2. Источники не содержат сведений о связи унионной инициативы православного епископата с политикой польского правительства, деятельностью папской курии, иезуитов и польского духовенства. Поэтому если под генезисом Брестской унии понимать разработку православным епископатом плана перехода под юрисдикцию Рима и шаги по осуществлению этого плана в 1590–1594 гг., то выясняется, что прямой связи между генезисом Брестской унии и католической политикой, унионными проектами римского и польского духовенства нет. Равным образом нет оснований считать, что унионная инициатива была связана с памятью о Ферраро-Флорентийском соборе и так называемой «флорентийской традицией». Уния понималась православным духовенством инструментально – как средство преодолеть кризис православной церкви, предотвратить «латинизацию» и провести ряд внутрицерковных реформ. В обмен на признание юрисдикции Рима православные епископы рассчитывали получить поддержку в осуществлении этих планов. Причины унионной инициативы, приведшей в конце концов к Брестской унии, следует, таким образом, искать во внутреннем развитии украинско-белорусского православия, а не в его отношениях с католической церковью. 3. Унионная инициатива православного духовенства была ответом на внутрицерковный кризис второй половины 1580-х гг. Этот кризис выразился в столкновении духовенства и мирян, которые стали претендовать на лидерство в церкви. Православные братства, созданные или обновленные во второй половине 1580-х – начале 1590-х годов, получив поддержку патриархов, выдвинули свою программу церковных реформ, которая была неприемлема для духовенства, так как фактически предусматривала передачу мирянам власти в церкви. Желая упрочить свою власть, преодолеть нараставший в церкви хаос, провести необходимые реформы, противодействуя натиску католицизма, протестантизма и «ересей» внутри самого православия, группа православных епископов решилась на рискованный шаг – перемену высшей церковной юрисдикции. Это выразилось в унионной инициативе 1590-х гг. Однако в течение нескольких последующих лет сохранялась возможность преодоления кризиса собственными силами. Но в июне 1594 г., во время очередного Брестского собора, кризис в отношениях мирян и духовенства достиг апогея. Опасаясь внутрицерковного переворота, епископат перешел к практическому осуществлению унионного плана. В источниках нет каких бы то ни было упоминаний о реакции православных иерархов, решившихся обратиться к папе, на учреждение Московского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Из школы этот вопрос может быть перенесён на церковную платформу; и тогда союз между Восточной Православной и Епископальной Церквами будет просто синтезом взаимного знания, уважения и любви. Когда вопрос станет ясным в сознании обеих сторон и будет ясно видно, что нужно сделать для того, чтобы уния стала фактом, церковным властям останется только санкционировать уже существующий факт взаимного притяжения двух Церквей и продемонстрировать полную возможность их сосуществования. Тогда действительно может быть достигнут святой союз двух Церквей. Что касается союзов, организованных орденами и усилиями светских и духовных властей, то их у нас уже достаточно. Они не принесли христианству ничего, кроме вреда. Мы всё знаем о двух великих союзах, Флорентийском и Лионском; мы знаем, как они были образованы и каков был их конец. Но знаете ли вы, мои американские друзья, о Брестской унии, которую триста лет назад заключил Рим с частью нашего русского народа, насчитывающего в настоящее время четыре миллиона человек? Знаете ли вы нынешнее состояние русских униатов? Знаете ли вы, что Рим нарушал и продолжает нарушать, особенно в настоящее время, религиозные права этих несчастных униатов, нарушая тем самым свои торжественные обещания? В 1624 году Папа Урбан VIII издал декреты от 7 февраля и 7 июля, согласно которым ни один русский униат или грекокатолик не должен становиться римским католиком; однако в наши дни Папа Пий X посылает к русским униатам Америки епископа, чья особая миссия состоит в том, чтобы постепенно лишить униатов обряда Восточной Церкви и сделать из них латинян. Я не могу без глубокой и сердечной боли говорить о делах латинизированного русского духовенства среди русских униатов. Я много читал и слышал о политике Ватикана и иезуитов, о ренегатском русском униатском духовенстве и его отношении к собственному народу. Но то, что я увидел и узнал здесь, превосходит всё, что я мог ожидать или представить. На американской земле многие униаты начали возвращаться к Церкви своих предков.

