Затем следовали молитвы и сон. Крестьяне-певчие пользовались посещением школы, чтобы сходить в баню, и потом угощались чаем с баранками и школьным ужином, и так любили эти беседы, что никакая погода не могла удержать их дома. Праздничная служба в татевской церкви отправлялась истово, церковное пение было поставлено в Татеве превосходно. Сергей Александрович из богатого выбора церковной музыки выбирал лучшие творения, которые и исполнялись с воодушевлением и искусством. После богослужения дети в праздник пили чай, ели пироги, резвились, отдыхали, уходили к родным, а вечером занимались с Сергеем Александровичем, и больше всего решением устных задач, за быстрый ответ на которые следовали пряники. Мудрый Рачинский понял, что дети никогда не полюбят школу настоящим образом, если со школой у них будут связаны лишь воспоминания об упорном, напряженном труде. Он знал, что в детских душах ярче запечатлеваются не будничные, обыденные воспоминания, а воспоминания редкие, праздничные, необычные. Поэтому все радости праздничных дней, всю их особливость, необычайность он тесно связал со школой, и этим привязал еще больше к школе сердца крестьянских детей. Задолго до Великого праздника в Татеве начинались предпраздничные приготовления, устраивались частые спевки с заучиванием разных праздничных песнопений. Время проходило в каком-то трепетном ожидании торжества. Один из сотрудников Рачинского так описывает Пасху в Татеве: «С утра в Великую Пятницу началась уборка комнат, главным образом большой классной комнаты. Сергей Александрович приказал принести множество свежих цветов в плошках из оранжерей дома своей матушки и принялся сам с нами украшать школу: всем было много работы. Из большой классной комнаты мы вынесли несколько столов, а остальные расположили в ряды, спинками друг к другу, и получилось два длинных стола: крышки в них мы приподняли, подложив подножки, и все это получило вид двух огромных ровных столов. Стены вымыли, вытерли и под руководством Сергея Александровича увешали их десятками расшитых полотенец, выставили окна, иконы чудно убрали полотенцами.

http://pravoslavie.ru/2129.html

Насколько можем судить по знакомству с практикой, осуществление этих мер не только не угрожает каким-либо ущербом интересам Церкви, но скорее для неё даже полезно. Так, сокращение числа членов причта легко достижимо чрез изменение существующей нормы причтов из трехчленного в двухчленный: из священника и клирика, в сане диакона. Круг обязанностей и содержание последнего можно установить в таком виде: требы и службу в будние дни он исправляет в качестве псаломщика; в праздничные же дни, при обученных чтецах и певцах из мирян, он совершает богослужение в качестве диакона; он же обязательно обучает мирян клирному пению и чтению и устраивает церковный хор; дохода получает I часть из 3-х (2 – получает священник). Польза и даже необходимость такого изменения нам, духовным лицам, очевидны. Современное положение низших клириков бесспорно, ненормально. С одной стороны, институт штатных диаконов, созданный исключительно для учительства в церковных школах с большой долей доходности (2 ч.) и ни мало не оправдывающий своего назначения, занимает положение ложное: не неся главного дела – учительства, не представляя надобности в отправлении будничных служб и треб, кроме городских больших приходов, он в большинстве случаев служит только для декорации в праздничных богослужениях; по сравнению —606— с псаломщиком труда несет много менее, дохода же получает против него вдвое более. С другой стороны – и класс псаломщиков при существующих мизерных окладах их содержания обычно таков, что его нельзя признать вполне отвечающим своему назначению, особенно при наличном его составе, из всякого рода неудачников. При соединении того и другого, проектируемое изменение причта оправдывается во всей силе. Несомненно, что целесообразнее и полезнее для общего дела вместо двух несовершенных членов причта иметь одного, но надлежаще способного и пригодного для своего назначения. Что в глазах прихожан такой состав причта не вызвал бы неудовольствия, доказательство имеется в практике: примеры подобного состава причтов ныне нередко встречаются, и население ими обычно бывает довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Немолчно прославляют Господа только св. ангелы. Мы же грешные чувствуем, что нечисто наше сердце, нечисты и уста наши. Посему к славословию присоединяем мы и усердные моления к Господу, которые приспособляем ко времени суток – к ночи: Господи! – взываем мы – Ты прибежище наше на все времена... Помилуй меня и исцели душу мою грешную. К Тебе я прибегаю: научи меня творить волю Твою; Ты – Бог мой и у Тебя источник жизни. В Твоем свете мы узрим свет; продолжи Свои милости людям, Тебя знающим. На праздничных утренях, когда славословие поется, здесь оно и кончается трисвятою песнью. Но на утрени постовой, как и вообще на будничной, славословие не поётся г а читается и продолжено бывает еще следующими молениями: „Сподоби, Господи, в ночь эту сохраниться нам без греха... Научи меня, вразуми и просвети Своими Божественными заповедями, ведущими к оправданию пред судом Божьим. Господи! милость Твоя во век, не презри дела рук Твоих; Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает”... По прочтении славословия поется особое песнопение, называемое каноном. 