«Отче! дай мне следующую мне часть имения… И пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 12–13). Гордому и непокорному Бог попускает впадать в тяжелые грехи, чтобы он обратился к покаянию Непокорность – это дочь гордыни. Поэтому гордому и непокорному Бог попускает впадать в тяжелые грехи, чтобы он смирился и обратился к покаянию. Первый грех, в который впадают гордые и непокорные, – это блуд, страсть тяжелая, отвратительная, постыдная. Но если павший человек раскаивается, совесть его угрызает, и он хочет вернуться, Отец наш Небесный его не оставляет, а протягивает руку, ждет его, выходит навстречу, лобызает его со слезами радости и прощает. Так сделал Отец Небесный с блудным сыном из Евангелия. Вышел ему навстречу, облобызал, простил ему грехи, дал ему перстень и одежду и стал пировать с ним. Видите благость и милость Божию? Видите плоды покаяния того, кто возвращается ко Христу? Видите, что для всех грешников есть покаяние и прощение? Видите, что и нас Господь ждет для покаяния у церковных дверей? Лишь бы нам пожалеть о содеянном, исповедаться с раскаянием, бросить грехи и сказать, подобно блудному сыну: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18–19). Если бы сегодня эти слова от всего сердца сказали пьяницы, блудники и христиане, порабощенные грехами наших дней, то всех бы принял, облобызал и простил Бог! Но только мало наших христиан воистину боятся Бога, возвращаются в Церковь, к покаянию, прибегают к священникам и исповедуют свои грехи. Покаяние блудного сына да будет примером, оправданием и увещанием для всех нас, а его непокорность и падение в блуд да напоминает нам о той большой опасности, которая угрожает детям, пораженным неверием и блудом. Смотрим мы на то, сколько отцов и сколько матерей приходят, плача о детях своих, в церковь и монастыри. И все говорят нам одно и то же: – Дети нас больше не слушают, ходят на всякие плохие развлечения, на фильмы с убийствами и развратом, не хотят больше учиться, ходить в церковь и на Исповедь, не хотят больше молиться Богу, и очень нервные. Сдружились с плохими детьми, живут в блуде с такими же плохими молодыми женщинами, как и они, курят и напиваются, что нам с ними делать? Как спасти их от разврата и вернуть к вере, в Церковь, к нормальной христианской жизни?

http://pravoslavie.ru/137626.html

« По всем », — говорит, — « городам ». Он не хотел, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый имел свою часть в своем попечении и наблюдении; таким образом, и для него самого облегчается труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет отвлекаться для предстоятельства над множеством Церквей, но будет заниматься только одной и ее благоустраивать. « Если кто непорочен », — говорит, — « муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности ». Для чего он представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело не дурное, но настолько честное, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть. В самом деле, кто не сохранил никакого расположения к умершей (жене), как может тот быть хорошим предстоятелем? Какому только не подвергнется он порицанию? Ведь все вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. (Апостол) желает, чтобы начальствующей не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям, потому и говорит: « если кто непорочен », т. е., если жизнь его свободна от нарекания, если никто не мог упрекнуть его в (дурной) жизни. Послушай, что говорит Христос: « если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? » (Мф. 6:23) « Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности ». Заметьте, какую великую предусмотрительность обнаруживает он и в отношении к детям, потому что кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? Если он не мог устроить тех, которых с самого начала имел при себе и воспитывал, и над которыми имел власть и по законам, и по природе, то, как он может быть полезным для чужих? Если бы не была велика беспечность отца, то он не допустил бы сделаться злыми тем, над которыми имел власть с самого начала (их жизни). Невозможно, поистине невозможно, чтобы тот, кто с самого начала был воспитан с великим тщанием и окружен попечениями, сделался злым, потому что грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пс.80:6 .  Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал. «Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския». Иосифом Пророк называет здесь весь народ. Поскольку Иосиф был виновником вшествия их во Египет, то его именем нарек и народ; сказует же, что Бог законоположение сие дал народу, освободив его из Египта. Потом исчисляет оказанныя благодеяния. «Языка, егоже не ведяше, услыша». Ибо никогда прежде не сподобившись внимать божественному гласу, услышал оный, в пустыне приемля закон. Пс.80:7 .  Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин. «Отъят от бремене хребет его: руце его в коши поработасте». Сим выразил Пророк труды в Египте: тяжкую работу и плинфоделание, потому что принуждены были, как вероятно, на раменах своих носить брение, а таковые труды преимущественно ощутительны хребту. После сего вводит Пророк беседующим лице Божие, и сперва напоминает об оказанных благодеяниях, а потом предлагает увещание и совет, после же сего предсказывает непокорность и наказание за непокорность: Пс.80:8 .  В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя. «В скорби призвал Мя еси, и избавих тя». Воздохнул ты в Египте, бедствуя от трудов, и немедленно сподобился человеколюбия. Сие показывает и история. Ибо сказано: «и возстенаша сынове Израилевы от дел жестоких: и взыде вопль их к Богу» ( Исх. 2, 23 ). «Услышахь тя в тайне бурне». А Симмах перевел так: «послушал тебя сокровенным громом»; и другие переводчики употребили также слово: «гром». Означает же сим Бог следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким, египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление. «Искусих тя на воде пререкания». Пришедши в Мерру, и найдя воду горькую, возопили на Моисея и возроптали на Бога. От сего поступка и место получило наименование. Посему, говорит Бог, при сей воде обличил Я неблагодарное сердце твое, но без труда переменил качество воды, и горькую сделал сладкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пятое наставление : посоветуйся с человеком мудрым, и, по наставлению Сираха, " без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся " (Сирах. 32:21). Более же всего остерегайся следовать своим влечениям; ибо потеряешь всякое терпение, погубишь всю кротость, если послушаешь внутренних своих советников, то есть пристрастия и влечения: они недобрые советники. Скорбь постигла тебя не без Божьего распоряжения. И Ему же лучше всех известно, как ты освободишься от скорби. Всякое зло мы причиняем сами себе своей непокорностью Богу. Но если безвременно на что-нибудь отважишься, повторяя: " Так хощу делу быти, так поведеваю, вместо извета (возражений) волю мою представляю " - то хотя это тебе и приятно, но оно расстроит Божие распоряжение о тебе, и в последствии сам на себя станешь пенять (сожалеть), что приключил себе зло. Всякое зло мы причиняем сами себе своею непокорностью Богу. Об этом говорит пророк со вздохом: " У Господа Бога нашего - правда, а у нас - стыд на лицах ... оттого, что мы согрешили пред Господом, и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа, которые Он дал пред лицом нашим " (Варух. 1:15.17-18). И так каждый всю свою надежду возлагай на Бога, исполняя Его заповеди, и чем крепче будет надежда твоя на Бога, тем сильнейшим сделаешься против врага своего, и будешь в покое и безопасности Наконец шестое наставление . Если несмотря на все твое усердие и заботливость не сбывается что-либо по твоему желанию, не вознегодуй ни на Бога, ни на едино из Его творений. Но подумай, что Богу известно до малейшей черты все, что ты уже потерпел и что еще предстоит потерпеть. Он желает изведать и укрепить твое мужество. А потому что Богу приятно, то самое и тебе да будет благоприятно. Ибо воистину " счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу " (Варух. 