Ответ. Всякий грех должен быть открываем настоятелю или самим согрешившим, или узнавшими о грехе, когда сами они не могут уврачевать его по заповеди Господней (Мф.18, 15). Ибо грех умолчанный есть гнойный вред в душе. Как благодетелем называем не того, кто задерживает в теле вредоносное, а напротив того, кто болезненными средствами и надрезываниями вызываете это наружу, или посредством рвоты исторгает вредившее, или вообще чрез обнаружение болезни делает и способ излечения известным: так, очевидно, скрывать грех значит готовить больному смерть. Ибо сказано: «жало смерти—грех» (1 Кор.15,56); «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Притч. 27, 5). Поэтому не скрывай грехов один другого, чтобы из братолюбца не сделаться братоубийцею. Не скрывай и у себя самого. Вопрос 47. О тех, которые не принимают распоряжений, сделанных настоятелем Ответ. Кто не принимает распоряжений настоятеля, тот должен наедине прямо высказать ему свое возражение, если имеет какое крепкое основание, сообразное с намерением Писания, или молча исполнить, что приказано. Если же сам постыдится, то пусть употребить на сие посредниками других, чтобы ему, когда распоряжение противно Писанию, и себя самого, и братию избавит от вреда, а если оно окажется имеющим надлежащее основание, как себя освободить от напрасного и опасного сомнения, — ибо сказано: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере» (Рим.14, 23), — так в других простодушных не произвести поползновения к непокорности, — ибо «если бы» говорит Господь, «мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17,2). Если же некоторые будут упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя гласно своего огорчения, то, как посевающие сомнения в братстве, колеблющие уверенность в заповедях, как учители непокорности и непослушания, да будут изринуты из братства. Ибо сказано: «извергните развращенного из среды вас,…(т. к.) малая закваска квасит все» (1 Кор. 5, 13. 6). Вопрос 48. О том, что должно не в любопытные входить исследования о действиях настоятеля, но быть внимательным к собственному своему делу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Это означают слова: " по тому же примеру не впал в непокорность " . Итак, говорит, не будем ослабе­вать, как он говорит им и в конце: " Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени " (Евр. 12:12). " Чтобы кто " , - говорит, - " по тому же примеру не впал в непокорность " ; а это поистине значит - пасть. Потом, чтобы ты, услышав: " по тому же примеру не впал в непокорность " , не разумел здесь той же смерти, какой подверглись те (иудеи), смотри, что говорит он: " Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " . Слово сильнее всякого меча поражает души таких людей, наносит тяжкие удары, причиняет смертельные раны. И ни доказывать это, ни подтверждать (апостол) не имеет нужды, представляя столь ясные события. Какая в самом деле война, говорит, какой меч погубил тех (иудеев)? Не пали ли они просто сами собою? Итак, не будем предаваться беспечности потому, что мы еще не потерпели того же: " доколе можно говорить: " ныне " " , нам нужно быть осторожными. Но высказав такие (действия слова) на душу, чтобы слушатели не остались беспечными, он присовокупляет и (действия его) на тело; подобно тому, как царь поступает с начальниками, совершившими важные преступления, - сперва лишает их военачальства, потом снимает с них пояс и звание, и наконец, призвав глашатая, наказывает их, - так действует и меч духовный. После этого, чтобы сделать слова свои более поразительными, беседует о Сыне и говорить: " Ему дадим отчет " , т.е. Ему мы отдадим отчет в делах. Итак, не будем падать и преда­ваться малодушию. Сказанного достаточно для вразумления; но он не довольствуется этим, а присовокупляет еще следующее: " имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия " (Евр.4:14). 