Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 34,9 тыс. кв. км. Центр: Брянск. География. Б. о. расположена на юго-западе европ. части России в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит на западе с Белоруссией (Гомельская и Могилёвская области), на юге - с Украиной (Черниговская и Сумская области), на востоке - с Курской и Орловской областями, на севере - со Смоленской и Калужской областями Российской Федерации. Через Б. о. протекает р. Десна, леса занимают ок. 40% территории региона. Население: 1399,8 тыс. чел. (1 окт. 2002). Национальный состав: 96% - русские, ок. 2% - украинцы, 1% - белорусы, ок. 1% - др. национальности. Адм. устройство. Брянская губ. была образована 1 апр. 1920 г., в 1929 г. вошла в новоучрежденную Западную обл. (с центром в Смоленске), с 1937 г. в составе Орловской обл. 5 июля 1944 г. из зап. районов Орловской обл. образована Б. о. В состав области входят 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа. Религия. К янв. 2003 г. в Б. о. было зарегистрировано 211 религ. орг-ций (из них 137 входят в РПЦ), отдельные религ. общины существуют без регистрации. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Русская Православная Церковь . Территория Б. о. совпадает с территорией Брянской и Севской епархии РПЦ (кафедральный город - Брянск). В епархии действуют 130 приходов, 4 муж. ( Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы , севский во имя Св. Троицы , Площанский Казанской иконы Божией Матери , брянский во имя свт. Николая ) и 3 жен. ( брянский во имя апостолов Петра и Павла , Одрин во имя свт. Николая , севский в честь Воздвижения Креста ) мон-ря. Первоначально территория совр. Б. о. входила в состав Черниговской епархии , учрежденной в кон. X в. или в 1024-1036 гг.; с 1215 г. ее епископы носили титул «Черниговские и Брянские». В 1246 г.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Первое за 100 лет архиерейское богослужение состоялось в возрождаемом Севском Спасо-Преображенском монастыре Брянской епархии 28 марта 2019 г. 12:10 27 марта 2019 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, митрополит Брянский и Севский Александр возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в возрождаемом Севском Спасо-Преображенском женском монастыре Брянской епархии . Богослужение совершалось в домовом храме в честь Всех святых, устроенном в келейном корпусе. Главе Брянской митрополии сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин), настоятель Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Глеб (Шматов), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), и.о. настоятеля Карачевского Воскресенского монастыря иеромонах Алексий (Долгачев), насельник Богородицкой Площанской пустыни иеромонах Иоанн (Скабара). Песнопения исполнил мужской хор Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора (регент — А. А. Бирюков). Богослужение архиерейским чином совершалось впервые за 100 лет после закрытия обители в 1921 году. Летом 2018 года здания Спасо-Преображенского монастыря были переданы Брянской епархии. По благословению владыки Александра обитель возобновлена как женская, создана православная община. За богослужением молились старшая сестра монахиня Макария (Швец) с сестрами общины, настоятельница Севского Крестовоздвиженского монастыря игумения Афанасия (Личаева), паломники. Проповедь перед причастием произнес игумен Леонид (Лушкин). По окончании Литургии владыка Александр обратился ко всем собравшимся со словом. Затем Его Высокопреосвященство совместно с древлехранителем Брянской епархии Александром Перовым осмотрели полуразрушенный Преображенский храм начала XVIII века и обсудили первые шаги по восстановлению этой святыни, а также реконструкцию келейного корпуса и устройство в нем просторного домового храма в честь Всех святых. Спасо-Преображенский монастырь в городе Севске был основан в 1631 году. В 1713-1717 гг. был сооружен каменный собор Спаса Преображения с приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 году Севской епархии Спасский монастырь стал резиденцией севских архиепископов. В обители размещалась духовная семинария. Когда епископская кафедра переместилась из Севска в губернский город Орел, монастырь стал приходить в упадок. Его выкупил Севский Троицкий девичий монастырь и сделал своим подворьем.