2) Бероз, присланный к Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Казилбашским Царем Шах-Абасом в 7160 г. По указу Патриарха, к этому посоху приделаны рога, на коих, так как и на яблоках, на трубках и по верху, серебряная подкова; под трубкою яхонты и бирюзы; наверху посоха изумруд в золоте и в исподи два зерна бурмитских больших; по концам в рогах два яхонта лазоревых. 3) Посох Цареградский серебряный, Патриарха Филарета, как значится в надписи на верху его; рога его из рыбьей кости; вверху в посохе врезаны раковины. 4) Посох большой Патриарха Филарета, из Индейского дерева чинара; у сего жезла рога, подроги, первое поле и яблоки обложены чеканным серебром с позолотою; по местам украшены бирюзами и лалами в гнездах. 703 Между посохами находится янтарная трость Патриарха Никона . Из перстней Святительских, служивших вместо печатей, хранятся здесь два: один медный с голубым камнем, на коем вырезан дракон. В делах Патриаршего приказа об нем значится: «Перстень Арабской меди, данный Митрополиту Алексею Ногайским Ханом». Другой золотой с лазоревым яхонтом; по ободу его подписано чернью: «Тако, Господи, помози на враги нам, и твоя сохраняя крестом люди». Он прислан в Патриаршую ризницу из Чудова монастыря, по именному изустному повелению Петра I, в 1722 году, Января 29. С ними вместе находятся другие принадлежности Патриаршей утвари, как-то: четки, очки, гребни и часы. Зепные (карманные) часы Патриарха Филарета серебряные с позолотою; на них с одной стороны Патриаршая печать, изображающая благословляющую руку и буквы Ч. П. Ф., т. е. часы Патриарха Филарета, а с другой: орел одноглавый с распущенными крыльями. Наконец укажем на печати Патриаршие, коих здесь девять, в том числи две двойных, или двулишневых: они серебряные. на одних изображена Печерская Богоматерь, а на других Успение Богородицы; на обратной сторон благословляющая рука, которая вырезана особо на малых печатях. В узорочном ларце с перламутровыми украшениями, хранятся остатки Патриаршей казны, состоящей из нескольких сот серебряных, частию позолоченных копеечек XVI и XVII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

От четвёртой артосной панагии в Вяжиицком монастыре осталось одно серебряное блюдо с изображением Знамения Божией Матери и с надписью: «Достойно есть...», где, вместо – «безо начертано – «безъ 2) Наперсные или святительские панагии, носимые на цепочках и шёлковых гойтанах, находятся в одном Софийском соборе 416 . В его ризнице хранятся более замечательные панагии следующие. Панагия XVI века, принадлежавшая архиепископу Пимену (1553–1570), обложена кругом золотом сканной прекрасной работы, по местам украшенной финифтью, с изображением Софии Премудрости Божией на чёрном дереве, известном в описи XVII века (1690) под именем сиколоя 417 ; около иконы обнизано жемчугом средним в одну нить; ушко у панагии наподобие короны сканной работы; на нём яхонтовый лазоревый камень с изображением Спасителя; в ушке на закрепах две жемчужины и два зерна бурмитских; на той же панагии четыре яхонта лазоревых гладких и четыре жемчужины; назади дска сребропозлащенная, на ней цирован престол с крестом; над престолом Дух Святый; около престола символы Евангелистов – Матфея (Ангел), Марка (орёл), Иоанна (лев), Луки (телец), два Херувима и два Серафима. Вокруг на исподней стороне надпись с указанием на лицевой стороне на резное изображение: «Одесную святые Софи, Петръ Апостолъ, Василий Кесар., Иванъ Злат., Никита епископъ, Евфимей архиепископъ», а с другой стороны: «Павелъ Апостолъ, Григорий Богосл., Николае, Иоаннъ архиепископъ», а посреди: «Варлаамъ Хутынский». Внутри круга по четырём сторонам надпись: «мощи святыхъ Ioahha Предтечи, Николы чудотворца, Никиты епископа, Ibaha архиепископа, Евимея apxienuckona, Ионы архиепископа, Стефана первомученика, риза Варлаама чудотворца», а особо вычеканено: «риза пресвятыя Богородицы». На этой же стороне начертана надпись: Великого Новаграда и Пскова». Панагия серебреная, с лицевой стороны сканная, а с исподней чеканная, украшена в два ряда жемчугом и в два ряда камнями; на средине, за горным выпуклым хрусталем, распятие с предстоящими; а на другой стороне нацированы вверху Апостолы Пётр и Павел, держащие храм, внизу святители вселенские Григорий, Василий и Иоанн, по сторонам – Борис и Глеб; кругом этих изображений надпись: «сия понагия сдлана бысть Нектарию архиепископу и патриарху ахрицкому, повелнием еодорита apxienuckona рязанского». Из упоминаемых здесь архиепископов – рязанский Феодорит хиротонисан 1606 года и был 1613 года при избрании и возведении на царство Михаила Феодоровича, а Нектарий, родом Грек, был архиепископом в болгарском город Ахриде, в 1613 году был определён в Вологду и потом в 1620 году отлучён от управления, находясь под запрещением в Кирилло-Белоезерском монастыре 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

