Несколько славянских рукописей из библиотеки монастыря святого Павла хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ) в собрании П. И. Севастьянова вывезенные им с Афона до пожара в святопавловской обители. Это 1467 Сборник житий святых и похвальных слов, на пергамене, болгарского письма, XII-XIVbb., на 110 л. В сборник включено «Похвальное слово Кириллу, епископу словенскому» Климента Охридского с. 63]. Рукопись упоминается в собрании сочинений Климента Охридского с. 417]. Под 1472 Сборник апокрифических сочинений, серб, полууст., XV в., на 200 л. с. 67]. А также фотографии с рукописей 13 (два пергаменных листа из Евангелия, XIII в.), 3 из сербского Синодика XVI-XVII вв., который упоминает архим. Леонид (Кавелин) под 18 (Славяно-серб. книгохр. с. 41-43) с. 95]. По мнению современных исследователей, архимандрит Леонид (Кавелин) 11] и архимандрит Порфирий (Успенский) С. 22-64] дали наиболее полные описания славянскому собранию книг монастыря святого Павла, которые являются основными источниками по утраченным в пожаре рукописям и по сей день с. 344-345]. Значение Афона как центра православной культуры чрезвычайно велико для всех христиан. История находящихся там библиотек представляет для исследователей большой интерес. Одна из них - библиотека в монастыре святого Павла, хранящая уникальные рукописные книги, часть из которых оказалась безвозвратно утрачена в пламени пожара. Понимая значимость этих рукописей, содержавших духовный опыт многих поколений, и предчувствуя опасность их исчезновения, архимандрит Леонид (Кавелин) старался в первую очередь сохранить их для мировой культуры. Если бы святопавловские отцы решились на передачу рукописей в пользу России, то, возможно, славянские рукописи монастыря святого Павла, описанные в каталоге архимандрита Леонида (Кавелина), хранились бы и сегодня в отделе рукописей РГБ. Список источников         Августин (Никитин), архим. Рукописное наследие Святой Горы: Свято-Павловский монастырь//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). С. 288-305.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=288...

Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) В 1802 г. экспедиция майора Потёмкина обнаружила храмы, находившиеся в полном запустении. В 1867 г. экспедиция Императорского Археологического об-ва (ИАО), возглавляемая братьями Нарышкиными, провела первые исследования и сделала фотографии храмов. В 1886-1888 гг. член ИАО худож. Д. М. Струков выполнил обмеры, зарисовки древних фресок и опубликовал альбом. В 1884-1889 гг. была проведена 1-я реставрация Среднего и Южного храмов и открыт Александро-Афонский Зеленчукский монастырь , который существовал до 30-х гг. XX в. Новый этап изучения городища начался в 60-х гг. XX в. Исследования в разное время проводили П. Д. Барановский, К. Н. Афанасьев, В. А. Кузнецов, В. Бородин, Г. М. Штендер, Л. А. Перфильева, У. Ю. Эльканов, Д. В. Белецкий и А. Ю. Виноградов (см. ст. Карачаево-Черкесия ). Городище протянулось примерно на 2,5 км между правым берегом р. Б. Зеленчук и хребтом Ужум; его ширина не превышает 0,5 км. На юге и севере городища зафиксированы остатки поперечных стен, скорее оградных, чем оборонительных. В отличие от других аланских городищ оно не было обнесено сплошной крепостной стеной, вероятно, потому, что было не политическим, а церковным центром Алании. Территория комплекса делится на 3 части: застроенный участок на юге длиной примерно 1 км к северу от Подорванной балки с Южным и Средним храмами и 2 земледельческих участка к северу от него, разделенные Церковной балкой с расположенными в ней Северным храмом и кладбищем. В настоящее время схема застройки комплекса не прослеживается, однако на рисунках Струкова на территории между Южным и Средним храмами можно отметить четкую ориентацию зданий в сев. направлении. Общее число домов, по Струкову, составляло 400 строений. Среди гражданских построек выделяется большая каменная окружность (диаметр ок. 90 м) к северо-западу от Среднего храма; ее считают древней обсерваторией, однако раскопки на ее территории не позволяют пока уточнить назначение. Комплекс построек к западу от Среднего храма служил, возможно, епископской резиденцией.