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сегодня на территории Свято-Успенского мужского монастыря Орла прошла церемония освящения закладного камня в основание строительства храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 12 июля. ПРАВМИР. Сегодня на территории Свято-Успенского мужского монастыря Орла прошла церемония освящения закладного камня в основание строительства храма Благовещения Пресвятой Богородицы, сообщает Орловское информбюро . В день апостолов Петра и Павла Орловско-Ливенская епархия празднует 225-летие основания. Последний торжества в честь основания епархии на Орловщине проходили в 1988 году.  6 мая 1788 года последовал именной императорский указ Екатерины Второй о разделении епархий Русской церкви в соответствии с новым территориальным делением. На этом основании Синод указом от 17 мая 1788 года открыл самостоятельную епархию на базе Севско-Брянского викариатства и передал в ее состав все монастыри и церкви, которые были в пределах Орловского наместничества. В образованной Орловско-Севской епархии было более пятисот храмов. Их посещали десятки тысяч прихожан. Новый храм рам будет возводиться на пожертвования прихожан. «Проект Благовещенского храма уже готов, одобрен и мною благославлён. Красивый будет храм, будет возвышаться на холме над городом. Я вас поздравляю», — сказал архиепископ Орловский и Ливенский Антоний, обращаясь к собравшимся. Сейчас в Орловско-Ливенской епархии – полторы сотни храмов, несколько монастырей и десятки тысяч прихожан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 августа, 2013 5 августа, 2013 5 августа, 2013 13 июня, 2013 6 июня, 2013 3 июня, 2013 31 мая, 2013 30 мая, 2013 29 мая, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-orle-zalozhen-xram-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАЧЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Орловской (1921-1922), Брянской (с 1922) епархий, существовало в 1921-1924 и 1927-1930 гг. с центром в г. Карачеве (ныне Брянской обл.). 12 дек. 1921 г. во епископа Карачевского, викария Орловской и Севской епархии, был хиротонисан св. Агапит (Борзаковский) , настоятель Одрина во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , с назначением временно управляющим Дмитровским вик-ством Орловской епархии. Поскольку Карачев с уездом относился к образованной в 1920 г. Брянской губ., вскоре К. в. вошло в состав Брянской епархии. По-видимому, с нач. 1923 г. еп. Агапит, живя в Карачеве, управлял Брянской епархией. В анкете, составленной для регистрации Брянского ЕУ в 1927 г., еп. Агапит указал, что с 1923 г. он имел титул «епископ Брянский и Карачевский» (его предшественник на Брянской кафедре еп. Амвросий (Смирнов) в 1921-1923 имел титул «епископ Брянский и Севский»). Приходы Карачева и уезда названы в «Списке православных религиозных общин, заявивших до 15 сент. 1924 г. о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита». 15 нояб. 1923 г. еп. Агапит также был назначен временно управляющим Орловской епархией. Архиерей и ранее рукополагал клириков на приходы Орловского у. в связи со сближением Орловского и Севского еп. Амвросия (Смирнова) с обновленчеством . В марте 1923 г. еп. Агапит в Карачеве рукоположил Александра Данилушкина во иерея к храму в с. Сабурове Орловского у. ( Устименко С. Он жил для Церкви, работал для Церкви//Живоносный источник: Газ. Висагинас (Литва), 1995. 3). 16 сент. 1924 г. по распоряжению начальника секретного отдела Брянской ГубЧК у еп. Агапита была взята подписка «о прекращении духовного окормления епархии впредь до регистрации». В 1924-1926 гг. еп. Агапит находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск. В 1927 г. «был переведен обратно епископом Карачевским», о чем есть сведения в следственном деле «контрреволюционной группы» из 6 монахов при Одринском мон-ре, руководство к-рой приписали владыке (от дек. 1930). Кроме того, в деле клирика Брянской епархии свящ. Петра Голынского содержится упоминание о том, что не позднее 1927 г. владыка Агапит как «нелегальный епископ» служил в Карачеве, откуда поддерживал связь с митр. сщмч. Петром (Полянским) .

