После него раскопки продолжал неутомимый Рассам. Получив, благодаря содействию Лэйярда, теперь уже британского посланника в Константинополе, необычайные льготы, он, однако, стал слишком злоупотреблять ими и обратил археологические изыскания в спорт, копая сразу во многих местах и гоняясь лишь за необычайным. Наиболее важной находкой его на этот раз были знаменитые балаватские бронзовые врата с прекрасными мелкими барельефами, изображающими подвиги Салманасара II. После его возвращения в 1882 г. в Англию, Ниневия не видала исследователей до, 1903 г., когда экспедиция Британского музея с Кингом и Томпсоном во главе вновь принялась за Куюнджик и открыла остатки разрушенного храма Набу. В том же году немецкое Orientgesellsehaft начало производить раскопки в Калат-Шергате, древнем Ассуре, и обследовало памятники, начиная с древнейших времен ассирийского царства и кончая эпохой его падения. Найдено множество надписей, громадное количество таблеток из храмового архива, остатков частных домов и погребений самого разнообразного типа. Вавилония долго после Рича не привлекала археологов, только в 1852–4 гг. французское правительство снарядило сюда экспедицию под начальством Френеля и Опперта. К несчастью, ее результаты погибли, потонув в Тигре. В 1854 г. англичане Тэйлор и Лофтус открыли под холмами Варка и Мукайяр развалины городов Эреха и Ура, интересных также и для библейской истории. В том же году Раулинсон обследовал башню Бирс-Нимруд, которая оказалась описанным у Геродота храмом с семью этажами. Дальнейшие разыскания Рассама установили, что эта местность – Борсиппа, предместье Вавилона, лежавшего на противоположном берегу Евфрата. В 1876 г. Рассам и Раулинсон копали холм Абу-Хабба, который оказался местом древнего Сиппара с его знаменитым храмом бога солнца Шамаша, состоявшим из 300 зал и помещений для жрецов, архивов и т. п. В архивах найдено множество клинописных табличек делового содержания: храм служил также присутственным местом для сделок разного рода. В 1877 г. начал свои плодотворные изыскания в лежащем еще далее к югу холме Телло француз де-Сарзек.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τ) ξλον (τς) ζως в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 - при упоминании о рае. Отпечаток с цилиндрической печати " Адам и Ева " XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон) Отпечаток с цилиндрической печати " Адам и Ева " XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон) Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве - Боге народа Израилева ( Herr. 1997). В Тель-Хацоре (см. Асор , в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. ( Yadin. 1956). В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие ( Leonard. 1989; Meyers. 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями ( Meyers. 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты , примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов - символов Астарты ( Herr. 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта ( Meshel. 1979; Hestrin. 1991; Taylor. 1994; McCarter. 1997). Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам - фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие ( Mitchell. 1988. P. 24. N 1; Collon. 1982. P. 124. N 302).

http://pravenc.ru/text/180448.html

По музею-усадьбе Останкино можно погулять виртуально , не покидая компьютерного кресла с эффектом личного присутствия. Усадьба Останкино — известный памятник русской архитектуры XVIII века. Музей расположен в бывшем имении графов Шереметевых. Сейчас располагается на территории Останкинского парка. Это самый близкий к Кремлю усадебно-парковый комплекс, но не у всех есть возможность очно посетить уникальное место, поэтому онлайн выставка станет отличным решением проблемы. Музей-заповедник Царицыно Прекрасные дворцы, величественные кроны деревьев, водоемы и студия музея в Оперном доме… Все это можно увидеть, не выходя из дома на Официальном Уоитиве-канал музея , который постоянно пополняется новыми видеозаписями. Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы, который был заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Сейчас находится в ведении музея-заповедника «Царицыно». Онлайн выставка Метрополитен-музея в Нью-Йорке Виртуальный мир позволяет совершать даже самые далекие путешествия. Так, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, где хранится около 200 000 произведений искусства, готов открыть свои двери для виртуальных туристов . Здесь можно увидеть работы Ван Гога, Джексона Поллока и Пабло Пикассо. Онлайн выставка Лувра Посетить Францию и не побывать в Лувре, — такое сложно себе представить. Это один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира, который находится в самом центре Парижа. Музей огромен и универсален, здесь хранятся экспонаты, которые многое говорят об истории и культуре разных стран мира. Онлайн выставка готова продемонстрировать часть коллекции для тех, кто пока не исполнил мечту побывать в Париже. Самые известные экспонаты музея: Британский музей Британский музей в Лондоне — один из крупнейших музеев мира. Около 8 млн объектов невозможно просмотреть даже, если вы были в музее несколько раз, но самые известные из них покажет вирутальный тур . Это — главный историко-археологический музей Британской империи. Он почетно занимает второе место по посещаемости, среди художественных музеев, после Лувра.

