Подписание преосвятейшего Вениамина епископа Коломенского и Каширского: " дать храмозданную грамоту 1736 года февраля 27 дня " . Указ выдан (продолжения сего дела не имеется). По книге 1746 года: с новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в 3дружном (?) рубля 68 копеек. " Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы " , Москва, 1904 г.  Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин].  –  Изд. 2-е, доп. и испр.  –  Брянск: Белобережье, 2012 4 февраля 1735 г. крестьяне деревни Вздружной Ларион Фомин и Иосиф Васильев «с товарищи» подали в Синодальный казённый приказ прошение о постройке в своей деревне храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В то время деревня Вздружная относилась к Брасовскому стану Комарицкой волости Севского уезда и входила в приход Покровской церкви села Глинного, расстояние до которого было немалым. В следующем году указ о строительстве храма был получен. В 1746 г. деревянный храм уже числится действующим. В последней четверти XVIII века, с изменением уездных границ, Вздружное было передано в Трубчевский уезд. В 1796 г. на средства прихожан, бывших крепостных помещика Апраксина, было построено новое здание Покровской церкви. Оно также было деревянным. К началу ХХ в. этот храм существовал в своём первоначальном виде, но уже стоял на кирпичном фундаменте, а тёсовая кровля была заменена железной. Иконостас имел пять ярусов; в 1896 г. он был обновлён: заново переписаны иконы и позолочены обрамления. К храму была пристроена двухъярусная колокольня, равная ему по высоте – 14 м. Деревень в приходе села Вздружного не было. По свидетельству старожилов села, здание Покровской церкви погибло в 1928 г. во время большого пожара в селе. Удалось спасти лишь некоторые предметы церковной утвари. Вскоре на том же месте был выстроен новый обширный однокупольный деревянный храм с колокольней, но службы в нём шли недолго. Его настоятель Павел Алексеевич Генерозов, которому тогда было более 70 лет, 15 сентября 1930 г. был арестован и приговорён к пятилетней высылке. Были репрессированы и несколько работавших при храме женщин. Не позже 1939 г. храм был окончательно закрыт, частично разобран и обращён в сельский клуб. В период немецкой оккупации церковь не возобновлялась. В 1943 г. при отступлении фашистов здание Покровского храма, как и большая часть села, было сожжено. На его месте, в начале Советской улицы, в 1956 г. было выстроено кирпичное здание клуба, вокруг разбит небольшой парк, посажены клёны. Перед входом в клуб установлен обелиск над братской могилой воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=46835

39 ГАСО. Ф. 48, оп. 1, д. 260. Метрическая книга Казанского храма села Хмелита Вяземского уезда за 1785 год. 40 Подвижницы Спасо-Бородинского монастыря. Можайск, 1994 (повторение издания 1911 года). С. 12–33. О Надежде Потемкиной в Зосимовой пустыни (будущей схимонахине Сарре) см. подробнее ниже в специальном разделе «Подвижницы благочестия, чьи судьбы были связаны с Троице-Одигитриевской Зосимовой пустынью». 41 Игумения Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия//Отечественные подвижники благочестия. 1994. Июль. С. 577. 43 ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22. Письма Оптинских старцев Леонида и Макария к севской монахине Досифее (Лыкошиной); к. 75, д. 23, 36. Письма к ним монахини Досифеи. 44 Великий Оптинский старец иеросхимонах Макарий//Отечественные подвижники благочестия. 1996. Сентябрь. С. 121,123. 45 Лыкошин Я. М. Друзьям моей юности (сборник стихов). СПб., 1817. В РГБ хранится микрофильм этой редчайшей книги. 46 Последние русские православные пустынножители//Домашняя беседа, 1862. Вып. 20–26. С. 463–627. См. также: Пясецкий Г. М. Лесные келии. В очерке «Преосвященный Тихон, первый епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии, и его время (1764–1768)» (Орловские епархиальные ведомости. 1895. 39–40). О монастырях и пустынях, окормлявшихся на рубеже XVIII–XIX столетий учениками прп. Паисия Величковского , см.: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль (США), 1970; Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 4 9 –7 1 . 48 Пустынники в Рославльских лесах//Отечественные подвижники благочестия. 1997. Март. С. 135–137. 