Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII–VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец. Шерсть поступала к ремесленникам в сыром виде. Сначала она подвергалась очистке и промывке. Лен соответственно подвергался трепке и проческе. После этого шерсть и лен пряли. Древний Восток, в том числе и Вавилония, не знал прялки. Пряли при помощи ручного веретена с пряслицем. Этим занимались обычно женщины. Шерсть до прядения, а лен после прядения красились. Для этой цели применяли местные красители органического (марена, индиго и т. п.) и минерального (охра и т. п.) происхождения. Из Финикии вавилонские мастера получали такой ценный краситель, как красный и фиолетовый пурпур, добывавшийся из средиземноморских раковин. Из Египта поступали квасцы, которые применялись для закрепления красок. Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Вавилонские станы, очевидно, имели такой же вид. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия – одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII–VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха. Металл – железо, медь, бронза, олово, свинец, сурьма, серебро, золото, электр – к описываемому времени прочно вошел в быт вавилонян. Железо употреблялось для изготовления основных орудий труда и оружия, вытеснив не только камень, но также медь и бронзу. Оно было самым дешевым и распространенным металлом. Прочие металлы служили для изготовления более дорогих и редких предметов. Своего металла Вавилония не имела. Он полностью ввозился из–за рубежа и потому стоил сравнительно дорого. В VI в. железо доставляли из Ионии, Киликии и Ливана, медь и бронзу – из Ионии и с Кипра. Металл привозили либо в слитках, либо в виде готовых изделий как товар или военную добычу и дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые хорошо получившиеся колокола подняли на колокольню Воскресенского собора, прихожанами которого является вся семья Шувалова. Еще один он отвез в подарок своей сестре Ольге, монахине суздальского Покровского монастыря. В 1996 году, как вышел первый благозвучный колокол, Шувалов взял в аренду 300 квадратных метров у развалившейся к тому времени " Сельхозтехники " , оборудовал формовочный и литейный цеха... И отказался от всех современных технологий литья колоколов, с которых начинал. Температура плавления Раньше владельцы колокололитейных заводов всегда заранее объявляли дни плавки, чтоб желающие могли присутствовать при отливке колоколов. – С каким еще зрелищем можно сравнить желто-красно-зеленый огненный водопад расплавленной бронзы, текучей, подобно воде, когда идет заливка, – Шувалов до сих пор, кажется, заворожен процессом, который сам и затеял. Технология литья такова. В подовой печи разводят огонь и закладывают медь, которую затем плавят пять-шесть часов. Мастер следит, чтобы пламя не ослабевало и постепенно температура плавления приближалась к 1083°С. Далее температуру быстро поднимают до 1200 – 1300°С, вбрасывая необходимое количество олова. Полученный сплав (80% меди и 20% олова, в результате чего получается специальная колокольная бронза) перемешивают длинными деревянными шестами, раскисляя металл, охлаждают до 1080°С, а затем вышибают снаружи печи пробку. Вытекая по желобу через полученное отверстие, жидкий металл заполняет форму. Готовность сплава можно определить старинным способом: опустить в него деревянную палочку – если бронза готова, застывает в виде стеклообразной корки. При правильном заполнении формы металл глухо журчит, более резкие звуки говорят о пузырях в сплаве, что ведет к образованию раковин в колоколе. И нарушению звона... Впрочем, на каждом этапе производства возможны осечки: если от момента загрузки олова в печь до заливки пройдет более 10 минут, олово выгорит; если температура будет ниже 1080°С, тело колокола выйдет пористым; если выше – большой процент угара, и сплав выйдет неоднородным, что также плохо.

