Стоит, наверное, привести некоторые характерные высказывания самих археологов о важности их работы. Итак, мы цитируем здесь лишь некоторые из них, но смеем надеяться, что эти немногочисленные мнения помогут лучше осознать, что уже сделала библейская археология и что ей еще предстоит сделать. Видный археолог В.Ф. Олбрайт, профессор университета Джона Хопкинса, пишет: «Нет никаких сомнений в том, что археология в значительной мере подтвердила историчность книг Ветхого Завета». 770 Профессор Йельского университета Миллар Барроуз отмечает: «Работа археологов в целом, несомненно, подкрепила веру в достоверность текста Священного Писания. Многие из археологов констатировали, что стали относиться с большим уважением и доверием к библейским текстам, познакомившись с результатами раскопок в Палестине». И продолжает: «Археология во многих случаях опровергает гипотезы современных критиков Писания. Она демонстрирует, что их мнения основываются на ошибочных и далеких от реальной действительности предположениях, на искусственно созданных схемах. Таков настоящий вклад археологии в науку, который нельзя ни умалить, ни принизить». 771 Сэр Фредерик Кеньон, в прошлом директор Британского музея, считает, что «по отношению к той части Ветхого Завета, против которой была направлена разрушительная критика во второй половине XIX столетия, справедливо будет сказать, что свидетельства археологической науки помогают восстановить веру в ее подлинность и увеличивают ее ценность, а расширение наших знаний о духовной глубине книг Священного Писания и о среде, в которой они создавались, делает в конечном итоге эти книги более доступными пониманию. Археология еще не сказала своего последнего слова, но и уже имеющиеся результаты подкрепляют веру в то, что от расширения и углубления наших знаний Священное Писание только выигрывает». 772 Американский археолог Нельсон Глюк, проведя много лет на раскопках в Палестине, говорит: «Необходимо со всей определенностью заявить, что ни одна из археологических находок до сих пор не противоречит ни одному из сообщений Священного Писания. Абсолютно все, что найдено, прямо или косвенно подтверждает историчность описанных в Библии событий, и возникающее с помощью этих самых находок должное уважение к библейскому тексту подчас приводило к поразительным открытиям. Все эти находки представляют собой лишь небольшие фрагменты обширной мозаики невероятно точных исторических сведений, которые содержатся в Священном Писании». 773

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В февр. 1921 г. в Тифлис вошли части 11-й Красной Армии, была установлена советская власть, груз. меньшевистское правительство эмигрировало и вывезло наиболее ценные музейные экспонаты за границу. Е. вместе с супругой, Ниной Полторацкой, в качестве хранителя ценностей выехал во Францию, где бедствовал и голодал, пережил болезнь и смерть (1931) жены. Он читал лекции в парижском Азиатском об-ве, публиковал статьи во франц. и англ. периодике, издал ряд значительных трудов («Грузинские рукописи Парижской национальной библиотеки и 20 знаков грузинской тайнописи» (1933), «Археологическая экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г.» (1937), «Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли в 1907 г.» (1938), «Список царей и католикосов Никорцминдской рукописи» (1938) и др.). Был избран членом Нумизматического об-ва Франции (1922) и парижского Азиатского общества (1925). Груз. древности, хранившиеся сначала в Марселе, считались собственностью груз. правительства. Ими заинтересовались представители Британского музея и Метрополитен-музея (Нью-Йорк), их попытки приобрести хотя бы часть сокровищ встречали категорический отказ Е. В нач. 1933 г. груз. правительство в эмиграции было объявлено вне закона, Правительство Франции посредством судебного процесса объявило груз. ценности «бесхозным имуществом» (май 1934). Фонд был реквизирован, надзор за ним поручили чрезвычайному агенту правительства Франции П. Жодону, который перевез фонд в помещение Французского национального банка в Париже. Несмотря на это, Е. ходатайствовал о возвращении сокровищ в груз. музеи, в 1935-1936 гг. через груз. ученого В. Беридзе неск. раз обращался к Правительству ГССР с просьбой поставить перед Правительством Франции вопрос о репатриации груз. сокровищницы. При посредничестве представителей советской власти и дипломатического корпуса (председатель Совнаркома Грузии Г. Мгалоблишвили, зам. наркома иностранных дел СССР Н. Крестинский, начальник управления Народного комиссариата иностранных дел А. Нейман) Е. в июле 1936 г. удалось передать ТГУ 2,3 тыс. книг из б-ки фонда ( Сургуладзе. 1977. С. 267).

