Однако вопрос, касающийся датировки службы, едва ли может быть решен так просто. При знакомстве с текстом службы бросается в глаза несколько особенностей, которые нуждаются в объяснении. Первое — сколько-нибудь адаптированное к жизненному пути преподобного содержание богослужебных текстов крайне неравномерно распределено по текстам службы. Конечно, важнейшим маркером здесь служит упоминание Новгорода и путешествия в него из Рима (закрепившегося за преп. Антонием уже в позднесредневековую эпоху). Такие места очень конкретны: это две стихиры на Малой вечерне — славник на «Господи, воззвах» и вторая стихира на стиховне; третья стихира и славник на «Господи, воззвах» на Великой вечерне; третья стихира и славник стихир на литии, седален по второй кафизме, седален по полиелее, некоторые тропари 7-й и 8-й песен канона и основные тропарь и оба кондака. Обращает на себя внимание, что «биографической переработке» не подверглись ни стихиры на стиховне, ни стихиры на хвалитех. Это может говорить о следующем: все «биографические» элементы вставлены в тексты, которые связаны прежде всего с полиелеем. Если до окончания работы над службой преп. Антонию совершали богослужение, то это был не полиелей, а будничная служба, в которой было достаточно двух небиографических стихир на «Господи, воззвах», небиографических стихир на стиховне, одного небиографического седалена по кафизме, канона (в целом небиографического) и небиографических стихир на хвалитех. Приведенные детали (хотя и косвенно) указывают на три пласта создания службы. Первый — когда служба в целом была будневой (непраздничной), поскольку основной являлась служба преп. Антонию Великому . Второй — когда полиелейная служба совершалась с использованием служб другим святым (этим объясняется несоответствие указаний рукописи РНБ Кир-Бел. 586/843 приведенным в ней же текстам ). Третий — когда часть текстов была написана «с нуля», а часть — существенно переработана, в том числе с добавлением «биографических» деталей. Вторая особенность службы — наличие в ней «западной» темы при отсутствии антилатинской полемики .

