Который изначала избавлял меня от всех зол и показал столь великое попечение обо мне, Он – " да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли " (Быт.48:16). Видишь ли вместе и разумение и смиренномудрие, – разумение в том, что проведя очами веры предпочел Манассии Ефрема, – смиренномудрие в том, что нисколько не упомянул о своей добродетели, а (вознес) молитву и преподал им благословение в силу благоугождения отцов и бывших ему (от Бога) благодеяний? Но тогда как Иаков, предвидя будущее, преподавал им такое благословение, – Иосиф, видя, что младший предпочтен первородному и считая это несправедливым, " сказал " , сказано, сей " первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ " (Быт.48:17-19). Не думай, говорит, что я просто или случайно, или по незнанию сделал это; я знаю, и, предвидя имеющее быть впоследствии, так благословил его. Хотя Манассия имеет преимущество по естеству, но меньший будет больше его, и потомство меньшего будет во множество народов. А все так было потому, что здесь предсказывалось царство. Поэтому уже и в самом совершении благословения Иаков предвозвещал будущее. " И благословил их, говоря: тобой будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии " (ст. 20). Таким образом будут они, говорит, оба славны, так что все будут молиться о том, чтобы достичь их славы; однако Ефрем будет первенствовать перед Манассией. Видишь ли, как благодать Божья предсказывала ему будущее, и он, движимый пророческим духом, благословляет детей Иосифа, созерцая имевшее произойти спустя столь много времени, как настоящее и видимое братьями? Таково пророчество. И как телесные глаза не могут созерцать ничего, кроме видимого, так очи веры взирают не на видимое, а созерцают то, что должно совершиться впоследствии через много родов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Кроме совершения чудес пророки и апостолы предсказывали также о таких будущих событиях, о которых обыкновенный человек не мог и помыслить, и тем неопровержимо также доказали, что слово, возвещенное и записанное ими в священных книгах, есть слово Божие. Ими за много лет предсказано было, например, что придет в мир Спаситель, что Он родится от Девы в городе Вифлееме, что Он пострадает, умрет и воскреснет; ими же предсказано было и много других событий. И все эти пророчества исполнялись с буквальной точностью. Спрашивается теперь, могли ли пророки собственным разумом провидеть предсказанные ими события? Нет. Сейчас мы уже сказали, что пророчество никогда не было произносимо по воле человеческой, а всегда произносилось по внушению Духа Божия. Правда, человек иногда может провидеть недалекое будущее; так врач может предвидеть, что больной умрет или выздоровеет; об этом он заключает по ходу болезни. Но человек знает об будущем слишком мало; оно лежит перед ним, как темная ночь, и мы не знаем даже того, что будет с нами завтра. Только один Бог проводит века и тысячелетия; только перед Ним нет ничего сокровенного, и только Он один знает все будущее и имеет могущество и мудрость все события расположить так, чтобы предсказываемое Им исполнилось. Вот почему если пророки и апостолы предсказывали будущее, то этим ясно свидетельствовали, что они говорили и писали по внушению Божию, что через них говорил Сам Бог. На это ясно указывают и слова евангелиста Матфея, сказанные им при описании рождества Спасителя от Пресвятой Девы Марии: «а все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез Пророка, который говорит: се, дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». И Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует, что только Он Один предсказывает будущее и именно для подтверждения Своего Божественного откровения. «Прежнее Я задолго объявлял, – говорил некогда Бог Израилю, – из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, и все сбывалось. Я знал, что ты упорен… Поэтому и объявлял тебе задолго прежде, нежели это происходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: идол мой сделал это и истукан мой, изваянный мой, повелел этому быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

