Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже. Можно ли носить кресты с католическим Распятием? Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух природ Христа – Человеческой и Божественной – показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее, скрывают главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII–XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Как освятить нательный крест?

http://azbyka.ru/krest-natelnyj

Храм состоял из трех частей: притвор, «улам», средняя часть, «хейкал», и целла, «давир». Общая длина здания составляла около 44 метров при ширине 22 метра. С трех сторон, с севера, востока и юга, храм огибала пристройка в три этажа высотой 10 метров, имевшая 90 окон. Иоиль и Мелхола слышали о дворцах в Луксоре размером 260 х 55 метров, или Карнаке, где был огромный зал с колоннадой размером 103 х 52 метра, о храме в Уре Халдейском, посвященном лунному богу Сину, размером 350 х 248 х 400 х 197 метров и фланкированном высокой прямоугольной башней со стороной 65 х 43 метра. Как бы то ни было, Храм Яхве был для них самым красивым в мире. Святилище отличалось небывалым великолепием, а литургии отличались исключительной пышностью. Стены, потолок и пол были отделаны кедровым деревом, инкрустированным золотом. В Святом Святых находился Ковчег Завета, над которым возвышались два позолоченных херувима, вырезанных из масличного дерева, 5,50 метра высотой, с размахом крыльев 2,75 метра. Их лица были обращены к Святому Святых, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены. Там располагались также столы для хлебов предложения, золотой алтарь для курений и десять золотых канделябров. В атриуме возвышался бронзовый алтарь для жертвоприношений, большая бронзовая чаша, которая покоилась на двенадцати бронзовых быках. Крупные морские раковины служили «умывальницами» ( 3Цар.6–8 ; 2Пар.2–4 ). Иоиль знает, что в этой стройке Соломону помогал Хирам, царь Тира. Медь и бронза для постройки добывались в рудниках на берегах Красного моря. 30 тысяч рабочих и 150 тысяч рабов, которыми руководили 3300 прорабов, трудились семь лет над возведением всего комплекса, включая окружавшие его укрепления. Здания, ворота с двумя высокими колоннами из бронзы, Иакин и Вооз, издалека потрясали впечатление тянувшихся с псалмами на устах в Иерусалим пилигримов. Не менее самого храмового комплекса отличались великолепием литургии. Левиты пели священные поэмы, аккомпанируя себе на лирах, арфах, цимбалах. Иоиль приходил сюда, чтобы принести десятину и дары Яхве, получить отпущение грехов, облегчение от болезней. Выполнив долг перед Господом, он ощущал вдохновение и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это стало ему особенно ясно, когда он поднялся на гребень и увидел, как голо вокруг гнезда его старого врага. Он оказался на маленькой каменной платформе, которая с трех сторон круто обрывалась вниз. Позади чернел вход в пещеру, полускрытый колючим кустарником и совсем низкий, даже не верилось, что туда может войти человек. Впереди — крутой скалистый склон, и за ним, смутно видная в туманной дали, раскинулась долина. На небольшом каменном возвышении стоял старый бронзовый то ли аналой, то ли пюпитр, казалось, он с трудом выдерживает огромную немецкую Библию. Бронза (а может быть, это была медь) позеленела в разреженном горном воздухе, и Отто тотчас подумал «Даже если тут и были ружья, их давно разъела ржавчина». Луна, всходившая за гребнями и утесами, озарила все вокруг мертвенным светом, дождь перестал. За аналоем стоял глубокий старик в черном одеянии — оно круто ниспадало с плеч прямыми недвижными складками, точно утесы вокруг, но белые волосы и слабый голос, казалось, одинаково бессильно трепетали на ветру, взгляд его был устремлен куда–то вдаль, поверх долины. Он, видимо, исполнял какой–то ежедневный непременный обряд. — «Они полагались на своих коней…» — Сударь, — с несвойственной ему учтивостью обратился князь к старику, — я хотел бы сказать вам несколько слов. — «…и на свои колесницы», — чуть внятно продолжал старик, — «а мы полагаемся на господа сил…» Последние слова совсем нельзя было расслышать, старик благоговейно