Ретроспективные библиографические пособия общего типа, изданные до 1990 г., в разд. «Атеизм. Религия» отражали только атеистические издания (по теме и по идеологической направленности). Восстановил нарушенную традицию библиографического отражения религ. лит-ры указатель «Православие»: (Библиогр. указ. книг на рус. и церковнослав. яз. за 1918-1993 гг. М., 1999), составленный библиографами РГБ Н. Ю. Бутиной и К. К. Тарасовым под ред. прот. В. Асмуса. Несмотря на сложности в определении границ предмета (тематических, конфессиональных, видовых), составители попытались учесть все издания советского периода и по причине крайней немногочисленности таковых включили в указатель книги смежной тематики. Биобиблиография I. Биобиблиографические справочники до сих пор остаются наиболее признанным и эффективным жанром для поиска библиографических сведений. Персональные статьи об отечественных исследователях духовного звания включались (выборочно) в указатели: История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1976-1989. 5 т.; Славяноведение в дореволюционной России. М., 1979; Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989-. Т. (изд. продолж.); Словарь книжников и книжности Древней Руси (Л., Вып. (изд. продолж.)); Словарь русских писателей XVIII в. (СПб., 1992-1999. Т. (изд. продолж.)); Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры СПб., Т. (изд. продолж.). Мануил (Лемешевский), митр. Куйбышевский и Сызранский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Мануил (Лемешевский), митр. Куйбышевский и Сызранский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Работа над специальными биобиблиографическими пособиями велась и в советский период истории РПЦ. Самым значительным из указателей такого рода и единственным послереволюционным отечественным биобиблиографическим справочником является 6-томный каталог митр. Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965», изданный в серии «Oikonomia» (Die russischen orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965: Bio-Bibliographie/Bis zur Gegenwart ergänzt von C. Patock. Erlangen, 1979-1989); его же каталог архиереев-обновленцев ( Manuil (Leme š evskij), M etr. Lexikon russischer Erneuerung-Hierarchen/Übers. u. hrsg. v. C. Patock. Würzburg, 2000) и оставшийся до сих пор не изданным «Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. Куйбышев, 1971. 10 т. Ркп.».

http://pravenc.ru/text/149151.html

Закрыть По страницам духовных сокровищ В хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки 26.03.2023 371 Время на чтение 3 минуты 7 марта в Доме Пашкова состоялась экскурсия в хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Небольшая группа творческих работников – писателей, литературоведов, художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Архангельска была удостоена общения с уникальными книгами. Этой высокой награды приглашенные были одарены за плодотворное многолетнее сотрудничество с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Об этом событии мы публиковали статью Валентины Валентиновны Ефимовской . Сегодня – следующий рассказ. Ленинскую библиотеку (ныне Российскую государственную библиотеку) – этот главный книжный храм России – знает, или хотя бы слышал о ней, каждый сознательный житель нашей огромной страны. Побывать в ней, поработать с книгами, документами или диссертациями доводилось многим. Но вот о посещении отдела рукописей этой легендарной библиотеки не скажешь «довелось». Посчастливилось! Такой подарок сделал в дни Великого Поста председатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов небольшой группе писателей, художников, учёных, архитекторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Архангельска, получивших благодарственные письма от РГБ за подписью президента библиотеки Виктора Васильевича Фёдорова. Эти письма в виде роскошных свитков были вручены в Большом зале, что и было зафиксировано бесстрастными объективами фотоаппаратов на общей фотографии. Начальник Отдела рукописей Евгения Эдуардовна Вишневская провела экскурсию по залам Дома Пашкова – одного из самых красивых зданий Москвы, что находится напротив Московского Кремля. Большой зал, читальный зал отдела рукописей, зал каталогов. Здесь можно увидеть портрет выдающегося философа-космиста Н.Ф. Фёдорова, работавшего в читальном зале в конце 19 века, написанный Л.О. Пастернаком. Но вот и конечная цель экскурсии – Отдел рукописей, куда надо было подняться по витой чугунной лестнице каслинского литья.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/25/...

