25. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 81 «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую» ( Кол. 3, 5 ). Эти слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обращаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призывающий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогающей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий духовный подвиг, обольщает человека пленительным призраком свободы, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отречение от которых и подавляет будто бы душу унынием. Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утратилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься «греховного тела плоти», необходимо напряжение воли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с нею. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвизающийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собою этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на происходящий от них вред, уже «не стыдясь и не краснея» начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострадательным взором проникнет в болезнь его? Ибо «гласа Господа Бога своего он не слушает и не принимает наставления Его» ( Иер. 7, 28 ). И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь?.. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» ( Иер. 31:22, 3:22 ). Он вспоминает о любви небесного Пастыря, Который, «заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим», приносит к Отцу Своему. Тогда душа человека невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненною скорбию начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовию к Богу, начинает взывать к Нему: «Обрати меня, и я обращусь!.. Мы извратили путь свой. Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда. Поистине напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор... грешили пред Господом Богом нашим!.. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш!» Неужели не обратится Бог на этот зов души скорбящей? Поистине обратится и «издали явится» ей ( Иер. 31:18, 3:21–25 ; Ис. 64, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2:29, 30). Видишь ли, что говорит он? А ты не хочешь даже сказать слова за отца своего, не только что подвергнуться такой опасности. Но мыться, говоришь ты, ему не следует. Почему, скажи мне, где запрещается это? Ведь и нечистым оставаться — нехорошо. Нигде мы не видим, чтобы это осуждалось, или похвалялось. Есть же нечто другое, что (апостол) заповедал иметь епископу: быть непорочен, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8). Вот чего требует апостол; этого следует требовать от начальствующего, а больше — ничего. Ты не правее Павла, а тем более не правее Духа (Святого). Если он бийца, или пьяница, или жесток и немилостив, порицай его: это недостойно епископа; если он роскошествует, это заслуживает порицания. Но если он бережет свое тело, чтобы служить тебе, если заботится, чтобы быть полезным тебе, то неужели должно порицать его за это? Разве ты не знаешь, что немощь телесная, не менее немощи душевной, вредит как нам, так и Церкви? Почему и Павел врачует ее, когда пишет Тимофею: « употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов » (1 Тим. 5:23)? Если бы мы совершали добродетель одной душой, то нам не нужно было бы заботиться о теле. Для чего же и вообще мы так созданы? А если и тело много участвует в этом, то не крайнее ли безумие — пренебрегать им? Представим, что какой–нибудь муж, почтенный достоинством епископства и получивший предстоятельство в церковном обществе — человек и в других отношениях добродетельный и имеет все, чтобы прилично иметь лицу священному, но от великой немощи постоянно лежит в постели: какую он может принести пользу, какое предпринять путешествие, какие сделать посещения, кого обличить, кого уговорить? Сказал я это для того, чтобы вы научились не порицать епископов без разбора и принимать их с большей благосклонностью, а если кто домогается власти, то, имея ввиду такое множество порицаний, заглушал бы в себе это желание. Поистине, велика здесь опасность и весьма нужны здесь благодать и мир, которых в обилии вы испрашивайте у Бога нам, а мы (будем испрашивать) вам, чтобы и мы и вы, преуспевая в добродетели, достигли обещанных благ, во Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 2 « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности » (Тит. 1:5, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так» ( Мф.19:7–8 ), – извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость и непокорность. И посему они получив от Моисея сообразную с их жестокосердием заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине? Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» ( 1Кор.7:12 ); и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» ( 1Кор.7:6 ); и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным» ( 1Кор.7:25 ); и в другом месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего» ( 1Кор.7:5 ). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец ( Мф.7:15 ), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением. Глава XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2) Так Своим смирением учит нас Христос смирению, и потому говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Смиримся же ради Того, Который ради нас так смирился. Преклоним голову нашу не только пред Богом, но и пред людьми. В нас должны, быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). 3) Отсюда учатся дети родителям, рабы господам, подчиненные властям, люди пастырям, ученики учителям, юные старым повиноваться и почитать их. Если Христос, будучи Богом, людям повиновался, то есть Высший низшим, насколько более люди людям и низшие высшим повиноваться должны. Да посрамится же человеческая гордость и непокорность пред Сыном Божиим, так смирившимся. Он велик был и тогда, но, величество Свое скрывая, показывался как смиренный человек, и Господь всех в образе рабском обращался. Запечатлеем же, возлюбленный, сей живой образ смирения в мыслях наших и постараемся подражать Ему в том, дабы Сам Он нас возвысил. Ибо всякий унижающий себя возвысится (Лк 14:11). Спасайся.   Письмо семидесятое Ныне посмотрим, как велико то дело, ради которого пришел на землю Господь наш Иисус Христос. Сам Он да поможет нам, и мой ум да просветит, и руку мою да направит писать, и твое сердце да отверзет принять написанное. Почерпнем же все из Евангелия Его и прочего Писания Его Святого, как источника живого, для пользы и утешения нашего. Перед тем, как должен был явиться Сын Божий миру и проповедать Евангелие царствия Божия, пред Ним послан был от Бога Иоанн святой, как утренняя звезда перед восходящим солнцем, как о том через пророка прежде объявил Бог: Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал 3:1; Мф 11:10), – и это пророчество Сам Сын Божий к Предтече Своему прилагает и Ему приписывает. Великий Предтеча родился от престарелых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию (Лк 1). Потом Сама Истина – Иисус Сын Божий засвидетельствовал, что он больше пророка и что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11:9, 11). И сами иудеи настолько высоко почитали его ради святости его, что надеялись и помышляли в сердцах своих, не Христос ли он (Лк 3:15). И жил он в пустыне, как Ангел Божий, от сопребывания и молвы человеческой удаленный, и пищей питался, и одеждой одевался самой простой, как проповедник покаяния, которое и словом и житием своим проповедовал. Этот великий муж перед самым явлением Христовым, по повелению Божию, вышел из пустыни, и пришел в страну Иорданскую, и проповедовал людям, приходящим к нему, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф 3:2). Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, и прочее (Лк 3:16). Это он о Христе Спасителе нашем говорил людям. И другие его святые проповеди во Евангелии написаны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3:14–15. Ибо Тот, Который возлюбил нас настолько, что сделал нас причастниками Своими, членами Своего Тела, коего Он глава, участниками в том, что принадлежит Ему (Златоуст), не позволит нам отторгнуться от Него, если только мы не желаем (Феофилакт). Благодать Его поддержит нас на пути добродетели, если только начатую жизнь Его в нас. Мы твердо при помощи веры будем сохранять до конца, доколе слышим призывающий нас к Нему голос благодати, и не отвратимся от Него, не ожесточим сердца своим неверием в Него, подобно сынам Израиля, роптавшим на Бога в пустыне. 3:16–18. Бог вывел из рабства Египта весь народ еврейский, чтобы ввести его в покой Свой, землю обетованную. Все они при Синае, слышали глас Божий, изрекший им Свои заповеди, слышали и от Моисея волю Божью. Но большая часть их умерла в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина и не достигших двадцатилетнего возраста (см. Чис. 14:28–30 ). За что же вознегодовал Бог на народ Свой? За что почти весь погубил его в пустыне? Он негодовал сорок лет против тех, которые, слыша Его призывающий к Себе голос, не исполняли Его воли – грешили. Он поклялся, что не войдут в землю обетованную, а погибнут в пустыне те из народа, которые были непокорны Ему, не исполняли Его воли, не покорялись Ему. Причина же непокорности была – неверие. 3:19. Итак, из истории еврейского народа святой Павел доказал, что неверие погубило израильтян в пустыне, не допустив их войти в землю обетованную землю, как покой Божий. Все, что доселе говорил святой Павел о неверии израильтян, и о наказании их за это неверие в пустыне, по видимому, относилось только к ним, а не к христианам. Но святой Павел далее доказывает, что обетование Божье о покое вполне относится и к христианам. III. Побуждение ревностно стремиться в покой Божий (4:1–13) Глава 4 1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