4:4) Никто не дерзай говорить: вижу - напрасно тружусь; просил я у Бога помощи с величайшим упованием на Него, всего себя предоставляя в Его волю, но ничего не вымолил. " И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу " (Иова 22:13-14). Это слова людей нечестивых. Ничего нет суетного в том, что хорошо сотворено: разве у Бога есть одно только казнохранилище, и если кто не получает от него денег, то ни на что другое да не надеется и ничего да не ожидает? Неразумен тот работник, который не желает уплаты за свою работу получить от своего господина ничем другим, кроме только одной мелкой монеты (лепты). И если господин будет уплачивать ему золотыми пмпериалами или отборной пшеницей, неужели бессмысленный работник воспротивится принять такую плату и будет требовать непременно мелкой монеты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Таким должен быть предстоятель (Церкви), – искать не своей чести, но общей пользы. " И поставил " , – говорит, – " по всем городам пресвитеров " . Здесь он разумеет епископов, как мы сказали в другом месте. " Как я тебе приказывал: если кто непорочен " . " По всем " , – говорит, – " городам " . Он не хотел, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый имел свою часть в своем попечении и наблюдении; таким образом, и для него самого облегчается труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет отвлекаться для предстоятельства над множеством Церквей, но будет зани­маться только одной и ее благоустраивать. " Если кто непорочен " , – говорит, – " муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности " . Для чего он представляет такого чело­века? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, по­казывая, что это дело не дурное, но настолько честное, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть. В самом деле, кто не сохранил никакого расположения к умершей (жене), как может тот быть хорошим предстоятелем? Какому только не подвергнется он порицанию? Ведь все вы знаете, что, хотя зако­нами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. (Апостол) желает, чтобы начальствующей не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям, потому и говорит: " если кто непорочен " , т. е. если жизнь его свободна от нарекания, если никто не мог упрекнуть его в (дурной) жизни. Послушай, что говорит Христос: " если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма " (Мф. 6:23)? " Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности " . Заметьте, какую великую предусмотрительность обнару­живает он и в отношении к детям, потому что кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? Если он не мог устроить тех, которых с самого на­чала имел при себе и воспитывал, и над которыми имел власть и по законам, и по природе, то, как он может быть полезным для чужих? Если бы не была велика беспечность отца, то он не допустил бы сделаться злыми тем, над которыми имел власть с самого начала (их жизни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

11–12. Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. (Тако глаголет Господь: крепкою рукою не покаряются хождению пути людий сих, глаголюще: да не когда рекут: жестоко: все бо, еже аще рекут людие сии, жестоко есть: страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся). Зная, что спасение иудейского царя и народа от врагов существенно и безусловно зависит от совершенной покорности их воли Божией, Пророк и обличает их в непокорности. Но «пути людей сих», обличаемых Пророком, т.е. их образ мыслей и деятельности, их планы и предприятия проникнуты упорной непокорностью даже «крепкой руки», т.е. власти Вседержителя, который столь многократно уже и охранял, и наказывал свой народ. Не смотря на то, народ теперь снова обнаруживает свое недоверие к промыслу Божию и непокорность воли Вседержителя: узнав о заговоре царей-союзников, народ называет их намерение «жестоким», малодушествует, трепещет перед силой врагов, в действительности ничтожных ... (гл.7:2,4). Господь предостерегает свой народ и говорит через пророка, чтобы жители Иерусалима не называли жестоким намерение царей-союзников и не боялись оного, потому что оно, будучи в мысли жестоким, не осуществится на деле... 13. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! (Господа сил, того освятите, и той будет тебе в страх). Для народа страшен могущественный царь, обладающий многочисленным и храбрым войском. Но кто же из царей силен против «Господа сил»? Чье войско многочисленно пред всем воинством небесным? А Бог – царь Израиля есть именно Вождь всех воинств небесных. Его и должно «освятить», т.