паломничества . Так, в первый приезд в Палестину (1829-1830) писатель и общественный деятель А. Н. Муравьёв встретил в Иерусалиме всего лишь ок. 20 российских паломников, к сер. XIX в. Св. землю посещали от 200 до 400 чел. в год (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 11. Ед. хр. 5. Л. 36), а к началу первой мировой войны (1914-1918) через учреждения П. П. о. проходило в год до 10 тыс. чел. ( Лисовой. 2006. С. 363). Из неуправляемого народного движения паломничество становится инструментом умелой политики. В Париже еще не был подписан мирный договор 1856 г., а о рус. проникновении на Восток уже заговорили в Иерусалиме. Был найден новый внешнеполитический подход, призванный компенсировать проигрыши и уступки Российской империи, и состоял он в формировании сферы «собственных интересов» России на Св. земле и «собственного плацдарма проникновения» ( Он же. Рус. присутствие. 2003. 3. С. 84). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Комитета почетных членов об-ва С. В. Степашин на праздновании 130-летия со дня образования Императорского Православного Палестинского общества. Фотография. 2012 г. Первым этапом в устроении П. П. о. стало создание в 1856 г. Русского об-ва пароходства и торговли по инициативе вел. кн. Константина Николаевича , к-рый еще в янв. 1856 г. (т. е. до подписания Парижского договора 18 марта 1856 с 11-й статьей о «нейтрализации Черного моря») доложил имп. Александру II Николаевичу о «полезности» учреждения «на Черном море в самых больших размерах пароходного общества на акциях, к-рое содержало бы постоянно сколь возможное число самых больших пароходов, построенных с таким расчетом, чтобы когда понадобиться» обращать их в «боевые суда». В докладе говорилось о привилегиях нового общества, в т. ч. о разрешении морским офицерам «служить на судах новой колонии», а также предлагалось упростить «паспортный режим для русских паломников к Святым местам» ( Степанов Д. А. Учреждение Рус. об-ва пароходства и торговли (1856-1857)//Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер.: История. 2011. Вып. 46. 22(237). С. 30). Вел. кн. Константин предложил флигель-адъютанту капитану 1-го ранга Н. А. Аркасу (1816-1881) «как человеку, весьма знающему и способному на подобное предприятие» быть учредителем и директором Черноморского об-ва пароходства «с тем, чтобы он составил проект устава общества и приискал других участников». Аркас, получив предложение, избрал себе в компаньоны коллежского советника Н. А. Новосельского (1818-1898), широко известного в коммерческих кругах как организатора пароходства на Волге. Для поощрения и поддержки об-ва правительство обязалось производить ему в течение 20 лет помильную плату (ок. 1,5 млн р. в год), выдавать 64 тыс. р. в год на ремонт судов и приобрести 6670 акций компании на сумму 2 млн р. (половина суммы была внесена немедленно - см. подробнее: Иловайский. 1907. С. 23-24.). Уже к кон. 1857 г. в распоряжении об-ва было 17 пароходов и 10 находилось на верфях. Первые капитаны судов и офицеры об-ва были из рус. военного флота.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Демкова. Фотография. 2006 г. (урожд. Сарафанова) Наталья Сергеевна (род. 1.02.1932, Ленинград), филолог-литературовед, исследователь рус. и слав. средневек. книжности, археограф, автор неск. монографий, более 100 статей, публикатор и переводчик рус. средневек. письменных памятников. В 1955 г. Д. окончила филологический фак-т ЛГУ. С 1 окт. 1955 по окт. 1958 г. обучалась в аспирантуре на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ, где под рук. И. П. Ерёмина трудилась над канд. дис. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история текста)», к-рую защитила в 1969 г. С 1 нояб. 1958 по 24 янв. 1964 г. Д. работала младшим научным сотрудником сектора древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры (Пушкинского Дома) АН СССР. С 25 янв. 1964 г. до наст. времени преподает на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ (ныне СПбГУ), профессор, д-р филологических наук (докт. дис. «Русская проза XVII в. в контексте традиции: (Источники, поэтика, интерпретации)» была защищена в 1997). На протяжении всей научной деятельности одной из главных тем для исследовательницы является ранняя старообрядческая лит-ра. Д. ввела в научный оборот ряд текстов, написанных старообрядцами: несколько не издававшихся ранее сочинений протопопа Аввакума (см. Аввакум Петров ), «Прение верного инока с отступником», «Возвещение от сына духовного отцу духовному» в Пустозерск о смерти царя Алексея Михайловича , «Жалобницу» поморских старцев против самосожжений, «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума и др. Особенно значителен вклад Д. в изучение творчества протопопа Аввакума, гл. обр. его Жития. Исследовав рукописную традицию Жития, представленную десятками списков XVII-XX вв., Д. пришла к выводу, что его первоначальная редакция, отразившаяся в Прянишниковском списке (РГБ. Собр. Г. М. Прянишникова. 61, нач. XIX в.), создавалась в 1669-1672 гг. К ней восходит редакция Б 1-й пол. 1672 г., особый вид к-рой послужил в свою очередь источником редакций А сер. 1673 г. и В кон. 1674 - нач. 1675 г., причем 2 последние редакции сохранились в автографах. Т. о., Д. продемонстрировала, что автограф не всегда является показателем древности текста и что все 3 полные редакции Жития являются авторскими. Этим вопросам посвящена 1-я монография Д. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения)» (Л., 1974). Найденные и исследованные Д. произведения объединены в ее кн. «Сочинения Аввакума и публицистическая лит-ра раннего старообрядчества: Мат-лы и исслед.» (СПб., 1998). Особо должна быть отмечена работа исследовательницы по подготовке к изданию Пустозерского сб., содержащего автографы Аввакума и Епифания (Л., 1975).

http://pravenc.ru/text/171668.html

На правой странице читатель может перейти или к материалам или к сведениям об авторах. Материалы выкладываются в хронологической последовательности с учетом специфики «Богословского вестника», «Пробавлений» и «Творений». Изучив структуру издания, читатель переходит к точному библиографическому описанию одной или нескольких публикаций и к самому тексту публикации в DJV формате. Все продолжающиеся публикации взаимосвязаны. В каждую публикацию — для удобства читателя — добавлены исчерпывающие библиографические данные в виде картинки (включая разные типы пагинации), которые дублируют данные, содержащие в базе. В своеобразном биографическом словаре приводятся сведения о подавляющем большинстве авторов журнала «Богословский вестник» и «Прибавлений», к каждому из которых можно перейти как от статьи, так и через общий алфавитный список. Число дореволюционных авторов «Прибавлений» и «Богословского вестника» составляет ок. 440. Некоторые биографии снабжены фотографиями из архива ОР РГБ. Среди авторов — профессора, преподаватели и выпускники МДА, в частности ректоры МДА прот. Александр Горский и С.К. Смирнов, профессор П.С. Казанский, святители Филарет (Дроздов) и Филарет (Амфитеатров), Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) Затворник, духовные писатели А.Н. Муравьев и А.С. Стурдза. Присутствуют и работы 8 профессоров других духовных академий — Санкт-Петербургской, Киевской, Казанской, а также 22-х священнослужителей из разных концов России, и иностранных авторов (12 человек) из Сербии, Болгарии, Греции, Швейцарии, Италии, Германии и православного священника из Китая. В дореволюционном БВ сотрудничало также 48 университетских и светских ученых. В процессе работы над созданием дисков был восполнен и восполняется ряд серьезных лакун. Недавно был найден последний номера журнала, изданного в 1918 г. 6-9), который будет размещен на новой исправленной и дополненной версии 1-го диска, а также рукописный студенческий журнал в будущем священномученика свящ. Иакова Бойкова того же 1918 г., который мыслился студентами как продолжение своего родного академического журнала — его расшифровка будет опубликована в новой серии, скорее всего, в юбилейном БВ. К 325-летнему юбилею МДА, который будет торжественно отмечаться в следующем году, планируется также многотиражное издание трех дисков в виде триптиха.

