Во 2-й группе можно выделить: групповые постановочные фотографии, снятые во время путешествий и офиц. встреч (на приеме у с.-петербургского губернатора, во время встречи с духовенством Важеозерской пуст., в усадьбе ген.-губернатора Н. И. Бобрикова в Ульянове, после освящения благотворительных об-в и др.); репортажные фотографии, как правило во время поездок по России (на родине в Суре, в Леушинском мон-ре, в Вауловском скиту, в Ферапонтове и др.); фотографии в семейном кругу (с супругой, с племянником, на даче в Мартышкине); небольшое количество снимков, запечатлевших И. К. в богослужебном облачении (при закладке или освящении храма, во время проповеди, крестного хода и т. п.). За единичным исключением, отсутствуют снимки И. К. за богослужением в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храмов. Наконец, значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии и погребения И. К. (эти события запечатлены также на кинопленку; прижизненные кинокадры с И. К. не обнаружены). Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 2008 г. (ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря) Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 2008 г. (ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря) Главным фотолетописцем И. К. был кронштадтский фотограф П. П. Шауман. Святого снимали известные с.-петербургские мастера К. Булла, А. А. Оцуп, Ф. Ф. Осипов, И. Яковлев, Везенберг, И. Ленис, фотограф и худож. С. В. Животовский, московский мастер М. Б. Тулинов и др. Фотографии И. К. хранятся во мн. архивах, в музейных и библиотечных фондах, в частности в ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга, ГАРФ, РГБ, ГИМ, ГМИР, в Мемориальном музее-квартире И. К. в Кронштадте, в Иоанновском мон-ре на Карповке в С.-Петербурге, в Пюхтицком мон-ре в Эстонии, в Митрополичьих (Патриарших) палатах ТСЛ, в частных коллекциях. Благодаря совместной работе сотрудников музея-квартиры и с.-петербургского фотографа Д. Н. Горячева снимки из коллекции ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга были отпечатаны непосредственно со стеклянных негативов, неоднократно экспонировались, публиковались и т. о. введены в научный оборот.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Они принимали священников, бежавших от офиц. Церкви, и поддерживали тесные контакты со староверами Поволжья, горнозаводского Урала и с яицкими казаками. Кроме того, на земли совр. П. к. в большом количестве нелегально прибывали крестьяне-беженцы из Центр. России, находившие приют в многочисленных скитах беглопоповцев в Оханском и Осинском у., а также в поселках и «подзаводских» деревнях Молебского, Тисовского, Шемахинского, Юго-Камского, Юго-Кнауфского и др. заводов. Со 2-й пол. XVIII в. старообрядцы региона регулярно испытывали недостаток в т. н. беглых священниках, их прием окончательно прекратился после офиц. решения на Тюменского собора 1840 г. В результате распространения беспоповской практики среди пермских старообрядцев сформировалось «Часовенных согласие» , которое до сер. XX в. оставалось самым многочисленным в Прикамье. Основной структурной единицей этого согласия являлась община, в руководство к-рой входили выборный духовный отец, более или менее грамотный наставник (наставница), головщик (разбиравшийся в тонкостях богослужения), знаменщик (регент хора). Важную роль играли старшины из числа наиболее уважаемых и зажиточных мирян. По свидетельству миссионера, в Пермском у., напр., «что ни богатый человек, тот и раскольник», и вообще «добрая половина купечества - раскольники». Кафедральный собор во имя свт. Стефана Пермского в Перми (РПСЦ. Уральская епархия). 2006 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Кафедральный собор во имя свт. Стефана Пермского в Перми (РПСЦ. Уральская епархия). 2006 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. После возникновения в 1846 г. Белокриницкой иерархии , в янв. 1857 г., была создана Пермская епархия во главе с еп. Геннадием (Беляевым) . В Прикамье ему за 2 года удалось организовать 28 общин и рукоположить 23 священника. Активную роль еп. Геннадий сыграл в избрании на Тобольскую епископскую кафедру священноинока Савватия (Левшина) в дек. 1862 г. После ареста 6 дек. того же года еп. Геннадия (РГБ. Ф. 247. 840. Л. 17) и отправки его в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь на Пермско-Оренбургскую кафедру еп.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 31.05.1810, Курск - 22.08. 