3 . Итак, каждая из вас, по дару Христову соделавшись [Божиим] жилищем, если не соблюла заповеди Христовы, обновляющие и сохраняющие это жилище (я разумею чистоту спасительной купели), то, наоборот, возлюбив «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф. 4:22 ), привела себя тем самым в состояние немощи, поработившись плотским страстям и пристрастившись к неразумному обыкновению мира, то есть [возлюбив] самочиние 5 , непокорность, непослушание, прекословие, сварливость, самоугодие 6 и другие недоноски сластолюбивой воли. Ведь там, где не вселяется Христос, охотно располагаются такие [и подобные им греховные] расположения души. Как Он Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21,23 ) 7 . 4 . Видишь, как свершение заповедей сохраняет дом души и делает Христа Жителем его? Заповеди же Христовы состоят не только в отречении от всего сродного с миром и от всех дел его, но и [в отрешении] от мирского мудрования, от невоздержанности языка и от всякой неразумной привычки, связанной с чувствами. Ибо [Господь] говорит, что если «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). А заповедь Христова предполагает и подчинение настоятельнице, как телом, так и душой, отсечение собственной [греховной] воли и всего иного, что принадлежит ветхому человеку, который есть преступление заповедей Христовых, а также следующий за преступлением грех , разрушающий дом души. 5 . Познав это и возжелав уготовить себе обитель на небесах, вы оставили мир и избрали надмирное подвижническое житие, стремясь воздвигнуть [в себе] чистую сокровищницу Христову. Ведь в чистоте жительствует и является Христос, так как говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ) 8 . 6 . Итак, поскольку вы возжелали стать жилищем Христовым, то для возведения дома спасения нуждаетесь в наилучшем Мастере, без Которого «не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). А этот Мастер есть Христос – Он управляет нашим спасением и созидает его; Он же есть Творец духов и тел, ведь [Писание] гласит: «Премудрость создала себе дом» ( Притч. 9:1 ). Кроме того, Христос есть Основание, и об этом изрекает Апостол: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3:11 ). Ибо Он, как совершенная Добродетель 9 , и [Сам] воспринял, и [нам] заповедал послушание и повиновение, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

3 Это слово дошло до царя Ниневии. Вероятно, титул «царь Ниневии» относится к царю Ассирии. Точная же идентификация монарха, о котором идет речь, невозможна. Хотя и маловероятно, что это необычное происшествие было зафиксировано в ассирийских хрониках, некоторые исследователи видят указание на него в религиозных реформах Ададнирари III (811–784 гг. до Р.Х.). Есть предположение, что царем, о котором идет речь, мог быть Ашшурдан III (773–756 гг. до Р.Х.). он встал... и сел на пепле. Реакция царя была столь же скорой и непосредственной, как и его подданных. Он сменил свои одежды на рубище, а свой трон на «ложе» из пепла ( Иов 2,8 ; Ис. 58,5 ). 3:7–8 от имени царя... крепко вопияли к Богу. С изданием царского указа, предписывавшего молитвы, траурные обряды и пост для людей и животных, раскаяние Ниневии стало полным. 3 чтобы каждый обратился... от насилия рук своих. Царское повеление избегать насилия весьма необычно для эпохи Нового Ассирийского царства (VIII-VII вв. до Р.Х.), так как физическое насилие и социальная несправедливость были характерными пороками Ниневии ( Наум 2,13; 3,4–7 ). 3 Кто знает... и мы не погибнем. Царь выражает надежду, что искреннее раскаяние отвратит гнев Божий. 3 И увидел Бог... и не навел. В пророчестве (ст. 4) содержалось условие, что осуждение неминуемо, если город не раскается. Ниневитяне выполнили это условие: «они обратились от злого пути своего». В ответ на это, ввиду их искреннего раскаяния, Бог избавил их от грозившей участи. То, что Господь изменил Свое намерение и поступил в соответствии с поведением людей, не является несовместимым с Его Божественной властью ( Иер. 18,7–10 ), ибо избранные Им средства соответствуют Его Божественному замыслу. Глава 4 4 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. Больше всего Иона боялся, что Бог дарует Свое прощение самому ненавистному врагу Израиля. Поэтому он был очень недоволен тем, как город ответил на его проповедь. 4 Ты Бог благий и милосердый... и сожалеешь о бедствии. Несмотря на вызывающую непокорность и узость понимания Ионы, ему была ведома сущность Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