http://patriarchia.ru/db/text/934467.htm...

Тверь, 1995, 9); несколько страниц из седьмой главы напечатала «Российская музыкальная газета» (Москва, 1996, 5–6). Данная публикация выполнена по автографу «Воспоминаний», хранящемуся в Музее-квартире Н. С. Голованова (филиал ГЦММК, 528). Рукопись Смоленского представляет собой два толстых тома в твердых переплетах (275 и 279 листов). Седьмая глава занимает лл. 236–275 первого и лл. 1–130 второго тома. Оба тома до отказа заполнены четким, убористым почерком Смоленского и писаны его любимым гусиным пером и черными чернилами. В некоторых местах в рукопись вклеены оттиски публикаций в периодике Смоленского и других авторов, афиши концертов, фотографии героев повествования. Как уже говорилось, машинописный вариант «Воспоминаний» (без последней главы) хранится в Рукописном отделе петербургской РГБ (ф. 1141, 465). Отдельные главы, переписанные рукой Екатерины Амандовны Смоленской, родственницы Степана Васильевича, а также машинописный вариант первого тома, находятся в РГАЛИ, в фонде С. С. Волковой (ф. 723). Рукописные варианты казанских глав разбросаны по разным хранилищам. Публикуемый текст поделен Смоленским на три очерка: «Прокурор А. Н. Шишков», «Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов» и находящийся между ними очерк без заглавия, посвященный Синодальному хору. Работая над седьмой главой, автор опирался на свои подробные «Дневники» 1889–1901 годов (два тома объемом по 300 листов каждый; ныне хранятся в РГИА, ф. 1119, on. 1, 7:8). Этот источник широко привлекается нами при комментировании основного текста. В комментариях использованы также предшествующие главы «Воспоминаний». В двух случаях фрагменты из «Дневников» включены в основной текст (это оговорено в комментариях): имеются в виду описание посещения Синодального училища Чайковским и замыкающая публикацию запись Смоленского о посещении Синодального училища через полтора года после переезда Степана Васильевича в Петербург. Смоленский имел обыкновение, перечитывая написанный фрагмент текста, делать к нему дополнения, которые иногда носят характер примечаний, но чаще являются по смыслу вставками в основной текст; при этом тип оформления один и тот же: крестик в скобках с указанием листа, на котором надо искать вставку. В подобных случаях дополнения Смоленского безоговорочно вводятся нами в основной текст. А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большая работа по публикации рукописей, найденных в Хиландаре, начала проводиться европейскими учеными начиная с середины 1950-х гг. Так, например, в Чехословакии опубликована «пражская часть» Хиландарского стихираря XII в. 279 . Рукопись Хиландарского монастыря 307 целиком напечатана в Копенгагене 280 . Рукописи, хранящиеся в Хиландарской библиотеке, помогают восполнять пробелы при публикации древних памятников церковно-славянской письменности, хранящихся вне Афона. Так, в Мюнхене в трех выпусках изданы отрывки Новгородского Ирмология XII века 281 , воспроизведенные по двум рукописям (Библиотека Московской Синодальной типографии. 149 и 150) с приложением греческого текста, причем утраченная часть была восполнена по рукописи Хиландарского монастыря XIII–XIV вв. 378) восточно-славянской редакции. В Дании в 1957 г. вышло в двух выпусках фототипическое издание нотных рукописей: Стихираря – новгородской рукописи XII в. и Ирмология – рукописи, написанной в районе Киева в начале XIII в. Обе рукописи хранятся в Хиландарском монастыре 307 и 308). В Югославии сербский исследователь Радойичич представил новые сведения о путях странствования «Ирмология» юго-западного письма XII–XIII вв., вывезенного В. И. Григоровичем из Хиландарского монастыря 282 . 72 листа этой рукописи хранятся в Хиландарском монастыре, а 102 листа – в отечественном собрании (РГБ, Румянцевское собрание. 