Наиболее ранним очагом цивилизации в Д. Г. стал о-в Крит, чья культура и история известны благодаря открытиям англ. археолога А. Эванса, начавшего раскопки на Крите в 1900 г. Археологами открыты древнейшие поселения эпохи медно-каменного века (халколита), более развитые очаги цивилизации бронзового века. Нек-рые из поселений со временем превратились в большие структуры, условно именуемые дворцами. Самое крупное из поселений этого типа обнаружено у г. Кносс и названо дворцом Миноса, по имени легендарного критского правителя. Эвансом было введено общее название древней культуры Крита - минойская. Хронология этой культуры разделена на 3 периода: раннеминойский (2500-2000), среднеминойский (2000-1550) и позднеминойский (1550-1150). В ранний период уровень развития земледельческих поселений был весьма примитивен: небольшие родовые поселки, где жилищами служили полуземлянки или небольшие хижины. В производстве орудий труда использовались как камень, так и бронза, сосуды изготовлялись без применения гончарного круга. В средний период возникают первые дворцовые комплексы, наиболее значительные - в Кноссе и Фесте. Бронза вытесняет камень, появляется гончарный круг. Формируются гос-ва раннемонархического типа, среди к-рых первенствующее положение занимает Кносс. Появляется письменность: обнаружены глиняные таблички, исписанные значками (линейное письмо А). Ок. 1600 г. древние дворцы подверглись разрушению из-за природного катаклизма (землетрясения) или вслед. вторжения с севера чужеземцев. Спустя нек-рое время дворцовые комплексы восстанавливаются, но в начале позднего периода (ок. 1400) их постигает новая катастрофа. В развалинах новых дворцов также были обнаружены таблички, исписанные линейным письмом неск. иного типа (линейное письмо Б). Табличек письма А обнаружено неск. сот, табличек письма Б - неск. тысяч, причем таблички этого типа найдены не только на Крите, но и в Пилосе и Микенах на территории материковой Греции. Письмо Б было дешифровано англ. лингвистами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком (1952). Язык табличек оказался древнейшим вариантом греч. языка. Относительно нерасшифрованного письма А делается вывод, что оно было изобретением местного, автохтонного населения (т. н. этеокритян). Ок. 1600 г. созданные этим населением дворцы были разрушены пришельцами с севера, вероятно греч. племенем ионийцев, к-рые расселились по Криту и заимствовали элементы критской культуры, в частности приспособив критскую письменность к нуждам своего языка. Разрушение новых дворцов ок. 1400 г. могло быть связано с новой волной греч. переселенцев, возможно племен ахейцев. Вероятно, ко времени установления греч. господства на Крите относятся предания о кносском царе Миносе и его державе, колонизации критянами островов и побережья Эгейского м. и временного покорения ими Аттики.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

– А само выражение " бронзовый век " русской поэзии – оно откуда? – Впервые его употребил уже упомянутый мною ленинградский поэт Олег Охапкин, написавший небольшую поэму, которая так и называлась – " Бронзовый век " . Это поэма-обращение к коллегам, к собратьям по перу. Поэма написана в 1975 году, он в ней пишет о современной ему поэзии, сравнивая поэзию " бронзового века " с " серебряным веком " . Серебро – холодный металл, хрустальный, красивый, отражённый в поэзии начала XX века. Но после войны пришла другая эпоха и другой способ выражения чувств. Да и чувства стали другими, они поменялись. Эти новые чувства требовали другого языка. Прошедшие через горнило войны поэты и заговорили на другом языке. Бронза – металл горячий, способный выразить самые обнажённые чувства – такие, когда всё горит: от горя, от искренности... И это всколыхнуло поэтов. Но