Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕН-ТЬЕРРИ (Гильом) [лат. Guillelmus de Sancto Theodorico, франц. Guillaume de Saint-Thierry] (ок. 1085, Люттих (совр. Льеж), Н. Лотарингия - 8.09.1148, аббатство Синьи, Шампань), франц. богослов, мистик. Происходил из знатной семьи, учился в школе Ансельма Ланского , где познакомился с Петром Абеляром . В 1113 или 1115 г. стал монахом реймсского бенедиктинского мон-ря Сен-Никез. В 1119/20 г. был избран аббатом бенедиктинского мон-ря Сен-Тьерри Реймсского архиеп-ства. Встреча с Бернардом Клервоским положила начало их дружбе, Бернард посвятил В. из С.-Т. «Апологию» и соч. «О благодати и свободном произволении». В. из С.-Т. изъявил желание по примеру Бернарда присоединиться к членам цистерцианского ордена, но Бернард настоял на том, чтобы он оставался бенедиктинским аббатом. Однако в 1135 г. В. из С.-Т. ушел в новый мон-рь Синьи, также находящийся в Реймсском архиеп-стве, в к-ром пробыл до конца дней своих и был погребен. В 1215 г. его мощи были помещены в стене оратория, это перенесение по сути означало его беатификацию - Вильгельм из Льежа стал В. из С.-Т.; он почитается в Реймсском архиеп-стве и в цистерцианском ордене ( Dechanet. Col. 1243). В. из С.-Т. выступал против триадологических воззрений и учения об Искуплении Абеляра, осуждая его интеллектуальную гордыню; в письме к Бернарду от 1138 г. побуждал последнего принять участие в суде над Абеляром на Соборе в Сансе (1140). В 1140 г. выступил также против Вильгельма из Конша , представителя шартрской школы . В 1144 г. В. из С.-Т. совершил поездку в картузианский мон-рь Мон-Дьё близ Реймса, вдохновившую его на создание сочинения о теории и практике созерцательной любви, классического образца западно-христ. духовности - «Epistola ad fratres de Monte Dei de vita solitaria» (Послание к братьям из Монте-Деи об уединенной жизни; др. название «Epistola aurea» (Золотое послание)). Среди сочинений, образующих фундамент богословских воззрений В.

http://pravenc.ru/text/158662.html

он установил непосредственную папскую власть над Б. Однако в 1511 г. болонцы вызвали Аннибале II Бентивольо и вручили ему синьорию, но вскоре он был убит. Это убийство послужило началом войны между Б. и Юлием II; в противовес папе болонцы избирают в том же году своим епископом представителя рода Бентивольо - Галеаццо. Однако Юлию II удалось восстановить свою власть в городе, к-рый с этого времени на неск. столетий вошел в состав Папского гос-ва. В XIV в. в Б. появляются первые картузианский (1334) и цистерцианский мон-ри, а в XV в. мон-рь кларисс . В XVI в. Б. стала местом ряда значительных политических и церковных событий: в 1515 г. папа Лев X заключил Болонский конкордат с франц. кор. Франциском I, а Карл V был торжественно коронован в ц. св. Петрония как император Свящ. Римской империи (24 февр. 1530). При папе Павле III в Б. заседали 2 сессии Тридентского Собора . Впосл. еп. Габриеле Палеотти провел в Б. церковную реформу в соответствии с постановлениями Собора. Им также были обнаружены гробницы первых епископов святых Замы и Фаустиниана. Папа Григорий XIII , происходивший из болонской семьи Буонкомпаньи, возвел в 1582 г. кафедру Б. в ранг архиепископской, подчинив ей еп-ства Имола, Червия, Парма, Реджо-нель-Эмилия, Модена, Пьяченца и Кремона. Архиепископы Б. в XVII-XVIII вв. были гл. обр. выходцами из знатных болонских семейств Лудовизи, Буонкомпаньи, Ламбертини и пр. Архиеп. Алессандро Лудовизи стал папой Римским под именем Григория XV (1621-1623), а Просперо Ламбертини - под именем Бенедикта XIV (1740-1758). Последний, даже став папой, до 1754 г. сохранял за собой сан архиепископа Б. В 1796 г. Б. была захвачена франц. войсками Наполеона Бонапарта, к-рый провозгласил город независимым от власти папы и учредил здесь самостоятельную Болонскую республику, вошедшую в состав Циспаданской республики (1796-1797) и в 1804 г. в состав Итальянского королевства. Республиканское правительство провело секуляризацию церковной собственности и упразднение мн. мон-рей, нек-рые из них, впрочем, были восстановлены после провозглашения Наполеона королем Италии (1805). По решению Венского конгресса 1815 г. Б. вновь была подчинена власти Папского гос-ва. В последующий период Б. пережила ряд революций и восстаний против папской власти (1831-1832, 1849). В 1859 г. Б. провозгласила свое окончательное отделение от Папского гос-ва и в следующем году присоединилась к королевству Сардиния (с 1861 королевство Италия). В 1914 г. архиеп. Б. Джакомо делла Кьеза стал папой Римским под именем Бенедикта XV . В наст. время в еп-стве Б. из 938 тыс. населения более 919 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 99).