http://bogoslov.ru/article/6172763

Сколько первая, столько и последняя Уния, как происками нескольких лиц произведённая, не имела твёрдого основания. Сие оказалось в следующем 1596 году. Когда на новом Брестском соборе епископы, принявшие Унию, с епископами Римскими и сенаторами, в большом числе от короля присланными, старались склонить Православных к своему предприятию; то сии последние, имея предводителями оставшихся в Православии епископов Львовского и Перемышльского, прокляли митрополита и приверженных ему епископов и, отрешив их от должностей, подали к королю прошение об удалении их от епархий, как отступников от веры. Но напрасно – Сигизмунд способствовал всеми силами Униатам, отнял у Православных их права и запретил строить церкви. Сии меры при жизни митрополита Рагозы не имели полного действия – сей пастырь по смерти раскаивался и колебался в принятой Унии; но Поцей, со вступлением на митрополию, приложил все усилия к торжеству Унии. Он исходатайствовал постановление, дабы никого неучёного не посвящать, Православных же в польские училища не принимать. Таковое постановление оказалось гибельным, особенно за последовавшим уничтожением нескольких находящихся ещё православных училищ; а со смертью двух в православии оставшихся архиереев, некому было посвящать православных священников. Началось явное гонение: отнимали Православные церкви и монастыри, отнимали церковные имущества; Православных светских к урядам ни к цехам не допускали, по некоторым городам жить им отказывали; мёртвых на святых местах хоронить запрещали, а даже над вывозимыми телами издевались; священников и монахов ловили, в кандалах и темницах содержали и мучили. Напрасно справедливость исторгала почти на всяком сейме новые в пользу благочестивых постановления – власть королевская, фанатизм Римского духовенства и могущество частных лиц, заставляли молчать конституцию; угнетённая Россия в несчастные времена самозванцев не могла подать руку помощи своим единоверцам, – и половина Православного в Польше народа нашлась принуждённой оставить благочестие. Успехи Униатов облегчались принятием Римского обряда почти всем знатнейшим Православным дворянством – соединение по вере обоих обрядов устраняло всякое препятствие, происки иезуитов и обнадёживание двора представляли довольно побуждений, – и русские князья и вельможи, потомки св. Владимира и Православных князей Литовских, оставив веру своих предков, оставили легко и презренную Унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Доктор церковной истории В.И. Петрушко описывает почти пятисотлетнюю историю идеи создания " Киевского униатского патриархата " , особое внимание уделяя попыткам со стороны греко-католиков, которые предпринимались в ХХ веке.      Идея создания Киевского униатского патриархата впервые была выдвинута в период подготовки Брестской унии, в 1570—1580-е гг. Данный проект задумывался как средство вовлечения в унию православных Речи Посполитой, но реализовать его тогда так и не удалось . К плану создания Киевского патриархата католическая сторона обратилась вновь в связи с попытками диалога между православными и униатами Речи Посполитой в 1620—1640-х гг., обусловленного стремлением обеих сторон преодолеть острое межрелигиозное противостояние, причиной которого стала Брестская уния. Приверженцы Православия соглашались на обсуждение вопроса об общем с униатами патриархате, полагая, что тем самым будет возможно положить конец гонениям со стороны католиков. Последние же вновь видели в этом проекте средство распространения унии. Эта попытка создания униатского патриархата также не увенчалась успехом . Украинские греко-католики вновь вернулись к проекту Киевского униатского патриархата лишь в ХХ в. Значительное оживление церковной жизни в Униатской Церкви в Галиции, наступившее на рубеже XIX—XX вв. благодаря деятельности митрополита Андрея Шептицкого, сопровождалось усилением прозелитизма униатов на Востоке Украины и в России. Шептицкий планировал распространить униатство на этих территориях и создать под своим главенством обширную униатскую церковную структуру. Разрабатывая в быстро меняющихся политических условиях новые стратегические планы распространения унии на Восток, Шептицкий старался не афишировать своих патриарших амбиций. Но если в своей официальной переписке с Ватиканом по вопросу миссии на Востоке митрополит Андрей избегал говорить о своем потенциальном патриаршестве, то с политическими партнерами он иногда бывал более откровенен. Так, например, в письме к эрцгерцогу Вильгельму Габсбургу глава греко-католиков Галиции, имевший на основании доходивших до него слухов весьма неясные представления о проходившем в Киеве в продолжение 1918 г. Всеукраинском Православном Церковном Соборе , писал:

http://pravoslavie.ru/37250.html

Выражение склонности к унии он усматривает и в том, что собор принял постановление, касавшееся школ, стремясь якобы воспрепятствовать росту заметных в школьном деле протестантских тенденций, так как они препятствовали сближению с Римом. («The confidence shown in that delicate matter to the bishops whose pro-Roman attutude must have been known to the Synode clearly indicates that there was no dissatisfaction with, nor opposition against that attitude, even if there still was some hesitation among other members of the hierarchy». Собор «was well aware of the penetration of Protestant influence into some of these schools including the most important which prince Constantine had founded in Ostrog, a penetration which was one of the main obstacles to any agreement with the Catholic Church» [Halecki. 1968: P. 243]). Натянутость этих аргументов очевидна. Тем не менее и Б. Гудзяк, не приводя, впрочем, никаких аргументов, утверждает, что «there were non-written statements concerning rapprochement with Rome» (Gudziak 1998. P. 213). 611 Флоря Б.Н. Брестские синоды и Брестская уния//Католицизм и православие в Средние века (Славяне и их соседи. Вып. 3). М., 1991. С. 59–75. Подробнее об этом см. ниже. 614 Ни Ходыницкий, ни Жукович, обращавшиеся к этому вопросу, не смогли на него ответить (Chodynicki 1934. S. 269; Жукович 1901. С. 97–98). 618 Об Аркудии см.: Pidrutchnyj P.B. Pietro Arcudio – promotore dell " unione//Analecta OSBM. VIII (1973). P. 254–277; Chodynicki P. Arkudius Piotr//PSB. Т. 1. S. 158–159. 619 См.: Pidrutchnyj P.B. Pietro Arcudio – promotore dell’unione. P. 256. Сам Аркудий писал в 1597 г. кардиналу Альдобрандини, что провел в Речи Посполитой три года («...lo ...fui mandato nella Russia per beneficio di questa gente... Et dimorai in questi paesi per tre anni continui» – DUB. P. 448). 620 DUB. Р. 448 («... dove trattai con alcuni de loro parte per mezo di interpreti, parte in latino cose appartenenti alia Unione, et in particolare molto strettamente con il Vladica di Volodimiria, all’hora seculare et senatore, quale, havendo gli cavato ogni sorte di scrupulo, et risoluto ogni dubio et per efficassime anco persuasioni di Mons, di Luceoria, si rendeva pronto a questa santa opera, et desiderava, che gli si presentasse occasione per mostrare l’animo suo bono»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

С появлением в Московской Руси линейной нотации в середине XVII века строчные и демественные песнопения стали записываться этим видом нотации. Итак, раннее многоголосие занимает совершенно особое место в литургической культуре Русской Православной Церкви однако со второй половины XVII века оно постепенно было вытеснено партесным многоголосием и уже в XIX веке стало практически неизвестным. Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков Исторические предпосылки возникновения партесного пения в России во второй половине XVII века теоретическое и идейно-эстетическое обоснование партесного пения в трудах Н. Дилецкого, И. Коренева партесные гармонизации традиционных роспевов, свободные авторские композиции Исторические предпосылки возникновения партесного пения в России во второй половине XVII века. Воссоединение Украины с Россией ознаменовало принципиально новый этап и в развитии культурной цивилизации России в целом и в становлении иного образа иных представлений о традиционном церковном пении. Что же происходило на Украине в первой половине XVII века? С 1569 г. большая часть Украины вместе с Белоруссией входили в единое государство – Речь Посполитую. В 1596 г. была заключена Брестская уния (союз между православной и католической церковью). Это означало сохранение на Украине и в Белоруссии православного богослужения при догматическом и административном подчинении Римскому Папе. И православные люди в пределах Польско-Литовского королевства находились в непосредственном контакте с католической церковной музыкой – многоголосным «сладкозвучным» церковным пением в сопровождении органа. Это не могло не прельщать православных. Так, например, автор полемического труда второй половины XVII века «О божественном пении» Иоаникий Коренев пишет, что «в Малой России, когда римляне начали прельщать верных органной игрой в своих костелах, ничем иным их (верных – A. К.) не отвратили от них и обратили к соборной церкви только этими многоголосными музыкальными сочинениями и в них умилительными голосами и проповедью божественных слов посрамили эту игру». 131] To есть бороться против унии православные стали организацией таких же многоголосных хоров, но без инструментального сопровождения, тем самым противопоставляя свою певческую культуру «сладким звукам мусикийских органов, сильно увлекавших на свою сторону слабых сынов православной церкви» (прот. Д.Разумовский ) – 19].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

