На Сергиевском подворье останавливались в разные годы многие известные лица. Первым поселился здесь основатель и руководитель ИППО В. Н. Хитрово . В ноябре 1889 г. года мы видим на подворье члена Совета Общества, известного издателя и журналиста А. А. Суворина, автора книги-альбома «Палестина», лучшего из российских изданий о Святой Земле. В июне 1891 г. здесь жил профессор живописи Императорской Академии художеств, автор Страстного цикла на Александровском подворье (мы еще ознакомимся с ним подробнее) Н. А. Кошелев; в том же году на подворье останавливались известные ученые, участники научной экспедиции ИППО 1891 г. академик Н. П. Кондаков и профессор Киевской Духовной академии археолог А. А. Олесницкий . В 1898 г. на Сергиевском подворье почти месяц прожил великий русский художник И. Е. Репин. Памятью о его пребывании в Иерусалиме является этюд «Несение Креста», подаренный им в церковь св. Александра Невского (Александровское подворье в Иерусалиме). В 1911 г. здесь жил замечательный поэт, писатель и мыслитель, один из самых ярких представителей русского «серебряного века» Андрей Белый. Возвращение России на Православный Восток Ни сам великий князь Сергий Александрович, ни кто-либо другой никогда не считал Сергиевское подворье своей личной собственностью. Просто к моменту признания султанским указом ранее приобретенных объектов Русской Палестины за Российским правительством, документы на недвижимости, купленные Палестинским Обществом, не были представлены вовремя. Поэтому подворье было оформлено на имя Председателя ИППО великого князя Сергия Александровича (кушан от 23 февраля 1899 г.), что и было зарегистрировано в иерусалимской кадастровой книге. С этого времени Новое подворье и стало называться Сергиевским – в честь Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, все учреждения Палестинского Общества, включая подворья, школы и больницы, по приказанию турецких властей были закрыты. Сергиевское подворье разделило судьбу всей Русской Палестины. Служащие ИППО были либо высланы из страны, либо интернированы. Подворья были заняты турецкой армией. Февральская, а затем Октябрьская революции в России внесли свои коррективы. После отречения Николая II Общество перестало именоваться «Императорским», а великая княгиня Елизавета Феодоровна сложила с себя полномочия Председателя. 9 декабря 1917 г. в Иерусалим вошли английские войска под командованием генерала Алленби. Палестина, согласно мандату Лиги наций, была передана в британское колониальное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание К. Кеньон. Фотография. 1962 г. [англ. Kenyon] Кэтлин Мэри (5.01.1906, Лондон - 24.08. 1978, Эрбисток, близ Рексема, Уэльс), английский археолог, исследователь Палестины. Старшая дочь Ф. Дж. Кеньона (1863-1952), папиролога, директора и ведущего библиотекаря Британского музея. Окончила Школу для девочек св. ап. Павла в Лондоне и Сомервилл-колледж в Оксфорде (1929) по специальности «историк». Затем приняла участие в первых раскопках в Юж. Родезии (ныне Зимбабве) под рук. Г. Кейтон-Томпсон, ученицы У. М. Ф. Питри . 1930-1935 годы стали определяющими для дальнейшей деятельности К.: она стала участницей экспедиции, проводившей раскопки в Веруламии, римском поселении на севере от Лондона (руководители - Р. Э. М. Уилер и Т. В. Уилер), а в межсезонье, когда раскопки прерывались, участвовала в экспедиции Дж. У. Кроуфута в Самарии (1931-1935). В Веруламии М. Уилер познакомил К. с принципами и техникой нового стратиграфического (послойно-квадратного) метода раскопок, который начали использовать еще до первой мировой войны. К. стала его лучшей ученицей и последовательницей в применении этого метода, который впосл. получил имена их обоих. Кроуфут, напротив, производил в Самарии раскопки традиционным для большинства палестинских археологов методом, сочетающим разрезы и широкие расчистки площадей с выделением слоев путем анализа керамики. Кроуфут позволил К. в Самарии впервые опробовать новый метод (см. в. ст. Археология библейская ). По возвращении в Великобританию К. стала соосновательницей (вместе с Уилерами) Ин-та археологии при Лондонском ун-те (формально открыт в 1937) и 1-м секретарем ин-та; в годы войны была временно исполняющим обязанности директора. До и после второй мировой войны (во время которой она служила в Красном Кресте) К. проводила раскопки на объектах в Великобритании. С 1948 по 1962 г. читала в Ин-те археологии лекции по палестинской археологии, участвовала в полевых работах в Саттон-Уолс (Великобритания), в Сабрате (Ливия), в Иерихоне и Иерусалиме (тогда на территории Иордании ). В 1951-1962 гг. К. была почетным директором Британской школы археологии в Иерусалиме, это позволило ей привлечь новые средства для раскопок на Св. земле.

