Много новых сведений об Ассирии за древний период ее истории рассеяно в мало доступных публике отчетах (Mitteilungen) немецкого Orientgesellschaft; здесь же (в 35 выпуске) предварительный отчет Винклера о богазкеойских документах. Надписи, найденные немецкими археологами в Ассуре, изданы по бумагам пок. Мессершмидта – Delitzsch, Keilschrifttexte aus Assur historischen Inhalts, I (Wissenschaftliche Veroffentlichungen d. Deutsch. Oiientgesellschaft, 16). Изданы пока одни тексты, без переводов и исследований. См. заметку Weidner " а в журн. Memnon VI. Документы из Ниппура см. XVII т. I серия The Babylonian Expedition of the University of Pennsylvania. Letters to Cassite Kings from the temple archives of Nippur. Philad., 1908. Тексты изданы, снабжены переводами и исследованиями. Кудурру Британского музеи инданы (факсимиле), переведены и объяснены King, Babylonian Boundary-Stones and Memorial tablets. Lond., 1912. Юридическая работа о кудурру принадлежит Е. Cuq, La propriete fonciere en Chaldee d " apres les pierres – limites (koudourrous) du Musee du Louvre (Nouvelle Revue historique du droit, XXX, 1906, 701–739). Автор сравнивает представляемое в ятих памятниках землевладение с общинным, между прочим, у славян, доказывает, что они создавали отдельные случаи частной и наследственной земельной собственности, ограждая ее от возвращения и избавляя от повинностей в пользу царя (право требовать людей у городов общины для ирригационных работ, для сооружения мостов и дорог, право пастбищ), начальника племени (право выбирать ив сборов жатвы, право требовать подводы и ослов и т. п.), соседей. Существование общинного землевладения на ряду с частным, засвидетельствованным законами Хаммурапи, автор склонен объяснять частью как явление вторичное, обязанное происхождением чуждым племенам, осевшим на окраинах (напр., Хаббан в Намаре), частью в центре страны, как остаток древности, удержавшийся особенно на берегах «анадон, где сложные работы не могли быть предприняты отдельным собственником и поддерживали связь фамилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Островной кельтский период (конец V – VII вв.) Вскоре после вывода римских войск бритты, многие из которых к тому времени были уже христианами, потерпели серию поражений от языческих племен, вторгавшихся на территорию Британии. Не имея поддержки со стороны Рима, дезорганизованная теперь Британия оказалась под натиском пиктов на севере и ирландцев на западе. Пытаясь остановить этот натиск, бритты пригласили с континента отряды германских наемников, состоявшие из англов, саксов и ютов. Однако очень скоро, около 441 г., эти племена начали войну с бриттами. Пограничные районы не выдерживали натиска бывших союзников. Наконец бритты сумели укрепиться в горных районах, находящихся примерно на территории современных Уэльса и Корнуолла, а впоследствии многие из них переселились в галльскую Бретань. Современная Англия, таким образом, началась с поселений англов и саксов, а вера из-за англосаксонских вторжений стала распространяться с юго-востока (в римский период) на запад, в места современных Корнуолла, Бретани, Уэльса и оттуда — в Ирландию. К востоку от бриттов теперь находились поселения языческих англосаксонских племен, намеревавшихся остаться здесь навсегда. Но бритты не были заинтересованы в евангелизации своих завоевателей; эта миссия будет осуществляться христианами с континента и ирландцами в начале VII в. Современные историки называют это время периодом “изоляции”, так как контактам кельтских христиан с Европой препятствовали англосаксы и язычники, захватившие Западную Европу. Вследствие этого британцы перестали посылать своих епископов на континентальные соборы. При такой изоляции кельтские христиане не знали о различных изменениях в литургической практике, принятых братскими Церквами Рима и Византии, например, изменилась дата празднования Пасхи. Позднее, когда общение британских и римских христиан возобновится, эти различия станут проблемой. Однако Божественным Промыслом вторжение англов в Британию послужило на благо ирландцам. По археологическим данным христиане в Ирландии были еще в период римского господства. Тем не менее, только с началом саксонских набегов, когда бриттов вынудили переселяться на юг и запад Британии, вера получила там первый реальный импульс. Для насаждения веры в Ирландии в то время главной фигурой был святой Патрик. После Патрика важную роль в созидании Ирландской церкви играл Уэльс, доставлявший монахов и наставников. Ко второй половине V в. влияние Церкви в Ирландии было существенным.