Посреди напасти скочил еси, в тюрму вселился еси и тамо сущую мзду 3823 трудов своих прием: ожерелье 3824 в три молоты стегано и перстень 3825 бурмитской 3826 на обе руки, и нозе свои во кладе 3827 утверди, 3828 – и тамо не мятежно и не смутно житие имея, поминай чтущих дурость твою и славословие к миру о милостыни принеси, чтоб тебе было чем чрево свое наполнити. Тем вас, непослушливых, в песнех поносных уляпаем. Слава 3829 хватливому по щокам. Глас останошной: терпении своем стяжал еси мзду свою, почесть трудов своих приемля, скорби, соломянным венцем главу свою увязе, лице свое для ковша дав на поушники пьяным, главу свою попелом изнаполнил, лице свое сажею удручив, постнически жизнь свою скончав. 3830 Люди – в рот, а ты – глот. Послушлив быв пьяницам – инеем наредят. А ты, что бес, скочил: иному на полати на имя ковш подали, а ты с полатей и скочил, бросился! Мало головы не сломил, прискоча, что идол! Хватился за ковш – ковша не выпил, а поушник выхватил! Спасибо сказал: «Аз виноват, у блядина сына вырвал!». А ты, пропойца, не вопреки глаголешь: Бог тебе платит на доброй слове. Блажен еси, яко никакова тебе скорбь не может от пития разлучити: ни побои, ни поушники, ни глад, ни срам, ни родивших тя жюрьбы. Непостыдно лице имея, что бес пред заутренею льстишь. Тако и ты, пропойца, для ковша душу свою топишь: пьющему потакаешь, льстишь, вежлив ся творишь пред ним, огонь у ярыжных из рук рвешь, его осужаешь: «Не гораздо светишь!». Руку со огней вверх протягаешь, на место пропойцу садишь, место пропойцыно дмешь 3831 . чтоб ему сесть, седалища не изгрязнити. Избу метешь, как и всегда, добрый послушник; а как его опьешь, так ты, что бес, на старые полати скокнешь, а сам молвишь: «Коли, брате, денег нет ничево, а в старые заклады не верят, поди к нам на полати и приставай к нашему стаду, садися с нами на печь голым гузном сажи мести. Поедем с полатей, оголи гузном на печь! Привыкай к побоям, поститися научись! Заглядывай из запечья с нами, что живой родитель: жив провонял, глаза пиликают, зубы светлеют. 3832 С радением бажите 3833 , что вам Бог пошлет иного питуха 3834 , стряпаете около ево, что черт у слуды 3835 . Стояния много, а воздаяния мало. Тем вас побоями почитаем и напрасьньство 3836 ваше похуляем 3837 , терпению вашему дивимся, не Бога ради страждущих, но з дурносопы 3838 непослушливыми. Хульными глаголы воспеваем вас, страждущих от своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22: 31-32). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу»—значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 5 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви — это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12: 24). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви — тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет — и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, - Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894-1978), « Церковь - это Сам Господь наш Иисус Христос». Господь — Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь — это богочеловеческий организм, глава которого — Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22: 31–32 ). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу " -значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 4 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви – это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12: 24 ). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви – тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, – Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894–1978), « Церковь – это Сам Господь наш Иисус Христос ». Господь – Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь – это богочеловеческий организм, глава которого – Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Они срывали колосья именно для того, чтобы есть зерна и насытиться ими. Ныне часто подсушивают или поджаривают зерна. Так один из путешественников пишет об обеде кочевников: „из валежника сорной травы и соломы женщины развели огонь. В горячую золу вытряхнули целую охапку колосьев, и продержали их там как раз столько времени, чтобы на зернах потрескалась кожица. Тогда они быстро и ловко выгребали их из золы на разостланную одежду. Потом выбили зерна и провеяли, подбрасывая их к верху на легкий ветерок. И вкусное кушанье было готово. Оно называлось: печеный хлеб. Другие женщины подобным же образом поджаривали колосья на сковороде, а иные жарили их на пучках соломы”. Был обычай поджаривать зерна и у евреев. У них высушенные на огне зерна часто употреблялись в истолченном, несколько размельченном виде. „Если приносишь Господу приношение хлебное, говорит Моисей, от первых плодов твоих, из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна, то”... и т. д. Но, конечно, всего чаще зерновой хлеб превращали в муку и пекли из нее хлебы. Галаадитяне принесли Давиду не только пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена и жареных зерен, но и муки. Вооз не только дозволил Руфи подбирать колосья на его поле, но и