http://pravenc.ru/text/1684203.html

Похоже, однако, что такими странными способами материализм в Британии изжить не удастся. Тем более, что он занимает там весьма крепкие позиции. Так, по сообщению «Известий» , британские ученые намерены экспериментально выяснить, есть ли у человека душа. «К примеру, в операционных 25 больниц в тайне от пациентов будут размещены некие специальные объекты и картины. По возвращению к жизни пациентов спросят, заметили ли какой-либо из этих предметов. Главное - выяснить, действительно ли люди способны получать информацию, когда находятся вне своего тела». Агентство «Интерфакс» сообщило о том, что «православные иконы, конфискованные в прошлом году при попытке их нелегальной переправки за рубеж, в среду, переданы храмам Сочи». «По оценке экспертов, большая часть конфискованных икон имеет культурную и историческую ценность. Среди них есть произведения 18 века. Примерная стоимость коллекции - около тыс., сообщил Н.Симаков». В Елабуге состоится другого рода «возвращение» ценностей - будут отреставрированы храмы, расписанные знаменитыми братьями Верещагиными. «В настоящее время Спасский и Никольский храмы считаются недействующими. Правда, в одном из помещений Спасского собора раз в неделю совершается богослужение. Никольский же храм расположен на территории Елабужской школы милиции, и в нем находится кабинет криминалистики, отметили в Церковно-научном центре. Полная реставрация памятников потребует, по оценкам специалистов, около 300 млн рублей. Пока же на выделенные средства планируется провести наружный косметический ремонт елабужских храмов» А на территории Троице-Сергиевой лавры ведутся археологические раскопки. Об это рассказывает газета «Pocciя» в статье Дмитрия Степанова «Элитный некрополь» . «В монастыре идет масштабная перепланировка и реставрация. Без помощи археологов здесь не обойтись. За пять веков храмы буквально вросли в землю на несколько метров. В ходе перепланировки цокольные этажи зданий освободят от скрывающего их слоя земли. «С течением времени культурный слой повысился, и необходимо сделать срез тех пластов, которые остались в прошлом, открыть их для наших современников, для верующих и науки», – рассказал эконом Троице-Сергиевой лавры игумен Алексий».

http://pravoslavie.ru/4848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки НИКОЛЬСКИЙ Михаил Васильевич (1848-1917), правосл. библеист, востоковед, основатель российской ассириологии НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (1806-1873), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения ПАЛЕСТИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД брит. научно-исследовательская орг-ция, изучаюшая культуру, историю, археологию, этнографию Израиля и Палестины ПАНВАВИЛОНИЗМ Панвавилонизм, теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время

http://pravenc.ru/rubrics/122904_15.html

Здесь же, во дворе, в саду, устраивались пасхальные разговенья, поскольку никакая трапезная не смогла бы вместить тех тысяч богомольцев, которые собирались в Иерусалиме на Страстной седмице. На Сергиевском подворье останавливались в разные годы многие известные лица. В ноябре 1889 г. года мы видим на подворье члена Совета ИППО, известного издателя и журналиста А.А. Суворина, автора книги-альбома «Палестина», одного из лучших российских изданий о Святой Земле. В июне 1891 г. здесь жил профессор живописи Императорской Академии художеств, автор Страстного цикла на Александровском подворье (мы еще ознакомимся с ним подробнее) Н.А. Кошелев; в том же году на подворье останавливались участники известной научной экспедиции ИППО 1891 г. академик Н.П. Кондаков и профессор Киевской Духовной Академии археолог А.А. Олесницкий . В 1898 г. на Сергиевском подворье почти месяц прожил великий русский художник И.Е. Репин. Памятью о его пребывании в Иерусалиме является этюд «Несение Креста», подаренный им в церковь святого Александра Невского (Александровское подворье в Иерусалиме). Одновременно с Репиным в одном из соседних номеров останавливался профессор Киевской Духовной Академии А.А. Дмитриевский , будущий многолетний секретарь Палестинского Общества. Возвращение России на Православный Восток Ни сам великий князь Сергий Александрович, ни кто-либо другой никогда не считал Сергиевское подворье своей личной собственностью. Просто к моменту признания султанским указом ранее приобретенных объектов Русской Палестины за российским правительством, документы на недвижимости, купленные Палестинским Обществом, не были представлены вовремя. Поэтому подворье было оформлено на имя Председателя ИППО великого князя Сергия Александровича (кушан от 23 февраля 1899 г.), что и было зарегистрировано в иерусалимской кадастровой книге. С этого времени Новое подворье и стало называться Сергиевским – в честь Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, все учреждения Палестинского Общества, включая подворья, школы и больницы, по приказанию турецких властей были закрыты. Сергиевское подворье разделило судьбу всей Русской Палестины. Служащие ИППО были либо высланы из страны, либо интернированы. Подворья были заняты турецкой армией. Февральская, а затем Октябрьская революции в России внесли свои коррективы. После отречения Николая II Общество перестало именоваться «Императорским», а великая княгиня Елизавета Федоровна сложила с себя полномочия Председателя. 9 декабря 1917г. в Иерусалим вошли английские войска под командованием генерала Алленби. Палестина, согласно мандату Лиги Наций, была передана в британское колониальное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

