашего времени иконостас относится к 1780 году. От предыдущих иконостасов он отличается тем, что практически двухъярусный, так как иконы праздничного и деисусного чина не составляют самостоятельных рядов, это своего рода украшенная алтарная стена с обильной резьбой. Своеобразные боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную часть, скорей всего относятся к 1790-м годам. В нишах в строгих рамах помещены своего рода портреты архиереев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

1 . В ризнице новгородского Софийского собора хранятся три деревянных потира с круглыми деревянными поддонами. Из них два неравной величины с деревянной простой работы лжицей, найдены в 1846 году, при разобрании древнего Яковлевского собора в алтарной его стене. На большом потире не видно никакого изображения, а на чаше малого изображён крест краской четырёхконечный с подписью по сторонам: ХС. На третьем деревянном потире написан красками Иисус Христос с предстоящими и с надписью: Хс. Мρ. . Ibahъ; а с другой стороны крест восьмиконечный с подножием, копием и тростью. К этим потирам принадлежат две тарелочки деревянные плоские, из коих на одной написан красками в круге такой же крест, какой и на чаше; а на другой в круге же – Знамение Божией Матери. В Антониевом монастыре два потира деревянных старинной формы, ветхих. При них два таких же дискоса в виде простых тарелок с поднятыми вверх краями, и лжица, мало отличающаяся от обыкновенной деревянной ложки. Подобного устройства – два деревянные потира в приписной Прокопиевской церкви на Торговой стороне. Что касается до оловянных сосудов, остающихся без употребления, то они находятся во многих новгородских церквах и монастырях, но без летописных надписей. Из них более древние: один потир в Хутынском монастыре медный лужёный (XVI в.), два оловянных потира с некоторыми приборами в Антониевом монастыре 384 , один потир в Клопском монастыре 385 один в новг. прокопиевской церкви и три потира с некоторыми принадлежностями в Отенском монастыре. Каменные церковные сосуды, остающиеся теперь без употребления, находились также в Новгороде; но теперь принадлежат московским Успенскому и Благовещенскому соборам. Таковы и два сосуда Антония Римлянина и один святителя новг. Моисея. Из Антониевых сосудов один греческой работы устроен из зелёной яшмы с золотыми репейками и листочками, в кои вставлены яхонты и изумруды. По сторонам чаши в двух золотых клеймах изображены мусией Святая Троица и четырёхконечный крест с копием, тростью и обыкновенными словосокращениями. По венцу чаши надпись золотыми буквами: «+Πιετε εξ αυτου παντες+» 386 . Другой сосуд русского изделия состоит из верхней чаши ониксовой с четырьмя золотыми переймами и из серебряного поддона, он украшен драгоценными негранёными камнями и крупными бурмитскими жемчужинами. Кругом чаши вверху вырезана древним почерком надпись: «nuime отъ нея вси се iecmь кровь моя новаго завета: iзлubaeмa: за вы: i за многы: +» 387 . Третий каменный сосуд святителя Моисея агатовый, в сребропозлащенной оправе, с сребропозлащенным поддоном, украшен по местам сканными каймами и разными каменьями в гнёздах. Вверху на чаше вырезана надпись: «в лпо 7837 (1328) мсяца марта созданы быша суды христолюбивымъ новгородскым Над этими словами вырезаны изображения деисуса, Архангелов Михаила и Гавриила и св. Пророка Моисея. Откуда и как перешёл сосуд сей в московский Благовещенский собор, неизвестно 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Вдруг во сне он слышит повеление исполнить свое обещание, и Протопопов последовал тайному внушению. Ныне пред этим образом, в начале поздней литургии, в воскресные дни, когда не бывает только всенощного бдения, совершается соборно акафист Иисусу Сладчайшему. Икона Успения Божией Матери, древнейшей арабской живописи, дана в благословение патриаршим наместником иерусалимским, митрополитом Миссаилом, в Гефсимании Иерусалимской, послушнику Глинской пустыни, Курской губ., Алексею Митрофанову, бывшему впоследствии возобновителем и настоятелем Святогорской Успенской пустыни, архимандриту Арсению. Риза на этой иконе сребро-позлащенная, 84 пробы, весом 3 ф. 27 зол. Эта икона украшена бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами. Она