пригласил ее во время обеда есть хлеб вместе с его работниками. „И сказал ей Вооз: „время обеда, прииди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеб; она ела, наелась и еще осталось”. ( Руф. 2: 14 ). Хлебные зерна превращали в муку на ручных мельницах, которые имелись в каждом доме, потому что в каждом доме пекли хлебы для себя, так как хлебников, которые бы пекли хлеб на продажу, в древнее время у евреев не было. Ручные мельницы состояли из верхнего камня, который был подвижный, и потому его всегда легко можно было снять. Поэтому верхние камни могли быть при случае и средством для защиты. В книге Судей рассказывается, между прочим, что при нападении на Тевец одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеха и проломила ему череп (9:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Устыдимся же, покаемся, призовем помощь Божию с полной готовностью служить Ему и пойдем тяжелым крестным путем. Аминь. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. 15, 44)  27 августа 1948 г. «Скажет кто-нибудь: «Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?» (1 Кор. 15, 35.) Этот вопрос задавался с давних, давних пор, его слышал святой апостол Павел, и он дал необычайной глубины и истины ответ на этот вопрос, который и в наши дни мы так часто слышим. Он сказал: «Безрассудный!» Того, кто задал такой вопрос, он назвал безрассудным, ничего не понимающим, потому что тот задает такие вопросы, представляя себе, что тела людей восстанут в день Страшного Суда в том же виде, в каком жили на земле. Они ничего не понимают, они безрассудны. Надо нам послушать святого апостола Павла: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (ст. 36). Когда сеешь ты зерна в землю, то закапывая их в землю, точно погребаешь их, и там они истлевают; и это совершенно необходимое условие для того, чтобы возросло растение из посеянных семян: необходимо, чтобы они были погребены в земле, чтобы разложились на свои составные части. «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое» (ст. 37). Когда ты сеешь, то ты семя бросаешь в землю. Это не то, что будет, это совсем не то, что возрастет из посеянного тобой зерна, это голое зернозерно пшеничное или какое случится. Но Божьей силой это погребенное в землю и истлевшее семя возрождается как нечто совершенно новое, как новое тело. Из пшеничного зерна возрастает высокий колос, дающий много-много пшеничных зерен. Из малого горчичного зерна вырастает большой кустарник, совершенно не похожий на то маленькое зерно горчичное, которое было посеяно. Из зерна кукурузы вырастают высокие, могучие стебли и на них початки кукурузы. Разве это похоже на посеянное? Нет, это нечто совсем новое, совершенно иное по виду, чем то зерно, которое было посеяно. «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (ст. 39). Святой апостол знал и понимал, как велико различие между плотью разных живых существ. Вы же знаете: мясо рыб совсем не то, что мясо теленка, мясо вола или свиньи. А люди, изучающие строение тел животных, знают и многие другие глубокие различия между плотью птиц, рыб, скотов, которых вы не знаете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

6. «…И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (Мф. 18:9). Тот, кто сомневается Тот, кто тянется сорвать всего лишь цветок, попадает в плен, Тот, кто оборачивается, чтобы оглянуться назад, может остаться там навеки. Тот, кто смеется, не заметит, как он станет седым, Тот, кто сомневается, обрекает себя на жизнь среди разочарований. 7. «Не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.» (Евр. 4:2). Бесполезное Бесполезное дело: Сеять зерна среди камней, Сеять зерна в хорошую землю там, где не бывает дождей, Сеять зерна в хорошую землю там, где дожди не прекращаются, Сеять зерна в хорошую землю, где дожди умерены там, где сорняки губят все всходы. 8. «И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.» (Пс. 79:19). Кто не делает, тот не поймет Кто не слушает, тот не узнает, Кто не делает, тот не поймет, Кто не живет тем, что понял, тот не усвоит, Кто не станет тем, что усвоил, тот не передаст знание другому. 9. «…Истина Твоя в род и род.» (Пс. 118:90). Высокая гора Высокая гора молчит, но люди говорят о ней, Слон не трубит о своей силе, она очевидна. Как бы мышонок ни хвастал своей храбростью, но от кота он убегает со всех ног, Как бы горделивые мысли ни кичились своей гордыней, но смирение рассеивает их, как солнце рассеивает туман. 10. «…И размышления сердца моего - знание.» (Пс. 48:4). Лучше забыть все Когда есть, что сказать, лучше говорить просто, Когда есть, что услышать, лучше помолчать, Когда есть, что увидеть, лучше никуда больше не смотреть, Когда есть, что узнать, лучше забыть все, что знаешь. 11. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.» (Пс. 65:18). Голубятня, конура и хлев Выпусти голубей – они прилетят обратно в голубятню, Отвяжи собаку – вечером она вернется в конуру, Прогони свиней в поле – к ночи они возвратятся в хлев. Пусть сердце не будет для дурных мыслей: ни голубятней, ни конурой, ни хлевом.