закрыл книгу, почти слепой, он ощупью отыскал край аналоя и ухватился за него. Тотчас же из темного низкого устья пещеры выскользнули двое слуг и поддержали его. Они тоже были в тускло–черных балахонах, но в волосах их не светилось морозное серебро и черты лица не сковала холодная утонченность. То были крестьяне, хорваты или мадьяры с широкими грубыми лицами и туповато мигающими глазами. Впервые князю стало немного не по себе, но мужество и привычное умение изворачиваться не изменили ему. — Пожалуй, с той ужасной канонады, при которой погиб ваш несчастный брат, мы с вами не встречались, — сказал он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ожерелье это положено у ступни правой ноги скелета, и состоит из 60 штук и медного толстого кольца 78), видно заменявшего застежку. 79 медная бляшка, лежавшая близ описанного ожерелья; 80 другая бляшка меньшая, тут же; 81 обломок третий. На всех видны маленькие дыры для прикрепления к какому-то предмету; надписей, изображений на них не видать, а потому трудно предположить, чтоб это были амулеты; вернее, что это головное украшение в роде обруча, означенного под 17. 82 два куска железной палочки, видимо обломки, рукоятки ножа. 83 какой-то медный рожок, бывший когда-то насаженным на древко с остатками того дерева. 84 круглая, медная крышечка с ушком». Глубокую древность Могильника показывает то, что положенные в нем (не говоря о глиняных) железные вещи, как-то: копья, ножи почти все до половины и более изоржавели, а некоторые так истлели, что от прикосновения распадались; но медь или точнее бронза не повредилась, только некоторые из сих вещей от окиси покрылись весьма глянцевитым, как бы малахитовым твердым слоем. От этого же окисления медной бляшки зуб и челюсть у скелета XIII 44, на коих она лежала, совершенно позеленели, а полуистлевшее дерево рукоятки медного орудия скелета XXIII 89 получило ярко-зеленые крапинки. К объяснению Ананьина Могильника, «исполненного глубоких тайн и высокого интереса», г. Алабин делает несколько предположений и соображений. Отметим из них следующие. 1) Из обряда трупосожжения, который был общим (?) у первобытного человечества, и о существовании коего в древнейшей Руси говорят Арабские писатели Масуди и Якут (Карамзина Ист. Гос. Рос. т. 1. прим. 364) заключается, что скелеты здесь погребены во время глубочайшей древности, в первые века по Рождестве Христове, или даже до оного. 2) Из костра вынимались только череп, да несколько больших костей от рук и ног, остальные же обращались в пепел, часть коего и собиралась в горшок (пепельницу), зарывавшийся с покойником. Чем важнее был умерший, тем, вероятно, большее употребляли старание к сохранению его пепла, и потому при скелете XX найдено шесть горшков, не считая вставленных один в другой; этот же мертвец положен на угольный костер, сложенный с наибольшим тщанием, и при нем найдены лишь украшения, а оружия не было, так что можно предполагать какую-нибудь знатную женщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Богов можно убить, и они могут пытаться убить просто в порыве гнева или по весьма эгоистичным причинам. Попытка убить может мотивироваться местью (напр., Тиамат). В-четвертых, в Энума элиш небо и земля приведены в существование не с помощью творческого слова величественного Бога, но образованы из трупа убитого бога Тиамат. Сотворенный порядок является, таким образом, божественным, которому больше подходит одушевленное «ты», чем безликое «оно». В-пятых, и в Энума элиш, и в Сказании од Атрахасисе человек создан для того, чтобы освободить богов от физического труда – тяжелой задачи, на которую последние стали жаловаться, почувствовав, что это ниже их достоинства. В Энума элиш человек создан из крови непокорного бога Кингу; в Сказании об Атрахасисе из крови Ве-ила (смешанной с глиной). Ни в каком отношении сотворение человека не может быть названо кульминационным, кроме того, он не наделяется никаким уникальным достоинством. Он создан, чтобы служить, а не царствовать. Вероятно, слишком безосновательно представлять месопотамское учение о происхождении греха на небесах, но не могут ли эти эпизоды служить в качестве