вставлена в сребро-вызолоченную раму с лучами, 84 пробы, с такими же Херувимами и с тремя финифтовыми образками: Господа Саваофа, преп. Антония и Феодосия Печерских . Эта рама весом 16 ф. 43 зол. все украшения к этой иконе пожертвованы Т. Б. Потемкиной. Эта икона находится в Успенском соборе, вверху Царских врат, и спускается при чтении акафиста еженедельно по средам, а прежде находилась она несколько лет на гробнице Пресвятой Богородицы – на востоке. Икона Успения Божией Матери, копия с чудотворной Киево-Печерской, – с частицами мощей св. Киевских угодников Божиих, дана 3 мая 1844 года, в благословение Святогорской обители покойным Киевским митрополитом Филаретом. Св. сия икона с 1-го октября до дня св. Пасхи находится в Покровском храме, в иконостасе, против левого клироса, а с Пасхи до 1-го октября она стоит в соборном храме, в отдельном киоте под сенью, в иконостасе против правого клироса. Святогорская икона Божией Матери в настоящее время помещается в иконостасе Покровской церкви «наместною». Святая икона сия – одна из тех немногих, которые уцелели от общего разграбления монастыря, последовавшего 29-го августа 1787 года 53 , и которая издревле считается чудотворною. В древности на этой иконе была сребро-позлащенная риза, но приводившие в исполнение указ Императрицы Екатерины II об упразднении этого монастыря просто грабили его; в это же время была содрана и риза с сего святого образа 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самая же Лавра своими зданиями составляет четырёхугольный неправильный, равносторонний, однако же, замок, вокруг коего свободный обход по галереям за стёклами на внутреннюю сторону. Все корпуса и поземные здания с галереями покрыты железом. На все стороны из Лавры – пять ворот, а от настоятельских покоев к соборной и наугольным церквям насажены древесные аллеи. В общем красотой наружного вида, симметричным расположением всех своих частей, великолепием зданий, изяществом зодческого вкуса и богатством украшений обитель сия не имеет в России других себе подобных, и все прочие превосходит. IV. Onucahue достопримечательнейших вещей, находящихся в Александро-Невской Лавре (А) О вещах, в соборной церкви находящихся а) Вещи, к церковному украшению и благолепию служащие 1. Иконостас в большой соборной церкви из Итальянского белого мрамора; все пилястры, архитрав, карнизы и две круглые цельные арки с бронзовыми вызолоченными розетками. Вокруг местных и других образов Сибирский агат красный с белыми жилками; кроме того иконостас весь по краям убран бронзовыми позолоченными рамами, а иконы писаны наилучшей Итальянской работой на медных деках. Царские врата сделанные цветной решёткой все бронзовые, позолоченные, и над оными лучезарное сияние с облаками и Духом Святым бронзовое же, литое из составных металлов для отличия цветов. Нижний цоколь в клиросах из Итальянского синего мрамора, а поверх цоколя плинт, тумбы и цымаз из Итальянского пепеловидного мрамора с бронзовой вызолоченной балюстрадой. Между клиросами вокруг амвона железная фигурная в приличных местах вызолоченная решётка, устроенная в 1805 году. 2. За правым клиросом в большой соборной церкви Св. Благоверного Князя Александра Невского и арматура к оной сделаны в 1753 году по повелению Государыни Императрицы Елисаветы Петровны из перво-вышедшего Российских рудников при Её державе серебра. Наверху раки написан образ Святого Князя Александра по атласу; покров на оном зелёный бархатный, шитый золотом с битью и канителью золотой, а на средине покрова орденский знак Св. Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга. Сей покров пожалован от Императрицы Ekamepuhы II в 1768 году. Августа 29. По сторонам раки изображены важнейшие деяния Благоверного Князя Александра в лицах, и, между прочим, следующая надпись, сочинённая Г. Ломоносовым:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