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Об архиве митрополита Питирима Архив митрополита Питирима (+2003) был передан в дар его родственниками в Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) вскоре после его кончины. В 2010 году по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова) в ответ на просьбу заведующего Отделом рукописей Виктора Федоровича Молчанова о помощи в разборе и описании архива владыки я была приглашена на эту работу. Так с 2010 года началось мое знакомство с архивными материалами. Хочется отметить, что передача на государственное хранение личного архива выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века — явление уникальное для нашего времени. Самое удивительное, что архив митрополита Питирима поступил именно в Отдел рукописей РГБ, где уже хранятся архивы архимандрита Иннокентия (Просвирнина), ближайшего помощника владыки и Евгения Алексеевича Карманова, ответственного секретаря «Журнала Московской Патриархии». А если говорить вообще о хранящихся фондах духовенства в Отделе рукописей, то можно назвать хотя бы такие, как архив святителя Филарета (Дроздова), архиепископа Леонида (Краснопевкова), архимандрита Леонида (Кавелина), родовой архив Симанских (предков Святейшего Патриарха Алексия I), собрания рукописных книг Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоцкого монастыря, Оптиной пустыни и многие другие. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим      Само наличие архива владыки Питирима вызывает огромный интерес. Архив по объему большой, в его состав входят биографические документы, материалы служебной деятельности, включая работу владыки в Московской духовной академии, в Издательском отделе Московского Патриархата, в Московском институте инженеров транспорта, материалы, связанные с возрождением Иосифо-Волоцкого монастыря. Церковно-общественная деятельность митрополита Питирима нашла свое отражение в многочисленных документах различных богословских комиссий, собеседований и конференций. В архиве хранятся творческие рукописи владыки. Прежде всего, это работы, написанные в период обучения и преподавания в духовной академии, статьи для студенческих сборников, проповеди. Большой объем архива составляет переписка. Это очень интересный материал, который включает письма практически всех архиереев того периода, известных старцев и священнослужителей. Фотоматериалы составляют значительную часть архивного фонда: это фотосъемка как самого владыки, который очень увлекался фотографией, так и многочисленные работы различных фотографов.

http://pravoslavie.ru/69011.html

1873. 6 окт.; РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1873 г. Д. 5. Л. 1-7; Лавров-Платонов А. Ф. Письма к Е. Е. Голубинскому от 27 февр., 28 марта 1873 г.//РГБ ОР. Ф. 541. Карт. 9. Д. 13. Л. 14-14 об., 18-18 об.). Ректор МДА прот. Сергий Смирнов. Фотография. Кон. 70-х — нач. 80-х гг. XIX в. Устав 1869 г. действовал лишь 15 лет и был заменен новым уставом, который и современники и исследователи часто называют контруставом. Устав 1869 г. критиковали на протяжении всего периода его действия и представители епископата, и преподаватели, и выпускники академий. Высказывались пожелания как рабочей корректировки устава, изменения отдельных его положений, так и радикальной переделки. К кон. 70-х гг. XIX в., в т. ч. в связи с ростом революционных настроений, поменялось отношение гос. власти и общества к реформам 60-х гг.: неудачные результаты некоторых из них заставляли думать об их приостановке, если не о полной отмене. Активным сторонником изменения устава стал новый обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев , к-рый не одобрял церковные и духовно-учебные реформы своего предшественника. В июле 1880 г. он посетил МДА, оставив о ней, по словам ректора прот. С. Смирнова, «самое приятное впечатление» ( Савва (Тихомиров). 1898-1911. Т. 6. С. 238-239; РГБ ОР. Ф. 230. П. 9804. Д. 2. Л. 4). Познакомившись с членами академической корпорации, Победоносцев обратил внимание на неправильную постановку педагогики в академиях, на бесполезность 4-го курса в его действующем варианте, на необходимость строгого богословского образования «в духе святоотеческом, а не в немецко-научном». После трагических событий 1 марта 1881 г. разговоры о реформе духовных академий временно утихли, но 21 окт. 1881 г. в Синод поступило офиц. предложение обер-прокурора о пересмотре Устава 1869 г., а 19 нояб.