Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) 14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря . По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова) . Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова) , еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым . 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. 1887. С. 198). 5 июля (июня?) 1837 г. И. возглавил Полоцкую и Виленскую епархию. Проживал в Марковом витебском во имя Святой Троицы мон-ре . Содействовал укреплению положения Православия в католическом по преимуществу крае, где в то время под рук. митр. Иосифа (Семашко) происходило воссоединение униатов с правосл. Церковью, в 1838 г. организовывал совместные богослужения с новоприсоединенным униат. духовенством, несмотря на опасения прибывшего в Витебск митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 6 апр. 1840 г. И. был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским, 5 июня 1841 г. возведен в сан архиепископа. В белорусских епархиях И. добился назначения денежного оклада причту воссоединенных церквей, увеличения содержания обителям и служащим епархиального и духовно-учебного ведомств, занимался обеспечением бедных храмов книгами, облачениями и утварью.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание) Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание) После кончины прп. Амвросия И. был утвержден духовником Шамординской общины, во время Петровского и Успенского постов ездил в эту обитель, но никогда не оставался на ночлег. Мн. чада прп. Амвросия доверяли И. как старцу. Он принимал посетителей в скиту в той же келье, что и прп. Амвросий, и поддерживал в ней ту же обстановку. У изголовья кровати стоял большой портрет прп. Амвросия. И. старался подражать учителю в поступках и решениях, никогда не проводил время в праздности. С 8 часов утра начинался прием посетителей; после трапезы был небольшой отдых; с 14 до 20 часов опять был прием, к-рый часто затягивался и до более позднего времени. Летом после обеда старец общался с посетителями, принимал всех без различия, произносил небольшие наставления, кратко отвечал на вопросы, но сам не задавал вопросов. И. отличался прозорливостью, в его первых словах, считали посетители, выражалась воля Божия. Иногда люди не могли принять советов старца и просили снисхождения к своим немощам, И. уступал просьбам. С 1886 г. И. вел переписку с духовными чадами. Он подписывал каждое письмо, записанное рукой письмоводителя, в нек-рых случаях делал краткие приписки, сохранилось неск. писем-автографов И. Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В кон. 1893 г. в связи с болезнью прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова) братским духовником Оптиной пуст. по представлению настоятеля и по общему желанию братии стал И. После кончины прп. Анатолия 19 марта 1894 г. И. был утвержден в должности скитоначальника и братского духовника. В 1899 г. по его инициативе было запрещено единственное в году посещение скита женщинами 7 сент., в день памяти старца Макария. Он объяснил, что это было желание старца Амвросия и Самой Царицы Небесной. И. активно сотрудничал с ж. «Душеполезное чтение» . Как и прп.

http://pravenc.ru/text/578408.html

С началом кораблестроительных работ в Воронеже (1696) около В. м. были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. В. м. должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игумения ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым мон-рям, но получила отказ. В 1700 г. игум. Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести В. м. за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. В. м. разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу р. Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресв. Богородицы, в нем появился Смоленский придел, в 1751 г. храм был отстроен в камне. Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Активные усилия по упорядочению иноческой жизни в В. м. прилагал первый Воронежский епископ свт. Митрофан (1682-1703). По его повелению игум. Ирина завела приходо-расходные книги. Близ Пятницкой ц. в Воронеже была поставлена часовня для сбора пожертвований в пользу обители. После кончины свт. Митрофана В. м. лишился доходов от переправ и рыбных ловель, у него «по государственному делу» была изъята часть крестьян, он должен был вносить в казну средства на жалованье «ратным людям», на «ямские прогоны» и на выкуп пленных, выплачивать деньги рабочим на верфях. Лишенный большинства вотчинных земель и крестьян в 1764 г., В. м. не был закрыт по ходатайству перед Синодом Воронежского еп. св. Тихона Задонского . Мон-рь стал 3-классным с 17 насельницами по штату. В 1764 и 1772 гг. в В. м. были переведены монахини упраздненного усманского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , 10 апр. 1769 г.- насельницы сгоревшего елецкого Богородицкого мон-ря. С 70-х гг. XVIII в. послушниц принимали в В. м. при условии внесения значительных средств на пропитание и строительство кельи либо ее покупку. В кон. XVIII в. сверх установленной нормы в мон-ре находилось 50 чел. Состоятельные «послушницы» зачастую жили в обители, не принимая пострига, содержали большой штат прислуги, отказывались подчиняться игумении. Стремясь искоренить подобную практику, Воронежский еп. Арсений (Москвин) составил для благочинного воронежских мон-рей инструкцию, в к-рой оговаривал права настоятельниц жен. мон-рей, аналогичную инструкцию разработал 20 янв. 1820 г. еп. Епифаний (Канивецкий). В 20-х гг. XIX в. порядок в В. м. был восстановлен.