2. А что действительно с такою целью он сказал это, видно из дальнейшего: " Ибо мы имеем " ,  - прибавляет он ,  " не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших " (Евр.4:15). Для того же он и выше сказал: " Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Братия! апостольское учение и нам внушает твердо и непоколебимо пребывать в Божественной вере, которую содержим мы, всегда ревностно последовать тому спасительному учению, которому учит нас святая православная Церковь Христова. Должны мы всегда заботиться о том, чтобы нам каждый день верно и усердно исполнять свои христианские обязанности; чтобы ни лжеучения, ни соблазны, ни легкомыслие или нерадение и беспечность многих не ослабляли в нас живой веры в Иисуса Христа и крепкой любви к Нему, Спасителю и Богу нашему. Чтобы твердо стоять на пути спасения, мы должны всегда помнить о Божеском величии Господа Спасителя нашего; должны помнить и благоговейно размышлять о том, что Он есть единородный Сын Божий, истинный, всесовершенный Бог, Творец мира видимого и невидимого, и Правитель всего мира; что Он Спаситель наш, для нашего спасения вочеловечился, пострадал и умер, воскрес и вознесся на небо, и с прославленным человечеством пребывает во славе Бога Отца; что Он своими заслугами ходатайствует о нас пред Богом Отцем; беспредельная Его благость и доныне всех грешников призывает к покаянию и обращению на путь спасения, и бескровная умилостивительная жертва Его доныне приносится на святом алтаре за живых и умерших. Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Евр.13:8 ). Братия! будем чаще размышлять о Божеском величии Господа нашего Иисуса Христа, и, благоговейно размышляя, будем питать живую веру в Него, надежду и любовь к Нему, и всеми нашими делами прославлять всесвятое имя Его, единородного Сына Божия, с превечным Отцем Его и Всесвятым Духом, ныне и во веки веков. Аминь. Беседа 68 в неделю третию великого поста (Зачала 311А и 311Б.). ( Евр.4:14–16; 5:1–6 ). Братия, имуще архиерея велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания ( Евр.4:14 ). Прежде слышанного вами ныне чтения из послания к Евреям, апостол Павел в этом же послании в сильных чертах раскрыл непостоянство, непокорность и неверие Евреев в то время, когда Бог, изведши их из Египта, обещал им покой в обетованной земле, и являл особенное Свое попечение о них. Также напомнил, как Бог гневался на народ, и сказал: «Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» ( Пс.94:11 ), и кости их пали в пустыне ( Евр.3:7–19 ). Указывая на пример неверия и неповиновения и строгого Божеского суда за эти грехи, Апостол предостерегал Евреев от подобного нечестия, говоря: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» ( Евр.3:12 ). «И постараемся войти в покой оный, чтобы кто, по тому же примеру (древних непокорных Евреев), не впал в непокорность» ( Евр.4:11 ). Затем, указав на строгость суда Божия, и на то, что пред Богом все обнажено и открыто, присовокупил: «Ему дадим отчет» ( Евр.4:13 ). Апостол далее говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Выслушай же на это и притчу. В некоторой стороне был богатый человек и купил себе имение за рекою, и созвав рабов своих, отправился тотчас в дорогу, а имение разделил им, дав каждому, сколько сам хотел, и сказал им: " пусть каждый из вас идет на свой участок и работает на нем, пока не приду посмотреть на работу вашу " . И одни из них оказались благодарными и приверженными к господину своему; и они не ослушались приказания своего владыки; а другие из них, будучи непокорны и упрямы, стали противоречить своему господину, говоря: " не послушаемся слова твоего, не пойдем за реку и не станем работать в имении твоем " . И при всем этом господин их не прогневался. Но богатый приготовляет тогда рабам своим питие и, упоив непослушных рабов, отдал приказание другим своим слугам; и они, перевезя их через реку, положили каждого из них на том участке который дал им господин их. И после этого один из них, отрезвившись, видит, что лежит он за рекой на участке, который дал ему господин его. И раб этот пришел от того в ужас и сказал сам в себе: " если так полюбил меня господин мой, что, при моей непокорности ему, не прогневался на меня, но перенес все великодушно и, как во сне, переправил меня чрез эту большую и быструю реку и положил на участке моем; то и я посему буду усердно работать в имении его, помня его благодеяния " . И начал раб этот прилежно работать, так что сравнялся с начавшими дело прежде него. Потом проснулся и другой раб и нашел себя за рекою в имении господина своего. Но он был лукав и упорен и сказал сам в себе: " вот господин как бы во сне переправил меня чрез эту большую и быструю реку; а я поле его оставлю в запустении и посмотрю, что со мной он сделает " . И этот ленивый раб опять лег и уснул; во время же сна его выросли терния и сорные