В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Прежде-освященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

В другие моменты службы почти всегда – должны петься Богородичны отдаваемого гласа. Так это и формулируется в Типиконе: «И поем Богородичен настоящего гласа», или, иначе говоря, текущего гласа, ведь он еще течет, его еще не отдали. В субботнем богослужении может участвовать Богородичный канон из службы воскресного дня. Вспомните: в воскресенье в Октоихе есть каноны Воскресный, Крестовоскресный и Богородичный. Последний и может при определенных праздниках быть взят для субботнего богослужения, что говорит об усиленном, подчеркнутом, нарочитом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Отдание гласа в субботу – это не просто перелистывание музыкальной страницы, а своеобразное отдание предыдущего воскресного дня. Воскресенье – это праздник седмицы, с него все начинается, а суббота – последний день седмицы, а значит, последний день этого праздника, отдание воскресного дня. Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей. Это следует особо выделить, потому что внешне субботнее богослужение напоминает будничное. Славословие ради субботы не поется, Евангелие не читается, что это за праздник – суббота? Да, на поверхностный, беглый взгляд это так, но этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни. Самая главная особенность субботы, основное, что отличает ее и навсегда отделяет от будних дней, – это наличие обязательной полной Литургии. В субботу никогда нельзя отменить Литургию. Почему? Суббота никогда не была постным днем. Речь не о том, что нет таких суббот в году, когда нельзя было бы есть мясо. Мы говорим о посте не в смысле телесного воздержания, а в смысле влияния поста на богослужение, на ход служб. Ведь пост – это когда нет ежедневной полной Литургии. И в Великом посту мы это особенно чувствуем, хотя, по мысли Устава, так должно быть и в прочие посты: отмена ежедневной Литургии – вот основное воздержание и основная трудность поста. А если Литургия и бывает, то только Преждеосвященных Даров, т.е. Литургия без Евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По способу звона колокола разделялись на «очапные» и «язычные». В большие и средние колокола звонили, раскачивая колокол с помощью очапа – шеста, на конце которого укреплена веревка. При звоне в малые колокола в движение приводился язык колокола. С середины XVII века раскачивание языка, ударяющего в один или в оба края колокола, становится преобладающим и характерным признаком русского колокольного звона. Уставные названия указывают на богослужебное назначение колоколов и устанавливают иерархическую зависимость между величиной колокола и его богослужебным назначением: Вседневный (будничный), Славословный (когда поется Великое Славословие), Полиелейный (на службе с полиелеем), Воскресный (благовест в воскресенье), Праздничный (в двунадесятые праздники и особо торжественные дни). Различают несколько уставных разновидностей звона: благовест, перезвон, трезвон, красный звон. Благовест – звон в один колокол. При благовесте (в Уставе – клепать, знаменать, ударять) ритмически чередуются удары в оба края колокола. Перезвон – поочередные удары в два маленьких колокола или перебор разных по высоте колоколов, завершаемый ударом в большой колокол. Трезвон – звон в несколько колоколов в три приема. «Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно трезвоны» – указывает Устав в исследовании Пасхальной утрени. Уставные разновидности звона используются в различных чинопоследованиях и в определенные моменты богослужения. Благовест слышен перед началом всякого богослужения. В праздничные дни он завершается трезвоном. Перед шестопсалмием, чтением Евангелия, перед началом и по окончании литургии положен трезвон. На всенощной перед 9-й песней канона, когда поют «Честнейшую...», принято звонить 9 ударов в один колокол. При совершении литургии во время пения «Достойно и праведно есть» звоном в один колокол (12 ударов) возвещается о принесении Даров. В Великий пост звон к утрени, литургии Преждеосвященных производится