Польский король Сигизмунд III Характер Декларации позволяет говорить о том, что составившие ее епископы по уровню своего религиозного сознания не могут быть сочтены ни православными, ни католиками. Если бы их стремление перейти в унию было следствием искреннего признания истины за католицизмом, то западнорусские епископы должны были бы просто обратиться к Папе с просьбой принять их в лоно Католической Церкви. Это подразумевало бы принесение покаяния за прежнее заблуждения, под каковым бы в данном случае понималось их пребывание в Православии. Если же епископы поднимали бы тему унии в духе восстановления общения и единства церковного между Восточной и Западной Церквями, то в таком случае с необходимостью вставал бы вопрос об участии всех Православных Церквей и их Предстоятелей в соборном обсуждении этой проблемы. Именно это предлагал князь Острожский, когда первоначально высказывался за унию, которую он понимал как подлинное восстановление церковного единства, нарушенного Расколом 1054 г. Между тем, даже глава Киевской митрополии в 1590 г. еще не был в курсе затеваемой его епископами акции и не мог считаться ее приверженцем. При этом архиереи, вероятно, изначально предполагали, что уния не будет популярной среди народа церковного и рассчитывали в деле ее утверждения в Речи Посполитой на помощь со стороны королевской власти, что косвенно подтверждает пункт Декларации об утверждении артикулов унии Сигизмундом III. Таким образом, можно полагать, что идея заключения унии, тайно высказанная архиереями Киевской митрополии в 1590 г., не носила характера перемены в их религиозном сознании. Скорее, она рассматривалась ими как один из вариантов решения проблемы сохранения своей власти в Православной Церкви Речи Посполитой в условиях противостояния с братствами и активного администрирования Константинопольского Патриарха в Киевской митрополии, что угрожало недостойным иерархам низложением. В связи с вопросом об отношении западнорусских православных епископов к возможной унии с Римом также обращают на себя внимание события, происходившие в 1591 г. Судя по имеющимся свидетельствам, в это время наметилось некоторое сближение прежде враждовавших сторон — высшего духовенства и братчиков-мирян. Это вполне проявилось в ходе собора в Бресте в октябре 1591 г.(18) Программа реформ на сей раз обсуждалась архиереями уже не тайно, а совместно с представителями мирян. Епископы на этом соборе уже не только выступали с предложениями по укреплению внутренней дисциплины в Церкви, которые в целом стали более радикальными и даже демонстрировали готовность иерархов отказаться от ряда собственных привилегий, но и поддержали инициативы братств в отношении книгопечатного дела и устроения школ. Кроме того, на соборе были приняты три судебных определения по поводу противостояния епископа Гедеона Балобана и Львовского братства — во всех случаях дело было решено не в пользу Львовского архиерея, что также создавало почву для примирения между епископатом и братствами.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Казахстанская паства при этом испытывает и некоторые негативные переживания. Настроение у нас более тревожное, потому что многие ощущают себя здесь как на острове и понимают, что рано или поздно им придется переехать на постоянное место жительства в Россию. А из России часто звучат призывы: «Возвращайтесь». Мы понимаем, что одно дело, если бы русским, живущим в Казахстане, было некуда ехать, но Россия огромная, России нужны люди, России нужна рабочая сила, в России ведется политика по привлечению соотечественников. На федеральном уровне принимаются программы поддержки переселенцев. Многие в Казахстане живут в надежде уехать в Россию. Когда из Казахстана мы посылали абитуриентов в российские семинарии, то, как правило, никто не возвращался. Поэтому семинария в Алма­Ате была очень нужна. Святейший Патриарх Кирилл, когда принял решение посвятить меня в сан епископа, подчеркивал, что создание семинарии является насущной задачей. И Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр при вступлении на кафедру определил создание семинарии как задачу приоритетную. В Алма­Атинской духовной школе получают образование уроженцы Казахстана, знающие специфику местной жизни. - Возможно ли в Казахстане такое же обострение ситуации, как на Украине ? - Мне кажется, что в этом смысле Казахстан выгодно отличается от Украины. Ситуацию на Украине и ситуацию в Казахстане в принципе нельзя сравнивать, и вот почему. Во-первых, раскол на Украине имеет длительную историю. Он по сути дела восходит к XIII веку. Это было время, когда после монгольского завоевания галицкие князья (Даниил Галицкий, к примеру) приняли западную ориентацию . В XVI веке случилась катастрофа - была принята Брестская уния . В Казахстане ничего подобного не было. Мало того, в Казахстане на протяжении столетий и даже тысячелетий в некоем единстве, в добрососедстве жили люди разных религий и разных национальностей. Традиция толерантности, то есть взаимоуважения людей разных религиозных воззрений, существует со времен, предваряющих эпоху империи Чингисхана. У коренных жителей это в крови.