В . М . Котков Награды военного духовенства С 1797 г. представителей духовенства указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена св. Анны, равноап. кн. Владимира, св. Георгия и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте. 2 последние награды вручались только за военные отличия. В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров. В соответствии с имп. указом от 13 авг. 1806 г. все представления военных священнослужителей к наградам делались через военные инстанции. Духовное начальство могло лишь высказывать свое мнение. Священнослужители представлялись к наградам на общих основаниях с военнослужащими. В 1881 г. право самостоятельного награждения подведомственного духовенства скуфьей получили высшие представители в. и м. д. Заслуги, за к-рые военный священник мог получить большинство из возможных наград, никакими нормативными актами не оговаривались. Исключение составляли статуты орденов св. Владимира и св. Анны. В статуте ордена св. Анны в редакции 1833 г. предусматривалось награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», за сохранение здоровья и нравственности солдат (если «в продолжение трех лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста»). На священников военного ведомства было распространено право на пожалование орденом св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне с офицерскими чинами в мирное время. Эта практика была распространена и на диаконов, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостаивались получить орден св. Анны 3-й степени. Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ) Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155073.html

М., 2006. С. 370-372). Уже по документам и письменным источникам XV-XVI вв. известно, что собор был каменным; свидетельства его строительства имеются в рукописях Жития прп. Сергия (т. н. Пахомиевской рукописи и житийной рукописи XV в., хранящейся в Троице-Сергиевой лавре). Н. Н. Воронин на основании анализа этих записей считал, что 1-й собор был деревянным, но в камне был построен при прп. Григории (до 1389, см.: Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 205). Наиболее важные сведения о начальном периоде строительства собора были получены в ходе архитектурно-археологических работ 1969-1970 гг. под рук. Б. Л. Альтшуллера и М. Х. Алешковского. Они обследовали небольшой 4-угольный обвод из камней в виде фундамента в подвале собора, к-рый Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал как место заложения камня прп. Сергием Радонежским ( Иванчин-Писарев. 1844. С. 154-155). Его изучение показало, что церковь принадлежала к типу небольших белокаменных храмов с 4 пристенными опорами и была подобна ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Городня Тверской земли (1391) и храму в Бобренёвом мон-ре, а более всего - Никольской ц. в с. Каменском (2-я пол. XIV в., ныне Наро-Фоминский р-н). Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Основания пристенных опор (пилонов) в углах четверика собора лежат на 2 уровнях. Более ранние, прямоугольные, вытянутые по оси «восток-запад», имеют перевязку с кладкой прилегающих стен. Над ними выложены квадратные в плане опоры, не связанные с кладкой. Эта особенность, считают исследователи, появилась после случившейся на завершающем этапе строительства (вероятно, при возведении сводов) катастрофы. Разрушение потребовало быстрой переделки. Видимо, поэтому была изменена форма опор, поставленных на месте прежних, но более широких в направлении «север-юг». Алешковский предположил, что именно к собору мон-ря относится летописное известие под 1378 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

