Леонид (Кавелин). Воспоминания о М. собрал известный русский публицист и криминалист Н. В. Сахаров, уроженец г. Козельска ( Сахаров. 1874). В рукописях сохранилось его «Краткое сказание о жизни настоятеля Козельской Оптиной пуст. архим. Моисея» (РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 4) с многочисленной редакторской правкой и заключением: «Может быть, было бы лучше по возможности сократить настоящую рукопись до возможного минимума, конечно, относительно формы, а не сущности содержания. При этом условии будет достигнута главная цель брошюры: ясность содержания, простота изложения и общедоступность по малой ее цене» (Там же. Л. 21 об.). Надгробия над захоронениями преподобных Антония и Моисея Оптинских в Казанском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2009 г. Надгробия над захоронениями преподобных Антония и Моисея Оптинских в Казанском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2009 г. Важным источником сведений для жизнеописания М. являются материалы о рославльских пустынножителях. В 1862 г. в «Домашней беседе» была опубликована статья иером. Леонида (Кавелина) «Последние русские православные пустынножители: (Материалы для истории русского монашества): (1745-1820). Общий взгляд на пустынножительство в России» (Вып. 20-26), составленная на основе воспоминаний М., записанных о. Леонидом за несколько лет до кончины преподобного. Материалы для составления жизнеописания М. собирали о. Климент (Зедергольм), о. Порфирий (Севрюгин), Евфимий (Трунов) (см.: РГБ. Ф. 214. Опт-283, 302 и др.). О. Климент и монах Свенской обители Сергий (Федотов) работали над составлением «Свода всего напечатанного и по преданию известного о безмолвнолюбивых рославльских отшельниках и прочих современных им и нам подвижниках». Впосл. эти материалы вошли отдельным приложением в жизнеописание М., подготовленное в 1882 г. о. Иувеналием (Половцевым). Сохранился рукописный вариант с правкой (Там же. Ф. 214. Опт-300). Архим. Никодим (Кононов) отметил, что это жизнеописание должно быть «настольною книгою каждого настоятеля обители» ( Никодим (Кононов).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

В 1885 г. было организовано Вологодское епархиальное правосл. братство во имя Всемилостивого Спаса, деятельность к-рого распространялась на 5 юго-зап. уездов В. е. Братство имело в ведении б-ку, школу иконописи, издавало листок «Церковное слово». В кон. XIX в. члены братства включились в пропаганду трезвого образа жизни, с 1901 г. устраивали уличные б-ки. В 1906 г. братство создало епархиальный книжный склад. При братстве работали Комиссия для собирания и изучения материалов по истории старообрядчества в Вологодском крае и епархиальное древлехранилище, к-рое открылось в 1896 г., располагалось при архиерейском доме в упраздненной надвратной Воздвиженской ц. Делами хранилища заведовала постоянная Церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей. К кон. 1899 г. в древлехранилище находилось 750 предметов - церковные древности, памятники истории, этнографии, археологии, собрание книг и рукописей ( Непеин С. А. Путеводитель по Вологодскому епархиальному древнехранилищу. Вологда, 1900; Суворов И. Н. Описание свитков, находящихся в Вологодском епархиальном древнехранилище. Вологда, 1899-1917. 13 вып.). Еще одно древлехранилище было создано в 1910 г. при устюжском Михаило-Архангельском мон-ре, в нем находились архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы Верхомоломской пуст., Михаило-Архангельского, Гледенского, Спасского Сойгинского, Коряжемского, Николаевского Прилуцкого и др. мон-рей. Успенский мон-рь в Вологде. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГБ) Успенский мон-рь в Вологде. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГБ) В 1896 г. начало работу Великоустюжское правосл. Стефано-Прокопиевское братство миссионерской направленности, его деятельность охватывала 5 сев.-вост. уездов В. е. В епархии также действовали приходские братства: Иоанно-Предтеченское при Рощенской ц. в Вологде (с 1894), Деревянское Христорождественское (с 1895), при вологодской Благовещенской ц. (с 1896). В 1917 г. при нек-рых храмах создавались кружки и братства ревнителей Православия.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Особый ставропигиальный статус К.