бронза, как горячий металл, сочетается с золотом. " Бронзовый век " сочетается с " золотым " . Это уже не " золотой век " – здесь столько трагедии первой половины XX века! – но перекличка с " золотым " , безусловно, есть. В интервью, конечно, обо всём этом не расскажешь, я об этом написал в своей книжке " Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы " . – Расскажите читателям газеты, что это за книга? – Это книга о самых насущных и важных явлениях современной жизни – культурной, религиозной, политической. Я описываю их, глядя на огромную Россию из маленького города, из нашей Тарусы, где я живу. Я смотрю на Россию не с московских холмов, а из её глубины. Большое видится на расстоянии. Отсюда, из Тарусы, многие вещи видятся яснее, чем когда ты находишься в пекле московских культурных и политических водоворотов. Книжка эта довольно необычна. Она состоит из интервью, которые брали у меня разные издания. Большую их часть тарусяне прочитали первыми, так как они были опубликованы здесь, у нас в " Октябре " и, собственно, увидели свет благодаря вам, Галина Ивановна... – Скажем так: это был наш совместный труд. – Естественно, в этих интервью довольно часто упоминается Таруса и наши реалии – мы в них живём. Всё, что связано с твоим домом, с окружающим миром и окружающими людьми и событиями, неизбежно отражается в книге, которую ты пишешь. Но в то же время это разговор о большой России. Таруса – модель большой России, потому что здесь, как и в других небольших городах, проходят те же самые процессы, что и в столице. И когда в столицах смотрят с некоторого высока на провинцию – не буду говорить о моральной стороне вопроса, скажу только, что это крайне недальновидно. Все основные явления зарождаются здесь, на земле. Это не потому, что я хочу похвалить Тарусу или любой другой маленький город и противопоставить его мегаполисам. Это – аксиома. Всё зарождается на земле – как зерно.

http://religare.ru/2_107089.html

См.: Гален. Гири – предметы, использовавшиеся для взвешивания в качестве грузов. Византийские Г. изготавливались из золота, серебра (весьма редко), «бронзы», свинца, железа и камня. «Бронза», а точнее сплав меди и олова, использовалась не часто, что является следствием утраты на протяжении IV в. оловодобывающих провинций на Западе. Большинство «бронзовых» изделий в действительности изготовляли либо из латуни (сплав меди и цинка), либо из сплава меди, олова и цинка (так называемая «пушечная бронза»). Названиям обоих этих сплавов зачастую предшествует приставка «свинцово-», означающая преднамеренное добавление в их состав свинца в количестве от 5 до 35%. Подавляющее количество византийских металлических Г. сделано из этих двух сплавов. Свинцовые, железные и каменные Г. – редкость. Стеклянные Г-разновесы, начиная приблизительно с конца V до середины VII вв. были популярной альтернативой металлическим, особенно для взвешивания монет (см.: эксаги). Ответственными за выпуск Г. для взвешивания товаров и монет были в VI в. префект претория, comes sacrorum largitionum, епископы городов, а позже – эпарх, комит. Ранние Г. имели форму приплюснутой усеченной сферы, плоского квадрата. С конца VI и до XI вв. Г. отличались преимущественно дисковидной формой. Г. изготовленных в период с XII в. и до падения Константинополя ни разу не обнаружено. На большинстве византийских Г. обозначены соответствующие весовые значения (буквенные или знаковые) и иногда присутствуют дополнительные декоративные мотивы, такие как крест, венок, стрелка, архитектурная арка, фасад здания с арками, изображение императора, богинь удачи или победы. См.: зигии, кампан, метрология. Гироком – ответственный за старческий приют. Гирокомия – богадельня, приют для одиноких стариков, увечных, калек. Гиролимни – другое