53 В 1779 году огромная лесная дача, называвшаяся по принадлежности к сельцу Екимовичи, на самом деле была «общего владения полковницы Анны Михайловны Броневской, ротмистра Михаила Андреевича Кулеша, поручика Степана Фомича Повало-Швейковского» [РГАДА. Ф. 1355, оп. 1, д. 1517, Экономические примечания по Рославльскому уезду Смоленской губернии, л. 2 1 1об.–213об., 129, Екимовичи. Также: ГАСО. Ф. 2, оп. 106, св. 53, д. 4363. Дача села Екимович с деревней общего владения поручика Степана Фомича Повало-Швейковского с другими, 1 мая 1779 г.]. Леса при деревне Буда, что были во владении М. И. Кулеша, лежали по левому берегу речки Булдачевки. Сельцо Екимовичи принадлежало С. Ф. Повало-Швейковскому. Сельцо Суборово позднее принадлежало Ковалевым [РГАДА. Ф. 1354, оп. 454, д. С-121с, Суборово]. Остальной лес (включая Монахов ров) находился во владении семьи Броневских. Подробнее см. публикацию монахини Зосимы (Верховской) «Карта Рославльских кущей» (Смоленские епархиальные ведомости. 2003. 2. С. 29–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Отец Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. Теперь, когда в обители было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти десять лет, иеромонах Софроний (Хижняков) мирно скончался в обители в 1786 году 344 . 4 сентября 1786 года настоятелем Глинской пустыни был определен иеромонах Вениамин – эконом при архиерейском доме епископа Севского и Брянского Феоктиста (Мочульского) 345 . Во время его настоятельства Глинская пустынь в 1787 году была переведена из Севской епархии в Белоградскую 346 , при нем же обитель лишилась всех своих владений. 25 апреля 1788 года последовал указ о распространении узаконения 1764 года, об отобрании монастырских вотчин на Курское наместничество 347 . Земли и имущество Глинской пустыни были описаны «со стороны гражданского правительства» 348 , а в 1789 году у обители была «отобрана вся земля в Казенное ведомство» 349 . Теперь Глинская пустынь действительно находилась в крайне стесненном материальном положении, которое усугублялось еще более частой сменой настоятелей. Иеромонах Вениамин оставался строителем Глинской пустыни около трех лет 350 . В 1789 году его преемником стал иеромонах Поликарп, но он управлял обителью только 4 месяца и был уволен от этой должности 351 . В 1790 г. Преосвященный Феоктист повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» 352 , после чего он отказался от управления пустынью и удалился в Рыльский Николаевский монастырь 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Мы входим под сень Преображенского собора. До возвращения сюда монахинь, объясняют провожатые сестры, школа-интернат оборудовала тут дровяник. Крыша напоминает старое ржавое решето, стены обезображены надписями непристойного содержания. Пока государственные органы охраны памятников не обращают на это никакого внимания, Церкви в лице епархии придется самостоятельно озаботиться проектом консервации этого сооружения — во всяком случае, на первое время, когда руины одним своим видом красноречиво напоминали бы нам и о своем величественном прошлом, и о поколениях потомков, которые не смогли уберечь доставшееся им наследие. А на месте соборного алтаря в престольный праздник обители можно было бы совер­шать торжественное богослужение... «В наследство нам досталось еще школьное здание. Там огромные помещения: можно устроить праздничную трапезную, архиерейское подворье, паломнический центр с гостиницей. Монастырь наш удален, а работы паломникам, желающим потрудиться на благо обители, как видите, предостаточно, — раскрывает планы мать Макария, понемногу помогающая священноначалию готовить документы на открытие Преображенского монастыря. — И еще мы мечтаем разыскать могилу последней насто­ятельницы обители игумении Лидии (Бергман). Со слов местных жителей, после закрытия монастыря она жила в Севске. Но чтобы установить место ее захоронения, возможно, понадобится серьезная поисковая работа в архивах». Крестовоздвиженский Севский: монастырь на месте приходского храма С Троицким девичьим монастырем теснейшим образом связана история еще одной севской женской обители, существующей уже 20-й год, — Крестовоздвиженской. Связь эта установилась посредством великой святыни Брянского края — чудотворной Молченской иконы Божией Матери, названной по месту обретения в 1405 году на болоте Молчь близ Путивля (ныне в Сумской области на