http://religare.ru/2_33818.html

Среди них назовем прежде всего легенду о том, что рецепт колокольного сплава представляет собой недоступный непосвященным «секрет» (хотя этот секрет свободно воспроизводится всемирной литературой по бронзолитейным ремеслам), затем легенду о том, что для красивого (серебряного, малинового) звучания колокольный сплав должен обязательно иметь примесь серебра (хотя те же источники или .молчат об этом, или настойчиво отрицают необходимость серебра), затем поверья о том, что и другие металлические предметы (кулинарные и фармацевтические ступки, купели, монеты) в особых случаях также могли изготавливаться из «благоприятствующего» колокольного сплава: сюда же, по-видимому, следует отнести обычай распускать слухи и сплетни во время литья колоколов, призванный гарантировать удачную отливку, застраховав колокол от дурного глаза 519 . Таковы факты внешней жизни колокольного сплава. Ни один другой из освоенных человеком металлических «плавов (разве что зеркальный сплав – бронза с 32–33% олова) не породил столько поверий и связанных с ними обрядов и не был в столь высокой мере опоэтизирован в мировой литературе, как колокольная бронза – «король, венец металла» («Про все звенит венец металла...» – Шиллер, «Песнь о колоколе»). Рецепт колокольного сплава восходит к глубокой древности. Наиболее ранняя попытка письменной фиксации рецепта относится к древнему Китаю (III в. до н. э. или ранее) – это ремесленная глава «Као-гун-цзи» книги «Чжоу-ли» («Чжоуские церемонии») 520 , где рецепт фигурирует в виде пропорции из пяти частей меди к одной части олова. На европейской почве состав колокольного сплава впервые упоминается в знаменитом трактате бенедиктинского монаха Теофила «Краткое изложение различных искусств» – первой европейской ремесленной энциклопедии (первая половина XI в.): «Когда медь таким образом будет выплавлена, к ней примешивается пятая часть олова и таким образом приготовляется тот металл, из которого делаются колокола»; «Пятую или шестую должно составлять олово, обе составляющие части должны быть очищены, прежде чем они будут смешаны, с тем, чтобы они хорошо звучали» 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Мы пройдём, как пред нами те, кто Назначал нам пути и вектор. Но пройдёте и вы, кто там Настигает нас по пятам. И вновь к нам обращение: что вы всё равно пойдёте этим маршрутом, вы всё равно придёте ко Христу, вы всё равно придёте к этой бронзе. И дальше он говорит поэтам (он только к поэтам обращается). Это всё, что хотел сказать я. Впрочем, все стихотворцы – братья, И в железное время то Не осудит меня никто. Я восславил не столько неких Современников, сколько речь их, На которой легла печать. Приучившая нас молчать. Бронзовеющий стих надыбав, Я гляжу, как друзья на дыбах (Памятник Бродскому уже стоит на Садовом кольце) Постаментов молчат и ждут Послабленья. Напрасный труд. Быстротечен их век и тесен Круг назначенных Богом песен. Всё, чему суждено греметь, Им придётся в молчаньи петь. Лишь тогда отдохнут от бронзы. Как начнётся эпоха прозы. Эх, поэзия! Грёзы, розы... Русской лиры прямая медь. Медь, бронза, лира. И 1975 год на дворе. БК: А, где это было опубликовано? АЩ: Сейчас уже вышли книги Олега. Сейчас это уже можно найти. Но тогда – нигде! Олега вообще не публиковали. Ни одной строчки при советской власти, естественно, не могло быть опубликовано. Абсолютно религиозный поэт. Но он создал концепт поэзии Бронзового века. Он замкнул это пространство послевоенного времени, включая до 1991 года, а может быть и сейчас это работает. Я не знаю. Он же перебрасывает нас в Железный век. Он с нами разговаривает, он говорит: вы уже железные... Олега Охапкина мы будим помнить, любить и молиться за него. Всем рекомендую глазами прочитать его поэму " Бронзовый век " . БК: Мы сделали сегодня своё дело: мы вспомнили прекрасного поэта Охапкина, и его, и то, что он продолжил великую линию русской поэзии – века Золотого, в первую очередь. Про Серебряный век не будем. Спасибо Вам за этот разговор! Этот анализ очень важен для наших зрителей, которые этого анализа ждут. © Телеканал " Спас " , 2019 © " Русская культура " , 2019 СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024

http://religare.ru/2_118513.html