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Рис. 15.Спящая женщина. («Sleeping Lady»). Мальта Предполагается, что переходной формой от пещеры, как самой древней формы захоронений, к мегалитической гробнице стали каменные расселины скал. На Иберийском полуострове и островах западного Средиземноморья (Балеары, Корсика, Сардиния) такие расселины накрывали крышей из каменных плит, закрывали плитой вход и таким образом превращали в склепы, в которых покоились десятки умерших 91 . Вход в подземные гробницы и мегалитические святилища обычно делался преднамеренно затруднённым. По мнению большинства археологов, организованный таким образом вход воспроизводил наружные женские половые органы. И доныне европейская традиция устанавливать ворота на кладбищах без ограды отсылает нас к этому древнему обычаю. Отражение культа женского божества в мегалитических постройках Следы культа женского божества встречаются весьма часто в мегалитических постройках. Свидетельство тому – план многих мегалитических комплексов на Мальте, гробниц на Британских островах и на французской части Атлантического побережья. План данных захоронений поразительным образом напоминает человеческую фигуру, зачастую же – фигуру полной женщины. Как мы помним, почитание женских божеств началось ещё в период палеолита. Тогда древний человек начал создавать небольшие выдолбленные из камня статуэтки женщин с ярко выраженными материнскими признаками (тучность, большой живот, крупная грудь). С началом эры земледелия, освоением агрокультуры и последующей за этим трансформацией религиозных представлений почитание женских богинь приобретает новый, «агрономический» смысл. Центральным женским божеством становится земля как порождающее начало всего живого: от растений и животных до человека. Начиная с эпохи неолита, люди верили в то, что смерть и последующее погребение в землю даёт человеку надежду возродиться к новой жизни, точно посеянному семени. С этого времени земля приобретает, как пишет академик В.Н. Топоров, «высший религиозно-аксиологический статус» 92 . Этот статус с полным основанием можно назвать божественным. На славянской почве, например, это привело к появлению женского божества, получившего название «Мать – сыра земля». Данное наименование говорит о важнейшей – материнской, «детородной» – функции земли: об этом, в частности, свидетельствует её «сырость», которая является синонимом оплодотворённой небесной влагой 93 . «Признак сырости, – продолжает академик В.Н. Топоров, – отсылает к самой интимной, глубокой и драматически-напряженной связи Отца-Неба и Матери-Земли. В этой связи главное действующее лицо – Мать-Земля: она принимает небесное семя и родит-воплощает на земле небесный замысел, идею» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

и. ф., относятся следующие: раскопки в Иерусалиме (1867-1870, под рук. Ч. Уоррена и Г. Биртлса); разведки в Зап. Палестине (1871-1878, под рук. К. Р. Кондера, Г. Китченера и др.), завершившиеся изданием многотомного труда - картографического исследования Синайского п-ова (1872, под рук. Э. Палмер); раскопки на Тель-эль-Хеси (1890-1893, под рук. Питри и Блисса); в Иерусалиме, в основном на г. Сион и в районе Силоамской купели (1890, под рук. Блисс); на Телль-Захария ( Азек ) (1897-1899, под рук. Блисс и Макалистер); в Гезере (1902-1908, под рук. Макалистер); на телле Бет-Шемеш (1911, под рук. Маккензи); разведки пустыни Цин (1912-1913, под рук. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс); раскопки в Ашкелоне (20-е гг. XX в., под рук. Дж. Гарстанг); палеолитического участка на горе Кармель (1925, под рук. Д. Гаррод); к югу от Газы и на Бет-Пелет (1929-1933, под рук. Питри); в Самарии (1931-1933, под рук. Дж. У. Кроуфут); в Телль-эд-Дувейре (1934-1938, под рук. Дж. Л. Старки). В 20-х гг. XX в. П. и. ф. совместно с Британской школой археологии проводил раскопки на Офеле. Лит.: Warren C. Underground Jerusalem: An Account of Some of the Principal Difficulties Encountered in Its Exploration and the Results Obtained: With a Narrative of an Expedition through the Jordan Valley and a Visit to the Samaritans. L., 1876; Conder C. R. Tent Work in Palestine. L., 1879. 