http://pravmir.ru/online-vystavki/

Здесь, между прочим, находят базальтовые цилиндры и плиты, на которых, вместе с скульптурными изображениями, напоминающими ассирийские, встречают надписи, сходные с эмафскими. Наблюдая расположение развалин и припоминая свидетельства об этой местности древних писателей, Скэн совершенно справедливо предположил, что часть этих развалин представляет остатки часто упоминаемого в египетских и ассирийских памятниках Кархемыша, находившегося на правом берегу Евфрата и почти на самой средине его течения. Предположение Скэна было принято и Смитом, ученым ориенталистом, который во время своего третьего и последнего путешествия на восток (1876 г.) посетил развалины Джераблус, убедился в их археологическом значении, и написал в британский музей доклад относительно того научного интереса, какой представляют эти развалины. Хранители музея выхлопотали в Константинополе фирман на производство раскопок в данном месте и ассигновали на это дело нужную сумму. Между тем Смит, к большому прискорбию для ориенталистов, умер, а Скэн должен был оставить Алеппо, и производство раскопок было поручено преемнику Скэна консулу Гендерсону, который и переправил часть найденных памятников в британский музей. Наиболее громоздкие и менее интересные из них в научном отношении были оставлены на месте. Из памятников, вывезенных из этой местности, особенно замечателен барельеф царя, находившийся в долине укрепления Биреджик, замеченный еще раньше Баджером и описанный им в сочинении «Nestorians and their Ritual» (1852, vol. I, p. 352). В настоящее время он находится в британском музее и известен под именем «монолита царя». Около этого же времени английский полковник Уильсон открыл две надписи в Гюруне, на скале ущелья, чрез которое протекает один из притоков Евфрата. Эти надписи весьма повреждены, но сохранившиеся на них знаки бесспорно напоминают знаки кархемышских и эмафских надписей. Подобные же надписи были открыты в Тиане, на юго-запад от Гюруна, на юге древней Каппадокии. Как оказалось, при дальнейшем исследовании, район надписей с подобного рода знаками простирался значительно далее Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи обнаружили католический реликварий в могиле лидера первой протестантской церкви в США 03.08.2015 Американские археологи произвели на свет сенсацию. На раскопках первого английского поселения в США , колонии Джеймстаун (штат Виргиния), они обнаружили останки капитана Гэбриела Арчера, одного из лидеров поселенцев. Уникальность этого открытия в двух сопровождающих его нюансах. Во-первых, в могиле Арчера был обнаружен серебряный реликварий, в котором были найдены несколько костей и крошечный пузырек, наполненный святой водой или кровью. Во-вторых, капитан был захоронен в шестиугольном гробу головой на восток. Подобным образом, указывает американское издание Atlantic, зачастую хоронили католических священников. Отсюда интрига: Джеймстаун был протестантской колонией, но теперь напрашивается вывод, что в ней процветала подпольная католическая община, членами которой состояли некоторые руководители поселения, а сам Арчер вполне мог быть ее лидером или даже тайным священником. «Находка загадочной маленькой серебряной коробки с мощами стало одним из главных сюрпризов, — заявил президент Jamestown Foundation Джеймс Хорн. — Мы все еще пытаемся выяснить, что бы это значило: ведь очень странно обнаружить католический реликварий в могиле лидера первой протестантской церкви в стране». Американские и английские католические издания, по понятным причинам заинтересовавшиеся открытием археологов, пока что не делают далеко идущих выводов из этого события. Но нет никаких сомнений, что вопросов оно порождает много. Когда в 1600-х г. г. британские маргиналы отправились на поисках счастья в Новый Свет, их религиозная принадлежность имела большое значение. Как пишет американский католический портал National Catholic Register, в начале XVII в. страх и ненависть к «папежникам» переживали в Англии один из наивысших максимумов в истории страны. Разоблаченный «пороховой заговор», подготовлен иезуитами в английских эмигрантских коллегиях Дуэ и Вальядолида с целью убийства короля Якова I, его семьи и британского парламента в 1605 г., привел к принятию ограничительных законов против католиков и серьезным репрессиям. Любой английский католический священник, особенно иезуит, мог был быть заподозрен в подстрекательстве и заговоре против правящего строя. Так что монарх вряд ли бы обрадовался, узнав, что католическая фронда тайно интегрировалась в отряды поселенцев, отправлявшихся на недавно открытый континент. И хотя в 1629 году английской колонии Мэриленд дали свободу вероисповедания, позволив католикам и англиканам свободно исповедовать свою веру, после свержения последнего католического короля Англии Якова II в ходе «Славной революции» 1688 г. мэрилендским католикам пришлось уйти в подполье, так как им запретили публично проводить службу.