229. КЛИМЕНТ VIII Римские Папы. Список 229. КЛИМЕНТ VIII. 1592—1605. Ипполито Альдобрандини. Родился 24 февраля 1536 г. в Фано, около Флоренции. Получил юридическое образование. В 1585 г. был назначен кардиналом и выполнял функции папского легата в Польше, где поддерживал кандидатуру Габсбургов после смерти Стефана Батория. Он сурово осуждал практику непотизма, но, став папой, назначил кардиналами четырех своих родственников. Одним из них был Пьетро Альдобрандини, который получил пурпур в 22 года и замещал папу во всех важнейших делах. Папа и его непот осуществляли соуправление как в политических, так и в религиозных делах. Связи с Испанией несколько ослабли, и апостольская столица снова сблизилась с Францией. Шаги, предпринятые папой, позволили расширить территорию папского государства. В религиозной области господствовала инквизиция, гася любое проявление прогрессивной мысли и развитие свободной, не подчиненной теологии науки. В 1600 г. был сожжен на костре выдающийся итальянский философ Джордано Бруно (род. в 1548 г.). В 1596 г. в Польше была заключена Брестская уния — суррогат объединения обеих ветвей христианства — восточной и западной. Она не оправдала надежд, которые возлагал на нее папа, рассчитывая на обращение в католичество всей Руси. В доктринальной области папа безуспешно пытался разрешить спор между теологами-иезуитами и доминиканцами, дискутировавшими о границах влияния милости божьей на волю человека грешного и спасенного. После длительных прений и столкновения разных точек зрения папа, познания которого в теологии были весьма ограниченными, решил не оглашать окончательного решения. Вопрос остался открытым. В 1600 г. Климент VIII с огромной помпой открыл Юбилейный год, на который прибыло почти 3 миллиона паломников. Тогдашние хронисты отметили «пышность». Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442619/

В таких обстоятельствах Даяна Лазаревич, молодой исследователь и переводчик, настойчиво следит за выступлениями Владимира Путина, переводит их на сербский язык, получает одобрение администрации президента и даёт рукописи название «Z – непобедимое лицо России». Таким образом, это первая книга самого Владимира Путина а не о нём, как это было ранее. Это является своего рода подвигом переводчика. Таким образом, читатели могут ознакомиться с подлинными взглядами, мыслями, идеями, знаниями, желаниями и предложениями Путина как для западных политиков, так и для вопросов внутренней политики. Мы бы не стали слишком много указывать на всё самое ценное в этой книге, потому что этого достаточно, и тем самым мы лишили бы читателя очарования чтения, но, всё же, выделим некоторые мысли Путина по вопросу Украины. Именно Украины, потому что на этой территории идет битва не только за выживание Российской Федерации и русских как народа, но и других народов Европы и мира, особенно нас, сербов. Просто у русских и сербов есть то, что можно назвать законом Объединенных судов. Путин неоднократно говорил об историческом единстве русских и украинцев, но его одноимённая статья на эту тему от 2021 года, которую, по его словам, он написал сам на основе открытых источников, является важным свидетельством. Во-первых, потому что он опирался на традиционную науку, лишенную подделок и мифов. Верно констатирует, что проблема возникла в XIV веке, когда элита Литвы обратилась в Римско-католическую веру, и усугублялась рядом церковных уний, наиболее тяжелые последствия которых для русской идентичности на Украине и частично в Белоруссии имела Брестская Уния, подписанная православными епископами и священниками в 1596 году. С тех пор проводилась полонизация и латинизация населения (ассимиляция), а Православие подавлялось. Важно отметить, что Путин заявляет, что украинец – это не этническое имя, а профессия - пограничник, то есть он обозначает человека, живущего на окраине, на границе. Все последующие действия различных центров силы, в том числе большевистских, создавали социальными средствами украинскую идентичность, но как антироссийскую, а государство Украина как анти-Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/16/no...

