Разделы портала «Азбука веры» Складень – (также «складни», «створки», «складная икона», «створчатая икона», «расклад», «раскладная икона»; от церк.-сл. «складывати» — сослагать, совмещать, складывать) – миниатюрная складная икона. Считается, что складни как небольшие складывающиеся иконы пришли на Русь из Византии примерно в X в. Практически сразу на Руси начали изготавливаться собственные складни, которые в редких случаях могли заменять иконостас. Складни изготавливались в основном трехстворчатые или двухстворчатые, реже четырех- или пятистворчатые. Размер складня и боковых створок определялся «средником», то есть центральной частью. Створки (не имеется в виду двухсоставной складень) равнялись половине средника и тем самым закрывались встык, иногда с использование затвора-замка. Полагают, и небезосновательно, что изначально складни изготавливались для нагрудного ношения, но затем стали появляться складни большего формата, в частности для использования в качестве домашнего иконостаса. Существовали нательные (как правило, наперстные), и ставные (поставные, киотные) складни. Их  могли носить на груди вместо креста, на кольце или браслете, просто в кармане одежды или в суме. Существовали специальные «путные» складни, которые брались в дорогу, складни домашние, размещавшиеся в красном углу и складни больших размеров – «походные», которые часто использовались в крестных ходах и пр. религиозных процессиях. По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, побывавшего в России в XVII в. складни были у каждого ратника (русского воина) 1 . В некоторых случаях складни отливались, а затем ковались или прессовались – в зависимости от иконографического сюжета (уникальный под заказ или стандартный) и материала. Нередко складни делались из дерева (в силу специфики материала их дошло до нынешних времен не так много). Металлические складни могли покрываться разноцветной эмалью. В последнем случае использовалась медь или латунь – материалы, которые относительно пригодны для литья и хорошо пригодны для ковки, прессования и гравировки, в редких случаях использовалась бронза. В первой половине XVIII века расцветает старообрядческая Выговская литейная мастерская, в связи с ее деятельностью начинают выпускаться складни не только медные, но и литые железные. Также появляются стержневые петли, до этого боковые створки имели выступы внизу и вверху, а средник имел два кольца под эти выступы; например, такие петли сохранились в трехстворчатом складне «Спас на престоле» XVI в.

http://azbyka.ru/skladen

Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII–VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец. Шерсть поступала к ремесленникам в сыром виде. Сначала она подвергалась очистке и промывке. Лен соответственно подвергался трепке и проческе. После этого шерсть и лен пряли. Древний Восток, в том числе и Вавилония, не знал прялки. Пряли при помощи ручного веретена с пряслицем. Этим занимались обычно женщины. Шерсть до прядения, а лен после прядения красились. Для этой цели применяли местные красители органического (марена, индиго и т. п.) и минерального (охра и т. п.) происхождения. Из Финикии вавилонские мастера получали такой ценный краситель, как красный и фиолетовый пурпур, добывавшийся из средиземноморских раковин. Из Египта поступали квасцы, которые применялись для закрепления красок. Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Вавилонские станы, очевидно, имели такой же вид. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия – одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII–VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха. Металл – железо, медь, бронза, олово, свинец, сурьма, серебро, золото, электр – к описываемому времени прочно вошел в быт вавилонян. Железо употреблялось для изготовления основных орудий труда и оружия, вытеснив не только камень, но также медь и бронзу. Оно было самым дешевым и распространенным металлом. Прочие металлы служили для изготовления более дорогих и редких предметов. Своего металла Вавилония не имела. Он полностью ввозился из–за рубежа и потому стоил сравнительно дорого. В VI в. железо доставляли из Ионии, Киликии и Ливана, медь и бронзу – из Ионии и с Кипра. Металл привозили либо в слитках, либо в виде готовых изделий как товар или военную добычу и дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже. Можно ли носить кресты с католическим Распятием? Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух природ Христа – Человеческой и Божественной – показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее, скрывают главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII–XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Как освятить нательный крест?