http://drevo-info.ru/news/19270.html

В связи с вышеприведенными данными, доктор Зигфрид X. Хорн, преподаватель археологии и истории античности Университета Эндрюса, писал: 4Цар.19:35,36 ; 2Пар.32:21,22 ; Ис.37:36-38 ). Это исполненное ужаса событие замечательно изображено в эпическом стихотворении лорда Байрона «Поражение Сеннахериба», из которого мы приведем одну строфу: Ангел смерти лишь на ветер крылья простер И дохнул им в лицо – и померкнул их взор, И на мутные очи пал сон без конца, И лишь раз поднялись и остыли сердца. (Перевод А. Толстого) Вавилонские таблички отпуска продовольствия. «Незадолго до Второй мировой войны Эрнст Вайднер работал в одном из берлинских музеев над множеством простых и незатейливых клинописных табличек из хранилища зерна и масла, обнаруженного на территории дворца Навуходоносора в Вавилоне. В этих документах перечисляется количество продуктов, выделяемых ежедневно людям, находившимся во дворце на зависимом положении, строителям, артистам и заложникам. К своему удивлению, Вайднер обнаружил на нескольких документах 592 г. до Р.Х. имя иудейского царя Иехонии вместе с его пятью сыновьями и их иудейским наставником как получателей зерна и масла, спустя пять лет после начала ссылки Иехонии. … Открытие вавилонских табличек нормирования продовольствия, упоминающих Иехонию, стало первым подтверждением точности библейского повествования относительно одного из завоеваний Иерусалима Навуходоносором. Дальнейшее подтверждение этого же завоевания появилось в 1956 г., когда Дональд Вайзман опубликовал один текст, обнаруженный среди глиняных табличек в Британском музее. Эта табличка содержала вавилонские хроники нескольких лет деятельности Навуходоносора. Она прибыла в Британский музей за много лет до этого, но ее необычайная ценность была признана только после того, как Вайзман подверг ее изучению и расшифровке. Среди прочей чрезвычайно интересной исторической информации, была новость о том, что Навуходоносор захватил Иерусалим во второй день двенадцатого месяца седьмого года своего царствования, сместил царя Иехонию и заменил его на престоле новым царем. Впервые в истории библейской археологии на свет появился текст, который устанавливал точную дату библейского события. Библейские данные говорят только о том, что завоевание Иерусалима и пленение Иехонии после его короткого трехмесячного царствования имело место в 597 г. до Р.Х., но в Библии не было никакого намека на время года, когда это случилось. «Однако, эта отсутствующая дата заполнена вавилонскими летописями, которые указывают на 16 марта 597 г. до Р.Х. по юлианскому календарю» [выделено мной – У.Дж.].

http://azbyka.ru/izuchenie-biblii-v-svet...

