Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств: и сверху давят и снизу не благоприятствуют, и со сторон теснят, а я всё держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди ни хитрят и ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит» 83 . Из такого образа и характера действования и из указания, на часто случавшуюся с самых первых пор службы тесноту обстоятельств, становится уже понятным, что образ действования Филарета по делу о перемещении Семинарии был настолько прямой и решительный, что мог вызвать давление сверху, именно от Преосв. Досифея; равно понятно и то, что этот случай был не единственный. Приведём здесь факт, помещённый в воспоминаниях одного достопочтенного автобиографа, относящийся к описываемой поре, когда Филарет был Префектом, а автобиограф был его учеником. «В пятом классе Семинарии (Севской) меня едва не постигло несчастье. Наш Ректор Архимандрит Израиль, поступивший в монашество из военных, вздумал всех учеников в училище и Семинарии, да и самых учителей, привести к добровольному признанию своих погрешностей и недостатков. Он приказал с дозволения бывшего тогда преосвященного Досифея, чтобы каждый сделал письменное изложение своих грехов и дурных поступков своих товарищей, и подал бы такое изложение ему, Ректору. Такое изложение все написали, кроме Префекта Иеромонаха Филарета, бывшего впоследствии Митрополита Киевского. Он эту исповедь открыто назвал неуместной и беззаконной, несмотря на то, что неминуемо должен был подвергнуться за это гневу Архиерея. По этому то случаю один из моих товарищей показал на меня в своём признании чистую небылицу. Когда же клевета эта на меня дошла до сведения Префекта Филарета, он заступился за меня и я избавлен был от наказания; иных же секли, других не отпускали на вакацинное время домой, а иных исключали из Семинарии и училища. Вскоре после этой беззаконной исповеди Префект Филарет, которого вся Семинария называла отцом и защитником, подвергся неблаговолению Преосв. Досифея, и перемещён был в другую епархию в Уфу, под власть другого Архиерея, знакомого Епископу Досифею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

И этот Архиерей, как слышно было по предубеждению, перешедшему к нему от Епископа Досифея, весьма не благоволил к о. Филарету 84 . При соображении этого рассказа с общим ходом дела и с обстоятельствами времени, в нём очевидна некоторая неточность. Автор, рассказанному им, факту приписывает такое значение, что будто бы из-за этого факта последовало и самое перемещение Филарета, по недоброжелательству Преосв. Досифея, из Севска в Уфу, тогда как этот факт относится ко времени ещё его инспекторства, после которого он был около двух лет Ректором в Севской же Семинарии. Но помимо этой неточности, – которая легко могла произойти или от забывчивости автобиографа или даже от невозможности для него, как бывшего тогда воспитанника, знать в точности, что происходило в сфере начальнических действий и отношений, – описанный факт показывает, что Преосв. Досифей, с одной стороны не мог не почувствовать неудовольствия на Префекта Филарета, восставшего против распоряжения ректорского, на которое соизволил сам Досифей; а с другой стороны этот факт ясно дал понять Преосв. Досифею, – какого характера Филарет, и что его нельзя было, так сказать, ублажить и самыми благоволениями к нему. Во всяком случае, из всего хода рассматриваемого дела с сопоставлением разных обстоятельств, становится ясным одно, что охлаждение Преосв. Досифея к Филарету было постепенное. Так, вслед за изложенным фактом, нужно признать поводом к охлаждению и тот, прежде приведённый нами, факт, – когда был в Севске Митр. Платон. Одно то, что сам Платон вспомнил о Филарете, просившемся к нему в Семинарию и будто бы отказавшемся, как сообщил об этом без ведома Филарета Преосв. Досифей, естественно вызывает мысль, что это обстоятельство не ограничилось только воспоминанием одного без всяких объяснений истины со стороны другого. Далее самая похвала, высказанная Митрополитом Филарету за его речь прямо в глазах самого архиерея Досифея, даёт тоже разуметь, что это было вроде тонкого намёка последнему касательно известной отписки его о Филарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