этиологии, несущей ответственность за склонность человека ко злу? Он был создан таким, и поэтому человек является результатом непостижимого детерминизма. Грехопадение (3) Третья глава Книги Бытие вызывает у читателя мучительные вопросы, но ответ на эти вопросы не дается. Например, на этом этапе не сообщается никаких подробностей о змее. Он определенно не назван сатаной. Если он действительно является космическим противником Бога, принадлежавшим когда-то к ангельскому сонму, а теперь изгнанным, третья глава Бытия не делает отступления, чтобы рассказать об этом. Но Новый Завет недвусмысленно говорит о «древнем змее, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю вселенную» ( Отк.12:9,20:2 ). Змей Относительно этимологического происхождения древнееврейского слова, означающего «змей», существуют сомнения. Древнееврейское слово звучит нахаш. Является ли оно родственным слову нехошет («медь, бронза»), наводящему на мысли о чем-то блестящем («ангел света»)? Действительно, в пустыне Моисей сделал бронзового змея ( Числ.21:9 ), которого Езекия уничтожил столетия спустя, когда само изображение стало идолом и объектом поклонения ( 4Цар.18:4 ). Или же слово, обозначающее змея, относится к глаголу иахаш – «заниматься прорицанием»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Медь, которую они обрабатывают, добывается в рудниках Иордании и на юге Синая. Шахтеры из Умэль-Амад знают, как извлекать металл с глубины, из галерей, поддерживаемых каменными колоннами: на стенах заметны следы их ударов времен царя Соломона. Железо часто упоминается в Библии ( Ис.44:12, 48:4, 54:16 ; Иер.1:18 ; Втор.3:11, 8:9 ; Чис.31:22 ; 1Цар.13:21 ): его добыча была монополией финикийцев, пока израильская монархия их не разбила. Во времена царствования Давида и Соломона в стране разрабатывались многочисленные месторождения железа ( 1Пар.29:7, 22:3 ; 1Цар.13:19–21 ; 2Пар.24:12 ). С III тысячелетия железное производство было известно в Месопотамии, но там использовали метеоритное железо, менее тяжелое, чем бронза. Возможность добычи железа в рудниках была открыта, вероятно, хеттами около 1400 года, и они хранили свой секрет в течение двух столетий. После падения их империи изобретение быстро распространилось: финикийцы принесли его в Ханаан около 1200 года. Мы не знаем, добывали израильтяне железо в своих собственных рудниках или покупали, как современный Израиль. Золото и серебро – металлы, которые наиболее часто упоминаются в Библии: из них чеканили монеты, и тогда они имели более высокую стоимость, чем в форме украшений. Золото обозначают разными терминами, оно всегда импортное, в Израиле его нет. Монополия его добычи принадлежала египтянам, фараону и его священникам. Они сливали золото с серебром в различных пропорциях. Евреи покупали слитки этих металлов для производства предметов искусства, украшений, культовых принадлежностей, которые мы находим при раскопках ( Быт.24:22 ; Чис.31:50 ; 2Цар.1:24 ; Исх.32:31 ). Слоновая кость редка и считается дорогим материалом: еврейские ремесленники знакомы в совершенстве с технологией ее обработки, потому цари постоянно стремятся пополнить свои сокровищницы созданными из нее произведениями искусства ( 3Цар.10:22 ; Ам.3:15 ; Иез.27:15 ; 3Цар.6:29–32 ). Они используют техники, известные издавна и достигшие истинного мастерства благодаря финикийским и хананейским мастерам, у которых евреи учились. Отсюда термины, которые мы находим на вещах, вырезанных из слоновой кости из Самарии, созданных в IX и VIII веках. Они являются единственным реальным свидетельством художественных пристрастий евреев наряду с многочисленными и иногда очень красивыми гончарными изделиями, открытыми во всех археологических слоях с 4000 по 3100 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди сегодня хотят стать святыми, затратив при этом как можно меньше усилий. Некоторые даже учат этому других. Различные богословские теории пропускайте через сито святоотеческого учения. Мы должны тщательно просеивать их, а шелуху выбрасывать. Будем искать истину, руководствуясь святыми отцами. Вот вам пример: есть медь, есть бронза, а есть золото. Кроме того, медь бывает