Серединой 2 в. датируется также Оксиринхский папирус из Аилмолеанского музея (Оксфорд) с фрагментом главы 21 Евангелия от Матфея (Р.Оху. 4404); там же хранится папирус с текстом глав 13–14 того же Евангелия, датируемый рубежом Н-Ш вв. (Р.Оху. 4403). [Оксиринх был столицей 19–го египетского нома. В 1896 г. оксфордские археологи Бернард Пайн Гренфелл (1869–1926) и Артур Сэрридж Хант (1871–1934) обратили внимание на то, что засушливая почва Оксиринха, а также отсутствие поселений на месте древнего города способствовали сохранению огромного количества папирусов, многие из которых буквально валялись под ногами. С тех пор Оксиринх стал Меккой для папирологов, а раскопки там шли практически беспрерывно. Среди оксиринхских папирусов – фрагменты утраченных произведений Сафо, Пиндара, Софокла, Еврипида, Менандра, составленное неизвестным автором продолжение «Истории» Фукидида, пересказ утраченных книг Тита Ливия, раннехристианские тексты. См.: Location list of the Oxyrhynchus Papyri.../Comp. R.A. Coles. London, 1974.] Отметим также найденные в Оксиринхе папирусы, датируемые серединой 3 в.: с текстом 1–й главы Евангелия от Матфея (Р.Оху. 2; Е 2746, хранящийся в библиотеке Пеннсильванского университета, Филадельфия); папирусы с текстом глав 1, 16, 20 (Р.Оху. 208. 1781; Inv. 782. 2484 из библиотеки Британского музея) и 15–16 (Р.Оху. 1228; MS 2-X.I из университета Глазго) Евангелия от Иоанна, 22–й главы Евангелия от Луки (Р.Оху. 2383 из Ашмолеанского музея в Оксфорде) и глав 2–3, 11–12, 24 Евангелия от Матфея (Р.Оху. 2384 из Ашмолеанского музея и CNR 419,420 из Папирологического института Джироламо Вителли во Флоренции); с фрагментами Деяний, гл. 26 (Р.Оху. 1597; Gr. bibl. g. 4 (Р) из Бодлеианской библиотеки Оксфорда); с фрагментами Павловых посланий – Рим. 8–9 (Р.Оху. 1355; Add. 7211 из Кембриджа), Евр. 2–5, 10–12 (Р.Оху. 657; Inv. 1532 v PSI 1292 из библиотеки Британского музея и флорентийской библиотеки Лауренциана), 1Кор. 7–8 из Каирского египетского музея (Р.Оху. 1008; JE 47423), 1Фес. 4–5 и 2Фес. 1 (Р.Оху. 1598; Inv. 61 из Гентского университета); с фрагментами послания Иакова – гл. 1 (Р.Оху. 1229; G.P. 1229 из Университета Иллинойса) и 2–3 (Р.Оху. 1171; AM 4117 из библиотеки Принстонского университета); и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) Раскопки подтверждают и взятие ассир. царем Синаххерибом в 701 г. до Р. X. густозастроенного г. Лахиша. Его защищали 2 стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, к-рая ограждала вершину и достигала шестиметровой толщины; особой мощью отличались шестикамерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме - самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32 ´ 32 м до прямоугольника 36 ´ 76 м. Прямые археологические данные III слоя Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-зап. угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана (предположение И. Ядина). Картину падения евр . царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, к-рые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде др. городов. Господство Ассирии VII в. до Р. X. демонстрирует появление в Палестине форм т. н. нимрудского стиля и развитие городов в ассир. и сир. (арам.) традициях (документировано III слоем Мегиддо, превращенного в типичный центр ассир. провинции).