http://pravenc.ru/text/187687.html

Вопреки Ясперсу, трезвый историк имеет интеллектуальное право оставаться с убеждением блаженного Августина и мудрого Гегеля, что осью человеческой истории явилось воплощение Божественного слова. 2. Историография эгейской цивилизации Эгейская, или, по-другому, крито-микенская цивилизация – первая в Европе, появившаяся в пору существования во всех других ее регионах, примитивных обществ, и единственная из Европейских цивилизаций, которая не была известна непрерывно. Погрузившись в пучину забвения, она была извлечена оттуда, как средиземноморская Атлантида, гениальным дилетантом от археологии Г. Шлиманом. После раскопок Трои, он в 1876 г. принялся за Микены, и его дикое, на сциентистский вкус современников, доверие к Гомеру и Павсанию не подвело Шлимана и на этот раз. Не важно, что, как и в случае с Троей, он ошибся в хронологии и атрибуции, неважно, что раскопанные им гробницы Агамемнона, Клитемнестры и Эгисфа, в действительности, не могли принадлежать современникам троянской эпопеи и относятся к более ранней эпохе, но Шлиман открыл новую цивилизацию, связь которой с позднейшей эллинской, хотя и бесспорна, но это, все-таки, связь разных культур, а не разных эпох внутри одной культуры. Продолжив Шлимана, греческий археолог К. Цунтас вскрыл в Микенах еще ряд захоронений, обгоревшие остатки дворца и частных домов. Вместе с И. Манаттом, он написал и опубликовал в 1897 г. книгу «Микенский век». В 1900 г. Британский археолог А. Эванс начал вести систематические раскопки на Крите в Кноссе и нашел руины знаменитого дворца, который в греческую мифологию вошел, как Критский лабиринт. Эванс обнаружил поразительное сходство артефактов Кносса с находками в Микенах, при этом, критские находки отличались более высоким мастерством их изготовителей, что свидетельствовало о более высоком уровне развития критского ареала минойской цивилизации, названной так по имени известного, из греческого мифа, критского царя Миноса, в сравнении с микенским, из чего А. Эванс сделал, отвергнутый позднейшей наукой, вывод о том, что Греция или, по меньшей мере, ее южная часть, была колонией Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В заключение этого краткого и, так сказать, предварительного экскурса в область «Палестинской иконографии», которая имеет привести со временем к более точному пониманию христианской иконографии, представляем вниманию одну миниатюру (рис. 78), встреченную нами в грузинской Минее XII века, находящейся в собрании рукописей при Сионском соборе в Тифлисе. Миниатюра сопровождается греческими словами: μεσοσης τς ορτς, указывающими на содержание гл. 2 Ев. от Луки 41–50 , и представляет Спасителя, двенадцатилетнего отрока, в Иерусалимском храме, среди учителей, со свитком в левой руке и благословляющею десницею. Спаситель изображен на полукруглом, вымощенном камнем, возвышении, которое помещается в экседре, среди двух, сходящихся сюда, крыльев амфитеатра, с венчающими его верх портиками и шестью рядами ступеней или мраморных скамей, также идущих, по-видимому, полукругом. Вряд ли возможно думать, что полукруглое возвышение должно представлять срединную овальную арену, так как Спаситель сидит выше учителей, помещенных на ступенях. Было бы весьма важно путем подбора дополнительных изображений разъяснить эту любопытную кафедру Учителя, которая также может оказаться древнейшим представлением «Скалы» Иерусалимского храма, так как и миниатюра, судя по юным фигурам дидаскалов, копирует древнехристианский оригинал. Рис. 78. Миниатюра из Миней грузинской XII века, в собрании рукописей при Сионском соборе в Тифлисе 239 Garucci, IV, tav. 480, 6. Вестник Общ. древне-русского искусства за 1875 г., вып. 6–10, стр. 59–60. 240 Rohault de Fleury, La Messe, pl. 404, ср. подвесные кресты внутри венка, pl. 390, 391–393, 399. На двух любопытных перстнях Британского Музея, VI или VII столетия (по определению издателя) представлена голова или бюст Спасителя над двумя преклоняющимися ангелами, на третьем – бюст Христа над крестом, находящимся среди мужа и жены. См. Dalton, Catalogue of early chr. antiquities and objects from the christian east in the British Museum, L., 1901, 120, 133, 189, стр. 19, 22, 30. 