Успех библейской археологии привел к тому, что многие скептики и критики Библии отвергли свои прежние воззрения и даже стали верующими людьми. Некоторые археологи «узрели Бога» непосредственно в течение археологических работ, поражаясь точности библейского описания, подтверждаемого археологически. Параллельно работа над текстами показала удивительную неподвижность текстов книг Нового и Ветхого Заветов, переписанных в разных местах и в разное время. Эта неподвижность снимает всякое подозрение о наличии вставок, купюр или вообще каких-либо изменений, вносимых христианскими переводчиками. В настоящее время можно сказать, что противостояние светской истории библейским данным снято, хотя кое-какие частные вопросы остаются. В заключение приведем высказывания некоторых ведущих археологов о достижениях библейской археологии. Видный археолог В.Ф.Олбрайт, профессор университета Джона Хопкинса, пишет: «Нет никаких сомнений в том, что археология в значительной мере подтвердила историчность книг Ветхого Завета». Сэр Фредерик Кеньон, в прошлом директор Британского музея, считает, что свидетельства археологической науки помогают восстановить веру в подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и что от расширения и углубления наших знаний Священное Писание только выигрывает. Американский археолог Нельсон Глюк говорит: «Необходимо со всей определенностью заявить, что ни одна из археологических находок не противоречит ни одному из сообщений Священного Писания. Абсолютно все, что найдено, прямо или косвенно подтверждает историчность описанных в Библии событий, и возникающее с помощью этих самых находок должное уважение к библейскому тексту подчас приводило к поразительным открытиям». И наконец, еще несколько мыслей сэра Кеньона: «Задача все расширяющего свои границы знания состоит в том, чтобы упрочить авторитет книг Ветхого Завета, разъясняя в то же время их смысл. Критика, прежде столь разрушительная, перешла теперь скорее на оборонительные позиции, и любой может теперь изучать Священное Писание, будучи уверенным в том, что, что бы ни намеревалась еще сказать современная наука, слово Божие пребудет с нами вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки Дора. Аэрофотосъемка. 90-е гг. XX в. Раскопки в районе Д. были начаты Британской школой археологии в Иерусалиме (1923-1924) под рук. Дж. Гарстанга. В 1950 и 1952 гг. И. Лейбовиц копал севернее телля, а восточнее в 1979-1983 гг. К. Дофен открыла паломнический центр визант. эпохи. С 1980 г. по наст. время раскопки на телле ведутся Иерусалимским ун-том в сотрудничестве с рядом амер. ин-тов (в 1980-2000 под рук. Э. Штерна; в 2000-2007 под рук. И. Шарона); в то же время в акватории Д. проводились подводные исследования. Д.- один из важнейших памятников Палестины персид. и эллинистического периода (ранние и поздние периоды представлены фрагментарно). От древнейшего хананейского города эпохи средней и поздней бронзы сохранились только незначительные остатки городских укреплений. Среди находок этого периода можно встретить разнообразную кипрскую и микенскую керамику, цилиндрическую печать и егип. буллу. Особую важность для библейской археологии представляет обнаружение остатков древнего города, построенного одним из «народов моря» - племенем т. н. шекелеш (skls в егип. источниках) - в кон. XII-XI в. до Р. Х. Найдены основания фортификационных сооружений, жилых и хозяйственных построек, в т. ч. связанных с металлургическим производством. Среди важных находок - типичные для «народов моря» культовые сосуды: жертвенные чаши, курительницы, антропоморфные кувшины; ряд культовых предметов, предназначавшихся для гадания (подобные находки были сделаны в филистимских культовых центрах Палестины, в Екроне и в Тель-Касиле). В Д. было обнаружено много разнообразной импортированной керамики, оказавшейся здесь благодаря развитой морской торговле. Толстый слой пепла, покрывающий все постройки этого периода, свидетельствует о крупной катастрофе, приведшей к разрушению города. От укрепленного города эпохи единого царства сохранились остатки 4 камерных ворот с башнями по сторонам фасада, по плану напоминающих ворота в Мегиддо. Ворота существовали в IX-VIII вв. до Р. Х. и были уничтожены ассирийцами в кон. VIII в. до Р. Х.; на их месте были возведены новые, 2-камерные ворота. Жилые дома и общественные здания в IX-VIII вв. до Р. Х. строили на каменных фундаментах с сырцовыми стенами. Сохранился ряд культовых предметов, в т. ч. печатка с надписью: «Жрец Дора». Культура этого периода, представленная в Д., несет явные черты финик. влияния. Ассир. период оставил многочисленные фрагменты т. н. ассир. дворцовой керамики; среди важных находок - цилиндрическая печать ассир. чиновника, изделия из слоновой кости.