1719). Внимание, проявленное со стороны Югославии к Хиландарскому монастырю, позволило сербским ученым просмотреть славянские рукописи монастырской библиотеки и составить их описание, сопровождаемое альбомом фотографий отдельных листов. В этом описании, составленном Богдановичем 283 , описано, в частности, до 60 русских, украинских и белорусских книг, из них 23 – до XVIII в. В настоящее время в Хиландарском книгохранилище насчитывается 181 греческая и 809 славянских рукописей, из общего числа которых 47 написаны на пергаменте, что свидетельствует об их древности. Среди рукописей имеется 7 греческих и 5 славянских литургических свитков. Кроме того, в Хиландаре собрано более 20 тысяч томов печатных книг; из них только 3 тысячи – греческие, а остальные 17 тысяч – славянские. Наряду с книгохранилищем, в Хиландаре имеется богатый рукописный архив, который содержит более 400 древних грамот, из них: 165 византийских хризовул, 160 – сербских, 9 – русских, 2 болгарские и 31 – мол-довлахийская; кроме того, здесь хранится также 70 турецких фирманов 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вопрос о публикации «Воспоминаний» вновь возник в 1927 году, когда им занялась комиссия по изучению русской музыки при музыкальной секции Государственной академии художественных наук. С. С. Волковой и В. В. Яковлеву было поручено подготовить рукопись к печати. Из письма Волковой к Н. Ф. Финдейзену от 1 мая 1928 года ясно, что рукопись в это время по-прежнему находилась у Асафьева 13 . Очевидно, следствием продолжительного пребывания документа в Петербурге стало появление в Рукописном отделе РГБ машинописной копии «Воспоминаний» без последней главы. Поскольку копия находится в фонде многолетней сотрудницы отдела А. С. Ляпуновой, то можно предположить, что она была снята по инициативе Анастасии Сергеевны; в таком случае понятно отсутствие последней главы «Придворная капелла», где Смоленский весьма жестко отзывается об отце А. С. Ляпуновой – своем предшественнике на месте управляющего Капеллой Сергее Михайловиче Ляпунове (справедливости ради надо отметить, что Смоленский критикует деятельность Ляпунова-администратора и что как композитор Ляпунов был автором превосходных духовных сочинений). В 1932 году София Сергеевна Волкова умерла, а «Воспоминания» неизвестным нам путем попали к новому хозяину – выпускнику Синодального училища, регенту Синодального хора, знаменитому дирижеру Николаю Семеновичу Голованову, в Музее-квартире которого хранятся и поныне. По неподтвержденным рассказам сотрудников клинского музея Чайковского, перед смертью Волкова, жившая неподалеку от Клина, передала рукопись в Дом-музей Чайковского; им тогда заведовал Н. Т. Жегин, друг Голованова, который тоже входил в общество друзей музея. Возможно, что таким образом «Воспоминания» директора Синодального училища попали к одному из самых блестящих выпускников этого учебного заведения. По другой, маловероятной, версии рукопись была приобретена Головановым в ленинградском букинистическом магазине в 1932 году (версия основана на том, что в этом магазине был приобретен хранящийся в головановском архиве альбом фотографий учеников Синодального училища 1901 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В МДА прошла презентация диска «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе» 15 октября 2008 г. 10:57 В продолжение изданного в 2007 году диска «Богословский вестник», Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Центром информационных технологий МДА и журналом МДА «Богословский вестник» издан диск «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе». С презентацией диска на годичном акте Московских духовных школ выступил руководитель издательского проекта преподаватель академии игумен Дионисий (Шленов). Этот диск является уникальным архивом журнала Московской духовной академии «Прибавления к творениям святых отцов». Полные комплекты журнала хранятся только в библиотеках Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. В то же самое время «Прибавления» — это научно-богословский журнал академии периода ее расцвета, периода «золотого века» русской богословской мысли при ректоре протоиерее Александре