Однако, мы понимаем, что Господь хочет открыть нам нечто еще более важное этим образом первого сына, который сказал «нет», и тем не менее послушался. «Подойдя к другому сыну, отец сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Очевидно, что внимание притчи сосредоточено на втором сыне. Господу противостоят религиозные власти Иерусалима, и к ним обращен этот Его пример. Но и нас спрашивает сегодня Господь: «Что вы думаете? Какой из двух сыновей исполнил волю Отца?» Они говорят Ему: «Первый». В этом нет сомнения. И мы тоже не можем по-другому ответить. И вот, мы приходим к самой сути. Недостаточно красивых слов. Значение имеют наши поступки, а не намерения. В этом отношении современный мир как будто согласен со Христом. Но, увы, снова только на словах. На словах наши политики и идеологи обличают ничем не подкрепленные декларации. И сами же выступают с подобным же. Всем ясно, что об обещаниях судят по результатам. Однако, что толку нам судить других, когда этот «второй сын» столь часто напоминает нас самих. Мы ведем себя нелогично. Мы говорим, что мы верующие, а поступаем порой хуже неверующих. Мы говорим «да» Богу нашими устами, и «нет» нашими поступками. Мы поем за литургией Символ веры, а, выйдя из храма, своею жизнью отрекаемся от него. Каждый день мы говорим Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», а ищем земного царства и исполнения своей воли. Но Господь предупреждает нас: не достаточно «говорить», надо «делать». Бога не обманешь. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов предупреждает нас: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (1 Ин. 3. 18). «Истинно, истинно говорю вам, — возвещает Господь, — мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Господь произносит эти торжественные слова: «Аминь, аминь глаголю вам» всегда, когда хочет возвестить что-то исключительно важное.

http://moral.ru/утреня-великого-понедель...

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, именно Иисус Христос есть подлинный Господь – а ведь это официальный титул римского императора (греч. κριος, лат. dominus). А «власти века сего» объявлены преходящими, т. е. временными, и то, что они считают мудростью, на самом деле таковой не является. Соответственно, когда она будет достигнута, всё поменяется местами, и те, кто сегодня подлежит суду римских властей, сам примет на себя роль судьи. Разбирая частный вопрос (можно ли христианину подавать в языческий суд на другого христианина), Павел пишет весьма энергично (1 Кор. 6:1-3): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» То есть, по сути, в новой реальности теми самыми инструментами Божьей власти станут верующие. И все это произойдет потому, что, как сказано в 1 Кор. 15:24-25, «Он [Христос] предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» . Разумеется, здесь тоже может идти речь о враждебных Богу духовных силах, среди которых тоже может существовать своя иерархия. Но вместе с тем также и о земных властях, которые в конце времен должны признать власть Божию. Еще яснее выражается Павел в Послании Филиппийцам, написанном, по всей видимости, в заключении, в ожидании суда у римского императора – возможно, даже в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе (Фил. 2:9-11): « Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь [κριος] Иисус Христос в славу Бога Отца ». Таким образом, подлинным Царем и настоящим Господом Павел считает только Иисуса. В Фил. 3:20 он говорит еще более откровенно: « Наше же жительство [πολτευμα] – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа ». Слово πολτευμα не просто означает место жительства, как можно подумать по Синодальному переводу, скорее это и есть «государство» или «гражданство». По сути, это яркая декларация лояльности только Христу. К тому же здесь употреблено не только слово κριος «Господь», но еще и σωτρ «Спаситель» – оба слова еще в эллинистическую эпоху вошли в титулатуру монархов.

http://pravmir.ru/apostol-pavel-o-vlasti...