-П. л. предполагал, что обители принадлежали не только приписные скиты и подворья, но и приходские храмы в загородных лаврских имениях (т. н. лаврские вотчинные приходы). Для управления приписными храмами при приходской Феодосиевской ц. на Печерске в 1629 г. была основана протопопия. В 1685-1725 гг. велись споры за приписные храмы и мон-ри между священноначалием лавры и Киевскими митрополитами. Последние хотели назначать в приписные приходы своих клириков, в то время как лавра обращалась за хиротониями к епископам др. епархий - Черниговской и Переяславской. Только в 1769 г. приходы в имениях К.-П. л. были подчинены местным архиереям, и в тот же период расположенные за пределами храмы, а также принадлежавшие мон-рю церкви Спаса на Берестове, прп. Феодосия Печерского и Воскресения Господня были обращены в приходские. Впрочем, отдельные приходские храмы подчинялись лавре вплоть до реформы 1786 г. Преображенская пустынь Киево-Печерской лавры. Фотография. Кон. XIX в. (РГБ) Преображенская пустынь Киево-Печерской лавры. Фотография. Кон. XIX в. (РГБ) В 1862 г. близ Китаевской пуст., на о-ве Жуков, был основан скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и отдельным лаврским хутором, в котором проживали братия и рабочие. В нач. 20-х гг. XX в. скит был упразднен. В 1869 г. решением Духовного Собора лавры в мест. Круглик Хотовской вол. Киевского у., на опушке Голосеевского леса, предписывалось открыть скит в честь Преображения Господня и новое лаврское кладбище (на территории приписной к лавре Китаевской пуст. уже не хватало места для погребения братии). Это решение было утверждено митр. Киевским и Галицким Арсением (Москвиным). В 1870 г. военный инженер А. Середа составил проект строительства скитского каменного Преображенского храма и келейных корпусов. В скиту уже существовал временный деревянный храм. В 1873 г. была окончена постройка каменной церкви. В 1930 г. община скита была упразднена. В нач. 1934 г. Преображенская ц., ставшая к тому времени приходской, была закрыта и передана под клуб, в 1938 г. разрушена. 9 апр. 1934 г. был арестован настоятель Преображенского храма иером. Менандр (Степанюк-Максимюк), а в 1937 г.- заштатный иером. Мартирий (Слободянюк), с 1934 г. работавший столяром и садовником на территории пустыни, при доме отдыха ученых в пос. Мышеловка. В 60-70-х гг. XX в. бывшее лаврское кладбище было уничтожено. К 2013 г. на территории пустыни восстанавливался приходский храм.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

летописный свод, в котором нашла отражение критика деятельности современных летописцу князей и дружинников. На нач. XII в. приходится составление летописного свода, получившего название «Повесть временных лет». Большинство исследователей считают, что его автором был монах Киево-Печерского монастыря прп. Нестор. В ПВЛ прошлое Руси помещено в контекст всемирной истории христианства. Мощи прп. Нестора Летописца. Фотография. 2013 г. Мощи прп. Нестора Летописца. Фотография. 2013 г. С именем мон. Нестора связано и написание 2 ранних агиографических сочинений - «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» и «Жития преподобного отца нашего Феодосия игумена Печерского». В обширном введении «Чтения...» излагаются основные вехи библейской истории человечества, представленной Нестором как борьба добра и зла. Для агиографа князья Борис и Глеб являют собой идеал христ. правителей: они набожны, милостивы к вдовицам и сиротам, покорны старшим, готовы жертвовать собственной жизнью ради других. Точное следование мон. Нестора византийскому агиографическому канону позволило С. А. Бугославскому предположить, что «Чтение...» предназначалось для «произнесения во время монастырских трапез». ЖФ - первое из сохранившихся древнерус. житий чина преподобных. Мон. Нестор рассказывает о жизни и подвигах прп. Феодосия, насыщая текст живыми характеристиками печерских монахов, реалистичными изображениями быта, яркими диалогами героев. Вопрос о том, когда мон. Нестор писал «Чтение...» и ЖФ, является предметом научной дискуссии: одна часть исследователей относит составление памятников к кон. 70-х - 80-м гг. XI в. (Шахматов, Поппе, Н. М. Левитский), другая - к нач. XII в. (М. П. Погодин , Бугославский, А. Г. Кузьмин, Ю. А. Артамонов). Свт. Симон. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Свт. Симон. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Др. старейшим памятником древнерус. агиографии было Житие прп. Антония Печерского. Ряд исследователей высказали сомнения в его существовании (Казанский, И.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Маштафаров Памятники церковного искусства В. е Архитектура . По одним летописным сведениям, новгородские ушкуйники основали Хлынов в 1374 г., по др.