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В 1458 году униатский Константинопольский патриарх Григорий Мамма, пребывавший в Риме, поставил литовско-галицким митрополитом Григория, бывшего в своё время протодиаконом у митрополита Исидора. Григорий попытался утвердить в своей митрополии унию и начал гонения на православное духовенство, но не нашёл поддержки у польского короля и в 1469 году сам присоединился к православию. Ягеллоны, впрочем, не желали покровительствовать православию и охотно урезали его права и ослабляли материальное положение Православной церкви и верующих. В XV и XVI веках в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцкое и Ряшевское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли её в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон». В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельскаго сейма получила своё завершение. Если к этому Польша и Литва находились только в конфедеративного союзе и имели свои отличия в управлении, то Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Православное население Беларуси и Западной Украины, которое оказалось в составе Польши, начало ощущать систематический гнёт со стороны католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими взглядами, ставил выше всего интересы Римского престола. Сложное положение было и с православной иерархией. До конца XVI век века большая её часть во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви. В настоящее время создается много полемических произведений, направленных на защиту чистоты веры от посягательств со стороны инославию и прежде всего Римско-католической церкви. Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность. XVII—XVIII века [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Польша

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий († после 1639), волынский шляхтич, борец за права православных в Речи Посполитой в 1-й трети XVII в. По сведениям Д., он провел молодость при дворе крупного правосл. магната кн. Константина Константиновича Острожского . В 1596 г. был одним из 2 послов, отправленных к кор. Сигизмунду III Вазе с изложением условий, на к-рых правосл. волынская шляхта могла бы согласиться на созыв совместного Собора с епископами - сторонниками унии. В том же году Д. участвовал в работе Собора, созванного в Бресте православными (см. ст. Брестская уния 1596 г. ). В 1599 г., когда было заключено соглашение о совместной борьбе православных и протестантов за свои права и за соблюдение норм по сохранению религ. мира в Речи Посполитой, установленных Варшавской конфедерацией в 1573 г. (см. в ст. Диссиденты ), Д. вошел вместе с кн. Константином Острожским в состав «провизоров» - защитников этого общего дела, выбранных правосл. стороной. В 1601 г. вместе с кн. Константином Острожским и др. волынскими шляхтичами Д. подписал обязательство защищать правосл. Люблинское братство . Не позднее 1607 г. стал чашником Волынской земли, занимал также должность королевского секретаря. С 1615 г. волынская шляхта неоднократно избирала Д. послом на сеймы, где он стал одним из главных защитников православных. Об авторитете, к-рым Д. пользовался среди православных в эти годы, свидетельствует посвящение ему Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким) написанного в 1618 г. «Зерцала богословия». В 1615 г. Д. подписал протест против того, что на сейме ничего не было сделано «для удовлетворения людей греческой религии». На Варшавском сейме 1620 г. он произнес речь, в к-рой резко выступил против преследований православных (закрытия церквей, запретов на профессию, стеснений в совершении богослужения) и требовал, чтобы епископы, как и ранее, подчинялись К-польскому патриарху, а отобранные у православных владения были возвращены. Д. защищал права православных и правосл. иерархию и на сейме 1623 г., когда король выдвинул план созыва Собора для примирения униатов и православных.