Традиционное учение Церкви о смертной казни заключается в словах святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3). А, между прочим, это меч, как известно, не только для вооружённой защиты общества, но для исполнения смертных приговоров. Апостол Павел далее говорит: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Если смертная казнь является смертным грехом, то тогда получается, что преступниками были не только благочестивые цари Ветхого Завета, но и христианские правители Нового Завета. Святой равноапостольный Император Константин, святой равноапостольный Император Юстиниан, благочестивые короли – крестители и просветители Европы, которые были вынуждены употреблять смертную казнь. С этой точки зрения католикам следует деканонизировать святого Людовика, с которым, по свидетельству его друга и сподвижника Жана Жуанвиля, в Великую пятницу произошла одна история. В Великую пятницу король хранил строгий пост и пребывал в молитве, читал Псалтирь. Как вдруг к нему вваливаются бароны и просят за одного узника, взятого под стражу и брошенного в тюрьму по обвинения в многочисленных преступлениях. Бароны заявили королю: « Ваше Величество, этот человек возможно и не так уж виноват, он раскаивается. И неужели Вы в тот День, когда Спаситель на Кресте пролил за нас Свою бесценную Кровь, помиловал и простил всех нас, не помилуете одного из своих подданных». Король растрогался и уже был готов выполнить их просьбу, как вдруг его взор остановился на Псалтире, в которой он прочёл такие слова: Сотвори суд и правду на всякое время. Король призвал прево, отвечавшего за суд в Париже и спросил его: «В чём повинен арестованный барон?» Прево покраснел и сказал: Ваше Величество, это разговор не для сегодняшнего дня. «Нет, – отвечал король, в Псалтире сказано: сотворил я суд и правду на всякое время, поэтому поведай мне, пожалуйста, в чём он виновен!»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/po...

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...” (Мф. 5. 3–12). Первое знакомство с этой нравственной программой способно смутить дух современного человека. Ибо все, что предписывается Заповедями Блаженств, представляется бесконечно далеким от нашего бытового понимания счастливой и полнокровной жизни: нищета духа, плач, кротость, искание правды, милость, чистота, миротворчество, изгнанничество и поношение... И ни намека, ни полслова о том, что вписывалось бы в расхожее представление о земном блаженстве. Заповеди Блаженств — своего рода декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. И по тому, как он относится к этим заповедям, можно безошибочно судить о его духовном состоянии. Если они вызывают неприятие, отторжение и ненависть, если между внутренним миром человека и этими заповедями не находится ничего общего, созвучного, то это является показателем тяжкого духовного недуга. Но если возникает интерес к этим странным, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл, то это свидетельствует о внутренней готовности к слышанию и пониманию Слова Божия. Рассмотрим же каждую заповедь по отдельности. 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Может ли почитаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Подобное предположение очевидно противоречит не только опыту повседневной жизни, но и тем идеалам, что прививаются нам современной культурой. Однако для начала будем иметь в виду, что не всякий дух соделывает человека духовным, а тем более счастливым. Ранее мы говорили об искушениях Иисуса Христа в пустыне. А ведь там не кто иной, как дух диавольский предлагал Господу великие соблазны, которые, однако, не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.

http://mospat.ru/archive/86413-o-zapoved...

«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3) И вот при этом всем Церковь постоянно просит мира, молит о мире, призывает мир. Вы скажете – где плод? Где, собственно, мир? А плод в том, что мы не едим друг друга поедом и буквально. Чудный Гоголь обмолвился однажды, что люди не едят друг друга на завтрак, не превращаются в настоящих каннибалов только потому, что постоянно служится Божественная Литургия. Благодать Божия совершает свое удерживающее действие и не дает людям совершенно оторваться от нравственного закона, сравниться с демонами. Это и есть плод. Кто сам молится, тот понимает сказанное. Но кто вовсе не молится, тот говорит надутые фразы, типа: «Почему Бог зло не уничтожит? Где вообще ваш любящий Вседержитель, если в мире столько зла?» Этот вопрос, как неправильно сформулированный, недостоин ответа. А молящийся человек должен сердцем понимать, что молитвы Церкви – тайный источник всего благого, и крепкая, может быть, единственная узда на всякое действие сатанинское. Поэтому Церковь каждый час. Даже и в сию самую минуту на разных языках и голосах  взывает, молится, просит о мире, и просьбы эти не бесплодны, не бесполезны. У человека мира нет. В сердце нет, в мыслях нет. На бумаге, правда, есть. В декларациях и мирных договорах есть. В тех договорах, которые неизбежно будут нарушены по праву сильного или по иным соображениям, и превращены в макулатуру.  А по жизни и в реальности мира нет. У Бога есть мир, и Сам «Он есть мир наш», как Павел о том неоднократно говорит. И Церковь постоянно просит о том, чего либо нет, либо не хватает, но что очень нужно. Спасибо ей за это. Когда-нибудь Церковь уйдет из мира, спрячется, скроется, как Крылатая Жена из Апокалипсиса, и тогда всякая плоть почувствует, что жизнь потеряла смысл.

http://radonezh.ru/analytics/mirom-gospo...