2 vol.; idem. The Survey of Eastern Palestine: Memoirs of the Topography, Orthography, Hydrography, Archaeology, etc. L., 1889. Vol. 1; Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine/Ed. E. H. Palmer, W. Besant. L., 1881. Vol. 1: Sheets 1-6: Galilee; 1882. Vol. 2: Sheets 7-16: Samaria; 1883. Vol. 3: Sheets 17-26: Judæa; Palmer E. H. The Survey of Western Palestine: Arabic and English Name Lists. L., 1881; Petrie F. W. M. Tell el Hesy (Lachish). L., 1891; Bliss F. J. A Mound of Many Cities, or, Tell el Hesy Excavated. L., 1894; idem. The Development of Palestine Exploration. N. Y., 1906; Macalister R. A. S. The Excavation of Gezer: 1902-1905 and 1907-1909.

http://pravenc.ru/text/2578714.html

Наряду с этим символом 2490 в эпоху саркофагов явилась скульптурная композиция, изображающая покой Иисуса Христа во гробе (рис. 143), описанная нами в главе о распятии Иисуса Христа 2491 . Что в ней выражена, между прочим, и мысль о воскресении Иисуса Христа, намек на это дает присутствие спящих стражей, а в некоторых саркофагах это прикровенное выражение мысли раскрыто в дополнительном изображении Самого Иисуса Христа, являющегося св. женам по воскресении; в перспективе видна гробница Иисуса Христа в виде небольшой ротонды с куполом 2492 . Это добавление может быть рассматриваемо как переходная форма к замечательному типу изображения воскресения на древних диптихах и таблетках из слоновой кости. Число их довольно значительно. Британский аворий 2493 : он, вероятно, составлял часть того же самого ларца V в., к которому относилась и известная пластина с распятием Иисуса Христа. Середина сцены занята изображением гробницы, представляющей разносторонний археологический и исторический интерес: основание здания прямоугольное с античными колоннами по сторонам входа; двери украшены изображениями воскрешения Лазаря и двух сидящих женщин; внутри виден саркофаг. На этом прямоугольнике поставлена ротонда с куполом. По сторонам здания сидят две женщины, т. е. Мария Магдалина и другая Мария, о которых, как о сидевших против гроба, упоминает ев. Матфей ( Мф. 27:61 ): тут же два спящих стража с копьями и щитами, в коротких туниках и плащах – один в круглой шапочке, в каких изображаются на саркофагах евреи, утоляющие жажду водой, изведенной Моисеем из скалы. Это дает повод думать, что художник считал «кустодию» ( κοστωδα, Мф. 27:55–66 ) национальной еврейской стражей. С другой стороны, положение стражей показывает, что художник возвел в исторический факт вымысел первосвященников и старейшин ( Мф. 28:12–15 ). Здесь, очевидно, представлен момент, предшествующий воскресению; по сравнению с другими авориями, где повторяется та же композиция, мы предполагаем, что с этой пластиной соединена была еще другая, теперь утраченная, на которой находилось явление ангела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

И если периодическая печать как русская, так и заграничная заговорила и говорит еще и теперь о каких-то ценностях, похищенных, будто бы, англо-американскими предпринимателями, то все эти толки покоятся на одних только предположениях. Почти постоянно работающие в Иерусалиме и в частности на горе Мориа археологи износили и доселе ежегодно и, можно сказать, ежемесячно износят из недр земли остатки черепков глиняной посуды, камней с обрывками древнееврейских надписей и об этих открытиях постоянно возвещают специальные заграничные органы печати. Могли и англо-американцы найти подобные остатки старины, ценность которой может определяться не только золотом и серебром, но и научным интересом. Известно, по крайней мере, какие затраты были сделаны палестиноведами для приобретения, восстановления и изучения, например, памятника моавитского царя Меши, поведавшего миру о древней судьбе израильского царства. Около одного камня собирались выдающиеся ученые представители различных цивилизованных стран