22 апр. 1834 г. на территории Подола вновь был пожар, уничтоживший большую часть каменного келейного корпуса, 4 деревянные келии, 13 деревянных монастырских лавок. 22 февр. 1836 г. митр. Киевскому и Галицкому Евгению (Болховитинову) были направлены планы строительства новых сооружений обители. 20 дек. 1842 г. архиеп. Синайский Констанций сообщил А. Н. Муравьёву , что мон-рь «исключен из штата и уничтожен»: «Сия неожидаемая весть жестоко поразила меня, всегда преданного к России и сей ради приверженности низложенного с патриаршего престола» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 11-11 об.). Но уже в февр. 1843 г. было получено известие, что «собственная обитель горы Синайской останется непоколебимою на горах Киевских, залогом единоверия обеих Православных Церквей, Греческой и Российской» (Там же. Картон 3. Ед. хр. 18. Л. 17-17 об.). В апр. 1850 г. Муравьёв посетил К. м., беседовал с архиеп. Констанцием, к-рому советовал «поместить там несколько братий, если будут на то средства, и представить, куда следует, прошение о пособии», выражая надежду, что «быть может, принята будет во внимание просьба маститого старца, уважаемого на Севере, как и на Востоке» (Там же. Л. 33). Колокольня бывшего мон-ря вмц. Екатерины в Киеве. 1915 г. Фотография. 2013 г. Колокольня бывшего мон-ря вмц. Екатерины в Киеве. 1915 г. Фотография. 2013 г. В 1852-1853 гг., при архим. Хрисанфе, обитель вела судебный процесс с Киевским магистратом о возвращении земельных владений (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 876. Д. 68), следствием которого стало то, что в кон. 1853 г. до архиепископа Горы Синайской дошли слухи о «вредных будто бы действиях по управлению Киево-Греческим монастырем архимандрита Хрисанфа», и архиеп. Констанций обратился в Синод с просьбой удалить архимандрита от управления. Однако митр. Киевский свт. Филарет (Амфитеатров) на запрос Синода сообщал, что архим. Хрисанф «действиями своими принес монастырю пользу» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 57 об.). Подозрения архиеп. Констанция относительно киевского настоятеля, вероятно, не имели оснований, поскольку за время его управления мон-рь был значительно перестроен. По проекту киевского епархиального архит. П. И. Спарро в 1848-1850 гг. возведены братские кельи, в 1852-1853 гг. сооружена 2-ярусная колокольня, в янв. 1853 г. К. м. получил разрешение на устройство магазина, в апр. 1856 г. поставлена новая ограда, в сент. того же года закончен ремонт печей в настоятельских и братских кельях; оштукатурены и побелены все корпуса и ограждения, отремонтирована Екатерининская ц.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

По офицерской описи 1763 г., в Сретенском соборе почиталась икона Сретения Господня, «поля и оклад серебряные позолоченны, на нем 5 венцов серебряных позолоченны [...], у Пресвятыя Богородицы венце 3 камня червчатых, в ставних серебряных, поднись ожерелье жемчужное низаное з запины, у Спасителя ожерельецо малое низаное жемчугом [...], у Богоматери Анны Пророчецы убрус и ожерелье жемчужные [...], у Троицы Живоначальное 5 венцов серебряных» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). Кашинский Сретенский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Кашинский Сретенский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) К нач. XX в. в ризнице К. м. находилось 7 ковчегов, в к-рых хранились частицы древа Креста Господня, камня от гроба Господня и от Елеонской горы, мощей св. Иоанна Крестителя, апостолов Матфея, Марка и Луки, вмц. Анастасии Римляныни и др. Все ковчеги устроены в виде панагий, первые 6 считались вкладом основателя кн. Юрия Тверского, последний - приношение игум. Палладии (Волковой). Здесь же хранились серебряный позолоченный крест 1672 г.; на его лицевой стороне чеканное изображение распятого Спасителя с предстоящими, в верхней части креста - Господа Саваофа и Св. Духа, внизу - свт. Николая Чудотворца, на задней стороне надпись: «В сем животворящем кресте мощи князя Владимира Киевского, Филиппа, митрополита Московского, апостола Тита, архидиакона Стефана, св. мученика Настасия, св. Илии Муромского [...] Сей крест животворящий Кашина города Сретенского девичья монастыря дал вкладу Илья Осипович Грязной по своей души и