Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова (Музей М. В. Ломоносова в с. Ломоносове Архангельской обл.) Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова (Музей М. В. Ломоносова в с. Ломоносове Архангельской обл.) Византийские передвижные К. известны в основном по изображениям в рукописях, на иконах и мозаиках. Напр., в рукописи с Гомилиями свт. Григория Богослова на одной из миниатюр представлены неск. вариантов К.: в виде креста, цилиндрической и кубической форм, все на постаментах, при этом совершающий крещение епископ стоит на небольшом возвышении рядом (Paris. gr. 510. Fol. 426v (ср.: Ibid. Fol. 87v), IX в.). На афинской агоре была обнаружена мраморная круглая (чашеобразная) К. из ц. св. Апостолов (в наст. время хранится в Византийском музее Афин), датированная кон. X - нач. XI в. ( Frantz A. The Church of the Holy Apostles. Princeton (N. J.), 1971. P. 17. Pl. 13d; такая же К. обнаружена при раскопках в 5-апсидном храме в Херсонесе). К этой же эпохе относится фрагмент византийской чашеобразной К. из мон-ря Осиос Лукас в Беотии, сделанной из красного мрамора и украшенной декором в виде 2 львиных масок (опора К. декорирована 4 львиными лапами) ( Schultz R. W., Barnsley S. H. The Monastery of S. Luke of Stiris, in Phocis. L., 1901. P. 33. Fig. 22). В наст. время для греч. правосл. Церкви характерно использование металлических К., по внешнему виду напоминающих потир. Их принято украшать цветами и лентами. Также используются мраморные К. цилиндрической или чашеобразной формы. Иногда они располагаются под киворием в церковном дворе. Св. равноап. Косма Этолийский особо призывал сограждан жертвовать средства на приобретение К. для храмов, в результате чего было за короткий период куплено более 4 тыс. К. В нек-рых храмах имеются баптистерии с К. для крещения взрослых, подражающие раннехрист. образцам. Взрослых крестят и в естественных источниках воды (в т. ч. в море). В Русской Православной Церкви были в ходу К. деревянные (Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 125). В Новое время К. превратились в объект промышленного производства, утратив художественную ценность. В синодальный период для изготовления К. использовались олово, медь или бронза, в наст. время распространены К. из алюминия. Обычно они имеют форму чаши на одной опоре с крышкой, увенчанной крестом. В связи с тем что после 1991 г. в России увеличилось количество взрослых, желающих принять крещение, в некоторых церквах стали строить большие К. или бассейны для полного погружения (иногда в отдельных крестильных храмах).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

Разделы портала «Азбука веры» Складень – (также «складни», «створки», «складная икона», «створчатая икона», «расклад», «раскладная икона»; от церк.-сл. «складывати» — сослагать, совмещать, складывать) – миниатюрная складная икона. Считается, что складни как небольшие складывающиеся иконы пришли на Русь из Византии примерно в X в. Практически сразу на Руси начали изготавливаться собственные складни, которые в редких случаях могли заменять иконостас. Складни изготавливались в основном трехстворчатые или двухстворчатые, реже четырех- или пятистворчатые. Размер складня и боковых створок определялся «средником», то есть центральной частью. Створки (не имеется в виду двухсоставной складень) равнялись половине средника и тем самым закрывались встык, иногда с использование затвора-замка. Полагают, и небезосновательно, что изначально складни изготавливались для нагрудного ношения, но затем стали появляться складни большего формата, в частности для использования в качестве домашнего иконостаса. Существовали нательные (как правило, наперстные), и ставные (поставные, киотные) складни. Их  могли носить на груди вместо креста, на кольце или браслете, просто в кармане одежды или в суме. Существовали специальные «путные» складни, которые брались в дорогу, складни домашние, размещавшиеся в красном углу и складни больших размеров – «походные», которые часто использовались в крестных ходах и пр. религиозных процессиях. По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, побывавшего в России в XVII в. складни были у каждого ратника (русского воина) 1 . В некоторых случаях складни отливались, а затем ковались или прессовались – в зависимости от иконографического сюжета (уникальный под заказ или стандартный) и материала. Нередко складни делались из дерева (в силу специфики материала их дошло до нынешних времен не так много). Металлические складни могли покрываться разноцветной эмалью. В последнем случае использовалась медь или латунь – материалы, которые относительно пригодны для литья и хорошо пригодны для ковки, прессования и гравировки, в редких случаях использовалась бронза. В первой половине XVIII века расцветает старообрядческая Выговская литейная мастерская, в связи с ее деятельностью начинают выпускаться складни не только медные, но и литые железные. Также появляются стержневые петли, до этого боковые створки имели выступы внизу и вверху, а средник имел два кольца под эти выступы; например, такие петли сохранились в трехстворчатом складне «Спас на престоле» XVI в.

