Так же точно поступают гомеровские боги, удовлетворяя капризы Ахилла именно потому, что тот все равно обречен на краткую жизнь и лишен завтрашнего дня; но еще Гораций будет поучать: Лови день, менее всего доверяя следующему! (Carm. 1, XI, 8). Напротив, сквозной мотив Библии – обетование, на которое не только позволительно, но безусловно необходимо без колебания променять наличные блага. Новозаветный автор Послания к евреям, прекрасно знавший и понимавший свою Тору, так суммирует судьбу ветхозаветных патриархов: Верою Авраам повиновался повелению идти в страну, которую имел получить в наследие, – и он пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… Все они умерли в вере, не получив обещанного, а только издали видели его, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле… Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава… ( Евр. 11:8–9, 13, 20 ). Будущее – вот во что верят герои Библии. Многократно повторяемые в повествовании Пятикнижия благословения и обещания, которые вновь и вновь дает Йахве Аврааму и его потомкам, создают ощущение неуклонно возрастающей суммы божественных гарантий грядущего счастья. В кризисную эпоху пророков этот эсхатологический оптимизм, умозаключающий от бедственности настоящего к благополучию будущего (Ибо, Я пролью воды на жаждущее, и потоки на иссохшее, – обещает Йахве в Книге Исайи, Ис. 44:3 ), приобретает вполне сложившийся облик, с которым ему предстоит перейти в христианство . Еще раз сравним греческого Отца Богов и библейского Отца Израилева. Зевс – господин настоящего: прошлое принадлежит Урану и Крону, будущее – неизвестному сопернику, который в силу определения рока отнимет у Зевса власть. Йахве – господин прошедшего и настоящего, но полностью его власть осуществится и его слава воссияет лишь в будущем, с наступлением дня Йахве, о котором говорят пророки. Итак, греческий космос покоится в пространстве, выявляя присущую ему меру; библейский олам движется во времени, устремляясь к переходящему его пределы смыслу (так развязка рассказа переходит пределы рассказа, или мораль притчи переходит пределы притчи). Вот почему поэтика Библии – это поэтика притчи, исключающая пластичность: природа и вещи должны упоминаться лишь по ходу действия и по связи со смыслом действия, никогда не становясь объектами самоцельного описания, выражающего незаинтересованную радость глаз; люди же предстают не как объекты художнического наблюдения, но как субъекты выбора и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Так и Павел говорит теперь, что они знали будущее, т.е. воскресение Христово. Или это он говорит, или слова его: " верою в будущее " относятся не к будущему веку, а к имеющему быть здесь впоследствии. Иначе, как человек, находящийся в чужой земле, мог да­вать такие благословения? И с другой стороны, почему он, получив благословение, сам не испытал его исполнения? Ви­дишь ли, что и об Иакове можно сказать то же, что я сказал об Аврааме, т.е. что он не воспользовался благословением, но плоды этого благословения перешли к его потомкам, а он сам видел их в будущем? Действительно, мы знаем, что брат его жил в большом довольстве. Он проводил всю жизнь в рабстве, работе, опасностях, безпокойствах, огорчениях и страхе, и на вопрос фараона отвечал: " … малы и несчастны дни жизни моей … " (Быт. 47:9); а тот - в безопасности и полной свободе, и впоследствии был страшен (для Иакова). Когда же исполнились благословения (данные ему), если не в будущем? Видишь, как порочные издавна наслаждались здешними бла­гами, а праведные - напротив, хотя и не все. Вот Авраам был праведник и наслаждался здешними благами, впрочем со скорбями и искушениями, - у него было только богатство, а все прочие обстоятельства его были исполнены скорбей. Да и невоз­можно праведнику не испытывать скорбей, хотя бы он и был богатым, - если он готов терпеть потери, несправедливости и всё прочее, то по необходимости испытывает скорби. Таким образом он, хотя и наслаждается богатством, но не без скор­бей. Почему? Потому, что он чувствует скорби и печали. Если же тогда праведники испытывали скорби, то тем более теперь. " Верою в будущее " , - говорит, - " Исаак благословил Иакова и Исава " . Хотя Исав был старший, но он поставляет наперед Иакова -  за добродетели его. Видишь, какова была вера (Исаака)? По­чему бы в самом деле он обещал сыновьям столь великие блага, если только не по вере в Бога? " Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова " . Здесь надобно бы изложить все его благословения, чтобы яснее открылась и вера его, и про­рочество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Увещеваю вас, братия, составлять решение о промысле Божием не только по настоящему, но и по будущему, потому что настоящее есть борьба, место состязания и поприще, а будущее награды, венцы, воздаяния. И как борцу на месте состязания нужно сражаться в поте, в пыли, в великом жаре, в трудах и в телесном напряжении, так и праведнику много здесь нужно претерпевать и все выносить мужественно, если там он хочет получить блестящие венцы. Поэтому и Павел постоянно обращает к нам слово о воскресении, и, как вы слышали, взывает и говорит: " мы веруем, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Посему мы не унываем " (2 Кор. 4: 1316); говорит, имея величайшим утешением в подвигах надежду на будущее. Не сказал к ним: " потому не унывайте " , но что? " Посему мы не унываем " , показывая, что и он сам беспрерывно находится в подвигах. " Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4: 16). Как обновляется? Верой, надеждой, усердием, смелым перенесением бедствий. Ведь чем неисчислимее бедствия, претерпеваемые телом, тем более благие надежды получает душа и становится светлее, как золото, обильно прошедшее через огонь. И смотри, как он ниспровергает скорби настоящей жизни. " Ибо кратковременное легкое страдание наше, говорит, производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое " (ст. 1718), полагая все дело в надежде. И что в другом месте он говорит ( " Мы спасены в надежде " , и: " Надежда же, когда видит, не есть надежда " ) (Рим. 8: 24), то же и здесь разъясняя, он сопоставляет настоящее с будущим, мгновенное с вечным, легкое с тяжелым, скорбь со славой. И этим даже не довольствуется, но присоединяет другое изречение, усугубляющее смысл прежнего: " производит в безмерном преизбытке " , говорит. Потом показывает и способ, сказавши, каким образом страдание становится " легким " . Каким же образом? " Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое " . Таким образом, и это (настоящее) легко, и то (будущее) велико, если мы отведем себя от того, что видимо, потому что видимое временно следовательно, таковы и печали, а невидимое вечно следовательно, таковы и венцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1585...

