Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 17.09.1825, дер. Лысьвенский Завод Соликамского у. Пермской губ., ныне г. Лысьва Пермской обл.- 1892, Тисский старообрядческий мон-рь, Румыния), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкой иерархии ). Из семьи крепостных заводских ремесленников, старообрядцев- беглопоповцев . Учился в заводской школе, где был приписан к правосл. Церкви, подвергался наказаниям за непосещение богослужений. В 13 лет после «увещания» был сослан в Куртымский железный рудник, через 3 года по ходатайству Пермского и Верхотурского еп. Аркадия (Фёдорова) возвращен на Лысьвенский завод, где заводское начальство принуждало его присоединиться к правосл. Церкви. Под влиянием чтения аскетических книг Беляев решил поселиться в старообрядческом мон-ре. Отправившись на поиски мон-ря, дошел до Перми, вернулся, был арестован «за раскол, сопряженный с побегом», наказан плетьми. После освобождения поселился в скиту в Шамарских лесах (Кунгурский у.), где одно время жили буд. старообрядческий Московский архиеп. Саватий (Лёвшин) и Иаков - брат Беляева. Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ) Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ) После ареста властями насельников скита Беляев ушел в Уральск, в 1853 г. переселился в Саратовскую губ. В Хвалынске повстречался с Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным), принадлежавшим к Белокриницкой иерархии. Афанасий постриг Беляева в монашество и рукоположил во диакона. Г. с проповедью старообрядчества отправился в оренбургские земли, где в марте 1854 г. на Усень-Ивановском заводе Белебеевского у. был задержан вместе с 2 старообрядческими монахами. Г. оказался в пермской тюрьме, затем был переведен в арестантские роты, должен был понести наказание плетьми. Однако в сент. 1855 г. Г., по его рассказу, с помощью ангела, снявшего с него кандалы и проведшего невидимым через город, освободился и ушел в кунгурские леса, затем в Хвалынск, где в окт. 1856 г. еп. Афанасий рукоположил его во иерея, в нояб. возвел в сан архимандрита (РГБ ОР. Ф. 246. К. 205. 12. Л. 5-6 об.; Пругавин. Один из суздальских узников. С. 314).

http://pravenc.ru/text/162086.html

Имп. Павел I Петрович указом 4 апр. 1800 г. объединил управление армейским и флотским духовенством под началом обер-священника армии и флота, должность к-рого стала постоянной (существовала и в военное, и в мирное время). Обер-священник армии и флота входил в состав Святейшего Синода. После смерти Павла I круг прав и обязанностей обер-священника армии и флота неск. раз пересматривались. В 1806 г. его ведомство было поставлено в одинаковое положение с епархиальными управлениями. Александр Желобовский, протопр. военного и морского духовенства. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александр Желобовский, протопр. военного и морского духовенства. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) 27 янв. 1812 г. принято «Учреждение для управления большой действующей армией» (ПСЗ. Т. 32. 24975). В состав чинов Главного штаба каждой армии вводилась должность полевого обер-священника, промежуточная между обер-священником армии и флота и старшим благочинным (должность введена в 1807). Полевой обер-священник выполнял свои обязанности в мирное и военное время, в период ведения войны его ведомству подчинялось духовенство госпиталей, находившихся в областях, объявленных на военном положении, благочинные и священнослужители флота, соединенного с армией под управлением одного главнокомандующего, духовенство церквей в тех местах, где находилась главная квартира при движении армии. Полевые обер-священники обыкновенно назначались Святейшим Синодом по представлению обер-священника армии и флота и императором. В каждой армии вводилась должность старшего благочинного - посредника между военным начальством, полевым обер-священником и духовенством армии. В 1812 г. для отдельных корпусов в составе штаба корпуса были учреждены должности корпусных священников (с 1821 корпусных благочинных), руководивших вверенным им духовенством на правах полевых обер-священников действующей армии. В подчинении старших благочинных и корпусных священников находились армейские (дивизионные), гвардейские и флотские благочинные. Н. Шалапутин. Катехизис русского слолдата. М., 1913. Титульный лист (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155073.html