Сопровождавшие астероидный удар процессы принесли на Землю всевозможные бедствия и разрушения. Многие люди, оставшись без крова, были вынуждены – подобно спасшимся от содомского пожара Лоту и его дочерям ( Быт. 19, 30 ) – уйти в горы, укрываться в пещерах. Поначалу потерявшим все, что у них было, людям приходилось использовать в качестве орудий и инструментов то, что оказывалось под рукой – камни, кости. Лишь позднее – по мере восстановления навыков металлургии и нахождения руд – появилась возможность вновь использовать медь, бронзу, а затем уже и железо. Так что поселения каменной, бронзовой и железной культур должны были существовать практически одновременно. В противовес этому сценарию многие популярные издания сообщают, что главными обитателями древних пещер были неандертальцы, которые еще сохраняли внешние черты обезьяноподобных предков. Они внесли немалый вклад в развитие кремневых орудий от грубой ангельской культуры до изящной мустьерской. Около 20–40 тысяч лет тому назад неандертальцы были вытеснены более благородными кроманьонцами, однако и их потомки пользовались лишь каменными орудиями вплоть до пятого тысячелетия до Р.Х. (считается, что именно на этот период – 10–12 тысяч лет тому назад – приходится конец оледенения). Тогда-то на смену камню пришла медь, а еще пару тысяч лет спустя – бронза. Хотя такая хронология в большой степени построена на чисто умозрительных представлениях о развитии человеческой культуры, именно она используется для датирования артефактов. Так, грубо говоря, если найденное нами изделие выполнено из меди – его отнесут к медному веку (3–5 тысяч лет до Р.Х.), а если из камня – то к палеозою, мезозою или неолиту в зависимости от техники обработки. Соответственно этим артефактам будут датированы и прочие находки, обнаруженные в том же месте. Но действительно ли время изготовления этих инструментов разделено тысячелетиями, или все они принадлежали менее счастливым современникам уцелевших ближневосточных (этот район стал геометрическим центром «разбегания» материков, и разрушения там были минимальными) цивилизаций?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В отличие от этой пестроты и многочисленных расхождений, в балто-славянском ареале названия металлов представляют собой достаточно компактную единую группу. Здесь надежные изоглоссы охватывают пять из шести приведенных выше названий. Причем, названия золота и серебра объединяют балто-славянский ареал с германским: лтш. zlts – ст.-сл. ЗЛАТО-г-др.-в.-н. gold; лит. sidãbras, др.-прус, sirablan (вин. п. ед. ч.), лтш. sidrabs – ст.-сл. СЬРЕБРО – др.-в.-н. silabar, готск. silubr. Название золота в указанных языках объединяет, помимо корня, также и общность дентального суффикса. Но латышское слово отличается по огласовке корня и является изолированным в балтийских языках (ср. лит. áuksas, др.-прус, ausis). Многочисленные формы названий серебра, даже при учете разного рода позднейших ассимилятивно-диссимилятивных изменений, связанных с наличием в слове двух плавных, едва ли возможно возвести к единой праформе. Если к этому добавить отсутствие какой-либо правдоподобной этимологии слова, то следует согласиться, что перед нами – совместное заимствование из какого-то общего источника (Фасмер, III, 606). Очевидно, что это заимствование имело место еще до утраты тесных контактов между германским и балто-славянским. Остальные названия металлов (кроме меди) тесно связывают между собой балтийский и славянский ареалы. Так, изоглосса др.-рус. желзо – лит. gel(e)is, лтш. dzèlzs, др.-прус, gelso не имеет надежных соответствий за пределами балто-славянского ареала. Обычно приводимое в словарях сопоставление с др.-гр. χαλς «медь, бронза» затруднительно в фонетическом отношении, мысль о заимствовании в III тыс. до н. э. греческого названия меди и балто-славянского названия железа из хаттского (Иванов 1983: 69) также трудно признать убедительной. Попытки этимологизировать др.-рус. жел зо и родственные балтийские и славянские слова (Трубачев 1957; Leeming 1978 и др.) успеха не имели. Вяч. Вс. Иванов вообще не допускает возможности собственно балто-славянской этимологии (Иванов 1983: 102). Весьма сомнительной является попытка видеть в др.-рус. жел зо сочетание славянского жел– »желтый» и з-, заимствованного из готск. aiz «медь» (Leeming 1978; против – с убедительной аргументацией – Hedden 1989). Не касаясь непосредственно вопроса об этимологии слова железо, отметим только, что в пользу его исконности косвенно свидетельствует пол. eliwo »чугун» (Трубачев 1957: 33). Тесная связь балтийского со славянским проявляется в общности целого ряда производных (лит. geleinis=др.