травы, и закрыли его собою. Много потом прошло времени, и господин рабов тех пришел посмотреть на дело каждого и, видя работу прежде начавших, благословил их. Потом идет также к рабу, которого переправил через реку, как во сне и, видя хорошую работу его, порадовался на него, и благословил его. После же сего идет посмотреть на ленивого раба и на дело его; и пришедши, находит, что он спит и покрыт терниями и сорными травами. И господин его, обратив к нему речь, сказал ему с угрозою: " для чего ты, раб лукавый и ленивый, оставил поле в запустении? Или не знал ты, как переправил я тебя сонного за реку и положил на том участке, который отделил тебе, и не помнил прежней твоей непокорности? Не надлежало ли и тебе подражать своему товарищу, которого таким же образом переправил я за реку? " Тогда раб тот не нашел никакого оправдания в страшный для него день. И тогда господин их поступил с ними, как заслуживали дела каждого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

И по законам последовательности с одной стороны, а с другой, вследствие неясности этого места в Библии, и с третьей, на основании того, что без воли Божией «по своему хотению» никто не может вызвать душу умершего, и в- четвертых, на основании существующей практики среди спиритов, где всегда доминируют два положения: подделка или работа сатаны, – можно предполагать, что здесь была симуляция явления со стороны женщины из Аэндора, которая, как современные медиумы, сама говорила , вместо Самуила, с Саулом и, обладая даром психометрического ясновидения, как и все оккультисты старого времени, повторила Саулу те слова, которые он раньше слышал от Самуила, и которые, в этот тягостный момент его переживания огненными буквами горели в его памяти; или же , вместо Самуила, которого Саул, на основании приведенного выше текста этого повествования, не видел, появился злой дух, все время до этого возмущавший Саула. Во всяком случае перед нами находится точное изображение спиритического сеанса. Но в первой книге Паралипоменона, гл. 10 ст. 13, 14, мы читаем: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом: «А не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву». Обратите внимание: «за то, говорит Библия: что он обратился к волшебнице, а не взыскал Господа». В 1-ой книге Царств в главе 15, ст. 23, как мы видели, говорится, что непокорность есть такой же грех перед Господом, как и волшебство: следовательно, всякое волшебство священным Писанием рассматривается, как явная непокорность, явное уклонение от Господа Бога. Всякий, прибегающий в указанных выше случаях к вызыванию умерших, отвергает слово Господа и, само собой разумеется, отвергает такого человека и Господь (1 Царств. 15:26). Вот чем, вероятно, следует объяснить тот высоко знаменательный факт, наблюдаемый среди спиритов, что они решительно все , лишь только вступают в эту область, подвергаются всевозможным страданиям , нестроениям, раздорам, вражде, неудаче, потому что этим самым деянием отвергают от себя и Бога, и Его благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Изъясняет, в каком смысле назвал такой покой субботством. Потому что, говорит, и мы почиваем от дел своих, подобно тому, как и Бог, почивши от дел Своих по устроении мира, назвал день этот субботой. Ибо здесь и для праведников много труда, и борьбы, и всяких усилий в добродетели; а там нет заботы и нравственной добродетели, там неизмеримое наслаждение Богом. Итак, о чем желали они слышать, именно, что они избавятся от нынешних трудов, то и сказал, чтобы порадовать их. Итак постараемся войти в покой оный. Итак постараемся войти в покой оный. После того как показал, что есть и третий покой, наконец побуждает их войти в него. Прекрасно сказал: постараемся. Ибо вера сама по себе недостаточна для того, чтобы вводить в него, если с нею не соединяется и добрая жизнь. Чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. По тому же примеру — как израильтяне. Ибо как они, хотя уже прошли большую часть пути и претерпели бедствия, однако за неверие пали, так и вы смотрите, как бы после стольких подвигов, которые вы выдержали, не пасть вам, не сохранив мужества до конца. Ибо это действительно значит пасть. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Как тогда, говорит, не война, не меч погубил тех, но слово Божие: ибо они падали сами собой, так же будет и с нами. Ибо то же самое слово как их наказало, так и нас накажет: оно всегда живет и не погибло. И в другом еще смысле сказал: живо, чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: живо, то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, — причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, — и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Итак, как некоторым [ 6 ] остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94:8, ср. Евр.3:8). Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Итак, как некоторым [ 6 ] остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94:8, ср. Евр.3:8). Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Всем этим старается показать, что Иисус Навин не мог ввести в этот покой, о котором речь и у Давида, и у нас теперь. Так как Навин не ввел, а Давид после столь долгого времени снова говорит: не ожесточите сердец ваших, подобно отцам, которые вследствие неверия не вошли, и дает нам основание от противного заключать, что мы войдем, если уверуем. Очевидно, что это — покой будущий, и он ожидает нас. Ибо не о Палестине, без сомнения, говорил Давид: они тогда владели уже ею; также и не о седьмом дне речь: он был от сотворения мира. Следовательно, существует некоторый третий покой, — Царство Небесное, в который вводит истинный Иисус и вера в Него. Посему для народа Божия еще остается субботство. Посему для народа Божия еще остается субботство. Не сказал: покой, но субботство, употребивши собственно такое название, которое и радовало их слушателей и было вполне понятным для них. Так он называет Царство Небесное. Ибо как в субботу закон повелевал воздерживаться от всех плотских произвольных дел и священникам совершать одни только дела служения Богу и дела душеполезные: так и тогда все будет духовным и божественным, ничего плотского, ничего тягостного, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания. Послушай, что и сам он говорит.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Мысль об этом же непослушании, об этом же возмущении выражается и в словах: сотворишас на задн, а не на предн, т. е. – яснее – обратились назад, а не вперед, или стали ко Мне спиною, а не лицем. Не к свету лица Божия, Его откровения, Его закона стремится приблизиться этот народ. Не приближаясь, а отдаляясь от Бога, народ обращается к Нему естественно не лицем, а спиною. Так выражается мысль о непокорности народа воле Божией. И послахъ къ вамъ вс рабы мо, пророки, въ день, и рано воста и посыла. Последние слова – гебраизм, подобный находящемуся в стихе Иер. 7:13 ,=Бог неусыпно посылал, не переставал посылать к народу рабов Своих пророков. «В день» – буквальный перевод с евр.=каждый день, непрестанно. Не смотря на непрекращавшиеся меры Божественного милосердия к тому, чтобы возбудить внимание народа к закону Божию, народ оставался упорно невнимательным. Ожесточиша выю свою=сделали твердою, неудобопреклонною шею свою, не хотели склонить ее под иго закона Божия, хотели быть господами сами себе. Ср. Иер. 2:20, 31 . Иер. 7:27–28 27. И речеши к нимъ вс словеса и не услышатъ т, и воззовеши ихъ, и не вщаютъ теб. 27. И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят. 28. И речеши к нимъ: сей зыкъ, иже не послша гласа Гда Бга своег, ни погибе вра, и та есть устъ ихъ. 29. Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления! Не стало у них истины; она отнята от уст их. 27, 28. Доселе говорилось о предках того народа, к которому обращается пророк с своею речью. И слушатели пророка не лучше своих предков. Было принято достаточно мер к тому, чтобы победить упорное непослушание народа; меры эти были непрерывны, непрестанны. Не преждевременно произносится о народе приговор, как о «непослушном» воле Божией, как о таком народе, от которого ожидать покорности воле Божией уже невозможно. Погибе вра, и та есть устъ ихъ – этими словами обозначается крайняя степень непокорности воле Божией, до которой дошел народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Но что я говорю, продолжает он, о людях? Хотя бы ты указал на ангелов, архангелов, херувимов, серафимов и на какие бы то ни было сотворенные существа, - все открыто пред очами Его, все явно и ясно, ничто не может укрыться от Него. " Но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет " (τετραχηλισμνα),  -сказал он, заимствовав это переносное выражение от коже, снимаемых с