название – Аргира лимни («Серебрянное озеро»), у стен Константинополя в северо-западной его части, недалеко от Влахерн. Гиронтокомион – приют для стариков. Гистаменон – номисма стандратного, традиционного веса (4,40 г), которую стали выпускать наравне с облегченной (неполновесной) номисмой – тетартероном со времени правления Никифора II Фоки (963–969 гг.). С середины XI в. Г. приобрел вогнутую, блюдцеобразную (скифатную) форму, чтобы легче отличать старые полноценные Г. от новых обесцененных. Ромеи называли такую скифатную монету трахи («неровная»). Эту же форму и название унаследовал пришедший в конце XI в. на смену иперпир или перпер, хотя словом «трахи», как и «аспр» иногда обозначали и части иперпирона. См.: денежные единицы (табл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ремесленники-микенцы поселялись в крупнейших кипрских городах, в результате чего возник новый стиль керамики, сочетавший местные и микенские черты, названный археологами леванто-микенским или кипро-микенским. Появление колоний микенских ремесленников предвосхитило эллинизацию острова 2 века спустя. Вскоре после 1300 г. до Р. Х. был основан Китий (близ совр. Ларнаки), богатый город, отличавшийся космополитическим характером. Статуя бога в рогатом шлеме из Энкоми. Бронза. XII в. до Р. Х. (Кипрский археологический музей, Никосия) Статуя бога в рогатом шлеме из Энкоми. Бронза. XII в. до Р. Х. (Кипрский археологический музей, Никосия) В результате нашествия племен из Сев. Греции ахейцы были вынуждены покинуть Пелопоннес. Они заселили Родос и др. о-ва Додеканес. Примерно 1230 г. до Р. Х. датируется прибытие первых ахейских переселенцев с Пелопоннеса на К., поселившихся как в приморских городах Китий и Энкоми, так и в центре острова, около совр. Никосии, и в Синде. Присутствие в городах ахейцев прослеживается по сооружению циклопических стен с крепостными валами и воротами (Маа-Палеокастро на зап. побережье, ок. 1230 г.- нач. XII в. до Р. Х.). Поселение ахейцев ознаменовало новый период в развитии кипрского общества. Общины ахейцев привнесли с собой более высокую технику металлургии и обработки металлов. Существенный прогресс наблюдался в градостроительстве, ювелирном деле, керамическом производстве. Появились храмы с колоннами и капителями в честь богов плодородия и покровителей металлургии. «Священные рога», религ. символ эгейского происхождения, встречаются в различных местах острова - в Энкоми, Ст. Пафосе и Китии (напр., медная статуя бога в рогатом шлеме). По керамике, получившей наименование «микенская III А», можно судить, что первые переселенцы прибыли из Арголиды. Начало кипро-геометрического периода (1050-750/725 гг. до Р. Х.) связано с серьезными демографическими изменениями. Около 1100-1075 гг. до Р. Х. со 2-й волной ахейских переселенцев появились новые элементы в религ.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Т. о., архитектоника гомеровского космоса, пластического тела, симметрична, гармонична и прекрасна. Олимп и Тартар - противоположности: светлая, положительная, и темная, отрицательная. Земля же совмещает в себе и то и другое, и свет и мрак. I. Люди. Космическое тело обитаемо богами-олимпийцами, богами-титанами и людьми. Над всеми господствует власть судьбы. Огромная родовая община богов и людей занимает некое срединное положение, как и сам гомеровский эпос. Уже заметно расслоение на богатых и бедных, вожди-василевсы забирают богатую добычу, но непререкаемого авторитета у них нет. Их власть в основном военная. В мирной жизни есть господа и зависимые люди, домашние рабы, но в гомеровском языке нет слова «раб» ( δολος), хотя встречается словосочетание «рабский день» (τ δολιον μαρ). Еще нет жесткой полисной системы, но и старые родовые отношения уходят в прошлое. Труд