– Вы вся тут, ваше сиятельство? – Вся, – отвечала княгиня. – Так надо, значит, у кого-нибудь перехватить. – Ну, у кого же? – полюбопытствовала княгиня. – У вас ведь не перехватишь, не дадите. – У меня!.. про меня и говорить нечего: я и не дам, да у меня и нет сумм, которые были бы достойны такой дамы, как вы, а вот вчерашнего барина у меня вы не заприметили ли? – Да это, кажется, Бодростин? – Кажется, – повторил, улыбаясь, Кишенский. – Ах матушка, ваше сиятельство: разве можно так говорить про такой кусочек? – А что такое? – Да как же-с: это именно Бодростин; то есть он сам, настоящий. – Бодростин, старой подруги вашей Глафиры Акатовой законный супруг и обладатель ее прелестей, которые, между нами говоря, все одного вашего мизинчика не стоят и… кроме того обладатель целых двутьму динариев, пенязей, злотниц и ворохов зерна бурмитского. – Что же ему здесь нужно? – Да вот подите же: еще богаче быть хочет. Это уж такова человеческая алчность вообще, а у него в особенности. Он на все жаден, и его за это Бог накажет. – А что такое? – Да как же, разве вы вчера ничего не заметили? – Решительно ничего. А что же такое, скажите пожалуйста. – Как вы вчера не заметили, как он в вас стрелял взорами? – Ну уж это сочинение! – молвила, закрасневшись, Казимира. Она живо сознавала и чувствовала, что Кишенский говорит правду и что он заметил именно то самое, что она и сама заметила, и идет именно прямо к тому, что ее занимало в ее затруднительнейшем положении, без гроша денег и со скрипачом, и золотою рыбкой. Кишенскому не было ни малейшего труда прочесть и истолковать себе смущение Казимиры, и он, нимало не медля, тронул ее слегка за руку и сказал самым кротким тоном: – Ну так, матушка-княгиня, и прекрасно. Этой первой мысли, теперь вас посетившей, и не переменяйте. Так и будет сделано. Понимаете: сделано честно, бескорыстно, без всякого куртажа. Казимира еще более покраснела и пролепетала: – Что вы это такое?.. почему вы знаете мои теперешние мысли? – Знаю-с, – отвечал смело жид. – Я вовсе и не думаю о Бодростине, и что он мне такое?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Как это происходит, спрашиваю я тебя, что во сне души путешествуют по воздуху и посещают одна другую, в то время как тела их находятся бог знает где? Томас Мур (англ.) Здравствуйте, г. Виктор (фр.) Гебея (Геба) – в греческой мифологии богиня юности, дочь Зевса и Геры; на пирах богов выполняла обязанности виночерпия. Брюсов календарь – настольный календарь, составленный библиотекарем В. Куприяновым под наблюдением Якова Брюса в 1709—1715 гг. Содержал астрономические данные, церковные справки и астрологические предсказания. Пико де ла Мирандола Джованни (1463—1494) – итальянский философ и ученый эпохи Возрождения, полиглот. Рюйтер (или Рейтер) Михаил-Адриансон (1607—1676) – голландский адмирал. «Главная книга» (голл.) Оранжисты – монархическая группировка, сторонники династии принцев Оранских-Нассау в Нидерландах. Бурмицкие зерна (бурмитские) – крупные, окатные (круглые) жемчужины. …воздушные вавилонские сады… – то есть «висячие сады» Семирамиды, легендарной ассирийской царицы. Сады эти считались в древнем мире одним из «семи чудес света». Фризские кони – лошади из северо-восточных районов Германии, где в древние времена жило германское племя фризов. Мета – здесь: намеченная черта, остановка. …мавританских замков в Альгамбре… – Имеются в виду мавританские архитектура и искусство, созданные арабскими завоевателями в Испании. Самым значительным памятником этой архитектуры является крепость-дворец Альгамбра около Гранады (XIII—XIV bb.). Аргус – в греческой мифологии стоглазый великан, зоркий страж. Конфуций (Кун-цзы, 551—479 гг. до н. э.) – известный древнекитайский философ. Тенъер (Тенирс Давид Младший; 1610—1690) – фламандский живописец-жанрист, основатель антверпенской Академии художеств (1663). Ван дер Неер (1603—1677) – голландский живописец-пейзажист. Остаде – голландские живописцы: Адриан ван Остаде (1610—1685) и его брат и ученик Исаак ван Остаде (1621—1649). Вуверман (Водверман) Филипс (1619—1668) – голландский живописец. Ван-Дик (Ван-Дейк) Антонис (1599—1641) – выдающийся фламандский живописец, ученик Рубенса.

