Мысль, еще невместимая для народа в своей духовной чистоте и возвышенности, на первый раз сообщается ему в чувственном образе земного славного царствования. С течением времени обетование будет совлекаться своего чувственного облачения и представит в себе уже неприкровенное и ясное обетование о вечном и духовном царстве Мессии. Впрочем, за прикровением сим или за образом земного царя не скрывался совершенно внутренний, высочайший смысл обетования, которому он служил временным облачением. Сам Давид не относит полученного им обетования к сыну своему Соломону, но благодарит и славословит Бога, который в «сем обетовании открыл ему далекое будущее, глаголал о доме раба Своего вдалеке» ( 2Цар. 7:19 ). Созерцая пророческим духом сие далекое будущее, Давид признает себя рабом Того, который в обетовании изображается сыном его, исповедует Божество Его, нарицает Его Господом своим ( Пс. 109:1 ; сн. Мф. 22:41–44) и изображает народу будущее царство, имеющего явиться в потомстве его Богочеловека в таких чертах, которые не могут относиться ни к царствованию Соломона и ни к какому земному царству. «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до пределов земли. Поклонятся Ему все цари, все народы будут покорны Ему. Имя Его буде благословенно во век; благословятся в Нем все племена земные, все народы будут ублажать Его» ( Пс. 71:8 ; Пс. 11:17 ). Таким образом, через обетование, данное Давиду, начала раскрываться и распространяться в избранном народе Божием вера и ожидание Мессии, как сына Давидова, Который некогда взойдет на престол отца Своего и утвердит благоденствие Израиля. Как понимали во Израиле будущее царство Мессии и как Дух Божий через Пророков очищал и возвышал сие понимание народа, – это увидим далее. Ожидание Мессии, как Сына и царственного Наследника Давидова, было общим ожиданием народа во времена Спасителя. Слепцы просят себе прозрения у Сына Давидова, сим наименованием выражая свою веру в Иисуса, как в Мессию ( Мф. 9:27 ). Также исповедует свою веру в Него хананейская женщина, умоляя Сына Давидова исцелить дочь ее ( Мф. 15:22 ). Народ, изумленный чудесами Спасителя, готов принять чудотворца за Мессию и так выражает свое недоумение: «не это ли Христос, сын Давидов» (Мф. 12:23)? При входе Господа в Иерусалим народ, приветствуя в Нем Мессию, восклицает Ему: «Осанна сыну Давидову» ( Мф. 21:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  3.5 из  5) Откроем ему дверь! Расправить плечи на пределе истории Те времена, когда люди смотрели в будущее с оптимизмом, прошли безвозвратно. На земле — уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ( Лк. 21:25-26 ). Точнее не скажешь. У нас сегодня всё именно так. Так что, исполнилось? Будущее рисуется оптимистично только тем, кто не знает значения слова «будущее». У остальных — недоумение и ожидание бедствий. Человечество неоднократно переживало и голод, и холод, и вооруженные конфликты разных масштабов. Но если в сознании людей пленительным и немеркнущим светом сияла идея будущего, которое нужно завоевать, приблизить, построить, на худой конец, просто дождаться, то беды заканчивались и жизнь продолжалась. Гораздо хуже, когда головы пусты, сердца холодны и «история кончилась». Имея перед очами ума историческую перспективу, можно было в голодном 25-м году открыть «Артек». Или в системе рабфаков в неотапливаемых помещениях обучать массы рабочей молодежи теории стихосложения. Сегодня такие вещи кажутся неповторимыми. Для неверующих будущего нет. «Как-нибудь будет», — произносят они и, глядя вперед, видят мрак, непроницаемый, как чернила. Для верующих будущее есть, но оно задрапировано в пурпурные одежды Апокалипсиса. Ни один нормальный человек (если бы выбор эпохи для жизни был возможен) не захочет жить во времена великой скорби, какой не было от начала мира и не будет (см. Мф. 24:21 ). Обычному человеку хочется обычной жизни с безгрешными радостями и «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной». Если уж нельзя убежать от сгущающихся туч, то хочется, по крайней мере, чтобы тучи не сгущались так быстро. Это не в нашей власти. Когда становится ясно, что проблему нельзя ни обойти, ни перепрыгнуть, остается скрепить сердце и встречать неизбежную сложность лицом к лицу. Христос зовет нас к воздержанию и молитвенному труду особенно тогда, когда очертания виденного глазами совпадают с очертаниями слышанных пророчеств. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого ( Лк. 21:34-36 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном. Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” ( Иов.28:24-26 ); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” ( Пс.146:4 ); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” ( Пс.49:11 ). Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” ( Притч.15:3 ). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” ( Пс.37:10 ). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” ( 1Ин.3:20 ). Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” ( Деян.17:31 ), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” ( 1Кор.4:5 ) и “воздаст каждому по делам его” ( Рим.2:6 ). Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло. Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира. Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер” , по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” ( Пс.148:9 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Таковы судьбы Божии, которые надобно страшиться испытывать. Великое счастие для человека не знать будущего; и великое горе знать его. Тем тяжелее знать будущее, что человек и не может правильно понять его. Он не может дать себе отчета, как это грядущее бедствие будет чувствоваться современниками бедствия; он также не может уразуметь, как бедствие послужит ко благу и счастью наказуемым. Ибо бедствие, Господом посланное, есть бедствие благое, бедствие милосердное, бедствие всеочищающее, бедствие воссоздающее из зла добро и правду. И разве плен Вавилонский не уничтожил совершенно идолопоклонство среди Израиля, разве он не поднял к Творцу души тех, которые на реках Вавилонских сидели и плакали? Что несет будущий год или наступающий день сокрыто от слабого, облеченного в плоть человека, сокрыто ради покоя души его. Господь наш Иисус Христос , приносящий покой душе человеческой не глаголал ли, что довольно для каждого дня своей заботы, и что покой души приобретается кротостью и смирением, с которыми надо нести иго Господне, т. е. то иго, которое угодно было Господу возложить на нас в этой жизни, и которое в малом виде подобно тому страшному и великому Кресту, который Он нес с кротостью и смирением ради спасения нашего 173 . Смиренно нести крест Господень, возложить свое упование на Господа, не пытаясь проникнуть в будущее,-вот Завет Господа нашего Иисуса Христа христианину, чтобы он нашел покой душе своей. Езекии же, пытавшемуся обеспечить будущее своего царства, открыто в наказание это будущее. Кончина Езекии была тихая и мирная и имела место в 699 году до Р. Хр. 174 . „И почил Езекия со отцами своими и воцарился Манассия, сын его, вместо его“. ( 4Цар. 20–21 ). „И похоронили его над гробницами сыновей Давидовых; и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима“. ( 2Пар. 32:33 ). По поводу выражения „над гробницами“.... мы укажем, что по 4Цар. 21:18,26 и 2Пар. 33преемники Езекии и Манассия и Аммон были погребены в садах, находившихся при домах их, и что поэтому полагают, что гробница дома Давидова была переполнена 175 . Езекии очевидно желали воздать все возможные почести, а потому его похоронили,-по невозможности поместить его в самой царской гробнице, – над пещерой на горе, возвышавшейся над нею. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1Кор.15:36 .  Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 1Кор.15:37 .  И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. «Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих». Погляди на семена, смотри, что борозды подобны гробам, семена погребаются в них, как тела, потом дают росток и отпрыск. «Не тело будущее сееши», то есть не колос, но «голо зерно» или «пшеницы или иного от прочих». Весьма удачно заменил Апостол одни именования другими; не сказал: не произрастет, «аще не умрет», но от нас взятые именования приложил к семенам, ими доказывая наше воскресение. Так же и Господь сказал: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» ( Ин 12, 24 ). Так Апостол, показав образ воскресения, показывает и качество тел. 1Кор.15:38 .  Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. «Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело». Ибо как от пшеницы родится пшеница, от чечевицы – чечевица и от каждого вида – тот же вид, так и наши тела воскреснут те же самые с большею славою, нетлением и бессмертием. Это же, как можно видеть, бывает и с семенами, ибо, будучи посеяны голыми, произрастают покрытые богатыми оболочками. Посему Апостол объясняет здесь то и другое: и образ воскресения, и качество тел. Потом говорит и о разделении воскресших. 1Кор.15:39 .  Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. «Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам». Естество плоти, говорит Апостол, одно, потому что состоит из четырех стихий; но разность в виде. Посему и воскресение и преложение тел в нетление для всех также одно; но разность нравов производит разность воздаяний. 1Кор.15:40 .  Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор 4:10 : «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». «Люди говорят, что мы безумны и немощны ради Христа – вы же считаете себя мудрыми и сильными во Христе; вы воображаете себя прославленными, в то время как мы презираемы» 107 ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ Настоящее время глагола нередко используется для передачи прошедшего или будущего действия. В первом случае, когда о событии из прошлого говорится так, будто оно происходит в настоящий момент, целью автора обычно является придание повествованию живости и динамичности; если же о будущем событии говорится в настоящем времени, это придает рассказу тон уверенности в неизбежности этого события. Вот некоторые примеры употребления настоящего времени для обозначения действия в будущем: Мф 21:5 «се, Царь твой грядет к тебе»: придет Мф 26:18 «у тебя совершаю пасху…» (букв.): «у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Синодальный перевод использует здесь будущее время) Мк 9:31 «…предается» (букв.): «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие» (в Синодальном переводе – будущее время) Примеры передачи прошедшего действия глаголом в настоящем времени: Мк 1:21 «И приходят в Капернаум»: пришли Ин 18:28 «ведут» (букв.): «От Каиафы повели Иисуса в преторию» (в Синодальном переводе – будущее время) 1Кор 11:18 : «слышу, что … между вами бывают разделения»: слышал, что были разногласия Приемы подобного употребления настоящего времени часто называются «пророческим» и «историческим» настоящим. Стоит прислушаться к словам Франса: «Целью перевода должно быть не педантичное копирование временной системы оригинала, а достижение той же степени естественности путем использования идиоматических средств целевого языка. Чрезмерная буквальность может иметь результатом совершенно непонятный текст» [France 1972, с. 5]. АБСТРАКТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В начале гл. 4 мы обсуждали подразделение всех лексических единиц (слов и фразеологизмов) на четыре семантических класса, названные классами ОБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВИЙ, АБСТРАКЦИЙ и ОТНОШЕНИЙ. В частности, было отмечено, что к классу ОБЪЕКТОВ, как правило, принадлежат существительные, к классу ДЕЙСТВИЙ – глаголы, а к классу АБСТРАКЦИЙ – прилагательные и наречия, хотя из этого правила существует множество исключений. Одним из таких исключений являются абстрактные существительные, к которым относятся все существительные, обозначающие не объект, а действие либо абстракцию. 108 Например, в утверждении «любовь терпелива» слово «любовь» представляет действие, а не объект, будучи при этом существительным. Когда мы говорим «он обезоружил нас своей добротой», существительное «доброта» подразумевает качества доброго человека, его добрый нрав, и поэтому принадлежит к классу абстракций.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

(20) Он гоняется за пылью 277 , Сердце обманутое вводит его в заблуждение, И он не может спасти души своей и не скажет: «Не обман ли в правой руке моей?» (21) Помни это, Иаков И Израиль, ибо раб Мой – ты, Я образовал тебя; Раб у Меня ты, Израиль, не забывай Меня! (22) Я рассеял, как облако, грехи твои И, как тучу, беззакония твои. Обратись ко Мне, Ибо Я спас тебя. (23) Торжествуйте небеса! Ибо делает дело Иегова. Восклицайте пределы земли, Взыграйте горы от радости, Лес и всякое дерево в нём! Ибо искупил Иегова Иакова И во Израиле прославится 278 . (24) Так говорит Иегова, искупивший тебя, И устрояющий тебя от утробы матерней: Я – Иегова создал все, Раскинул небеса один Я, Распростёр землю... и кто со Мною 279 ? (25) Я разоблачу знамения обманщиков 280 И обнаружу бессмыслие волшебников, Заставлю мудрецов уйти со стыдом, И знание их покажу смешным. (26) Исполню моления раба Моего, И определения посланников Моих совершу. Я скажу Иерусалиму: «ты будешь населён»! И городам иудиным: «вы будете построены»! И развалины его... Я воздвигну их. (27) Я сказал бездне: «иссякни»! И потокам твоим Я повелю иссохнуть 281 . (28) Я скажу Киру: желанный Мой 282 ! И все Мои хотения он исполнит, И скажет об Иерусалиме: пусть он будет построен! И о храме: пусть восстановится! 273 Известно, что ивы растут обыкновенно при реках и вообще в местах влажных, и притом так быстро и без всяких уходов, необходимых при разведении других деревьев, – как будто от посева. 274 букв. а другой напишет свою руку Иегове. Здесь указывается распространенный на востоке обычай татуироваться, т. е. накалывать лицо или руки известными знаками. Татуирование имело различные виды: накалывался раб во имя господина, воин во имя своего предводителя, или человек особенно верующий во имя божества. В последнем случае вырезали или фигуру идола, или его имя. Может быть, и между почитателями Иеговы был обычай татуирования. 