Хотя Исав был старший, но он поставляет наперед Иакова - за добродетели его. Видишь, какова была вера (Исаака)? Почему бы в самом деле он обещал сыновьям столь великие блага, если только не по вере в Бога? " Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова " . Здесь надобно бы изложить все его благословения, чтобы яснее открылась и вера его, и пророчество. " И поклонился " , - говорит, - " на верх жезла своего " . Здесь (апостол) показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал это и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: " и поклонился на верх жезла своего " , т.е., будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кланялись братья, но должно было исполниться и после через десять поколений. Видишь, как он предсказал будущее? Видишь, какую праотцы имели веру, как они веровали в будущее? Приводимые здесь примеры служат примерами, одни - терпения в страданиях и лишении всех благ, каковы относительно Авраама и Авеля, другие - веры в то, что есть Бог и воздаяние, каков пример относительно Ноя. Слово - вера имеет много значений, - оно выражает то одно, то другое; здесь же означает, что будет воздаяние, что не всех ожидает одно и то же, что надобно подвизаться прежде наград. Пример Иосифа есть пример одной веры. Иосиф слышал, что Бог возвестил и обещал Аврааму: " всю землю, тебе дам Я и потомству твоему навеки " , и потому, будучи в чужой земле и еще не видя исполнения обещания, не падал духом, но веровал так, что и напоминал об исходе и сделал завещание о костях своих. Таким образом он не только сам веровал, но и других возводил к вере. Для того он и завещал, чтобы они всегда помнили об исходе; и не завещал бы он о костях своих, если бы не был уверен, что будет исход. Если после этого кто-нибудь скажет: вот и праведники заботились о могилах, то мы такому отвечаем: они заботились именно поэтому, а не почему-либо другому, так как знали, что " Господня - земля и что наполняет ее " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1627...

