На море. В связи с советским наступлением на Эстонию, начавшимся в ноябре 1918 г., ожесточённые столкновения с интервентами происходили в Балтийском море, где британская эскадра пыталась уничтожить Красный Балтфлот. В конце 1918 г. британцами были захвачены два новейших эсминца типа «Новик» – «Автроил» и «Спартак». Британские торпедные катера дважды нападали на главную базу Балтийского флота – Кронштадт. В результате первой атаки был потоплен крейсер «Олег». Во время второй атаки 18 августа 1919 г. 7 британских торпедных катеров торпедировали линкор «Андрей Первозванный» и плавбазу подводных лодок «Память Азова», потеряв при атаке три катера. 31 августа 1919 г. подводная лодка Красного Балтийского флота «Пантера» потопила новейший британский эскадренный миноносец «Виттория». 21 октября 1919 г. на британских минах погибли три эсминца типа «Новик» – «Гавриил», «Свобода», «Константин». На минах же подорвались британские подводная лодка Л-55, крейсеры «Кассандра» и «Верулам» и несколько менее крупных плавсредств. На суше. В Шенкурской операции 1919 г. – одной из самых важных при освобождении Русского Севера – со стороны противника (армии США) участвовало 2800 человек, а со стороны Красной армии – 3100 . Масштабы, конечно, по сравнению с операциями Восточного или Южного фронтов, небольшие. Летом 1918 г. японская армия, преследуя свои геополитические интересы, оказала непосредственную поддержку Белому движению. С помощью 5-й японской дивизии и отряда под командованием атамана Григория Семёнова было взято под контроль Забайкалье и основано там белое марионеточное правительство. Но даже оказание военной помощи белым со стороны Японии не позволило им взять верх над красными. Прекращение японской поддержки привело к краху режима атамана Семёнова. Что до Дальнего Востока, то приведём мнение Светланы Плохих , кандидата исторических наук, доцента, профессора департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета: « Несомненно, Волочаевское сражение в истории Гражданской войны явилось переломным событием, имеющим непреходящее значение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/02/ve...

В труде Шэфера: Die Mysterien des Osiris in Abydos unter Sesostris III, Lpz. 1904. Untersuch. z. Gesch. Aeg. IV, мы находим картину мистерий, справлявшихся в честь Осириса в Абидосе, часто в самом храме, частью же на берегу Нила, у гробницы Осириса, под тенью священного дерева. – Наконец, Шэфер, наряду с другими учеными, принимает участие в составлении монументального Catalogue général Каирского Музея. Одним из лучших знатоков искусства и литературы Египта среди немецких ученых берлинской школы необходимо признать страссбургского профессора Вильгельма Шпигельберга (Spiegelberg). Он родился 25 июня 1870 г. в Ганновере в еврейской семье; первоначально занимался в Страссбурге у Дюмихена; с 1890 г. работал в Британском и Ливерпульском музеях над собиранием материалов по древнеегипетскому праву. В результате этих занятий появилась обширная диссертация: Studien u. Materialien zum Rechtswesen des Pharaonenreichs d. XVIII–XXI Dynastien (1892). В следующем году он занимался в Берлине под руководством Эрмана и Бругша, а после смерти Дюмихена (1894) в Страссбурге был приглашен на его кафедру, которую и занимает до настоящего времени. Из многочисленных трудов Шпигельберга особенно выдаются его издания демотических памятников, отличающиеся необыкновенною тщательностью (Demotische Papyrus aus den kgl. Museen zu Berlin 1902, Demot. Papyrus d. Strassb. Bibl. 1902, Demotische Denkmäler d. Mus. zu Cairo 1904, Demot. Papyrus von der insel Elephantine Lpz. 1908, Demot. Pap. Der Musées royaux du Cinquanténaire, Bruxelles 1909, Demot. Texte auf Krügen, Lpz. 1912, описание демотических папирусов в —606— Catal. général des antiquités du Musée du Caire, 1906 слл. и т.