http://pravenc.ru/text/149693.html

отдельно в 1495 и 1502; см. переизд.: Legg Wickam J., ed. Tracts on the Mass. L., 1904. P. 121-174; с 1534 печатался в составе нек-рых М.; составители тридентского М. опирались на текст из М. 1556 г.). 14 июля 1570 г. Пий V издал буллу «Quo primum», к-рой новый М. вводился в употребление (впосл. ее всегда печатали в начале тридентского М.). Согласно булле, все диоцезы и конгрегации лат. (т. е. римского) обряда должны были перейти на новый М., за исключением тех, чьи литургические книги старше 200 лет. Свои М. сохранили конгрегации картузианцев, цистерцианцев, премонстрантов, доминиканцев и кармелитов, архидиоцезы Толедо, Лиона, Браги, Милана, Трира, Кёльна, Льежа. В состав тридентского М. входят: 1) календарь и пасхалия, общие богослужебные указания и указания для священников (Rubricae generales Missalis, Ritus celebrandi Missam, De defectibus circa Missam occurentibus), приготовительные (Praeparatio ad Missam) и благодарственные молитвы (Gratiarum actio post Missam); 2) проприй месс года церковного от Адвента до окончания Великого поста (Proprium de Tempore) (каждая месса содержит интроит , коллекту, чтение из Апостола, градуал, аллилуия (или тракт), чтение из Евангелия, офферторий , секрету, коммунио и посткоммунио); 3) Ординарий мессы (Ordo Missae), включая канон мессы , который обычно помещается перед службой Пасхи; 4) проприй месс de Tempore от Пасхи до последнего воскресенья после Пятидесятницы; 5) службы святым в порядке литургического года (Proprium de Sanctis) и общие службы святым по чинам (Commune Sanctorum); 6) вотивные и заупокойные мессы, а также молитвы по особым случаям. В качестве приложения могут помещаться службы местночтимым святым или святым, почитаемым в тех или иных конгрегации или диоцезе. Новая редакция, в подготовке которой в той или иной степени участвовали Ц. Бароний, Р. Беллармин, Б. Гаванти, была выпущена 7 июля 1604 г. (булла папы Климента VIII «Cum sanctissimum»). Помимо перехода на григорианский календарь и добавления новых памятей святых, в нем были изменены текст проприя ряда месс и нек-рые рубрики (напр., в каноне мессы слова «Haec quotiescumque feceritis, in mei memoriam facietis» должны произноситься не во время возношения Чаши, а во время коленопреклонения священника перед этим). Кроме того, папа Климент VIII повелел восстановить прежний лат. текст антифонов мессы, основанный на тексте Vetus latina, к-рый недобросовестные печатники самовольно заменяли текстом новой редакции Вульгаты. Новая редакция рубрик была произведена при папе Урбане VIII (булла «Si quid est in rebus humanis» от 2 сент. 1634).