- новгородцы пришли на Вятку в 1181 г., основали Хлынов и еще неск. поселений: «Новгородцы же со дружиною своею моляся Господу Богу и Пресвятой Богородице о показании места к созданию града… И на том богоизбранном месте в начале поставиша церковь во имя Воздвижения Креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов речки ради Хлыновицы» ( В-н А . Повесть о стране Вятской). Первоначально город имел крепостные стены с башнями вокруг кремля, в 1662 г. городские укрепления были построены по новым границам посада, их ремонт и восстановление прекратили в кон. XVIII в. В наст. время осталось неск. фрагментов крепостного вала. Первоначальная застройка Хлынова имела радиальную планировку от стен кремля, после утверждения в посл. четв. XVIII в. первого плана застройки город приобрел регулярный вид. Основанный на высоком вост. берегу р. Вятки, он развивался в зап., юж. и сев. направлениях. Со времени основания первых рус. поселений до 2-й пол. XVII в. храмы и мон-ри в В. е. были деревянными, напр. известный из летописных источников собор Трифонова Успенского мон-ря в Хлынове (ок. 1595, сгорел в сер. XVII в.). Сооруженный по инициативе игум. прп. Трифона Вятского, храм представлял собой центрическое здание, основной шатровый объем к-рого был окружен 5 шатровыми приделами, т. е. по композиции напоминал московский собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Рву (св. Василия Блаженного) и был единственным многопрестольным храмом на Руси в кон. XVI в. Набережная в Вятке. Фотография. 1902 г. (РГБ) Набережная в Вятке. Фотография. 1902 г. (РГБ) Старейшая из деревянных церковных построек, сохранившихся до наст. времени,- надвратная Михаило-Архангельская часовня Верхочепецкого Богоявленского (Крестовоздвиженского) мон-ря (ныне г. Слободской), построенная прп. Трифоном (1610-1614). Она находится на 2-м этаже воротной сторожевой башни, форма и расположение окон в ней типичны для оборонительных сооружений; несмотря на многочисленные перестройки, сохранился первоначальный интерьер (иконостас и утварь переданы в КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

М. В. Печников, В. Г. Пидгайко Духовное образование Архиерейская школа была открыта в Коломне в 1723 г. в доме епископа. Обучение велось по составленному архиеп. Феофаном (Прокоповичем) 1-му рус. учебнику Закона Божия - «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в курс обучения также входили слав. букварь и «элементарий латинский». Первым преподавателем в школе стал певчий Я. Иванов. К 1725 г. в школе прошли обучение 30 чел. 18 дек. 1724 г. трое учеников Коломенской школы (священнические дети П. Георгиев и Г. Михайлов и сын диакона И. Михайлов) были направлены в Новгород «для обучения славянской грамматике». В 1727 г. они окончили курс и указом Коломенского еп. Варлаама (Леницкого) были назначены учителями в славянские школы Коломенской епархии, располагавшиеся в Коломне, Туле (в Иоанно-Предтеченском мон-ре) и Орле (в Успенском мон-ре). Вероятнее всего, 2 последние школы были открыты после приезда учителей. В 1725-1727 гг. в 3 школах в К. е. обучались 120 чел. Состав учеников не был стабильным. Нередко ученики, производившиеся в низшие степени церковного клира - дьячки, пономари, иподиаконы (подиаки) - оставляли обучение. В 1727 г. в К. е. обучались 99 чел.: в Коломне - 40 чел., в Туле - 34, в Орле - 25 чел. Из 150 чел., прошедших обучение в 1723-1727 гг., в дьячки и пономари были произведены 40 чел., в иподиаконы - 11 чел. Кафедральный собор, Ново-Голутвин мон-рь и звонница в Коломне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Кафедральный собор, Ново-Голутвин мон-рь и звонница в Коломне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1724 г. Коломенский архиерей доносил в Синод, что за недостатком средств ему не на что содержать школу и школьников. По «Духовному регламенту», на нужды школ необходимо было выделять 20-ю часть всех хлебных сборов «знатнейших в епархии монастырей» и 30-ю часть сборов с остальных церковных земель. По указу еп. Варлаама коломенские мон-ри Спасский и Голутвинский были освобождены от отчислений в пользу духовной школы, поскольку их братия сама испытывала нужду. 30-я часть хлебных сборов с церковных земель была заменена натуральным и денежным сбором с каждой церкви в размере 3 четвериков хлеба.