д. Ему принадлежат также и некоторые другие публикации, как напр., Hieratic Ostraca and Papyri found by J. E. Quibell in the Ramesseum, 1898; Aegypt. Grab-und Denksteine aus süddeutschen Sammlungen, 1902 слл. (коллекции в Карлсруэ, Мюльгаузене, Страссбурге, Штуттгарте, Мюнхене и др.), Ausgewählte Kunstdenkmiiler d. agypt. Saminlung d. Universitat Strassburg, 1909, отчеты об археологических раскопках в Египте (см. ниже, гл. VII) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образование ряда школ А. в кон. XIX в. тесно связано с развитием протестант. и католич. школ библеистики. Наиболее известное течение «панвавилонизм» возникло в Германии на рубеже XIX и XX вв. и опиралось на протестант. библеистику. Представителями этой школы были Франц Делич , Г. Винклер, П. Йензен, А. Иеремиас. В полемике с протестантами и панвавилонизмом стала развиваться католич. А. Ф. Куглер сделал критический анализ работ Винклера, Йензена и др. А. Даймель создал учебник шумер. языка и свод шумер. идеограмм в неск. томах, к-рый используется до наст. времени. Им был основан ж. «Orientalia», одно из важнейших ассириологических изданий, дающее полную библиографию работ по А., включая и издаваемые в России. Археология Регулярное археологическое освоение Месопотамии началось неск. раньше, чем была прочитана клинопись. В 1820 г. англичанин К. Дж. Рич предпринял попытку раскопать в окрестностях г. Мосул древнюю Ниневию. Вскоре Рич умер от холеры, а его находки - неск. десятков глиняных табличек с письменами, цилиндр с такими же знаками и др. предметы - были отправлены в Британский музей. В 1842 г. франц. консул П. Э. Ботта в поисках Ниневии начал раскопки холма Куюнджик (под к-рым она действительно находилась), но, не найдя там ничего достойного внимания, перебазировался в Хорсабад, где была раскопана резиденция Саргона II - Дур-Шаррукин. Ниневия была раскопана в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. англичанином О. Г. Лейардом и айсором X. Рассамом. Лейард также раскопал холм Нимруд (древний Калах). Отличительными чертами этого первого периода месопотамской археологии является отсутствие научной методики раскопок, элемент кладоискательства, невнимательное отношение к находкам «невзрачного» вида. В результате этого древние города не столько раскапывались, сколько разрушались. Со временем положение дел изменилось к лучшему, но подлинно научный характер ближневост. археология приобрела лишь в 20-30-х гг. ХХ в. (см. также ст. « Археология библейская »). Становление А. в России

http://pravenc.ru/text/76690.html

В Иерусалиме открывается научная конференция «Русское присутствие в Святой Земле и ранняя христианская археология» 30 июня 2006 г. 17:13 2-4 июля Православное Палестинское Общество в Святой Земле и Британская Школа Археологии проводят научную конференцию «Русское присутствие в Святой Земле и ранняя христианская археология». Программа конференции 2.07.2006 Британская школа археологии 10.00 1. Вступительное слово:  «Русское присутствие в Святой Земле во время Британского Мандата – перспективы будущих исследований» - Юрий Стоянов,  Директор Британской школы археологии (Иерусалим) 2. «Царь, Император, Status Quo в Святых Местах и начало Крымской войны» - Джил, герцогиня Гамильтон, Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет (Англия) 3. «История ИППО в XIX - XX вв.» - Николай Воронцов, Председатель ППО в Святой Земле (Германия) 4. «Русские раскопки в Святой Земле в начале ХХ века» - Марина Невская, член ППО (Россия) 5. «Русские институты христианского Востока - история и современность» - Александр Понин, академик Российской Академии Архитектурного Наследия, член правления Союза архитекторов России (Россия) 3. 07.2006 Александровское подворье, Старый Город 10.00 1. «Христианицазия язычников в византийской политике» - Ирина Аржанцева, зав. сектором Этноархеологии Института этнологии и антропологии РАН,  старший научный сотрудник центра восточной археологии РГГУ (Россия) 2. «Христианство и язычество в Аргосе 4-5 вв. в свете последних раскопок на Агоре» - Аскольд Иванчик, профессор, член кор. РАН (Россия - Франция) 3. «Армянские мозаики в монастыре Вознесения на Елеонской горе»  - Джордж Хинтлян, Армянский Православный Патриархат (Иерусалим) 4. «Ранняя история церкви Святого Гроба»  - Дан Бахат, б. главный археолог Иерусалима, директор раскопок Масады, проф. библейской археологии Университета Торонто, Канада (Израиль) 4. 07.2006 Сергиевское подворье, Иерусалим 16.30 «Сергиевское подворье - историческое и правовое обозрение» - Николай Воронцов, Председатель ППО в Святой Земле (Германия) Православное Палестинское общество /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/122396.htm...