1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), схиархим. Род. в богатой купеческой семье, впосл. получившей статус почетного гражданства. Один день в неделю в семье Антимоновых был посвящен раздаче милостыни. Иван помогал отцу в торговых делах, пел на клиросе и в выходные дни собирал певчих дома для спевок. Ежедневно делал тысячу поклонов, старался не есть мяса даже в скоромные дни. Отец неск. раз предлагал ему вступить в брак, но сватовство не было успешным; в 1836 г., после очередных смотрин, отец сам женился на невесте, которую сватал сыну. Примером для Ивана стал старший брат Михаил, поступивший в Оптину пуст. (впосл. принял постриг с именем Мелетий, стал архимандритом и экклисиархом Киево-Печерской лавры ). Посещая брата в мон-ре, Антимонов общался со старцами прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) и прп. Макарием (Ивановым) , с настоятелем прп. Моисеем (Путиловым) . Старец Лев предсказал Ивану принятие монашества, а старец Макарий поддерживал с ним переписку и приглашал поступить в мон-рь. Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) Прп. Исаакий (Антимонов). Фотография. 90-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) В 1847 г. Антимонов отправился по торговым делам на Украину. Выполнив свои обязательства, не вернулся домой, а отправился в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. , куда поступил послушником. Отец резко отреагировал на уход сына в мон-рь: «Он, варвар, убил меня!» Вместе с прп. Макарием Иван посетил Курск и примирился с отцом. Иван окормлялся у старца Макария, к-рый уже тогда предсказывал ему высокий сан и готовил к буд. служению. Близко общался с игум. Варлаамом (Давыдовым) . Выполнял послушания на пасеке, в хлебопекарне, в трапезной, пел на клиросе, одновременно нес общие братские послушания. Нек-рое время был переплетчиком книг, в частности переплел рукопись «Слов постнических прп. Исаака Сирина» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-462) - самую древнюю в фонде Оптиной пуст., датируемую 1389 г.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИЖНЕЛОМОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской митрополии), находится в дер. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Основан в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича при источнике, на к-ром, по преданию, в 1643 г. состоялось обретение местночтимой Казанской иконы Божией Матери . Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Первоначально здесь была построена часовня, а в 1648 г. сооружена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, положившая начало монастырю. Обстоятельства обретения иконы и основания К. м. изложены в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178 (Муз.). 3311; Романова. 2006). Согласно «Сказанию...», в 1643 г. икона была обнаружена горожанами на камне возле источника, находившегося на расстоянии 1 версты от г. Н. Ломов. Однако в монастырской летописи, которую цитирует первый историк обители, архим. Евпсихий (Горенко), сказано, что икону обнаружил казак А. Набоков. После обретения «новоявленную икону Пресвятыя Богородицы» собирался отнести в город воевода И. Косагов (Косягор), но внезапная болезнь его сына Григория заставила воеводу поступить иначе: по совету горожан он отправился на место явления и «возва града того иереи и диаконы и с клирики» и «пришедше на место то со кресты и начаша молебне свершать по чину» (Там же. С. 474). Весть об исцелении сына воеводы распространилась «в пределы и веси града сего», икона стала почитаться как чудотворная. Согласно «Сказанию...», царь Михаил Феодорович , узнав о «многих и великих чудесах», происходивших от святыни, повелел на месте ее обретения построить церковь и к ней «вдати книги и ризы и воск на свещи и церковное вино и монастырь мужеский устроить» (Там же. С. 475). Настоятели и братия Первым строителем К. м., по одной версии, был иером.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г. Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г. Первый храм пустыни в 1642 г. был освящен во имя арх. Михаила. Главной святыней обители стала икона арх. Михаила, привезенная иером. Макарием из Москвы. Впоследствии киевлянин мон. Матфей удалился в пустынь у местечка Янково в 15 верстах от Желтоводского монастыря, где и скончался. Мон. Иларий оставался в М. м. до смерти, а иером. Макарий был возведен в сан архимандрита и переведен в один из астраханских мон-рей настоятелем. При игум. Павле (Моравском; 1686), который после 1653 г. ввел в пустыни общежительный устав, возрождались традиции монашеской жизни, в частности нестяжания. В 1667 г. в М. м. принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея духовный писатель, впосл. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) . В 1672-1675 гг. он исполнял должность строителя обители. В М. м. иером. Игнатий закончил работу по переводу с греческого и редактированию сборника Житий святых (РГБ. Овчин. 749), переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), составил монастырский синодик, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. В годы настоятельства игум. Павла были построены каменный собор в честь Воздвижения Креста Господня, храм во имя Святой Троицы, жилые и хозяйственные здания, каменная ограда. Возможно, зодчие, возводившие монастырские храмы, позднее трудились и над созданием ансамбля Желтоводской обители в 40 км от М. м. Развитию пустыни способствовало ее выгодное положение на оживленном торговом пути. Именно здесь проходила дорога из волжского понизовья через г. Курмыш в Лысково, на Макарьевскую ярмарку, и в Н. Новгород. У стен монастыря с 10 по 15 сент. стала проводиться ежегодная ярмарка, приуроченная ко дню престольного праздника Воздвижения Креста Господня. В Лыскове, в жен. Рождественском мон-ре, находилось подворье пустыни, где жил «дворник лысковец бобыль Стенька Онтипьев». При игум. Павле в М. м. проживало 80 насельников. Мон-рь имел скотный двор, 2 мукомольные мельницы при прудах, сад, пчельник, места для рыбной ловли на р. Суре и на озерах в устье р. Курмышки. Но собственных вотчин у М. м., видимо, не было.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Церковь св. Максима Исповедника на Варварке в Москве. 1698–1699 гг. Фотография. 2014 г. Церковь св. Максима Исповедника на Варварке в Москве. 1698–1699 гг. Фотография. 2014 г. Максимовская ц. была построена «со утеснением и без связей», поэтому храм быстро обветшал. 14 апр. 1698 г., после молебна блаженному, начали разборку древнего храма и строительство нового на прежнем месте. Работы осуществлял подмастерье Гостиной сотни А. М. Гурьев на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы (передал 500 р.) и Максима Верховитинова из Москвы (пожертвовал ок. 2 тыс. р.). Во время строительства по благословению патриарха Адриана мощи М. были обретены вторично. 13 мая 1698 г. митр. Сарский и Подонский Тихон , архимандрит Знаменского мон-ря Иоасаф, ключарь Успенского собора Московского Кремля свящ. Пров Климантов со священниками и с клириками храма извлекли из гробницы под церковной палатой мощи святого «с перстию». При этом произошло чудо: свод разобранной гробницы рухнул, но никто не пострадал. Мощи, завернутые в плащаницу, перенесли в алтарь храма, где митр. Тихон совершил их омовение; «на персех» святого был найден «крест чюден велми, исплетен усмяный, с парамантом положен бе» (РГБ. Рум. 364. Л. 334). Мощи положили в кипарисовый ковчег, к-рый поместили в деревянную раку, установленную на середине храма. После совершения канона раку с мощами с пением литии перенесли в Знаменский мон-рь и поставили в ц. Знамения Пресв. Богородицы на правой стороне, у сев. дверей: «...народу же тогда премножеству стекающуся видети и поклонитися мощем его» (Там же. Л. 634 об.). Древнюю каменную раку святого патриарх повелел положить «в земли в основании новыя... церкви под олтарем, против престольнаго места» (Там же). 23 окт. 1699 г. была освящена во имя св. Максима Исповедника теплая трапезная церковь в новом храме, куда 10 нояб. патриарх благословил перенести мощи М.: «...и тогда звону бысть доволно». 6 сент. 1703 г. архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф освятил во имя М. летнюю церковь в новом храме.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Нач. ХХ в. Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Нач. ХХ в. Время установления почитания В. точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кн. Петр и кнг. Феврония . Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания В. было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей В. и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от ц. святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Христорождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти В. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование к-рым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память В. (без указания дня) отметил в сер. 50-х гг. XVII в. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» (РГБ. МДА. 201. Л. 333 об.). По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память В. 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В наст. время мощи В. вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Христорождественском соборе. 4 окт. 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей В. был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, к-рый поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие В. из Мурома в Ст. Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя вел. кн. Олегом Иоанновичем; переезд В. в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей В. из Борисоглебского храма в Успенский собор.