Общая Декларация Римско-католической церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем: 1 . Благодарение Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им встретиться на той священной земле, где смерть и Воскресение Господа Иисуса завершили тайну нашего Спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь . Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I твердо решили не упускать ни одной из возможностей к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы содействовать развитию уже начавшихся братских отношений между Римско-католической церковью и Константинопольской Православной Церковью. Они убеждены, что отвечают таким образом на зов благодати Божией, ведущей ныне церковь Римскую, как и Церковь Православную, и всех христиан к преодолению их различий, дабы вновь стать «едиными», как испрашивал о них Отца Господь Иисус. 2 . Среди препятствий, что находятся на пути к этим отношениям доверия и уважения, следует назвать прежде всего воспоминание о тех достойных сожаления решениях, поступках и инициативах, приведших в 1054 году к отлучению Патриарха Михаила Керулария и двух других лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми кардиналом Гумбертом, ставшими в свою очередь объектами подобного же отлучения со стороны Константинопольского Патриарха и Синода. 3 . В тот беспокойный период истории события эти и не могли быть иными. Но сегодня для того, чтобы вынести о них более здравое суждение, необходимо признать, что впоследствии они приобрели значение, которое вышло далеко за пределы намерений их авторов, чьи запретительные меры касались лишь определенных лиц, но никак не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской. 4 . Вот почему Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что они выражают общее стремление к правде и единодушное стремление любви своих верующих, напоминают завет Господень: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнить, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ) – и по общему согласию заявляют:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм, образно говоря, – это открытка, которую семилетний малыш целый день рисовал папе на день рожденья со всей любовью чистого детского сердца, а потом, волнуясь и стесняясь, подарил отцу, присовокупив поцелуй любви. Разве сердце родителя останется к этому равнодушным?! Конечно же, оно умилится и исполнится теплоты и нежности. Конечно, в наше время модным и широко распространенным стало мнение: «Мол, зачем эти храмы? Я в Бога верю в душе, а храмы – это просто камень». По опыту скажу: как правило, так рассуждают люди, равнодушные к Господу. Они пытаются скрыть свою духовную лень оправданной теорией «нехождения в храм». Такие люди декларируют веру в Бога, но Он им не нужен. Они верят, как деисты, в то, что Бог – это Великий Часовщик, Который сотворил мир как часы и не вмешивается в их ход. Потому в жизни можно обойтись и без Него. Не только без храма, но и без Господа. Ведь для человека, страстно, жадно ищущего Бога, богопознание – это путь. И этот путь предполагает цели, средства их достижения и само движение-жизнь по этому пути. Потому такому человеку, конечно же, нужен храм – отделенное от мира место встречи с Богом. Место, где он оказывается, подобно святому пророку Моисею, один на один с Неопалимой купиной, уже находящейся почти за гранью вещественного мира. И наш труд в храме по его благоустройству – это та же молитва. Как говорится: молитва и труд – суть два крыла монашеские. Ведь, по словам святого апостола Иакова, брата Господня: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вдумаемся же в эти великие и страшные слова! Наша вера без дел как мертвое тело без души, обреченное на разложение! Потому что есть голая декларация, скажем, горизонтально-диванная, но нет усилия души, чтобы, подобно барону Мюнхгаузену, взять себя за волосы и вырвать с Божьей помощью из болота. И на это, казалось бы, невидимое, но мощное усилие нужна колоссальная энергия любящей Бога души. И в этом отрыве от материальности, на которое, конечно, нужно огромное мужество, заключается начало преображения человеческого естества. Как сказал Спаситель: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:12).