http://azbyka.ru/fiction/lejtenant-beloz...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22: 31-32). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу»—значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 5 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви — это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12: 24). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви — тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет — и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, - Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894-1978), « Церковь - это Сам Господь наш Иисус Христос». Господь — Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь — это богочеловеческий организм, глава которого — Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22: 31–32 ). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу " -значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 4 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви – это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12: 24 ). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви – тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, – Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894–1978), « Церковь – это Сам Господь наш Иисус Христос ». Господь – Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь – это богочеловеческий организм, глава которого – Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Пушкина . Тот «смертно-животворный процесс», который происходит с поэтом, превращая его в пророка, и есть процесс преображения. В трагически заострённом варианте это преображение описывается в стихотворении «Я по каменной книге учу вневременный язык»: Я по каменной книге учу вневременный язык, Меж двумя жерновами плыву, как зерно в камневерти, И уже я по горло в двухмерную плоскость проник, Мне хребет размололо на мельнице жизни и смерти. Что мне делать, о посох Исайи, с твоей прямизной? Тоньше волоса плёнка без времени, верха и низа. А в пустыне народ на камнях собирался, и в зной Кожу мне холодила рогожная царская риза . c. 287] В этом стихотворении мы находим своеобразную реализацию метафоры «идти путём зерна». Сам образ восходит к евангельской притче о погибающем и воскресающем зерне. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). В поэтической философии старшего современника А. Тарковского В. Ходасевича, поэта, которого ценил и на творчество которого опирался А. Тарковский, «путём зерна» идёт всё сущее, в том числе и сам поэт. Третья книга стихов В. Ходасевича так и называется «Путём зерна». У Тарковского поэт тоже идёт «путём зерна», но у него смерть зерна иная. Здесь воплощается трагический опыт поэта второй половины ХХ века. Зерно, через образ которого решается образ человека, не бросается в землю, а размалывается. Это размалывание как будто бы говорит нам о смерти без воскресения. Но мука - это будущий хлеб, и, поскольку мы находимся в библейском контексте, логика развития этого образа ведёт к жизни - к Хлебу Жизни. Путь превращения в Хлеб Жизни - это путь страдания, путь жертвы, и только он даёт пророческую силу, пророческое слово и пророческий дар. Путь страдания приводит поэта к тому, что в руках его оказывается «посох Исайи», одного из величайших пророков Ветхого Завета. В стихотворении «посох Исайи» является символом пророческого слова поэта, указывающего путь народу, слова, которое, как манна, как хлеб небесный, необходимо людям, находящимся в духовной пустыне.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

(Л. 3) Над царскими дверьми около кругов херувимы медные чеканные золочены. По правую сторону царских дверей образ Всемилостиваго Спаса, написан в архиерейской одежде; венец серебреной золочен, митра и венец обнизаны жемчюгом крупным, в венце на митре крест золотой на серебреном спни, наверху зерно бурмицкое, в нем семь искр изумрудных, по сторонам четыре искры изумрудные; три подвески золотые, а в них три искры изумрудные. На той же иконе по правую сторону Спасителева образа Положение Господне во Гроб, по левую сторону — Снятие Господне со Креста, серебреные литые вызолочены, да четыре места подписи чеканные серебреные золочены, оплечки прорезные серебреные, на цке серебреной золоченой. Около Престола Спасова два столпца серебреные чеканные в подножии преподобных Сергия да Евфимия, венцы гладкие серебреные золочены, поля обложены серебреные золочены чеканные. Подле образа Спасителева образ Рожества Пресвятыя Богородицы, наверху и в ысподи восмь праздников Богородичных, венцы на всех серебреные (Л. 3 об.) золочены гладкие, поля и подписи серебреные золочены резные. Образ Архангела Михаила, венец, и поля, и оплечки серебреные золочены гладкие, две подписи серебреные золочены чеканные. По левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем. Венец у Пресвятыя Богородицы с каруною серебреной золочен гладкой; в каруне каменья в гнездах золотых: десеть изумрудов, два яхонта червчатых, шесть лалов, семь яхонтов лазоревых, ис того числа один яхонт граненой, два изумруда сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала в скобах золотых, по углам