242 Рисунки древохранительниц см. в снимках, приложенных к соч. Schlumberger, Épopée byzatine, I, p. 81; II, p. 65, 81, 176. Venturi, Storia arte italiana, II, fig. 411–412, 662–663. Памятники христианск. иск. на Афоне, табл. XXIV, XXV, XXVIII. История и памятники византийской эмали, стр. 196–207. Читать далее Источник: Археологическое путешествие по Сирии и Палестине/[Соч.] Н.П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Имп. Акад. наук, 1904. - II, 308 с., 72 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

—59— Дейр-эль-бахри, где обнаружил храм, выстроенный фараоном Ментухотепом дин.) для своего заупокойного культа (Ed. Naville, The XI-th dynasty Temple at Deir e Bahari, Lond. 1910); в этой же местности Навилль раньше исследовал замечательный храм царицы Хатшепсут; результаты этих исследований опубликованы им в шеститомном труде The Temple of Deir el Bahari (Lond. 1894–1908). С 1911 г. Egypt Exploration Fund копает в Абидосе. – Другой видный представитель этого ученого учреждения, N. de G. Davies известен своими раскопками, предпринятыми в самое последнее время в Deir-el-Gebrawi и в Телль-Амарне; особенно интересны гробницы вельмож и жрецов в Амарне с изображениями и текстами, проливающими свет на загадочную личность царя-реформатора Аменхотепа IV (Ехнатона). Мы видели, что вью 1894 г. Флиндерс Петри основал новое археологическое общество: Egyptian Researches Account, которое в 1905 г. переименовано было в British School of Archaeology in Egypt. В последние годы оно публикует результаты изысканий Джона Гарстанга, профессора Ливерпульского университета, А. St. G. Caulfield’a и г-жи Маргариты Мюррэй (Murray) в Абидосе и его окрестностях, а также издает саккараские мастаба (г-жа Мюррэй и г-жа Тильда Петри); но главой и душой общества является, конечно, неутомимый Фл. Петри (работы последнего перечислены выше). Крупные английские университеты также начинают предпринимать раскопки в Египте. Так, с 1910 г., по поручению Ливерпульского университета, Джон Гарстанг (Garstang) ежегодно копает в Абидосе, Судане, Мероэ, Оксфордский университет снаряжает с 1910 г. археологические экспедиции в Нубию, главным образом, с целью изучения памятников византийской эпохи. Бюдж (Budge), по поручению Британского музея, занимается в течение целого ряда кампаний исследованием Судана и его памятников. Даже частные лица и любители из английской аристократии предпринимают на свой счет археологические раскопки, иногда увенчивающиеся полным успехом. Так, граф Карнарвон (the Earl of Carnarvon) в течение пяти лет (1907–1911) копал в Фивах, леди Вильям Сесиль – в Ассуане, Дон

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он работал с энтузиазмом, но не слишком преуспел. Вдобавок ко всему он не смог довести до конца свое начинание, так как его отозвали в Англию. В 1918 г. под эгидой Британского музея дело Тейлора продолжил Р. Кэмпбелл Томпсон, который был сотрудником этого музея. И все–таки важнейшие работы, увенчавшиеся блестящим успехом, были проведены позже американо–британской экспедицией, организованной совместно Музеем университета Филадельфии (США) и Британским музеем. Раскопками руководил Вулли, которому тогда было сорок три года, и за плечами у него уже были очень успешные археологические раскопки в Египте, Нубии, Кархемише и на Верхнем Евфрате. Раскопки Ура были начаты и велись с большой тщательностью. Они продолжались двенадцать лет, с 1922 по 1934 г. Эти важные исследования пролили свет на образ жизни, обычаи и нравы богатого Ура Халдейского, того самого города, из которого вышел Авраам. Однако, прежде чем говорить о том, каким был этот город во времена Авраама, следует остановиться на вопросе хронологии. Установить точную хронологию эпохи Авраама – задача не из легких, потому что мы не вполне можем опереться на системы летоисчисления, которые использовали народы Древнего Востока. Удобства ради все принимают за основу период с 2000 до 1700 г. Даты называют самые разные, но ни одной позже 1700 г. до Р. X., чаще предлагают дату ранее 2000 г. до Р.