http://pravoslavie.ru/99249.html

О брат, кто не готов в тот момент, когда это нужно, тот не будет готов никогда! О брат, кто не готов теперь, кто не готов в тот момент, когда это нужно, тот не будет готов никогда! Кто не приходит, когда его зовут, тот не придет никогда. Христос просит от тебя этого теперь, а не потом. Он ждет, чтобы ты пришел сегодня, а не завтра: завтра будут позваны другие. Каждого Бог просит только раз. Тогда его время. И кто отверг Его и не послушал Его тогда, тот вряд ли еще услышит когда-нибудь Его голос. Вы еще не готовы? Вы еще оглядываетесь назад? У вас еще есть мертвые, которых нужно похоронить? У вас еще есть сладкое гнездышко, которого вам жаль? Так оставайтесь же! Не приходите! Завтра его всё равно сожжет у вас огонь — и, может быть, вместе с вами! Взгляните хоть издали на написанное в Евангелии от Луки: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13: 28)! Господи, если это час высшего решения, то вот, я готов! Воскликни и призови меня! Я готов прямо сейчас! Все мои счеты сведены: я ничего больше не желаю и ни о чем не жалею! Ни одна частичка моего сердца не привязана ни к чему на земле. Мой багаж уже собран. Мне так мало надо взять с собой! Всё, что было у меня ценного, я уже отправил вперед, а что было тяжелого, отбросил назад. Ничего не хочу, как только бы не расставаться с Тобой никогда, Иисусе, сладкий мой Спасителю и великий мой Боже. Душу твою положишь! Господи Иисусе Христе, в стыде стою перед Тобою и не могу сказать ни слова, кроме слов раскаяния и молитвы! Было и в моей жизни время, когда я давал Тебе хвастливые и легкомысленные обещания. Может, в глубине своего сердца я и горел тогда искренней любовью к Тебе, но мера, которую нужно иметь во всем, что я говорил, часто лишала меня многих слов, которые я мог бы произнести своими устами. Я был молод, Господи, а жертвы, катакомбы и смерть, которыми я хвастал, что готов буду претерпеть их за слово Твое, казались мне лишь пылкими и красивыми декларациями, которые навсегда станут предметом песнопений и проповедей. Но когда затем пришло время и Ты спросил у меня опытного доказательства этих обетов и подтверждения делами этих выспренних и поспешных обещаний любви и послушания, которые я дал Тебе, только тогда я осознал, какие серьезные обязательства взял перед Тобой, Господи, и какая цена требуется, чтобы сдержать сделанное мной обещание.

http://pravoslavie.ru/72142.html

Чего мы хотим? Если украинские православные — наши братья во Христе, утрату церковного общения с которыми мы видим как большую беду, нам стоит думать о том, чтобы могло бы содействовать сохранению этого общения, а что — вредить ему. Ссылки на правила и каноны могут быть формально безупречны — но не убеждать людей, потому что в них нет самого главного — братолюбия. Как говорит Апостол, «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:1,2) Готовности услышать других православных, почувствовать их боль, осознать, какие скорби они претерпевают. За поступками людей могут стоять разные причины. Это может быть гордыня или политические амбиции. А могут быть невыносимые обстоятельства, в которых хорошего варианта нет, а какой из плохих является наименее плохим — это заранее понять невозможно. Мы можем, например, вспомнить декларацию митрополита Сергия, о которой люди спорят до сих пор. Была ли она необходимой? Была бы Церковь без нее совершенно уничтожена? Даже сейчас это трудно понять. А уж самому митрополиту Сергию, на которого легло невыносимое бремя этого выбора — тем более. Украинская Православная Церковь находится в тяжелейшем положении. С одной стороны, она претерпевает все бедствия войны — на которой погибают, в том числе, ее прихожане и их родные. С другой — ее стремится уничтожить правительство. Мы, как частные лица, не обладаем властью изменить эту ситуацию — но мы можем решить, как себя в этой ситуации вести. И нам стоит отнестись к нашим страдающим братьям с состраданием и пониманием — как говорит Апостол, «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор.12:26,27) Холодное, формальное осуждение может только быть вкладом в грех раскола — который предотвращается и исцеляется любовью.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010