так называемая “матушка Катерина” – смотрительница нашей странноприимницы, истинно Божия старушка, известная всему Хеврону, которую туземцы очень уважали. Катерина жила там лет 16–17, хорошо мараковала по-арабски и сама учила хевронцев по-русски. Когда она проходила по городу, все кричали ей по-русски: “здравствуй, матушка Катерина”; несколько раз я видел, как грубые арабские солдаты подходили к ней, приветствовали и с уважением целовали кончики ее платья. Так своею евангельской простотою и смирением действовала на полудиких мусульман простая русская 50-летняя старушка! Теперь матушки Катерины нет, а с нею многое потеряли в Хевроне наши паломники, как и русские вообще» (Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885. С. 257). Другое обозначение в дневнике – «Хевронитка». 273 В 1859 г. греческий инок Авраамий, приобретя участок в Катамоне, пребывавший в многовековом запустении, обнаружил при работах в саду остатки древних зданий, мозаичные полы, мраморные плиты, цистерны. В 1879 г. были произведены археологические изыскания, в результате которых под скалой внизу открыты древние скальные гробницы, одна из которых признана за место погребения праведного Симеона Богоприимца. Построенный над нею храм во имя Сретения Господня освящен в 1881 г. 274 Игра слов. Речь идет об иконе так называемой «Троицы Ветхозаветной», именуемой также «Гостеприимство Авраама». 277 Имеется в виду участие В. И. Сапухиной в финансировании строительства храма во имя прав. Симеона. 280 Урания – бабушка Софии Апостолиди. Дикисса – здесь ‘заведующая’. Урания Апостолиди «заведовала» Синайским подворьем в Александрии. См. дневник за 1 октября 1870 г. 281 Шик Конрад (Conrad Schick; 27.01.1822–10.12/23.12.1901) – выдающийся немецкий археолог и архитектор, исследователь иерусалимских древностей, друг и сотрудник о. Антонина. Доктор Тюбингенского университета, почетный член Немецкого палестинского общества и Британского фонда палестинских исследований. Получив посвящение в диаконы и проповедники, приехал в Иерусалим 30.10.1846 г. в качестве слесаря и механика в составе Хришонской миссии, направленной Шпиттлером (см. выше примеч. 20). Многие годы занимался изучением и картографированием Старого Города и его окрестностей, с 1858 г. проектировал и строил здания и кварталы в Иерусалиме (в том числе еврейский квартал Меа Шеарим, по соседству с Русскими постройками). К его археологическим открытиям относятся Овчая купель (Вифезда), Порог Судных Врат (совместно с о. Антонином) и др. Многие годы занимал должность городского архитектора. В конце жизни был директором Еврейской ремесленной школы. Жил первоначально в Старом Городе, у Дамасских ворот, в так называемом «Английском доме ремесленников», в 1889 г. по своему проекту построил собственный дом на улице Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья (так называемый «Дом Фавор»). Похоронен на протестантском кладбище на горе Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 1627 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис передал в дар английскому королю Карлу II другую рукопись Нового Завета, которая была написана в Александрии в первой половине V века. Этот кодекс, также хранящийся в Британском музее, носит название «Александрийского» (кодекс А) и включает весь текст Священного Писания, за исключением нескольких мест. В 1931 г. были обнаружены 126 рукописей (папирусов) Нового Завета. Эти рукописи, датируемые примерно 240 г., были найдены в Египте. Еще одно собрание папирусов из Египта включало список Евангелия от Иоанна, а также посланий Петра и Иуды. Этот список восходит к концу II века. В 1935 г. К. Г. Робертс опубликовал некий текст, который был написан на маленьком обрывке папируса. Он был найден в 1920 г., и на одной из его сторон сохранился фрагмент текста Евангелия от Иоанна (18, 31–33), а на другой из той же главы стихи 37–38. Речь идет о части листа той рукописи, которая, предположительно, содержала 130 страниц. Этот обрывок папируса был предоставлен Джоном Райлендсом, он хранил его в своей личной библиотеке в Манчестере. Сам папирус не очень большой, однако представляет собой огромную ценность. Археологи настаивают на том, что этот текст по времени своего написания относится к эпохе императора Траяна, правившего с 98 по 117 гг. или же, что более вероятно, текст появился в годы правления Адриана, который умер в 135 году. 565 Так, вплоть до сегодняшнего дня эта рукопись считается наиболее древней из всех известных рукописей Священного Писания, которыми мы располагаем. 566 Огромная ценность ее заключается еще и в том, что благодаря ей подтверждается следующий факт: Евангелие от Иоанна существовало и имело хождение на территории Египта вскоре после кончины евангелиста Иоанна. Сэр Фредерик Кеньон, отмечая важность этого ценного документа, писал: «Как бы то ни было, это – вещественное доказательство, которое не основывается на теологических пристрастиях, и, поскольку этот факт признан всеми, кто является специалистом в области датирования папирусов, данный текст можно рассматривать в качестве достоверного свидетельства. Таким образом, по имеющимся фактам дату написания Евангелия от Иоанна можно отнести к I в., так как должно было пройти какое–то время, пока его текст получил широкое распространение. Согласно христианской традиции, датой написания текста искони считался конец I века. В отношении других книг Нового Завета мы мало что можем сказать определенного. Нет сомнений, что синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) относятся к периоду значительно более раннему, чем четвертое Евангелие (...). Гиперкритические теории школы Бауэра прекратили свое существование в силу своего же собственного неправдоподобия». Далее Кеньон заключает: «Как аутентичность, так и общая целостность, и правильность книг Нового Завета могут считаться окончательно подтвержденными». 567