-рус. желзьныи, лит. geti=pyc. диал. железéть «превращаться в железо, становиться твердым как железо» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По просушке всей формы, ее осторожно опускают в литейную яму. Пустоту внутри ядра заполняют землей. Кожух поднимают за крючки железных связей, а внутренний фальшивый колокол-тело осторожно снимают, отбивая по кускам. С внутренней стороны кожуха остались вдавленными все украшения колокола, которые были нанесены на глиняный колокол из массы и выплавившейся при просушке формы. Осмотрев внимательно как поверхность ядра, так и кожуха, сме­тают пыль и исправляют замеченные недостатки. Сердечник об­тирают смесью золы и мела, разболтанных в сусле. Затем надевают рубашку, стараясь, чтобы она точно встала на прежнее место и замазывают глиной шов между ядром и кожухом. Таким образом, получилось пустое пространство между рубашкой и ядром для заливки металлом. Вмазывают железную петлю для языка таким образом, чтобы лишь концы петли выходили наружу, которые впоследствии за­льются металлом. Сверху все прикрывают глиняной формой ушей, приготовленной заранее по деревянной модели. Тщательно замазы­вают глиной шов соединения формы ушей с формой колокола 816 . Установленную таким образом в яму форму засыпают землей и плотно утрамбовывают (см. рис. «Разрез пламенной печи...»). Утрамбовку производят постепенно слоями, вершка по три-че­тыре. Насыпав земли нужный слой, рабочие встают в ряд и пестами, с железными наконечниками, оканчивающимися таким же круж­ком в диаметре вершка полтора и нагретыми с силой ударяют по земле до тех пор, пока слой земли не будет очень плотен. Затем вновь насыпают слой земли, который также утрамбовывают, и так далее, пока вся форма не скроется под землей. Земля эта состоит из смеси перегорелой земли, песка и золы. Такая тщательная утрам­бовка необходима, чтобы кожух выдерживал давление металла и медь не прорвалась где-либо и не ушла в землю. Оставляют сверху ушей 2–3 отверстия – одно для притока жид­кого металла, другое для выхода газов; прокладывают желоб из кирпича, по которому потечет расплавленная в печи бронза. Отливка На под печи N кладут медь, в топку М забрасывают дрова и часов через пять-шесть, когда металл расплавится, кладут олово и стара­тельно перемешивают сплав жердями. Затем вышибают снаружи железным шестом пробку L и жидкий сплав стремительно бросается в отверстие, течет по желобу и наполняет форму. Колокол отлит. Когда он через несколько дней остынет, его вынимают, очищают от пригоревшей глины и затем обтачивают, придавая этим более изящ­ный вид. Покрывают украшения бронзовым порошком, и даже ино­гда гальванически серебрят или золотят весь колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В качестве образца мифа второго рода можно указать, например, на китайский миф о Хоу Цзи (букв. «повелитель хлеба»), Хоу Цзи – божественный покровитель земледелия, преодолевший ряд испытаний и давший людям пять семян. Рождённый от некоего бога (персонификация неба) и простой девушки (персонификация земли), Хоу Цзи стал олицетворением злаков – зримым плодом этой связи. В мифах древних народов существует также представление о некоем драматическом событии, произошедшем в начале времён с божествами (как вариант: с культурными героями) и положившем начало нынешнему порядку вещей. Составными частями этой драмы являются любовная страсть (половая связь), смерть одного из героев и последующее его воскресение из мёртвых. Одним из вариантов подобной идеи можно считать миф об Осирисе 44 – божестве растительности. Осирис был убит, но преодолел смерть благодаря усилиям своей супруги Исиды и сына Гора. Его возвращение к жизни праздновалось в Древнем Египте ежегодно и символом отмечаемого события являлось весеннее пробуждение растительности. Осознание человеком себя в качестве производителя, а не приобретателя пищи оказало существенное влияние на развитие человеческого общежития. Следствиями этого, в частности, стало: – создание новой системы исчисления времени, основанной на учёте лунных фаз (представление о циклах и круговом течении времени); – переход в значительной степени роли кормильца от мужчины к женщине; – усиление роли женской сакральности и материнства, поскольку женщина уподоблялась, а зачастую и функционально отождествлялась с землёй, «творящей» новую жизнь 45 ; – восприятие Вселенной как периодически (ежегодно) обновляемого Мирового Древа 46 ; – человеческие жертвоприношения и каннибализм 47 (чаще всего в результате усвоения веге-культуры); – восприятие дома как образа Вселенной (imago mundi 48 ). Использование металлов и его влияние на религиозную практику В конце неолитического периода человек начинает использовать металлы (медь, бронза, железо). Новые материалы для изготовления орудий труда и предметов быта способствовали появлению и новых форм мифологии, объясняющей происхождение металлов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пламенная печь может быть спроектирована для расплавки любого количества металла, в качестве топлива в таких печах используют горючие вещества, дающие длинное пламя (газ, мазут, дрова и т.