http://pravenc.ru/text/2563374.html

Обычно в садах выращивают сорта гибрида, полученного в результате скрещивания гвоздики картузианской и китайской. Довольно характерная черта большинства сортов – их рост. Карликовые и высокие разновидности обычно обладают более крупными и эффектными цветками, интенсивного окраса. Часто двухлетние гвоздики бывают разноцветными, встречаются сорта с декоративными пятнами на цветочных лепестках и типичным пятнышком в центре. Альбус. Цветки белые. Растение, идеально подходит для посадки в классических каменистых садах, в качестве бордюров для дорожек в саду. Auricula-eyed. Цветок с характерной серединкой и краями белого цвета. Доступен в нескольких цветах: лососевый, малиновый, фиолетовый и розовый. Barbarini Purple Bicolor. Двухцветные цветки этого сорта имеют красные лепестки с белым ободком. Сорт может достигать высоты 40 см. Barbarini Purple Picotee . Барбарини Перпл пикоти, как и Barbarini Purple Bicolour, имеет характерный белый край, но отличается двухцветными розово-фиолетовыми лепестками. Black Magic Блэк мэджик – сорт с тёмно-бордовыми цветами, которые иногда приобретают почти чёрный оттенок. В среднем достигает высоты 35–50 см, рекомендуется для многолетних цветников, создания цветочных композиций в саду, предназначен для срезания. Green Trick. Грин трик выделяется среди других сортов чрезвычайно декоративными, броскими помпоновыми цветами. Это довольно необычное, экстравагантное растение. При правильном выращивании может цвести 2 раза в год. Благодаря уникальности и долговечности, сорт идеально подходит для садовых композиций, букетов цветов. Группа Nigrescens. Группа имеет тёмные цветы — ржаво-красные или коричневые. Оригинальные соцветия делают их чрезвычайно декоративными растениями. Идеально подходит для рабаток, как срезанный цветок. Эта группа сортов довольно сильнорослая, достигает высоты 60 см . Heart Attack. Харт Аттак – среднерослый сорт с тёмно-красными цветами Scarlet Beauty. Сорт Скарлет Бьюти имеет красивые красные цветки, собранные в зонтичные соцветия. Вырастает до полуметра в высоту. Идеально подходит для домашних рабаток, садовых дорожек в качестве бордюра, срезанного цветка.

http://azbyka.ru/garden/tureczkie-gvozdi...

Библиогр.: Nouvelle bibliographie cartusienne. Grande Chartreuse, 2005. Pt. 1-3. Лит.: Molin N. Historia Cartusiana ab origine ordinis usque ad tempus auctoris anno 1638 defuncti. Tournaci, 1903-1906. 3 vol.; Autore S. Chartreux//DTC. 1905. Vol. 2. Col. 2274-2318; Maisons de l " Ordre des Chartreux: Vues et notices. Montreuil-sur-Mer; Parkminster, 1913-1919. 4 vol.; Dubois M. Chartreuse de Prébayon et de Saint-André-des-Ramières (611-1340)//Revue Mabillon. P., 1936. Vol. 26. P. 42-62; Gourdel Y. Chartreux//DSAMDH. 1953. Vol. 2. Col. 705-776; Meyer A., de, Smet J. M., de. Notes sur quelques sources littéraires relatives à Guigue Ier, cinquième prieur de la Grande Chartreuse//RHE. 1953. Vol. 48. P. 168-195; Bligny B. L " érémitisme et les Chartreux//L " eremitismo in Occidente nei sec. XI e XII: Atti d. 2 Settimana intern. di studio, Mendola 1962. Mil., 1965. P. 248-270; Dubois J. Quelques problèmes de l " histoire de l " Ordre des Chartreux à propos de livres récents//RHE. 1968. Vol. 63. N 1. P. 27-54; Aniel J.-P. Les Maisons de Chartreux, dès origines à la Chartreuse de Pavie. P., 1983; Etaix R. Les manuscrits de la Grande-Chartreuse et de la Chartreuse de Portes: Etude préliminaire//Scriptorium. Brux., 1988. Vol. 42. P. 49-75; Righetti Tosti-Croce M. Prime fondazioni certosine in Italia//Certose e Certosini in Europa: Atti del Convegno alla Certosa di San Lorenzo di Padula, 22-24 settembre 1988. Napoli, 1990. Vol. 1. P. 103-107; Martin D. D. Carthusians during the Reformation Era: «Cartusia nunquam deformata. reformari resistens»//The Catholic Hist. Review. Wash., 1995. Vol. 81. N 1. P. 41-66; idem. Carmhusian Spirituality: The Writings of Hugh of Balma and Guigo De Ponte. N. Y., 1997; San Bruno e la Certosa di Calabria: Atti del Convegno Intern. di Studi per il IX Centenario della certosa di Serra S. Bruno, Squillace, Serra S. Bruno, 15-18 settembre 1991/Ed. P. de Leo. Soveria Mannelli, 1995; Rieder B. Deus locum dabit: Stud. zur Theologie des Kartäuserpriors Guigo I.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