будучи в Москве, представлялся Царю Михаилу Феодоровичу, предсказал ему о рождении сына, и в 1629 году, по рождении Алексия Михайловнча, был восприемником его от купели 25 . С этого времени Нилова пустынь обратила на себя внимание Царского Дома. Немедленно по рождении Царевича, Михаил Феодорович послал в пустынь разные священные утвари и значительную сумму денег. В 1631 году дано было повеление в Дворцовый Приказ отпускать ежегодно для Ниловой пустыни несколько четвертей хлеба, рыбу, масло и другие припасы. В 1636 году 4 февраля Игумен Нектарий хиротонисан Архиепископом в Сибирь. Во время управления его Сибирскою Епархиею случилось важное событие в Церкви, утешившее Христианское население убеждением, что и их страна не лишена особенных явлений Благодати Божией в подкрепление немощи человеческой. Местом события был Абалак (в 25 вер. от Тобольска). Здесь в 1636 году несколько раз были явления Богоматери некоей благочестивой вдовице Марии. Верные видели в сем деле принятие Материею Божиею новопокоренной Сибири под свое покровительство. По сему случаю в 1637 году Архиепископ Нектарий благословил построить церковь и написать для оной икону Божией Матери Знамения, с предстоящими Николаем Чудотворцем и Преподобною Мариею Египетскою. Доска иконы длиною 20, шириною 18 вершков. Она до настоящаго времени без поновления (под слюдой) пребывает в Абалацком монастыре. Впоследствии на сию икону сделана золотая риза с таким же венцом, в котором два запона алмазные по 8 искр в каждом, в средине яхонт неграненый, оправленный в золото. В убрусе 51 бурмитская жемчужина; яхонт голубой граненый, вокруг него осыпь из топазов в виде звезды, два запона алмазные, в которых по 8 мелких искр и по одной крупной; в том же убрусе по разным местам 50 алмазных искр, оправленных в серебро, 10 яхонтов и 16 изумрудов 26 . Чудотворная икона известна обильными исцелениями по вере притекающих к ней. Преосвященный Нектарий кратковременно управлял Епархиею; не желая почестей мира сего, но стремясь к горним, он просил Государя и Патриарха об увольнении на покой в любимую им Нилову пустынь, и в 1640 году 4 января отбыл из Тобольска в желанную обитель. Сложив с себя архиерейский сан, облекся в одежду простого инока и до самои смерти провождал жизнь в глубоком смирении и молитве. Нилова пустынь была в непосредственном управлении Нектария. Он завещал братии не пить вина, даже вне монастыря, и не иметь никакой собственности 27 . Сей Преосвященный был жития святого и терпеливый 28 . До настоящего времени из сочинений его сохраняется «Письмо Сибирского Архиепископа Нектария» 29 , служащее к изъяснению состояния, в каком находилось тогда церковное учение, В Ниловой пустыни хранится изображение Нектария, как мужа Богоугодного, и Евангелие в 8 долю листа, писанное мелким, но четким и красивым почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ Еммануила (вышиной 3 арш. 4 ½ верш., в ширину 1 ар. 11 ¾ верш.). Он в юном прекрасном виде и в Царском одеянии. На голове корона с крестом, десницей Он благословляет, а в шуице держава. Херувимы по обеим сторонам Его и облака вокруг, а под ногами луна. Лик Божественного Отрока и у Херувимов лица писаны красками, но ризы, облака, луна, свет «наклеены объерми и атласы разных цветов» 15 . Казанская икона Божией Матери, выш. 7, шир. 6 верш., в золотом окладе. Венец и корона, золотые, убраны яхонтами и обнизаны по краям Бурмитским жемчугом 16 . Киот у иконы серебро-вызолоченный, вес. 8 ф. 6 зол. На затворах его чеканные изображения Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения, по два праздника на каждом затворе, и святых внизу, под Богородичными праздниками: Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Иоанна Постника , препп. Георгия, Симеона, преподобномуч. Евдокии и муч. Татьяны. На задней стороне киота резная вверху надпись: «Въ лто 7193 (1685), мсяца априлия въ 1 день, построилъ кивотъ Владычице Богородице и Приснодве чюдотворному ея образу Казанскому, рабъ ея князь Ияковъ, князь Никитинъ сынъ Одоевской, во славу Божию и Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодвы Киот сей вставлен в другой большой деревянный, на котором вверху изображена красками Пресв. Троица, окруженная небесными Силами; по одну сторону Ее: великомуч. Феодор Стратилат и мученица Агафия, соименные Царю Федору Алексеевичу и первой супруге его, Царице Агафии Симеоновне, скончавшейся в 1681 г., по другую Иоанн Новгородский и преподобномуч. Евдокия. Внизу написаны Деисус, два Архангела и 11-ть непоименованных святых, а по сторонам