http://isihazm.ru/1/?id=119

Другое, противоположное разобранному, мнение отвергает материальное тожество тела земного и тела воскресения. Сюда нужно отнести тех, которые принимают особого рода телесность души за гробом и утверждают, что душа при разлучении с телом уносит с собою в загробный мир зерно телесности, различно называемое в различных теориях, которое, развиваясь в тело воскресения, делает его тожественным с земным. Для указываемого тожества нет поэтому необходимости, чтобы в состав воскресшего тела вошла та же самая материя, которая образовывала его на земле 362 Побуждением к созданию такого рода теории с одной стороны служит трудность представить себе возможность тожества материального, с другой – желание изъяснить воскресение тела, как результат естественного развития. В Св. Писании, как на доказательство такого идеального тожества, указывают на разобранные уже места, в которых будто бы говорится о телесности души в первый период загробной жизни; более же непосредственное указание на это видят в сравнении Апостолом истлевающего в земле тела с зерном, из которого вырастает колос. Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые и в каком теле прийдут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор.15:35–38 ). По данному сравнению, в зерне находится только растительная сила, извне получающая материальные частицы для будущего растения, субстанция которого является, таким образом, совершенно отличною от субстанции посеянного зерна. На материальное тожество тела воскресения с земным нет здесь ни малейшего намека, напротив, из различия семени и растения можно будто бы с определенностью заключать о различии образующих первые субстанций 363 . Против такой аргументации говорит прежде всего то, уже упомянутое выше обстоятельство, что Апостол имеет здесь в виду только доказать возможность воскресения, а не изъяснять самый его процесс. Сравнивая земное тело в отношении к телу воскресения с зерном, из которого развивается растение, он высказывает вообще ту мысль, что из истлевшего земного тела может быть образовано силою Божиею нетленное тело воскресения, подобно тому, как из истлевшего зерна тою же силою образуется целое растение. Кроме того, если Апостол, говоря о теле семени, имеет в виду собственно зерна, в которых, так сказать, воскресает посеянное, то говорить о каком бы то ни было тожестве их с последним невозможно, потому что из одного зерна вырастает много зерен. Таким образом, если бы мы захотели привлечь данное место к решению вопроса об отношении будущего тела к истлевающему в земле, то должны были бы остановиться на признании только подобия их, что решительно противоречит Писанию, или признать, что слова Апостола к вопросу о тожестве тел не имеют никакого отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

4. Когда же стало собираться множество народа, и люди из всяких городов шли к Нему, сказал Он притчу: 5. «Вышел сеятель, чтобы сеять посев свой, и когда сеял он, часть зерен пала возле дороги, где были они затоптаны, и птицы небесные поклевали их. 6. И другие зерна пали на камень, и всходы засохли, потому что не было им влаги. 7. И еще зерна пали в терние, и терние разрослось вместе со всходами и заглушило их. 8. И еще зерна пали на землю добрую, и всходы поднялись и дали плод стократный». Говоря это, Он воскликнул: «Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!» 9. И стали ученики Его спрашивать, что бы означала эта притча. 10. А Он сказал: «Вам даровано познать тайны Царства Божьего, а прочим — в притчах, чтобы они видя, не видели, и слыша, не разумели. 11. Вот что означает эта притча. Семя — это слово Божие. 12. А место при дороге — это те, что услышали, а после приходит диавол и похищает слово из их сердец, чтобы они, уверовав, не обрели спасения. 13. А каменистое место — это те, которые, услышав слово, с радостью его принимают, но оно не имеет в них корня; они хранят веру недолго и во время искушения впадают в отступничество. 14. А место в терниях — это те, которые услышали слово, но на путях жизни обуреваемы заботами, и богатством, и житейскими наслаждениями, так что плоды их не дозревают. 15. А земля добрая — это те, которые, услышав слово, хранят его в сердце добром и благородном и благодаря постоянству приносят плод. 16. Никто не зажигает светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать; он ставит его на подсвечник, чтобы входящие видели свет. 17. Ибо нет ничего утаенного, что не обнаружилось бы и не вышло бы наружу. 18. Примечайте, как вы слушаете. Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет».   19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли пройти к Нему по причине многолюдства, 20. и Ему дали знать: «Матерь Твоя и братья Твои пришли и стоят за дверьми, желая видеть Тебя!» 21. А Он ответил им: «Матерь Моя и братья Мои — это те, кто слушает слово Божие и его исполняет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