В 1831 г. после Польского восстания в Российской империи закрыли Картуз-Берёзу. В 1835 г. деятельность К. была запрещена в Португалии, были распущены обители в Испании (кроме обители Мирафлорес, монахи к-рой ухаживали за королевскими могилами). Всего 4 года существовала обитель К. близ Дюссельдорфа (основана в 1873). В 1880 г. испанские К. вернулись в орден: по просьбе архиепископа Бургоса приор Ла-Гранд-Шартрёз направил монахов в Мирафлорес. XX-XXI вв. К нач. XX в. во Франции насчитывалось 11 обителей К., в Италии и Испании - по 2, в Великобритании, Швейцарии, Германии и Австрии - по 1. В ордене состояли ок. 700 монахов и 100 монахинь. После того как во Франции был принят закон о монашеских конгрегациях (1901), К. пытались удержать обители за орденом, но были выдворены силой: Ла-Гранд-Шартрёз монахи покинули после введения войск 29 апр. 1903 г. Приор уехал в мон-рь Фарнета в Тоскане; там до 1947 г. собирался генеральный капитул «в изгнании». В 1912 г. обитель Ла-Гранд-Шартрёз получила статус памятника культуры, это позволило приостановить процесс разрушения. Монахи вернулись в обитель 21 июня 1940 г. В связи с наплывом туристов в «нижнем доме» был устроен музей, чтобы не нарушать покой монахов «верхнего» комплекса. Изгнание картузианцев из обители Ла-Гранд-Шартрёз. Фотография. 1903 г. Изгнание картузианцев из обители Ла-Гранд-Шартрёз. Фотография. 1903 г. В 1924 г., после выхода нового Кодекса канонического права Римско-католической Церкви (1917; см. Codex juris canonici), издана новая редакция статутов К.- «Statuta Ordinis Cartusiensis» (Статуты ордена картузианцев; одобрены папой Пием XI (булла «Umbratilem» от 8 июля 1924); изд.: Statuta Ordinis Cartusiensis: Ad praescripta Codicis Iuris Canonici conformata. Parkminster, 1926; репр.: Hogg. 1992. Vol. 8-9). Новый «Ordinarium Cartusiense» вышел в 1932 г. (репр.: Hogg. 1992. Vol. 10-11). В соответствии с решениями Ватиканского II Собора в 1971 и 1973 гг. были составлены, а в 1973 и 1975 гг. одобрены генеральным капитулом 2 части «Statuta Renovata Ordinis Cartusiensis» (Обновленные статуты ордена картузианцев), где провозглашался возврат К. к аскетическому образу жизни, зафиксированному в ранних уставах ордена. После издания нового Кодекса канонического права (1983) устав вновь подвергся изменениям. Новая редакция вышла в 1987 г. под названием «Statuta Ordinis Cartusiensis» (Статуты ордена картузианцев).