http://pravenc.ru/text/155260.html

В 1786 г. из Успенского собора лавры в В. м. торжественно перенесли гроб прп. Сергия Радонежского, в к-ром до XVI в. хранились мощи святого. Гроб поместили в небольшой «пещерке» справа от алтаря Лазаревской ц. Для гроба по распоряжению митр. Платона был изготовлен медный футляр с посеребренной передней крышкой, на к-рой имелись чеканные изображения: явление Божией Матери прп. Сергию, Распятие с предстоящими ангелами и моление прп. Сергия с учениками. Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ) Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ) Одновременно с Преображенским собором в В. м. были построены ограда с башнями и 2-ярусная колокольня (1786) над гл. входом, в юж. части мон-ря - двухэтажный деревянный дом для митр. Платона, отличавшийся изысканным и дорогим внутренним убранством; часть мебели была подарена архиеп. Платону супругой наследника Павла Петровича вел. кнг. Наталией Алексеевной и Г. А. Потёмкиным . В покоях действовала домовая ц. в честь Сошествия Св. Духа, стены к-рой были обложены мрамором, вместо иконостаса в храме стояла низкая резная с позолотой решетка и занавес голубого цвета, с вышитым на нем изображением Благовещения. По образцу Свято-Духовской ц. в архиерейских палатах Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря была устроена крестовая ц. прп. Сергия Радонежского (1870). В 80-х гг. XVIII в. в В. м. были также построены 2 братских корпуса, небольшой казначейский корпус, богадельня на 12 чел.; в юго-вост. углу устроен конный двор, в сев.-вост.- небольшой пруд и кладбище для почивших насельников лавры и В. м. На монастырских воротах помещались изображения евангельских событий и четверостишие: «В Вифанию Христос пришел и водворился тут: О если б Он и здесь покой нашел! Не тщетны б были кошт и труд». В 1786 г. был надстроен 3-й ярус колокольни. На строительство обители митр. Платон пожертвовал 10883 р., а также внес в гос. банк 20 тыс. р., на проценты от к-рых содержался мон-рь. Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/158880.html