http://bogoslov.ru/article/6171417

Должно отметить предписание закона непременно оставлять на столе до конца вечери особенную часть хлеба: прежде это делалось, кажется, для бедных. По окончании обеда благословлявший вечерю в начале читает благодарения так. Пред ним ставят бокал лучшего, совершенно чистого вина. Он берет бокал в правую руку и обращается к сотрапезникам: «Благословим Господа нашего», те отвечают: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израилев, Бог Саваоф, восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли» (так читается эта формула в Мишне). Затем следуют 4 длинных благодарения. Содержание их не излагаем, так как оно не отразилось на молитвах литургии. Ритуал субботнего обеда Несколько отличается от будничного ритуал субботнего и вообще праздничного обеда. Тогда вино освящается в самом начале трапезы, перед хлебом. Причем над вином читается также еще специальное благодарение за субботу: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь мира, создавший виноградный плод. Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь мира, освятивший нас Твоими заповедями, давший нам святую Субботу и по Своему милосердию оставивший нам наследие, как воспоминание дел творения: ибо она -начало собрания святых и память о выходе из Египта. Ибо Ты нас избрал и освятил между всеми племенами, оставил нам по Своему благоволению наследие – святую Твою Субботу; благословен Ты, Господи, освятивший Субботу». Ритуал пасхальной вечери Наконец, третий ритуал – ритуал пасхальной вечери -есть лишь расширенный ритуал субботней вечери. Начинается он так же, как и субботняя вечеря, благословением праздника и кубка вина. После того как выпьют вино, по Мишне, едят закуску, немного горьких трав – это делается для возбуждения аппетита. Тотчас же вслед за этим наполняется второй бокал: сын спрашивает отца о таком необычном порядке вечери, а также и о происхождении праздника Пасхи: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» В ответ на это отец произносит длинное историческое повествование (так называемая «каггада») о Пасхе и заканчивает его так: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса. Он вывел нас из рабства на свободу, из печали на радость, из скорби на праздник, из тьмы на великий свет, из подчиненности на волю. Да возгласим Ему: «Аллилуйя».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Если люди так долго работают житейской суете и заставляют нас часто дожидаться напрасно, когда они кончат ее, то нам ли, служителям Божиим, не работать медленно, с расстановкою, со смыслом, с чувством, с великим благоговением и усердием Господу Богу, читая молитвы внятно, раздельно. Пусть же лучше они ждут нас, чем мы их. Да будет, Господи, сие при каждом священнослужении, при всяком совершении таинств! Ты же даждь все сие: ибо без Тебе не можем творити ничесоже. Господи, се начинается «седмица» моего недостойного Тебе, Царю безначальному и прежде век Сущему, служения, моего предстояния страшному и животворящему Твоему престолу и ходатайства о себе и о людях Твоих, да прегрешения всех очистиши: седмица служения пренебесным, пречистым, всеискупительным, божественным и страшным Твоим Тайнам, служения правды, служения нетления и бессмертия, обновления и обожения, служения высочайшего, божественного, коего в мире нет ничего святее и выше. Помогай мне в сем служении всякий день непрестанно, да хранит меня благодать Духа Твоего Святого от греха, соблюдая со святыми! Происхождение литургии и ее история 12 Происхождение литургии. Литургия апостольская Начало литургии – Тайная Вечеря. Ее повторение в воспоминание Господне было основой и корнем литургии. Но что такое Тайная Вечеря? Это по своей внешней стороне еврейская пасхальная вечеря (ужин), и в обрядах пасхальной вечери мы должны искать ответа о том, каков был порядок и чин начальной литургии. Обеденные обряды евреев известны нам только из Мишны, памятника II века, но, конечно, нельзя думать, чтобы в течение века могли существенно измениться обряды у такого религиозно консервативного народа, как евреи. Пасхальная вечеря, прежде всего, конечно, имела все основные черты обычной вечери. Еврейский застольный ритуал – будничный А эта обычная вечеря, при условии, что трапезуют не менее трех, совершалась так. Обедающие умывают руки. Затем отец семьи, или раввин, или почетный гость берет хлеб (цельный), делает в нем разрез, не отделяя куска совсем, кладет на хлеб обе руки и произносит такое благословение: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли». Затем благословляющий отделяет кусок, макает его в соль и ест сам. После того раздает ломти хлеба всем сотрапезникам. Этот обряд есть остаток древнего, т.е. преломления хлеба. После хлеба освящается вино. Благословляющий поднимает чашу с вином на высоту ладони над столом и, держа ее правой рукой, говорит: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создатель плода виноградной лозы».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вот этой-то искоркой стремления к богообщению и надо дорожить, не давая окружающему мраку погасить ее. Опять повторяю: лучшие наши писатели стремились к Богу, хотя теперь как-то забыли об этом, и студенчество сейчас ничего не читает, а о Шекспире и Пушкине и понятия не имеют. А эти писатели могли поднять их от будничной, серой, обыденной жизни и привести к Богу. Впрочем, надо сказать, что такое чтение хотя и может довести до мыслей о Небе, но ведет оно все-таки окольными путями. Лучше же избрать прямую дорогу, которая открыта перед нами, лучше читать творения святых отцов Церкви, Жития святых. Аминь. Вчера беседа наша вышла какой-то незаконченной. Мне пришлось ее прервать, так как среди некоторых стало замечаться утомление, появились вновь прибывшие, уставшие с дороги. Кто сидит в гоголевском кресле? М.А.? Я потому спросил, что с Гоголя я хочу начать сегодня речь. Его называли помешанным За что? За тот духовный перелом, который в нем произошел и после которого Гоголь твердо пошел по пути богослужения. Как же это случилось? В душе Гоголя, насколько мы можем судить по сохранившимся письмам, а еще больше по рассказам о нем, всегда жила неудовлетворенность жизнью, ему хотелось лучшей жизни, а найти ее он не мог. " Бедному сыну пустыни снился сон " - так начинается одна из его статей. И сам он, и все человечество представлялось ему в образе этого бедного сына пустыни. Это состояние человечества изображено в Псалтири. Там народ Божий, алча и испытывая жажду, блуждал по пустыне, ища града обительного, и не находил его. Так и все мы алчем и жаждем этого града обительного и, ища его, тоже блуждаем в пустыне. Это состояние духа знакомо и Лермонтову. В одном из своих стихотворений он жаловался, что не может найти твердый утес, чтобы опереться на него и твердо знать, что ему любить и петь. Но Лермонтов так и не нашел града обительного, то есть Царства Небесного, и кончил плохо. Иной была судьба Гоголя. Мы знаем из его жизнеописания, что он удостоился мирной христианской кончины. Как же он достиг этого? Был в Москве один дом, где собирался весь цвет, все сливки, так сказать, общества того времени, но не аристократического общества, а интеллигенции. Это был дом Погодина. Речи там велись чаще всего на тему о богоугождении. В те времена интересы интеллигентного общества были несколько иные, чем теперь. Безбожников почти не было, были сомневающиеся, и много говорили о Боге и Царстве Небесном. Случалось и Гоголю быть у Погодина. Со свойственной ему экзальтацией Гоголь много говорил о своих исканиях, о том, что жить так, как он живет, невозможно, а как надо жить, он не знает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/179/...