еще почетен, и с одинаковым усердием трудятся и боги, и василевсы, и домашние работники: Афина и Калипсо - ткачихи, как и Пенелопа, Навсикая и ее служанки вместе заняты стиркой, Одиссей строит плот, Лаэрт трудится в саду, Евмей-свинопас (бывш. царский сын) живет в почете и имеет своих прислужников, Евриклея-ключница - главное лицо в доме Одиссея и т. д. Для ремесла и искусства нет разных обозначений. То и другое объединяются в одном слове τχνη, к-рое сочетается с мудростью - софией ( σοφα), причем любому плотнику присущи и τχνη и σοφα ( Idem. Il. XV 412). Дома гомеровских василевсов полны золота, серебра, драгоценных сосудов, одежд, к их услугам ванны, мягкие ложа, ковры, тканые покровы, великолепное оружие, как, напр., щит Ахилла (Ibid. XVIII) или вооружение Агамемнона (Ibid. XI 15-45). Все это творческая софия мудрых мастеров. Но зато самое редкостное и дорогое - железо. В «Илиаде» бронза упоминается 329 раз, а железо - всего 23. В «Одиссее» бронза - 103 раза, железо - 25. Эпический поэт вспоминает давно ушедший бронзовый век. Мир, в к-ром живут гомеровские люди, несмотря на войны и все превратности, «прекрасный» (καλς), «священный» (ερς), «божественный» (θεος, δος). Сами герои именуются тоже «божественными», «богоподобными», «боговидными», «равными богам», «вскормленными богами». Красота этого героического бытия вполне ощутимая. Она прозрачная, светоносная, текучая сущность, изливаемая богами на человека ( Idem. Od. VIII 18-20). Афина изливает красоту на Одиссея и на Пенелопу перед встречей с ним и даже смазывает амвросийной мазью (Ibid. XXIII 156-162; XVIII 190-196). Красота, т. о., предстает как материальный фетиш, обладающий магической силой.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Твореный алюминий и бронза для росписи Вместо серебра можно с успехом применять алюминий, который по блеску не уступает, а по прочности превосходит его. Алюминий обычно бывает в порошке, но очень грубом, и растиранию поддается гораздо труднее, чем золото. Поэтому его растирают на толстом стекле и стеклянным курантом. Для этого смешивают на стекле по пять граммов порошка алюминий и гуммиарабика и наливают воды столько, чтобы было хорошо растирать. Тереть надо с усилием, движениями то вправо, то влево по кругу не менее трех-четырех часов, пока не убедишься, что алюминий растерся мелко. Тогда всю растертую клейкую массу снимают со стекла в чайное фарфоровое блюдце, подливают полстакана чистой вода и ставят на отстой; алюминий отстаивается очень медленно, не менее четырех-пяти часов. Потом лишняя вода сливается, а алюминий просушивается над стеклом керосиновой лампы. Здесь, как и при растворении золота, все зависит от правильных пропорций гуммиарабика и воды. Если они взяты правильно – алюминием будет легко работать над самыми тончайшими деталями, и он будет хорошо блестеть. Бронза приготовляется точно так же, как и алюминий, с теми же пропорциями гуммиарабика и воды.   Роспись по золоту Иногда листовое золочение делали на левкасах с лепным рельефом. В других случаях золоченую поверхность украшали узорами, сделанными способом чеканки. Орнаментальные росписи по золоту и серебру делали уже в XI-XII веках. В XVII веке эта техника получила широкое применение. Ее называли «цвечением золота». Росписи по серебру и золоту делали ярко-зеленой, красной, красно-коричневой лессировочными красками, иногда красной киноварью с последующим соскабливанием краски цировкой до поверхности позолоты. Наряду с «цвечением» в XVII веке широко распространяется орнаментальная роспись черной краской, напоминающая черневую наводку по металлу. Краски орнаментальных росписей по металлу обычно готовили на смолах, которые легко размягчаются растворителями (легче и быстрее, чем защитный слой иконы из олифы).  