в один колокол (12 ударов). К часам ударяют в два небольших колокола поочередно и затем – в оба вместе. В Великий Четверг Страстной седмицы на последовании святых Страстей перед каждым Евангельским чтением ударяют в колокол. В Великую Пятницу вынос плащаницы сопровождается медленным перезвоном всех колоколов. Погребальный перезвон раздается и при выносе св. Креста и погребении священника, когда гроб с телом умершего обносится вокруг храма. О кончине священника или монаха оповещают двенадцатью редкими ударами в один колокол. Чин выноса св. Креста, плащаницы, водоосвящения, чтения 12 Евангелий в Великий Четверг завершается трезвоном.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Вот почему катехизические поучения и ныне необходимы, уже не для оглашенных, как было в древности, а для крещеных христиан, от младенчества находящихся в ограде Церкви. Долг каждого пастыря-проповедника – позаботиться о том, чтобы его пасомые не оставались в таком беспросветном религиозном невежестве. Где возможно и удобно, хорошо устраивать с этой целью специальные внебогослужебные беседы и чтения. Можно делать это с наибольшим удобством, как показал опыт, в воскресные дни после вечернего богослужения тут же, в храме, или же раз в неделю в будничный день в церковном доме, если таковой есть, или в каком-нибудь общественном собрании. Так или иначе, но такие катехизические собеседования безусловно необходимы. Нынешнее время вообще требует, чтобы и обычные проповеди с амвона по праздничным дням не были бы слишком трудны для понимания, а отличались бы возможно большей простотой и доступностью: нельзя же питать твердою пищею тех, кто способен принимать только млеко, а теперь таких большинство. Разумно ли будет говорить ученые и глубокие проповеди, удовлетворяя этим нужды ничтожного меньшинства, а большинство оставлять без духовного насыщения? Вот почему в наше время каждый пастырь-проповедник непременно должен быть хорошим катехизатором и этой катехизации посвящать возможно больше времени всюду и при всех обстоятельствах – и в храме и на дому, и во время богослужения и во внебогослужебные часы. Проповедь на современные темы (публицистическая) Наряду с омилией – словом, почерпающим свое содержание из идеи церковного года, и катехизическим поучением существует еще четвертый вид проповеди, который служит как бы восполнением их. Это так называемая проповедь публицистическая, которая берет своей исходной точкой запросы современности. Этот вид проповеди имеет то основное отличие от первых трех видов, что там коренным источником и исходной точкой служит Слово Божие и вера Церкви, а здесь исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мы присутствуем при странном явлении: многих сегодня религия, и именно ее обряды, богослужение, притягивают своей таинственной и непонятной красотой. Но многих та же непонятность как раз и отталкивает. А антирелигиозная пропаганда умело пользуется этой непонятностью для собственных целей – для «развенчания» религии, для обвинения ее в «отсталости», в полном несоответствии пресловутой «современности». Верующие зачастую ревниво оберегают свое святая святых от праздного любопытства, но еще чаще и сами не могут объяснить смысл этих сложных и продолжительных «церемоний». Для них они привычны, с детства составляют драгоценнейшее украшение жизни, утешение в печалях, регулярный прорыв из постылых будней в нечто иное, праздничное, радостное. Но как объяснить все это современному человеку – рационалисту, материалисту, атеисту, воспитанному в твердой уверенности, что религия – сплошной обман, «поповские сказки», опиум для усталых или истерических людей и что она обречена исчезнуть при внедрении «подлинно научного» мировоззрения? Между тем такое объяснение необходимо. Нельзя защищать свою веру, не зная и не понимая ее. Ибо вера, религия, храм, богослужение, без сомнения, перестали быть само собой разумеющейся формой бытия, тем, что навеки входит в сознание вместе с самой жизнью. Вокруг нас тысячи и тысячи ищущих людей, разочарованных в плоской, казенной, будничной идеологии, навязываемой им как последняя истина, и