Х Итак, народ Израилев имеет свои корни там, откуда берет начало и человеческая культура, – в Уре Халдейском. Это один из древнейших городов южной Месопотамии. Раскопки показали, что древняя блестящая культура этого города зародилась на заре истории, в четвертом тысячелетии до Р. X. Город был построен на берегах Евфрата, в самой южной части той области, что расположена между Тигром и Евфратом. Ныне Евфрат поменял свое русло: он течет в трех милях к востоку от этого места. А в те времена он нес свои волны вдоль Ура, к западу от города. С древнейших времен эту землю населяли два народа разного происхождения, говорившие разных языках, – шумеры и аккадцы. Они обитали в двух одноименных с ними областях. Аккад находился в северной части, Шумер – в южной части Вавилонии Несмотря на все расовые и этнические различия, эти два народа имели общую культуру, общую религию и вели одинаковый образ жизни. Эта культура, как говорит нам археология, процветала еще в самом начале исторической эпохи. Археологические исследования постоянно и со всевозрастающей степенью уверенности подтверждают, что эта культура была создана шумерами, которые вышли на арену истории в IV тыс. до Р. Х. происхождение этого народа до сих пор неизвестно. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В греко-римских городах Арсиное, Фаюме, Оксиринхе археологи открыли сотни ценных документов: папирусы, пергамены, остраки, libelli (дощечки с надписями, удостоверявшими, что их обладатель совершил жертвоприношение языческим богам). В Александрии были обнаружены катакомбы с живописью, ткани, предметы из бронзы. В Ливии, Киренаике, Триполитании работали итальянские археологические миссии под руководством Пьетро Романелли (1889–1982) и архитектора Бруно Мария Аполлони Гетти (1905–1989). Здесь в римских городах сохранились остатки крупных базилик периода юстиниановской «реконкисты»: Лепцис Магна, Сабрата, Аполлония 2107 . На важность христианских памятников Египта сразу обратил внимание Йозеф Стриговский 2108 . Памятники христианской Нубии, расположенные к югу от Хартума, на территории современного Судана, изучали английские экспедиции Оксфордского, Ливерпульского и других университетов 2109 . Итальянский историк и археолог Уго Моннере де Вийяр (1881–1954) создал капитальный труд по истории христианской Нубии с IV по XIV в., основанный на собственных обследованиях памятников региона и точном знании его географии и топографии 2110 . В Аксуме, столице христианской Эфиопии, вел раскопки Британский институт в Восточной Африке 2111 . Кавказ, Центральная Азия. На Кавказе начало исследованию положили работы основателя Московского археологического общества A.C. Уварова, который провел археологический съезд в Тифлисе в 1881 г. и организовал ряд экспедиций в разные регионы, в том числе со специальной целью поисков и публикации христианских памятников. Двухтомный труд Йозефа Стриговского, в значительной степени опиравшегося на документацию известного армянского архитектора Тороса Тораманяна, составил эпоху в изучении раннехристианской архитектуры Кавказа западными исследователями. Австрийский исследователь подчеркнул роль иранской строительной культуры в развитии купольной архитектуры Кавказа 2112 . Дискуссии по этим вопросам продолжаются, современные представления рисуют картину эволюции более сложную, а не однолинейную, как у Стриговского. Очевидно, что в разных регионах развитие раннехристианской купольной архитектуры подчиняется «различным ритмам», по удачному выражению Дайхманна 2113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти такая же картина встречается нам и в Палестине. Правда, здесь есть и палеолитические поселения, но они не показывают никакой связи с натуфийской культурой. Нет никаких оснований считать, что древние города земледельцев не сосуществовали со стоянками палеолита. Да и этапы позднего каменного века сменяются в этих поселениях внезапно, показывая быстрое изменение производства, явно длившееся годы, а не тысячелетия. Так, например, в Иерихоне, поселение с легкими хижинами рядом со святилищем, относимое к натуфийской культуре, внезапно сменяется поселением позднего неолита. Необходимо сказать несколько слов о самом принципе датировки по степени совершенства орудий труда. Как справедливо замечал Л.