http://azbyka.ru/krest-natelnyj

Местом для строительства храма была избрана Якорная площадь, которая располагалась в центре Кронштадта – между Старым (Петровским) и Новым Адмиралтейством. В 1900 году (после двух первых неудачных) попыток исполнение проекта Морского собора было поручено императором Николаем II гражданскому инженеру профессору В.А Косякову. Общая стоимость Морского собора в 1913 году составила 1 995 000 рублей. 1675 000 рублей отпустила казна (в основном, храм строился на государственные деньги). Были и пожертвования: кроме Высочайших особ и частных лиц (известно, что большие суммы, в частности, жертвовал на Морской храм батюшка Иоанн Кронштадтский), пожертвования собирали также и чины Морского ведомства, постановившие с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение храма 0,25% с жалованья, столовых и морского довольствия. К 1913 году эта сумма составляла 280 000 рублей. Собор на Якорной площади решено было расположить так, чтобы перед ним оставалось место для проведения парадов войск. За собором был разбит сад, который сливался с садом в Доковом овраге. Собор должен был быть величественным и вмещать до пяти тысяч человек. Купол его, подобно колокольне первой Богоявленской церкви, должен был служить ориентиром для мореплавателей. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков выдвинул и последовательно отстаивал идею храма-памятника: " ...Будущий Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота " . 27 октября 1901 года в присутствии главного командира порта адмирала С.О.Макарова и множества горожан на месте постройки собора святым праведным Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен. 8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и Царской семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В.А. Косякова. За образец архитектор взял святыню Православия – константинопольский храм святой Софии. Большой вклад в сооружение храма внесли главные командиры Кронштадтского порта адмиралы Н.И. Казнаков, С.О.Макаров, А.А. Бирилев, К.Н. Никонов, морской министр Н.К. Григорович, адмирал Р.Н. Вирен и комитет по постройке собора. На постройку храма жертвовала вся Россия: Императорская семья, святой праведный Иоанн Кронштадтский, составы морских команд, отдельные лица и все чины флота. С Высочайшего разрешения от порта были отпущены лесные материалы, пушечная бронза на колокола и медь на кровлю. Судовые команды пожертвовали утварь и образа.

