Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15). Храмы и другие постройки Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря. К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса» (цит. по: Юхименко. Новое о старце Ефреме Потёмкине. 2010. С. 23). Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона . Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня» (Там же. С. 34). В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника А. Н. Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжен. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. , он повинился, составил «покаянное письмо», к-рое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал свое учение,- в Н. Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь . Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Особенностью К. было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ). В 60-х гг. XVII в. здесь появился беглый священник из Шуи Дионисий, у которого был большой запас мира и Св. Даров, освященных при патриархе Иосифе . Это обстоятельство весьма способствовало росту авторитета К., в скит Смольяны к Дионисию приходило множество последователей «старой веры». Дионисий ввел на К. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления. Преемником Дионисия стал иером. Феодосий (Ворыпин) , рукоположенный патриархом Иосифом. Феодосий появился на К. ок. 1694 г. и пользовался большим авторитетом: он «в нуждах крещения, исповедания и постригания наставляше» жителей скитов.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владивостоке. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владивостоке. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Указом Святейшего Синода 27 окт. 1908 г. Владивостокской епархии была подчинена учрежденная в 1897 г. Российская духовная миссия в Корее, к-рая в 1907 г. открыла во Владивостоке подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и школой в память о воинах, погибших в русско-япон. войне. 5-8 июня 1913 г. во Владивостоке состоялся 1-й епархиальный миссионерский съезд, к-рый постановил проводить съезды ежегодно. Съезд также решил открыть во Владивостоке при церкви-школе одногодичное катехизаторское уч-ще для корейцев; для нужд Корейской миссии был организован переводческий комитет, благодаря к-рому на корейский язык были переведены и изданы Служебник, Требник и др. правосл. книги. В 1910 г. во Владивостоке открылось миссионерское Камчатское братство во имя Нерукотворного образа Спасителя, имевшее отд-ния в неск. городах европ. части России и объединявшее более 2 тыс. чел. (см. Камчатская миссия ), непосредственное руководство братством осуществлял иером. Нестор (Анисимов) . При поддержке братства на Камчатке к 1917 г. действовало 32 прихода, оказывалась обширная благотворительная помощь коренному населению. В 1914 г. в с. Иоасафовском прошел первый Камчатский миссионерский съезд, принявший решение о создании Камчатской духовной миссии. Миссионерскую направленность имело также Уссурийское братство Пресв. Богородицы, созданное в 1908 г. при Свято-Троицком Николаевском муж. мон-ре, братство с 1912 г. ежегодно устраивало крестные ходы из Владивостока до мон-ря, продолжавшиеся от 12 до 24 дней. В 1914 г. указом архиеп. Евсевия был учрежден епархиальный миссионерский совет. К 1917 г. в епархии были организованы разъездные причты и устроено неск. новых миссионерских станов. 22 мар. 1899 г. по указу Святейшего Синода начало работу Владивостокское епархиальное попечительство для облегчения материального положения вдов и сирот духовного звания и для заведования делами по опеке над сиротами священно- и церковнослужителей. В нояб. 1900 г. по инициативе свящ. Григория Ваулина в с. Осиновка было образовано Иоанно-Предтеченское об-во трезвости, к-рое вскоре распространило свою деятельность на Владивосток, Никольск, др. селения Южно-Уссурийского края и Маньчжурии. В 1906 г. об-во трезвости построило в Осиновке жен. школу-читальню им. Н. И. Гродекова. 16 окт. 1911 г. при Покровской ц. Владивостока открылось духовно-просветительское братство в честь Воскресения Христова как отделение одноименного братства в Москве. 1917-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь , значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов». Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму , после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного /Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери , находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь ). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В 1909 г. действовали 1096 храмов (14 соборных, 46 монастырских, 965 приходских, 28 при казенных и богоугодных заведениях, 29 приписных, 14 кладбищенских), 22 часовни и 5 молитвенных домов, 9 муж. и 8 жен. мон-рей; клир епархии составляли 38 протоиереев, 1200 священников, 262 диакона и 1096 псаломщиков, число монашествующих превышало 1350 чел. Органы епархиального управления В управлении епархией помощь архиерею оказывал викарный Острогожский епископ (см. Острогожское викариатство , учреждено в 1841). Здание воронежской духовной консистории. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Здание воронежской духовной консистории. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В кон. XVII - нач. XVIII в. при воронежском архиерейском доме действовали канцелярия, судный и казенный приказы, в к-рых служили подьячие, стряпчие, а также приставы и дети боярские, позднее был учрежден келарский приказ. В 1740 г. приказы были преобразованы в архиерейскую духовную канцелярию, неск. архимандритов, протопопов и секретарь ежегодно назначались присутствовать в канцелярии. В 1744 г. была образована Воронежская духовная консистория, принявшая функции прежних епархиальных управлений, за исключением дел архиерейского дома. В 1762 г. дела в консистории разделялись на «повытья»: епаршеское, ставленническое, экономическое и казначейское. В кон. XIX в. штат консистории состоял из 4 чел.: настоятеля кафедрального собора, секретаря и 2 чиновников. В 1-й пол. XVIII в. архиерей управлял духовенством при помощи старост поповских , собиравших пошлины с духовенства и надзиравших за их поведением, а также через уездные духовные канцелярии (духовные приказы, архиерейские дворы), контролировавшие исполнение постановлений епископа. Наряду с поповскими старостами существовали заказчики (главы заказа - крупного адм. округа, в 1744 заказов на территории В. е. было 11), обычно это были монастырские игумены или архимандрит, до 1727 г. действовали инквизиторы, наблюдавшие за жизнью духовенства и паствы для передачи сведений о всяких происшествиях в приказы.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1906 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1906 г. (РГБ) В 1902 г. вел. кнг. Милица Николаевна заявила дяде царя, вел. кн. Сергею Александровичу, что лионский «магнетизер» Филипп, обещавший Николаю II и Александре Феодоровне помощь в рождении наследника, на свою деятельность имеет благословение И. К., к к-рому ездил в Кронштадт. Проверивший сообщение вел. князь удостоверился в том, что И. К. встречался с Филиппом лишь однажды в имении Милицы Николаевны и благословения не давал. Напротив, И. К. заявил, что лионский врачеватель «действует от духа прелести, нехороший человек, его молитвы негодны… от таких молитв плод жить не может» ( Слюнькова И. Н. О пребывании на празднике в Сарове 1903 г. Царской семьи//V Всерос. ист. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию канонизации Серафима Саровского. Саров, 2004. С. 134). После случившегося в царской семье к И. К. не обращались, только в 1904 г. пригласили на крестины наследника престола цесаревича Алексея Николаевича. Вместе с высшими иерархами И. К. участвовал в совершении крещения и служении литургии в Петропавловской ц. Петергофского дворца. К этому торжеству ему был Высочайше пожалован золотой наперсный крест с украшениями. В околоцерковной среде бытует неск. легенд о встрече И. К. с Г. Е. Распутиным . Согласно одной из них, однажды Распутин приехал на богослужение в Андреевский собор, простоял всю службу на коленях. Когда И. К. вышел из алтаря, то сразу же заметил сибир. странника, выделил его из неск. тысяч молившихся, благословил и причастил ( Терещук А. В. Григорий Распутин: Последний «старец» империи. СПб., 2006. С. 44-46). Существуют и противоположные свидетельства. Так, певчий соборного хора вспоминал, как по окончании службы к И. К. подошел Распутин, к-рому пастырь в резкой форме отказал в благословении ( Макушинский А. Воспоминания бывшего певчего Кронштадтского Андреевского собора//Св. Иоанн Кронштадтский в восп. современников. СПб.; М., 2003. С. 126-127). Насельницы столичного Иоанновского мон-ря, окормлявшиеся И. К., сделали все возможное, чтобы Распутин прекратил посещение обители ( Евлогий (Георгиевский). 1994. С. 203-204). Общественно-политическая позиция