Н. Гумилев, если спустя 1000 лет будут раскапывать Петербург, то обнаружат в нем десятки культур, таких как культура фарфоровой посуды, аллюминивых кружек, стеклотары и т.д. На основании этого археологи будущего припишут Петербургу многотысячелетнюю историю, вместо реальных 300 лет. Надо заметить, что во всех случаях, когда исторические свидетельства показывают реальные сроки существования народа или цивилизации, у археологов не получается таких огромных сроков. Это неудивительно. Ведь, как уже многократно показывалось, главное оружие археологов – радионуклеидный метод – чрезвычайно неточен и не может дать объективной датировки. Из последних примеров тому стоит указать на датирование купола вулкана Сент-Геленс, возникшего в 1986 г., разными радионуклеидными методами в 0,34 – 2,8 миллионов лет. Лучше всего ошибочность традиционной схемы показывают следующие факты. В середине XIX века была найдена гробница св. Иисуса Навина (конец XVI в. до Р.Х.), где были положены те ножи (Иис. Нав. 24, 30 по переводу 70-ти), которыми праведник совершил обрезание евреев. И вот эти «каменные ножи… были признаны сходными с орудиями каменного века (находка 1870 г.). В этой коллекции находились все виды каменных орудий без исключения, что признало «Британское общество споспешествования науке» в Эдинбурге в 1870 году. Эти орудия были тождественны, по утверждению аббата Ришара, таким же орудиям миоцена, плиоцена, эоцена». По мнению аббата Муаньо, «кремниевые кожи Иисуса Навина, эпоху которых мы знаем точно, вероятно будут древнее кремниевых орудий Абевиля или Сент-Ашеля». Действительно, употребление каменных орудий часто может быть объяснено не столько тем, что их обладатели не знали металла, а с их культовым характером. Похоже, что многие палеолитические орудия, такие как, например, «ашельские рубила», были специализированными жертвенными ножами, как доказывает это П. Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Другим фактом, опровергающим мнение о том, что каменный век предшествовал веку металла, является находка мумии человека (называемого еще Эрцы), погибшего в Альпийских горах. Он умер до того, как был погребен ледником. (А меж тем, считается, что альпийские ледники – это остатки ледникового периода). По строению найденный человек ничем не отличался от современного европейца. Он регулярно стриг свои волосы, носил серьгу из полированного камня, на груди – талисман с кисточкой из ниток. Был он одет в меховой халат, сшитый из шкур трех видов животных. Кожаные гамаши были на его ногах. На нем был кожаный рюкзак на раме, а в нем – целый набор инструментов: кремневые, костяные орудия, медный топор на тисовом топорище, стрелы с кремневыми наконечниками, а также тисовый лук, запасная тетива, и походная аптечка – грибы на кожаном шнуре, содержавшие антибиотик. От современного человека отличало его только то, что объем его черепа был больше нашего (как и у неандертальца) и что он, несмотря на 25–30-летний возраст, еще не достиг физической зрелости. Известно, что неандертальцы взрослели примерно к 30–32 годам. Таким образом, подтвердилось свидетельство книги Бытия (5–11 гл.) о долгой жизни первых людей. Как справедливо пишет свящ. Тимофей, «очень интересен набор инструмента древнего человека. Если бы из всего набора были найдены только кремневые лезвия, их отнесли бы к каменному веку, а если бы только медные – то к медному. Если же найден был бы только лук, его отнесли бы уже к средневековью, потому что знаменитые английские луки изготовлялись из того же тиса примерно