В лавре проявляли интерес и к т. н. греческому (или визант.) стилю иконописания, известным представителем к-рого, по мнению современников, был иконописец Троице-Сергиевой лавры И. М. Малышев. В 1866 г. послушники Андрей Бубликов и Феодосий Шанцов были направлены в Троице-Сергиеву лавру, где в течение года изучали «способы и приемы живописи греческого стиля» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (общ.). Д. 2445). В 1868 г. митр. Арсений (Москвин) предписал мон. Алипию (Бубликову) обучать иконописанию «греко-византийского стиля» в К.-П. л. Вид Киево-Печерской лавры. Тонолитография. 1866 г. (РГБ) Вид Киево-Печерской лавры. Тонолитография. 1866 г. (РГБ) Одновременно с открытием живописной школы в 1866 г. было решено обучать неск. мальчиков гравированию на дереве и печати на камне при лаврской типографии. Предполагалось, что их подготовкой будут заниматься приглашенные для работы иностранные мастера. Так, один из лучших учеников, Федор Козачинский, в 1867 г. был направлен в типографию для изучения техники литографирования. Известны литографии с пометой об исполнении «в литографическом отделении живописной школы» К.-П. л., напр. «Вид Киево-Печерской лавры с северной стороны» (1866, РГБ), «Распятие Христово, с предстоящими» нач. ХХ в. (НКПИКЗ); в ж. «Нива» была опубликована литография М. Рашевского по рисунку Ф. (Феодосия?) Козачинского «Вход в Ближние пещеры» (1889). В 1871 г. Духовный Собор лавры, обеспокоенный большими затратами на школу (10 тыс. р. за 4 года), отказался от вольнонаемных преподавателей. Заведующим живописной школой стал смотритель иконописной мастерской иером. Альвиан (Скотенко). В собрании НКПИКЗ имеются 2 подписные его работы: «Кончина иеросхим. Парфения» (1855) и портрет митр. Арсения (Москвина) (1874). Сохранилась также выполненная в 1872 г. иером. Альвианом с учениками настенная композиция «Мытарства прп. Феодоры» при входе в Ближние пещеры. Поклонение души Христу. Фрагмент композиции «Мытарства прп. Феодоры». Роспись Ближних пещер. Фотография. 2013 г. Поклонение души Христу. Фрагмент композиции «Мытарства прп. Феодоры». Роспись Ближних пещер. Фотография. 2013 г. Школа, первоначально размещавшаяся на Ипсилантьевском подворье на Печерске, в 1874 г. была переведена на территорию лавры; из нее были исключены вольноприходящие ученики. Для школы было построено 2-этажное здание с 2 большими залами и 10 комнатами для учеников (корпус 31). Для хорошего освещения над залом была надстроена стеклянная галерея с потолком из матового стекла и устроен световой фонарь на внешней стене.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя арх. Михаила в Грозном. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов) , так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ». В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь». 22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец) . В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков. Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Еп. Гедеон (Покровский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/158940.html

Прав. Иоанн Кронштадтский с сестрами Анной и Дарьей. Фотография. 1900 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский с сестрами Анной и Дарьей. Фотография. 1900 г. (РГБ) И. К. род. в день памяти прп. Иоанна Рильского . 20 окт. 1829 г. дед новорожденного свящ. Михаил Сергиев крестил его в честь прп. Иоанна. Восприемниками были крестьянин Иван Кунников и дочь деревенского священника Дарья Сергиева, родная тетка И. К. В детстве И. К. отличался слабым здоровьем, часто болел и едва не умер от оспы. С ранних лет он любил церковное богослужение, проявлял удивительную любознательность и интерес к тайне природы и всего живого (Творения: Предсмертный дневник. М., 2006. С. 17). Мальчик с вниманием относился к немощным и слабым, и односельчане нередко просили его помолиться в случае горя и нужды. С 6 лет он обучался грамоте: отец купил букварь и мать начала учить сына читать. Первые годы учебы, как домашней, так и в Архангельском приходском уч-ще, куда Сергиев поступил в 1838 г., были, по его воспоминаниям, подлинной мукой: грамота ему не давалась («Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом или книгою, между звуком и буквой»). Но однажды после долгой ночной молитвы в учении наступил резкий перелом. В июле 1839 г. Сергиев был переведен во 2-й класс, зачислен в ученики 2-го разряда; до сент. находился в Суре на каникулах. Известно, что 2-й класс Сергиев окончил только в июле 1841 г. 6-м учеником с «очень хорошими успехами». Возможно, он оставался во 2-м классе на 2-й год, но мог быть временно отозван домой родителями по болезни или за неимением средств на содержание в уч-ще. Видимо, необходимость повторного обучения подвигла мальчика к той горячей молитве, к-рая многое изменила в его жизни. Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГБИ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГБИ) По окончании училища 30 июля 1845 г. Сергиев был принят в низшее отделение Архангельской ДС. О его семинарской жизни известно немного. По ходатайству секретаря семинарского правления Л.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