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В городах В. е., как правило, был один благочинный, иногда в его округ входило также неск. приходов уезда; округа в уездах охватывали 10-30 общин. В нач. XX в. во В. е. числилось 69 благочинных, при к-рых действовали благочиннические советы из 2 членов, избиравшихся духовенством округа. Для надзора за мон-рями и монашествующими в нач. XX в. 4 благочинных мон-рей выбирались из монастырских настоятелей. Духовное образование В нояб. 1749 г. был издан указ Синода об образовании Владимирской ДС, в февр. 1750 г. 100 учеников - дети священнослужителей В. е.- приступили к занятиям. Первым ректором семинарии, располагавшейся в постройках упраздненного владимирского Успенского муж. мон-ря в Ветчаном городе, был архим. Павел (Томиловский). В 1750-1788 гг., а также после 1800 г. семинария располагалась в зданиях владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря. В семинарии существовали низшие классы, соответствующие духовным уч-щам, и высшие, в 1785 г. открылся богословский класс. В 1788 г. Владимирская, Переславская и Суздальская семинарии были объединены в одну и переведены в Суздаль, ставший кафедральным центром. В 1798 г. епископская кафедра была возвращена во Владимир, туда же перевели и ДС. В нач. XIX в. число учащихся ДС превышало 1,5 тыс. чел., в дальнейшем оно сократилось до 490 чел., в 1901 г. во Владимирской ДС обучались 605 воспитанников. Духовное училище в Суздале. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Духовное училище в Суздале. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Низшие классы семинарии в 1790 г. были реорганизованы в уездное ДУ. Одновременно в семинарии расширилось преподавание общеобразовательных предметов: философии, истории, математики, физики, изучалось нотное пение, лат., греч., нем. и франц. языки. В последующие годы также вводились новые предметы, в основном практического характера: медицина, сельское хозяйство, геодезия. До 1870 г. семинария руководила всеми духовными учебными заведениями епархии. В 1910 г. в ДС открылся исторический кружок, изучавший по преимуществу местную историю и сохранившиеся памятники старины.

http://pravenc.ru/text/154964.html

По сути прервавшаяся в XIX в. традиция монастырского храмостроительства продолжилась вне стен обители. Образовавшаяся при мон-ре слобода в 1776 г. была преобразована в г. Кириллов. Самым старым сооружением, сохранившимся среди городской застройки, является ц. Вознесения Господня с теплым приделом мч. Иоанна Воина (1796-1798), построенная при въезде в город со стороны Вологды на месте сгоревшей деревянной церкви преимущественно из кирпича рухнувшей монастырской Косой башни. В 1-й пол. XIX в. были возведены еще 2 каменных храма - городской Казанский собор (теплая церковь и колокольня - в 1811-1813, холодная церковь - в 1819-1825; проект 1819 г. архит. А. И. Старова, сына И. Е. Старова) рядом с мон-рем и ц. во имя Двенадцати апостолов (1832-1836, подрядчик Ф. В. Матвеевский; колокольня - в 1838-1840) по Череповецкому тракту, первоначально кладбищенская. Все храмы однокупольные, с ярусными колокольнями над притворами, выдержаны в стиле классицизма: раннего - Вознесенский, строгого - Казанский и Двенадцати апостолов. Духовное уч-ще в Кириллове. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Духовное уч-ще в Кириллове. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Казанскому собору предшествовала приписанная к мон-рю соименная деревянная шатровая церковь (до 1668), к-рую сменила в 1700 г. полукаменная церковь (ее частично включили в объем новой, теплой церкви). В теплом храме находились приделы св. ап. Андрея Первозванного и Боголюбской иконы Божией Матери; новые иконостасы для него спроектировал Ф. Г. Солнцев в 1859 г., иконы были написаны В. М. Пешехоновым. Иконы в иконостас (работы вологодских мастеров) холодного храма написал крепостной иконописец помещика Орлова Петр Иванов в 1824-1826 гг. Иконы «Воскресение» и «Снятие со креста» были куплены в 1825 г. в С.-Петербурге у академика живописи В. И. Мошкова. Особо почитались в храме Казанская икона и образ прп. Кирилла (XVI в.). В 1885 г. на кладбище при Вознесенской ц. была построена шатровая часовня св. Иоанна Воина в рус. стиле, декорированная элементами народного каменного и деревянного зодчества. В 1894 г. на средства кирилловской купчихи М. И. Сизьминой была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца за юго-зап. окраиной города, у Белозерского тракта, на Обшарском кладбище. Пятиглавая с шатровой колокольней церковь в рус. стиле была разобрана на кирпич в 50-х гг. XX в. В нач. XX в. в городе, на берегу залива Сиверского оз., было построено каменное 3-этажное здание, предназначенное для ДУ, почти 100 лет располагавшегося на территории К. Б. м. (ныне здание больницы; Глызина Л. И. Уездный г. Кириллов//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 46; см. также на сайте КБМЗ: Смирнов И. А., Смирнова А. В. Кирилловское духовное училище в XIX-XX вв.: По материалам ОПИКБМЗ).