И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; ” 4 Цар. 20:1–5 . Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что будущее изменяемо Богом по молитвам людей. С уважением, Здравствуйте. Это достаточно сложная тема, поскольку касается вопросов о Промысле Божием. Кратко говоря, Бог находится над временем и для Него уже все события случились, тогда как для нас, события будущего неизвестны, но произойдет то, что произойдет. То есть что-то одно. Что касается покаяния, как условия, то опять же, это условие и разные варианты существуют только для нас. Для Бога не существует неожиданностей и Он действует исходя из Своих желаний и зная обо всем сразу. Для Него уже известно покаяние или нераскаянность людей и соответствующий результат. В Библии сказано: Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом ( Прит.19:21 ). При этом, я допускаю, в качестве теории, что могут быть несколько вариантов равно возможных вариантов с различным исходом, но произойдет что-то одно. Человек может, в некоторых ситуациях, уехать из зоны военных действий или эпидемии, а может остаться. И это будут два различных сценария жизни. Но все это каким-то образом включено в непостижимый Промысл Божий. Нету ветвей, нету плохого и хорошего будущего. Есть время. И люди своими поступками влияют на настоящее и будущее. Вот вам народная мудрость — что посеешь, то и пожнёшь. Бог по определению должен быть существом совершенным, в том числе всемогущим и всеведущим. Поэтому если Бог не знает будущего, то Он не всеведущ и Его нельзя было бы назвать Богом. Однако Вы поставили вопрос о свободе человека: влияет ли она на будущее и на знание Бога об этом будущем? Ответ таков: наша свобода реальна, мы действительно можем выбирать, как нам поступать, и этот выбор происходит во времени. Но Бог, Который выше времени, от века помыслил весь мир и знает все события в нем от момента сотворения и до Второго пришествия. Не так, чтобы заставлять нас поступать каким-то определенным образом, но так, что Он знает, как мы поступим.

http://azbyka.ru/vopros/skolko-u-nas-var...

" И поклонился " , - говорит, - " на верх жезла своего " . Здесь (апостол) показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал это и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: " и поклонился на верх жезла своего " , т.е., будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кла­нялись братья, но должно было исполниться и после через де­сять поколений. Видишь, как он предсказал будущее? Видишь, какую праотцы имели веру, как они веровали в будущее? Приводимые здесь примеры служат примерами, одни - терпения в страданиях и лишении всех благ, каковы относительно Авраама и Авеля, другие - веры в то, что есть Бог и воздаяние, каков пример относительно Ноя. Слово - вера имеет много значений, - оно выражает то одно, то другое; здесь же означает, что будет воздаяние, что не всех ожидает одно и то же, что надобно подвизаться прежде наград. Пример Иосифа есть пример одной веры. Иосиф слышал, что Бог возвестил и обещал Аврааму: " всю землю, … тебе дам Я и потомству твоему навеки " , и по­тому, будучи в чужой земле и еще не видя исполнения обещания, не падал духом, но веровал так, что и напоминал об исходе и сделал завещание о костях своих. Таким образом он не только сам веровал, но и других возводил к вере. Для того он и завещал, чтобы они всегда помнили об исходе; и не завещал бы он о костях своих, если бы не был уверен, что будет исход. Если после этого кто-нибудь скажет: вот и праведники заботились о могилах, то мы та­кому отвечаем: они заботились именно поэтому, а не почему-либо другому, так как знали, что " Господня - земля и что наполняет ее " (Пс. 23:1). Не безызвестно было это и (Иосифу), жившему в таком любомудрии и проведшему всю жизнь свою в Египте, Он конечно мог бы, если бы захотел, возвратиться оттуда, а не сетовать и скорбеть; если же он, вызвав отца своего туда, завещал вынести оттуда кости свои, то не очевидно ли, что по этой причине?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14,14). Святитель Василий Великий по этому поводу писал: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить (Божие) веление? Если будущее принесет нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благими...» Святой преподобный Григорий Нисский пишет: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Поэтому чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: гадания толкований знамений, прорицание, вызывание мертвых, вдохновения, карты и многое другое... И на всякую ложную приманку демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди отступили от Бога, обратились к служению демонам " . И так раз и навсегда усвоим для себя: обращаться к экстрасенсам, колдунам, всяким бабкам-ведуньям, значит подвергать