Чтобы понять, какие доказательства могут считаться достаточными, нам стоит вспомнить, что такое пророчество. Пророчество – это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, – нам неизвестно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое, и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время, – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из Своего Божественного знания открывает грядущее. Именно поэтому в Библии дается четкий критерий, как отличать ложного пророка от истинного: И сказал… Господь: …пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: " Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?». Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18: 17, 20–22). Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка (Иер 28: 9). Любой из читателей может произнести формальное " пророчество». Например, он скажет: завтра я напишу письмо, и действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что нам станет совсем не до письма. Кстати, точно так же действуют лжепророки и гадалки, равно как и дьявол, вещающий через них: в чем-то их прогноз – это план наших предполагаемых действий. Но и дьявол не знает будущего, он, как сотворенное существо, находится " внутри» времени.

http://pravoslavie.ru/put/070723175350.h...

Этот отказ от вычислений срока «конца» придает проповеди Иисуса Христа особый характер: Иисус Христос ставит Своих слушателей непосредственно перед неотложностью пришествия Царствия Божия (таково уже первое слово Его проповеди) и, устраняя все отделяющее человека от пришествия Божия (в т. ч. пространство и время), призывает его к ответственности, бодрствованию и покаянию. III. Призыв к бодрствованию. Наряду с возвещением близости Царствия Божия в Евангелиях содержится ряд высказываний Иисуса Христа, которые призывают к бодрствованию в ожидании «конца». Особое значение имеет 13-я гл. Евангелия от Марка. 2 предшествующие главы (11 и 12) оставляют впечатление, что Иисус Христос как бы подошел к завершению Своей земной жизни. Теперь Его взгляд устремляется в близкое историческое будущее, к-рое исполнено великих скорбей. «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк 13. 1-2). Однако, бедствие, о котором говорит здесь Иисус Христос, не ограничится лишь Иерусалимом и его храмом. Оно станет определяющим и в том мире, в к-ром будут жить Его ученики. Большую часть 13-й гл. составляет апокалиптическая речь, т. н. малый Апокалипсис. Во времена Иисуса Христа существовало много иудейских апокалипсисов, которые использовали особенные, таинственные образы и символы, обнаруживающиеся также и в евангельской апокалиптической речи (Мк 13. 14, 24-27). Одной из особенностей апокалиптических книг было то, что в них настоящее и будущее совмещались и переходили одно в другое, так что часто трудно определить, где говорится о настоящем времени, а где - о конце света. Но в Евангелии от Марка заметно явное различие между разрушением храма, сопровождающимся страшными бедствиями, и полным завершением исторических событий в эсхатологическом конце (ср.: Мк 13. 4: «Скажи нам, когда это будет (речь идет о разрушении храма, см.: Мк 13. 2.- Авт.), и какой признак, когда все сие должно совершиться (συντελεσθαι, т. е. прийти к концу, завершиться.- Авт.)?»). В соответствии с этим различием в 13-й гл. Евангелия от Марка разграничиваются отрывки 5-13 (близкое настоящее) и 14-27 (неопределенное будущее).