275 . Эти слова совершенно равнозначащие. Во избежание тавтологии, Кимхи под первым словом разумеет будущее ближайшее, а под последним будущее отдаленное. Ярхи неправильно производить от чудеса. LXX избегают повторения тем, что из подлежащего делают вводным предложением: τ περχμενα πρ το λθεν, будущее, прежде чем оно пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2 . «Оный день» связан не только с ожиданием суда, но и с пришествием Мессии. Эсхатологическая речь ( Лк. 17:22–37 ) несколько раз и в несколько разных смыслах упоминает «день/дни Сына Человеческого» ( Лк. 17:22,24,26,30 ). Выразительно описан этот день в ( Лк 17:24 ): «как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». Евангелист Матфей и в этом случае употребляет особенное выражение: «так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). Понятие «пришествие» (parousia)bcmpeчaemcя только у Евангелиста Матфея ( Мф.24:3,27,37,39 ). Очевидно, оно было характерно для церкви этого Евангелиста. Слово «парусия» в эллинистическом мире означало присутствие или пришествие божества или владыки. Независимо от упоминания «дня Сына Человеческого» в древнейшем слое предания (Мк и Q) часто говорится также просто о пришествии Сына Человеческого. 3 . Соединяет «тот день» с понятием Царствия Божия также и Евангелие от Марка: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк. 14:25 ). Итак, уже в древнейших слоях предания (в логиях и притчах Иисуса Христа), наряду с грядущим Царствием Божиим, возвещается будущее пришествие суда Божия и пришествие Сына Человеческого. Эти пророчества трудно связать в некую общую целостную картину. Наоборот, замечено, что ни в одной из речей Иисуса Христа не упоминаются одновременно Царствие Божие и Сын Человеческий (L. Goppelt. Theologie, 231–233). Кроме того, за исключением апокалиптической речи в Мк. 13 , нигде не изображается картина будущего, но отдельные пророчества о будущем всегда соотносятся с непосредственно настоящим. Эти пророческие речи не преследуют цель предсказывать будущее, всего лишь как неотвратимую судьбу. Они призваны научить, что к эсхатологическому будущему причастно уже настоящее. При этом будущее не вырастает из истории как бы в непрерывности ее плавного развития, но противостоит истории как ее, в известном смысле, противоположность. Ибо «тот день», согласно ветхозаветному преданию, – день, когда в историю непосредственно входит Сам Бог . Именно этот смысл будущего пришествия Царствия Божия, суда, Сына Человеческого и во всем этом пришествие Бога еще точнее определяется Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы потянемся к Сладчайшему Источнику жизни — к Богу и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: «Встань... встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя...» И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.     2 (15) декабря 1991 года Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!     «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9—11).    Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».    Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой».    И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Самое воззрение ветхозаветной религии на происхождение смерти, столь отличное от натуралистических воззрений, говорит о том, что смерть не есть явление необходимое, а лишь явление случайное, как наказание за грех. При этом влияние смерти простирается только на телесный состав человека, созданный из праха земного («прах ты и в прах возвратишься» – Быт.3:19), но не касается духовной стороны человеческой природы. «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).    Так же несомненна в ветхозаветной религии и вера в мздовоздаяние за гробом. Хотя для поощрения к доброй нравственной жизни еврейского народа (нравственно недостаточно развитого и неподготовленного еще к восприятию высших идей о вечной жизни) ветхозаветная религия преимущественно указывала на благополучие земной жизни праведников, однако можно найти указание и на возможность мздовоздаяния только после смерти. «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их» (Пс.72:3-4).    Учение о загробной жизни в ветхозаветной религии проникнуто печальным духом, который, однако, смягчается надеждой на будущее искупление и улучшение будущей участи умерших. Место обитания умерших называлось «шеол», что означало ад, или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась под видом «страны мрака и тени смертной» и противополагалась небу. В преисподнюю отходили все умершие, даже праведники. О состоянии отошедших в иной мир очень мало имеется сведений в Ветхом Завете. Однако несомненно, что праведники и в преисподней имели утешение надеждой на будущее избавление. «Бог избавит душу мою от власти преисподней» (Пс.48:16).    Эта надежда наиболее яркое выражение получила в пророчествах Исаии о пришествии Мессии: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы от всех лиц» (Ис.25:8).    «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19). Но надежда на будущее воскресение в ветхозаветной религии еще не имела полной уверенности, которая появилась и восторжествовала только после воскресения Христова. Поэтому даже такой духовной высоты ветхозаветный праведник, как пророк Иезекииль, на прямой вопрос к нему Бога: «Оживут ли кости сии?» – мог ответить только: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез.37:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010