http://pravenc.ru/text/180223.html

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В Карибском море обнаружены пещеры с уникальными христианскими граффити Пуэрто-Рико, 21 июля 2016 г.    Фото: JAGO COOPER. news.nationalgeographic.com/2016/07      Археологи нашли подтверждение того, что первые европейцы, прибывшие в Америку, заимствовали у местных племен некоторые технологии живописи, сообщает РИА-Новости . Об этом свидетельствуют граффити в одной из пещер карибского острова Мона, где рисунки индейцев соседствуют с изображениями на христианскую тематику, сообщает научный журнал Antiquity. В течение нескольких лет археологи исследовали пещеры острова Мона (расположен между Доминиканской республикой и Пуэрто-Рико) и находили там рисунки местных туземцев. Однако в одной из пещер они обнаружили рядом с подобными изображениями надписи на латыни и испанском языке, а также христианскую символику. Ученые обращают внимание на то, что на этом острове в 1494 году останавливался Христофор Колумб во время своей второй экспедиции в Новый Свет. Фото: JAGO COOPER. http://news.nationalgeographic.com/2016/07      «Карибский остров Мона, лежащий на главном морском пути через Атлантику из Европы в Америку, в XVI веке оказался в эпицентре испанского колониального проекта. И общины аборигенов одними из первых попали в зону европейского влияния в эпоху коренной трансформации и обретения новой идентичности. Это подтверждают графические изображения, оставленные и аборигенами, и представителями первых поколений европейских переселенцев на сводах одной из множества местных пещер. Это наглядное свидетельство их духовных контактов дает редкое личностное представление о характере межкультурных и межрелигиозных отношений во времена освоения Америки», — говорится в статье археологов Британского музея и Университета Лестера. Известно, что вместе с конкистадорами на Американский континент стали прибывать католические миссионеры. Первые свидетельства о их деятельности приходятся на первую четверть XVI века. Позже, спустя почти столетие, в Америку хлынули протестанты. Первые православные приходы возникли на Аляске в конце XVIII века, когда монахи Валаамского монастыря начали проповедь среди североамериканских народов, принявших подданство Российской империи. 21 июля 2016 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 197 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95546.html

Excavations in the Tyropoeon Valley, Jerusalem, 1927. L., 1929; Macalister R., Duncan J. Excavations on the Hill of Ophel, Jerusalem, 1923–1925. L., 1926), в to же время продолжалась и традиция издания фундаментальных пособий (см.: The Westminster Historical Atlas to the Bible/Eds.: G. Wright, F. Filson. Philadelphia, 1945). К этому времени относится выход в свет четырнадцати номеров издававшегося в Иерусалиме в 1932–1936 гг. «Quarterly of the Department of Antiquities in Palestine». В послевоенное время для всей библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы К. Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон (см.: Kenyon К. Digging up Jericho. L., 1957) и Иерусалим (см.: Kenyon К . Excavations in Jerusalem, 1961//PEQ. 1962. V. 94, January – June. P. 72–89; … 1962//PEQ. 1963. V. 95, January – June. P. 7–21; … 1965//PEQ. 1966. V. 98, January – June. P. 73–88; … 1967//PEQ. 1968. V. 100, July – December. P. 97–111; Kenyon K. Digging up Jerusalem. N. Y., 1974), а также писавшей обзорные труды по библейской археологии (см.: Kenyon К. Archaeology in the Holy Land. N.Y., 1960). Наряду с К. Кеньон археологическими исследованиями Иерусалима занимались такие британские ученые, как К. Вайтлем (см.: Whitelam К. The Defence of David//JSOT. 1984. V. 29. P. 61–87), Дж. Вилкинсон (см.: Wilkinson J. Ancient Jerusalem: Its Water Supply and Population//PEQ. 1974. V. 106, January – June. P. 33–51), Г. Вильямсон (см.: Williamson H. Nehemiah’s Walls Revisited//PEQ. 1984. V. 116, July – December. P. 81–88) и А. Парро (Parrot A. The Temple of Jerusalem. L., 1957). Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961-го по 1967 г. на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого города: для того чтобы восстановить историю его создания, исследовательница заложила глубокую траншею вдоль восточного склона города Давида, на основании чего было сделано первое общее описание всех культурных слоев Иерусалима. Ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида – она находится внизу холма, значительно ближе к источнику Тихон, чем считалось ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Издана книга о раскопках, которые спровоцировали кризис на Ближнем Востоке 29.10.2021 В новой книге журналиста Эндрю Лоулера (Andrew Lawler ) «Под Иерусалимом : закопанная история самого спорного города мира» (Under Jerusalem: The Buried History of the World " s Most Contested City) рассказывается о незаконных раскопках 1909–1911 годов в Иерусалиме, сообщает сайт Смитсоновского института. В анналах археологии они считаются самыми причудливыми раскопками в мировой истории. В состав команды археологов во главе с британским аристократом входили швейцарский ясновидящий, финский поэт, чемпион Англии по крикету и швед, который когда-то управлял пароходом, плававшим по реке Конго. Ни у кого не было специальной подготовки в области археологии. И объект их поисков не был обычным. Это пестрое собрание людей прибыло в Иерусалим в 1909 году, когда Священный город еще находился под властью Османской империи, управляемой из Стамбула. Они искали не что иное, как знаменитый Ковчег Завета вместе с сокровищами, собранными царем Соломоном 3000 лет назад, которые, согласно легенде, позже были спрятаны. Эта группа малоподготовленных исследователей начала секретные раскопки, которые привели к международному скандалу, потрясшему Ближний Восток, последствия которого ощущаются по сей день. Все началось с того, что малоизвестный скандинавский ученый предположил, что он разгадал секретный библейский код, определяющий место захоронения священного сокровища. Сохранившиеся записи Вальтера Ювелиуса представляют собой массу нацарапанных цифр, непонятных фраз и ссылок на Священное Писание, поэтому неясно, какой именно код он якобы расшифровал. Но он был убежден, что священные предметы находятся в иерусалимском туннеле. Ювелиус путешествовал по Европе, безуспешно ища покровителя, пока не познакомился с капитаном Монтегю Браунлоу Паркером, 30-летним братом английского графа.