хорошая и плохая, бронза хорошая и плохая, золото 12 каратов и 24 каратов. Будем выбирать золото 24 каратов. Другие металлы тоже нужны, но для нас предпочтительнее золото. В каливе Святой Троицы скита Святой Анны жил один послушник, который испытывал нападения демона уныния и даже иногда доходил до отчаяния. Как-то раз, находясь под действием искушения и имея брань, он сказал: – Залезу на скалу, сяду на край и буду болтать ногами. А это произошло в канун праздника святого Иоанна Предтечи, и в монастыре Дионисиат был панигирик 174 . Итак, послушник поднялся на кручу, сел и стал болтать ногами, вместе с тем молясь про себя, изредка, конечно, потому что находился под действием уныния. В это время целый полк лукавых духов шел из мира в монастырь Святого Дионисия, чтобы искушать монахов. Один демон сказал другим: «Пойду, поиздеваюсь над тем покойником, который сидит на скале». – «Не ходи, этот черный болван тебя попалит», – ответили ему другие. Демон приблизился к послушнику под видом монаха и спросил его: – Слушай, что ты здесь делаешь? – Что мне делать? – ответил брат со смирением. – Меня борет бес уныния, и я ничего другого не могу принести моему Господу, как только сидеть здесь и болтать ногами. Едва услышал демон эти смиренные слова, тотчас отошел и вернулся к своим. Этот случай передается из уст в уста, и на собрании старцев его рассказывают послушникам, которые не могут исполнить своих духовных обязанностей. Один старец-исихаст говорил: – Ум и сердце никогда не очистятся, если постоянно смотреть на мир и на то, что в мире. Один пустынник-катунакиот имел обыкновение повторять: – Душе, то, что здесь – временно, а что там – вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как просветит тебя Бог, так и действуй. С любовию Христовой, твой брат монах Паисий». 2 Интересно и следующее его письмо, которое касается взаимоотношений между супругами. «Честной Крест, 26 сентября 1974. Дорогой Георгий, здравствуй! Я получил твое предыдущее письмо, но не отвечал, поскольку его тема – для духовника. Все, что я могу делать – это молиться. Старайся, насколько возможно, относиться к своей супруге духовно, чтобы между вами была любовь и взаимопонимание, также как и с детьми. Подлинно духовный человек имеет обыкновение уступать, как говорит и апостол Павел. Сильные должны носить тяготы, чтобы немощные могли отдыхать, а не так, чтобы и сильные, и немощные – каждый нес только свою тяготу. Вот так. Больше ничего. Христос и Пречистая с тобою. С любовью Христовой, монах Паисий». 3 Один юноша спросил старца, что ему делать в жизни, то есть, какой избрать путь, чего с него хочет Бог. И старец ему ответил: «Дитя мое, Бог хочет того же, чего и ты хочешь. Бог никого не принуждает следовать тем или другим путем. Бог – это духовный Начальник, Он уважает свободу человека. Он не военный, чтобы всех строить в одну шеренгу. Хочет Бог вот чего: чтобы ты честно исполнял то, что выберешь. Если выберешь стать монахом – будь хорошим монахом. Если выберешь семейную жизнь – будь хорошим отцом семейства». 16. О богословах 1 Сказал старец: «Различные богословские взгляды пропускайте через Святоотеческое решето. Вы должны просеивать их на основе Отцов и отбрасывать мусор и шелуху. Исследуйте на основании Отцов. Вот вам пример. Есть медь, бронза и золото. Медь хорошая и плохая, бронза хорошая и плохая, золото двенадцати карат и двадцати четырех карат. Вы выберете золото двадцати четырех карат. И остальное может сгодиться, но все предпочитают золото». 2 Сказал старец: «Я знал в богословских кругах некоторых, занимавшихся такими вопросами: кто написал эту книгу? Кто составил критические замечания? и т.п.,– то есть вещами историческими. Но, Боже мой! Эта книга изначально православная и Отеческая? Если так, я изучаю, что говорит Отец Церкви и спрашиваю себя: «А где я нахожусь? А где он находится? Что мне делать?» Знаете ли, заниматься самим собой – это труд, в то время, как заниматься другими очень легко».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Откройте книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этой книге с натуры дан вид внешний первосвященника Онии, как он выглядел за богослужением. 