4Когда же стало собираться множество народа, и люди из всяких городов шли к Нему, сказал Он притчу: 5«Вышел сеятель, чтобы сеять посев свой, и когда сеял он, часть зерен пала возле дороги, где были они затоптаны, и птицы небесные поклевали их. 6И другие зерна пали на камень, и всходы засохли, потому что не было им влаги. 7И еще зерна пали в терние, и терние разрослось вместе со всходами и заглушило их. 8И еще зерна пали на землю добрую, и всходы поднялись и дали плод стократный». Говоря это, Он воскликнул: «Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!» 9И стали ученики Его спрашивать, что бы означала эта притча. 10А Он сказал: «Вам даровано познать тайны Царства Божьего, а прочим – в притчах, чтобы они видя, не видели, и слыша, не разумели. 11Вот что означает эта притча. Семя – это слово Божие. 12А место при дороге – это те, что услышали, а после приходит диавол и похищает слово из их сердец, чтобы они, уверовав, не обрели спасения. 13А каменистое место – это те, которые, услышав слово, с радостью его принимают, но оно не имеет в них корня; они хранят веру недолго и во время искушения впадают в отступничество. 14А место в терниях – это те, которые услышали слово, но на путях жизни обуреваемы заботами, и богатством, и житейскими наслаждениями, так что плоды их не дозревают. 15А земля добрая – это те, которые, услышав слово, хранят его в сердце добром и благородном и благодаря постоянству приносят плод. 16Никто не зажигает светильник, чтобы накрыть его сосудом или поставить под кровать; он ставит его на подсвечник, чтобы входящие видели свет. 17Ибо нет ничего утаенного, что не обнаружилось бы и не вышло бы наружу. 18Примечайте, как вы слушаете. Ибо кто имеет, тому будет дано, а кто не имеет, у того будет отобрано и то, что он имеет». 19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли пройти к Нему по причине многолюдства, 20и Ему дали знать: «Матерь Твоя и братья Твои пришли и стоят за дверьми, желая видеть Тебя!» 21А Он ответил им: «Матерь. Моя и братья Мои – это те, кто слушает слово Божие и его исполняет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Множество в мире предметов, которые в своем разрушения не только сохраняют свои отличительные особенности, но и не утрачивают возможности стать снова прежним телом. Так, тающий лед, превращаясь от действия тепла в жидкость и пар, из этих самых жидкости и пара снова может сделаться льдом. То же следует сказать и о приводимом у апостола посеянном зерне, которое истлевает в земле, но из которого получается новое зерно. Согласно общим законом видимого мира, и каждое умирающее тело человека, умирая, отнюдь не уничтожается, а как прекрасно выражается наш православный катехизис, только «рассыпается в земле»; оно лишь разлагается на свои составные части, как бы растаивает, и из своего разрушения (а не уничтожения) снова будет восстановлено действием всемогущества Божия в определенный для того день. «Тебе не понятно, – учит св. Иоанн Златоуст, – как бедное тело твое, заживо иногда тлеющее, соделается нетленным. Подумай же, сколько вещей Бог сотворил из ничего, и в творении ты найдешь залог воскресения. Творение мира еще труднее представить, чем воскресение мертвых. Здесь будет по крайней мере готовое вещество, а тан и того не было». (На Быт. бес. 7). При этом, как в тающем и во вновь образующемся льде восстановляется не самое соединение, совокупность растаявших частей, – где могли быть примеси сора, грязи и т. п. и вся бывшая масса могла иметь непривлекательный вид, – но из растаявших частей возникает соединение совсем новое, с новыми качествами, внутренними и внешними, хотя сущность льда, конечно та же самая; или – как в вырастающем из посеянного зерна растении вырастает не самое посеянное зерно, – последнее истлевает, а из истлевшего зерна выходит той же сущности, и стебель, и колос, и зерна молодые: и когда ты сеешь , учит апостол, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое: но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело: – так при воскресении нашего умершего тела восстанет не теперешнее, грубое и дебелое тело: плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, говорит апостол (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010