Контроль над его практическим применением осуществлял протопресвитер. В 1893-1898 гг. под рук. Ж. были разработаны разъяснения к «Положению»: о порядке проверки и расходования денежных сумм в храмах военного и морского ведомств, о хранении утвари, о составлении исповедных списков, о ведении и хранении дел по благочиньям, об увольнении военного духовенства в отпуска. Для правления и архива в том же году был построен дом (Фурштатская ул., 29), в котором 13 нояб. 1893 г. Ж. освятил храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С 1889 г. Ж. лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885-1890 гг. Ж. повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы Ж. практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Ж. являлся членом совета об-ва. В 1889 г. Ж. заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890-1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также Ж. требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1900 г. одним из приоритетных направлений Главного штаба было увеличение числа войсковых церквей, т. к. при мн. воинских частях, особенно артиллерийских, саперных и казачьих, не было не только церквей, но и священников и богослужения совершались в неприспособленных помещениях.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Б. владел также собранием старинных книг кириллической печати и богатой коллекцией икон на досках и шитых икон. Большую ценность имеет принадлежавшая Б. шитая икона «воздух» с изображением Нерукотворного образа Спасителя, предстоящих, ангелов и избранных святых, изготовленная в 1389 г. Б. располагал также небольшим собранием книжных гравюр, к-рое он составил гл. обр. путем изъятия их из ветхих и дефектных экземпляров печатных книг, поступавших к нему в антикварную лавку. Это собрание Б. продал исследователю печатной графики Д. А. Ровинскому . Во 2-й пол. 40-х гг. Б. активно способствовал признанию рус. старообрядцами-поповцами новоучрежденной Белокриницкой иерархии , сам присоединился к белокриницкому согласию. Б. похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 г. антикварная фирма Большаковых закрылась, последним ее владельцем был Н. С. Большаков († после 1938), внук Б. С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти Б. его сын Сергей Тихонович предложил отд-нию рукописей и старопечатных книг новообразованных Московского Публичного и Румянцевского музеев приобрести у него собрание рукописей отца, причем часть рукописей отдавалась бесплатно. Хранитель отд-ния А. Е. Викторов отобрал 435 номеров рукописей, к-рые и были приобретены музеями и получили первые номера Музейного собрания славяно-русских рукописей (1-435). В 1953 г. фонд Б. был выделен из Музейного собрания, в 1982 г. к фонду дополнительно были присоединены 3 рукописи, зарегистрированные ранее в Музейном собрании. Древнейшими рукописями фонда Б. являются 2 пергаменных списка Евангелия-апракос XIV в. 17, 434). Ок. 1/4 фонда составляют богослужебные книги XIV-XIX вв., свыше 1/3 богослужебных книг - нотированные, большинство имеет крюковую нотацию, древнейшая - Ирмологий XV в. 386). Наиболее замечательной рукописью житийного раздела и всей коллекции в целом является уникальное лицевое житие свт. Николая Мирликийского 15, XVI в.), к-рое в 1882 г. было издано ОИДР. В собрании Б. находится множество житий севернорус. святых. В составе фонда имеется большое количество оригинальных и переводных повестей, сказаний, ряд рус. летописей и хронографов, сочинения прп. Максима Грека, в т. ч. с его правкой 285), и др. церковных писателей. В фонде содержится немало апокрифических сочинений. Значительное место в собрании занимают архивные материалы XVII-XVIII вв.: документы вологодского архиерейского дома и вологодских мон-рей, земельно-имущественные материалы отдельных рус. помещиков XVII в. и др. Богато представлена богословско-учительная лит-ра (в списках XV-XIX вв.). К числу древнейших рукописей этой группы относятся «Лествица» Иоанна Синайского 289, 1412 г.) и Слова Исаака Сирина 424, XV в.). В собрании имеется множество старообрядческих рукописей, в основном XVIII в., рукописей учебного и научного характера, преимущественно XVII-XVIII вв., сборников смешанного содержания XV-XX вв.

http://pravenc.ru/text/149709.html

С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

неизвестны. В образе Христа современники поэта видели ответ на вопрос, что же принесла в мир революция,- на языке символистской культуры это означало возможность буд. преображения бандитов и разбойников в апостолов нового мира, веру в созидательные возможности революции. Сам же Б. неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник помимо его воли и связан с его мистическими переживаниями в период революции. Первоначальное сочувствие Б. революционным событиям имело мало общего с «большевизмом», о к-ром у поэта было смутное представление. Начавшиеся красный террор и гражданская война очень скоро развеяли его революционные восторги, с апр. 1919 г. высказывания о новой власти становятся отчужденными и даже враждебными. В послереволюционные годы жизни Б., спасаясь от нужды и бытовых лишений, служил в ряде гос. и общественных учреждений: в Театральном отделе Наркомпроса (март 1918 - апр. 1919), в изд-ве «Всемирная литература» (с сент. 1919 до конца жизни), в дирекции Большого драматического театра (с лета 1919 до конца жизни), в Секции исторических картин при ТЕО (с 1919 до конца жизни). Б. был членом-учредителем Вольной философской ассоциации (заседания начались в нояб. 1919), с июня 1920 г.- председателем Петроградского отд-ния Всероссийского союза поэтов (в том же году на этом посту его заменил Н. С. Гумилёв ). А. А. Блок. Фотография Д. С. Здобнова. 1907 г. (РГБ) А. А. Блок. Фотография Д. С. Здобнова. 1907 г. (РГБ) Обременительная служебная и общественная деятельность объясняет во многом тот факт, что после «Двенадцати» и «Скифов» Б. практически не писал стихов. Программное значение для послереволюционного творчества Б. имела его ст. «Крушение гуманизма» (1919), где предрекались гибель европ. гуманизма и рождение новой системы ценностей. Свое отношение к революции накануне смерти Б. выразил в стихотворении «Пушкинскому Дому» (1921) и в речи на годовщине гибели А. С. Пушкина «О назначении поэта», где есть прямые выпады в адрес чиновников, пытающихся лишить художника творческой свободы.