http://pravenc.ru/text/150489.html

Сведения о начальном периоде существования Ниловой пуст. дошли в составленной святым перед кончиной «Духовной памяти». Г. перечисляет в ней приобретенные им для Богоявленской ц. иконы, богослужебную утварь (оловянную), облачения (среди них - стихарь, украшенный золотным шитьем и жемчугом). Во время настоятельства Г. была заново отстроена часовня прп. Нила, на гробнице находилась икона преподобного, написанная в 1595 г. монахами Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила. При Г. были построены трапезная, 6 келий на острове, келья «на наволоке» (берегу озера), хозяйственные сооружения. Преподобный купил в Осташковской слободе двор, где «устроил келью и трапезу на трудолюбивую братию для покоя, и Божественной службы, и царского богомолья» ( Герман Столобенский. Духовная память. С. 138). Земли Нилова пуст. в период своего устроения не имела. При Г. начало формироваться книжное собрание мон-ря, к кон. XVII в. ставшее крупной б-кой. В 1614 г. мон-рь имел печатную книгу (Служебник, купленный Г. в Москве) и 31 рукописную (в т. ч. канон прп. Нилу Столобенскому, 2 списка Устава обители, Житие прп. Нила). В первые годы XVII в. и в Смутное время пустынь пострадала от неурожая, голода, разграбления селений на берегах Селигера. Церковь во имя преподобных Нила и Германа Столобенских (дер. Сосница, Осташковский р-н, Тверская обл.). Фотография. 2005 г. Церковь во имя преподобных Нила и Германа Столобенских (дер. Сосница, Осташковский р-н, Тверская обл.). Фотография. 2005 г. С самых первых посещений о-ва Столобное Г. записывал рассказы о жизни и чудотворениях прп. Нила, к-рые он слышал от паломников, знавших преподобного или получивших помощь по молитвам к нему. Эту работу Г. продолжил, будучи настоятелем Ниловой пуст. Он записывал случаи чудотворений у гробницы прп. Нила (в 1599 Г. с братией мон-ря служил благодарственный молебен после исцеления от «скорчения» ног крестьянина из дер. Ляпино Т. Уразова - РГБ. Ф. 304. 672. Л. 105). По смирению Г. не был удовлетворен своей работой (хотя написанное им предисловие к Житию прп. Нила свидетельствует о его несомненном лит. даровании) и хотел, чтобы Житие составил опытный инок-книжник. Ок. 1595-1596 гг. Г. послал свои записи иноку Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофею (Пирогову), затем более 2 лет не имел от него ответа. Будучи в Москве в 1598 г. на Земском соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова, Г. встретил игум. Герасимовой пуст. Феоктиста и передал ему «списки о житии и о чудесех преподобного Нила». Вскоре после этого (не ранее 1599) Филофей завершил работу над Житием прп. Нила, в к-рое, по-видимому, целиком вошли записи Г. Филофей также составил стихиры и канон преподобному. Вероятно, с этого времени в Ниловой пуст. началось богослужебное празднование памяти прп. Нила.