Украине). В Великую Смуту по велению самой Царицы Небесной три инокини Путивльского Духовского монастыря перенесли образ северо-восточнее, в Севск. Иконография образа редкая и особенная, по изводу сходная с иконой «Нерукосечная Гора», и отражает пророческие предсказания о Непорочной Деве и Богомладенце (Дан. 2, 34–35). Вскоре после принесения иконы в Севск на пустынном погосте Татарское Побоище, близ которого в Богородице-Рождественском храме поместили образ, стали умножаться кельи отшельниц. С увеличением числа инокинь тут поставили еще один храм — Троицкий, а община со временем превратилась в женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/124213.html

В сане епископа Севского, викария московской митрополии, Амвросий особенно заботился о просвещении духовенства. В 1778 г. по его ходатайству открыта была в Севске семинария; для нее и для ее наставников помещение было найдено самим же Амвросием. В том же году он открыл духовное училище при орловском Успенском монастыре, а в следующем году, в Брянске. В числе учеников, а потом учителем Севской семинарии был Феодор Егорович Амфитеатров, впоследствии Филарет, митрополит киевский. В 1781 г., февраля 14, Амвросий был сделан членом московской синодальной конторы, а 25 апреля того-же года – епископом Крутицким. Епархия Крутицкая обнимала части нынешних губерний: Московской, Калужской и Тульской. В ней было до 907 церквей. И здесь Амвросий, прежде всего, обратил внимание на духовное просвещение. Крутицкая семинария, помещавшаяся в Московском Покровском монастыре, получала на свое содержание только 1143 р. 71¼ к. Амвросий исходатайствовал ей прибавку к содержанию, наравне с прочими семинариями, именно 2000 р. Кроме того, он устроил духовные училища при монастырях в Боровске и Белеве. В 1785 г., за увольнением на покой архиепископа казанского Антония Зыбелина, Императрица, указом от 27 марта, назначила на его место Амвросия. Наследник престола Павел Петрович и супруга его, Мария Феодоровна, в лестном письме, выразили сочувствие его возвышению. Управляя казанской епархией 10 лет, Амвросий, кроме дел епархиальных, заботился о возобновлении кафедрального собора, зданий консистории, семинарии, архиерейского дома и ново-крещенских школ. Здания эти, особенно семинария, недавно пострадавшая от пожара, были в большом упадке. Амвросий дал им надлежащее устройство и вид. Особенно заботился он о духовном просвещении. В семинарии ввел лучший способ преподавания, наставникам дал подробные инструкции, ввел преподавание Географии, Математики и Истории, языки: Французский и Немецкий; на эти предметы выписал из Москвы способных наставников, а для будущего времени посылал лучших семинаристов в московский университет и академию, в невскую и троицкую семинарии. Целям Амвросия особенно содействовал московский митрополит Платон. На семинарскую библиотеку он отделил большую сумму из неокладных денег. Один современник этих улучшений пишет: «Ученики, восчувствовав легчайший способ учения, явили к наукам охоту. И как прежде отцы почитали за несчастие отдавать детей своих в семинарию, так ныне священники, диаконы и проч. приводят в оную детей своих весьма охотно. Сим способом, из 200 бывших прежде учеников, число оных возросло до 500. И сие важное великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3 В прежних изданиях жизнеописания старца иеромонаха Леонида сказано, что он в должности купеческого приказчика делал часто большие и дальние разъезды. Но это ошибка, по замечанию киево-печерского иеросхимонаха Антония, ближайшего ученика старца отца Леонида. 4 Волоцкий (вар. – волошский) орех – так называли в России грецкий орех, который первоначально завозили в основном из Греции. – Примеч. ред. 5 Впрочем, Калужская епархия в то время еще не была самостоятельной. Она входила в состав Московской епархии и получила самостоятельность только в 1799 году. 6 Подённый (устар.) – временный наемный рабочий, подёнщик. Не имел определенной профессии, получал плату за труд по количеству отработанных дней. – Примеч. ред. 8 «Судя по трудам и по труженикам, – замечал блаженной памяти старец иеросхимонах Амвросий, – это немного». В самом деле, если приходившиеся семь с половиной фунтов на одного человека разложить на четыре части – завтрак, обед, полдник и ужин, то в каждый раз приходилось одному съедать один фунт и три четверти с осьмой. Это за один раз съест и каждый обыкновенный рабочий крестьянин. 