http://pravenc.ru/text/149393.html

Витебск. Общий вид города. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Витебск. Общий вид города. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1918-1920 гг. в Витебске были закрыты ДС, духовные уч-ща и Марков Свято-Троицкий мон-рь. В храмах активно шло изъятие церковных ценностей : с марта по май 1922 г. Витебская губ. комиссия помощи голодающим отправила в Гохран в Москву ок. 100 пудов серебра, изделия из драгоценных камней и золота. В апр. 1922 г. был арестован Полоцкий и Витебский архиеп. Иннокентий (Ястребов) . Отсутствие архиерея на кафедре, а также арест Патриарха св. Тихона (в мае 1922) активизировали деятельность обновленцев (см. Обновленчество ), и 24 авг. 1922 г. в Витебске состоялся 1-й обновленческий съезд. В сент. того же года обновленческими архиереями в Москве во «епископа Полоцко-Витебского» был «хиротонисан» прот. Константин Запрудский. С этого времени в Витебске жили как архиереи, верные священноначалию РПЦ, так и обновленческие епископы (подробнее см. в ст. Полоцкая епархия ). В 1923 г. под предлогом неуплаты налогов в городе были закрыты Успенский собор и Свято-Духовская ц. К нач. 1930 г. в Витебском округе осталось 14 храмов, здания 71 закрытой церкви власти никак не использовали, остальные храмы были приспособлены под клубы, под хранение зерна, для др. нужд колхозов. Крестьяне, чьи приходы были уничтожены, приглашали к себе в праздники священников из Витебска, во мн. районах Витебщины проходил сбор подписей за открытие церквей. В 1934 г. были разрушены Успенский собор в Витебске и Богоявленский собор мон-ря в Орше. В 1931-1932 гг. было арестовано почти все правосл. духовенство Витебска во главе с Полоцким и Витебским архиеп. Николаем (Покровским ; апр. 1929 - 24 марта 1931). К 1938 г. в Витебске не осталось ни одного действующего храма. А. В. Кузьмин 1942-1992 гг. После оккупации Белоруссии нем. войсками началось стихийное восстановление церковной жизни. 3 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, постановивший среди прочего учредить Витебскую и Полоцкую епархию и назначить ее правящим архиереем Афанасия (Мартоса) , к-рому было также поручено управление Новогрудской епархией. Обстоятельства военного времени не позволили организовать деятельность епархиальных учреждений (за исключением открытых в 1941 и просуществовавших предположительно до 1943 курсов для подготовки священно- и церковнослужителей). В годы войны на территории В. е. действовали 30 храмов. Еп. Афанасий, живший в Новогрудке, в В. е. ни разу не был. В июне 1944 г., опасаясь репрессий со стороны советских властей, белорус. епископы, в т. ч. еп. Афанасий, покинули пределы Белоруссии. После 1945 г. территория В. е. являлась частью Минско-Белорусской епархии и управлялась Минскими архиереями, в 1989 г. Витебск вошел в состав возрожденной Полоцкой и Витебской епархии.

http://pravenc.ru/text/158850.html

В Кирилловом Белозерском мон-ре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781-1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757-1761, каменщик Спасо-Прилуцкого мон-ря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей В. е.: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую ц. бывш. Спасо-Нуромского мон-ря (1795-1816, колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796-1800, частично сохр.). Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. в церковном строительстве В. е. сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская ц. в Вологде (не ранее 1777), ц. Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная ц. свт. Николая в Николо-Моденском мон-ре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр.); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010