описываемой Казанской иконы изображено благовещение (Архангел по другую сторону) и в шести отделах разные явления подлинной Казанской иконы. На всех изображениях оклад серебро-вызолоченный, чеканной работы. Внизу большего киота надпись на дске и другая по серебру: «Въ лто 7087 (1579), 10 (въ 8-й день) явися Пресвятая Богородица во граде Казане, при державе Благоврнаго Царя Великаго Князя Васильевича всея при чадхъ его Благоврныхъ Царевичахъ, при Благоврномъ Царевиче Великомъ Князе при Благоврномъ Царевиче Великомъ Князе Феодоре и при святйшемъ митрополите Московскомъ, и при епискупе Казаньскомъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой „Фавор“, спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди дерев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. Ha гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая „Кирилло-Мефодиевскою“. Эта лестница начинается аркой и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ мон. соборного Успенского храма находятся пещеры. Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железной решетчатой дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до смиой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть еще четыре: два – чрез церкви: св. Иоанна Предтечи и св. Алексия человека Божия, один – под церковью св. Николая чудотворца и один – среди горы, обращенный к Северному Донцу. Высота пещерных ходов – 3½ арш., ширина – 1¼ арш. Между пещерными келиями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т. е. углублений, где, по единственному в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, чрез 3 года после их кончины. К достопримечательностям мон. относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом мон. Арсением, в благословение от иерусалимского патр. Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и пред нею читается акафист; находящаяся в иконостасе мон. Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребро-позлащенной ризой и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Святой и храбрый Князь здесь; телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ споспешствовал, Являя Дщерь Его усердие святое, Сему Защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть. Лета Господня 1760, государствования своего 9, Августа 30, в Санкт-Петербурге». При оной раке к восточной стене устроена большая серебрёная пирамида, на которой изображена следующая Г. Ломоносовым же сочинённая надпись, двумя Ангелами серебряными же держимая: Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевшего, укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе, по земном Княжении в вечное царство преселенному в лето 1263; усердием ПЕТРА Великого на место древних и новых побед пренесенному. 1784 года Державнейшая ЕЛИСАВЕТА отеческого ко святым почитания Подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при Её благословенной державе серебра соорудить благоволила в лето 1752. Около этой пирамиды и раки разные находятся трофеи с воинскими доспехами серебряные же и два подсвечника. Всего веса в раке, пирамиде, трофеях и подсвечниках 86 пудов, 50 фунтов, 5 золотников. 3. При сей же раке подвешивается в праздники драгоценнейшая золотая лампада, обронной и литой работы с подвесной низанной из бурмитских жемчугов и сквозных бриллиантов кистью. Лампада сия пожалована в 1791 году, Августа 24, от Государыни Императрицы Ekamepuhы II. 4. Перед сей ракой стоит аналой с киотом для частиц Св. мощей и с подсвечником о 13 шандалах, все серебряные; весом всего 9 пудов, 26 фунтов и 86 золотников. Всё сие пожаловано от Государя Императора AЛEKCAHДPA I в 1806 году. 5. Пять ковчегов с мощами разных святых при раке св. Александра на аналое красного дерева, обложенного серебром; а в Благовещенской церкви в правой местной иконе есть часть ризы Спасителя, принесённой в Москву из Персии в царствование Государя Царя Михаила Феодоровича.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению. В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих. Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи. В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом».

http://sobory.ru/article/?object=02883

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010