http://pravenc.ru/text/180415.html

Аверьянов-Минский отметил, что у БНР не сложились отношения отношения даже с самым близким соседом - Украино й. «Восточноевропейские „державы " за всё время своего существования так и не смогли договориться о том, кому должно принадлежать Полесье», - сказал эксперт. Аверьянов- Минский подчеркнул, что 25 марта - «праздник не только у местечковых националистов, но и у настоящих патриотов Белой Руси». «25 марта 1839 года на территории Белоруссии была отменена навязанная поляками в 1596 году Брестская церковная уния. В этот день Государь император Николай I утвердил решение Полоцкого собора о воссоединении западнорусских униатов с Русской православной церковью. В память об этом знаменательном событии была отчеканена медаль с надписью „Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839) " . Думаю, если б у власти в Белоруссии находились сторонники общерусского единства, 25 марта было бы сделано официальным праздником - Днём возвращения белорусов в лоно Православия», - полагает он. Сегодня белорусская оппозиция организовала в центре Минска массовую акцию, приуроченную к 98-й годовщине основания БНР. БНР была провозглашена в ночь с 24 на 25 марта 1918 года. Значительная часть белорусской оппозиции считает эту дату праздничной и отмечает как «День воли». Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2016/mart/26/isto...

Весь ход истории, начиная от бесконечных шведских войн, нашествий польско-литовских интервентов, Наполеона и заканчивая Гитлером, ярко иллюстрирует стратегию, основанную на ненависти к России и желании подчинить ее себе.И надо признать, однажды Запад на этом поприще достиг успехов. В 1596 году путем обмана, подкупа, угроз и предательства была заключена «Брестская уния», когда часть русских земель, являющаяся сегодня Западной Украиной, приняла католичество и перешлапод духовное окормление Ватикана. Важно отметить, что эти предатели и их потомки, стремясь хоть как-то оправдать в своих глазах это позорное деяние, стали говорить о якобы правильном«цивилизационном»выборе и заложили основы славянской русофобии, а также к череде дальнейших предательств, венцом которых стали события на Украине начала XXI века». Итак, налицо многовековая, укоренившаяся на уровне подсознания и пронизывающая все слои западного общества русофобия Запада, которая продолжается и в наши дни, основой которой являются : отход от истинного христианства и введение еретических догматов, уход в раскол, желание ,путем лжи и инсинуаций взвалить вину за раскол на Византию, а затем транслировать свою мировоззренческую позицию на Православную Русь как преемницу Византии , жажда политического реванша и установления политического и религиозного главенстваЗапада над Востоком и , как итог- полное духовное , нравственное и экономическое подчинение себе Русской Цивилизации. Первая и очевидная группа людей, проявляющих явную русофобскую позицию- это потомки фарисеев и книжников-иудеев, которые не только распяли Христа, взяв ответственность за это преступление на себя, но на метафизическом уровне сделав ответственными за содеянное своих потомков, заявив Пилату: Кровь его на нас и на детях наших (Мф 27;25). Именно эти люди, как в 1917 году, так и сейчас проявляют свою ненависть к России и к её православной традиции. Прекрасно понимая, что нынешняя Россия не могла состояться как государство без наследования от Византии Православия, эти деятели оскверняют именно самую суть русской православной цивилизации.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

«Экспедиция в Эфиопию впервые поставила перед апостольской работой Ордена вопрос обряда. Из 12 участников миссии в Эфиопию трое по указанию св. Престола должны были принять епископский сан, а один из них, о. Баррето, был назначен патриархом, и, несмотря на это, все они сохранили латинский обряд. Это совпадало с канонически-богословскими взглядами того времени, и никто не допускал, в особенности после декретов Иннокентия IV и Пия V, чтобы латинский миссионер мог изменить свой обряд на восточный». B Эфиопии выяснилось, что латинский обряд не мог быть применен. Начальник миссии Баррето это предвидел и указывал еще Лойоле, что «было