10 Прелесть – слово славянское, по-русски – обман. Монастырское выражение «впасть в прелесть» значит «быть обманутым злохитрым бесом». 11 Житие схимонаха Феодора издано было в первый раз в Москве в 1839 году, вторично – в 1847 году и в третий раз – в 1907 году. Издание принадлежит Оптиной пустыни. (Порфирий (Григоров), [мон.]. Жизнь и подвиги схимонаха Феодора) 12 В прежних жизнеописаниях старца отца Леонида сказано, что он во время своего начальствования в Белобережской пустыни имел духовное общение с настоятелем Брянского Свенского монастыря, ректором Севской духовной семинарии архимандритом Филаретом (Амфитеатровым) . Но отец Леонид определен был настоятелем в 1804 году, когда именно в том же 1804 году архимандрит Филарет переведен был из Севска в город Уфу, тоже на должность ректора семинарии. Следовательно, духовное их сближение было раньше, когда отец Леонид еще не был настоятелем. Сведения об архимандрите Филарете взяты из книги: Жизнеописание Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) / Сергий (Василевский) , арихим. Казань, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Глоднево. Церковь Троицы Живоначальной. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1998 и 2009. Адрес: Смоленская область, Брасовский район, с. Глоднево, ул. Мира, д. 27 Координаты: 52.642, 34.8321 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Святой Живоначальныя Троицы в селе Глодневе дани рубль 26 алтын 3 деньги, десятильничих и заезда 6 алтын 4 деньги. 186 года, а по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано - дани, 2 рубля 22 алтына 2 деньги; 1746 года - 3 рубля 7 копеек. В 1735-1746 годах пишутся в вотчинах князя Константина Дмитриевича Кантемира. " Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы " . - Москва, 1904 г . 6 августа 2015 года, в день отдания праздника Преображения Господня, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Чин великого освящения храма во имя Святой Троицы в селе Глоднево Брасовского района и Божественную литургию. Приход Троицкой церкви в старинном селе Глоднево, население которого насчитывает более тысячи человек, упоминается с XVII столетия. Деревянный храм был построен в 1797 году, полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. Возведение нового храма, но уже на новом месте началось в 1998-м. Пока шло строительство, Богослужения совершались в расположенном по соседству неиспользуемом здании магазина. Свято-Троицкий храм строили всем миром, помощь оказывали и благодетели, уроженцы села. В этом году храм был газифицирован, и его освящение архиерейским чином стало значимым и радостным событием для селян. Церковь села Глоднева – во имя Пресвятой Троицы с приделом во имя св. муч. Флора и Лавра деревянная, имеет вид корабля; построена в 1797 г. вместо сгоревшей церкви, о которой не имеется никаких сведений. В этом селе на другой день праздника Св. Троицы совершается крестный ход на Троицкий колодезь, во время которого взрослые больные ложатся на землю, а матери кладут больных младенцев с тем, чтобы через них перенесены были св. крест и иконы; делают это с тем, чтобы по вере получить исцеление от болезней. Причт состоит из священника и псаломщика, церковной земли 36 десятин. В приходе имеются две школы грамоты, в приходе до 40 грамотных женщин. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17328

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1636. Адрес: Брянская область, Севский район, Севск Координаты: 52.171559, 34.507996 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор. Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии. Севский Спасо-Преображенский женский монастырь — действующий монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Севск Брянской области. Монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала XVIII века строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии возведен каменный собор. Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота. Иконостас «гнутый, резной, злаченный и высеребряный». С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=01621