http://pravenc.ru/text/1681193.html

5764. N 11384. Fol. 70v) лат. Г. начинает терять церковный характер. Мн. авторы составляли гимны для частного употребления. Наиболее известные гимнографы этого времени - цистерцианец Кристиан фон Лилиенфельд (ум. до 1332), картузианец Конрад фон Гаминг (ум. 1360), архиеп. Пражский Иоганн фон Йенштайн (ум. 1400), Фома Кемпийский ( 1471). Филипп де Мезьер из Пикардии ( 1405) написал гимны для установленных в этот период праздников Визитации и Введения во храм Пресв. Девы. Жан Жерсон ( 1429) первым создал гимн в честь св. Иосифа Обручника. Более 120 гимнов составил мистик Дионисий Картузианец ( 1471). Известно неск. гимнографов из Скандинавских стран (Рагвальд, Бринольф Альгатссон, еп. Скары, Петр Олафсон, Биргер Грегерссон, еп. Уппсалы, и др.). Новое время Интеллектуалов этой эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в средние века. Папа Лев X (1513-1521), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария. Исправлением текстов гимнов занимался Дзаккария Феррери (ок. 1523). Однако уже подготовленный к изданию рукописный проект сгорел в Риме в 1527 г. В 1-м издании Бревиария Франсиско Киньонеса (1535) гимны были полностью исключены из служб суточного круга (частично восстановлены во 2-м изд.). «Breviarium Romanum restitutum», утвержденный Тридентским Собором , включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623-1644) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), к-рая занималась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов и исключила нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий - в 1632 г. Дальнейшее развитие лат. Г. было связано преимущественно с составлением служб новоканонизированным святым, чем занимались гимнографы Конгрегации священных обрядов. В XX в. благодаря трудам палеографов и историков, а также деятельности сторонников литургического движения были изданы, а после реформ Ватиканского II Собора введены в церковное употребление древнейшие образцы лат.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Приоров картузианских общин либо выбирает конвент обители, либо назначает генеральный капитул (или приор, но сроком только на 1 год). Помогают приору викарий, прокуратор (отвечает за послушания), сакристан (занимается организацией богослужения). Новиции в обители К. подчиняются магистру. Если обитель посещают паломники, назначается коадъютор приора. Устройство обители Келья монаха в картузианской обители. Фотография. Нач. ХХ в. Келья монаха в картузианской обители. Фотография. Нач. ХХ в. Картузианские статуты всегда имели цель ограничить количество членов ордена и строго зафиксировать территорию обителей. Запрещалось приобретать собственность за пределами обители, и, наоборот, у принадлежавших общине земель не могло быть иных владельцев. Ранние картузианские обители состояли из «верхнего дома», в котором жили монахи в сане пресвитера, и «нижнего дома» для братьев-мирян (хотя последний «нижний дом» был закрыт в 1679, ссылки на двучастное деление сохр. в орденских документах и литургических книгах до нач. XX в.). Монастырский комплекс обычно включает центральный храм, 1 или 2 клуатра, рефекторий (трапезную), дом капитула и ряд закрытых келий в виде улицы из отдельных домиков (братья-миряне обычно живут в особом доме в общем помещении). В центре клуатра часто располагается монастырское кладбище для постоянного напоминания о скоротечности жизни. Картузианцы на еженедельной прогулке. Фотография. XXI в. Картузианцы на еженедельной прогулке. Фотография. XXI в. Кельи К. устроены по образцу крестьянских домов. Обычно они 2-этажные. На 1-м этаже располагаются сарай для хранения дров и мастерская, на 2-м - спальня с обеденным (письменным) столом и молельня с генофлекторием (подставка для коленопреклонений). Монахи живут в полной изоляции от мира, получая все необходимое (пищу, книги, вещи) через специальное окошко рядом со входом в келью. Во дворе кельи может располагаться небольшой сад. Большую часть времени К. проводят в кельях, покидая их по галереям только для участия в общем богослужении и в заседаниях капитула. Совместные трапезы совершаются лишь на праздники. При этом установлены еженедельные (обычно 3-часовые) прогулки (spaciamentum) за пределами обители, во время к-рых разрешается беседовать с др. монахами (ранние К. следовали традиции клюнийских монастырей и изъяснялись между собой преимущественно жестами).