12 . Костромская учреждена в 1745 году Императрицею Елисаветой Петровной под именем Галицкого и Костромского Епископства. Ныне Архиереи сей Епархии именуются Костромскими и Галицкими. 13 . Тамбовская основана в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем. В 1699 году была упразднена и Епископ оной отлучен Собором, а в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Ныне с 1798 года Епископы оной именуются Тамбовскими и Шатскими. 14 . Орловская учреждена первоначально в 1764 году Викарной в помощь Московскому Митрополиту под именем Севской Епархии; но в 1788 году она сделана местной, и ныне Епископы оной именуются Орловскими и Севскими. 15 . Полтавская учреждена первоначально в Переяславле при В. Кн. Всеволоде Ярославиче в половине XI века, а спустя 200 лет, рушилась от нашествия Татар. Восстановлена в начале XVIII века Царем Петром Алексеевичем. Епархия сия с самого начала учреждения своего и потом в разные времена по возобновлении была Викарной или Коадъюторской Киевской Митрополии; но в 1799 году учинена местной. С 1803 года Епископы оной именуются Полтавскими и Переяславскими. 16 . Волынско-Житомирская учреждена в 1799 году вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Ныне Епископы оной именуются Волынскими и Житомирскими. 17 . Пермская первоначально основана в Перми в половине XIV века, но в XVI соединена была с Вологодской, а потом приписана к Вятской. Ныне существующая учреждена в 1799 году и Епископы оной именуются Пермскими и Екатеринбургскими. 18 . Пензенская учреждена в 1799 году под именем Саратовской и Пензенской, а с 1803 года Епископы оной именуются Пензенскими и Саратовскими. 19 . Слободско-Украинская учреждена в том же 1799 году. Епископы оной именуются Слободско-Украинскими и Харьковскими. 20 . Оренбургская учреждена в том же 1799 году Епископы оной именуются Оренбургскими и Уфимскими. В Грузии По присоединении в 1783 году к России Ексархии Грузинской, Католикос оной пожалован навсегда Членом Св. Синода: а в 1814 году повелено быть одному Ексарху Св. Синода в Грузии и Имеретии и именоваться Митрополитом Грузинским и Имеретинским. Из существовавших же прежде в Грузии 13 Епархий составлено три Епархии: Карталинская, Осетинская и Сигнагская. Первая присвоена управлению Ексарха, с титлом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; вторая назначена в управление Архиепископу, именовавшемуся прежде Телавским и Грузино-Кавказским; а третья бывшему Архиерею Алавердскому, с именованием оного Сигнагским и Кизикским. Викарные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В ведомство этого нового учреждения был отдан город Скопин, а потом город Раненбург с несколькими волостями и селами; в последующие годы в губерниях Нижегородской, Казанской, Воронежской и в провинциях Алатырской, Тамбовской, Севской и Курской положено отвести пустопорожние земли для основания конских заводов; в дворцовых волостях, лежавших более всего около Москвы, велено выписывать немецких и датских лошадей и обучать конюхов и коновалов. Всем остзейским обывателям вменено в обязанность разводить у себя в крае лошадей и дозволялось беспошлинно торговать ими на двух конских ярмарках, учрежденных в Риге и в Киеве. В 1739 году положено завести конские заводы в Малороссии и в Слободской Украине – раздать по полкам маток и выписывать для них немецких заводчиков. В том же году указано то же сделать во всех имениях церковного ведомства. До самой своей кончины Анна Ивановна оказывала большое попечение к успеху коннозаводства в России. Рыбный промысел, процветавший тогда преимущественно в низовьях Волги, составлял государственное достояние и отдавался на откуп за 3500 рублей в год. Достоянием казны при Анне Ивановне, как и в предшествовавшие ей времена, были: селитренное и поташное производства, ревень и пенька. В 1736 году заведены были близ Саратова на старом Увекском городище селитренные заводы, и с этою целью туда отправлялись офицеры с солдатами для производства казенных работ. Но потом правительство стало недовольно тамошним ходом работ и в 1740 году предоставило всем желающим частным людям заниматься селитренным производством, а выработанную ими селитру обязало представлять в казну по установленной цене. Порох в вольной продаже не был допущен; его можно было покупать только из артиллерийского ведомства и притом в количестве не более десяти фунтов в одни руки, но знатным особам давалось дозволение покупать пуда по два и по три. Закон, стеснявший продажу пороха обычным путем торговли, не мог воспрепятствовать, однако, доставать его разбойникам. Казенные поташные заводы были в уездах Нижегородском, Арзамасском, Саранском, Кадомском, Шацком, Верхнеломовском и Нижнеломовском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