http://drevo-info.ru/news/27423.html

Сделка не состоялась. В дневнике от 7 февраля 1874 г. Антонин сообщает о своем разговоре с Ганно: «Просит верить безусловно, что все Шабирины антики подделка или Селима, или самого Шабиры». В 1877 г. Шапира обратился к берлинскому профессору Шольтману за экспертизой приобретенных им якобы за бесценок пятнадцати пергаменных свитков, запечатанных в глиняном сосуде, обнаруженном бедуинами в одной из пещер Заиорданья. Речь шла о книге «Второзаконие». Несмотря на неблагоприятный отзыв Шольтмана, в июне 1883 г. Шапира повез свитки в Германию для новой экспертизы в имперской библиотеке Берлина. Получив отказ, Шапира предложил рукописи Британскому музею за миллион фунтов стерлингов. Свитки были рекомендованы для покупки музеем и даже выставлены 13 августа на обозрение широкой публики. Приглашенные музеем лингвисты высказывали сомнения в подлинности рукописей, Ш. Клермон-Ганно, изучив небольшой фрагмент, с полной уверенностью заявил о подделке. Музей отказался от покупки. Шапира, не вернувшись в Иерусалим, покончил с собой в Роттердаме. См.: Allegro J.M. The Shapira Affair. N.-Y., 1965. 579 Хвольсон Даниил Авраамович (1819–1911) – востоковед, историк, лингвист, член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду восточных языков (1858). Известен работами по истории Востока и народов Восточной Европы, по истории христианства, по истории письменности (арабской, еврейской), древнееврейскому языку, ассириологии. Один из редакторов научного перевода Библии на русский язык. 580 Гарнич-Гарницкий Федор Минич (1834–1892) – доктор химии, профессор университетов Харьковского (1867) и Киевского (1870). 581 В академическом музее находились два портрета архимандрита Антонина, один из которых – в рамке со врезанными в нее шестью серебряными монетами римских императоров Антонинов (Указатель церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Сост. Н.И. Петров . 2 изд., испр. и доп. Киев. 1897. С. 168). 582 Петров Николай Иванович (1840–1921) – церковный историк, археограф, литературовед, блюститель (хранитель) Музея Киевской ДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Израиле археологи обнаружили древние печати, доказывающие существование библейского пророка Иеремии 07.03.2021 По словам эксперта по Священному Писанию, который считает, что Библия выдерживает «самую тщательную проверку», были обнаружены археологические открытия, которые могут доказать, что древнееврейский пророк Иеремия был исторической фигурой, сообщает британское издание express.co.uk. Обнаружение древней печати в городе Давида в Иерусалиме было выдвинуто как доказательство историчности Библии. Хотя большинство людей смотрят на Библию как на источник духовного руководства, многие ученые видят на ее страницах источник исторической информации о Святой Земле и ее людях. В частности, Ветхий Завет документирует историю израильтян от Исхода из Египта до завоевания Ханаана и осады Иерусалима в 597 году до нашей эры. Но можно ли утверждать то же самое насчет пророческих книг Библии? И существовали ли на самом деле еврейские пророки Исаия, Иисус Навин и Иезекииль? Такими вопросами задаются скептики. Том Мейер, профессор библейских исследований в Библейском колледже и аспирантуре Шаста в Калифорнии, США, считает, что на этот вопрос можно ответить утвердительно. Профессор Мейер ранее рассказал об открытии древней печати в Иерусалиме, которая, по его словам, принадлежала пророку Исайе (749–686 гг. до н.э.). Библейский эксперт также презентовал аналогичные археологические сокровища, которые, по его мнению, связаны с библейским пророком Иеремией. Иеремия, так называемый «плачущий пророк», считается одним из главных пророков еврейской Библии и Ветхого Завета. По оценкам историков, он родился около 650 г. до н.э. во время правления иудейского царя Иосии. Профессор Мейер рассказал в интервью Express.co.uk : «Были обнаружены археологические свидетельства из города Давида в Иерусалиме, которые подтверждают существование даже самых малоизвестных лиц, упомянутых в Библии, тем самым еще раз доказывая, что историческая точность Библии заслуживает пристального внимания.