закалаемых жертв. Когда кто-нибудь, заклав жертву, снимает с животного кожу, тогда все внутренности откры­ваются и делаются видными для наших глаз: так и пред Богом открыто все. Заметь, как часто (апостол) употребляет вещественные образы; это зависело от немощи слушателей. А что они были немощны, это он выразил, когда назвал их " неспособными слушать " (медлительными) (Евр. 5:11) и имеющими нужду в молоке, а не в твердой пище. " Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет " . Что же значит: " по тому же примеру не впал в непокорность " ? Здесь он как бы объясняет причину, почему (иудеи) не увидели земли. Они, говорит, получили залог силы Божией, но, тогда как следовало веровать, предались более страху, не по­мыслили ничего высокого о Боге, впали в малодушие, и таким образом погибли. Можно сказать и нечто другое, именно: они, совершив большую часть пути и будучи уже при самых вратах, у самой пристани, потерпели кораблекрушение. Того же, говорит (апостол), я опасаюсь и за вас. Вот что означают слова: " по тому же примеру не впал в непокорность " . А что и они много терпели, об этом он свидетельствует после, когда говорит им: " Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий " (Евр. 10:32). Итак, пусть никто не предается, малодушию, не отчаивается при конце подвига и не падает. А есть, подлинно есть такие люди, которые сначала с живою ревностью устремляются на подвиги, потом же, не желая прило­жить к ним немногого, теряют все. Предки ваши, говорит, достаточно могут научить вас не впадать в то же, чтобы не потерпеть того же, что потерпели они.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Объяснения православного: 10) Из этих мест Писания совсем не видно, чтобы ап. Павел чтил субботу, а видно только, что он по субботам проповедовал, как и Христос, а почему именно по субботам проповедовал, объяснено выше: потому, – что тогда евреи были в сборе, были готовые слушатели, (см. п. 5-й). Сектант: 11) Ап. Павел в воскресный день работал, а в субботу праздновал: ходил в синагогу молиться и проповедовать. Поселившись в доме Акилы и Прискиллы, он, «по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» ( Деян. 18:1–4 ). Объяснения православного: 11) Прежде всего нужно заметить, что из этого места Писания вовсе не видно, чтобы ап. Павел работал в воскресные дни; это выдумка сектантов. Сказано только: «работал», а сколько дней в неделе работал и в какие дни, – не указано. Затем нужно помнить, что он проповедовал не только в субботу и в синагогах, но и «ежедневно», «на площади» ( Деян. 17:17–20 ), «всенародно и по домам», а Ефессян «учил три года день и ночь непрестанно». ( Деян. 20:20, 31 ). Если сектанты чтут субботу потому, что ап. Павел по субботам проповедовал, то пусть чтут каждый день, пусть чтут языческий ареопаг, еврейские синагоги и проч. Молиться же в коринфской синагоге с евреями апостол не мог ( 2Кор. 6:15 ), ибо тамошние евреи не только не верили, «что Иисус есть Христос», но «противились» проповеди апостола и «злословили» его, так что он, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» ( Деян. 18:5–7 ). Сектант: 12) Суббота должна оставаться и для христиан: «для народа Божия остается еще субботство» ( Евр. 4:9 ). Объяснения православного: 12) «Народ Божий» это – евреи, а «субботство» это – получаемое чрез веру во Христа царство небесное. В этой главе послания к Евреям говорится о трех «покоях»: первый покой это – покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (ст. 4); второй покой это – обещанная евреям «земля обетованная», куда за ропот в пустыне и непокорность не все они вошли (ст. 5–6), почему Давид предсказывает евреям о третьем покое: «ныне, когда услышите глас Его (то есть Христа), не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус (Навин) доставил им (евреям в земле обетованной) покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему, говорит апостол, для народа Божия (то есть для евреев) еще остается субботство» (ст. 9), остается чрез веру в пришедшего Мессию-Христа войти в вечный покой, или в Царство небесное. «Ибо кто вошел в покой Его (то есть в царство небесное), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, учит евреев св. Апостол, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру (как евреи в пустыне) не впал в непокорность» (ст. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010