http://pravoslavie.ru/15637.html

Народная молва о прибавлении серебра к колоколу имеет свою историю. В старину, церкви, нуждавшиеся в колоколах, отправляли особых сборщиков на телегах, переезжавших из села в село, и оста­новившись на торговой площади, сборщик звонил и собирал мир­ские гроши и серебряные рубли от щедрых жертвователей, чтобы колокол был звонче и лучше. Обычай этот сохранился в некоторых губерниях Поволжья. Кроме того, хороший колокольный металл имеет в изломе се­ребристый блеск, что также давало повод думать, что в колокол бы­ло вплавлено серебро. Случается, что крестьяне, доставив на колокололитейный завод разбитый колокол и предполагая в нем серебро, просят перелить, а новый не покупают. Медь для литья колоколов должна быть чистая без каких-либо примесей, тогда легче сделать колокол благозвучным, легче рас­считать правильное соотношение меди с оловом. В обществе наи­лучшая медь для отливки считается демидовская и заказчики охот­но переплачивают лишнее лишь бы иметь колокол из демидовской меди. Медь эта наиболее чистая из всех сортов встречающейся рус­ской меди 788 . Появившаяся в последнее время электролитическая медь по своей чистоте выше, но литейные мастера, не имея с ней опыта, все же предпочитают первую. Сам металл имеет характерный красный цвет, плавится при тем­пературе 1084° Ц 789 ; расплавленная медь жидка и обладает цветом морской воды. При температуре вольтовой дуги 790 , медь летит и окисляясь, дает зеленоватое пламя. Второй металл для сплава бронзы – это олово; белый довольно мягкий с серебристым блеском, имеет кристаллическое сложение и плавится при 228° Ц 791 . Накаленный на воздухе он сгорает ярким белым цветом. Сплавленная вместе медь с оловом, в известной про­порции, дает бронзу. Оба мягкие металла в сплаве делаются твердыми и цвет меди от олова резко изменяется. Цвет сплава в изломе серовато стальной, вид однородный, плотно-мелкозернистый. Не­однородность вида показывает нехорошее перемешивание сплава. Точка плавления колокольной бронзы около 880° Ц. Бронза при переплавке делается хуже. Она становится густой и ее хрупкость растет с каждой переливкой; это объясняется поглощением сплавом кислорода и переходом при этом металлического олова в оловян­ную кислоту. Исправление сплава возможно прибавлением к сплаву фосфора, который расплавляясь совместно с бронзой, как бы рас­творяется в ней и восстанавливает оловянную кислоту 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После всех этих работ колоколам, вернувшимся на звонницу, якобы гарантировано долговременное использование без проблем. Все колокола после реставрации были снабжены паспортами, их звучание принимала некая специальная комиссия. Во всех этих репортажах возможен некоторый процент ошибки: ведь для создания таких репортажей нужно быть подготовленным. Но даже учитывая некоторый разброс в данных у журналистов, сведения, прозвучавшие из уст высокопоставленных компетентных руководителей, вызывают некоторые вопросы… Звонница — это колоколонесущее сооружение, выстроенное в камне, кирпиче или ином строительном материале для размещения колоколов и совершения колокольного звона. В театре никакой специально выстроенной звонницы никогда не было. Колокола размещались на металлических балках, закрепленных в стене, расположенной за сценой театра. Материалы, из которых изготовлены колокола — это вовсе не «чугун» и не «медь», так что журналисты получили неверную информацию. Чугунные колокола изредка применялись в пожарных частях, на вокзалах и в инославных церквях. Медь вовсе не может быть колокольным материалом, поскольку она пластична и не поддерживает звуковые колебания. Настоящий материал колоколов — это колокольная бронза. Так было со времен начала колокольного производства в христианской церкви и так остается по сей день. Колокольная бронза ни разу не упомянута в репортажах, ни в один колокол не произведено ни одного удара, не показан ни один «отреставрированный» язык: колокола безмолвно отправились за театральную стену на площадке-раме, подцепленной подъемным краном. Может быть, это не настоящие колокола, а какие-то копии?.. Ни одна реставрационная практика в мире не предусматривает расчеканки художественных рельефов исторических колоколов: доводка изображений производится только у новых отливок. Михаил Сидоров упомянул, что опасные сколы были кропотливо заделаны вручную, а не опасные были законсервированы. Технологиями заделки сколов и заваривания трещин владеют весьма немногие западно-европейские фирмы, посвятившие не одно столетие этому вопросу. В данном случае мы не видим ни представителей такий компаний, ни явных иллюстраций этой реставрационной деятельности.

http://pravmir.ru/xram-v-kadashax-i-obsh...

Первые хорошо получившиеся колокола подняли на колокольню Воскресенского собора, прихожанами которого является вся семья Шувалова. Еще один он отвез в подарок своей сестре Ольге, монахине суздальского Покровского монастыря. В 1996 году, как вышел первый благозвучный колокол, Шувалов взял в аренду 300 квадратных метров у развалившейся к тому времени " Сельхозтехники " , оборудовал формовочный и литейный цеха... И отказался от всех современных технологий литья колоколов, с которых начинал. Температура плавления Раньше владельцы колокололитейных заводов всегда заранее объявляли дни плавки, чтоб желающие могли присутствовать при отливке колоколов. – С каким еще зрелищем можно сравнить желто-красно-зеленый огненный водопад расплавленной бронзы, текучей, подобно воде, когда идет заливка, – Шувалов до сих пор, кажется, заворожен процессом, который сам и затеял. Технология литья такова. В подовой печи разводят огонь и закладывают медь, которую затем плавят пять-шесть часов. Мастер следит, чтобы пламя не ослабевало и постепенно температура плавления приближалась к 1083°С. Далее температуру быстро поднимают до 1200 – 1300°С, вбрасывая необходимое количество олова. Полученный сплав (80% меди и 20% олова, в результате чего получается специальная колокольная бронза) перемешивают длинными деревянными шестами, раскисляя металл, охлаждают до 1080°С, а затем вышибают снаружи печи пробку. Вытекая по желобу через полученное отверстие, жидкий металл заполняет форму. Готовность сплава можно определить старинным способом: опустить в него деревянную палочку – если бронза готова, застывает в виде стеклообразной корки. При правильном заполнении формы металл глухо журчит, более резкие звуки говорят о пузырях в сплаве, что ведет к образованию раковин в колоколе. И нарушению звона... Впрочем, на каждом этапе производства возможны осечки: если от момента загрузки олова в печь до заливки пройдет более 10 минут, олово выгорит; если температура будет ниже 1080°С, тело колокола выйдет пористым; если выше – большой процент угара, и сплав выйдет неоднородным, что также плохо.