42, 1–6. В предыдущей главе не упоминается о пророке Иеремии. Что он был в Массифе в то время, когда там совершилось избиение Годолии и 70-ти других евреев, – этого нельзя отрицать, после того как в Иер. 40:6  сказано, что пророк поселился в Массифе. Нужно думать, что Иеремия или сопровождал Иоанана в погоне последнего за Исмаилом, или даже находился в числе пленных, уведенных этим последним из Массифы и потом отнятых у него Иоананом. Таким только путем можно объяснить то обстоятельство, что Иоанан и его спутники обращаются к пророку с своею просьбою, очевидно, не оставляя места своей остановки около Вифлеема, и что они же потом увлекают его с собою в Египет, не возвращаясь более в Массифу (ср. Иер. 43:6 ). Иоанан просит Иеремию помолиться Господу, да возвститъ пть, по немже пойдемъ, и слово, еже совторимъ. Просители при этом клянутся, что они поступят так, как укажет им Господь чрез своего пророка. 4. И реч имъ пррокъ: слышахъ: се азъ помолюс васъ Гдеви Бг нашем по словесемъ вашымъ: и бдетъ слово, еже вщаетъ Гдь, повмъ вамъ, и не потаю васъ словес. 4. И сказал им Иеремия пророк: слышу, помолюсь Господу Богу вашему, по словам вашим, и все, что ответит вам Господь, объявлю вам, не скрою от вас ни слова. 5. же рекоша бди Гдь в насъ послхъ правдивъ и вренъ, к по всем слов, еже аще послетъ Гдь к намъ, так сотворимъ. 5. Они сказали Иеремии: Господь да будет между нами свидетелем верным и истинным в том, что мы точно выполним все то, с чем пришлет тебя к нам Господь Бог твой: 6. Аще добро, и аще гласа Гда нашег, к немже мы посылаемъ т, послшаемъ, да лчше намъ бдетъ, к послшаемъ гласа Гда Бга нашег. 6. Хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа, Бога нашего, к которому посылаем тебя, послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего. Сопоставляя эту клятву с последовавшею затем непокорностью клявшихся воле Божией, объявленной чрез пророка (см. Иер. 43:1  и сл.), необходимо заключить, что или клятва была дана в надежде не услышать божественнаго порицания уже принятому намерению отправиться в Египет ( Иер. 41:17 ), или же они спрашивали только о направлении, по которому им следовало оставить отечество (см. особенно Иер. 42:3 ). Что они должны уйти из Иудеи, – это могли они считать для себя окончательно решенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

4.4. Окончательное отвержение Саула 4.5. Помазание Давида 4.6. Давид и Саул 4.7. Гибель Саула Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.4. Окончательное отвержение Саула Окончательное отвержение Саула произошло в результате его действий во время войны против амаликитян. Эта война имела совершенно особенное значение, потому что в свое время, когда амаликитяне препятствовали израильтянам во время Исхода, Господь повелел Моисею оставить после себя наказ о том, что амаликитяне должны быть истреблены. И вот, исполнить это завещание выпало Саулу, причем здесь Самуил говорит ему о том, что «Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его…, теперь послушайся гласа Господа,… иди и порази Амалика … и истреби все, что у него и не бери себе ничего у них, уничтожь и предай заклятию все» (1 Цар. 15:1–3). Саул отправляется в поход, действительно одерживает победу, но лучших из овец и волов и все хорошее у амаликитян они не хотели истребить, а все маловажное и худое они истребили. Мы такое видели при описании захвата земли обетованной в книге Судей. Саул и его воины разом сделали два якобы полезных дела: исполнили, как смогли, заповедь Божию и захватили себе много разной хорошей добычи. Когда Саул возвращается из похода, навстречу выходит ему Самуил, которого Саул приветствует первым: «Благословен ты у Господа, я исполнил слово Господа». И сказал Самуил: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» И сказал Саул: «Привели мы их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили». И сказал Самуил Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу его? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность такой же грех, как волшебство и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1 Цар. 15:13–15, 22–23). После явного преступления отлучается Саул от своего служения. И хотя он и пытается принести какую-то видимость покаяния, но совершенно очевидно, что это именно видимость и больше его заботит то, чтобы это отвержение и размолвка его с Самуилом не сделалась явной и видимой для народа, чем то, что его отверг Господь. После этого Самуил уходит оттуда, и говорится, что более не виделся Самуил с Саулом до дня смерти своей.