50-ю главу давайте посмотрим. Видите, какой Патриарх наш выходит, какие одежды на нём прекрасные. Ватикан, Второй Ватиканский собор, который происходил с 62-го года по 65-й годы, запретил духовенству, кардиналам носить дорогие одежды, потому что это – вызов простым людям. Они слишком отделяются, и народ готов перед ними расступаться и чуть ли не ниц падать. Я не зверь, – скажет Григорий Богослов , – чтобы передо мной расступался в страхе народ. Не нужно всего этого. Но, с другой стороны, имеем прямое предписание: И сказал Господь Моисею: сделай для Аарона одежды для славы и благолепия (см. Исх. 28:2 ). Поэтому в храмах должна быть слава, должно быть благолепие, и в народе сидит прямо неукротимая страсть к украшению храмов. Она, эта страсть, была и у наших людей. Сами жили в курных избах, понимаете, с кривым крыльцом, печи по-чёрному топились, в нищете, но на храмы не жалели средств. И вот Зайцев пишет, что когда отливали колокола, находили такую глину, из которой можно вылить , и туда заливалась бронза, медь, приходил народ, и дождём падали – в этот кипящий металл – дождём падали серебряные рубли. Народ отдавал последние деньги, серебряные рубли, чтобы звон-то был серебряный! И таких колоколов, какие были на Руси, нигде не было – с печатями, с украшениями. Как правило, очень много жертвовали на храм купцы. Купцы, вот они жертвовали много на храм. И в частности, на украшения. И священнику в день Пасхи подносили и новое Евангелие, и потир, и ковры, и свечи из чистого воска. И всё было, так сказать, на высшем уровне. Но для кого копили? Если бы знали, для кого все эти драгоценности, все эти иконы, покрытые прекрасными ризами... А на них в знак благодарности за исцеление люди вешали колье, драгоценные разные украшения. И всё это досталось «товарищам» – всё было ограблено, всё было осквернено. И вот на эти деньги и делалась революция. Потому что всё, что они взяли из храмов, это такое богатство, которое даже невозможно и представить. Вот у нас в академическом храме Царскосельская икона, как считают, фамильная икона Божией Матери, перед которой молились все Императоры и Императрицы – она была увешана, украшена такой ризой и такими драгоценностями, что на одну эту икону можно было поднять экономику нашего государства. На одной только иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Престол уготованный (Этимасия) Двусторонняя икона, вторая половина XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей Богоматерь указывает правой рукой на Младенца, напоминающего своим фронтальным положением и благословляющим жестом, обращенным к зрителю, образ Христа Пантократора. В углах иконы представлены два склоненных Ангела, руки которых покрыты тканью хитонов в знак благоговения перед Небесным Царем. Двунадесятые праздники на полях дополняют догматический смысл образа посредника – воплощение Господа на земле ради спасения человеческого рода.   Богоматерь Одигитрия. Распятие Двусторонняя икона, XIV век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей   Двусторонняя икона, XIV век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол Иоанн Богослов , изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи. Воздух Конец XIII – начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотые нити; ткачество, золотое и лицевое шитье. Музей Бенаки Воздух – покров для священных сосудов, используемый во время литургии . Представленная сцена «Раздаяние вина» является частью композиции «Причащение апостолов» . По периметру воздуха проходит литургическая надпись, заимствованная из Евангелия от Матфея и повествующая об установлении Евхаристии на Тайной вечери . У данного воздуха, полагавшегося на потир, вероятно, был парный с изображением «Раздаяния хлеба», которым покрывали дискос – блюдо для евхаристического Хлеба.   Кацея Вторая половина XIII века. Медь, чеканка, гравировка, эмаль. Музей Бенаки   Рукоять кацеи Около 1300 года. Бронза, литье, гравировка. Музей Бенаки Кацея является разновидностью кадила и напоминает ковшик или чашу с рукоятью.

http://foma.ru/3-glavnyih-eksponata-vyis...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010