http://religare.ru/2_33818_1_21.html

Первые хорошо получившиеся колокола подняли на колокольню Воскресенского собора, прихожанами которого является вся семья Шувалова. Еще один он отвез в подарок своей сестре Ольге, монахине суздальского Покровского монастыря. В 1996 году, как вышел первый благозвучный колокол, Шувалов взял в аренду 300 квадратных метров у развалившейся к тому времени " Сельхозтехники " , оборудовал формовочный и литейный цеха... И отказался от всех современных технологий литья колоколов, с которых начинал. Температура плавления Раньше владельцы колокололитейных заводов всегда заранее объявляли дни плавки, чтоб желающие могли присутствовать при отливке колоколов. – С каким еще зрелищем можно сравнить желто-красно-зеленый огненный водопад расплавленной бронзы, текучей, подобно воде, когда идет заливка, – Шувалов до сих пор, кажется, заворожен процессом, который сам и затеял. Технология литья такова. В подовой печи разводят огонь и закладывают медь, которую затем плавят пять-шесть часов. Мастер следит, чтобы пламя не ослабевало и постепенно температура плавления приближалась к 1083°С. Далее температуру быстро поднимают до 1200 – 1300°С, вбрасывая необходимое количество олова. Полученный сплав (80% меди и 20% олова, в результате чего получается специальная колокольная бронза) перемешивают длинными деревянными шестами, раскисляя металл, охлаждают до 1080°С, а затем вышибают снаружи печи пробку. Вытекая по желобу через полученное отверстие, жидкий металл заполняет форму. Готовность сплава можно определить старинным способом: опустить в него деревянную палочку – если бронза готова, застывает в виде стеклообразной корки. При правильном заполнении формы металл глухо журчит, более резкие звуки говорят о пузырях в сплаве, что ведет к образованию раковин в колоколе. И нарушению звона... Впрочем, на каждом этапе производства возможны осечки: если от момента загрузки олова в печь до заливки пройдет более 10 минут, олово выгорит; если температура будет ниже 1080°С, тело колокола выйдет пористым; если выше – большой процент угара, и сплав выйдет неоднородным, что также плохо.