каким-то инстинктом чувствующих, что здесь, в храме, в этих древних, таинственных и возвышенных «церемониях» заключено что-то бесконечно важное для человека, то, что имеет прямое отношение к его жизни. Но что? Этого он не знает, и никто ему не может объяснить. Попробуем поэтому такое объяснение дать – хотя бы самое приблизительное, самое начальное; попробуем ввести человека в тот особый мир символов, отсветов и знаков, в котором веками живет вера и которым, подчеркнем это, вера питается. Ведь не может же быть, чтобы мир этот существовал только, так сказать, по инерции, чтобы обман – если это обман – длился веками, несмотря на все коренные изменения в человеческом мышлении и знании. И быть может, поймет этот современный человек, если сделает усилие над собой, что все представлявшееся ему «древними, непонятными церемониями», которые словно упали с другой планеты, на деле прямо относится к нему, ко мне, ко всему человечеству, ко всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

4) Апостольский пост установлен в честь св. Апостолов, которые постом и молитвой приготовляли себя к распространению Евангельской проповеди. – Апостольский пост начинается спустя неделю после Троицына дня и продолжается до 29 июня. Особенности великопостного Богослужения Великий пост особенным образом назначается Церковью для поста и молитвы, поэтому во время великопостного богослужения торжественность церковных служб (за исключением воскресных и праздничных дней) уменьшается. Царские двери открываются редко, освещение бывает малое, звон – редкий и унылый, торжественных песнопений поется мало, более слышится чтение псалмов и других молитв, которые располагают душу к покаянию и сокрушению о грехах. Эти чтения соединяются с земными поклонами, коленопреклонениями и падением ниц. Высшим выражением сокрушения о грехах служит то, что в будничные дни Великого поста не совершается полная Литургия. Часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего», во время чтения которой верующие делают земные поклоны. На часах поются тропари часов, которые также сопровождаются земными поклонами. Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Живот – жизнь; праздность – леность; уныние – скука, тоска; любоначалие – любовь к начальствованию; празднословие – произнесение пустых слов; целомудрие – чистота мыслей; смиренномудрие – смирение; ей – о; зрети – видеть. Тропарь первого часа. «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Тропарь третьего часа. «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий (девятый) час Апостолом Твоим низпославый, – Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящихтися». Тропарь шестого часа. «Иже в шестый день же (пятницу) и час (двенадцатый), на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

194 Ср. попразднства 24 июня и 29 августа, когда также не оставляются песнопения октоиха, с той только разницей, что тогда поется и канон октоиха, а после Пасхи лишь стихиры и седальны. 196 Соответственно этому и в других подобных случаях (например, 15 сент., 7 авг.), когда вечерня имеет праздничный строй и окончание, после нее не должно быть заупокойной литии. 197 Праздничного в строе службы только на утрени всегда две кафизмы с ектениями после каждой, стихословие на каноне песней по праздничному чину Поим Господеви, а не по будничному Господеви поим, и изобразительным на литургии. Но так всегда бывает и в субботы. 199 Пение субботнего заупокойного канона в предпразднства и попразднства и в некоторые праздничные дни до полиелея включительно, когда по общему правилу из общественного богослужения удаляется по возможности все заупокойное, сохраняется на повечерии потому, что хотя обычно повечерие входит в состав суточного круга общественного богослужения, но все же оно рассматривается уставом лишь в качестве как бы наполовину общественной службы. По уставу после вечерни должен быть расход. Братия идут на трапезу, после которой собираются уже не в самом храме, а в притворе, где и поется повечерие. В некоторых же случаях повечерие даже совсем исключается из круга служб, совершаемых в храме, и переносится в келии (например, в среду и пяток 5-й седмицы Великого поста). Такое же значение имеет и полунощница, совершаемая по уставу в притворе, а иногда переносимая и в келии (например, в четверток и субботу 5-й седмицы Великого поста и в последние три дня Страстной седмицы). Поэтому и на полунощнице сохраняются заупокойные моления даже в те дни, когда они совсем исключаются со всех других служб. 