у одного искры алмазные, у другова шесть зерен бурмицких, два лала сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, семь зерен бурмицких больших на проволоке. У Превечного Младенца в венце каменья в гнездах золотых: пять яхонтов лазоревых, четыре изумруда, четыре лала, две запонки яхонтов лазоревые, два яхонта лазоревые (Л. 4) сквозных, на них по зерну бурмицкому, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, меж ими запана, а в ней яхонт червчатой граненой, около ево двенатцать искр алмазных мелких, три зерна бурмицкие на проволоке. Венцы у Пресвятыя Богородицы и у Превечного Младенца обнизаны кругом жемчюгом, оплечье прорезное, на цке серебреной золоченой, да три места подписей серебреные чеканные золочены. В ысподи около Престола обложено серебром гладким позолоченым, поля серебреные чеканные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

(Л. 11) Евангелие, жалованья блаженныя памети великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, печатное в десть, выходу 186-го году. А на нем верхняя цка глаткая , и Распятие Господне, и четыре евангелиста чеканные золотые, а около ево обнизано крупным жемчюгом, а по щету того жемчюгу в обнизи двести шесть зерен; а промежь обнизи каменье в гнездах золотых: восмь изумрудов, да деветь яхонтов червчатых, гнездо порожнее, два яхонта лазоревых небольших; да на цке сверх: камень лал граненой, около ево четыре зерна жемчюгу, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой, под ним два камени яхонта лазоревых, ниже их камень изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых граненые, около их по четыре зерна бурмицких, два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; по сторонам Распятия Господня яхонт лазоревой граненой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда да яхонт червчат невелик; на другой стороне яхонът лазоревой глаткой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда, яхонт червчат невелик, под ними два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; под Распятием Господним два яхонта лазоревые, а около их по четыре зерна (Л. 11 об.) жемчугу бурмицких; в подножии изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых; в ысподи камень лал граненой, около ево четыре жемчюга, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой; около Распятия Господня, евангелистов, по цке и по верху обнизано жемчюгом средним. Застешки, а у них пристуги и скобочки золотые. На исподи цка серебреная с летописью, а на ней средина и наугольники золотые ж, с шипами. Корень покрыт алтабасом, по обрезу золочено. Цка изнутри подклеена камкою червчатою. В том же Евангелии двенатцать закладок, галуны шелковые польские розных цветов, з золотом по концам, кисти с узлами золотные, на них дватцать четыре варворки, обнизаны мелким жемчюгом, а у закладок заглавие низано жемчюгом средним и мелким, с канителью, на нем двенатцать каменьев простых розных цветов в гнездах, около заглавия бахрама золотная.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Царствие Небесное всевает в наши души Бог маленькими зернышками. И как оно растет, мы не понимаем. Но мы должны понимать, какие условия для его роста надо создать. Элементарно — дать время для роста. После сева проходят месяцы, прежде чем урожай вызреет. Точно так же в духовной жизни нужно время. Поэтому в Православии трехчасовые службы, сорокадневные посты. Неужели нельзя покороче? Можно. Но тогда не вызреет в людях то, что вызревает медленно. Зерна Царствия Божия растит в нас Бог. Но хорошо в себе эти зерна примечать и заботиться о них. Как? Митрополит Сурожский Антоний говорит: если какие-то строки из Евангелия пробивают сердце верующего, и он всей душой согласен с Христом на этих нескольких строчках, то такие строки стоит замечать, здесь он — Божий. Не так много строчек может оказаться. Но они-то и есть те самые зерна, которые Господь посеял. И они попали в нас на плодородную почву. Они дальше могут умножаться, если мы будем проводить над ними время, будем уделять этому внимание. Да поможет нам Господь сохранить и приумножить зерна, которые Он всевает, чтобы Царствие Небесное открылось в нас. Преображение (Мф 17:1–9) Господь преобразился перед учениками. Святитель Григорий Палама говорит, что разную меру Света видели Апостолы: одна мера была на лике Христа, другая исходила от Его одежд, третья — в облаке. Разная мера Света — это разная мера благодати, которую воспринимали Апостолы в Преображении. Люди, которые стремятся к Богу, принимают благодать на благодать (Ин 1:16), переходят от меньшей меры благодати — к большей. Бывает, приобрел человек некоторый религиозный опыт и считает, что этого достаточно. Например, такой человек может однажды почувствовать присутствие Божие и на этом успокоиться, говоря, что Бог у него в душе (то есть в кармане), и в храм ему ходить на надо. Значит, такой человек еще не полюбил Бога. Разве скопидом скажет: у меня дома денег хватает, они мне больше не нужны, я никуда за ними не пойду. Сребролюбец стремится без конца преумножать капитал.

http://pravmir.ru/slova-na-evangelie-i-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010