— Мессия проповедует. Он исцеляет и воскрешает. То, что пророки говорили о Нем, исполняется. Спасение близко. — Его убьют, — сказал Исайя. — Мне было открыто, и я говорил о Нем, что Он — «муж скорбей и изведавший болезни». — И я в псалмах пел о том, что Ему пронзят руки и ноги, и что о Его одежде будут метать жребий, — сказал Давид. — И мы с Ильей видели Его на Фаворской горе, — отозвался Моисей, — мы говорили с Ним о Его страданиях. Вы правы. Голоса пророков раздавались громче и громче. Каждый из них что-то знал о Христе, каждому была открыта Духом Святым какая-то грань Его подвига. Родился в Вифлееме, Мать Его непорочна, Он въедет в Иерусалим на осле, Его предадут за ничтожную сумму денег. Шеол никогда не слышал такого оживления. Как вдруг затворы адовы затрещали. Всё пришло в движение, и раздался голос: «Поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (см. Пс. 23 ). «Кто сей Царь славы?» — спросили перепуганные адские стражники. «Господь сил, Он — Царь славы», — раздался ответ, и густая, вековая тьма озарилась ярчайшим светом. Господь, совершивший победу, грозный и милующий одновременно, сошел в преисподнюю. Его схождение вспороло аду брюхо так, как нож кухарки вспарывает брюхо пойманной рыбе, и теперь все, кто ждал его, — свободны. Но не толпой, а по порядку устремились праведники к Спасителю. Вначале они расступились, и Христос, внимательно всматриваясь вглубь, сказал слова, однажды уже звучавшие: Адам! Где ты? — Я здесь, Царю мой и Боже мой, — сказал тот, кто в Раю говорил: «я наг и скрылся». Праотец с праматерью смотрели на Христа с трепетом, в любую секунду готовые опустить глаза. Ведь это они — виновники всемирной трагедии. Господь протянул им руки и, когда их ладони встретились, с силой повлек их наверх. Их и их детей ждал рай. Уже не земной, но новый — небесный. И он уже не был пуст. Там уже был благоразумный разбойник, не отмычкой, но покаянием открывший себе двери в страну блаженства. Откроем ему дверь! Расправить плечи на пределе истории Те времена, когда люди смотрели в будущее с оптимизмом, прошли безвозвратно. На земле — уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ( Лк. 21:25-26 ). Точнее не скажешь. У нас сегодня всё именно так. Так что, исполнилось? Будущее рисуется оптимистично только тем, кто не знает значения слова «будущее». У остальных — недоумение и ожидание бедствий.

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Мы верим в Бога — единого по существу и троичного в Лицах; Бог очень, очень счастлив — «блажен» как мы говорим в Церкви. Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают в полноте жизни, любви и радости. Пресвятая Троица настолько преисполнена любовью, что желает приобщить к своему блаженству других — ангелов и людей. Каждый из нас создан Богом для жизни вечной и блаженной.  Но у истоков человеческого рода произошла катастрофа — грехопадение. Люди отвернулись от Бога в тщетной попытке обрести счастье где-то еще. Все бедствия человеческого рода — результат этой катастрофы греха, в которой каждый из нас участвует своими личными грехами. Но Бог не оставил нас в этой беде; Бог-Сын, по воле Отца, пришел на землю, воплотится от Девы и стал человеком в лице Иисуса Христа, во всем подобным нам, кроме греха. Христос умер за наши грехи и воскрес и мертвых, чтобы даровать нам прощение грехов и жизнь вечную. Мы принимаем Его дар через покаяние и веру. Вера — это не просто признание того, что Бог есть; это вверение Ему себя, вступление в Ним в Завет, отношения доверия и послушания. Именно в контексте этого Завета и даются заповеди. Это не просто правила человеческого общежития — это, прежде всего, проявление наших отношений с Богом. И вот попытки предсказать будущее — не на уровне разумных прогнозов, как делают, скажем, синоптики, а пытаясь залезть в духовный мир через черный ход — это попытка контролировать то, что принадлежит Богу. Гадания предполагают отношение противоположное вере. Верующий говорит «я не знаю будущего; но я доверяю Тому, кто знает». Как сказано у псалмопевца, «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно... в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138: 4, 16) Конечно, такая вера дается нам с трудом — такова уже бедственная поврежденность нашей природы, что нам легче доверять воску и кофейной гуще, чем Творцу неба и земли. Но знать будущее — не наше дело; наше дело искать воли Божией в той ситуации, в которой мы находимся здесь и сейчас. Тогда Бог обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему вечному благу. Как говорит Апостол: « Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Когда мы «выйдем из тела и водворимся у Господа» (2Коринф.5:8), мы поймем, что Бог вел нас именно тем путем, который был нужен. А (все равно тщетные) попытки заглядывать в будущее — это знак недоверия Ему.

http://radonezh.ru/2024/01/19/upovayte-n...