http://pravenc.ru/text/164713.html

На К. Феодосий находился недолго, из-за преследования властей бежал на Ветку , где оставался до своей смерти в 1710 г. признанным главой поповцев. В кон. 70-х гг. XVII в. сеть тайных старообрядческих поселений на К. основали монахи, бежавшие из Соловецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря после подавления в 1676 г. Соловецкого восстания . По преданию, семеро соловецких монахов - Арсений, Никанор, Онуфрий , Парфений, Софонтий , Трифиллий и Адриан - пришли в долину р. Санохты (правый приток Керженца) и поставили здесь кельи, с тех пор это место стало известно как «Семибратская долина». Бывш. соловецкие монахи руководили общинами поповцев на К. Арсений стал основателем Арсеньевского скита близ дер. Хвостиково и скита Шарпан (впосл. Ст. Шарпан) на р. Чёрной Санохте. После его смерти в 1682 г. скит возглавил старец Онуфрий (по нек-рым сведениям, имел прозвище Орёл). Будучи человеком энергичным, с организаторскими способностями, Онуфрий распоряжался поступлением всех средств, приходивших на К. от жертвователей, и распределял их между скитами. Не менее почитаемым и авторитетным лидером был Софонтий, буд. основатель и руководитель главного беглопоповского согласия К., Урала и Сибири - софонтиевского. По одним сведениям, он попал в Заволжье с Соловков ок. 1677 г., по другим - являлся беглым монахом, скрывавшимся в галичских лесах, где ок. 1690 г. его нашли «керженские отцы» и пригласили в Заволжье. Софонтий организовал на К. скит во имя Св. Духа около дер. Деяново. Ценные сведения о Софонтии оставила жительница керженских скитов Дорофея, которая в 1745 г. свидетельствовала, что старец служил «у себя в келье вечерни, заутрени, а в день часы или обедни… отправлял и на Господские-де праздники живущия в тех лесах раскольники для слушания оных служеб на молитву к нему, Софонтию, в келью собирались» (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 43 (1745 г.). Л. 6). Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ) Могила старца Арсения. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

М., 2014. Т. 4. С. 53-54, 151-153 и др.). Главным идеологом проекта МДА, представлявшим его на Предсоборном Присутствии, был профессор И. В. Попов, побывавший незадолго до этого (в 1902/03 уч. г.) на стажировке в Германии. Обучение в Берлинском и Мюнхенском ун-тах произвело на него сильное впечатление, при этом он старался объективно оценивать и российскую, и немецкую системы образования (Письмо И. В. Попова к еп. Арсению (Стадницкому)//ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 400. Л. 3-14; Письмо И. В. Попова к С. И. Смирнову//РГБ ОР. Ф. 280. К. 18. Д. 23. Л. 11-16, 22-23 об.) и предлагал использовать лучшие, с его т. зр., составные элементы нем. университетского образования в российской духовно-учебной традиции. Ректор МДА Феодор (Поздеевский), архиеп. Волоколамский. Фотография. 1910 г. Ректор МДА Феодор (Поздеевский), архиеп. Волоколамский. Фотография. 1910 г. В 1908 г. во всех академиях была проведена синодальная ревизия. В МДА ревизию проводил архиеп. Димитрий (Ковальницкий) . По ее результатам указом Синода от 4 февр. 1909 г. «Временные правила...» были отменены, как не оправдавшие себя, и Устав 1884 г. вновь вошел в полную силу. В критической части указа Синода кроме общих требований учебного, воспитательного, хозяйственного и организационного характера были упомянуты и некоторые преподаватели МДА. Профессору по кафедре библейской истории А. И. Покровскому и и. д. доцента греческих языка и словесности Д. Г. Коновалову предлагалось подать заявление об увольнении из академии. От профессора по кафедре нравственного богословия М. М. Тареева требовалось представление в Синод краткого изложения его богословской системы. Профессор кафедры теории словесности и истории иностранных литератур Н. Г. Городенский должен был дать подписку о непринадлежности его к «неузаконенным правительством политическим партиям». Доценту кафедры истории и обличения рус. раскола Громогласову предлагали отказаться от преподавания в др. учебных заведениях и серьезнее относиться к своим преподавательским обязанностям (Журнал Совета МДА за 1909 г.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010