http://pravenc.ru/text/76476.html

Прекрасная коллекция массовых образцов древнегреч. Н. представлена в стелах кладбища Керамик в Афинах, среди них имеются и сложные композиции (стела Диксилеоса со сценой конного боя). В некоторых случаях известны имена создателей (Алксенор с Наксоса выполнил стелу Орхомена, Афины). Скульптура составляла важную часть и в архитектурных Н.: «мавзолей Нереид» из Ксанфа (Британский музей) включал 2 фризовые композиции по периметру основания, скульптурные группы на уровне основания венчающих колонн, традиц. рельефы на уровне антаблемента, фронтона и углов кровли (сохранились рельефы с батальными сценами захвата города и капитуляции побежденных, а также фигуры Нереид и др.). К числу шедевров мирового искусства относятся высокие рельефы Галикарнасского мавзолея (359-351 до Р. Х.), изображающие сражение с амазонками (Британский музей). Искусство древнегреч. Н. проникло в М. Азию, на острова Эгейского м. и в Сиро-Палестинский регион. Известная коллекция малоазийских саркофагов в Археологическом музее Стамбула представляет эллинистическую скульптуру в сложных («из Сидамары»), строго ритмизованных («с плакальщицами») и многолюдных («саркофаг Александра») композициях. Встречная мощная волна вост. традиции породила гибридные произведения, рельефы к-рых архаичны и уплощены почти до уровня графики (саркофаг со сценами пира из Гальи, Кипр; саркофаг с Персеем и Медузой, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а формы чрезвычайно близки к древнеегип. антропоморфным гробам (саркофаг царя Сидона Табнита, Стамбул). Синкретические по стилю, но выразительно-экзотические Н. жрецов и правителей представила карфагенская (пуническая) цивилизация Сев. Африки, образцы к-рой собраны в Национальном музее Карфагена в Тунисе. Античные Н. Греции повлияли на погребальное искусство этрусков в Италии. Оно представлено саркофагами и (чаще) урнами для праха, крышки к-рых обычно украшала разработанная и выразительная скульптурная композиция с изображением умершего (часто семейной пары) на заупокойном пиру. Эти вместилища выставлялись в пространстве подземных гробниц этрусков, образуя настоящие коллекции Н.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

8) Археолог Томпсон пишет, что личность Дария Мидянина, о котором говорит книга пророка Даниила (5, 31; 6, 1, 28; 9,1), до сих пор абсолютно неизвестна археологам. Об этом Дарии археолог Олбрайт писал: «Мнимая проблема с Дарием Мидянином, как всегда, остается чрезвычайно запутанной и, конечно, не может быть решена просто путем гиперкритики». – «Возможно, – добавляет Томпсон, – здесь мы имеем дело с титулом», 449 а не с конкретной личностью. Все же один из текстов, найденных в Харране и датируемых 546 г. до Р. X., обращен «к царю мидийцев». 450 Эта ссылка возводит проблему на новый уровень. Д.Вайзман, который занимается научным исследованием табличек в Британском музее, предполагает, что выражение Дарий Мидянин может быть вторым именем Кира. 451 А А.Р. Шорт пишет: «Что касается Дария Мидийца, то возможно, что это титул, который присвоил себе Кир после захвата Мидии (550 г. до Р. X.)». 452 9) Рассказ о трех юношах, которых Навуходоносор бросил в пещь огнем горящую, потому что те не поклонились телу златому ( Дан. 3 ), свидетельствует о больших печах в пригородах Вавилона, где рабочие Навуходоносора обжигали кирпичи, использовавшиеся на строительстве его великолепных зданий. Археологи раскопали некоторые из этих печей. Известен аналогичный случай времен Рим–Сина, более древнего паря этой страны (1750 г. до Р. X.). Этот царь некогда по поводу четырех людей, которые бросили кого–то в огонь, приказал: «Так как (они) бросили молодого раба в печь, бросьте туда одного (их) раба». Несмотря на то что мы больше ничего не знаем об этом приказе, Е.Г. Краелинг делает замечание относительно случая с тремя юношами: «Очевидно, подобная практика не была чем–то новым в Вавилоне». 453 Прежде чем закончить перечисление того, что мы считали нужным привести в доказательство исторической достоверности богодухновенной книги Даниила, приведем два мнения: одно – ассириолога и другое – критика текста. Ассириолог доктор Р.П.Дугерти после изучения всех исторических текстов (табличек), имеющих отношение к пятой главе книги Даниила, и после сравнения их между собой приходит к выводу: «Пятая глава книги Даниила вполне сопоставима по точности с клинописными текстами... Она превосходно может быть истолкована». 454

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010