200 Где и в великие праздники могут быть не только панихиды, но и заупокойные вечерня и утреня, например, при совпадении Сретения или храмового праздника с субботой мясопустной. 203 См., например, заметку Типикона о заупокойном каноне в субботу сыропустную, когда преподобным отцам правится служба со славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пустынные в будничные дни, эти улицы теперь пестрели народом, направлявшимся в праздничных одеждах в храмы. У домов и изб сидели на завалинках старики и старухи, и тут же в песке и в траве копошились полунагие ребятишки. На площадях уже собирались кучки гуляк, потешавшиеся, несмотря на то, что в храмах начиналась служба, выходками бродячих скоморохов, и кое-где слышались возгласы, говорившие ясно, что и тут были люди, придерживавшиеся поговорки: кто празднику рад, тот до свету пьян. Этого зла, веселья во время богослужения не могли истребить никакие проповеди духовных лиц. Казалось, все простые люди повысыпали на свежий воздух, тяготясь оставаться в тесных и душных клетушках своих невзрачных, нередко курных избенок. Из господских хором, огороженных, точно крепостными стенами, высокими заборами с затейливыми тяжелыми воротами, то и дело выезжали сановитые и нарядные, иногда непомерно толстые, с выхоленными огромными бородами всадники, отправлявшиеся в сопровождении своих слуг в церкви. Чем важнее и сановитее были господа, тем многочисленнее была их свита. Иного боярина сопровождало двадцать, тридцать и более слуг. Каждый из этих людей старался вырядиться в лучшее платье, отправляясь в храм Божий, и перещеголять других бояр. За эту страсть бахвалиться в церквах нарядными одеждами немало нападали на богачей проповедники, но проповеди приносили мало пользы. Еще большею пышностью отличались поезда важных боярынь, сидевших в своих колымагах и сопровождаемых пешими скоморохами. Роскошное убранство выложенных и бархатом, и соболями, и позолотою колымаг, нарядность лошадиной сбруи говорили о значении и богатстве боярынь. Медленно двигались, качаясь и прыгая по ухабам на высоких осях, эти неуклюжие и громоздкие экипажи, запряженные иногда в одну лошадь, иногда в несколько шедших гуськом колымажных лошадей. Возницы или сидели верхом на лошадях, или шли рядом с ними. Зелень, пестрая раскраска домов, яркие наряды мужчин и женщин, блестящие уборы коней, богатство колымаг, все это, озаренное лучами солнца, делало очень оживленным вид московских улиц в эту Нору, а надо всем этим стоял немолчный гомон бесчисленных птиц и переливался благовест тысячи церковных колоколов, то гудевших густыми медлительными звуками, то заливавшихся мелким и серебристым трезвоном.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Принес бы я Тебе всякую жертву – да что в этом? Разве не все, что я имею, от жизни дыхания и до средств моего существования, – не все Твое? Разве слишком дорого для Тебя все, чтобы я ни жег перед Тобой? Одно, что я могу принести в жертву, достойную и угодную Тебе, это моя воля. Она только и есть моя полная и безусловная собственность. Ее-то и должен я пленить в послушание Твоей воле, т. е. все, что только есть во мне, все, чем заправляет воля, я должен подчинить Тебе и силы ума, так горделивого, так самовозносящегося, и стремления сердца, так легко увлекающегося предметами сотворенными. Должен подчинить Тебе, если бы для этого пришлось выдержать самую тяжкую, самую кровавую борьбу с самим собой; во что бы то ни стало (на что ж и сила воли?) я должен смирить перед Тобой и гордость ума, и возношения, и стремления сердца, потому что только такая жертва и имеет цену перед Тобой. Жертва Богу – дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Какой псалом с такой глубиной и