§ Допускалось использование некачественных переводов Св Писания и Св Предания, а также молитв, на национальные языки (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Необоснованно продолжались дискуссии по проведению миссионерских богослужений для новокрещеных (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) • Продолжались споры об использовании русского и национальных языков во время богослужений (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) ¨ На миссионерских богослужениях не читалось Евангелие в русском переводе с толкованиями (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) Ø Не произносились проповеди за всенощным бдением и других богослужениях в праздничные дни, тем более в обычные, часто то же касалось и литургического богослужения (следует из решений съездов) § В монастырских храмах за богослужением будничных дней сокращались уставных чтения (из выступлений участников съездов и их воспоминаний; следует из решений съездов) 8. Проповедь и полемическая миссия Ø Практически не использовались и не готовились заранее научно-обоснованные, но понятные народной массе проповеди (из выступлений участников съездов и их воспоминаний; следует из решений съездов) § Темы проповедей не соответствовали реальным проблемам на приходе (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § Миссионер уходил от главного предмета проповеди или беседы во второстепенные предметы и оставался в них до окончания встречи (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) Ø Проповеди против неверия звучали в ограниченном пространстве, не достигая частных домов, фабрик и заводов, других доступных мест (следует из решений съездов) Ø Не смотря на малую эффективность полемики (богословских споров) этот метод продолжал считаться основным и применялся во взаимных препираниях (из выступлений участников съездов и их воспоминаний) § В полемическом задоре забывали о Христе и говорили о многом другом (законах, постановлениях, мнениях и т.п.), но имени Христа не упоминали (из выступлений участников съездов и их воспоминаний)

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Назидательные чтения и собеседования ведутся в широких размерах и во внебогослужебное время. Еще основатель миссии отец архимандрит Макарий, имел обычай приглашать к себе или собирать в чей-либо дом новокрещеных инородцев и русских селения Улалы; он беседовал с ними о предметах, относящихся к вере и нравственности, а также и к их житейским нуждам, пел сам и учил собравшихся пению церковных песнопений и духовных кантов. В летнее время такие беседы иногда происходили и под открытым небом. После оставления отцом архимандритом Макарием миссии домашние собеседования, не имевшие правильной организации, на время прекратились, но они возобновлены были в Улале в 1855 году. Когда был устроен особый дом для Улалинского училища, праздничные внебогослужебные собеседования стали постоянными и происходили в нем; здесь на собраниях читались жития святых, а в антрактах между чтениями пелись церковные песнопения и духовные канты. Из Улалы праздничные домашние собеседования распространились постепенно во всех станах и происходят в училищных домах; чтение религиозно-нравственных книг, живая назидательная беседа и пение составляют их необходимую принадлежность. Кроме праздничных собеседований в помещениях миссионерских школ, широкое распространение имеют также собеседования, которые ведутся учителями по домам и юртам новокрещеных не только в праздники, но и в будничные дни. Для образования инородцев, в частности для воспитания и подготовки будущих деятелей миссии, в ведении Алтайской миссии существует довольно значительное число учебно-воспитательных заведений, устроенных и содержимых на средства миссии, как то: катехизаторское училище, женское училище, начальные школы и детский приют. Все учебно-воспитательные заведения миссии носят характер церковно-воспитательный и состоят в тесной связи с Церковью. Миссионерская школа есть по преимуществу церковная школа, училище веры и благочестия: здесь учатся и молятся, читают и получают назидание. Воспитанники школ являются не только всегдашними посетителями богослужения, но и участниками в нем посредством чтения и пения, так что в пределах миссии нет такого стана, в котором бы пел за богослужением один псаломщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Митрополит Иларион: Эти заявления следует воспринимать в общем контексте политического противостояния, которое, к сожалению, сегодня существует. Если говорить о вакцине, то, действительно, она доказала свою эффективность. Уже очень многие люди привились этой вакциной. Мы видим, что она действует. Я сам в числе тех, кто привился, может быть, одним из первых, когда еще шел эксперимент. В каком-то смысле я был этим подопытным кроликом. Как видите, жив и здоров. Я думаю, если есть вакцина, то, конечно, ее надо использовать, и вообще вакцинирование населения — это проект, который стоит выше политических разногласий, потому что речь идет в конечном итоге о спасении жизни людей. Если в каком-то государстве произвели вакцину раньше, чем в других странах, а так уж случилось, что первая вакцина была произведена именно в России, то думаю, что вакцинирование — это не та тема, на которой надо делать какие-то политические дивиденды или которую нужно использовать для политического противостояния. Е. Грачева: Владыка, на днях бывший президент США вышел на связь. Мы знаем, что его заблокировали социальные сети у него на родине. Он делится впечатлениями. У него было время отдохнуть от них и подумать. Он говорит: «Как хорошо находиться вне социальных сетей, не чувствовать влияния замкнутого мирка ненависти». Пользуетесь ли Вы, владыка, социальными сетями, мессенджерами? Что это — WhatsApp, Telegram или Instagram? И сколько времени Вы проводите в цифровом пространстве? Ведете ли Вы статистику экранного времени на телефоне? Митрополит Иларион: Я провожу в цифровом пространстве ежедневно от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от того, что требует необходимость, конкретный день. У меня есть аккаунт в Instagram, который ведут мои помощники. Также есть несколько каналов в Youtube, которые так или иначе связаны со мной. Я их не сам веду, опять же, их ведут мои помощники. Туда выкладывается разного рода интеллектуальная продукция, которую я время от времени произвожу. Это могут быть тексты, видеоролики, документальные фильмы, и, конечно, проповеди, поскольку каждое богослужение из храма, где я служу, с тех пор как началась пандемия коронавируса, проходит в прямой трансляции. Я вижу, например, что в храме на будничной службе может стоять 30 человек, а смотреть такую службу будут две или три тысячи человек. Думаю, что эта открытость Церкви к цифровому информационному пространству в наше время очень востребована. Особенно сейчас, когда пандемия вроде бы и пошла на спад, но еще далека от завершения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5774470...