http://religare.ru/2_33818.html

Рис. 3. Феодосий II (408–450). Реверс: крест в венке, SMKA (Кизик). Бронза, 425–435 гг.      Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «постоянной победы» императора-христианина Первоначально крест – знамение Победы – на реверсе монеты держала стоящая крылатая богиня Виктория, олицетворявшая военную доблесть императора (рис. 4). Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «”постоянной победы” императора-христианина, объединяя образы различных идеологических и религиозных систем». Позже, начиная с Юстина I (518–527), крест на монетах держит уже ангел и победа христианского императора связывается с архангелом Михаилом. При этом легенда на монете сохраняется прежняя: VICTORI AAVCCC («победа Августов») 4 . Рис. 4. Солид Анастасия (491–518). Богиня Виктория держит крест В переходный период от языческой к христианской империи в IV–V вв. борьба между старой и новой религией государства отразилась на монетах и конторниатах. Конторниат – это разновидность медальона, имеющего профилированный обрез (сильно выступающий борт около окружности). Конторниаты не являлись платежным средством и чеканились только из неблагородных металлов (бронзы, латуни) в IV–V вв. (от Константина Великого до Валентиниана III) (рис. 5). Языческая аристократия Рима в IV в. использовала конторниаты как средство борьбы против власти Константина Великого, покровительствовавшего христианству. Все конторниаты отражали только нехристианскую тематику. Некоторые конторниаты просто копировали монетные выпуски языческого прошлого 5 . Таким образом, в переходный период императоры символически утверждали свою власть, чеканя христианскую символику на монетах, а языческая оппозиция из числа аристократии пыталась противостоять этому, частным образом чеканя конторниаты, восхваляющие дохристианский период римской истории. Рис. 5. Конторниат (380–400 гг.). Медь, диаметр 38 мм. Аверс: поясная фигура возничего, держащего лошадь под уздечку. Реверс: возница, стоящий анфас в квадриге      Можно предположить, что христианская Церковь одобряла замену на монетах языческой символики на христианскую, так же как она поддерживала императорские указы, вначале ограничивавшие, а потом и запрещавшие отправление языческих культов в империи. Однако до конца VII в. христианская символика на монетах была всего лишь «атрибутом, добавляемым к традиционному “образу власти” – имени и изображению императора» 6 .

http://pravoslavie.ru/11a0c818a6f1b5c08e...

Отсюда и ненависть к Богу и Его Закону, отсюда и преследование обетованного Мессии, Христа. И естественно, что, взирая на депрессивных наставников, их ученики впадали в еще худшую депрессию, становились злобными и агрессивными. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Фарисеи и книжники взирали на весь мир ради дела своего и разных прибылей, которые они извлекали из своих учеников под видом святости своего занятия» 369 . Не видя перспективы в Вечной жизни, они делали всё, для того чтобы устроить свою жизнь хорошо здесь, на земле. Религия превращалась в доходный бизнес, особенно для иудейских архиереев и старцев. Обучение приносило доход учителям, и они собирали вокруг себя множество учеников, что сказывалось и на самом процессе обучения. За разные уровни и этапы обучения приходилось платить по-разному. Покупались и должности, и «чреды служений» в Храме. Торговля, которая велась близ Храма, крики зазывал, блеянье продаваемых в недопустимой близости к Храму животных – все это мешало молящимся. Я уже ранее говорил, Иосиф Флавий и Талмуд описывают, как городские священники собирались в отряды и под видом миссионерской деятельности делали набеги на крестьян и силою отбирали якобы неуплаченные десятины. И мы читаем далее: Мф.23:16–17 . «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?». Латинский учитель Церкви святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Украшение алтаря и храма вовсе не были первичным объектом поклонения, они только указывали образ будущего истинного почитания. Золото, серебро, бронза, медь, жемчуг, хрусталь – каждый из этих материалов имеет собственное значение в соответствии со своей природой. Потому Иисус упрекает их в том, что они поклоняются золоту храма и дарам жертвенника, в то время как больший почет надлежит храму и жертвеннику, ибо и золото храма, и жертвенные дары служат образом будущего. С приходом Христа бессмысленным становиться Закон, потому что не в Законе Христос, а во Христе освящается Закон, на котором Он воздвиг Свое седалище и трон… Поэтому безумны и слепы люди, почитающие освященное и пропускающие мимо себя саму святость (то есть Христа. – О.С.)» 370 . Иными словами, весь блеск и красота наших храмов лишь тускло отражают красоту, славу и величие Царства Христова, в Его Небесном чертоге. Но многих привлекают блестящие предметы, восторгают изделия из драгоценных материалов, и от таких ускользает сама подлинная Божественная красота – красота распятого Христа – как высшее проявление любви Бога к падшему и нуждающемуся в истинной Жертве человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010