Чтобы закончить этот западный экскурс, который нам еще понадобится, скажу, что в конце 16 века, в 1596 году заключается Брестская уния, т. е. епископы киевской митрополии подписывают новый инвариант флорентийской унии. На этот счет были большие споры, но большинство епископов и митрополит подписывают соединение с западной церковью и начинают считать римского Папу своим главой. Но это не разделяется большинством мирян, и культурных горожан, и частью православных аристократов, и простых сельским населением. Сельскому украинскому и белорусскому населению тогда особенно плохо, потому что с середины 15 века, намного раньше московского царства, в литовских землях происходит полное закрепощение крестьянства, крестьяне становятся фактически рабами. Не только православные, католики тоже, но большая часть крестьян литовского княжества, четыре пятых, это православные. Соответственно помещики большинство это католики и протестанты. Казачество всё православное, Тараса Бульбу все читали. Это вызывает не только религиозно-социальный антагонизм в западных землях. Поэтому то, что делают епископы, и, к сожалению, не по богословским соображениям, а по соображениям власти, дело в том, что католические епископы и монастыри имели все привилегии, и на них распространялись права, которые имели светские аристократы и светские поместья. Это огромные богатства, деньги, привилегии, право заседать в сейме. И очень многие этим польстились. А народ, который, может, плохо разбирался в богословии, но понимал, что это религия его поработителей: не политических, литовцев и русских, а социальных – его помещиков. И в этом смысле не шел за своими епископами, произошел драматический раскол, когда светская западная часть Руси осталась православной, а высшее духовенство перешло в унию. Лидером православного движения сопротивления стал знаменитый князь Константин Острожский, один из высших аристократов в Польше, православный. До этого было принято решение, что все светские аристократы члены сейма независимо от религиозной принадлежности, в этом смысле в Литве была веротерпимость, и формально даже в отношении крестьян была веротерпимость, просто так получилось – распалось общество. Права были одинаковые и у православных, и у католических крестьян – то есть их не было ни у тех, ни у других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инициатор создания Юго-Зап. отд-ния географического об-ва, А. организовал систематические археографические и географо-этнографические изыскания. Деятельность А. как археографа связана с работой в качестве главного редактора (1864-1880) во Временной комиссии для рассмотрения древних актов при канцелярии Киевского ген.-губернатора, занимавшейся изучением Юго-Зап. края. Одним из результатов этой деятельности стали 2 работы А. по истории Церкви. В кн. «Очерк отношений польского государства к православию и Православной Церкви» (1866) А. исследовал политику польск. гос-ва по отношению к Православию гл. обр. во 2-й пол. XVII в., когда с помощью различных мер принуждения большую часть правосл. населения Речи Посполитой заставили принять Брестскую унию . При этом А. подчеркивал неблаговидную роль группы правосл. иерархов, к-рые под давлением власти тайно перейдя в унию, воздействовали изнутри на паству, видевшую в них правосл. епископов. Непрерывная и возрастающая экспансия католичества продолжалась и в XVIII в. (вплоть до третьего раздела Польши в 1795), что вызывало неоднократные ответные шаги российской дипломатии. Особенно тяжело сказывалось, по мнению А., вмешательство польск. гос-ва во внутрицерковную жизнь правосл. Церкви (выборы архиереев, поставление священников). Основной вывод, к-рый сделал А.,- преследование Православия в Речи Посполитой было результатом целенаправленной политики, продиктованной не церковными, а гос. интересами. Др. книга А. «Очерк состояния Православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798)» (1871) также посвящена церковной жизни на Украине и в Белоруссии во 2-й пол. XVII-XVIII в., но отличается от первой более подробным анализом источников и хронологическим изложением исторических событий. В этой работе А. собрал многочисленные факты преследований правосл. населения со стороны католич. духовенства и польск. шляхты. Считая униатство искусственным явлением, историк писал: «Вызванная политическою и религиозною интригою, уния лишена была жизненной силы со дня своего рождения» (Антонович В. Б. Очерк состояния Православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). С. 98).

http://pravenc.ru/text/114062.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010