http://azbyka.ru/skladen

В Руане находится колокол, долгое время считавшийся серебряным. Жирарден, анализировавший его, говорит, что присутствие в больших колоколах драгоценного металла сомнительно. Он думает, что литейщики вместо того, чтобы бросать приносимые им драгоценные металлы в тигли, заставляли жертвователей бросать их прямо в огонь. «Благодаря этому серебряная масса вместо того, чтобы быть прибавленной к бронзе, оставалась в золе, откуда Литейщики и вытаскивали ее, как только церемония кончалась и Мастерская пустела» 635 . Легенда о серебряном колоколе В Ярославле сохранилась легенда о колоколе церкви свв. Петра и Павла, который народная молва считает серебряным. Седой стариною дышит эта церковь . Стоит она на горе, далеко бросаясь в глаза своими серебряными главами, сделанными в глубокую старину «на панцерный лад». И архитектура церкви, и облицовка ее цоколя обливными очень древними изразцами с цветами, травами и узорами показывают, что церковь эта почти ровесница старинному городу князя Ярослава. Залюбоваться можно картиною красавца-города из-под Волги – так он наряден, чист, живописен и вместе с тем величав, сияя золотыми главами и крестами своих древних храмов. Когда в праздничный день или вечером накануне праздника зазвонят в колокола на пятидесяти двух ярославских церквах, то звон этот несется далеко-далеко по Волге, и прежде, – когда тишину Волги не нарушали еще непрерывные свистки пароходов, – звон ярославских церквей слышен был почти за сорок верст, – известно, что по воде звук летит очень далеко. Громко гудит древний колокол на Успенском соборе Ярославля, еще могучее раздается звон колокола в церкви св. Власия, – колокола, вылитого на средства жителей Ярославля в шестидесятых годах и имеющего около двух тысяч пудов веса. Много и других больших и громогласных колоколов в Ярославле, но всех слышнее, всех звонче гудит колокол на церкви свв. Петра и Павла, далеко разносясь своим «малиновым звоном». У колокола этого звон нежный и мягкий, как у серебра, и, по преданию, он весь почти вылит из этого благородного металла. Если и есть в нем медь и бронза, то лишь настолько, насколько требуется это колокольно-литейным мудреным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 20-х гг. XVIII в. известны плиты из бронзы - материала, исключительно популярного в мемориальном искусстве Европы чуть не со средних веков,- такие как овальное Н. «русского морского флота капитана» гр. А. П. Апраксина († 1725). Расцвет Н. в стиле барокко приходится на 40-50-е гг. XVIII в. Усложняется рисунок с тематическими рельефами и богатыми орнаментами, используются экзотические виды цветного мрамора, золоченые бронза и выколотная медь (настенные доски генерал-фельдмаршала И. Ю. Трубецкого (1677-1750), А. Ф. Ржевской (1740-1769), поэта и мецената; сюжет для ее доски не лишен юмора). К Н. в искусствознании принято относить и раки, исполнявшиеся в сер. XVIII в. с невиданной роскошью: рака для мощей св. Александра Невского (ныне в ГЭ); сень с гробницами-раками епископов Иоанна и Феодора в суздальском Рождественском соборе; рака (1768?) с киворием блгв. кн. Глеба Андреевича (сына кн. Андрея Боголюбского) в правом приделе Успенского собора Владимира. Н. в форме саркофага в искусстве С.