запада. Понятно, потому, что если англо-американскими предпринимателями найдены в подземельях горы Мориа и таковые вещественные ценности, то и тогда их рискованное предприятие по изысканию древностей нужно признать оплаченным. Но не удивительно, если мы услышим о золоте и серебре. Возможно, конечно, что предприятие англо-американцев даст лишний повод для какой-либо спекуляции в области библейской археологии. История раскопок в Палестине знает, по крайней мере, случаи, когда ради наживы ученому миру предлагались древности сомнительного происхождения. Так, библеистам и археологам хорошо известен, например, подлог одного хитроумного изобретателя древностей Шапиро, который своим „открытием» в 1883 г. ввел в заблуждение нескольких видных ориенталистов, продав Британскому музею за огромную сумму «единственный в своем роде» манускрипт, рассказывавший о странствованиях евреев по пустыне. Этот манускрипт, купленный по заявлению Шапира у бедуина, хранившего его как талисман, был набальзамирован по египетскому обычаю, чем и объяснялась, будто бы, его сохранность в течении нескольких столетий и даже тысячелетий. Но оказалось, что этот «манускрипт» с архаическими письменами представлял из себя только «отрезание края старого синагогального свитка: архаические же письмена были грубой подделкой. И это разоблачение фальсификации, сделанное ученым Клермоном Ганно, посланным французским министерством народного просвещения для знакомства с манускриптом в Лондон, имело место уже после того, как Лейпцигский профессор-палестиновед Гуте транскрибировал и перевел „манускрипт“. Возможно, что и предприятие англо-американцев, проникших, будто бы, в мечеть Омара, даст повод для спекуляции, и ученому миру снова придется решать вопрос о древности того или другого новооткрытого памятника. Но это понятное опасение не исключает, разумеется, возможности, что англо-американцы наряду с какою-либо мусульманской стариной достали кое-что и из подлинной палестинской ветхозаветной старины 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Мне могут возразить – речь идет не о том, чтобы убивать стариков, но о том, чтобы обеспечить им – только и исключительно с их согласия и по их решительному желанию – безболезненную смерть. Этот довод – ложь. И нам следует объяснить, почему. Британские супруги объяснили свое желание умереть тем, что они устали бороться с проблемами со здоровьем. Но это едва ли можно счесть основной причиной. Бывает, что молодые, полные сил, физически здоровые и привлекательные люди в самом цвету юности совершают самоубийства; бывает, что люди, находящиеся в ужасающем физическом состоянии, живут осмысленной и плодотворной жизнью (наиболее известный пример – Стивен Хокинг). Кстати, уникальные научные достижения Хокинга связывают с тем, что у него развилось пространственное воображение после того, как он не смог уже держать в руках ручки. То есть помимо физического здоровья, люди для того, чтобы выжить, нуждаются в чем-то еще – в сознании того, что их жизнь осмысленна, нужна и принята их ближними. Можно убить человека, лишив его куска хлеба; и можно убить его, лишив человеческой солидарности. Человек, которого подталкивают к " цивилизованному выходу " жертва убийства, а не только самоубийства. Более того, многие сторонники эвтаназии – такие, например, как британский философ баронесса Уорнок, и не скрывают, что речь идет вовсе не об избавлении стариков от страданий, а об избавлении общества от стариков. По словам баронессы, которые приводит, в частности, газета The Telegraph, старики, страдающие ослаблением мыслительных способностей (деменцией) просто обязаны совершить самоубийство – независимо от того, страдают они или нет, так как на них впустую уходят ресурсы их близких и государственного здравоохранения. Археологи, производившие раскопки захоронений 1-го века в Палестине, обнаружили две важные особенности жизни современников Господа Иисуса. Во-первых, люди в то время жили очень трудно, их кости сохранили на себе следы периодического недоедания, даже голода. Во-вторых, люди с тяжкими увечьями, которые делали их явно нетрудоспособными, доживали до глубокой старости – то есть соплеменники кормили их из своих скудных запасов.