http://sedmitza.ru/lib/text/431105/

4. Поэтому Он сказал вам: «Что Мне, говорит [Господь], множество жертв ваших? Я наполнен есмь всесожжениями овнов и тука агнцев и крови волов и козлов не хочу. И не приходите являться ко Мне. Ведь кто потребовал этого от рук ваших? Более не ходите по двору Моему. Если принесете Мне самую лучшую муку, то напрасно: каждение – мерзость для Меня. Новомесячий ваших, и суббот, и дня великого не могу терпеть; пост, и праздность, и праздники ваши ненавидит душа Моя. Вы стали Мне в пресыщение» 17 . И снова: «Зачем Мне ладан приносишь из Савы и благовоние от земли дальней? Всесожжения ваша неприятны, и жертвы ваши не услаждают Меня 18 (...) Соберите с жертвами вашими всесожжения ваши и ешьте мяса, потому что Я не заповедал вам в день, [в который] вывел вас из Египта о всесожжениях и жертвах» 19 . И снова: «Удали от Меня глас песнопений твоих, и песней органов твоих Я не послушаю 20 (...) Так как ты отверг Мое знание, отвергну и Я тебя от священнослужения Мне» 21 . 5. Так почему же [Бог] возненавидел и отверг ваше служение, субботы, жертвы, новомесячия и праздники, как было сказано? Не по причине ли вашей непокорности, жестокосердия и неверия в Его единородного Сына? Каким образом проявляется ваша вражда на Бога Отца и на Его совечного Сына и Бога? Не в том ли, что не было у Него власти делать в своих [творениях] то, что хотел прежде веков: как и из не-сущих Он все сотворил, так и послал единородного Своего Сына в последние времена, чтобы воссоздать нас, смертных? [Не в том ли,] что недопустимо, дабы Бог рождал, или [недопустимо] слышать о Сыне Божием? Что неисполнимо, чтобы Бог сошел на землю и уподобился людям, совершил и претерпел на земле все, что было о Нем написано и сказано? Что невозможно, дабы невместимый во всех стал вместимым во утробе жены, и невещественный и бестелесный воплотился, и безмужно от Нее родился, и провозгласил Себя, неописуемого, неосязаемого и невидимого, истинным Богом [и] человеком? 6. В этом, о дети иудеев, вы нас обвиняете и считаете, что ваши речи законны, излагая новые сомнения в защиту вашего неверия. В таком случае, ответьте нам на наши вопросы, если в вас есть слово разума 22 . Бог – больший всего или меньший? Конечно, больший. Следовательно, Он находится внутри всего или вне? И внутри и вне и выше всего, по написанному: «Небо престол, а земля – подножие ног Его» 23 , и: »...на крилу ветреню ходити» 24 , и: «...в море пути Его 25 , а льет дождь на праведных и неправедных и солнце Свое сияет на злых и благих» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010