- Высочайшее повеление об учреждении комитета для этого под председательством Казанского и Свияжского архиеп. Сергия (Ляпидевского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 162. 1 отд. 3 ст. Д. 734. Л. 1-1 об.). В офиц. «соображениях» о корректировке устава Совет МДА высказался положительно по поводу специализации преподавателей, введенной после реформы 1869 г., но посчитал неудачным опыт с приват-доцентурой, поскольку она не дает никакой подготовки, кандидаты на кафедры, как и раньше, к преподаванию не готовы (Свод мнений о недостатках ныне действующего Устава духовных академий и соображений о способах устранения этих недостатков.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Более объективной и точной формой фиксации колокольного З. в отличие от графической записи является звукозапись. Первые попытки фонофиксации звучания колоколов механическим путем очень несовершенны и не отражают живую практику традиц. З. Это пластинка англ. фирмы «Граммофон», сделанная в Москве зимой 1913/14 г. по инициативе звукорежиссера Ф. Гайсберга, и фонограмма 1932 г. З. новгородского Юрьева мон-ря, выполненная этномузыковедами Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд незадолго до ликвидации этого колокольного набора. К наст. времени имеются фонограммы следующих З.: ростовских, монастырей и храмов Москвы, ТСЛ, Псково-Печерского мон-ря, городов Золотого кольца, а также реконструкция северных З. и З. ансамбля Петропавловской крепости (С.-Петербург). Однако звукозаписи З., сделанные во 2-й пол. XX - нач. XXI в., хотя и отличаются значительно более высоким техническим качеством, далеко не всегда представляют образцы аутентичного колокольного исполнительства. Титульный лист звонарского устава Оптиной пуст. 1843 г. (РГБ. Ф. 214. 354. Л. 1) Титульный лист звонарского устава Оптиной пуст. 1843 г. (РГБ. Ф. 214. 354. Л. 1) В нек-рой степени понять технику управления колоколами, развеску и возможные способы З. прошлого помогает иконография. Так, на иконах и летописных миниатюрах изображены отдельные сюжеты колокольной истории: созыв З. на новгородское вече, литье колоколов, «плачевный звон» в 1533 г. в день смерти вел. кн. Василия III Иоанновича, падение 1000-пудового благовестника с колокольни в 1547 г. и мн. др. С кон. XIX в. важнейшим визуальным источником стала фотография: зафиксированные на фотоснимках колокольни с колоколами и события, происходившие с ними (напр., освящение, поднятие и развеска), являются материалом для научно-исторического исследования и реконструкции З. Среди письменных (документальных) источников можно выделить 3 группы. К 1-й группе относятся писцовые книги и храмовые описи XVI - нач. XX в., содержащие данные о состоянии подколокольных сооружений. Они дают сведения о количестве колоколов, о времени и месте их отливки, о степени сохранности, о мастерах, об истории появления при данном храме, о способе подвески и системе З. (очепы или «за языки»).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Стогинское. Церковь Димитрия Солунского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В других источниках фигурирует название во имя Святого Великомученика Димитрия Мироточица. Каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней был построен на месте деревянной одноименной церкви в 1794 году на средства прихожан. В 1841 году к храму с южной стороны был пристроен теплый придел с одним престолом. В храме находилось пять престолов: в настоящей холодной они распологались три в ряд при одном алтаре, а именно средний - во имя великомученика Димитрия Солунского (во имя Святого Великомученика Димитрия Мироточица); по правую сторону от него - во имя Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (во имя Рождества Иоанна Предтечи); по левую сторону от него - во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (Святителя и Чудотворца Николая); в трапезной - во имя святого мученика Феодора; в теплом храме пристроенном в 1841 г. находился престол во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского (Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца). В начале XX века при храме была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е годы были разобраны трапезная и алтарь. В настоящее время сохранились лишь колокольня и остатки холодного храма. Стогинское, вл. село при р. Лахости в 45 вер. от города; 33 двора, 87 душ м. п. и 104 ж. п. Каменная церковь сооружена в 1794 г.; в ней 4 престола: 1) великом. Димитрия Селунского, 2) Рождества Иоанна Предтечи, 3) Николая Чудотворца и 4) муч. Феодора Александрийского. В селе народное училище, мелочная лавка; 1-24 июня торг. Усадьба г.