-Петербурга до сер. XVIII в. довольно редки и встречаются только в интерьере, их массовое изготовление начнется здесь в 70-80-х гг. XVIII в., с началом эпохи классицизма, но в Москве они не были уникальным явлением и ранее (напр., «саркофаг» из усыпальницы Римских-Корсаковых в надвратной церкви Спаса Нерукотворного в Зачатьевском мон-ре). Вторая пол. XVIII в.- время полного расцвета скульптурного Н., в т. ч. портретного. Данное направление строилось, как и все искусство европ. Н., с опорой на изучение и эксплуатацию античного наследия, в т. ч. гробниц, стел, жертвенников, обелисков, пирамид, фрагментов колонн и мавзолеев (недавно открытые некрополи Помпей и Геркуланума). Появилось огромное количество атрибутов смерти, печали и погребения: гаснущие факелы и урны, мифическая тератология и маски, аллегории и сложные мифологические сюжеты, венки и гирлянды, лавр и стилизованный акант, меандр и другие узоры, олицетворяющие мудрость и славу, скоротечность жизни и т. д. Плита кн. Б. И. Прозоровского. Ок. 1705 г. (некрополь Донского мон-ря)

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Рис. 3. Феодосий II (408–450). Реверс: крест в венке, SMKA (Кизик). Бронза, 425–435 гг.      Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «постоянной победы» императора-христианина Первоначально крест – знамение Победы – на реверсе монеты держала стоящая крылатая богиня Виктория, олицетворявшая военную доблесть императора (рис. 4). Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «”постоянной победы” императора-христианина, объединяя образы различных идеологических и религиозных систем». Позже, начиная с Юстина I (518–527), крест на монетах держит уже ангел и победа христианского императора связывается с архангелом Михаилом. При этом легенда на монете сохраняется прежняя: VICTORI AAVCCC («победа Августов») 4 . Рис. 4. Солид Анастасия (491–518). Богиня Виктория держит крест В переходный период от языческой к христианской империи в IV–V вв. борьба между старой и новой религией государства отразилась на монетах и конторниатах. Конторниат – это разновидность медальона, имеющего профилированный обрез (сильно выступающий борт около окружности). Конторниаты не являлись платежным средством и чеканились только из неблагородных металлов (бронзы, латуни) в IV–V вв. (от Константина Великого до Валентиниана III) (рис. 5). Языческая аристократия Рима в IV в. использовала конторниаты как средство борьбы против власти Константина Великого, покровительствовавшего христианству. Все конторниаты отражали только нехристианскую тематику. Некоторые конторниаты просто копировали монетные выпуски языческого прошлого 5 . Таким образом, в переходный период императоры символически утверждали свою власть, чеканя христианскую символику на монетах, а языческая оппозиция из числа аристократии пыталась противостоять этому, частным образом чеканя конторниаты, восхваляющие дохристианский период римской истории. Рис. 5. Конторниат (380–400 гг.). Медь, диаметр 38 мм. Аверс: поясная фигура возничего, держащего лошадь под уздечку. Реверс: возница, стоящий анфас в квадриге      Можно предположить, что христианская Церковь одобряла замену на монетах языческой символики на христианскую, так же как она поддерживала императорские указы, вначале ограничивавшие, а потом и запрещавшие отправление языческих культов в империи. Однако до конца VII в. христианская символика на монетах была всего лишь «атрибутом, добавляемым к традиционному “образу власти” – имени и изображению императора» 6 .