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Ему еще предстоят заплывы на 100, 200 и 50 метров кролем, 150 метров комплекс и 50 метров на спине.  — Волнение не передать словами. Даже слов не могу найти, чтобы рассказать, как все внутри происходит. Будем плыть и показывать все, что тренировали, — говорит Роман. Владимир Даниленко — бронза Пловец Даниленко завоевал бронзовую медаль на дистанции 100 метров на спине. Он был немного расстроен после награждения, потому что в полуфинале показал лучшее время, чем в финале.  Владимир Даниленко. Фото: Joel Marklund/EPA-EFE — Для меня это большой восторг, потому что я очень долго работал над этим. Во-первых, над тем, чтобы отобраться сюда, в Токио. Во-вторых, чтобы показать наилучшие результаты, потому что в полуфинале я показал свой наилучший результат. Самый наилучший. И поэтому, наверное, немножко перегорел и чуть-чуть получилось хуже сегодня вечером, чем утром. Так что я понял свою ошибку, буду над этим работать! — сказал Владимир. Владимир Даниленко родился в 1999 году в Петербурге. Он воспитанник детского дома школы Владимир — чемпион России по плаванию, двукратный бронзовый призер Всемирных игр IWAS в Сочи в соревнованиях по плаванию на 50 и 100 метров. Анастасия Гонтарь — золото Пловчиха Анастасия Гонтарь стала олимпийским чемпионом в плавании на дистанции 50 метров вольным стилем. — Это просто фантастика — я видела, как ровно, как плотно шла борьба. Я думала, они меня обгоняют, силы покидают, но я касаюсь бортика — и я первая, это просто что-то. Сначала сомнение, потом осознание, потом радость. Я не ожидала такого, удивлена, я рассчитывала попасть в призы, но первое место — нет, такого я не ожидала, — рассказала Анастасия. Анастасия Гонтарь. Фото: Илья Питалев/РИА Новости Анастасии Гонтарь 20 лет, она родилась в Сургуте. В плавание пришла в 2006 году, начала заниматься в спортивной школе «Олимп». Сейчас Анастасия — многократный победитель и призер чемпионатов России.  Дарья Пикалова — бронза Дарья Пикалова завоевала бронзовую медаль Паралимпийских игр в плавании на дистанции 100 метров баттерфляем. 

http://pravmir.ru/perebolela-koronavirus...

Это очень серьезно. М.Листов: У Тургенева были в роду татары. Куда уже больше. В.Кошлаков: - И вот татары меня пригласили. Они поблагодарили, подарок сделали, Казанскую подарили – великолепный образ. А откуда бы им знать? Такой промысел Божий. Я благодарен, образ прекрасный. Всем нам, всем народам надо объединяться, забывать о меркантильных интересах, понимать, что если будет плохо русскому народу, то плохо будет всем. Героев России посмертно получают люди всех национальностей. Встают рядом там и жертвуют собой. Дай Бог, чтобы больше живыми вернулись. Мы в рамках проекта создали образ Жоги, установили его в Волновахе. У нас есть взаимодействие с той стороной. Мы понимаем, сколько всего на нашей земле посносили, сколько придется восстанавливать. Н.Карташева: У вас производство в Краснодаре? В.Кошлаков: - Смотря из какого материала отливается работа. Н.Карташева: А то, что эти бюсты вы дарите, это же разориться можно, если это бронза? В.Кошлаков: - Бронза используется очень редко. В основном железобетон либо крошка гранитная, окрашенная под бронзу. Есть композитные работы, есть гальваника, гранит – дорогой вариант. Н.Карташева: А вы только с Щербаковым работаете? В.Кошлаков: - Есть прекрасные скульпторы. Но чтобы сделать образ, у скульптора обычно уходит несколько месяцев. А мы не можем иногда себе это позволить. Наш скульптор Салават Александрович Щербаков решает эти вопросы быстрее всех, у него целая мастерская. Нам удобно с ним работать. Рука Щербакова редко с кем сравнится. Он у нас основной скульптор. Н.Карташева: Давайте перейдем к образу Сент-Экзюпери. Зачитаю цитату. « Моя духовная культура стремилась положить в основу человеческих отношений культ Человека, стоящего выше отдельной личности, чтобы поведение каждого по отношению к самому себе и другим не было слепым подчинением законам муравейника, а стало свободным проявлением любви. Незримый путь, начертанный силою тяжести, освобождает камень. Незримые силы любви освобождают человека. Моя духовная культура стремилась сделать из каждого человека Посланца одного и того же владыки.

http://radonezh.ru/2022/12/22/geroi-zeml...