http://pravenc.ru/text/344423.html

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

160. Итак, Дух послал Исаию, а если его послал Дух, то именно Его увидел Исаия после смерти царя Озии и сказал: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. И полон был дом величия Его. Вокруг Него стояли серафимы, шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого: и двумя крыльями закрывали лицо Его, и двумя крыльями закрывали ноги Его, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Вся земля полна величия Его ( Ис. 6:1–3 ). 161. Если серафимы стояли, как они летали? Если летали, как могли стоять? Если мы не в состоянии понять даже этого, как мы дерзаем понять Бога, Которого не видим? 116 162. Пророк увидел бегущее колесо в колесе 117 , что, безусловно, относится не к телесному видению, но к благодати двух Заветов, потому что жизнь святых, обточенная и округлая, и находится в согласии сама с собой, так что последующее соответствует предыдущему. Итак, колесо в колесе – это жизнь под законом и жизнь под благодатью, ибо Иудея находится внутри Церкви и закон внутри благодати. Внутри Церкви находится тот иудей, кто внутренно таков, и обрезание, которое в сердце ( Рим. 2:29 ), пребывает внутри таинства Церкви. Внутри Церкви находится та Иудея, о которой написано: Ведом в Иудее Бог ( Пс. 75:2 ). И как движется колесо в колесе, так и крылья стояли и в то же время летали. 163. Так же и серафим двумя крыльями закрывал лицо, и двумя закрывал ноги, и двумя летал ( Ис. 6:2 ). Здесь мы вновь сталкиваемся с тайной духовной мудрости: время стоит и время летит, стоят прошлое и будущее и, подобно крыльям серафима, закрывают лик и ноги Божьи, потому что в Боге, не имеющем ни начала, ни конца, весь бег времен благоговейно замирает от мысли о Его начале или конце. Итак, прошлое и будущее стоят, а настоящее летит. Не ищи тайн Его начала или конца, которых не существует: довольствуйся настоящим! И не рассуждай, а прославляй Бога! Серафимы Его прославляют неустанными гласы, а ты продолжаешь спорить? Когда так делают серафимы, они показывают нам, что Бога нельзя никогда обсуждать, но всегда надо восхвалять. Итак, Господь Саваоф – это и Святой Дух, если только нечестивцы не отвергают учителя 118 , которого избрал Христос. Или они могут опровергнуть, что Святой Дух – это Господь сил, по Своей воле дарующий 119 силы?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (   - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (     - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы ( Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа ( Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαλ γγελος). Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

17, 10. — С. Ф.). Посему Царствие Небесное не есть возмездие (плата. — С. Ф.) за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам . Видя Кровь Божию, человек понимает, что только ею он спасается, только ради нее получает благодать. В литургии первых веков была такая молитва перед причастием, говорящая о простоте восприятия святости: Помяни Господи, Церковь Твою, чтобы сохранить ее от всякого зла и усовершить в любви Твоей. И собери ее от четырех ветров, освященною в Царствие Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать и да прейдет сей мир! Осанна Богу Давидову! Если кто свят, то пусть приступает. Если же нет, то пусть покается. Маранафа (Ей, гряди, Господи! — С. Ф.) Аминь . Если кто не свят, тот пусть покается — вот святейшая простота первохристианства, потерянная нами. Святость — это то, в чем должно быть наше стояние перед Богом. Мы в наше холодное время не хотим святости, боимся ее, не понимаем ее, а она есть всего только устремленность любви к Богу, и именно в разрешении для каждого из нас и для всей Церкви вопроса о святости лежит будущее и нас и Церкви. Не на международных съездах решается судьба и будущее христианства, а только в подвиге покаяния каждого и всех, в их Голгофе и воскресении, в их святости. И это опять-таки больше всего открывается в литургии, которая, по слову одного западного епископа (кардинала Монтини), есть школа святости. Глава 12 В промежутке между первой и второй частью Херувимской священнослужители берут приготовленные во время проскомидии на жертвеннике Святые Дары и переносят их на престол. Это [священнодействие] именуется Великим входом и знаменует восхождение Иисуса Христа во Иерусалим. Переносятся Дары через амвон, чтобы вся Церковь участвовала в этих проводах Господа на Голгофу. Вот, мы восходим во Иерусалим, — сказал Он, — и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010