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Ninian and St. Kentigern. 1874. P. XCIII). В описи соборной ризницы Глазго (1432) упоминается о драгоценной раке К. и о реликвариях с частицами мощей и одеяния святого и с елеем от его гробницы (Registrum episcopatus Glasguensis. 1843. T. 2. P. 329-330; Dowden J. The Inventory of Ornaments, Jewels, Relicks, Vestments, Service-Books., etc., Belonging to the Cathedral Church of Glasgow in 1432//Proc. of the Society of Antiquaries of Scotland. Edinb., 1899. Vol. 33. P. 296, 298-305, 319). На средства еп. Роберта Блакаддера (1483-1508; с 1492 архиепископ) была построена капелла во имя К. в Куроссе, где святой, по преданию, воспитывался у св. Сервана ( Durkan J. Archbishop Robert Blackadder " s Will//Innes Review. 1972. Vol. 23. N 2. P. 138-148). В правление еп. Р. Блакаддера удалось повысить статус еп-ства Глазго, которое с 1472 г. входило в состав церковной пров. Сент-Андрус. В 1492 г. по просьбе кор. Якова IV папа Римский Иннокентий VIII даровал Глазго статус архиеп-ства, в юрисдикцию архиепископа вошли 4 диоцеза: Данкелд, Данблейн, Лисмор и Уитхорн ( Macfarlane L. J. The Elevation of the Diocese of Glasgow into an Archbishopric in 1492//Innes Review. 1992. Vol. 43. N 2. P. 99-118). В период Реформации почитание К. в Шотландии практически прекратилось. В обстановке политической нестабильности под давлением сторонников Реформации архиеп. Джеймс Битон (1552-1603) бежал из Глазго во Францию (1560). Архиепископ вывез в Париж значительную часть сокровищ соборной ризницы, в т. ч. реликварии с частицами мощей К., и архивы кафедры. Часть ценностей и архивных документов была передана в парижский монастырь картузианцев , часть - в Шотландский колледж в Париже ( Mackenzie G. The Lives and Characters of the Most Eminent Writers of the Scots Nation. Edinb., 1711. P. 463-466). Эти предметы из соборной ризницы и бóльшая часть документов были утрачены в годы Французской революции (1789-1799), когда мон-рь картузианцев и Шотландский колледж были разгромлены. После 1560 г. в Глазго, как и в др.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

838. Как известно, доктрина Псевдо-Ареопагита оказывалась актуальной и для Иоанна Скота Эриугены, работавшей) при полуварварском дворе Карла Лысого в IX в., и для грузинских мыслителей XI— XII вв., и для Сугера из Сен-Дени, творившего во Франции XII в. философское обоснование для нарождавтегося готического искусства, и для западных схоластов XIII в., и для Данте и Мейстера Экхарта в кризисной XIV в., и для Николая Кузанского и Дионисия Картузианца, современников Возрождения, и для книжных людей Руси в XIV—XVII вв., образуя общий компонент для весьма различных мировоззрений. См., например: Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1896; Ш. Основные мировоззреические направленъ в феодальной Грузни. Тбилиси, 1962; Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. С. 341—342; Клибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности//ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. (статья содержит немало сомнительных утверждений); к известно, доктрина Псевдо-Ареопагита оказывалась актуальной и для Иоанна Скота Эриугены, работавшей) при полуварварском дворе Карла Лысого в IX в., и для грузинских мыслителей XI— XII вв., и для Сугера из Сен-Дени, творившего во Франции XII в. философское обоснование для нарождавтегося готического искусства, и для западных схоластов XIII в., и для Данте и Мейстера Экхарта в кризисной XIV в., и для Николая Кузанского и Дионисия Картузианца, современников Возрождения, и для книжных людей Руси в XIV—XVII вв., образуя общий компонент для весьма различных мировоззрений. См., например: Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1896; Ш. Основные мировоззреические направленъ в феодальной Грузни. Тбилиси, 1962; Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. С. 341—342; Клибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности//ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. (статья содержит немало сомнительных утверждений); Baeumker G. Witelo: Ein Philosoph und Naturforscher des dreizehnten Jahrhunderts. Münster, 1908.aeumker G. Witelo: Ein Philosoph und Naturforscher des dreizehnten Jahrhunderts. Münster, 1908.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010