бы глупостью уничтожать столь древнее христианство ». Он требовал, чтобы Рим разрешил вопрос обряда. Рим этого вопроса не разрешил, «восточного обряда» не признал, и дело в Эфиопии окончилось катастрофой и кровавыми преследованиями. Вскоре возникли осложнения в Польше в связи с развитием протестантизма. На Тридентском Соборе этот вопрос поднял известный кардинал Гозий. «Он видел, что защита католицизма должна была быть разделена на два фронта: протестантский, с одной стороны, и православный – с другой. Быстрое подчинение протестантизму Руси (Западной) может неожиданно привести к объединению двух противников в очень грозную для церкви силу». Вот почему Гозий считал необходимым прежде всего объединить католицизм с Православием, этим пресечь наступление ереси на польском востоке, а засим общим фронтом стать на борьбу с протестантизмом, идущим с Запада. Дело это должно было быть возложено на иезуитов. Снова возникал вопрос о «восточном обряде». Хотя Поссевин и Скарга относились к «восточному обряду» без всякого расположения, так как для них идеалом было «единство во всем», тем не менее Поссевин в 1583 году обратился в Рим. Рим отнесся весьма скептически к этому вопросу, «не желая приложить руку к делу, о котором потом можно было бы жалеть». Брестская уния сохранила «восточный обряд», тем не менее она требовала помощи со стороны монашеских орденов, и В.Рутский, будущий униатский митрополит, около 1600 года поднял этот вопрос в Риме. Рим как будто согласился и в 1625 году послал ему несколько кармелитов, которым было позволено принять «восточный обряд». «Однако, история не оставила никаких следов исполнения этого важного распоряжения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В XVI веке Европа предлагала восточным славянам: «Прими нашу веру – и войдешь в Рай». Это был Евросоюз XVI столетия Но мне хочется метнуться мыслью во времена более отдаленные, нежели времена Кутузова и Бонапарта. Метнуться в XVI век. Конкретно – в год 1596-й. Это год Брестской унии. В те благословенные времена европейцы не требовали признавать в качестве брака однополые союзы. Что вы?! Они сами за это делали больно всем несогласным. Они просыпались по звону соборных колоколов, вслушивались в каждое слово папских энциклик и не представляли себе, как можно жить в браке, не будучи венчанным. Их тогда не интересовали заводы, потому что заводов тогда не было. Богатство измерялось количеством и качеством земель и умением подвластных людей на земле работать. Рай и ад были реальностью. Жизнь была трудна, грязна, коротка, но очень интересна. Подлинная власть в те времена полагалась в сфере идеологии. А идеология в благословенном XVI веке была насквозь церковной. Итак, в XVI веке католическая Европа с центром в Риме (точнее – Ватикане) предлагала восточным славянам союз (унию, если на латыни) и говорила: «Прими нашу веру, ибо мы выше тебя. Без нас и нашей веры ты не спасешь свою душу. Без нас ты будешь раб и свинопас. А с нами ты будешь такого же достоинства, как мы, и войдешь в Рай по смерти. Прими нашу веру и покорись нам добровольно. Если же нет, то мы покорим тебя силой для твоего же блага, потому что такое право мы имеем от Бога через Папу». Это был Евросоюз XVI столетия. Ни угля, ни стали, ни ЛГБТ, ни потребительских кредитов. Но та же гордость колонизатора в отношении к папуасам; та же гордость и нераскаянность. По сути, там – скрытый сатанизм под маской христианства, а сегодня – уставший скрываться сатанизм под маской либеральной филантропии. Наши малограмотные предки не были лишены ни мудрости, ни природной интуиции, ни чувства достоинства. В ответ на предложение таких союзов они закатывали рукава и шли драться. Так было в благословенном XVI веке, который плавно перетек в благословенный век XVII-й и перетащил туда все свои нерешенные вопросы. В целом идея унии потерпела поражение. Но не сразу и не везде. Часть прежде здорового тела эта болезнь успела заразить. Уния закрепилась на Западной Украине и частично в Западной Белоруссии. В этих местах родился феномен: Восточная вера с вкраплением Западных обрядов и послушанием Риму или, наоборот, Западная вера с Восточной обрядностью. Никто уже не разберется, как правильно.