г. Карцевых. РГБ. А.А. Титов. Ярославский уезд. - Москва. 1884 г. Село Стогинское А в нем церковь Святаго Великомученика Димитрия деревянная а в той церкви дворы церковных причетников, четыре двора. (в) Поп Григорей Семенов девяноста попадья ево Матрена Антонова семидесять пяти у него сын Тихон Григорьев сорока жена ево Офимья Васильева тритцети дву дочь Агрофена Тихонова трех лет, (в) дьякон Трофим Григорьев штидесят у нево жена Федора Васильева сорока сын Василей пятнатцети дочь Оксинья осми дочь Матрена трех лет, (в) дьячек Петр Григорьев пятидесят жена ево Ирина Харитонова сорока сын Иван девяти лет, (в) просвирня Катерина Васильева тритцети пяти лет. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 343. 1715 г. Лл. 1-750. Книга переписная архиерейских, монастырских, дворцовых, помещичьих крестьян Сотемского, Холмецкого, Лахоцкого, Пегловского, Вексицкого, Якимовского станов Ростовского уезда (копия). (Л. 345) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18299

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. Пафнутий (Шикин), старообрядческий еп. Казанский и Вятский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Шикин Патап Максимович; 1815, г. Хвалынск Саратовской губ.- 10.12.1890, Черемшанский мон-рь близ Хвалынска), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии , публицист. Из мещан. К нач. 50-х гг. XIX в. приобрел известность среди старообрядцев Поволжья как начетчик и человек строгой жизни. Пострижен в иноки и рукоположен во иерея старообрядческим Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным) в кон. 1855 г. 10 янв. 1856 г. рукоположен во епископа на Казанскую и Вятскую кафедру, временно управлял Нижегородской и Самарской епархиями. В марте 1861 г. вступил в конфликт с главой российских старообрядцев белокриницкого согласия Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) по вопросам церковного управления. Примирение состоялось 23 авг. 1861 г., однако из-за конфликта между иерархами было отложено учреждение старообрядческой Московской архиепископской кафедры. В 1862 г. П. вместе с др. членами Духовного совета подписал «Окружное послание» , впосл. был противником его уничтожения. В 1864 г. П. в качестве одного из делегатов Московской архиепископии посетил в Белой Кринице (Австрийская империя, ныне Черновицкой обл., Украина) митр. Кирилла (Тимофеева). Митрополита убедили признать решения старообрядческого собора 1863 г. об учреждении Московской архиепископской кафедры и о возведении на нее Антония (Шутова). Вскоре митр. Кирил, принявший сторону противников «Окружного послания», отменил мирные грамоты, врученные делегатам. В нояб. 1866 г. П. вместе со Славским архиеп. Аркадием (Шапошниковым), И. С. Гончаровым и др. лицами снова побывал в Белой Кринице. Целью встречи с митр. Кирилом была договоренность о проведении совместного собора, на к-ром был бы решен вопрос «противоокружнического» раскола. Переговоры, начавшиеся в с. Климовцы (ныне Климэуци, Румыния), затем перенесенные в г. Баташаны (ныне Ботошани, Румыния), завершились разрывом с митрополитом. Московские делегаты и зарубежные епископы уехали в Яссы, где 7 дек. прошел архиерейский собор, осудивший Кирила за уклонение в раздор и запретивший его в служении. Определение было подписано всеми присутствовавшими: Васлуйским архиеп. Аркадием (Ивановым), епископами Аркадием Славским и Иустином (Игнатьевым) Тульчинским, от российских епископов определение подписал П. (Послание Ясского собора митр. Кирилу от 7 дек. 1866 г.- РГБ ОР. Ф. 247. 703. Л. 422 об.- 423). Окончательное примирение между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией было достигнуто в 1870 г.