http://pravoslavie.ru/155272.html

Местом для строительства храма была избрана Якорная площадь, которая располагалась в центре Кронштадта – между Старым (Петровским) и Новым Адмиралтейством. В 1900 году (после двух первых неудачных) попыток исполнение проекта Морского собора было поручено императором Николаем II гражданскому инженеру профессору В.А Косякову. Общая стоимость Морского собора в 1913 году составила 1 995 000 рублей. 1675 000 рублей отпустила казна (в основном, храм строился на государственные деньги). Были и пожертвования: кроме Высочайших особ и частных лиц (известно, что большие суммы, в частности, жертвовал на Морской храм батюшка Иоанн Кронштадтский), пожертвования собирали также и чины Морского ведомства, постановившие с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение храма 0,25% с жалованья, столовых и морского довольствия. К 1913 году эта сумма составляла 280 000 рублей. Собор на Якорной площади решено было расположить так, чтобы перед ним оставалось место для проведения парадов войск. За собором был разбит сад, который сливался с садом в Доковом овраге. Собор должен был быть величественным и вмещать до пяти тысяч человек. Купол его, подобно колокольне первой Богоявленской церкви, должен был служить ориентиром для мореплавателей. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков выдвинул и последовательно отстаивал идею храма-памятника: " ...Будущий Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота " . 27 октября 1901 года в присутствии главного командира порта адмирала С.О.Макарова и множества горожан на месте постройки собора святым праведным Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен. 8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и Царской семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В.А. Косякова. За образец архитектор взял святыню Православия – константинопольский храм святой Софии. Большой вклад в сооружение храма внесли главные командиры Кронштадтского порта адмиралы Н.И. Казнаков, С.О.Макаров, А.А. Бирилев, К.Н. Никонов, морской министр Н.К. Григорович, адмирал Р.Н. Вирен и комитет по постройке собора. На постройку храма жертвовала вся Россия: Императорская семья, святой праведный Иоанн Кронштадтский, составы морских команд, отдельные лица и все чины флота. С Высочайшего разрешения от порта были отпущены лесные материалы, пушечная бронза на колокола и медь на кровлю. Судовые команды пожертвовали утварь и образа.

http://pravoslavie.ru/15637.html

По возвращении из плена, среди евреев было много лиц, знакомых с ремеслами. При построении второго храма и стене Иерусалима они обходятся собственными силами и не обращаются к иноземным мастерам. С течением времени обучение ремеслам составило одно из требований хорошего воспитания, так что мишна повелевает каждому еврею, вместе с изучением закона, изучать также какое-либо ремесло (Киддушин IV, 14; Пирке абот, 2, 2) 84 . Многие знаменитые раввины были знакомы с тем или иным ремеслом 85 . Апостол Павел, получивший первоначальное образование в школе Гамалиила, был строителем палаток; Иосиф Обручник был плотником ( Мф. 13:55 ); Симон, в доме которого жил ап. Петр в Яффе, был кожевником ( Деян. 9:43; 10:32 ); упоминаемый у ап. Павла во 2-м послании к Тимофею ( 2Тим. 4:14 ) иудей Александр был медник и др. Разные ремесла у евреев пользовались неодинаковым почетом. В основе такого различия лежали, с одной стороны, постановления закона Моисеева касательно чистого и нечистого», с другой – взгляд евреев на обстоятельства и условия исполнения того или иного ремесла. К нечистым ремеслам относились такие, в исполнении которых приходилось иметь дело с нечистыми предметами, как-то: выделка и дубление кож, собирание мусора, вывоз нечистот и подобное. Выделка кож по талмуду считалась столь нечистым ремеслом, что жена занимавшегося этим делом лица имела право требовать себе развода. Место, в котором производилась обработка кож, по талмуду должно было отстоять от селения не менее, как на 50 стадий. Равным образом к ремеслам дурной репутации относились те, в исполнении которых работали лица разного пола, например, добывание