Разделы портала «Азбука веры» Константин и Мария " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 7  голосов:  5.0 из  5) – На протяжении года перед встречей с будущим супругом я активно работала над собой, делала все, что от меня зависит, чтобы выйти замуж, так как понимала, что это мой путь спасения, иначе я не развиваюсь духовно. Ведь Господь сказал нам: «Нехорошо быть человеку одному». Я общалась на тему своих заблуждений с семейными людьми, которые меня очень любили и были духовно опытными. С Божьей помощью и поддержкой близких я справилась со страхами, проблемами, неверным понятием о создании семьи. А сейчас мы помогаем другим людям обрести семейное счастье, зная на своем опыте, как это бывает непросто в наше время. Для помощи молодому поколению в вопросах супружества семейная пара Константин и Мария Карагодины создали проект «Давай повенчаемся». Пройдя сами тернистый путь к семейному счастью, они решили, что есть необходимость помогать в этом другим. – Мы хотели организовать такое пространство для общения, которое было бы современным, интересным, полезным, а главное, помогало молодежи сделать реальные шаги на пути к созданию семьи. Одна из задач проекта состояла в том, чтобы привлечь к данной теме внимание священнослужителей и молодежных лидеров Москвы. Нужно было поднять этот вопрос на повестке дня, чтобы для молодых людей чаще устраивались встречи на эту тему, объясняли, насколько она важна. Ведь многие «покалечены» прошлой жизнью до воцерковления, и у них нет представления о том, как начать свой путь к традиционной семейной жизни по церковным канонам. Воплощение идеи началось с молодежных паломнических поездок, потому что благодать святых мест помогает воцерковлению молодых людей, помогает отвлечься от рутинной будничной жизни. В святых местах на них действует сила молитвы, богослужения. Молодые люди раскрываются, становятся естественными, человеколюбивыми и добродушными. И такая обстановка помогает людям увидеть друг друга, завести новых друзей.

http://azbyka.ru/semya/davaj-povenchaems...