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография П. П. Шаумана. 1907 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Фотография П. П. Шаумана. 1907 г. (РГБ) В Церковь, как в сокровищницу духовного опыта, И. К. советовал нести духовные радости и горести, ибо «никто сильнее и искреннее не поболит с тобою, как Церковь: ея лучшия чада испытали все то, что ты испытал…» (Там же. С. 15). Для И. К. пренебрежение Церковью - явление «странное, дикое», непостижимое для здравого рассудка (Там же. С. 5). Вера в Церковь, по И. К., требует от человека напряжения всех жизненных сил души, только живущий Церковью и в Церкви истинно верует в нее. И. К. объяснял, что веровать в Церковь - значит каждого правосл. христианина признавать своим собратом, частью Тела Христова, за каждым человеком - будь то нищий или архиерей - видеть Самого Христа. Веру в Церковь нужно взращивать и укреплять молитвой, участием в таинствах. Невозможно верить в Церковь, если не верить в предстательство святых за людей, в рай и ад, в посмертное воздаяние, если не стремиться к спасению и не соблюдать церковных установлений (постов, праздников и т. п.). В целом, подытоживает И. К., «если ты на земле живешь жизнию церковною, если стараешься жить жизнию небожителей, свято, в мире, то ты веруешь в Церковь» (Там же. С. 38-40). В понимании И. К. формальное отнесение себя к правосл. христианам не означает еще принадлежности к Церкви. Пребывание в Церкви - это не данность, это непрекращающийся процесс. «…Нужно непрестанное покаяние, непрестанное к себе внимание в духе веры, непрестанная молитва, непрестанное исправление, непрестанное подвизание себя вперед, непрестанное совершенствование себя…» (Там же. С. 54). Не ведущий духовной жизни, по И. К., не христианин. Отделившиеся от Церкви люди или целые сообщества, как мертвые члены, теряют право на ходатайство святых, противлением своим навлекают на себя вечную погибель. Вне Церкви нет спасения, нет духа благодати (Там же. С. 8). Ни одно исповедание христ. веры, кроме православного, не может привести христианина к совершенству христ. жизни, или святости, полагал И. К., потому что неправосл. исповедания «примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает православная Церковь» (Там же. С. 14). «Кто не в Церкви, тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь на земле, ни там на небе иметь не будет»,- заключает И. К. (Там же. С. 98). О богослужении

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В 1771 г. в Коломенской ДС было введено преподавание философии, к-рое осуществлял иеромонах Спасского мон-ря Арсений (Тодорский), в 1772 г. к преподаванию богословия приступил ректор семинарии архим. Голутвина мон-ря Иакинф (Карпинский). Состояние Коломенской ДС подробно описано в ведомостях Коломенской консистории от 2 июня 1788 г. Возглавлял семинарию ректор игумен серпуховского Высоцкого монастыря Геннадий. В семинарии обучались 322 чел. Кроме лат. классов преподавали толкование Евангелия, катехизис, физику, «о должностях человека» (нравственное богословие), историю, географию, арифметику и языки: греческий, немецкий и французский. На содержание семинарии отпускалось 2 тыс. р. Выплата содержания ученикам производилась по остаточному принципу: «...сколько за выдачею учителям жалования и за другими расходами остается семинарской суммы, неравное». Не получали «жалованья» учащиеся информатории (низших классов «фары» и «инфимы»), а также студенты, «имеющие указы о владении жребия», т. е. получившие указ о зачислении в клир к.-л. церкви. Бобренёв мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Бобренёв мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Первоначально Коломенская духовная школа помещалась в доме Коломенского епископа. В 1751 г. сообщается о школе в Бобренёвом монастыре, являвшемся в то время загородным подворьем Коломенского архиерея; переезд школы туда состоялся, по-видимому, после пожара 7 мая 1739 г., уничтожившего большую часть города. В 1766-1770 гг. имелись планы построить для семинарии здание «в городе Коломне при Бельском озерке», на территории загородного двора Коломенского архиерея. Была выделена земля, но строительство не начали из-за отсутствия средств, и семинария вновь оказалась в архиерейском доме. Вместе с переводом епископской кафедры из Коломны в Тулу в 1799 г. была переведена и семинария. 15-й пункт Высочайше утвержденного доклада Святейшего Синода «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» от 16 окт. 1799 г. предполагал открытие семинарий во вновь учрежденных епархиях лишь после решения всех вопросов по устроению самой кафедры.