На почве мессианских чаяний – чаяний искупления главным образом утверждается в Ветхом Завете и надежда на будущее воскресение умерших. Эта надежда выражается в известных словах Иова (XIX, 25–27): «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»). Еще яснее надежда на будущее воскресение умерших высказывается в пророчествах Исаии о пришествии Мессии. «Тогда, говорит пророк, поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Исаии XXV, 8)... «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела... И земля извергнет мертвецов» (Исаии XXVI, 19). Но надежда на будущее воскресение в ветхозаветный период времени и не могла иметь значения полной уверенности, и до тех пор, пока она не была оправдана и утверждена фактом воскресения Христа, не могла получить такого значения. Это особенно видно из выражения недоумения пророка Иезекииля по поводу видения поля, усеянного человеческими костями. На вопрос, обращенный к пророку от лица Бога: «оживут ли кости сии», пророк отвечает: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иезек. XXXVII, 3). Значение ветхозаветной религии в ее отношении к христианству Ветхозаветная религия, при всем своем высоком превосходстве перед всеми другими древними религиями, была, однако же, только приготовлением к полному откровению, которое содержится в христианской религии. Религия ветхозаветная ближайшим образом была назначена для одного израильского народа, а не для всего человеческого рода; поэтому многие из ее законодательных и обрядовых постановлений явным образом были приспособлены только к иудеям и даже частнее – к земле иудейской. Самое учение ее, как догматическое так и нравственное, было не полное и было только приготовительной ступенью к высшему Откровению. Еврейские пророки глубоко сознавали это. Указывая на несравнимое превосходство своей религии перед всеми другими древними религиями, они в то же время устремляли взоры к религии будущего и от Мессии ожидали установления нового высшего завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Нам показано: до тех пор мы можем жить, пока приносим плоды. А в Евангелии от Луки эта притча уже не показана, а рассказана . Иисус рассказывает о смоковнице, на которой нет плодов. Хозяин сказал виноградарю: «…“Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?” Но он сказал ему в ответ: “господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её”» (Лк.13:7–9). Та же самая притча, но здесь работник в саду просит хозяина не рубить сегодня – может быть, смоковница ещё принесёт плоды. В русском варианте Евангелия сказано: «в следующий год срубишь». В греческом же оригинале написано: «а если не принесёт – срубишь». А когда – неизвестно, может быть, через двадцать, тридцать, сорок лет… В будущем. Вероятно, миссия святого в этом мире, среди нас, в том и заключается, чтобы окопать и удобрить эту бесплодную смоковницу и просить Хозяина виноградника, то есть Бога, не рубить её сегодня. Быть может, она принесёт плоды – не теперь, так в будущем. Показанная у Марка и Матфея притча у Луки рассказана как бы с перспективой на будущее. Церковь – это ежедневная и систематическая работа, дабы тот, кто «не приносит плода» сегодня, всё же принёс его когда-нибудь. Тема очень важная. Вспомним, Предтеча говорит о том, что всякое дерево, которое не приносит плода, срубают. По плоду познаётся дерево, говорит Иисус: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:43–44). И вот мы видим дерево, которое пока что не приносит плода, но есть надежда, что принесёт его в будущем. Здесь перспектива, будущее Церкви и её членов высвечивается как-то особенно ярко, хотя в будущее Церкви обращены и все остальные Евангелия. Важно отметить ещё один момент. Именно в Евангелии от Луки с самого начала, с первых строк говорится о том, что Господь – Спаситель.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Он заповедал и нам смирение, вопреки началам гордыни и самолюбия, которыми пышет теперешнее человечество. Смотрите, почему у нас так много несогласий, и в ограде церковной и в приходах? Потому что всюду сталкиваются раскаленные человеческие самолюбия, а если бы в нас было то смирение, к которому Господь нас призывает, то ничего этого не было бы. Научимся же, братие, у нашего Спасителя, Который как последний грешник пришел к Иоанну, чтобы креститься от него, научимся от Него этой боголюбезной и благоуханной добродетели, без которой, как говорили святые отцы, никакая другая добродетель совершенной быть не может. Аминь. Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.) Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина) И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святыи и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6:9–10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предвидя будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святой, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Он не любит проигрывать и не умеет прощать. Ты и так плюнул в него, когда крестился. Этот плевок он тебе не простил. Крепись. Дальше говорить не о чем. Зови Иисуса, зови Его Мать, зови Предтечу. Теперь твой голос, призывающий их имена, надолго станет признаком этого места, независимо от времени года и времени суток. Такова последовательность: уйти от мира, смирить себя, именем Божиим сразиться со змеем. Только в пустыне возможна настоящая встреча человека с самим собой, настоящий взгляд Дориана Грея на свой портрет. Пустыня красива, молящемуся человеку она вожделенна, но всё же жизнь в ней страшна. Какие слова должны звучать в сознании, чтобы смотреть на мир, не прельщаясь? Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот стано вится врагом Богу ( Иак. 4:4 ). Или, может, это: Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми ( 2Кор. 6:17 ). Конечно, не стоит бежать на вокзал за билетом. Но стоит, вместо просиживания вечера у телевизора, выйти в соседний парк, чтобы, подняв воротник и засунув руки в карманы, не спеша прогуляться, читая в уме псалмы. Возвращаясь домой, можно отказаться от лифта и подняться на свой этаж пешком. Можно лечь спать, не ужиная, и перед сном досыта почитать Исайю или Откровение. Уже засыпая, можно вспомнить о том, что патриарх Иаков спал, подложив под голову камень, а некоторые сейчас вовсе не спят, стоя на молитве. Сокрушённо вздохнув, можно уснуть. Ваш путь к пустыне начался. Расправить плечи на пределе истории Те времена, когда люди смотрели в будущее с оптимизмом, прошли безвозвратно. На земле уныние народов и недоумение; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ( Лк. 21:26 ). Точней не скажешь. У нас сегодня всё именно так. Так что, исполнилось? Будущее рисуется оптимистично только тем, кто не знает значения слова «будущее». У остальных — недоумение и ожидание бедствий.