п.). Электродуговые и индукционные печи практически не используются, в связи с их дороговизной и малой производительностью (обычно, не более 5 тонн). Основным материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова с колебанием 2%. Это соотношение является компромиссом между прочностью колокола и его звучанием. Избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более приятным звучанием, а малое количество олова дает противоположные результаты. Ходящая в народе молва, что добавление серебра улучшает звон колокола ошибочна и, скорее всего, связана с имеющими серебристый блеск кристаллами олова в местах изломов колокольной бронзы. Литейщики также были заинтересованы в этих слухах, принимая от народа серебряные изделия и монеты, якобы, для того, чтобы получить «серебряный» звон. Серебро же кидалось не в сплав, а в топку. После остывания серебро собиралось и отдавалось храму или литейщикам как вознаграждение. Существует практика переплавки вышедших из строя разбитых колоколов, при этом свойства колокольной бронзы теряются – она становится густой и хрупкой, это объясняется поглощением сплавом кислорода и переходом олова в оловянистую кислоту и выгоранием олова. Для восстановления оловянистой кислоты использовали перемешивание сплава еловыми шестами или добавлением древесного угля, в настоящее время для этого используют фосфор и фосфористую медь. При остывании жидкий сплав, переходит из расплавленного в твердое-кристаллическое состояние и распадается на составные части интерметалидной структуры (Cu 31 Sn 8 ), отвечающие за звуковые качества. Этот процесс «ликвации» зависит от температуры заливки сплава в форму и быстроты охлаждения. Издревле колокольные мастера искали замену колокольной бронзе, пробовали чугун (первые чугунные колокола на Руси были отлиты при Иване Грозном), серебро, стекло, фарфор и другие материалы, в итоге пришли к выводу – самые лучшие результаты дает только использование колокольной бронзы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 билет 1. Классификация колоколов . Русская традиция звона. Особенности. Русская традиция в современно понимании с 16 века представляет собой так называемый «язычный» принцип звона, при этом один звонарь сразу управляет несколькими колоколами с помощью привязанных к языкам веревочек, задействуя обе руки и ногу. Основа русской традиции ритмический звон с присущим ему темпом и характером. 2. История колоколов . Право герба. Какие заводы имели эту награду? «Право герба» высшая награда для колокололитейщиков до революции. Эта награда давала право изображать на своих колоколах государственный герб. Среди колокольных предприятий три Российских герба имел только московский завод П.Н. Финляндского, два герба завод Оловянишниковых в Ярославле, и по одному гербу еще несколько заводов. 3. Производство колоколов . Приготовление металла. Виды печей. Приготовление колокольной бронзы (температура плавления 880°С) происходит в печах или тиглях. Сперва в печь закладывается более тугоплавкая медь (1084°С), а перед самой заливкой колокола закидывают олово (232°С), чтобы оно не успевало выгореть, в расплав опускают длинный еловый шест, который, обугливаясь, выделяет газы, перемешивающие бронзу. Тигельная печь это ковш, предназначенный для плавки металла весом не более 200–300 кг. При помощи подъемных механизмов его можно легко переносить по цеху к формам для заливки и разогревать любым топливом. Пламенная печь может быть спроектирована для расплавки любого количества металла, в качестве топлива в таких печах используют горючие вещества, дающие длинное пламя (газ, мазут, дрова и т.п.). Электродуговые и индукционные печи практически не используются, в связи с их дороговизной и малой производительностью (обычно, не более 5 тонн). Основным материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова с колебанием 2%. Это соотношение является компромиссом между прочностью колокола и его звучанием. Избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более приятным звучанием, а малое количество олова дает противоположные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010