http://religare.ru/2_66990.html

Это признает даже такой осторожный исследователь доисторической древности, как Люббок. Археолог Мартен доказывал, что сам термин кромлех означает: камень бога Крома, представлявшего космический круг, змея вечности. Правда, Фергюссон осмеивает такое объяснение английских кромлехов, как фантастическое; но мы сейчас увидим, что его собственное объяснение этих памятников имеет еще более фантастический характер. «Быть не может, говорит Фергюссон, чтобы круг 1200 футов в диаметре, которого нельзя и обнять одним взглядом, служил каким-либо храмом». Но здесь могли происходить какие-либо религиозные процессии и священные игры, требовавшие весьма широкой арены. На это и указывает предание, говоря, что в Ирландских кругах происходили choreae gigantum. Наконец, Диодор сицилийский 691 упоминает об одном мегалитическом памятнике Англии, называя его храмом. «Есть, говорит он, у гиперборейцев на одном острове, по величине не уступающем Сицилии и противолежащем Галлии, круглый храм, величественно украшенный». По давно известному толкованию, здесь нужно разуметь один из мегалитических кругов Англии. По крайней мере лучшего объяснения этого свидетельства никто не сделал. Хотя Диодор называет памятник величественно украшенным, что, по-видимому, не идет грубому виду мегалитических камней; но и ханаанские бамы не редко описываются, как богато украшенные и испещренные. Другие исследователи (Смит, Еллис, Дюк) считали большие мегалитические круги западной Европы обсерваториями британских друидов на том основании, что в составе учения друидов действительно имела большое значение астрономия, и что такого рода астрономические мегалиты найдены еще в разных частях Индии, в Банаресе, Дельги, Угейне. «Если, говорит Еллис, в круге Стонхенж, во время летнего солнцестояния, исследователь поместится на среднем камне, называемом в описаниях алтарем, то восход солнца он увидит из-за камня Фриарс Хиал, выдающегося из ряда других камней и, очевидно, поставленного здесь с целью отметить это наблюдение. Тоже должно сказать и о других больших кругах мегалитов».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Формирование отдела древней Передней Азии началось в XVIII в. с коллекций цилиндрических печатей У. Гамильтона и Ч. Таунли, позднее поступили собрания исследователей персид. и месопотамских памятников сэра Р. Керр Портера и К. Дж. Рича (определил местоположение Вавилона). В этот период Б. м. пополнили фрагменты рельефов из Персеполя и базальтовая стела с изображением нововавилонского царя Набонида (556-539 гг. до Р. Х.), десятки скульптур и тысячи глиняных клинописных табличек IX-VII вв. до Р. Х. передал О. Г. Лейард. В 1845-1847 гг. он раскопал на территории холма Куюнджик древнюю столицу Ассирии Ниневию, а затем открыл г. Кальху. Из этих раскопок в Б. м. поступили гигантские статуи духов-охранителей - крылатых быков и львов с человеческими головами, черный обелиск Салманасара III («стела Джеху»), настенные рельефы с охотничьими и военными сценами из дворца Синаххериба и Ашшурбанипала, часть знаменитой б-ки последнего. По заданию Б. м. сенсационные раскопки в Ниневии продолжил сотрудник Лейарда Х. Рассам, обнаруживший дворец Ашшурбанипала и остальную часть обширной б-ки. Многое дали и раскопки Нимруда - древнего Кальху, исследованного также Рассамом, Ю. Вебером, Дж. Смитом (дворцы Ашшурнасирапала II, Салманасара III, Асархаддона). У. К. Лофтус руководил археологическими исследованиями в Сузах, Уруке, Кальху, Ларсе и Ниневии. В сер. XIX в. благодаря работам Г. К. Роулинсона отдел становится главным центром дешифровки клинописи. Во 2-й пол. XIX в. в Ниневию отправляются Смит, затем Рассам, к-рый кроме письменных документов доставляет в Б. м. 4 бронзовые плиты - обшивку храмовых ворот с изображением военных походов Салманасара III («Балаватские ворота», сер. IX в. до Р. Х.), урартские и хеттские древности. В тот же период в отдел поступил дар сэра О. У. Фрэнкса - т. н. Амударьинский клад золотых и серебряных предметов ахеменидского Ирана («сокровища Окса»). Музей также располагает древностями Вост. Средиземноморья (древнеевр. надписи и каменные оссуарии, образцы пальмирской погребальной скульптуры) и Аравии (надписи на бронзе и камне).