1 В каноне прославляются Матерь Господа и Святые угодники Божии, которые в жизни земной искали Бога, и теперь возрадовались и возвеселились о Господе, которых оживил Господь и правдою Своею извел от печали. За каноном поется ,,велегласно и косно” (медленно) тропарь: Господи сил с нами буди… и псалом 150-ый: Хвалите Бога во святых Его.., тот самый псалом, который поется и на утрени перед великим славословием. Тропарь: „Господи сил с нами буди” поется на великом повечерии пред стихами этого псалма и служит к ним припевом. ,,Господи сил! – молимся мы в тропаре, – будь с нами; иного, кроме Тебя, помощника в скорбях своих мы не имеем; Господи сил помилуй нас”. Это моление продолжаем мы затем в ряде других тропарей, обращаясь к Господу и Его Пречистой Матери: „Господи! если бы мы не имели святых Твоих молитвенников и Твою, милующую нас благость, как мы осмелились бы, Спасе, воспевать Тебя, Которого непрестанно славословят ангелы? Сердцеведец, пощади наши души!” „Многое множество у меня, Богородице, прегрешений; к Тебе, чистая, я прибегаю, ища спасения; посети мою душу немощствующую и моли Сына Своего и Бога нашего дать мне оставление лютых моих беззаконий, Едина Благословенная!”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Они разошлись в решении вопроса, кажется, главным образом, потому, что смотрели на задачу с точки зрения той среды, в которой они вращаются. Известно, какое место в практической деятельности немецкого пастора занимает проповедь. Проповедь – главная часть воскресного богослужения у протестантов. Поэтому, естественно, к ней можно предъявлять значительные требования: она должна быть образцовым и протяженно сложенным произведением, произносимым с кафедры. Жизнь немецкого духовного лица слагается так, что оно имеет много времени хорошо обдумать проповедь, искусно ее изложить, твердо-натвердо ее же заучить: пастор имеет возможность на одно заучивание проповеди тратить десяток часов 3888 . И это понятно: в будничное время этому духовному лицу почти нечего делать: оно не обременено, т. называемыми, церковными требами и ежедневным богослужением. Так ли у нас – в русской православной церкви? Пастыри православной русской церкви совсем не располагают в такой мере свободным временем, как пасторы протестантские. Последние могут, как мы видели выше, по десять часов употреблять на одно заучивание своей проповеди, т. е. целый день, ибо отдаваться умственному труду, как известно, более десяти часов в день редко кто в состоянии; они же день, а, —497— может быть, и больше, беспрепятственно могут заниматься письменным изложением и обработкой известной проповеди; притом же, быть может, еще день они тратят, не вредя своим обязанностям, на обдумывание темы, на чтение подходящих к ней книг, на справки с библейским текстом. Ничего такого делать наши священники (да и архиереи, полагаю, тоже) не в состоянии: их многообразные церковные обязанности берут у них значительное количество времени, и у них не остается досуга для спокойного и не развлеченного многодневного занятия одной и той же проповедью. Ввиду этого, импровизированные, но конечно, очень короткие проповеди (от 5 до 10 минут), для наших священников, пожалуй, удобнее и сподручнее, чем отделанные, написанные и заученные проповеди протестантских пасторов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не все вместе, а по очереди в каждый колокол. В последнем случае благовест называется «перезвоном» и «перебором» 225 . Слова «благовест» нет в Типиконе; в нем для означения благовеста употребляются слова: бить, клепать, знаменать, ударять; название же «благовест» весьма хорошо соответствует церковному звону. Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. В грамоте Новгородского Митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: к божественным службам благовестити и сперва в один колокол, по благовесте же в подобное время звонити в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу 226 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется три-звоном или трезвоном. Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно три звоны. (Тип., послед. пасхи, утреня): «Трезвон в двои», т.е. в два колокола (Тип., часы в вел. среду). «Трезвон во вся» (хромовая 35 глава в Типиконе). Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному Богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня, повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия. В монастырях эти службы иногда совершаются отдельно между собою, и к ним бывает особый звон. Так, кроме вечерни, там бывает особый звон к повечерию. Типикон указывает все случаи, когда и как надо звонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Звезда Давида Государственный флаг Израиля (см. рис. 103) – белое полотнище с двумя синими полосами вдоль длинных краёв и с шестиконечной звездой посредине – является ничем иным, как таллитом. Помещённый же в центре символ – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, – считается одним из символов иудаизма и вообще еврейства, а также Государства Израиль. Шестиконечная звезда именуется Магéн Давид (букв. «Щит Давида»). Этот знак широко использовался на протяжении тысячелетий не только иудеями, но и представителями различных религиозных и культурных традиций, в том числе христианами. В XIX в. вместе с появлением движения сионизма возникает потребность к обретению национально-религиозного символа для евреев, которым и стала Звезда Давида как один из символов, имевший распространение в еврейской среде в древности и в эпоху Средневековья. Рис. 103. «Флаг Израиля» Кроме того, существуют особые элементы одежды для богослужения или частной молитвы. Это таллит (на идиш талес ) – прямоугольный плат, соразмерный телу своего владельца. Согласно исторически сложившейся традиции, им покрывают почившего. К углам часто пришивают кисти – цицит. Его надевают на плечи во время молитвы мужчины, а особо благочестивые покрывают им голову в знак признания над собой власти Бога. Он должен быть сделан из однородной шерстяной, хлопчатобумажной или шёлковой материи с вытканными полосами синего или чёрного цвета. Существует также практика использования малого таллита (таллит-катан), который представляет собой матерчатый прямоугольник с вырезом для головы и цицит по краям. Его носят под одеждой евреи-традиционалисты. Ещё одним элементом молитвенного облачения иудея является тфиллин , называемый по-гречески φυλακτριον (букв. «охранные амулеты»). Это две маленькие коробочки, сделанные из кожи кошерного животного. Внутри помещаются рукописные отрывки из Торы, начертанные на пергаменте (см. Исх.13:8–9, 13:14–16 ; Втор.6:6–8, 11:18–19 ). Мужчины употребляют тфиллин во время будничной молитвы (кроме субботы и праздников). Он крепится при помощи особых кожаных ремешков на обнажённой левой руке, напротив сердца и на лбу в центре во исполнение слов Закона, начертанных на вложенных внутрь пергаментах, в частности: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём ; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими ( Втор.6:6, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И если государство заявляет какое-либо желание быть христианским государством, – оно обязано оградить праздничный день покровительством законов и тем поддержать в народе убеждение, что человеческая жизнь имеет вечное, а не временное только, назначение. Законы, слабо ограждающие покой и тишину воскресного дня, доставляющие в руки нарушителей множество извиняющих обстоятельств, притупляют в народе чувство вечного назначения человека, потемняют сознание того, что настоящая жизнь должна быть подготовлением к другой высшей жизни и, напротив того, поддерживают и укрепляют убеждение в том, что самое важное и самое главное в жизни – это естественные потребности, земные выгоды и чувственные наслаждения. Из всего сказанного открывается и тот порядок, в каком православный христианин должен проводить праздничный день. Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения. Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В начале читается или поется библейская песнь – до особой метки (как правило, метка «начинай»). Затем ирмос соответствующего канона, который по уставу назначен (как правило, первого канона Октоиха). Далее – следующий по ходу библейской песни стих. Затем – первый из тропарей канона. И так далее. То есть идет череда: стих – тропарь – стих – тропарь, пока не дойдем до предпоследнего торпаря. К нему вместо стиха читается «Слава», к последнему тропарю (т.е. к Богородичну последнего канона) – «И ныне». А дальше так: если песнь, после которой полагаются покрывающие ирмосы, то поем их; если иная песнь, то переходим сразу к следующей. Некоторые библейские песни (6, 7 и 10) слишком кратки и не имеют в себе достаточного количества стихов. Поэтому в начале этих песней сразу поется ирмос. Нет тех стихов, которые поются за ними, но это уже тонкость. Но надо знать, что библейские песни, хотя устав и назначает использовать почти за каждым богослужением, кроме Страстной и Светлой седмиц, тем не менее не всегда читаются на службе одинаковым образом. Существует три редакции библейских песней для богослужебного использования. Первая редакция – будничная. Устав ее иногда именует: «Господеви поем». За теми богослужениями, которые мы сейчас изучаем, как раз и используется эта редакция. Вторая редакция – праздничная – называется: «Поем Господеви». Третья – великопостная. Она наиболее полная, содержит библейские песни в том неизменном виде, в каком они присутствуют в Св. Писании. В дальнейшем, когда мы будем изучать разные виды богослужений, я всякий раз буду указывать, какая редакция библейских песней используется. На тех службах, которые мы сейчас изучаем, используется первая редакция, или «Господеви поем». Это – то основное, что вы должны знать о канонах утрени. Теперь мы переходит к завершающей части будничной утрени. Надо сказать, что в древнем Риме ночь делилась на четыре периода, или на четыре стражи; это деление не было чуждо и древним иудеям: вечер, полночь, ......... и утро. Соответственно и нынешняя утреня довольно явно разделяется на четыре части.