http://pravenc.ru/text/2579820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМОВ БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Болдин) (Смоленской и Калининградской епархии), в дер. Болдино Дорогобужского р-на Смоленской обл. Основными источниками сведений об основании Г. Б. м. являются завещание-устав («Изустная память») прп. Герасима Болдинского (РГБ. Ф. 310. 301. Л. 126-128а об.), а также 2 редакции его Жития. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Г. Б. м. был основан прп. Герасимом, к-рый 25 марта 1528 г. поселился в 10 верстах от Дорогобужа, в дремучем лесу, близ «многошественой стези» (Ст. Смоленской дороги). 2 года подвижник жил в построенной им «хижнице малой», питаясь от подаяний путников. Вероятно, в 1530 г. прп. Герасим переселился на поляну над р. Болдинкой, где под кровом ветвистого дуба поставил крест и келью. Житие сообщает о конфликте прп. Герасима с местными жителями (к-рые однажды, «вземше оружие», его избили) и с дорогобужским наместником из-за участка земли, на к-ром поселился отшельник. Противостояние наместника и прп. Герасима разрешилось заступничеством великокняжеского посланника в Дорогобуже, знавшего преподобного еще сподвижником прп. Даниила Переславского. Когда собралась братия, прп. Герасим построил часовню, неск. шалашей и вскоре отправился в Москву, где получил благословение на создание новой обители и, вероятно, жалованную тарханную грамоту от вел. кн. Василия III Иоанновича . На пожалованные вел. князем средства в Г. Б. м. был построен и 9 мая 1530 г. освящен деревянный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, 14 дек. 1540 г.- др. храм, «пространнее того»; устроены хлебопекарня и кельи. В хозяйстве мон-ря были пашенные угодья с крестьянами, скот, рыбные ловли на Абрамовском оз. 1 мая 1554 г. прп. Герасим скончался и был похоронен у Сергиевского придела Троицкого храма. Рядом с его могилой в 1571/72 г. был погребен принявший постриг в Г. Б. м. землевладелец Я. А. Салтыков.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) В 1863 г. по делам обители И. был в Москве, общался с Московским митр. Филаретом, к-рый подарил ему на память свои четки. В 1887 г. Оптину пуст. посетили вел. кн. Константин Константинович и Московский митр. Иоанникий (Руднев) . При И. в обитель неоднократно приезжали бывш. обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Толстой , гос. контролер Т. И. Филиппов, Ф. М. Достоевский , гр. Л. Н. Толстой . В 1883-1885 гг. в Оптиной пуст. жил на покое еп. Петр (Екатериновский) , в 1887-1891 гг. при обители жил К. Н. Леонтьев . Все они с уважением относились к оптинскому настоятелю. Вел. кн. Константин Константинович говорил: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!» (РГБ ОР. Ф. 214. Л. 120 об.- 121). Сам И. с особым почтением относился к имп. фамилии, с теплотой отзывался о вел. кн. Константине Константиновиче, имп. Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. Скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. До 1865 г. И. переписывался со своим братом архим. Мелетием, к-рый давал советы по управлению мон-рем (напр., о том, что подавать за трапезой), хотя считал И. неспособным к настоятельской должности (Там же. Ф. 213. К. 70. Д. 2). В 80-90-х гг. XIX в. И. состоял в переписке со своей племянницей мон. Антониной из курского во имя Св. Троицы мон-ря (Там же. К. 66. Д. 29). Переживал из-за угасания семьи Антимоновых, сетовал, что «некому поддержать фамилию». Избран действительным членом Православного миссионерского общества (1876), награжден орденами св. Анны 3-й (1876) и 2-й (1880) степени, св. Владимира 4-й (1889) и 3-й (1894) степени. В конце жизни И. стал заметно слабеть и келейно принял постриг в схиму. В июне 1894 г. началась предсмертная болезнь. На просьбы указать своего преемника И. отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». В течение последних 2 недель ежедневно причащался, принимал монахов и давал им наставления. И. был похоронен в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Чин погребения 24 авг. 1894 г. совершили Калужский еп. Александр (Светланов) и настоятели неск. мон-рей. В завещании, составленном в июле того же года, И. распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пуст. и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею... Наг родился я, ничего и не оставляю» (Там же. К. 65. Д. 45. Л. 11-13 об.).