Позже на этом месте возник греческий православный монастырь. В пещерном храме во имя преп. Онуфрия вам покажут погребальную нишу, в которой жил подвижник, дадут испить воды из находящегося здесь же, под полом церкви, колодца. Древние руины, которые мы видим теперь на территории обители, включают в себя погребальные наслоения разных веков, в том числе средневекового кладбища, устроенного в XII в. Гора Офель («Град Давидов») Проходя или проезжая автобусом мимо юго-восточного угла Старого Города (шоссе вдоль стен проложено здесь в 1955 г.), на самом углу обратите внимание на несколько рядов кладки Иродова времени. Одна из циклопических плит (в пятом ряду) весит, по оценке специалистов, более 100 тонн. Считается, что здесь было «крыло Храма», о котором говорят евангелисты, рассказывая об искушениях Спасителя. Высота стены в этом месте достигает 23 м. При том что стена построена на скале, возвышающейся на 24 м от земли, общая высота «крыла» составляет 47 м. Слева от нас, по склону горы Офель, – место, где находилось древнейшее ядро Иерусалима, город Иевус. Он занимает весь склон холма – почти от нынешней городской стены до Силоамской купели внизу. Положение крепости объясняется близостью к единственному в округе источнику воды – Гихону, или колодцу Пресвятой Девы, как называют его теперь. Иевус – так назывался город, населенный иевусеями, народом ханаанского происхождения, которым овладел Давид на рубеже II и I тыс. до P. X. – хотя город считался по тем временам неприступным – и сделал столицей своего царства. Может быть, именно цитадель Иевуса именовалась первоначально Сион. Сам царь Давид был похоронен, скорее всего, в склепе, приготовленном для него и его преемников где-то здесь, в «Граде Давидове» (3 Цар. 2:10). Вряд ли его могли похоронить где-либо в другом месте – в том числе там, где находится Горница Тайной Вечери и где показывают теперь его «гробницу». Современная гора Сион не входила в черту «города Давида». Раскопки горы Офель фрагментарно осуществлялись в разное время. В 1961–1967 гг. специалистами Британской школы археологии, во главе с Кетлин Кеньон, при участии Библейской школы (Ecole Biblique) и Музея штата Онтарио (США), были произведены комплексные, широкие раскопки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 20-х гг. в исследовании Сирии стали применять аэрофотосъемку, которая помогла выявить дороги и фортификационные системы имперского лимеса на Востоке 2090 . He менее важные работы велись в Палестине. Члены Доминиканской библейской школы в Иерусалиме Луи-Юг Венсан (1872–1960) и Луи-Феликс-Мари Абель (1878–1953) исследовали церковь св. Гроба в Иерусалиме, стремясь выявить первоначальные формы константиновского сооружения 2091 . Они же изучили другую важную константиновскую постройку – Елеонскую церковь на Масличной горе. Венсан и Абель провели также исследование церкви Рождества в Вифлееме. Эта большая пятинефная базилика длиной свыше 46 м с атриумом была возведена при жизни Константина Великого , в 333 г. ее посетил анонимный паломник из Бордо. Юстиниан провел капитальную реконструкцию храма 2092 . Строительство этой церкви связывают с именем св. Елены, матери Константина Великого . Изучением этого исключительного памятника занимался также английский архитектор Уильям Харви (1883–1962) 2093 . Активное археологическое исследование территории Иордании началось замечательным открытием. В 1896 г. в местечке Мáдаба (Мадеба) в окрестностях Аммана (древняя Филадельфия, римская провинция Аравия) во время строительства греческой церкви была открыта базилика св. Георгия. Она стала широко известна как « церковь карты»: в ней сохранилась часть мозаичного пола с изображением карты Святой земли (размеры: 10,5 χ 5 м), с Иерусалимом и другими городами. Церковь и ее мозаичный пол датируются юстиниановской эпохой 2094 . С к. 20-х гг. член Британской археологической школы в Иерусалиме Джон У. Кроуфут, совместно с Йельским университетом, начал раскопки Герасы (совр. Джераш), крупного города Десятиградия. В этом городе было раскопано свыше десятка церквей вв. и остатки синагоги, превращенной в церковь 2095 . Позже вышел коллективный труд о Герасе 2096 . Важные работы проводились на местах событий Ветхого завета, почитаемых христианами. В 1926–1928 гг. Андреас Эварист Мадер (1881–1949) исследовал базилику в Мамвре близ Хеврона 2097 . Ha горе Небó (Нево, совр. Рас-Сиага), на месте святилища Моисея, которое уже с IV в. стало крупным паломническим центром христиан, раскопки вела францисканская миссия под руководством о. Сильвестра Салле (1895–1976) и о. Беллармино Багатти (1905–1990). Отчеты о раскопках публиковались в периодике с 30-х гг., обобщающие монографии вышли позже 2098 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МЕЦГЕР, БРЮС – профессор новозаветного языка и литературы в Принстонской богословской семинарии. МОНТГОМЕРИ, ДЖОН – профессор истории христианства на факультете богословия колледжа св. Троицы, Дирфилд, Иллинойс. В настоящее время – профессор Мелодиландской школы богословия в Анахайме, Калифорния. МОРРИС, ГЕНРИ – занимал должность профессора, а затем заведующего кафедрой машиностроения в политехническом институте, шт. Вирджиния. В настоящее время – директор Центра научных исследований христианства и вице-президент по научной работе в Колледже христианского наследия, Сан-Диего, Калифорния. НИКС, УИЛЬЯМ – занимал должность профессора в Детройтском библейском колледже, в колледже Летурно, колледже Килгор и колледже Св. Троицы. Защитил докторскую диссертацию в Оклахомском университете. ОЛБРАЙТ, У. Ф. – преподавал семитские языки и востоковедение в колледже им. Джона Хопкинса с 1929 по 1958 г. Занимал должности президента Международной организации специалистов по Ветхому Завету, директора Американской школы востоковедения в Иерусалиме, проводил многочисленные раскопки на Ближнем Востоке. Автор более 800 публикаций по вопросам археологии, библиоведения и востоковедения. РАММ, БЕРНАРД – профессор богословия в Восточной баптистской богословской семинарии. Автор многочисленных книг, включая „Свидетельства протестантской веры о Христе», „Христианский взгляд на науку» и „Протестантские истолкования Библии». РАМЗИ, УИЛЬЯМ – выдающийся британский археолог, совершивший важные открытия в области древней географии и истории Малой Азии. Автор книг „Города Св. Павла» и „Письма семи церквам Азии». СМИТ, УИЛБУР – профессор по изучению английской Библии в богословской семинарии им. Фуллера и на богословском факультете колледжа Св. Троицы. Среди его работ: „Сверхъественность Иисуса» и „На том стой: христианская апологетика». СПАРРОУ-СИМПСОН, У. Дж. – работал капелланом больницы им. Св. Марии в английском городе Ильфорде. Пользовался большим уважением в Великобритании. Принимал участие в создании Оксфордской библиотеки практического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Содержание Предисловие к русскому изданию Сэр Стивен Рансимэн (1903–2000) был вторым сыном виконта Рансимэна Доксфордского. Он получил лучшее классическое образование своего времени: по его собственному признанию, начал изучать греческий язык в возрасте пяти, а латынь — шести лет. Учился Рансимэн, подобно многим другим английским аристократам, в Итонской школе, затем в колледже Св. Троицы Кембриджского университета (1927–1938 гг.). В 1932–1938 гг. читал лекции в Кембриджском университете. В 1940 г. назначен пресс–атташе в Британской миссии в Софии, в 1941 г. получил место в посольстве в Каире. В годы войны читал лекции по истории и искусству Византии в Стамбуле (1942–1945). В 1951–1967 гг. был председателем Англо–Греческой лиги в Лондоне, в 1960–1975 гг. — президентом Британского Археологического института в Анкаре. Выступал с лекционными курсами во многих европейских и американских университетах (Фессалоники, Кембридж, Оксфорд, Лондон, Глазго, Нью–Йорк, Чикаго, София) и состоял председателем различных учреждений — Общества друзей Афонской Горы, Международной ассоциации византинистов, National Trust Греции и др. Автор целого ряда монографий   и большого количества статей. Что скрывается за этим весьма внушительным послужным списком? Имя Стивена Рансимэна стало символом в византинистике XX столетия. Первые его работы появились в конце 1920–х гг., когда еще были живы многие представители старой школы византийских исследований, последние — практически в наши дни; последний византийский конгресс, в котором он принимал участие, был копенгагенский 1996 г. Рансимэн стоит на грани двух эпох в истории науки: с одной стороны, он является в полном смысле представителем старой школы с ее энциклопедизмом и широким охватом, с ее фундаментальными исследованиями по основным проблемам византийской истории; с другой — он вполне воспринял и новый, послевоенный этап развития исторической науки с его детальным изучением конкретных сюжетов. При этом, в отличие от большинства ученых, он предстает перед нами как настоящий художник, вживающийся в эпоху и дающий нам рельефный, живой образ событий, действующих лиц, национального и этнографического колорита. Может быть, именно в этом одна из причин необычайной популярности книг Рансимэна — их может с интересом читать не только специалист, но и студент, школьник и просто любознательный человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На русском языке издается впервые. Для всех интересующихся историческими путями Православия.   