http://pravenc.ru/text/1681007.html

Упразднена она была в 1724 г., восстановлена в 1726 г. До конца XVIII в. обитель существовала скудно, главным образом, милостынями отдельных благотворителей; настоятелями ее были престарелые монахи. Решительный поворот в судьбе обители произошел благодаря владыке Платону (Левшину), митр. московскому и калужскому. Он посетил монастырь, нашел его местоположение очень удобным для пустынножительства, на подобие Песношскаго мон. Он вызвал в Москву настоятеля последнего, архим. Макария, состоявшего в переписке с архим. Паисием (Величковским). Владыка просил его дать из своего монастыря способного и вполне благонадежного инока. Макарий, с обычной простотой, ответил: да у меня нет таких, владыко святый; а вот разве дать тебе огородника Авраамия? " При личном свидании, последний понравился митрополиту и, вопреки своему желанию, был послан устроять обитель, которую нашел в очень запущенном состоянии, имевшей трех монахов глубокой старости. Архим. Макарий убедил нескольких иноков Песношского мон. перейти в Оптину. Руководствуясь заветами старца Паисия, он наставлял о. Авраамия, который очень много сделал для обители. Много забот в отношении ее проявлял первый епископ самостоятельной калужской епархии, владыка Феофилакт (Русанов), правивший с 1799 по 1809 гг. Много потрудившийся, построивший два храма, иг. Авраамий скончался в 1817 г. Владыка Филарет (Амфитеатров), свое епископское служение начал в калужской епархии. Со старчеством он ознакомился в бытность свою инспектором и ректором Орловско-Севской семинарии. Будучи одновременно настоятелем Брянского Свенского мон., он установил духовную связь с проживавшими в соседнем Челнском мон. схимонахом Феодором, учеником Паисиевым и настоятелем сей обители о. Леонидом (Наголкиным), духовным сыном Феодора. Епископ Филарет, при первом обзоре епархии, нашел месторасположение Оптиной пустыни весьма удобным для уединенной монашеской жизни и решил ввести там более благоустроенное общежитие со скитом для иноков-аскетов, способных к созерцательной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Именным указом императрицы от 17 дек. 1767 г. и решением Синода от 24 дек. того же года К. был призван к архиерейскому служению. 13 янв. 1768 г. состоялась его хиротония. К. возглавил Севское и Брянское викариатство (1764-1788) Московской епархии, в состав к-рого входили города Севск, Брянск, Орёл, Трубчевск, Карачев и др. С мая 1768 г. К. совершал обозрение приходов, посетил в т. ч. Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь и нежинский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь , именовавшийся «Греческим». В Киеве с особым радушием К. был принят Киевским митр. Арсением (Могилянским) , Печерским архим. Зосимой (Валькевичем) и губернатором Ф. М. Воейковым, совершил богослужения во всех крупных обителях города. При посещении Киево-Братского мон-ря беседовал со студентами ДА. В мае 1770 г. по поручению Синода К. участвовал в погребении Черниговского еп. Кирилла (Ляшевецкого) . Вступив в управление Севской и Брянской епархией, К. поразился невежеству клириков и монахов, обличал непотребное поведение и греховные пороки духовенства, испрашивал у Синода разрешение на вызов ученых монахов и иереев из Киевской епархии. При К. в Духовной консистории разбиралось множество дел о преступлениях священнослужителей. Первоначально К. пытался исправлять грубость нравов сельских священников, которые не имели авторитета среди прихожан, раболепно подчинялись прихотям помещиков и управляющих. Много внимания К. уделял внешнему виду и благолепию служителей. 15 сент. 1771 г. обязал пастырей даже отдаленных приходов и сел в повседневной жизни ходить «в подобающем священному чину одеянии, а не в полукафтаньях» ( Пясецкий. 2011. С. 286-287). Ввиду весьма обширной территории епархии, большого количества приходов (более 900) и для скорейшего решения дел К. учредил архиерейскую походную канцелярию, чтобы иметь возможность выдавать указы или распоряжения прямо на месте. Проявляя озабоченность распространением в крае старообрядчества, К. рекомендовал священникам делать точные и верные отметки в исповедных книгах об участии прихожан в церковных таинствах.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