золота, расческа шерсти и под., а также те, при исполнении которых было возможно дурное обращение с чужою собственностью. Так, талмуд говорит, что никто не пожелает, чтобы его сын был погонщиком ослов; в другом месте талмуд погонщиков ослов называет безбожниками. В первое время развития ремесел у евреев не было деления ремесленников на цехи, но впоследствии это деление явилось. Так, александрийские евреи занимали места в александрийской синагоге по цехам. Отдельные ремесла, с которыми евреи были знакомы и о которых упоминается в Св. Писании, относились к исполнению изделий из металла, стекла, дерева, камня, глины, пряжи и теста. а) Обработка металла и стекла. Выделкой металлов начали заниматься сперва потомки Каина. Тувал-Каин, сын Ламеха, потомка Каина, был ковачем всех орудий из меди и железа ( Быт. 4:22 ). Таким образом ковачество (хораш) было известно людям еще до потопа. Евреи весьма рано познакомились с выделкой металлов. Так, уже в книге Иова ( Иов. 28:1–2 и др.) упоминается о добывании и чистке металлов. Из употреблявшихся у них на изготовление разных изделий металлов им были известны: золото, серебро, медь, бронза, олово и свинец. В книге прор. Наума, II, ст. 4, упоминается также «пеладот», что многие принимают за сталь, к ней же относят упоминание Иер. 15о «северном железе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Отсюда и ненависть к Богу и Его Закону, отсюда и преследование обетованного Мессии, Христа. И естественно, что, взирая на депрессивных наставников, их ученики впадали в еще худшую депрессию, становились злобными и агрессивными. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Фарисеи и книжники взирали на весь мир ради дела своего и разных прибылей, которые они извлекали из своих учеников под видом святости своего занятия» 369 . Не видя перспективы в Вечной жизни, они делали всё, для того чтобы устроить свою жизнь хорошо здесь, на земле. Религия превращалась в доходный бизнес, особенно для иудейских архиереев и старцев. Обучение приносило доход учителям, и они собирали вокруг себя множество учеников, что сказывалось и на самом процессе обучения. За разные уровни и этапы обучения приходилось платить по-разному. Покупались и должности, и «чреды служений» в Храме. Торговля, которая велась близ Храма, крики зазывал, блеянье продаваемых в недопустимой близости к Храму животных – все это мешало молящимся. Я уже ранее говорил, Иосиф Флавий и Талмуд описывают, как городские священники собирались в отряды и под видом миссионерской деятельности делали набеги на крестьян и силою отбирали якобы неуплаченные десятины. И мы читаем далее: Мф.23:16–17 . «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?». Латинский учитель Церкви святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Украшение алтаря и храма вовсе не были первичным объектом поклонения, они только указывали образ будущего истинного почитания. Золото, серебро, бронза, медь, жемчуг, хрусталь – каждый из этих материалов имеет собственное значение в соответствии со своей природой. Потому Иисус упрекает их в том, что они поклоняются золоту храма и дарам жертвенника, в то время как больший почет надлежит храму и жертвеннику, ибо и золото храма, и жертвенные дары служат образом будущего. С приходом Христа бессмысленным становиться Закон, потому что не в Законе Христос, а во Христе освящается Закон, на котором Он воздвиг Свое седалище и трон… Поэтому безумны и слепы люди, почитающие освященное и пропускающие мимо себя саму святость (то есть Христа. – О.