себя большой опасности. Вопрос: Слышал или читал в одном журнале, что Иисус Христос был в Индии, где изучал восточную мудрость, чтобы постичь истину. - Я считаю, что это провокация. Так рассуждают те, кто отвергает Божественность Иисуса Христа. Мы знаем, что Бог принял человеческую плоть, то есть вочеловечился и с самого своего рождения был Богом, но во плоти Богочеловеком (Мф. 1,20-23; Ин. 5,17-30)). Как мы с вами знаем, Бог есть Истина и, конечно же, Истина не нуждается в поиске истины (Евр. 9,14). Вопрос: Очень сложные отношения с соседкой, долгое время живём в ссоре. Нет никакого желания примириться с ней, что мне делать? - Жить в постоянной вражде просто недопустимо. Мы знаем, что, не примирившись с ближним, мы не можем подойти к чаше с Причастием и принять Святые Дары. Не прощая ближнего своего, не можешь иметь прощение от Бога, ведь Господь велит прощать обидчиков. В молитве Господней, обращаясь к Богу, мы говорим: «И остави нам долги наши, яко и мы оставляем должникам нашим». Это значит, что Господь прощает нам наши грехи настолько, насколько и мы прощаем людей, согрешивших перед нами. Если человек сумел простить своего обидчика, то в душе его победил Христос Милосердный, а побежденным остался сатана. Каждый день мы согрешаем пред Богом, нарушая Его заповеди, а Он терпит и ждет нашего покаяния, А как только исповедовались и покаялись, прощает нам наши грехи, как будто их и не было.

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-2....

Из числа иудеев вышли и Исайя, и Иеремия, и Иезекииль, и Амос, и другие пророки. Но настанет время и настало уже, говорит Иисус, когда не на этой горе и не в Иерусалиме будете вы поклоняться Отцу. Это очень важная, хотя на первый взгляд и парадоксальная формулировка. «Время настанет» — значит, оно еще не наступило. И тут же — «и настало уже». Оно уже здесь. Оно уже настало, это время, которое только наступает. Чрезвычайно важный для понимания Евангелия момент: христианство есть религия будущего, но того будущего, которое уже здесь, которое уже наступило, уже переживается нами. И об этом мы говорим на каждой Божественной Литургии, благодаря Бога за то, что Он «царство даровал еси будущее». «Даровал еси» — значит, уже даровал будущее царство. Царство Божие, Царство Небесное, жизнь вечная — это нечто из области будущего, но это будущее нам уже даровано. Об этом же говорит фраза: «Яко грядет час, и ныне есть…» — «Но настанет время и настало уже». Итак, наступает и настало время, когда «не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Бог здесь назван не просто Богом, Творцом и Создателем, нет, здесь Он назван Отцом: «Будут поклоняться Отцу в духе и истине…» Что такое истина, мы более или менее себе представляем. Истина освобождает, если мы ее познаем: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина явлена нам во Христе. Истина — это Он Сам, потому что на вопрос Пилата: «Что есть истина?» — наверное, каждый из нас ответил бы: «Вот Истина, она в лице Иисусовом стоит перед тобой». И Сам Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Сегодня по-русски «истина» — это «правда», в славянском же языке «правда» — это «справедливость». На славянский язык словом «правда» переводится греческое слово «справедливость», а нетрудно понять, что истина и правда, истина и справедливость — вещи разные. То, что мы сегодня подразумеваем под словом «правда», означает то, что не выдумано, то, что есть на самом деле, именно «алетейя», или истина. «Поклоняться Богу в истине» — значит вести с Ним диалог, реально чувствуя Его присутствие, не выдумывая Его, но находясь с Ним в реальной связи, в реальных отношениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Иоанн из утробы подсказывает матери слова. Итак не справедливо ли называется он большим, чем пророк? Есть также и другая причина, почему он больше пророка. Пророки предсказывали будущее и сильно желали видеть то, что они предвидели духом. Поэтому они взывали: «яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам» ( Псал.84:8 ). Поэтому Господь и сказал о них: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ). Итак, пророки предсказывают будущее, а Иоанн прямо указывает Того, о Ком предсказывает. Будущее он предсказывает еще во чреве матери, а впоследствии говорит уже так: Тот, «я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Иоан. 1:27 ), стоит посреди вас. Как называет? «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 )! И вот этот пророк, и более чем пророк, не потерпел постыдного сожительства, но с дерзновением выступил на защиту попираемого целомудрия. Этот прекрасный рассказ пусть каждого из нас вразумит, что даже при отсутствии явных гонений, дверь мученичества всегда перед нами открыта. Разве Иоанна кто-нибудь влек к жертвеннику