За чтением Писаний в литургическом богослужении всегда следует проповедь. Проповедь разъясняет божественное слово, актуализирует его для верных, она помогает участникам богослужения понять его и найти ему применение в жизни христианской общины. В литургической проповеди, конечно, может быть место и для нравственных поучений, и для примеров из жизни святых подвижников благочестия, но все это не должно заменять собой главного — объяснения Священного Писания. У литургической проповеди одно-единственное законное место — сразу после чтения священных текстов. По завершении Божественной литургии может быть что угодно — поучение, наставление, пастырская беседа, но не литургическая проповедь, у которой, чтобы оставаться литургической, богослужебной проповедью, одно логичное место — сразу после литургических чтений. К счастью, сегодня в нашей Церкви литургическая проповедь возвращается на свое место. Сам предстоятель, святейший Патриарх подает в этом пример, всегда проповедуя после Евангелия. Насколько мне известно, усилиями владыки Ионафана это теперь входит и в традицию Абаканской епархии. Когда-то, во время учебы в семинариях, преподаватели гомилетики учили нас искусству произнесения проповеди не только на литургии, но и на других богослужениях: на соборовании, на отпевании, при благословении жилища, на молебне перед путешествием и так далее. При совершении всех этих чинов, так называемых треб — где место проповеди? Опять же после Евангелия. Треб без чтения Евангелия не бывает, не должно быть и треб без проповеди. Я сейчас сознательно не упоминаю крещение, миропомазание и бракосочетание, которые в идеале должны совершаться на Божественной литургии: сама структура этих чинов однозначно свидетельствует об их неотделимости от евхаристического богослужения. Вечерня и утреня тоже, конечно же, должны включать в себя проповедь на прочитанные библейские тексты. Но, увы, на воскресной утрене проповедь обычно опускается, а на вечерне, кроме того, за исключением больших праздников, и Писание не читается. Исчезновение из будничных, субботних и воскресных вечерен паремийных чтений произошло в Византии примерно в то же время, что и исчезновение ветхозаветных чтений на литургии, может, несколько позже. В воспоминание о том, что паремийные чтения когда-то были на каждой вечерне, нам остались прокимны — строки из псалмов, предваряющие эти чтения, подготавливающие верных к слушанию отрывков из Писания, усиливающие их внимание. Прокимны мы читаем и поем неопустительно, а после них — ничего. Из вечерни вырвано самое главное, ее центральная, кульминационная часть — чтение Священного Писания и проповедь. Попутно можно заметить, и в этом я согласен с иереем Алексием Зыряновым из Енисейской епархии, что вечерня по своей структуре и своему содержанию обращена прежде всего на катехуменов, ее характер — огласительный. А оглашения, как мы понимаем, без Священного Писания не бывает: чем оглашаются катехумены, как не словом Божьим и проповедью?

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

Даже и в последние-то годы жизни, когда уже самая внешность его показывала крайнее оскудение жизненных сил во всем его организме, – многолетний навык держаться всегда бодро и быть благодушным, – каких бы это усилий иногда не стоило ему, – приятно льстил всем окружающим, подавая надежду, что дорогой, любимый старец и ещё погостит на земле. До семидесяти лет батюшка старел как-то незаметно, год от году, но за последние пять лет он сразу сильно изменился, как бы осунулся весь; стан его казался более согбенным, походка усталая, слух плохой, речь невнятная для непривычного уха, прерывистая от тяжёлого ускоренного дыхания. Но, несмотря на крайнее изнеможение телесное, старец до самой кончины сохранил благообразный вид, и внешность его производила на всех приятное впечатление. Это был старец среднего роста, телосложения довольно крепкого, несколько сухощавый, убелённый сединою на голове и окладистой недлинной бороде. Черты его весьма привлекательного лица были правильны; высокий, без морщин, лоб, тонкий, прямой нос и светлые, живые изжелта-серые глаза, обрамленные лучистыми морщинками. Цвет лица его, обычно старчески бледный, иногда изменялся в бледно-розовый, а во время совершения им богослужений казался чрезвычайно просветлённым. Голос он имел звонкий, приятный для слуха, выразительный. Некоторое время в скиту он был певчим, канонархом и читал Апостол. При детской простоте своей души старец проявлял ту же простоту и в отношении своей внешности. Вечно потертый ватный подрясничек, всегда обильно кругом залитый воском, старенькая полинявшая от времени ряска, летом и зимой суконная теплая шапочка, валеные или кожаные сапоги, – вот и все его обычное одеяние. И сколько бывало ни отбирают у него духовные его дети старенькое заношенное платье себе на память, взамен изготовленного ими для него нового, батюшка всегда как-то умудрялся быть в своем обычном будничном виде. И едва ли кто видал его когда-нибудь иначе одетым, кроме разве тех дней, когда в его родном „Иверском» любящие дочки – „монашки» оденут его во все новенькое.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010