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После этого, условно говоря, прокимна поются тропари. С тропарями придется разобраться подробнее. Мы изучаем богослужение при одном малом святом. Следовательно, поется тропарь святого Минеи на тот глас, который в Минее указан. Так вот, сами стихи «Бог Господь» поются на тот же глас, что и первый тропарь, причем тропарь святого в Минее поется дважды. Мы уже говорили о том, что утреня есть служба сугубая в отношении вечерни, она неким сугубым двойным образом подготавливает нас к Божественной литургии. Если в конце вечерни после «Отче наш» тропарь пелся однократно, то здесь он поется дважды. «Слава, и ныне», Богородичен (какой – пока вопрос открытый). Любопытная деталь: этот Богородичен – всегда тот же самый, который пелся в конце вечерни того же богослужебного (или прежнего астрономического) дня. Это – при одном малом святом. Но если святой шестеричный, то то же самое: тропарь святого Минеи дважды, «Слава, и ныне», Богородичен (тот, который был в конце вечерни). Если два малых святых, то тропарь святого первого – дважды. Обратите внимание: первый тропарь практически всегда на «Бог Господь» поется дважды, за редким исключением. «Слава», тропарь второго святого, «И ныне», Богородичен (пока не конкретизируем, что за Богородичен). Вот, пожалуй, те три случая, которые мы разбираем: один малый святой, один шестеричный святой, два малых святых. По окончании пения Богородична – «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава» (хор). Чтец: «И ныне, и пошла кафизма. Наверное, нет нужды тратить время на то, чтобы рассказывать, как читается за богослужением кафизма, что поется, что читается. Более интересен вопрос: иногда после каждой кафизмы возглашается малая ектения «Паки и паки», а иногда ее нет. У вас в билетах есть такой вопрос: «Малые ектении по кафизмам». Особое внимание на это обращаю отцов диаконов. Когда же ектения есть, а когда ее нет? Малая ектения по каждой кафизме бывает во все воскресные дни, во все субботние дни, во все пред- и попразднства и во все дни, помеченные в Типиконе красным знаком. А что значит красный знак в Типиконе? Славословие и выше (т.е. славословие, полиелей, бдение). В остальные дни (будничные, не попадающие на пред- и попразднства и не имеющие красного знака) ектений по кафизмам нет. Если ектения не положена, вместо нее «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне»: вместо диаконских прошений – «Господи, помилуй» троекратно, а вместо священнического возгласа – «Слава, и ныне». Кстати, точно так же отправляется служба, если по какой-то причине отсутствует священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании курса имеют право поступать в духовные академии по конкурсу аттестатов; не лишаются права поступать по желанию и в светские высшие учебные заведения. Ввиду того, что в богословских классах будут обучаться взрослые юноши, самый режим их жизни должен быть несколько иной: им должно быть предоставлено больше свободы и самостоятельности во внеклассное время. С другой стороны, ввиду того, что они здесь приготовляются к пастырскому служению, на них могут быть наложены обязанности, от которых могут быть освобождены воспитанники общеобразовательных классов, например посещение богослужения в будничные дни, прежде освящённых литургий в среды и пятки Великого поста и т. п. По этим, между прочим, соображениям было бы более целесообразным, чтобы богословские классы существовали отдельно от общеобразовательных, если это окажется возможным осуществить без значительных денежных затрат. Проект распределения предметов по классам Духовные училища III кл. Закон Божий Русский язык Арифметика Русская история География Природоведение и гигиена Черчение и рисование Чистописание Гимнастика и игры Первые 4 класса семинарии III кл. Закон Божий Словесность и история литературы История всеобщая и русская Математика (алгебра, геометрия и тригонометрия) Естествоведение Психология История философии География Общественные науки Латинский язык Греческий язык Новый язык Богословские классы Священное Писание Ветхого Завета Основное богословие Догматическое богословие Нравственное богословие Пастырское богословие Гомилетика Церковная история Патристика Литургика Раскол и сектантство Греческий язык Педагогика, дидактика и школьная гигиена Церковное пение Примечание. К представлению прилагается по этому вопросу ещё мнение корпораций Владимирской духовной семинарии и Владимирского духовного училища. V. По вопросу о пересмотре законов, касающихся порядка приобретения Церковью собственности Ныне существующей закон о приобретении и отчуждении монастырями, архиерейскими домами и церквами недвижимых имуществ каждый раз с Высочайшего соизволения – представляется желательным изменить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010