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Образ помещен в дубовый киот стиля модерн с монограммой Иисуса Христа («ХР»). Почитаемый образ Е. 10-х гг. XX в. с мощевиком, написанный под влиянием академической живописи, находится в московской ц. во имя прор. Илии (Обыденная). Поясные изображения, ориентированные на Титулярники, существовали в эмалях (ЦМиАР), расходились в листах хромолитографий, напр. мастерских И. А. Морозова и И. Д. Сытина в Москве, Е. И. Фесенко в Одессе (РГБ), печатались в газетах. Сщмч. Ермоген. Икона. Ок. 1913 г. (частное собрание, Москва) Сщмч. Ермоген. Икона. Ок. 1913 г. (частное собрание, Москва) Были распространены большие «сводные» литографические листы с изображением в центре Е., по сторонам - сюжеты из его жизни (шествие Е. на осляти в апр. 1611, Е. освобождает рус. людей от присяги кор. Владиславу, Е. пишет грамоту рус. народу, Е. отказывается подписать грамоту о роспуске ополчений, Е. в заключении в темнице Чудова мон-ря, видение Е. юного Михаила Романова в короне рус. царей), а также фотографии места заключения Е. в подземелье Чудова мон-ря, гробницы в Успенском соборе, видов Успенского собора и храма Чуда архистратига Михаила в Хонех, общих видов Московского Кремля (1913, издания ж. «Верность» («Русская Печатня»), Сытина в Москве) (РГБ). Большую известность приобрела икона Е. на фоне Чудова мон-ря в Московском Кремле, написанная Васнецовым. Согласно надписи, она была создана «усердием хоругвеносцев Большого Успенскаго собора и принесена в дар оному» ( Серафим (Кузнецов), игум. Торжество Долга: (Прославление свят. Патриарха-патриота Ермогена и майские торжества в 1913 г. по случаю празднования 300-летия Царствующего Дома Романовых). Кунгур, 1914. С. 177. Вкл.; Патриарх Ермоген. 1997. С. 247). 11 мая 1913 г. икона была освящена протопр. Успенского собора Николаем Любимовым, с ней совершались крестные ходы, что зафиксировано на фотографиях. Е. изображен в рост, именословно благословляющим, в белом клобуке, мантии и епитрахили, с большой панагией и с Евангелием в левой руке. Он стоит на площадке лестницы (при спуске в подклет чудовского собора), за ним собор арх.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТСКАЯ НАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ [дат. Den Danske Folkekirke; др. название - Евангелическо-Лютеранская Церковь Дании], протестант. церковная орг-ция лютеран. толка, крупнейшее религиозное объединение в Дании. Возникла в результате церковных реформ, проведенных в 1536 г. кор. Кристианом III. Библия кор. Кристиана III. Титульный лист. 1907 г. (РГБ) Библия кор. Кристиана III. Титульный лист. 1907 г. (РГБ) В процессе относительно безболезненного перехода от католич. вероисповедания к лютеран. в Дании сложилась церковная структура, во главе к-рой стоит монарх. История Д. н. ц. после Реформации обычно подразделяется на 3 этапа. 1-й этап, с сер. XVI до нач. XIX в., характеризуется началом распространения Д. н. ц., усилением ее общественного влияния при поддержке королевской власти, рассматривавшей Д. н. ц. как союзника в процессе создания сильного национального государства. Королевская власть посредством ряда законов и постановлений закрепила за лютеранством статус единственного разрешенного вероисповедания. 2-й этап начался в 1-й пол. XIX в., когда внутри Д. н. ц. стали возникать оппозиционные течения, добивавшиеся демократизации религ. и церковной жизни. В частности, подобных взглядов придерживались философ С. Киркегор и свящ. Н. Грундтвиг . Результатом процессов, проходивших в это время под знаком критики церкви, стало принятие 1-й дат. Конституции, провозгласившей свободу вероисповедания, но определившей Д. н. ц. как национальную церковь всех этнических датчан. Как сторонники перемен, так и их противники создали свои орг-ции, борьба между которыми продолжалась на протяжении XIX в. В результате поиска равновесия между разными противоборствующими группами, пытавшимися определить пути дальнейшего развития церкви, зародился тот внутренний строй Д. н. ц., к-рый характеризует ее по сей день. Кор. Даниил Маргарете II. Фотография. 16 апр. 2000 г. Кор. Даниил Маргарете II. Фотография. 16 апр. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/171424.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010