19) Архимандрит Владимир. Как выше сказано, он был Ректором Севской Духовной Семинарии и Настоятелем Орловского Успенского монастыря; за упразднением коего, переведён во Мценский Петропавловский монастырь Настоятелем. Лично жил он в Севской Семинарии; впрочем при его Настоятельстве; распространены в сем монастыре Настоятельские келлии, с употреблением на это 2000 рублей ассигнациями, переведённых из Орловского Успенского монастыря. 10 Мая 1821 года Преосвященным Ионою, Епископом Орловским и Севским освящена оконченная каменная Знаменская монастырская церковь . В приделах Покровской церкви – Петропавловском и Александровском произведены внутри починки; а снаружи сии приделы покрыты железом, на что употреблено 4000 рублей ассигнациями, из Орловского же монастыря переведённых. 23 Января 1822 года Архимандрит Владимир переведён Настоятелем во второклассный Новгородской Епархии Антония Римлянина монастырь и Ректором тамошней Семинарии: но в том же месяце скоропостижно скончался в Севске, и там погребён. 20) Архимандрит Амвросий из Настоятелей Новгородского Антония Римлянина монастыря и Ректоров тамошней Семинарии переведён Настоятелем во Мценский Петропавловский монастырь и Ректором Севской Духовной Семинарии 23 Января 1822 года. 13 Ноября того же года он вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия; а 5 Июня 1823 года назначен к производству в Сан Епископа Оренбургского. Скончался 15 Октября 1854 года в Пензе, на семьдесят третьем году жизни. 21) Архимандрит Иероним. Он посвящён в сей сан, с производством во Мценский Петропавловский монастырь Настоятелем и Ректором Севской Духовной Семинарии, из Иеромонахов, Инспекторов Московской Вифанской Семинарии 26 Августа 1823 в Московском Сретенском монастыре. При нём Знаменская церковь покрыта железом в 1825 году; а в 1827 году разрешено ему покрыть железом и алтарь Покровской монастырской церкви. 22) Архимандрит Гавриил определён Настоятелем Мценского Петропавловского монастыря и Ректором Орловской Духовной Семинарии, a 11 Октября 1827 года и благочинным над монастырями. Того же года Ноября 30 перемещён Настоятелем в Могилево- Братский Богоявленский заштатный монастырь и Ректором Могилевской Духовной Семинарии. Ныне он Настоятелем же посольского Спасопреображенского третьеклассного монастыря Иркутской Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О размахе благотворительной деятельности всех вообще русских монастырей говорят такие статистические сведения: в 1887 г. монастыри содержали 94 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из этих учреждений приходилось на женские обители. И все-таки благотворительность не составляла и не могла составлять главного содержания иноческого подвижничества. В 19 в. монашество переживало подлинное духовное возрождение. После ряда катастроф, выпавших на долю монастырей при Петре I, Анне и Екатерине II, они вновь восставали из разрухи как очаги духовной жизни, как живые свидетели неотмирности и святости Церкви. Под духовным руководством учеников «чудного старца» Паисия аскетическое подвижничество возродилось в древней Валаамской обители, Саровской и Оптиной, в Глинской и Санаксарской пустынях, в Новоезерском и Николо-Бабаевском монастырях. Во многих монастырях укоренилось старчество, и влияние старцев выходило далеко за монастырские стены, оказывая благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества. Возрождению аскетического подвижничества в монастырях способствовали многие иерархи тех лет. Особенной любовью к монашеству отличался киевский митрополит Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров). Он родился в 1779 г. в семье священника Орловской епархии. Образование получил в Севской духовной семинарии. Приняв постриг, служил ректором сначала в Севской, потом в Уфимской и, наконец, Тобольской семинариях. В 1813 г. его назначили архимандритом древнего монастыря преподобного Иосифа Волоцкого . Сохраняя настоятельство в монастыре, он в 1814 г. стал инспектором Петербургской, где был удостоен степени доктора богословия, а затем Московской академии. В 1816 г. стал ректором преобразованной Московской духовной академии, а в 1819 г. был хиротонисан во епископа Калужского. После шести лет пребывания на этой кафедре Синод перевел его в Рязань. Преосвященный Филарет управлял потом Казанской и Ярославской епархиями. В 1837 г. он стал преемником почившего киевского митрополита Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010