8-скатное покрытие с маленькой главкой и галерея восстановлены при реставрации в нач. 70-х гг. XX в. по проекту Б. В. Гнедовского. Др. памятник деревянного зодчества, Спасо-Никольская ц. (1667) Верхнемоломской пуст. (ныне в дер. Н. Починок Опаринского р-на), представляет собой бревенчатый четверик с повалом, на высоком подклете, увенчанный главой, с 3 сторон к нему прирублено крытое гульбище, на к-рое ведет высокое крыльцо с рундуком. 5-стенный алтарный прируб с востока покрыт «бочкой» с маленькой главкой. Многочисленные окна с решетками и резными наличниками, имитирующими формы каменного узорочья, относятся ко времени перестройки (1716). Спасский собор в Вятке. Сер. 60-х гг. XVIII в.— 1818 г. Фотография. 1917 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Спасский собор в Вятке. Сер. 60-х гг. XVIII в.— 1818 г. Фотография. 1917 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Первые каменные сооружения работы московских мастеров - Троицкий собор (1676-1683) и архиерейские палаты - появились в кон. XVII в. в Хлынове. Собор был типичным для кон. XVII в. столпным храмом, но его первоначальные формы неизвестны, поскольку он был разобран в 1759 г. Вторым был построен в камне собор Трифонова Успенского мон-ря (1684-1689) - 5-главый кубический объем, 3-апсидный, относящийся к типу 4-столпных храмов с иконостасом у вост. стены. Полуциркульные апсиды декорированы наличниками «дивного узорочья» в стиле рус. архитектуры 40-70-х гг. XVII в. На строительстве соборов в Хлынове сформировалась местная артель каменщиков под началом Ивана Никонова. Их постройки представляют собой тип небольшого бесстолпного храма с разделенными на 3 прясла фасадами и обильным кирпичным декором. Несмотря на присутствие отдельных т. н. нарышкинских (близких к североевроп. маньеризму) форм - разорванных фронтончиков (на Вятке - с «кистями»), раковин, завитков (на Вятке - в форме рогов),- декор вятских построек до кон. 20-х гг. XVIII в. сохранял архаичный, ковровый характер. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы (Сретенская) в Вятке. 1705–1712 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы (Сретенская) в Вятке. 1705–1712 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архитектурный процесс на Вятке в основном был таким же, как в Каргополе и Соликамске, где сохраняли верность типологии и формам узорочья. В Вел. Устюге и Тобольске в это время использовались нарышкинские, укр. формы и даже петровское барокко. Храмы были как 5-, так и 1-главыми, многие были перекрыты очень высокими деревянными 4- или 8-скатными кровлями-курмами, известными только на Вятке по описаниям и по формам поздних железных кровель (подлинные не сохр.). К указанному типу относится ряд церквей в Хлынове, в Слободском и в окрестных селах, среди них выделяются слободская Екатерининская (1699) и Знаменская в с. Пасегове Кирово-Чепецкого р-на (1726).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