родителей своих лета 7180, месяца марта в 17 день». В иконостасе Сретенского собора с правой стороны от царских врат располагался образ Благовещения Пресв. Богородицы, украшенный жемчужной ризой и серебряным позолоченным окладом. По преданию, в 1609 г., когда К. м. был разграблен и сожжен, эту икону обрели невредимой в руинах храма. В иконостасе правого Иоанно-Предтеченского придела находились чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» «письма греческого», в серебряной ризе, украшенной жемчугом (в 1820 икону пожертвовала В. Г. Образцова), и икона вмч. Георгия Победоносца «древнего» письма, по преданию вклад кн. Юрия Александровича. В левом приделе Смоленской иконы Божией Матери (на хорах) почитались икона Божией Матери «Страстная» (в серебряной ризе с жемчужным украшением, также оказавшаяся неповрежденной после разрушения храма в 1609) и Корсунская икона Божией Матери (по преданию, келейный образ схим. Дорофеи; в 1859 украшен бархатной ризой с золотом и серебром). В зап. части Сретенского собора почитались Черниговская икона Божией Матери (подарена в 1876 насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры иером. Досифеем) и икона вмч. Пантелеимона с частицей его мощей (подарена в 1887 братией афонского Пантелеимонова мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Митр. Серапион (Александровский). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) При митр. Серапионе (Александровском ; 1803-1822) принимались меры для упорядочения монастырской жизни. 22 апр. 1814 г. Киевская дикастерия, опираясь на требования Синода, приняла постановление, к-рым запрещалось принимать в братию без документов. Чигиринский еп. Ириней (Фальковский), настоятель Златоверхого Михайловского мон-ря, отказался от выполнения данных указов, ссылаясь на то, что не следует лишать мон-ри статуса «священных убежищ». 9 мая 1819 г. по указу Синода состоялась реформа духовных правлений. Киевской дикастерией в 1819 г. было предписано, чтобы все вопросы деятельности правлений решались коллегиально, а не единолично по воле первоприсутствующего члена правления. Ранее, в 1807 г., митр. Серапион ввел обязательную ревизию деятельности служащих дикастерии, учредив для этого должность «депутата дикастерии». В июне 1811 г. пожар уничтожил мн. мон-ри и храмы на Подоле: Братский мон-рь, Синайский Екатерининский муж. мон-рь, Флоровский жен. мон-рь и др. Под угрозой закрытия в 1811-1817 гг. находился Пустынно-Николаевский мон-рь на Печерске. Десятинная ц. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Десятинная ц. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После того как 24 янв. 1822 г. митр. Серапион ушел на покой, архиепископом Киевским и Галицким назначили Евгения (Болховитинова) , 16 марта 1822 г. он был возведен в сан митрополита, стал членом Синода. Митр. Евгений инициировал ряд нововведений в епархии, добивался упорядочения работы Киевской дикастерии и духовных правлений. В мае 1822 г. он распорядился, чтобы духовные правления под угрозой штрафа присылали ему копии с журналов заседаний, 5 июня распорядился поручать все следственные дела духовных правлений благочинным. В 1825 г. митр. Евгений, ссылаясь на имп. указ 1820 г. об усилении благочиннического надзора, добился от Синода разрешения на избрание в К. е. благочинных с участием всего духовенства округа, что стало важной особенностью К. е., обусловленной традициями. Ранее, 29 июля 1824 г., митр. Евгений составил правила избрания благочинных, их утвердила Киевская дикастерия. В 1828 г. митр. Евгений расширил штат дикастерии, введя должности присутствующих, обязанных следить за делопроизводством. По ходатайству митр. Евгения на содержание Киевской дикастерии ввиду ее «исключительных нужд» Синод в 1828 г. постановил выделять дополнительно 1962 р. в год. Синодальным указом от 31 марта 1832 г. Киевская духовная дикастерия была переименована в консисторию «для соблюдения единообразия по образцу великороссийских епархий».