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКИТСКИЙ Александр Иванович (1842-1886), российский историк, автор исследований по истории Церкви в Сев.-Зап. Руси, действительный статский советник (1883) НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН) НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (1806-1873), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846) ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время

http://pravenc.ru/rubrics/122908_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА миссионерские научные орг-ции, целью к-рых является перевод Свящ. Писания на различные языки, его издание и распространение БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/rubrics/121016_5.html

Автором был евангелист Лука. Что мы знаем о евангелисте Луке? Сам Лука о себе ничего нам не сообщает. Но у нас, современных христиан, пытающихся разобраться, есть целых три источника информации : Согласно Библии, святой Лука был, во-первых, спутником апостола Павла, и, во-вторых, врачом. Павел, в своих посланиях перечисляя своих спутников и соратников, несколько раз упоминает Луку, причем в одном месте он называет его «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4, 14) . В послании к Коринфянам Павел признается, что тяжело страдает от какой-то болезни (что это была за болезнь, Павел не говорит, он называет ее «жалом в плоть»): «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12, 7–9). Очевидно, молитва Павла об облегчении мучавшей его болезни не осталась совсем безответной: накануне путешествия в Грецию к нему присоединяется врач, уроженец Антиохии, Лука, который мог оказывать медицинскую помощь и ему самому, и его друзьям. С этого момента местоимение он в записях Луки меняется на мы, ведь теперь они, Лука и Павел, путешествуют вместе! А сейчас временно перескочим через внебиблейское предание Церкви и обратимся к современной науке… Книга Деяний, рассказывая о миссионерских путешествиях Павла (и не только о них), безошибочно указывает 32 страны, 54 города и 9 островов. Лука очень точно упоминает титулы, относящиеся к тем или иным правителям. Недаром британский археолог Уильям Митчелл Рамзи, один из крупнейших специалистов первой половины XX века по библейской археологии, писал с восторгом: «Лука является первоклассным историком. Мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия, но и о том, что он обладает истинным историческим чутьем... коротко говоря, этот автор заслуживает того, чтобы быть поставлен в один ряд с величайшими историками мира» .

http://pravoslavie.ru/134244.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010