таким способом. Но тут все принадлежности присутствуют одновременно у донеандертальского человека. Это подрывает под корень сам принцип археологической датировки, само деление времени на каменный, бронзовый и другие века». Подобные факты происходили и в других местах. По личным сообщениям археологов, находки орудий из камня и кости продолжаются вплоть до эпохи раннего средневековья, показывая тем, что разделение веков является совершенно искусственным делом. Как и сейчас, так и во все исторические эпохи сосуществовали как высокоразвитые цивилизации, так и племена, стоящие на низкой степени развития. Из последних открытий интересно следующее: «Химик Ричард Эвершед из Бристольского университета изучил с помощью чувствительного масс-спектрометра осколки почти тысячи горшков, найденных при раскопках поселений древнего человека по всей Британии. Эти фрагменты возрастом от 1500 до 6000 лет относятся к неолиту, бронзовому и железным века. На некоторых из них, включая самые древние, найдены остатки молочного жира. Таким образом, древнейшие обитатели Британских островов уже 6000 лет назад содержали молочные фермы… Сейчас химики в содружестве с археологами намерены обследовать керамику, найденную на юго-востоке Европы, в Турции и на Ближнем Востоке. Есть подозрение, что там доили скот еще на тысячи лет раньше». И здесь мы видим, что опять границы цивилизации стремительно опускаются все ниже и ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Особо следует отметить исключительное для минойской религии значение культа быка и связанного с этим культом ритуала тавромахии, представлявшего собой двухступенчатое жертвоприношение, устанавливавшее духовные связи между миром небесным и миром земным. Но важнейшим пунктом в религиозных представлениях минойцев является благоговейное почитание верховного женского божества – так называемой «Великой богини», ведущей свою «родословную» ещё от палеолитических «венер» и неолитических богинь-матерей. Вообще градус архаизации критского общества был чрезвычайно высок: об этом, в частности, говорит и доминирование вплоть до конца бронзового периода коммунальных, толосных Триады усыпальниц над семейными гробницами. §9 Микенская культура В 1874 г. в ходе археологической экспедиции Генрих Шлиман раскопал столицу царства Агамемнона – Микены (см. рис. 63), где нашёл множество значимых артефактов, в частности так называемые «шахтовые» гробницы (см. рис. 62), а в них собрание сокровищ, в том числе знаменитую золотую маску (см. рис. 64), которую Шлиман тотчас же поспешно назвал «маской Агамемнона» 474 . Рис. 62. Микены. Вход в царскую гробницу Рис. 63. Микены. Львиные ворота. Фото автора Рис. 64. «Маска Агамемнона» Вместе с тем неоднозначность личности археолога-дилетанта, его излишняя горячность и склонность преувеличивать значимость найденного сыграли с ним злую шутку: в течение многих лет микенские находки оставались незаслуженно недооценёнными в научном мире. С открытием же сэром Артуром Эвансом в 1900 г. великолепного дворца в Кноссе, а с ним и развитой минойской цивилизации Микены надолго остались в тени. Более того, сэр Артур полагал, что вся континентальная часть Греции являлась своеобразной культурной колонией Крита и потому не представляет для исследователей большого интереса. Такое мнение господствовало в науке в течение нескольких десятилетий, пока в 1952 г. тридцатилетний британский архитектор Майкл Вентрис при помощи филолога-классика Джона Чедвика не расшифровал глиняные таблички с «линейным письмом В», во множестве найденные во дворце Кносса. Дешифровка показала, что перед учёными – древнегреческий язык, правда, несколько отличавшийся от языка Гомера. Таблички раскрыли много нового и перед историками. Их прочтение помогло узнать о достаточно высокой степени политической и этнической самостоятельности греческих земель во II тыс. до н. э. Вместе с тем в своём развитии область Пелопоннеса испытывала сильное культурное влияние со стороны Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010