порядком, к-рый покоился на принципе генеалогического старейшинства. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Воронеже. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя равноап. кн. Владимира в Воронеже. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Еще одним проявлением нового государственно-политического самосознания княжеской власти в лице В. С. после его Крещения стала чеканка в Киеве золотой и серебряной монеты. Едва ли выпуск древнерус. монет преследовал собственно экономические цели (в IX-X вв. на Руси в большом количестве ходила серебряная монета араб. чеканки - дирхем; впрочем, именно к кон. X в. ее поступление на Русь стало иссякать); относительно небольшие тиражи, а также крайне низкая проба монетного серебра говорят скорее о политически репрезентативном характере монеты. Если по весу она ориентировалась на привычный для Руси араб. чекан, то по внешнему оформлению воспроизводила совр. визант. образцы - золотые номисмы и серебряные милиарисии императоров Василия II и Константина VIII. Так же как на визант. монетах, где помещались изображения Христа Пантократора и императора, на одной из сторон и златников, и сребреников В. С. имелось изображение киевского князя в торжественном облачении (в венце с характерными визант. подвесками-пендулиями по бокам, в плаще с застежкой-фибулой под подбородком и с крестом в руке), на др.- на более ранних монетах видим образ Спасителя, а на более поздних - изображение княжеского родового знака в виде стилизованного трезубца (и тогда вокруг головы князя появляется непременный атрибут визант. имп. портретов - нимб). Однако в отличие от визант. образца с погрудным изображением правителя В. С. был представлен в рост сидящим на княжеском троне, что подчеркивалось и надписью: «Владимиръ на стол». Из портретных черт В. С. обращают на себя внимание массивный подбородок и длинные отвислые усы. Церкви во имя Епифания, еп. Кипрского (1645), во имя равноап. кн. Владимира (1554), Успенский собор (1497) в Кирилловом Белозерском мон-ре. Фотография. Кон. XX в. Церкви во имя Епифания, еп. Кипрского (1645), во имя равноап. кн. Владимира (1554), Успенский собор (1497) в Кирилловом Белозерском мон-ре. Фотография. Кон. XX в.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742, мест. Полонное, ныне город Хмельницкой обл., Украина - 7.02.1819, Каменец-Подольский), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье мельника Никифора Беркута в юго-вост. части Волыни, входившей в то время в состав Речи Посполитой. Родители Николая погибли ок. 1752 г., во время набега крымских татар, мальчик воспитывался в семье дяди. На деньги, унаследованные Николаем от отца, в кон. 50-х гг. XVIII в. был отправлен учиться в Киево-Могилянскую академию. В академии Николай принял монашеский постриг. По окончании полного курса наук был рукоположен во иерея и назначен преподавателем Смоленской ДС. В 1777 г. переведен в С.-Петербург, определен законоучителем в имп. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В исторической лит-ре иногда упоминается, что в 1778 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем владимирского монастыря равноапостольных Константина и Елены. Однако, согласно П. М. Строеву , в 1777-1779 гг. настоятелем этой обители был архим. Дорофей (Возмуйлов; впосл. епископ Феодосийский). В мае 1779 г. по приглашению Тамбовского еп. Феодосия (Голосницкого) , ранее также обучавшегося в Киево-Могилянской академии, И. переехал в Тамбов, где стал 1-м ректором недавно основанной ДС. При организации учебного процесса в семинарии использовал опыт Киево-Могилянской академии. Ввел полный курс философских и богословских наук, пригласив в качестве преподавателей выпускников Киево-Могилянской академии. Первыми учениками стали уроженцы Тамбовской епархии, переведенные из Рязанской, Воронежской и др. семинарий. Одновременно И. являлся настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря , в стенах к-рого располагалась семинария, и членом Тамбовской духовной консистории. В 1779 г. освятил в мон-ре ц. Всех святых. Занимался строительством здания ДС в Тамбове, был обвинен в растрате, но оправдан во время следствия. В 1784 г. назначен настоятелем черниговского Троицко-Ильинского мон-ря, однако в связи с преобразованием обители в архиерейский дом так и не приступил к обязанностям и вскоре был возвращен на прежнее место службы. В янв. 1790 г. назначен настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря с определением первенствующим членом Нижегородской духовной консистории. С февр. 1794 г. И.- настоятель Донской иконы Божией Матери московского монастыря и член Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/577982.html

Об успехах христианизации края можно говорить в связи с возникновением в XIV в. Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырей на Ладожском оз. Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) В 1478 г. Корельская земля и Обонежская тысяча вместе с др. землями Новгородской республики присоединились к Великому княжеству Московскому. В 1495-1596 гг. существовали Обонежская (занимала территорию Обонежской тысячи, охватывала большую часть К., кроме сев. и юго-зап. районов) и Водская пятины (включала помимо Карельского перешейка с г. Корела совр. Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы К.). Сев.-Зап. Приладожье и Карельский перешеек в 1500 г. вошли в Корельский у., Заонежье с р. Свирь (Заонежские погосты) и территория от бассейна р. Кемь на севере до Сямозера на юге (Лопские погосты, включали 7 материковых и 2 беломорских погоста) - в Новгородский у. В 1582 г. север совр. К. вошел в состав новоучрежденного Кольского у. с центром в г. Кола. Оставаясь в составе Новгородского у., Заонежские погосты в 1585 г. обрели статус отдельного округа с центром в Оште, Лопские погосты в XVI в. также получили определенные атрибуты самостоятельности (собственные судебные органы). После конфискации в кон. XV в. вотчин новгородских бояр карельские крестьяне стали черносошными (с XVIII в. государственные), небольшая часть крестьян до 1764 г. принадлежала мон-рям, в т. ч. Соловецкому в честь Преображения Господня муж. мон-рю , владения к-рого в К. составляли особый округ. Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Территория К., занимавшая пограничное положение, неоднократно страдала в ходе русско-шведских войн. На заключительном этапе Ливонской войны 1558-1583 гг. Корельский у. был захвачен швед. войсками, возвращен в состав Русского государства в результате русско-швед.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010