В марте прошлого года Алексей еще раз поехал во Францию – смотрел четыре вида разного профессионального производства из коровьего молока. И снова начинал работать в 5 утра, заканчивал – в 18.00. Поначалу французы очень удивились, что к ним на обучение приехал русский сыродел, и отнеслись несерьезно к его намерениям: – Французы очень позитивные люди, они много шутят и всегда работают в хорошем настроении. Но при этом они сами про себя говорят: «Мы закрытые, и открываемся, только когда видим, что человек с нами на равных». Мне кажется, у меня получилось вписаться в эту историю на равных. Им дали установку – «к вам приедет русский, он собственник какого-то сырного производства, пусть постоит у стеночки, посмотрит, не напрягайте парня». Сначала они мне сказали: «Смотрите, записывайте, можно фотографировать, вот вам буклетик». Я говорю: «Минуточку, я хотел бы участвовать в самом процессе». Тогда мне дали половник – разлить молоко по емкостям. На следующий день я был там уже в 6 утра. И так я работал 10 дней подряд: надо было мыть – я мыл, таскать – я таскал, убираться – убирал, упаковывать – упаковывал. И это было настоящее счастье. «Вот если бы он был из Тулузы, но ведь он из Тулы! » На конкурс сыроделов Алексею посоветовал поехать его французский наставник и друг Мишель. С ним он познакомился на Международной сырной выставке в городе Тур во Франции. До последнего Алексей сомневался, стоит ли ехать на конкурс: – Честно скажу, на эту поездку я потратил чуть ли не все свои последние сбережения. Надежд на «золото» точно не было. Максимум, о чем я мог думать, – это «бронза». До меня никто из русских на эту выставку никогда не ездил. Никто из присутствующих не знал, что на выставку приехали русские. Сами организаторы поначалу забыли про нас, а когда наконец представили – весь зал просто загудел от удивления, все стали смотреть на меня с женой. Нам даже вручили небольшой подарок как самым дальним участникам. Когда объявили, что у нас «бронза», зал взорвался от эмоций. Когда объявили, что еще и «золото», зал просто… взревел. У меня у самого все просто сжалось внутри. Состояние шока продолжалось потом еще долго и по возвращении в Россию.

http://pravmir.ru/postoy-u-stenochki-moz...

Большую группу составляют ранние гравированные изображения И. В., созданные в зап. искусстве, значительная часть к-рых - портреты, исторически недостоверные. Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. королевы при рус. дворе, во время 1-го путешествия по России в 1557-1560 гг. составил карту Московии, к-рая была включена в атлас A. Ортелия «Зрелище земного мира» (Лондон, 1562; экз. 1572 г.: ГММК. Инв. КН-706). В верхнем левом углу карты помещено изображение И. В. в образе библейского царя с тюрбаном на голове, сидящим на фоне шатра. Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. царя современные ему представители зап. культуры. На заглавном листе редкой кн.: Oderborn P. Wunderbare, Erschreckliche, Unerhörte Geschichte und warhaffte Historien. Görlitz, 1588 - И. В. изображен сидящим на престоле, со скипетром в руке, образцом послужил его «портрет» на карте Дженкинсона. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. иконографии. На гравюре из кн.: Erschreckliche, greuliche und unerhorte Tyranney Iwan Wasilowitz. S. l., 1581 - И. В. представлен верхом на коне, одет по-турецки, на голове - чалма, в левой руке - копье с насаженной головой человека. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. «Иван Грозный». Скульптор М. М. Антокольский. 1871 г. Бронза (ГРМ) «Иван Грозный». Скульптор М. М. Антокольский. 1871 г. Бронза (ГРМ) Одна из гравюр «Польско-русских известий» (Нюрнберг, 1582; экз.: ГММК. Инв. КН-705), брошюры с описанием 3-го похода Стефана Батория на Россию, отражает попытку в соответствии с жанром издания («летучий листок» - прообраз совр. периодической печати) создать «достоверный» портрет рус. царя. И. В. изображен погрудно в легком повороте вправо, в парадном княжеском облачении - парчовом узорчатом кафтане и высокой шапке, украшенной драгоценными камнями, из-под к-рой видна копна волос. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. В. изображен по пояс, в левой руке свиток (воспроизв.: Ровинский. 1887. Т. 2. Стб. 1015. 8). Ни один из прижизненных портретов И. В., гравированных за границей, по замечанию Ровинского, не имеет признаков достоверности. Однако зап. мастера верно уловили чрезвычайное сходство царя с его отцом, следствием чего стало распространение портретов вел. кн. Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. В.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010