полнотой представляет весь ход обращения человека-грешника к Богу с той светлой минуты, когда он, в себе пришед, скажет: восстану 122 и до того благодатного времени, когда сделается новой тварью? Какой псалом может быть лучшим руководителем на этом поистине тяжкому пути: от первого слова раскаяния и до последнего конечного слова примирения с Господом Богом? Все в этом псалме: и побуждение, и пример, и ободрение, все, что только может сильно и благотворно влиять на душу грешника. Вот причина его непрерывного употребления в Божьей церкви. И мало того, что он так часто читается весь, отдельно стихи из него употребляются также непрестанно. Так третий стих («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот твоих, очисти беззаконие мое») поется во все бденные и полиелейные службы на утрени, после Евангелия. Лишь от Пасхи до Вознесения оставляется он, потому что несовместно в одно и то же время воспевать воскресшего Господа и плакать перед Ним плачем Давидовым. Так в «покаянных и умилительных стихирах и седальнах» будничных служб непрестанно воспоминаются падение и восстание Давидово, и вместе с тем приводятся слова и целые стихи из пятидесятого псалма. Например, «Помилуй меня, – сказал Давид, – и я к Тебе взываю: Спаситель! согрешил я, очисти мои грехи за раскаяние, помилуй меня» (Седален по 2-й кафизме, во вторник глас 2-й). Так перед каждым стихом великого канона, который поется на повечериях первой недели великого поста, поется: «помилуй мя Боже, помилуй мя». Так, хотя в древних греческих служебниках и не положено, но благочестивая ревность наших отечественных иерархов, постановила на литургии во время призывания Св. Духа на святые дары, прочитывать 12 и 13 стихи этого псалма. Словом, нет ни одной церковной службы, кроме, повторяю, пасхальных, в которой бы не был употреблен пятидесятый псалом – весь или в отрывках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

За стихом «Бог Господь», пропетым четырежды, следует тропарь празднуемому в тот день святому (дважды), с богородичным и две кафизмы. После каждой кафизмы седальны. Это краткие стихиры умилительные или покаянные, а по середам и пятницам – крестные. Седальными они называются потому, что во время чтения их сидят. Для примера приведу здесь два седальна. «Во вторник утра, глас 2-й, по втором стихословии, седальны умилительны». «Помилуй меня, сказал Давид, и я взываю к тебе: Спаситель! я согрешил; грехи мои очистив покаянием, помилуй меня. Так плакался Давид о двух грехах: помилуй меня, Боже, помилуй меня; а у меня тьма согрешений; он каждую ночь слезами постелю обмывали, а я и капли одной никогда не пролил, поэтому я, обуреваемый страхом, и молю: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». За кафизмами и седальными – пятидесятый псалом и каноны. О значении и составе канонов было говорено. Здесь нужно сказать о том порядке, в каком они, обыкновенно, идут на утрени. Каноны Канонов всякий день положено три. Первый, приспособленный к общему строю будничной службы, т. е. покаянный или умилительный; второй в понедельник – бесплотным, во вторник Иоанну Предтече и т. п., третий –празднуемому в тот день святому. Впрочем, этот порядок изменяется. Именно: в среду и пяток – каноны кресту, пр. Богородице и празднуемому святому; в четверг – апостолам, св. Николаю и празднуемому святому. Смысл и содержание канонов умилительных и покаянных те же, что и стихир на Господи воззвах, стиховных и всех других. Везде одно: возбуждение в грешниках раскаяния и сознания необходимости обратиться ко Господу Богу. Вот, для примера, несколько песен из канона: «во вторник утра, глас вторый». Песнь первая. Ирмос «Душа! вспомнивши моисейскую песнь, воскликни: сей мой Бог был мне помощником и покровителем ко спасению, и прославлю Его. Братие! прежде кончины будем оплакивать себя горько, чтобы нам, у которых нет ничего годного и полезного, за слезы раскаяния избегнуть тогда слез мучения. Христе! неисчетное число раз обещал я раскаяться, но имея душу бесчувственную, всегда впадаю в грехи. Спаситель! Помоги моей немощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010