http://azbyka.ru/fiction/religija-serdca...

От настоящего достоверным делается и будущее. Назвавший отца Петрова, конечно, провидел и будущее. Предречение соединено здесь и с похвалою; но это не было лестью, а предсказанием будущего, что видно из следующего. Припомни, с каким сильным обличением Он в беседе с самарянкою дает видеть ей свое прозрение. " У тебя было пять мужей " , говорит Он, " и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе " (Иоан. 4:18). Так и Отец Его, восставая против почитания идолов, много говорит о пророчествовании. " Пусть же выступят и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе " (Да возвестят вам, что имать на вас приити.). И в другом месте: " Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас " (восвестих и спасох, и не бе в вас чужд) (Ис. 47:13; 43:12). И это ставит на вид во всем пророчестве. Пророчество есть по преимуществу дело Божие, которому демоны даже подражать не могут, сколько бы ни усиливались. В чудесах еще может быть и некоторое обольщение; но предсказывать будущее с точностью свойственно только одному вечному существу. Если же когда-либо и демоны это делали, то только для обольщения неразумных; потому и провещание их всегда легко изобличить во лжи. Между тем Петр ничего не отвечает на слова Христовы, - потому что еще ничего ясно не понимал, а только поучался. Притом же и самое предсказание было еще не вполне изречено. Христос не сказал: Я тебя переименую Петром, и на этом камне создам Церковь мою, а сказал только: " ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр " . То переименование означало бы высшее достоинство и большую власть. Но Христос не вдруг и не с самого начала выказал Свою власть, а до времени более смиренно беседовал. Когда же Он дал полное доказательство Своего божества, то уже с большею властью говорит тоже: " блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " . И в другом месте: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою " (Матф. 16:17,18). Так Христос наименовал Симона, а Иакова и брата его – сынами грома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

«Пензенские сидельцы» сказали: «Если мы отсюда выйдем, то духовно погибнем», хотя в действительности все обстоит прямо противоположным образом. Люди прельстились, доверившись лжепророку. И в этом суть. Если бы они не залезали в пещеру, никто бы на это и не обратил внимания. Хотя трагедия осталась бы той же. Некоторые высказывали мысль, будто бы в трагедии этих людей виновата Церковь. Мол, если бы была на приходах нормальная катехизация, да если бы священники были ближе к пастве, да если бы архиереи больше уделяли внимания проповеди и просвещению, то никто бы из этих людей не поверил лжепророчествам Петра Кузнецова, да и сам он, быть может, не стал бы лжепророчествовать. Мысль эта совершенно нелепа. Конечно, все перечисленное нужно делать, но даже если бы у нас была идеальная катехизация и все священники были, как святой Иоанн Кронштадтский, а все архиереи – как святитель Иоанн Златоуст, то и тогда будут прельщенные диаволом люди. Были они и при обоих указанных святых мужах, равно как и во все времена существования Церкви. Ибо прелесть – это реальность духовной брани, на которой подвизающиеся бывают не только победителями, но и побежденными. И через лжепророчества диавол вовлекает в прелесть особенно часто. И Сам Господь предупреждал нас: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15). Также и апостол Иоанн говорил: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1). В свете этих событий кажется не лишним поговорить о том, что такое дар пророчества и как отличить истинное пророчество от ложного. Что такое пророчество Пророчество – это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, – нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из своего божественного знания открывает грядущее.

http://pravoslavie.ru/1085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010