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Вид на Святодуховский кафедральный собор и гостиный двор в Петрозаводске. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Вид на Святодуховский кафедральный собор и гостиный двор в Петрозаводске. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 22 мая 1828 г. имп. Николай I утвердил доклад Святейшего Синода по вопросу об образовании самостоятельной Олонецкой епархии с центром в Петрозаводске. Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был назначен Игнатий (Семёнов) . Епископы, занимавшие Олонецкую кафедру в 1828-1917 гг., решали задачи духовного просвещения и строительства храмов, борьбы с распространением старообрядчества и лютеранства, организации миссионерской работы. Благодаря их усилиям в К. была создана широкая сеть начальных церковных школ, значительно возросло количество приходов. 27 окт. 1829 г. открылась Олонецкая ДС, позднее в епархии были организованы духовные уч-ща (мужское и женское). В 1898-1918 гг. издавались «Олонецкие епархиальные ведомости» . В 1913 г. в Олонецкой губ. трудились 1317 православных клириков. В 1917 г. в Олонецкой епархии действовали 5 мужских общежительных мон-рей (Александров Свирский, Александров Ошевенский , Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы , каргопольский Преображенский, Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы ), 4 муж. пустыни ( Андрусовская во имя свт. Николая Чудотворца , Важеозерская Задненикифоровская Спасская (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня монастырь ), Кириллова Челмогорская (Чермозерская) в честь Покрова Пресв. Богородицы , Яшезерская Благовещенская), 5 жен. мон-рей (каргопольский Успенский, Клименецкий во имя Св. Троицы , Паданский Введенский, Ладвинский Боголюбов, Сяндебский Успенский). В XIX в. осуществлялись переводы новозаветных и богослужебных текстов на карельский язык. В 1820 г. в С.-Петербурге был издан перевод Евангелия от Матфея на тверской диалект карельского языка (в 1895 переиздан в Архангельске). Позже силами Российского библейского об-ва опубликованы на карельском языке Евангелие от Марка (Архангельск, 1896), Евангелие от Луки (Архангельск, 1899), Евангелие от Иоанна (Архангельск, 1900), Шестопсалмие (Выборг, 1909).

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Преображенский собор в Виннице. 1758, 1830–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Преображенский собор в Виннице. 1758, 1830–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XIX и ХХ вв. активно развивалась Винница, во многом благодаря усилиям городского главы Н. В. Оводова. В 1904 г. было восстановлено Винницкое вик-ство Подольской епархии. Оводов неоднократно поднимал вопрос о разделении Подольской епархии на Каменецкую и Винницкую. Впервые этот вопрос обсуждался в окт. 1910 г. на съезде подольского духовенства. Съезд высказался против разделения епархии, но предложил перенести в Винницу резиденцию 1-го викария Подольской епархии. Предлагалось предоставить викарию некоторую самостоятельность в управлении храмами Винницкого у. и ближайшими к нему приходами, право самостоятельно назначать не только псаломщиков, но и диаконов и священников. Вопрос о разделении епархии поднимался Оводовым также в 1911, 1912, 1914 гг. В 1914 г. в связи с приближением фронта к Каменцу-Подольскому в Винницу были переведены все губ. учреждения. Вновь вопрос об учреждении Винницкой епископии был поставлен уполномоченными Преображенского и Казанского правосл. братств и правосл. жителями Винницы в 1918 г. Тогда он не был решен из-за революционных событий. В апр. 1917 г. в Подолье прошли епархиальные съезды духовенства и верующих, на к-рых центральными являлись вопросы участия мирян и белого духовенства в епархиальной жизни, выборности духовенства, включая епископов. Также обсуждались проблемы организации церковных школ, проповедническая деятельность духовенства, издание книг и листовок на укр. языке, самостоятельность правосл. Церкви в пределах Украины, провозгласившей автономию в составе России. Такова была повестка 1-го съезда духовенства и мирян Подольской епархии, председателем которого был избран свящ. Николай Борецкий (впосл. митрополит Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). О необходимости для пастыря вести беседы с народом на укр. языке духовенство писало на страницах епархиальных изданий Подолья. Обращалось внимание на то, что священники, уважительно относившиеся к национальным традициям и историческому прошлому, пользовались большим авторитетом в приходах. Как победа украинофильских сил воспринимались прибытие в Подолье украинофильски настроенного Владимирского и Шуйского архиеп. Алексия (Дородницына) , находившегося на покое, и назначение его решением Синода от 17 нояб. 1917 г. настоятелем бершадского Преображенского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

«Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) «Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. кн. Александра Невского. В сев. линии ограды В. Р. м. находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в нек-рых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Св. Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской ц. 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский» (ГА Владимирской обл. Ф. 565. Оп. 1. Д. 421. Л. 6-7). В описи 1805 г. Рождественской ц. упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи» (Там же. Д. 427. Л. 9). В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе (Там же. Д. 426. Л. 55). Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архит. Артлебена Владимирский архиеп. св. Феофан Затворник освятил церковь 2 февр. 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским худож. Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 дек. 1896 г. состоялось освящение храма. В нач. XX в. в Рождественской ц. находилась еще одна памятная рака св. Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сент. 1920 г. имущество мон-ря, в т. ч. «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую ц., куда перешел служить последний настоятель В. Р. м. архим. священноисп. Афанасий (Сахаров) . Эта рака 2 окт. 1923 г. попала в Успенский собор. В наст. время частица мощей св. Александра Невского из нее пребывает в соборе, в др. золоченой раке, на сев. стороне центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/154981.html

чел. в год. По воскресным и праздничным дням проводились дневные и вечерние народные чтения-лекции (дневные были посвящены изучению и толкованию соответствующего дневного евангельского чтения, вечерние проходили иногда с духовным пением). Работала книжная лавка для детей и взрослых, была собрана общедоступная зоологическая коллекция. Т. о., Дом трудолюбия имел 5 крупных построек: собственно Дом, ночлежный приют, дом «Попечительства св. ап. Андрея Первозванного о бедных», загородный дом милосердия и каменный 4-этажный странноприимный дом (1891). Прав. Иоанн Кронштадтский на прогулке по родным местам. Фотография П. П. Шаумана. 1891 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский на прогулке по родным местам. Фотография П. П. Шаумана. 1891 г. (РГБ) Дом трудолюбия содержался почти исключительно попечением И. К., расходы составляли ок. 40 тыс. р. в год. За 20 лет существования Дома он внес на его нужды более 700 тыс. р. В нач. XX в. Дом трудолюбия оценивался более чем в 1 млн р. В 1895 г. И. К. был назначен членом Комитета по устройству Домов трудолюбия в др. городах России. По поручению министра внутренних дел барон О. О. Буксгевден посетил неск. городов, изучая потребности и возможности организации в них Домов трудолюбия по образцу кронштадтского. Эти начинания получили поддержку и помощь вел. кнг. Александры Иосифовны. В 1886 г. был учрежден Дом трудолюбия в С.-Петербурге, в 1887 г.- в Пскове, а к 1896 г. их уже было 44: в 1888-1892 гг. было открыто 7 (в Смоленске, Тамбове, Киеве, Саратове, Орле, Митаве и Ярославле), в 1893 г.- 11 (в Твери, Вильне, Н. Новгороде, 2 в Варшаве, Гродно, Рязани, Вятке, Слободском, Елабуге и Кукарке), в 1894 г.- 13 (в Москве, Ковно, Херсоне, 2 в С.-Петербурге, Архангельске, Полтаве, Царицыне, Чернигове, Петрокове, Люблине, Воронеже и Самаре) и в 1895 г.- 10 Домов трудолюбия (во Владимире, в Симбирске, Калуге, Торжке, Туле, Киеве, Витебске, С.-Петербурге, с. Белом и Одессе). За 20 лет по всей России было создано ок. 100 Домов трудолюбия. В первые годы существования они были своеобразной биржей труда, предназначенной для помощи в поиске или для предоставления работы лицам, ее утратившим. Дети, нетрудоспособные и профессиональные нищие оказывались вне поля их деятельности. Впосл. они решали более сложную задачу: дать работу не только ищущим, но и избегающим ее; главная цель заключалась в перевоспитании «профессиональных» безработных и в создании у них стойкой мотивации к самостоятельной трудовой жизни в дальнейшем ( Белкина Е. Е. Открытие о. Иоанном Кронштадтским Работного дома в г. Калуге в 1895 г.//ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 367-369).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010