С нач. XIX в. происходило духовное и экономическое возрождение Б. п., связанное с деятельностью еп. Орловского Досифея (Ильина), старцев Василия (Кишкина) , схим. Феодора, Арсения, иером. Клеопы II († 1817), Мелхиседека, Моисея и др. В янв. 1800 г. настоятелем Б. п. был назначен иером. Василий (Кишкин), прежде подвизавшийся на Афоне, в Нямецком мон-ре , а к моменту назначения - в Коренной Рождества Богородицы муж. пуст. Он ввел в Б. п. афонский общежительный устав, также составил уставы для Кременецкого мон-ря на Дону, Борисовского Тихвинского жен. мон-ря Курской епархии и Медведицкого жен. мон-ря на Дону. Трудами иером. Василия в Б. п. возродилось старчество , его учениками и ближайшими последователями были схим. Афанасий (Захаров) , прп. Тихон Белобережский ( ок. 1844), прп. Лев (Наголкин) , иером. Макарий ( 24.10. 1839), мон. Арсений ( 7.02.1844), монахи Анастасий, Израиль, Иннокентий и Павел, подвизавшиеся впосл. в Задонском мон-ре. Постриженики Б. п. стали настоятелями мн. обителей: архим. Радовицкого мон-ря Рязанской губ. Серафим, строители Площанской пуст. Виталий, Каллист, Павел и Маркеллин, строитель Никандровой Благовещения Пресв. Богородицы пуст. Мардарий, игум. Одрина мон-ря Серапион, строитель Югской Дорофеевой пуст. Варфоломей, игум. Ордынской пуст. Смоленской губ. прп. Палладий (Коровин) , игум. Рыхловского мон-ря Черниговской губ. Мелхиседек (Сокольников) , игум. Данковского мон-ря Рязанской губ. Досифей, игум. Глинской пуст. Филарет и мн. др. Все они приносили духовное устроение Б. п. в управляемые ими обители. Выходцами из Б. п. в XIX в. была устроена Белобережская келлия мон-ря Ватопед на Афоне, первым игуменом к-рой был избран из среды белобережских насельников иером. Варсонофий (Вавилов). Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. 8 июля 1804 г. указом имп. Александра I Б. п. была включена в состав мон-рей Орловской и Севской епархии. В сент. 1804 г. о. Василий подал еп. Досифею (Ильину) прошение об увольнении от настоятельства «за слабостью здоровья» с рекомендацией назначить на эту должность иером.

http://pravenc.ru/text/77920.html

В период пребывания части Орловщины в составе Севского вик-ства Московской епархии еп. Севский и Брянский Кирилл (Флоринский) учредил при архиерейском доме Ставленническую контору для обучения кандидатов на места священно- и церковнослужителей. При 3-м Севском еп. Амвросии (Подобедове ; впосл. митрополит), в 1778 г., в Севске основана ДС, 15 сент. 1779 г. в Орле открыто ДУ, подчиненное ректору Севской ДС. Орловское ДУ помещалось в Успенском мон-ре, на 3-м этаже каменного корпуса над настоятельскими кельями. В 1794 г. в помещениях Орловского ДУ случился пожар, после чего для его воспитанников близ Успенского мон-ря построили деревянный дом. Должность префектов Орловского ДУ занимали игумены Успенского мон-ря Иероним (1779-1796) и Модест (1796-1798). В 1798 г. уч-ще было закрыто, а ученики переведены в Севскую ДС. В 1788 г. в связи с учреждением Орловской епархии семинария была переименована в Орловскую, но продолжала оставаться в Севске. В 1817 г. еп. Иона (Павинский) преобразовал семинарию: она была разделена на 3 отд-ния (высшее, среднее и низшее), а из низших классов составлены уездные и приходские уч-ща. Эти уч-ща, состоявшие под управлением ректоров или смотрителей, были открыты в Орле и в Ливнах. Орловское ДУ (уездное и приходское) помещалось при Успенском муж. мон-ре, а после упразднения обители - при архиерейском доме, в том же деревянном здании, в к-ром до 1798 г. размещалось 1-е духовное уч-ще. При еп. Гаврииле (Розанове; впосл. архиепископ) за городом был построен семинарский корпус (открыт весной 1827), семинария переведена из Севска в Орёл. Должность ректоров Орловской ДС занимали буд. митрополиты Арсений (Москвин) , Исидор (Никольский) , Феогност (Лебедев) . В 1837 г. семинарию окончил свт. Феофан Затворник . При ректоре архим. Митрофане (Стеженском; 1845-1855) построен корпус для семинарской больницы и разбит парк. Преобразование Орловской ДС по уставу 1867 г. последовало лишь в 1872 г., при ректоре прот. А. В. Богданове (впосл. еп. Александр (Богданов) ). Семинария из 3-классной была обращена в 6-классную. Все здания были вновь перестроены (в частности, расширен главный корпус пристройкой с юж. стороны). В 1914 г., после начала первой мировой войны, в семинарии разместился лазарет. В 1918 г. Орловская ДС была закрыта; сохранилось ее здание (памятник архитектуры).