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Юрия Долгорукого в Залесской земле возникали новые укрепленные города и храмы, во Владимире западнее двора Мономаха был устроен новый великокняжеский двор с дворцовой ц. вмч. Георгия (достроена в 1157). Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ) Старший сын кн. Юрия, кн. Андрей Боголюбский, в 1155 г. покинул данный ему отцом в удел Вышгород и обосновался во Владимире. Он перенес и поставил в построенном им Успенском соборе икону Богородицы, ставшую позднее известной как Владимирская икона Божией Матери. В его правление Владимир стал одним из крупнейших городов Сев.-Вост. Руси. Кн. Андрей обновил Мономаховы валы и возвел новые стены («город заложил больший»). Теперь Владимир состоял из 3 частей: Печерний (Средний) город, в к-ром находился Успенский собор; Новый (с XVII в. Земляной), где были княжеский двор и церкви Спаса Преображения (1164; сгорела в 1778; отстроена в посл. четв. XVIII в.) и вмч. Георгия (1152 или 1156-1157), посад, или Ветчаный город, также опоясанный валами (сохр. остатки Зачатьевского вала в районе ул. Б. Нижегородской - см.: СПАМИР. С. 153). Кн. Андрей стремился превратить небольшой укрепленный город в пышную столицу, к-рая самим расположением, названием местностей и храмов была подобна Киеву: княжеская «гора» господствует над низменным «подолом» вост. части, к западу от посада, подобно киевскому Печерску, на самом высоком холме сверкают белокаменные стены и золотые главы храма Успения Пресв. Богородицы - «десятинной» церкви, буд. кафедры епископа. Величием и красотой архитектуры и внутреннего убранства собор стремились уподобить главным киевским храмам - соборам Св. Софии и Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. Так же как в Киеве и К-поле (с воспоминанием о св. граде Иерусалиме), в наружных стенах были поставлены ворота: Золотые, Серебряные, Медные и Иринины. До наст. времени Золотые ворота (XII в.) с надвратной ц.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Афонские списки «О. или У.» и. кон. XIX - нач. XX в. хранятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (в киоте у сев. стены в вост. части), Богоявленском соборе Кургана, ц. вмц. Ирины (Троицкой) в Покровском в Москве, новопостроенной ц. в честь «О. или У.» и. в пос. Вадино (Сафоновский р-н Смоленской обл.; образ передан цыганами, сохранявшими его с 20-х гг. XX в.), в рус. соборе свт. Николая Чудотворца в Вене, в музейных собраниях (ВУИАХМЗ, Историко-худож. музей г. Арзамаса). Небольшой список образа (собрание В. В. Селиванова, Москва) исполнен в 1890 г. и, согласно штампу на обороте, освящен в рус. скиту ап. Андрея Первозванного. Подобные иконы, написанные отчасти в академической манере (личное письмо) с условной «золотопробельной» разделкой одеяний, только в общих чертах воспроизводят иконографию оригинала, детали рисунка варьируются; они именуются, как правило, образом Пресв. Богородицы «Отрады или Утешения». На основе подобных икон в 1887, 1896 гг. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе исполнены хромолитографии образа разного размера (на золотом и зеленоватом фонах). В качестве небольших «раздаточных» икон в рус. обителях на Афоне бытовали печатные оттиски на атласе. Небольшие творческие повторения ватопедской иконы писали также в мастерских российских мон-рей, напр. Казанской Богородицкой обители (нач. XX в., частное собрание, Казань), на Украине и в южнорус. землях (частные собрания), в Москве, во Мстёре (ЦАК МДА) и др. Раскрашенная фотография с «О. или У.» и. (без оклада, раскраска условная) изготовлена в 1860 г. П. И. Севастьяновым (РГБ. Ф. 269/2. К. 26. Ед. хр. 29. Л. 39); прорись с рус. иконы или фотографии из собрания Лихачёва опубликована им в 1911 г. ( Лихачёв. 1911. С. 216. Рис. 456). Неточный рисунок с образа помещен в рукописи «Книги странствий во Иерусалим и в гору Афонскую в 1858 и 1859 годах» иером. Иеронима (Суханова) из Николо-Пешношского мон-ря (3-я четв. XIX в.; РГБ. Ф. 218. 925.2. Л. 180, описание на л. 180 об.; икона именуется «Отрадой»). Литография работы А. И. Траншеля иллюстрирует кн. «Вышний покров над Афоном» (1861), др. литографии (иконография образа немного варьируется) встречаются в переизданиях книги (указаны размеры образа: 1 аршин 14 вершков × 1 аршин 61/2 вершков) и в сборниках изображений явленных и чудотворных икон (1848, 1866 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010