Предисловие к русскому изданию Сэр Стивен Рансимэн (1903–2000) был вторым сыном виконта Рансимэна Доксфордского. Он получил лучшее классическое образование своего времени: по его собственному признанию, начал изучать греческий язык в возрасте пяти, а латынь – шести лет. Учился Рансимэн, подобно многим другим английским аристократам, в Итонской школе, затем в колледже Св. Троицы Кембриджского университета (1927–1938 гг.). В 1932–1938 гг. читал лекции в Кембриджском университете. В 1940 г. назначен пресс-атташе в Британской миссии в Софии, в 1941 г. получил место в посольстве в Каире. В годы войны читал лекции по истории и искусству Византии в Стамбуле (1942–1945). В 1951–1967 гг. был председателем Англо-Греческой лиги в Лондоне, в 1960–1975 гг. – президентом Британского Археологического института в Анкаре. Выступал с лекционными курсами во многих европейских и американских университетах (Фессалоники, Кембридж, Оксфорд, Лондон, Глазго, Нью-Йорк, Чикаго, София) и состоял председателем различных учреждений – Общества друзей Афонской Горы, Международной ассоциации византинистов, National Trust Греции и др. Автор целого ряда монографий   1  и большого количества статей. Что скрывается за этим весьма внушительным послужным списком? Имя Стивена Рансимэна стало символом в византинистике XX столетия. Первые его работы появились в конце 1920-х гг., когда еще были живы многие представители старой школы византийских исследований, последние – практически в наши дни; последний византийский конгресс, в котором он принимал участие, был копенгагенский 1996 г. Рансимэн стоит на грани двух эпох в истории науки: с одной стороны, он является в полном смысле представителем старой школы с ее энциклопедизмом и широким охватом, с ее фундаментальными исследованиями по основным проблемам византийской истории; с другой – он вполне воспринял и новый, послевоенный этап развития исторической науки с его детальным изучением конкретных сюжетов. При этом, в отличие от большинства ученых, он предстает перед нами как настоящий художник, вживающийся в эпоху и дающий нам рельефный, живой образ событий, действующих лиц, национального и этнографического колорита. Может быть, именно в этом одна из причин необычайной популярности книг Рансимэна – их может с интересом читать не только специалист, но и студент, школьник и просто любознательный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рансимэн Стивен Сэр Стивен Рансимэн (1903–2000) был вторым сыном виконта Рансимэна Доксфордского. Он получил лучшее классическое образование своего времени: по его собственному признанию, начал изучать греческий язык в возрасте пяти, а латынь — шести лет. Учился Рансимэн, подобно многим другим английским аристократам, в Итонской школе, затем в колледже Св. Троицы Кембриджского университета (1927–1938 гг.). В 1932–1938 гг. читал лекции в Кембриджском университете. В 1940 г. назначен пресс–атташе в Британской миссии в Софии, в 1941 г. получил место в посольстве в Каире. В годы войны читал лекции по истории и искусству Византии в Стамбуле (1942–1945). В 1951–1967 гг. был председателем Англо–Греческой лиги в Лондоне, в 1960–1975 гг. — президентом Британского Археологического института в Анкаре. Выступал с лекционными курсами во многих европейских и американских университетах (Фессалоники, Кембридж, Оксфорд, Лондон, Глазго, Нью–Йорк, Чикаго, София) и состоял председателем различных учреждений — Общества друзей Афонской Горы, Международной ассоциации византинистов, National Trust Греции и др. Автор целого ряда монографий и большого количества статей. Что скрывается за этим весьма внушительным послужным списком? Имя Стивена Рансимэна стало символом в византинистике XX столетия. Первые его работы появились в конце 1920–х гг., когда еще были живы многие представители старой школы византийских исследований, последние — практически в наши дни; последний византийский конгресс, в котором он принимал участие, был копенгагенский 1996 г. Рансимэн стоит на грани двух эпох в истории науки: с одной стороны, он является в полном смысле представителем старой школы с ее энциклопедизмом и широким охватом, с ее фундаментальными исследованиями по основным проблемам византийской истории; с другой — он вполне воспринял и новый, послевоенный этап развития исторической науки с его детальным изучением конкретных сюжетов. При этом, в отличие от большинства ученых, он предстает перед нами как настоящий художник, вживающийся в эпоху и дающий нам рельефный, живой образ событий, действующих лиц, национального и этнографического колорита. Может быть, именно в этом одна из причин необычайной популярности книг Рансимэна — их может с интересом читать не только специалист, но и студент, школьник и просто любознательный человек. Из предисловия к русскому изданию. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ran...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010