или к курению ладана? Или принуждал к совершению жертвы и возлияния? Ведь никто не сказал: отрекись от Бога? Ведь никто не сказал: принесу жертву идолам? Но во имя целомудрия выступив со смелым словом обличения, он является мучеником целомудрия. Чтобы ты знал, как сильна откровенная пророческая речь, он говорит царю: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк. 6:18 ). Видишь, как естественно добродетели господствуют над пороком? Ирод – царь, имеющий оруженосцев, изобилующий богатством, правитель, пользующийся царскою властью; Иоанн же – бедняк, без пристанища, без отечества, неимущий, голодный, съедающий столько, сколько требует природа. А между тем тот, кто одет в одежду из верблюжьей шерсти, является законодателем для того, кто одет в пурпуровую мантию; странствовавший в пустынях указывает правителю многолюдных городов; собиравший саранчу с трав и питавшийся диким медом властно наставляет того, который держал роскошную царскую трапезу: «не должно тебе»! Хотя казалось бы, что царю все возможно, но «все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Итак, поверите ли вы человеку, претендующему на звание правителя и пророка только лишь на основании имеющихся у него стихов? Даже если он действительно покажет очень хорошие стихи? Думается, вряд ли. Стихи – это, конечно, хорошо, но они могут подтверждать только претензии на звание поэта. Если же речь идёт о пророческом достоинстве, то здесь требуются доказательства посерьезнее, и совершенно из другой области. Чтобы понять, какие доказательства могут считаться достаточными, нам стоит вспомнить, что такое пророчество. Пророчество – это особый дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворённого мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдёт – нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени, и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, – то есть, пророкам, – Он из своего божественного знания открывает грядущее. Именно поэтому в Библии даётся чёткий критерий, как отличать ложного пророка от истинного: И сказал Господь: пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его ( Втор 18:17–22 ). Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка ( Иер 28:9 ). Любой из читателей может произнести формальное “пророчество”. Например, он скажет: завтра я напишу письмо, и действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что ему станет совсем не до письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Итак, проблема принципиально разных датировок на основании предположения Анни Жобер не снимается. Однако нельзя не обратить внимания на то, что во всем, что говорит Иисус, огромную смысловую нагрузку несет слово «ныне». Когда Закхей произносит свою знаменитую фразу «Половину имения моего я отдам нищим», Иисус говорит: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:8–9). На слова разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» — Он отвечает: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42—43). Можно привести десятки других фрагментов евангельского текста, где наречие «ныне» играет ключевую роль. Есть еще одно слово, которое постоянно звучит в Евангелиях, — «уже». Иисус говорит, что Царствие Божие не только приблизилось, но «достигло до вас», и ныне уже происходит все то, что обещал Бог. На это слово не всегда обращают внимание. Между тем в Евангелии постоянно утверждается: будущее уже наступило, оно уже здесь. Как в формуле: «Яко грядет час и ныне есмь» — «время приходит и уже пришло». Как религию уже наступившего будущего понимает христианство и святоотеческая традиция. В литургии Иоанна Златоуста мы, молясь, благодарим Бога за то, что Он «Царство… даровал еси будущее». Парадоксально: будущее Царство даровано нам уже сегодня. Да, о христианстве можно говорить как о религии уже дарованного, уже наступившего будущего. Царство Божие, о котором учит все ветхозаветное предание, мыслилось иудеями как нечто, что наступит когда-то потом. Иисус же говорит, что оно уже наступило и задача христианина, каждого Его ученика, заключается в том, чтобы увидеть это уже наступившее завтра. Этот момент очень важен для понимания того, что же произошло в дни Страстной седмицы. Иисус прекрасно понимал, что еще до наступления праздника Пасхи будет схвачен и, возможно, убит. Он знал, что не только дни, но и часы Его сочтены. Когда ученики спрашивают Его, где им приготовить пасху, Он отвечает: «Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте» (Лк. 22:10—12). Иисус говорит готовящим пасху ученикам: «Желанием возжелех сию пасху ясти с вами прежде даже не прииму мук». Славянский перевод в высшей степени точно воспроизводит греческий вариант. «Желанием возжелех» значит «очень захотел», «сильно возжелал». Здесь важно то, что славянский перевод сохранил арамеизм, это подтверждает подлинность текста. Значит, этот текст восходит к тому арамейскому «протоевангелию», которое до нас не дошло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Дабы не почли скорбей и тесноты прекращением любви Божией, приводит слова пророка, предвещавшего о них и показавшего, что терпение или умерщвление всякий день для славы Божией составляет величайшее утешение, каковое терпение или утешение бывает по произволению, потому что для природы оно невозможно. А умерщвляться значит быть приносимым в жертву Богу. На это именно указывает, когда говорит: за овец, обреченных на заклание. Как овцы не противятся, когда их закапают, так и мы. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Сказав прежде, что нас умерщвляют, апостол, чтобы не ослабел кто, помышляя о человеческом, предлагает ободрение, и не говорит: побеждаем, но: преодолеваем, то есть с легкостью, без трудов и пота, и притом тем, посредством чего строят нам козни. В том-то и состоит совершеннейшая победа, чтобы одерживать верх в то время, когда нас гонят и преследуют. Итак, не теряй веры, потому что нам способствует Бог, и не только способствует Он, но и возлюбил нас. Поэтому ничего нет удивительного в том, что мы легко одерживаем верх во время самых напастей. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Прежде сказал, что Бог возлюбил нас, а потом говорит о своей любви к Богу, дабы никто не подумал, что он сам превозносит себя. Мы, рассуждает, так прикованы к любви к Богу, что нас не могут отторгнуть от нее не только бедствия, неразлучные с этой жизнью, но если бы тиран какой стал угрожать будущей смертью, состоящей в казни, или пообещал нескончаемую жизнь, дабы таким образом отвлечь нас от Бога, он нимало не преуспел бы в том. И что говоришь ты мне о царях и тиранах? Нас не могут отвратить от любви той ни ангелы, ни все горние силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, то есть находящееся в тебе, ни глубина, то есть находящееся в земле, ни слава, ни бесславие. Под высотой некоторые разумеют Царство Небесное, а под глубиной — потерю его. Даже если бы была другая какая тварь, как видимая, так и постигаемая умом, и та не отвлекала бы меня от любви той. Так выразился не потому, будто ангелы отвлекают людей от Христа, но в виде предположения и вследствие сильного желания показать высшую степень любви к Богу, не той, которой хвастаются евреи, но той, которую имеют христиане; ибо хотя и иудеи говорят, что они любят Бога, но любят Его не во Христе Иисусе, потому что не веруют во Христа.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Когда Исаия, вопросивши Езекию узнает, что царь показал в припадке тщеславия посланным все богатства свои, он произносит пророчество, которое указывает Езекии, как близорук человек, не возлагающий все упование свое на одного Всемогущего. „И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: „Вот приидут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь“. „Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь 171 , возьмут и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского“. Езекия отвечает: „благо слово Господне“.... и продолжает: да будет мир и благосостояние во дни мои. Езекия произносит слова эти с сознанием, что он согрешил увлекшись человеческими соображениями при приеме послов Вавилова. Очевидно, что он ожидал наказания Господня во дни свои. Слыша же, что Господь не назует его лично, а только открывает ему будущее, он не может удержаться от чувства радости, что бедствия, предназначенные Господом, не обрушатся на царство его во дни его. И в этом ему суждено было отчасти ошибаться, хотя бедствие его миновало при втором нашествии на Иудею и Египет Сеннахерима, но тем не менее он пережил много тяжелых дней во время посылки Рабсака 172 . Но пророчество ему объявленное имело важнейшее значение. Оно не отменяло слово, сказанное ему о спасении града в его время, но оно раскрывало уму его далекие горизонты будущего, с указанием законов Божиих, управляющих миром. И пророк и Езекия понимают, что пророчество о Вавилоне ему объявленное не есть последствие греха Езекии, а есть раскрытие будущего в разъяснение ему тщеты человеческих рассчетов. Если можно считать это пророчество наказанием Езекии за проявленное им тщеславие, то только в том смысле, что он мог умереть в покое, не ведая о тяжелом будущем, ожидающем его род и родину, но за грех его ему открыто это будущее. Давиду оно не было открыто; он не знал о несчастии царства своего и рода своего, потому что он всегда памятовал, что Единый Всемогущий ему Покровитель. Езекии открыто будущее, за то, что он понадеялся на силу человеческую, причем ему указано, что именно эта сила и погубит царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010