http://pravenc.ru/text/153451.html

Саркофаг с портретом Артемидора из Файюма. Др. Египет. Нач. II в. Фрагмент Саркофаг с портретом Артемидора из Файюма. Др. Египет. Нач. II в. Фрагмент На рубеже XIX-XX вв. важные раскопки Б. м. вел в Кархемише, откуда были присланы хеттские памятники. После первой мировой войны археологические исследования отдела велись в Телль-эль-Обейде, в 8 км от древнего Ура, где был найден шумерский храм (из него происходит медная панель с изображением Имдугуд). Участие в обеих экспедициях принимал Ч. Л. Вулли, в 1922-1934 гг. возглавивший совместные с Пенсильванским ун-том раскопки Ура. В Б. м. попали, в частности, находки царских погребений раннединастического периода: «штандарт из Ура», жен. украшения (головной убор, серьги, ожерелья и бусы) и др. После второй мировой войны вывоз археологических находок в европ. музеи был запрещен, но Б. м. удалось получить нек-рые памятники, напр. украшавшие царский дворец изделия из слоновой кости в егип. стиле из раскопок сэра Маллоуэна и Дж. Оутс в Нимруде. В 1970 г. в Б. м. открылись новые галереи древней Передней Азии с экспозицией знаменитых ассир. рельефов. Был создан зал истории письменности, где показаны как различные варианты клинописи, так и памятники, связанные с развитием древних алфавитных систем, открыты залы палестинского, анатолийского и персид. искусства. Особую важность представляет проведенная отделом работа по инвентаризации более 120 тыс. глиняных табличек с клинописными текстами (начата К. Бецольдом, продолжена Баджем). Совместно с отделом реставрации таблички были обессолены и обожжены, что обеспечило их длительное хранение. Погребальные дары. Фрагмент рельефа из гробницы Тети. Др. Египет. XI династия. Ок. 2100 г. до Р. Х. Погребальные дары. Фрагмент рельефа из гробницы Тети. Др. Египет. XI династия. Ок. 2100 г. до Р. Х. Отдел Востока был организован в 1946 г., включает коллекции скульптуры, керамики, гравюр и живописи стран Дальн. Востока, Юж. и Юго-Вост. Азии, начиная с периода ср. веков. Среди уникальных памятников древних цивилизаций фигура дриады-якшани с ворот большой ступы в Санчи, инд. буддийском комплексе (в музее с 1843). Уже в послевоенные годы были куплены датируемая III в. бронзовая фигура из Юж. Индии и бронзовая статуя сидящего Будды гуптского периода. Благодаря фонду Б. Севелла приобретены древнекит. бронзовые изделия: шаньские ритуальные сосуды, богато орнаментированный колокол VI в. до Р. Х., инкрустированные мечи IV-III вв. до Р. Х., большой сосуд на 3 ножках с инкрустацией золотом, серебром и стеклом, лаковые изделия периода Чжоу. В отделе рукописей и печатных книг Востока хранятся первые памятники кит. иероглифической письменности - «гадательные кости» кон. II тыс. до Р. Х., найденные в провинции Хунань. Древнейшие кит. бронзовые монеты эпохи Чжоу в форме ножей и мотыг представлены в отделе монет и медалей.

http://pravenc.ru/text/153451.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010