е. быть в неизменной преданности Ему, по условию вечного завета с Ним, освященного веками и утвержденного не однократной клятвой ( Пс.88:21–38 ). И кто свято исповедует имя «Господа сил», тот должен благоговейно и неуклонно чтить власть и волю Его и не дерзать унижать всемогущество Его перед мнимо-страшной силой ничтожных заговорщиков, Рассона н Факея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(11) Опустошил беззаконник землю нашу от населяющих её, погубил юношу, и старца, и детей их вместе. (12) Во гневе красоты своей он выслал их на запад , и начальников земли [предал] на осмеяние, и не пощадил. (13) Будучи чуждым (ev йАлотрштгги), враг являл надменность, и сердце его чуждо Бога нашего; (14) и все, что он совершил в Иерусалиме [было так], как и народы [делают] в городах крепости своей . (15) И превосходили их сыны Завета среди народов смешанных ; не было среди них творящего среди Иерусалима милость и истину. (16) Убежали от них любящие собрания святых; как воробьи поднялись от ложа своего; (17) скитались в пустынях, чтобы спасти души свои от зла, и в очах переселенцев [была] драгоценностью душа, спасенная из них. (18) По сей земле было рассеяние их от беззаконных; ибо небо перестало изливать дождь на землю . (19) Вечные источники бездн были удержаны высокими горами, ибо не было между ними совершающих правду и суд; (20) от начальника их до самых последних людей – во всяком грехе: царь в беззаконии, и судья в непокорности, и народ во грехе. (21) Воззри, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, во время, какое Ты, Боже, избрал, чтобы царствовал над Израилем отрок Твой . (22) И препояшь его силою, чтобы он поразил начальников неправедных , очистил бы Иерусалим от язычников, попирающих [его] в погибели; (23) в мудрости, в правде отринул бы грешников от наследия, уничтожил бы гордость грешников, (24) как сосуд горшечника жезлом железным сокрушил бы всю непоколебимость их ; (25) истребил бы народы беззаконные словом уст своих , чтобы при угрозе его язычники убежали бы от лица его; и изобличил бы грешников словом сердца их . (26) И он соберёт народ святой, которым будет предводительствовать в правде, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его; (27) и не допустит, чтобы неправда обитала более среди них; и не будет жить с ними ни один человек, делающий зло , ибо он познает их, что все они – сыны Бога своего . (28) И разделит их по коленам на земле; и переселенец, и чужеродный не будут жить с ними более. (29) Он будет судить людей и народы в премудрости своей правды. Междупсалмие .

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

12:45). Впрочем, я думаю, что божественный Аарон весьма премудро потребовал «усерязи» (серьги)(Исх.32:2), едва ли не означая чрез сие то, что они лишили слух свой подобающего ему украшения, так как уже не имели благопокорливости, но напротив увлеклись к богоненавистной и преступной непокорности. Ибо, после того как Бог заповедал: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3), и они выразили одобрение сим словам и почтили их достохвальнейшим согласием, сказав: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:3, 7), теперь они искали богов изваянных. Видишь ли, как они отвергли благопослушливость? И это, думаю, значит ушное украшение. Смотри же, как осмеивает Аарон их попытку. Показав им идола, сделанного в виде тельца, он взывал к ним: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Но известно, что не тельцом они освобождены были от рабства (потому что как или откуда это могло бы случиться?) но «рукою крепкою и мышцею простертою» (Пс. 135:12) и посредством знамений и чудес. Таким образом, как бы в напоминание о совершенном от Господа он посмевается, говоря: «вот бог твой, Израиль» (Исх. 32:4). Между тем они принесли и жертвы, потом ели и пили как бы в праздник, и «после встал играть» (Исх. 32:6). Ибо за отступлением от Бога последует и то, что отступившие связуются узами плотского нечистоту считают наслаждением и прекрасною и приятною усладою считают то, о чем им надлежало бы плакать. Посему и блаженный Павел нечистое идолослужение полагал в числе плотских грехов. «Они суть, — говорит он, — дела плоти известны … блуд, нечистота, непотребство, идолослужение» (Гал. 5:19—20). Ибо это заблуждение влечет за собою еще худшие, и удаление от Бога заставляет недуговать постыднейшими из всех зол. И подлинно, они составляли хоры, воспевая, как я думаю, застольные песни, делая и говоря то, что свойственно пьяным. Не знавшего о сих дерзостных поступках божественного Моисея поставляет в известность о них Бог, так говоря: «поспеши сойти...; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