С.)» 370 . Иными словами, весь блеск и красота наших храмов лишь тускло отражают красоту, славу и величие Царства Христова, в Его Небесном чертоге. Но многих привлекают блестящие предметы, восторгают изделия из драгоценных материалов, и от таких ускользает сама подлинная Божественная красота – красота распятого Христа – как высшее проявление любви Бога к падшему и нуждающемуся в истинной Жертве человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Перегородчатая эмаль – техника украшения, которая заключалась в нанесении на металлическую пластину контура из тонкой проволоки или металлических полосок, поставленных на ребро. Полученное изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек заполнялось эмалью – непрозрачной стекловидной массой (пастой) разного цвета до верхнего края перегородок, после чего производился обжиг. Затем эмаль шлифовали и полировали саму металлическую пластину. Металлической основой, как правило, были золото, серебро, бронза, медь. Перибол (перивол) – внутреннее пространство между передовой и основной оборонительными стенами крепости или города. Перивлепта – дословно с греч. «Всевидящая». В частности, так назывался построенный при Романе III Аргире (1028–1034 гг.) большой, устрашающего вида монастырь Богородицы с громадной одноименной церковью на Седьмом холме в юго-западной части Константинополя. См.: Мистра. Периодевт – см.: хорепископ. Периорисм – перечень владений, к примеру, византийского монастыря. Перипат – колонная галерея. Перипл – указатель маршрута морского путешествия с обозначением расстояний между пунктами пути. Перипорфира – полоса пурпурного цвета по краям одежды. Ср.: месопорфира. Перистиль – внутренний двор здания, окруженный с четырех сторон портиками. Перпер – поздневизантийская золотая, а с 1367 г. серебряная монета и денежно-счетная единица, другое название – иперпирон, иперпир. Персия – см.: персы. Персоармения – часть Армении с главным центром в городе Двине, захваченная персами, которые с 424 г. установили здесь власть своих марзбанов и долгое время воевали за эту территорию с ромеями, чьими союзниками были персоармяне и тюрки. Персы – население древнего государства, Персии, занимавшей территорию современного Ирана, уже с IV в. представляло серьезную угрозу для Восточной Римской империи. Под натиском П. Империя была вынуждена отказаться от своих прав на часть Армении и Месопотамии. В конце V – начале VI вв. в руки П. попали крупные города ромеев. В 532 г император Юстиниан I заключил с персидским правителем Ксерксом мирный договор, но в 540 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6-й » » 11 ч. 15 м. полдень » 10 ч. 44 м. до полудня 7-й » от полудня до 12 ч. 44 м. от полудня » 1 ч. 15 м. 8-й » » 12 ч. 44 м. » 01 ч. 29 м. » 1 ч. 15 м. » 2 ч. 31 м. 9-й час от 1 ч. 29 м. до 2 ч. 13 м. от 2 ч. 31 м. до 3 ч. 45 м. 10-й » » 2 ч. 13 м. » 2ч. 58 м. » 3 ч. 45 м. » 5 ч. 02 м. 11-й » » 2 ч. 58 м. » 3 ч. 42 м. » 5 ч. 02 м. » 6 ч. 17 м. 12-й » » 3 ч. 42 м. » 4 ч. 27 м. » 6 ч. 17 м. » 7 ч. 33 м. Ночные часы зимой равнялись по длине дневным летним; ночные летние дневным зимним. Спуринна вставал зимой между 8 и 9 часами, а летом около 7. 282 ...лирические стихи... Нравственная чистота автора придает им еще большую прелесть.– Спуринна делил эту любовь к поэзии с такими почтенными консулярами, как Аррий Антонин и Вергилий Руф (IV.3.3–4; V.3.5). Сам Плиний написал две книжки «не очень строгих стихов», каковы были, надо думать, и стихи Спуринны, ибо Плиний повторил ставшее традиционным оправдание «шаловливы мои писания, но жизнь честна» (Марц. 1,4,8 ср. Катулл 16,5–8). Вкус к такой легкой поэзии был модой, которой следовали самые разные люди, включая императоров от Августа до Адриана. Сохранилось четыре стихотворения, приписанных гуманистами Спуринне (Anthologia Latina, 918–921); это несомненная подделка эпохи Возрождения. 283 ...он борется со старостью и таким упражнением. – Ср. «...упражнение всегда должно предшествовать еде... хорошими упражнениями будут: громкое чтение, фехтование, игра в мяч... прогулка... лучше под открытым небом, чем в портике; лучше, если выдерживает голова, на солнце, а не в тени... за упражнениями должна следовать баня» (Цельз. I.2). Спуринна строго придерживался требований римской гигиены. 285 ...коринфская бронза...– Коринф славился своей посудой, изготовленной из особого сплава, в состав которого входили медь, золото и серебро (Пл. Ест. Ист. 34.6– 8). Коринфская бронза ценилась очень высоко, и любители платили за нее огромные деньги. 287 ...исполнял поручения...– officia: это не магистратуры и не наместничество, а обязанности, возлагаемые обществом или императором.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010