http://drevo-info.ru/news/26657.html

до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления вениамитян (см.: Суд. 20 ); далее, это Телль эль-Фуль, где в 1922-м и 1937 гг. Олбрайтом была раскопана Гива (Гивеа), столица царя Саула, построенная во второй половине XI в. до Р.Х. на месте сожженного, во время вышеупомянутого истребления, поселения. Были раскопаны Телль Бейт-Мирсим, Беф-Цур (Бет-Цур), Вефсамис, Телль эн-Насбех и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником Олбрайта Н. Глюком в 30-е гг. XX в. была произведена археологическая разведка Заиорданья, а в 1937–1940 гг. им были открыты легендарные копи царя Соломона в Елафе/Ецион-Гавере (Эла-те/Эцион-Гевере; совр. Телль эль-Хелейф). Тогда же, в 1931–1935 гг., британским археологом Дж. Кроуфутом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903–1905 гг. Немецким восточным обществом и проводившиеся в 1908–1910 гг. Гарвардским университетом. Имевшие место в это же время раскопки памятников до-библейских эпох закладывали фундамент для самостоятельной области сиро-палестинской археологии. Одним из важнейших открытий библейской археологии XX в. является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину – кумранистику или кумрановедение. Сейчас даже трудно себе представить хоть какое-либо серьезное исследование духовной жизни в Палестине на рубеже двух Заветов, автор которого не привлекал бы данные этой науки. Исследования кумрановедов также важны и для исагогики, и для истории ранней Церкви. Весной 1947 г. в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого (Соленого, Восточного) моря, в пустынной местности Вади-Кумран, в двух километрах западнее берега Мертвого моря и в тринадцати километрах южнее Иерихона, юноша-бедуин случайно обнаружил исписанные древнееврейским письмом кожаные свитки, возраст которых, как было впоследствии установлено, превышает 2 000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На волне " панвавилонизма " были организованы немецкие археологические экспедиции на Ближний Восток, из которых наиболее важна экспедиция Кольдевея, раскапывавшая древний Вавилон, и экспедиция В. Андрэ, раскапывавшая древний Ашшур. Большое значение имела американская экспедиция Пеннсильванского университета, проводившая в 1898 году раскопки в Ниппуре, и нашедшая архив торгового дома Мурашу (464-405 гг. до Р.Х.), члены которого носили иудейские имена. Начиная с 1868 года, работы, имевшие огромное значение, проводил французский исследователь Ш. Клермон-Ганно, который, помимо идентификации ряда библейских и более поздних объектов, сделал важнейшие открытия в области палестинской эпиграфики. В Заиорданье археологические разведки проводили: в 1845г. Георг Август Валлин, в 1862г.  В.Г. Пальгрэв, в 1872г.  Вильфред Скевен Блент. Особый импульс исследованиям древней Финикии и Сирии придала сделанная в 1886 году находка в Эль-Амарне (Египет) дипломатического архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV. Заметными научно - организационными вехами стали созданные в 1865 году Британский фонд исследования Палестины, в 1870 году - Американское общество исследования Палестины, в 1877 - Германское Палестинское общество, в 1882 - Российское Императорское Православное Палестинское общество, в 1890 - Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 году - Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 году - такой же немецкий институт. Собственно с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке. До начала Первой Мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Макензи в Вефсамисе (1911-1912); американской экспедиции Дж. А. Рейзнера и К.С. Фигнер в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903-1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Таанахе (1902-1904) и австро-германской Э.

http://bogoslov.ru/article/293744

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010