13,14 Блаженный Павел, укрепляя и утверждая своих учеников, чтобы не обрелся кто-нибудь из них в таковом злом помышлении, говорит: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» 1899 . Под «отступлением» он разумел не отречение от имени Господа, но показывал неверие заповедям Его; потому он прибавляет, иносказуя под образом иудеев христианскую истину и явив неверие тех для нашей неколебимости: «Кто именно из слышавших возроптал? 1900 Не все ли вышедшие из Египта с Моисеем? На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешающих ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не вошли за неверие» 1901 ; и присовокупляет: «Смотрите, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но слышанное слово не принесло пользы им, не утвержденным 1902 верою вместе со слышавшими. А входим в покой мы, уверовавшие» 1903 . 13,15 В самом деле, покой истинных христиан – избавление от греховных страстей и полнейшее и действенное вселение Духа Святого в чистом сердце. Посему далее говорит [апостол]: «Итак, постараемся войти в покой оный», – то есть верующие, подвизающиеся во всех добродетелях заповедей, окончательно сподобляются освящения Духа, – «чтобы по тому же примеру не впал кто в непокорность» 1904 . Поэтому, приободряя их и воспламеняя произволения их к вере, говорит он: «Итак, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» 1905 ; и еще: «Следовательно, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, окропивши (то есть очистив) сердца от порочной совести»; а также: «Кольми паче кровь Христа очистит совесть вашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» 1906 . И собрав остальные свидетельства из Святых Писаний, вы нашли бы чрезвычайно много сказанного с этой целью. 13,16 Итак, всех доказательств вполне достаточно для благоразумно верящих словам Духа, что истинно пришедшему к Богу, всем сердцем верящему обетованиям Его, изо всех сил подвизающемуся в заповедях Его и обновляющему изо дня в день 1907 [свой] ум нужно ощутить в себе благодать духовного преуспеяния, дабы так смогли мы дойти до истинного покоя окончательного освящения, то есть достичь совершенной любви усыновления поклоняемого Духа, чрез Которого мы можем стяжать и полное избавление от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

13.3. Окончательное отвержение Саула Окончательное отвержение Саула Богом произошло в результате его действий во время войны против амаликитян. Эта война имела совершенно особенное значение, потому что в свое время, когда амаликитяне препятствовали израильтянам во время Исхода, Господь повелел Моисею оставить после себя наказ о том, что амаликитяне должны быть истреблены. И вот исполнить это завещание выпало Саулу. Самуил говорит ему: «Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его... теперь послушай гласа Господа,… иди и порази Амалика… и истреби всё, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию всё» ( 1Цар. 15:1–3 ). Саул отправляется в поход, действительно одерживает победу, но лучших из овец и волов и всё хорошее у амаликитян он не захотел истребить, а уничтожил всё маловажное и худое. Нечто подобное мы видели при описании захвата земли обетованной в Книге Судей ( Суд. 1:27–35 ). Саул и его воины разом сделали два якобы полезных дела: исполнили, как посчитали нужным, заповедь Божию и захватили себе много хорошей добычи. Когда Саул возвращается из похода, навстречу выходит ему Самуил, которого Саул приветствует первым: «Благословен ты у Господа, я исполнил слово Господа». И сказал Самуил: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» И сказал Саул: «Привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили». Заметим эту особенность – «Богу твоему». И сказал Самуил Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление – то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15:13–15, 22–23 ). И хотя Саул пытается принести какую-то видимость покаяния, но совершенно очевидно, что это именно видимость и больше его заботит то, чтобы всё это не сделалось явным и видимым для народа, чем то, что он отвержен Богом. После этого Самуил ушел в Раму и более не виделся с Саулом до дня смерти своей ( 1Цар. 15:35 ). 13.4. Помазание Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010