http://pravoslavie.ru/89805.html

6. История подготовки и осуществления унии церквей в конце XVI в. выявила взаимное непонимание католиков и православных. История Брестской унии – история иллюзий. Исторически эти иллюзии были столь же закономерны и неизбежны, сколь закономерен и неизбежен был их крах. Православные епископы и другие православные сторонники унии вовсе не хотели становиться католиками, хотя и не отдавали себе отчета ни в том, что на самом деле разделяло их и католиков, ни в том, в каким последствиям приведет их отчаянный маневр. Католики не хотели и не могли – настолько, насколько они оставались католиками! – пойти на то, чтобы христиане, признавшие власть, авторитет и правоту папы, оставались бы не-католиками. Они, как и православные, не понимали, в чем состоят глубинные различия двух христианских традиций и к каким катастрофическим последствиям может привести заключаемая уния. Взаимное непонимание православных и католиков во времена Брестской унии коренится в особенностях и различиях двух христианских ментальностей, исторически сформированных конфессионально-культурными традициями византийско-православной и латино-католической цивилизаций. 7. Последствия взаимного непонимания и иллюзий стали выявляться уже в 1595 г. Одним из них был фактический отказ католической стороны от проведения общего собора, на который так надеялись православные. Другим – поворот событий, который ждал Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого в Риме. Однако пути назад уже практически не было ни для православных инициаторов унии, которые всё поставили на одну карту, ни для католиков, которые по природе своего экклезиологического мышления не могли отказаться от счастливо представившейся перспективы «обращения» из «схизмы» в истинную веру миллионов «заблудших овечек». Глубокий раскол православной церкви (и следовательно, всего общества!) во время Брестских соборов октября 1596 г. стал, по сути, первым публичным крахом унионного плана и ярчайшим выражением взаимного непонимания двух сторон. История украинско-белорусского православия и Брестской унии позволяет, таким образом, выявить некоторые исторические реальности, определявшие особенности развития католических и православных обществ и противоречия в их взаимодействии в Средние века и в «эпоху конфессий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Провозглашенная на Брестском соборе 1596 года уния с Римом была принята королем Сигизмундом III, до изуверства преданным католичеству, под особое покровительство. Внешние обстоятельства благоприятствовали распространению и укреплению унии, встреченной в начале с страшным негодованием большинством православного населения. Во главе униатской церкви скоро стал митрополит Ипатий Поцей, человек знатного рода, с католическими убеждениями, получивший воспитание в Краковской иезуитской академии и отличавшийся умом и сильной волей. Не желавших принять унию Поцей считал ослушниками королевской воли. Непокорных священников он подвергал истязаниям и преследованиям, изгонял из приходов и предавал проклятию. У православных братств насильно отнимались школы и храмы со всем имуществом, и передавались униатам. Наиболее ревностными помощниками Поцея и врагами православия явились ученики иезуитов – Иосиф Вельямин-Рутский, сын Московского воеводы Вельяминова, и Иосафат Кунцевич. Сделавшись митрополитом, Рутский, истый католик по воспитанию и убеждению, первый занялся внутренним устройством униатской церкви. Прежде всего он решился преобразовать униатское монашество по образцу латинских орденов. С целью истребления православия, поддержания и упрочения унии и теснейшего сближения с латинством, он учредил братство, или чин (орден) святого Василия. Почти все базилианские монастыри, вопреки обычаям и правилам древней восточной церкви, были подчинены одному начальнику – протоархимандриту, или генералу, который не зависел, от униатского митрополита и сносился непосредственно с Римом. В основание ордена были положены правила и постановления иезуитов. Последние должны были присутствовать на собраниях базилиан и давать руководствующее направление их деятельности. Учителями базилиан в деле окатоличения униатов явились также и босые кармелиты. Папа разрешил вообще всем латинянам поступать в базилианский орден (15 июля 1613 года), с целью подготовить преобразование унии в чистое латинство. Для более успешного развития унии и католичества базилиане должны были занимать высшие иерархические должности в епархиальном и церковном управлении и всецело сосредоточить в своих руках общественное воспитание. Рутский намеревался также ввести безженство между светским клиром, для большей его независимости в житейском отношении, и дать ему приличное образование. Но эти планы его затормозили базилиане, опасаясь встретить себе соперников в безженных и образованных униатских пастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010