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Принесение святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары в восстанавливающиеся монастыри центральной России, заняло особое место в программе. Особенно заметно это оказалось в Брянско-Севской епархии. В Брянской области - бывшей зоне «красного пояса», значительная часть жителей которой трудилась на предприятиях ВПК, до сих пор взор удручают руины старинных храмов. Глядя на них трудно абстрагироваться от мысли, что на дворе новый век и новая эпоха церковно-государственных отношений: здесь многое осталось на уровне двадцатилетней давности. Своей главной задачей нынешний правящий епископ Феофилакт, возшедший на кафедру три года назад, видит скорейшее возрождение как можно большего числа монастырей, часть которых, как, например, женский Николо-Одринский, мужские Свенский Успенский и Белобережская пустынь, имеют многовековую историю. Для немногочисленных пока насельников и насельниц прибытие  святой настоятельницы Марфо-Мариинской обители явилось благословением и напутствием в их молитвенном подвиге. Особенно радовались сестры Николо-Одринского монастыря, куда святые мощи прибыли незадолго до всенощного бдениия в канун дня памяти святителя Николая, чей чудотворный образ ныне является одной из главных здешних святынь. Знаменательно что, мощи преподобномучениц Брянщина встречала в день памяти святой великомученицы Варвары – небесной покровительницы верной спутницы и келейницы великой княгини инокини Варвары.    Логическим завершением этого этапа путешествия святых мощей по России стало их принесение в районный центр Дятьково, где находиться единственный в мире православный храм, внутреннее убранство которого целиком изготовлено из хрусталя. Около десяти тонн этого хрупкого и дорогого материала пошло на иконостас, из хрусталя сделаны оклады икон, подсвечники и декор стен. Сам храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» примечателен тем, что является памятником воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны при освобождении Брянской земли. Его престольный праздник – 17 сентября является датой окончательного освобождения от немецко-фашистских захватчиков и официально отмечается, как день Брянской области. Храм еще не освящен архиерейским чином, ожидается, что это произойдет в будущем году, в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Победы, которой наш народ, несомненно, обязан небесному заступничеству сонма русских святых, в лике которых просияли и Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Победы,  заставившей многих из тех, кто покинул Россию в годы гражданской войны, прозреть и понять, что страна, победившая фашизм, пусть и под красными знаменами, это та же великая Россия, которую так любила и за верность которой отдала свою жизнь Елисавета Феодоровна.  

http://pravoslavie.ru/248.html

Брянские таможенники передали Церкви пять икон Брянск, 15 августа 2013 г. В музее Брянской таможни состоялась церемония безвозмездной передачи в дар Храму в честь иконы Божией Матери Тихвинской пяти икон, сообщает сайт Брянской и Севской епархии . Инспекторы Володарского таможенного поста обнаружили, завернутые в полиэтиленовые пакеты и заклеенные скотчем, православные реликвии в межпотолочном пространстве одного из вагонов поезда «Москва - Киев». Перевозчиком оказался проводник вагона. Он сокрыл иконы от таможенного контроля и не задекларировал их в установленном законом порядке. Конечно, разрешительных документов на вывоз икон из страны у него не было. В отношении гражданина Украины было возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ. Мужчине грозило лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей, но в декабре 2011 года были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 188 утратила силу), соответственно уголовное дело было прекращено. Владелец икон даже мог забрать их, о чем был уведомлен, но мужчина не объявился и ни как не распорядился своим имуществом. Позже решением Володарского районного суда иконы были признаны бесхозяйными и обращены в федеральную собственность. Одна из икон - «Деисус с предстоящими святыми Николаем Чудотворцем и преподобной Матроной Константинопольской и врезным образом «Успения Пресвятой Богородицы». Эта икона особенная: в композиции «Успения» имеется прямоугольник, который предназначается для закладки частицы святых мощей. Техника и манера письма относят данную икону к кругу высокопрофессиональных произведений иконописцев Владимирских сел. Экспертиза показала, икона обладает художественной, научной, исторической, музейной и культурной ценностью, как образец поздней русской иконописи рубежа XIX - начала XX века. Стоимость иконы составляет 60 тысяч рублей. Иконы «Господь Вседержитель» и «Святой Феодосий Углицкий Архиепископ Черниговский» написаны в иконописных мастерских Центральной России. Они также являются образцами поздней русской иконописи рубежа XIX - начала XX века.

http://pravoslavie.ru/63453.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010