http://pravenc.ru/text/674766.html

Общерусское почитание святого утверждено в 1549 г. на II Макариевском Соборе в Москве. Согласно исследованию Кучкина, Служба М. Я. (стихиры и 1-й канон) была создана в Твери в XIV-XV вв.; 2-й канон, видимо, был составлен в XVI в. в связи с канонизацией святого ( Кучкин. Повести. 1974. С. 189; список 60-х гг. XVI в.: РГБ. Ф. 304. 679. Л. 23-38). Исследование Н. С. Серёгиной подтверждает раннюю датировку Службы (см.: Серегина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 189-193); под 22 нояб. ее текст впервые напечатан в Трефологионе 1637 г., затем - в Минее служебной московской печати 1610 г. и др. 24 нояб. 1634 г., при архиеп. Тверском Евфимии, во время поновления кафедрального Спасского собора, в приделе во имя М. Я. (известен по упоминаниям с 1615/16) у алтаря, состоялось обретение мощей св. князя, бывших до этого под спудом. С 27 нояб. начали фиксировать чудеса у гроба М. Я. 30 сент. 1654 г., при архиеп. Лаврентии, было совершено переложение мощей св. князя из каменного гроба в деревянную раку, над которой была сооружена сень. Оба события послужили созданию новых лит. произведений о М. Я. В статью об обретении мощей святого вошли и чудеса у его гроба. Слово на переложение мощей святого заключает многочисленные сборники, в к-рые входят 2 редакции Жития кон. 50-х гг. XVII в. Оба произведения, а также Похвала и Молитва были созданы, как выяснил Кучкин, по случаю установления празднования в честь переложения мощей М. Я. в 1654 г. неким причетником Спасского собора, бывшим свидетелем этого события. После постройки нового Спасского собора в 1696 г. придел во имя М. Я. был заново освящен архиеп. Тверским и Кашинским Сергием. Придел был упразднен в 1715-1716 гг., на его месте оборудовали соборную ризницу. Рака для св. мощей блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. 1747–1748 гг. Воскресенский собор в Твери. Фотография. 2015 г. Рака для св. мощей блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. 1747–1748 гг. Воскресенский собор в Твери. Фотография. 2015 г. В 1747-1748 гг., при архиеп. Митрофане (Слотвинском), была построена мастером Г. Григорьевым рака, богато украшенная, отделанная серебром с клеймами, представляющими последние дни жизни М. Я. (ныне хранится в тверском Воскресенском соборе). Рака была поставлена на правой стороне собора у стены рядом с иконостасом. 22 июня 1902 г. по инициативе архиеп. Димитрия (Самбикина) мощи были переложены в новую серебряную раку, устроенную попечением кн. М. С. Путятина, на пожертвования разных людей, в т. ч. вел. кн. Михаила Александровича, патроном к-рого был М. Я. (благодаря этому в разных городах страны были построены церкви и приделы, посвященные М. Я., в т. ч. в С.-Петербурге, Тифлисе, Костроме и Вел. Новгороде).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010