Песчаное. Церковь Михаила Архангела. Свято-Михайловский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1883. Адрес: Россия, Белгородская область, Ивнянский район, с. Песчаное, ул. Ручьи, д. 6А Координаты: 51.139793, 36.013096 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Постройка деревянного Михайловского храма в селе Песчаном произведена в 1883 году. Во всех документальных источниках и статистических изданиях предыдущих лет, с конца XVII до второй половины XIX века, этот населённый пункт именуется «деревней Песчаной», и наличие церкви в нём не отмечено. Таким образом, возникновение церкви в 1883 году позволило «повысить статус» деревни, которая с тех пор стала считаться селом. В 1896 году священником новой церкви служил о. Лев Ершов, при котором была произведена покраска храма (фото http://sobory.ru/photo/142260) . Возможно, он был самым первым по времени настоятелем храма в Песчаном. Однако отсутствие данных о составе причта за 1885-1895 годы пока не позволяет сказать об этом со всею точностью. По сведениям, приведённым в книге В.И. Давыдова «Храмы Белгородчины», в 1908 году в Михайловском храме села Песчаного служили священник И.А. Руденков и псаломщик А.Н. Мешковский. Количество прихожан в то время составляло 983 человека. На территории прихода действовала церковно-приходская школа. Сведений о том, закрывался ли храм в период гонений 1920-х – 1930-х годов, в настоящее время не выявлено. Однако известно, что в течение всего послевоенного периода церковь была действующей, и богослужения в ней совершались постоянно. В 1950–1958 г.г. в ней служил настоятелем протоиерей о. Константин Угревицкий, переведённый в Песчаное из закрытого в соседних сёлах Самарино и Хомутцы Дмитриевского прихода. А 16 августа 1960 года настоятелем храма был назначен священник о. Александр Петрович Агриков, прослуживший в Песчаном четверть века. Один из его сыновей, Василий Александрович Агриков, в 1980 г. пострижен в монашество с именем Александр, в 2001 году рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, а в 2011 году стал правящим архиереем Брянской и Севской епархии. С 1985 по 1988 год в Михайловском храме служил протоиерей о. Николай Белецкий. В настоящее время настоятелем храма Михаила Архангела в Песчаном служит протоиерей о. Андрей Ефимов, назначенный на эту должность 1 января 2011 года.

http://sobory.ru/article/?object=15881

— Энергичное приграничное передвижение между странами обычно способствует развитию экономических, человеческих связей. А развивается ли между тремя приграничными епархиями «паломническое передвижение»? Есть ли программы развития паломничества к святыням епархий в соседних государствах и принесения святынь? — Централизованная епархиальная паломническая служба в Брянской епархии была организована не так давно, и она уже активно развивается. Конечно, среди паломнических маршрутов, в первую очередь, мы стараемся определить посещение близлежащих святынь. Очень большой популярностью пользуется Почаевская лавра . Но не все могут съездить в Почаев поклониться Матери Божией, поэтому в прошлом году состоялось принесение в Брянск Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, перед которой смогли помолиться многие тысячи паломников со всех уголков области. Также люди чтят святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского. Многие люди ездят поклониться в Успенскую Киево-Печерскую лавру . В Брянскую епархию множество паломников приезжает к мощам преподобного князя Олега Брянского, в Свенскую обитель, к Балыкинской, Севской и Чубковской иконам Божией Матери. В прошлом году было положено начало еще одному культурному мостику между братскими странами. Так, Брянскую епархию посетили сестры Елисаветинского женского монастыря Минска, они представляли монастырь на специально организованной выставке-ярмарке «Из Беларуси с любовью», давали концерты духовных песнопений, проводили дискуссионные встречи с молодежью, военнослужащими. Поскольку мероприятие нашло большой отклик среди населения Брянска, с этого года решено сделать его регулярным. — Ведется ли между приграничными епархиями координация действий в сфере духовного образования, миссионерской и просветительской деятельности? — Да, в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Координационный комитет епархий российско-украинско-белорусского приграничья, который занимается этими вопросами.

http://patriarchia.ru/db/text/3076680.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010