Горском. Именно из «Прибавлений» происходит ныне издаваемый академический журнал «Богословский вестник». Поскольку «Прибавления» еще до революции стали библиографической редкостью, редакция «Богословского вестника» совместно с порталом Богослов.ru осуществила их электронное переиздание в полном объеме. На настоящем диске помещено 1349 публикаций и статей в формате DJVU, общий объем которых составляет 38.362 страницы. На главной странице мы видим элементы оформления книги «Прибавлений». На корешке книги редакция диска поместила временной диапазон, в течение которого издавались «Прибавления» — с 1843 по 1891 г. За 48 лет было издано 48 частей. На следующей станице читатель может ознакомиться с историей и структурой журнала. В виде приложения к статье приводится уникальная таблица, в которой впервые в русской библиографии дано точное соответствие между 57 томами «Творений» и 48 частями «Прибавлений». От указателя авторов можно перейти к списку авторов «Прибавлений», общее число которых составляет 136 человек, из них 126 современных авторов и 10 древних. Ряд авторов снабжен био- и библиографическими справками и фотографиями из архива РГБ. Указатель номеров адресует к материалам журнала в хронологическом порядке. Слева за пределами книжного разворота в столбце указываются все годы издания журнала и номера частей. На левой странице книги мы видим оглавление со всеми доступными материалами, включая даже обложку и объявления. Вначале сборника помещена Беседа св. Филарета, к тексту которой можно сразу перейти также как и ко всем другим беседам московского святителя, общим числом 48. Помимо публикаций духовно-нравственной направленности в журнале много церковно-богословских статей. Подобно «Богословскому вестнику» «Прибавления» ныне полностью представлены на портале Богослов.ru в открытом доступе . Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/474680.htm...

Пимена. 1876. С. 54). Прот. Сергий Четвериков, автор-составитель исторического очерка об Оптиной пуст., поместил следующее свидетельство: «Самый наружный вид его был поразителен. Он был высокого роста, довольно полный, но легкий и быстрый, с небольшими проницательными и живыми глазами, с длинными, волнистыми и густыми волосами, напоминающими львиную гриву…» ( Четвериков. 1926. С. 37). Из Жития преподобного известно, что еп. Калужский и Боровский Николай (Соколов; † 1851) накладывал на него запрет ношения схимы ( Климент (Зедергольм). 1890. С. 43). С 1837 г., после посещения Оптиной пуст. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым), отменившим это наказание, «отец Леонид до конца своей жизни невозбранно носил, как и прежде, по обычаю молдавских монастырей, схимнический великий параман нитяный» (Там же. С. 48). Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР) Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР) Духовная и культурная атмосфера Оптиной пуст. XIX в., сложившаяся под влиянием старчества, способствовала тому, что насельники бережно хранили воплощенные в живописных портретах, эстампах и фотографиях образы своих наставников, а также тиражировали изображения почитаемых ими подвижников для раздачи многочисленным чадам и паломникам. В летописи скита Оптиной пуст. за 3 дек. 1853 г. сообщается о живописном портрете Л., находившемся у схим. Леонида (Бочарова; † 1853), который «дня за четыре до своей кончины» подарил его о. Симеону (вероятно, рясофорному мон. Сокольникову; † 1854) (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 361. Л. 167). В записи от 22 окт. 1875 г. упоминается о 7 портретах Л., «писанных при жизни его масляными красками». По мнению братии, самый лучший (с надписью на обороте) хранился у иеросхим. Пимена (Пащенко; † 1881), вступившего в братство Оптиной пуст. в окт. 1840 г., еще при жизни Л. Здесь же говорится, что у иером. Пахомия (Копцева; † 1883) имелась фотография Л., сделанная, вероятно, с этого же портрета, к-рая «была послана в Москву для напечатания» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010